Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Секреты здорового питания"

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Секреты здорового питания"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Яснополянская основная общеобразовательная школа»




УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО директор школы: Совет школы: на заседании педагогического

Каткова А.П. Сомова И.В. совета № __________

_______________ ______________ «___»_______2010 г

«___»_______2010 г. «___»_______2010 г










Программа

«Разговор о правильном питании»




Возраст детей: 1-4 классы


Срок реализации 2010-2014 гг






















Пояснительная записка

Программа "Разговор о правильном питании" разработана в 1998 году специалистами Института возрастной физиологи Российской академии образования под руководством Безруких М.М., кандидатом биологических наук Т.А.Филипповой; кандидатом педагогических наук А.Г.Макеевой.

По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30 – 35% детей поступающих - в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья, в 3 раза – с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта.

Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному результату – это неправильное питание, то есть питание не полезными, а вредными продуктами. Многие родители считают, что правильное питание ребёнка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только, что ест ребёнок, но как организовано его питание.

Для успешной адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира, необходимо умение вести здоровый образ жизни, одним из условий которого является правильное сбалансированное питание.

Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Осознавая важность данного вопроса, компания “Нестле” приняла решение о создании и внедрении программы, которая в доступной и интерактивной форме обучала бы младших школьников правилам и принципам правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Такая программа, направленная на формирование у детей основ здорового образа жизни, была разработана в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и рекомендована Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. В рамках данной программы, посвященной вопросам здорового питания, обучающиеся получают основные сведения по диетологии, достаточные для того, чтобы ответственно относиться к правильному питанию, а также знания о влиянии питания на физическое и умственное развитие человека. При изучении программы обучающиеся приобретают умение принимать самостоятельные решения, а также смогут научиться выбирать здоровую пищу, составлять индивидуальное меню и применять полученные знания в своей дальнейшей жизни. На занятиях рассматриваются вопросы, связанные с питанием и здоровьем людей разных национальностей, народные традиции как неотъемлемая часть общей культуры личности.


Цель программы:

- формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни

- сформировать у обучающихся здоровьеразвивающую компетентность: необходимость сохранять и развивать свое здоровье, важность культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.

- формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.


Задачи программы:

        расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;

        формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

         формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

         пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об историях и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;


Особенности построения курса

Курс состоит из 2-х частей и рассчитан на школьников от 6 до 11 лет:

1-2 классы – «Разговор о правильном питании»

3-4 классы – «Две недели в лагере здоровья»


Программа включает в себя не только вопросы соблюдения режима питания, но и культуры поведения за столом, навыкам сервировки стола, с особенностями правил приготовления пищи.

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями.

Все занятия составлены, с учётом постепенного накопления знаний, умений и практического опыта. Занятия проходят в виде: бесед, оздоровительных минуток, деловых игр.

Беседы включают вопросы культуры и гигиены питания, общих сведений о питании и приготовлении здоровой пищи, истории русской кухни, витаминах на грядках и в саду и др.


Формы и методы реализации программы:

        рассматривание рисунков, фотографий;

        свободное и тематическое рисование;

        моделирование и анализ ситуаций;

        рассказы, беседы, дискуссии, анкетирование;

        сюжетно – ролевые игры;

        чтение по ролям;

        рассказ по картинкам;

        игры, конкурсы, викторины;

        мини – проекты;


В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы-, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.




Ресурсное обеспечение программы

  1. Интернет ресурсы;

  2. Таблицы пищевой ценности продуктов;

  3. Раздаточный методический материал;

  4. Компьютеры.


Содержание курса «Здоровое питание» отвечает следующим принципам:

  • возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей;

  • научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей и подростков;

  • практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;

  • динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения предыдущих модулей;

  • вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;


Программа состоит из двух частей:

1. «Разговор о правильном питании» для младших школьников 6-8 лет включает следующие темы: « Самые полезные продукты», «Что надо есть, если хочешь стать сильнее», «Где найти витамины зимой», «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты», «Как правильно есть», «Удивительные превращения пирожка», «Плох обед, если хлеба нет», «На вкус и цвет товарищей нет», «Если хочется пить», «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной». Эти темы могут быть использованы на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира. Возложить ответственность на классных руководителей проводить беседы о здоровом и правильном питании.

2.«Две недели в лагере здоровья»- для школьников 9-11 лет включает следующие темы: «Из чего состоит наша пища», «Что нужно есть в разное время года», «Как правильно питаться, если занимаешься спортом», «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен», «Как правильно накрыть стол», «Как правильно вести себя за столом», «Что и как приготовить из рыбы», «Дары моря», «Кулинарное путешествие по России», «Где и как готовят пищу», «Какаю пищу можно найти в лесу». Темы второй части могут использоваться на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира, ОБЖ, а также на уроках обслуживающего труда.


Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:

В 1 – м классе:

  • знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;

  • навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;

  • умение определять полезные продукты питания.

Во 2 – м классе:

  • знание о структуре ежедневного рациона питания;

  • навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;

  • умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.

В 3 – м классе:

  • знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;

  • навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;

  • умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.

В 4 – м классе:

  • знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

  • навыки, связанные с этикетом в области питания;

умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения

соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной

активности, корректировать несоответствия


Ожидаемый результат:

Программа «Рациональное питание» рассчитана на 17 уроков. В результате обучения по данной программе обучающиеся научатся анализировать различные «пищевые ситуации», правильно подходить к вопросу питания, выбора пищи, научатся чувствовать потребности своего организма, быть разборчивым в еде, знать какие продукты полезны для здоровья.

Все это будет способствовать повышению уровня компетентности в вопросах питания, что позволит грамотно делать выбор и принимать адекватные решения.

Оценка эффективности занятий проводится сравнительным анализом результатов анкетирования в начале обучения и по окончанию изучения программы, самоанализом рациона питания семьи каждого обучающегося, цель которого – мониторинг образовательных эффектов по завершении изучения данной программы



Литература:

  1. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. «Две недели в лагере здоровья» «ОЛМА-ПРЕСС» М., 2003;

  2. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева рабочая тетрадь «две недели в лагере здоровья»

  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильной питании / Методическое пособие – М, Олма-Медиа Групп, 2007 г.;

  4. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильной питании» – М., Олма-Медиа Групп, 2004 г.;

  5. Брехман И. И. «Введение в Валеологию – науку о здоровье»

  6. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997

  7. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987

  8. Витамины. Под редакцией Смирнова М.П. – М.: Медицина, 1974 г.

  9. Езушина Е.В. Азбука правильного питания. Дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.- Волгоград: Учитель, 2008

  10. Касаткина В.Н., Щеплягина Л.А., Здоровье, учебно-методическое пособие для учителей, РОО «Образование и здоровье», М., 2007.










Тематическое планирование



Программа состоит из следующих разделов:

  • гигиена питания;

  • режим питания;

  • полезные продукты


Программа включает два модуля: «Разговор о правильном питании» - для детей 6-8 лет и «Две недели в лагере здоровья» - для детей 9-11 лет.

Тематика курса «Здоровое питание»:

1 часть. «Разговор о правильном питании»

  1. «Самые полезные продукты».

  2. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее».

  3. «Где найти витамины весной».

  4. «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные про­дукты».

  5. Как правильно есть.

  6. Режим питания.

  7. «Каждому овощу свое время».

  8. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной».

  9. «Плох обед, если хлеба нет».

  10. «Удивительные превращения пирожка»

  11. «Полдник. Время есть булочки».

  12. «Пора ужинать».

  13. «Если хочется пить».

  14. «На вкус и цвет товарищей нет».

  15. Культура питания.

  16. «День рождения Зелибобы».


  1. часть. «Две недели в лагере здоровья»


  1. «Из чего состоит наша пища».

  2. Разнообразие питания

  3. «Что нужно есть в разное время года»,

  4. «Как правильно питаться, если занимаешься спортом».

  5. Гигиена питания и приготовление пищи.

  6. «Где и как готовят пищу».

  7. «Что можно приготовить, если выбор продуктов огра­ничен».

  8. Этикет:

  9. «Как правильно накрыть стол».

  10. «Как правильно вести себя за столом».

  11. Рацион питания.

  12. «Молоко и молочные продукты».

  13. «Блюда из зерна».

  14. «Какую пищу можно найти в лесу».

  15. «Что и как приготовить из рыбы».

  16. «Дары моря».

17. «Кулинарное путешествие по России




Содержание курса

1.Давайте познакомимся (2 ч.)

Познакомить учащихся с целями и задачами курса. Обобщить уже имеющиеся знания об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы «Разговор о правильном питании».

2. Из чего состоит наша пища (2 ч.)

Дать детям представление об основных группах питательных веществ – белках,                жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.

3.Меню сказочных героев.(1 ч.)

Дети обсуждают – чем опасен рацион питания Карлсона, Вовки из Тридесятого царства и т. д., составляют меню для этих героев.

4. Что нужно есть в разное время года (3 ч.)

Формировать представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков.

5.Как правильно питаться, если занимаешься спортом (2 ч.)

Формировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности.

6. Где и как готовят пищу (2 ч.)

Дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначения; познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов.

7. Как правильно накрыть стол (2 ч.)

Расширить представление детей о предметах сортировки стола, правилах сервировки стола для ежедневного приёма пищи; помочь детям осознать важность знаний правил сортировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

8. Молоко и молочные продукты (3 ч.)

Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного питания.

9.   Блюда из зерна (1 ч.)

Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием.

10. Какую пищу можно найти в лесу  (1 ч.)

Расширить знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания; познакомить детей с флорой края, в которой они живут, её богатстве  и разнообразии, необходимости заботиться и сохранять природные богатства.

11. Что и как приготовить из рыбы (1 ч.)

Расширить представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности, о местной фауне, животных, которых человек использует в пищу.

12. Дары моря (2 ч.)

Расширить представление детей о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; формировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.

13. Кулинарное путешествие по России (2 ч.)

Формировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа; расширить представление о кулинарных традициях своего народа.

14. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен (1 ч.)

Расширить представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; закрепить представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.

15. Как правильно вести себя за столом (1 ч.)

Расширить представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола;  формировать представление о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

 





























8


  • Начальные классы
Описание:

Пояснительная записка

 

     Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Секреты здорового питания» (общекультурной направленности) для 1 – 4  классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, на основе программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева - М.: ОЛМА Медиа Групп), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева - М.: ОЛМА Медиа Групп ).

 По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30 – 35% детей поступающих - в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных  с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья, в 3 раза – с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта.

     Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному результату – это неправильное питание, то есть питание не полезными, а вредными продуктами.  Многие родители считают, что правильное питание ребёнка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле  полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же   важно  не только, что ест ребёнок, но как организовано его питание.

   Для успешной адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира, необходимо умение вести здоровый образ жизни, одним из условий которого является правильное сбалансированное питание.

    Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Осознавая важность данного вопроса, компания “Нестле” приняла решение о создании и внедрении программы, которая в доступной и интерактивной форме обучала бы младших школьников правилам и принципам правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.

    Такая программа, направленная на формирование у детей основ здорового образа жизни, была разработана  в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М.  Безруких, директора этого института, академика РАО и рекомендована Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. В рамках данной программы, посвященной вопросам здорового питания, обучающиеся получают основные сведения по диетологии, достаточные для того, чтобы ответственно относиться к правильному питанию, а также знания о влиянии питания на физическое и умственное развитие человека. При изучении программы  обучающиеся приобретают умение принимать самостоятельные решения, а также смогут научиться выбирать здоровую пищу, составлять индивидуальное меню и применять полученные знания в своей дальнейшей жизни. На занятиях рассматриваются вопросы, связанные с питанием и здоровьем людей разных национальностей, народные традиции как неотъемлемая часть общей культуры личности.

 

                                                              Цель программы:

·         формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни

·         сформировать у обучающихся здоровьеразвивающую компетентность: необходимость сохранять и развивать свое здоровье, важность культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.

·         формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

 

                                  

 

                                                                Задачи программы:

·    расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и  укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;

·   формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

·   формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

·   пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об историях и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

 

                                                                 Особенности построения курса

Курс   состоит из 2-х частей и рассчитан    на учащихся от 6 до 11 лет:

1-2 классы – «Разговор о правильном питании»

3-4  классы – «Две недели в лагере здоровья»

1. «Разговор о правильном питании» для младших школьников 6-8 лет включает следующие темы: « Самые полезные продукты», «Что надо есть, если хочешь стать сильнее», «Где найти витамины зимой», «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты», «Как правильно есть», «Удивительные превращения пирожка», «Плох обед, если хлеба нет», «На вкус и цвет товарищей нет», «Если хочется пить», «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной». Эти темы могут быть использованы на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира. Возложить ответственность на классных руководителей проводить беседы о здоровом и правильном питании.

2.«Две недели в лагере здоровья»- для школьников 9-11 лет включает следующие темы: «Из чего состоит наша пища», «Что нужно есть в разное время года», «Как правильно питаться, если занимаешься спортом», «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен», «Как правильно накрыть стол», «Как правильно вести себя за столом», «Что и как приготовить из рыбы», «Дары моря», «Кулинарное путешествие по России», «Где и как готовят пищу», «Какаю пищу можно найти в лесу». Темы второй части могут использоваться на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира, ОБЖ, а также на уроках обслуживающего труда.

 Программа  включает в себя  не только вопросы соблюдения режима питания, но и культуры поведения за столом, навыкам сервировки стола, с особенностями правил приготовления пищи. 

      Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями.

      Все занятия составлены,  с учётом постепенного накопления знаний, умений и практического опыта. Занятия проходят в виде: бесед, оздоровительных минуток, деловых игр.

        Беседы включают вопросы культуры  и гигиены питания, общих сведений о питании и приготовлении  здоровой пищи, истории русской кухни, витаминах на грядках и в саду и др.

 

                                              Формы и методы реализации программы:

·        рассматривание рисунков, фотографий;

·        свободное и тематическое рисование;

·        моделирование и анализ ситуаций;

·        рассказы, беседы, дискуссии,  анкетирование;

·        сюжетно – ролевые игры;

·        чтение по ролям;

·        рассказ по картинкам;

·        игры, конкурсы, викторины;

·        мини – проекты;

 

      В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

    Занятия проводятся в форме беседы, практической работы с элементами теории, дискуссий, экскурсий, деловых игр, игровых занятий.

   Проблема здорового и правильного питания ребёнка многогранна и требует усилий многих специалистов, но в первую очередь, она должна волновать как родителей, так и учителей начальных классов.

   Не секрет, что вкус ребёнка, его привыкание к определённой пище, его культура питания формируются с самого раннего возраста в семье.    И когда дети переступают порог школьного учреждения, мы, педагоги, обнаруживаем, что наши ученики  отдают предпочтение продуктам, которые активно рекламируются с экранов телевизора. Изменить их вкус и привычки в питании порой трудно, но возможно.

  Программа «Разговор о правильном питании» строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком.       Необходимо сделать  акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому выполнению заданий.

  Вся работа проводится в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.

     Основная цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

     В соответствии с целью определяются конкретные задачи.

                                                                                                    Образовательные задачи:

·         развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировании готовности заботиться и укреплять здоровье.

·         расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности выполнять эти правила.

·         развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

·         пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.

                                                                                                    Воспитательные задачи:

·         развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой  и историей народа.

·         развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

                                                                                                      Развивающие задачи:

·         развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности.

·         развитие самостоятельности, самоконтроля.

·         развитие коммуникативности.

·         развитие творческих способностей.

·         развитие мотивации  к овладению навыками базисных образовательных программ: литературы, ИЗО.

 

Содержание программы

 

     Содержание  программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе.

     Данная система занятий   проявила активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона, о чём свидетельствуют рисунки, плакаты, рефераты, презентации самих участников занятий.

     Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. При реализации программы используется работа в группах, участие в практических занятиях, а также экскурсии.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Знакомство с героями

1

2

Что я знаю о питании? Анкетирование

1

3

Из чего состоит пища

1

4

Практическое занятие «Состав продуктов»

1

5

Что нужно есть в разное время года

1

6

Конкурс «Осеннее меню»

1

7

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

1

8

Конкурс рисунков «Продукты для спортсмена»

1

9

Где и как готовят пищу

1

10

Виртуальная экскурсия в столовую

1

11

Как правильно накрывать стол

1

12

Практическое занятие «Накрываем стол для гостей»

1

13

Молоко и молочные продукты

1

14

Оформление буклетов  «Блюда из молочных продуктов»

1

15

Блюда из зерна

1

16

Оформление буклетов  «Блюда из зерна»

1

17

Какую пищу можно найти в лесу

1

18

Виртуальное путешествие  в лес

1

19

Что и как можно приготовить из рыбы

1

20

Оформление буклетов  «Рыбные блюда»

1

21

Дары моря

1

22

Практическое занятие «Готовим блюда из морепродуктов»

1

23 - 25

«Кулинарное путешествие» по России

1

26

Конкурс  «Блюда России»

1

27

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен

1

28

Практическое занятие «Составление постного меню»

1

29

Как правильно вести себя за столом

1

30

Практическое занятие «Встречаем гостей»

1

31

Конкурс творческих поделок «Полезные продукты»

1

32

Конкурс рисунков «Каким бы я был, если бы питался неправильно»

1

33

Праздник – ярмарка «Семейное блюдо»

1

34

Анкетирование «Здоровое  питание»

1

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Ценностные ориентиры содержания:

·       Способность индивидуально воспринимать окружающий мир.

·       Иметь и выражать свою точку зрения.

·       Целеустремлённость.

·       Настойчивость в достижении цели.

·       Готовность к преодолению трудностей.

·       Способность критично оценивать свои действия и поступки.

·       Коммуникабельность.

                                                 Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:

                                                                                                                                 В 1 – м классе:

  • знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;
  • навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;
  • умение определять полезные продукты питания.

 

                                                                                                                   Во 2 – м классе:

  • знание о структуре ежедневного рациона питания;
  • навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
  • умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.

 

                                                                                                                      В 3 – м классе:

·         знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;

·         навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;

·         умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.

 

                                                                                                                                     В 4 – м классе:

·         знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

·         навыки, связанные с этикетом в области питания;

                умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения  

                соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной

                активности, корректировать несоответствия                                                                               

 

                                                                       Ожидаемый результат:

       В результате обучения по данной программе обучающиеся научатся анализировать различные «пищевые ситуации», правильно подходить к вопросу питания, выбора пищи, научатся чувствовать потребности своего организма, быть разборчивым в еде, знать какие продукты полезны для здоровья.

      Все это будет способствовать повышению уровня компетентности в вопросах питания, что позволит грамотно делать выбор и принимать адекватные решения.

      Оценка эффективности занятий  проводится сравнительным анализом результатов анкетирования в начале обучения и по окончанию изучения программы,  самоанализом рациона питания семьи каждого обучающегося, цель которого – мониторинг образовательных эффектов по завершении изучения данной программы

 

                                             Литература:

  1. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. «Две недели в лагере здоровья» «ОЛМА-ПРЕСС» М., 2003;
  2. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева рабочая тетрадь «две недели в лагере здоровья»
  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильной питании / Методическое пособие – М, Олма-Медиа Групп, 2007 г.;
  4. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильной питании» – М., Олма-Медиа Групп, 2004 г.;
  5. Брехман И. И. «Введение в Валеологию – науку о здоровье»
  6. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997
  7. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987
  8. Витамины. Под редакцией Смирнова М.П. – М.: Медицина, 1974 г. 
  9. Езушина Е.В. Азбука правильного питания. Дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.- Волгоград: Учитель, 2008

10.  Касаткина В.Н., Щеплягина Л.А., Здоровье, учебно-методическое пособие для учителей, РОО «Образование и здоровье», М., 2007.

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Ø                 Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.

Ø                 Формирование у детей сознательного отношения к своему здоровью.

Ø                 Осваивать навыки правильного питания.

Ø                 Формировать у детей чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

 

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны знать и уметь:

 

Ø                  Уметь ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее 

                        полезные.

Ø                  Оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ и с учетом границ личностной

                        активности корректировать несоответствия.

Ø                  Пользоваться знаниями и навыками, связанные с этикетом в области питания.

Ø                  Уметь устанавливать контакты с другими людьми.

 

Универсальные учебные действия

 

     При умелом проведении интегрированных занятий, целесообразном планировании тем трудовой и изобразительной деятельности кружка, использовании доступного, известного с детства материала можно добиться определённых  результатов.

    

     Личностными результатами изучения курса является формирование умений:

·        Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы.

·        В предложенный педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

·        Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

·        Проговаривать последовательность действий.

·        Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

·        Учиться работать по предложенному учителем плану.

·        Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

·        Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

·      Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

·      Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации.

·      Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

·      Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию.

·      Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности.

Коммуникативные УУД:

·      Донести свою позицию до остальных участников практической  деятельности: оформлять свою мысль в устной речи.

·      Слушать и понимать речь других.

·      Читать и пересказывать текст.

·      Совместно договариваться о правилах общения и следовать им.

·      Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:

·       Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам.

·      Выделять существенные признаки предметов.

·      Сравнивать между собой предметы, явления.

·      Обобщать, делать несложные выводы.

·      Определять последовательность действий.

 

Критерии оценивания

 

Ø                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.

Ø      Без отметочная система обучения.

Ø      Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.

Ø      Поощрение высказывания оригинальных идей.

Ø      Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.

Ø      Использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.

Ø      Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

 

Материально-техническая база

 

Книгопечатная продукция

Литература для учащихся:

·      Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь   / М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева - М.: ОЛМА Медиа Групп

Литература для учителя:

·    М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева . Две недели в лагере здоровья / Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп

·      Сайт  Nestle «Разговор о правильном питании» http://www.food.websib.ru/

         Технические средства

- Ноутбук  для учителя с МФУ;

- интерактивная доска;

- мультимедийный проектор;

- документ-камера.

         Наглядные пособия

- Гербарии; продукты питания; микропрепараты;

- столовые приборы;  бытовые приборы для кухни; таблицы, схемы, плакаты; муляжи.

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Тема

Основные понятия

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Материально-техническая база

Дата

По плану

По факту

1

   Вводное занятие. Знакомство с героями.

Здоровье, питание.

   Знать новых героев программы.

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника;

- работать по предложенному учителем плану;

- отличать верно выполнен-ное задание от неверного;

давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие совместно с учителем и другими учениками;

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

 

 

2

   Что я знаю о питании? Анкетирование.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Анкеты для родителей и учащихся.

 

 

3

   Из чего состоит  пища.

 

Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион.

   Знать об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

 

 

4

 

 

 

Практическое занятие «Состав продуктов».

Наглядные пособия.

 

 

5

  Что нужно есть в разное время года.

Питание, блюда, погода, кулинарные традиции.

   Знать о традициях своего народа; о пользе овощей и фруктов.

- определять и формулиро-вать цель деятельности на занятие с помощью учителя;

- проговаривать последова-тельность действий на занятие.                                                                                    

  

 

 

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

ИКТ.

 

 

6

   Конкурс «Осеннее меню».

Проекты.

 

7

   Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

Здоровье, питание, спорт, рацион.

   Уметь оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности.

   Знать о роли питания и физической активности для здоровья человека.

 

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Дневник «Мой день».

 

 

8

Конкурс рисунков «Продукты для спортсмена».

Проекты.

 

9

   Где и как готовят пищу.

Кухня, техника безопасности, кулинария, бытовая техника.

   Знать об основных предметах кухонного оборудования, о правилах гигиены.

  - Классифицировать  пищу как источник энергии для организма;

- моделировать питание в соответствии с весом, ростом, возрастом, образом жизни человека.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

ИКТ.

 

 

10

   Виртуальная экскурсия в столовую.

ИКТ.

 

 

11

 

   Как правильно накрыть стол.

Сервировка, столовые приборы, столовая и кухонная посуда.

   Знать правила сервировки стола;

уметь применять эти правила.

  

 

  - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Наглядные пособия.

 

12

   Практическое занятие «Накрываем стол для гостей».

Наглядные пособия.

 

13

   Молоко и молочные продукты.

Молоко, молочные продукты, кисломолочные продукты.

   Знать о пользе молока и молочных продуктах.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Наглядные пособия.

 

 

14

   Оформление буклетов «Блюда из молочных продуктов».

Проекты.

 

15

   Блюда из зерна.

Зерно, злаки, зерновые продукты.

   Знать о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна; традициях, связанных с их использованием.

- Определять и формулиро-вать цель деятельности на занятие с помощью учителя;

- проговаривать последова-тельность действий на занятие;

 - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятие;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Наглядные пособия.

 

 

16

   Оформление буклетов «Блюда из зерна».

Проекты.

 

17

   Какую пищу можно найти в лесу.

Дикорастущие растения, съедобные растения, растительные ресурсы.

   Знать основные правила поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций, опасных для здоровья.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

ИКТ.

 

 

18

   Виртуальное путешествие в лес.

ИКТ.

 

19

   Что и как можно приготовить из рыбы.

Рыба, рыбные блюда.

   Знать о местной фауне, животных, мясо которых человек использует в пищу.    

   Выявлять в продуктах   основные источники белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных веществ.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Рисунки детей.

 

 

20

   Оформление буклетов «Рыбные блюда».

Проекты.

 

21

   Дары моря.

Морепродукты.

   Знать о пользе морепродуктов для улучшения здоровья детского организма.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

ИКТ.

 

 

22

   Практическое занятие «Готовим блюда из морепродук-тов».

Наглядные пособия.

 

23

-

25

   «Кулинарное путешествие» по России.

Кулинария, кулинарные традиции и обычаи.

   Знать о традициях своего края, о приготовлении некото-рых национальных блюд.

 

   Обобщать особен-ности национальной кухни.

   Выявлять особен-ности питания на Руси.

   Обосновывать роль национальной кухни в обеспечении полно-ценным питанием жителей той или иной местности.

  

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Рисунки детей.

ИКТ.

 

 

26

   Конкурс «Блюда России».  

Кулинария, кулинарные традиции и обычаи, климат, географическое положение, культура.

Наглядные пособия.

Проекты.

 

27

   Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

Кулинария, питание, здоровье, блюда.

   Выявлять в продуктах   основные источники белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных веществ.

 

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

 

 

28

   Практическое занятие «Составление постного меню».

Кулинария, питание, здоровье, блюда.

Наглядные пособия.

 

29

   Как правильно вести себя за столом.

Этикет, правила поведения за столом, сервировка.

   Знать и уметь применять правила поведения за столом.

ИКТ.

 

30

   Практическое занятие «Встречаем гостей».

Наглядные пособия.

 

31

   Конкурс творческих поделок «Полезные продукты».

   Здоровье, питание, ЗОЖ.

   Знать о правилах гигиены питания, об энергетической ценности различных продуктов питания.

 

Поделки детей.

 

32

   Конкурс рисунков «Каким бы я был, если бы питался неправильно».

Калории, калорийность, высококалорийные и низкокалорийные продукты.

Проекты.

 

33

   Праздник-ярмарка «Семейное блюдо».

Кулинария, питание, здоровье, блюда.  

   Знать о традициях и обычаях питания в семье.

Готовые блюда.

ИКТ.

 

34

  Анкетирование «Здоровое питание».

Анкеты для детей.

 

 

 

 

 

Скачать материал
Автор Мехонцева Наталья Геннадиевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 6062
Номер материала 3060
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы