бюджетное
учреждение профессионального образования Ханты- мансийского автономного округа-
Югры
«Советский ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ
колледж»
|
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор
БУ «Советский политехнический колледж»
__________________Н.Н.
Болдырева
«___»_______________2014
г.
|
|
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.06
«ХИМИЯ»
для реализации среднего общего образования
в рамках
программы подготовки специалистов среднего
звена
19.02.10
Технология продукции общественного питания
Технического
профиля
на
2014-2015 учебный год
г.
Советский
2014 г.
Программа разработана в соответствии с «Разъяснениями по реализации
образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований ФГОС и профиля получаемого профессионального
образования» (протокол № 1 от 10 апреля 2014
г. НМС ЦПО ФГАУ «ФИРО»), на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от «17» мая 2012
г. № 413)
Организация-разработчик:
БУ «Советский политехнический колледж»
Разработчики:
Волобоева Марина Анатольевна, преподаватель
РАССМОТРЕНА
на
заседании ЦМК
от
«___»_____20__г.,
Протокол
№___,
Председатель
________/______________/
|
РЕКОМЕНДОВАНА
учебно-методическим советом.
Протокол №__ от «____»_______20__ г.
Председатель
________/___________________/
|
|
|
Содержание
№
п/п
|
Наименование
разделов программы
|
Стр.
|
1
|
Пояснительная
записка
|
4
|
2
|
Общая
характеристика учебного предмета
|
7
|
3
|
Описание
места учебного предмета в учебном плане
|
7
|
4
|
Личностные,
метапредметные и предметные
результаты
освоения учебного предмета
|
7
|
5
|
Содержание
учебного предмета
|
11
|
6
|
Тематическое
планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
|
21
|
7
|
Учебно-методическое
и материально-техническое
обеспечение
образовательного процесса
|
26
|
8
|
Контроль
и оценка результатов освоения учебного предмета
|
29
|
Пояснительная
записка
ОДБ.06
«ХИМИЯ»
Рабочая программа учебной дисциплины
«Химия» предназначена для изучения химии в образовательных организациях
среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу
среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и
специалистов среднего звена.
Программа разработана на основании:
1. Примерной программы по учебной
дисциплине «Химия» (примерная программа одобрена Департаментом государственной
политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки
России от 10 апреля 2008 года);
2. Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от «17» мая 2012
г. № 413)
3.
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих
(служащих) / среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов
среднего звена
19.02.10
Технология продукции общественного питания(утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 22 апреля 2014
г. № 384)
4.
Рабочего учебного плана, разработанного в БУ «Советский политехнический колледж»
и утвержденного приказом № 48/1 от .07 05.2014 г.
Согласно
«Разъяснениями по
реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и профиля
получаемого профессионального образования» (протокол № 1 от 10 апреля 2014
г. НМС ЦПО ФГАУ «ФИРО») учебная
дисциплина «Химия» изучается с учетом технического профиля профессионального образования.
Учебная дисциплина изучается на 1курсе.
При освоении профессии 19.02.10
Технология продукции общественного питания технического профиля учебная
дисциплина Химия изучается как базовый (профильный) учебный предмет в объеме 110
часов.
Цели и задачи
изучения:
• освоение знаний о химической составляющей
естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и
теориях;
• овладение умениями применять полученные
знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ,
оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
• развитие познавательных интересов и
интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения
химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе
компьютерных;
• воспитание убежденности позитивной роли химии
в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к
собственному здоровью и окружающей среде;
• применение полученных знаний и умений для
безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском
хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В целях формирования знаний и умений
по дисциплине при организации образовательного процесса будут использованы
современные педагогические технологии (классно-урочные (традиционные), интерактивные технологии, модульного обучения, проблемного и
развивающего обучения, индивидуализации и дифференциации, проектные,
информационные.
Критериями оценивания являются:
·
соответствие достигнутых личностных,
метапредметных и предметных результатов обучающихся требованиям к результатам
освоения программы;
·
динамика результатов предметной
обученности, формирования универсальных учебных действий.
Контроль уровня достижения
результатов осуществляется в ходе выполнения задач творческого и поискового
характера, учебного проектирования, проверочных, контрольных работ по предмету,
комплексных работ на межпредметной основе и др.
Промежуточная аттестация
предусмотрена в форме дифференцированного зачета на 1 курсе.
Общая характеристика
учебного предмета
Основу рабочей программы составляет
содержание, согласованное с требованиями федерального компонента
государственного стандарта среднего общего образования базового (профильного) уровня.
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.06
«Химия» может быть использована для изучения химии в образовательных
организациях среднего профессионального образования, реализующих образовательную
программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих
и специалистов среднего звена технического профиля. При структурировании
содержания учебной дисциплины учитывалась объективная реальность- небольшой
объем часов, отпущенных на изучение химии, и стремление максимально
соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы
максимально смещены к началу изучения дисциплины, с тем чтобы последующий
фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.
Учебная
дисциплина " Химия "
состоит из двух разделов:
1.Общая и неорганическая химия;
2. Органическая химия.
Описание места учебного
предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена для
реализации курса ОДБ.06 «Химия» который является частью предметной области
химии дисциплин.
Количество часов на освоение рабочей
программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки
обучающегося 110 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки
обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 32
часов.
Контроль формируемых знаний и умений
проводится в процессе текущего контроля, а также при проведении практических
и лабораторных работ.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения:
1) сформированность основ
саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
9) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
11) принятие и реализацию ценностей
здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей
профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического
мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
Метапредметные результаты обучения:
При реализации разделов курса
устанавливаются междисциплинарные связи с УД ОДБ.06
«Химия», МДК БД.07 «Биология», БД.10 «Математика»,
БД.12 «Физика», ОП.01 «Микробиология,
санитария и гигиена в пищевом производстве», ЕН.03
«Химия» БД.09 «Безопасность
жизнедеятельности».
Межпредметные результаты освоения
программы должны отражать:
·
умение самостоятельно определять цели
деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные
ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
·
умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
·
владение навыками познавательной,
учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
·
готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
·
умение использовать средства
информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
·
владение языковыми средствами – умение
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные
языковые средства;
·
владение навыками познавательной рефлексии
как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные
результаты:
·
сформированность представлений о месте
химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании
кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
·
владение основополагающими химическими
понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование
химической терминологией и символикой;
·
владение основными методами научного
познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;
умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы;
готовность и способность применять методы познания при решении практических
задач;
·
сформированность умения давать
количественные оценки и проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям;
·
владение правилами техники безопасности
при использовании химических веществ;
·
сформированность собственной позиции по
отношению к химической информации, получаемой из разных источников
2. Содержание учебного предмета
Раздел
1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема
1.1. Основные понятия и законы химии (4 часа)
Основные понятия химии. Вещество.
Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества.
Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы.
Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.
Основные законы химии. Стехиометрия.
Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной
структуры. Закон Авогадро и следствия их него.
Расчетные задачи на нахождение относительной
молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном
веществе.
Демонстрации.
Модели атомов химических элементов. Модели молекул простых и сложных веществ
(шаростержневые и Стюарта–Бриглеба). Коллекция простых и сложных веществ.
Некоторые вещества количеством 1 моль. Модель молярного объема газов.
Аллотропия фосфора, кислорода, олова.
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая
система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома (4часа)
Периодический закон Д.И. Менделеева.
Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в
формулировке Д.И. Менделеева.
Периодическая таблица химических элементов
– графическое отображение периодического закона. Структура периодической
таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).
Строение атома и периодический закон
Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и
электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов
малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов
больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и
d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Современная формулировка периодического
закона. Значение периодического закона и периодической системы химических
элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины
мира.
Демонстрации.
Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Динамические таблицы для моделирования Периодической системы. Электризация тел
и их взаимодействие.
Лабораторные опыты.
Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.
Тема 1.3. Строение вещества (6 часов)
Ионная химическая связь. Катионы, их
образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование
из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между
катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация
ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные
кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической
решетки.
Ковалентная химическая связь.
Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность.
Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи.
Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с
молекулярными и атомными кристаллическими решетками.
Металлическая связь. Металлическая кристаллическая
решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.
Агрегатные состояния веществ и
водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества
из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.
Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси
веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая
доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
Дисперсные системы. Понятие о
дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных
систем. Понятие о коллоидных системах.
Демонстрации.
Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной
кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток
«сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Приборы на жидких
кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий,
аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты.
Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного
масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
Тема 1.4. Вода. Растворы.
Электролитическая диссоциация (3 часа)
Вода. Растворы. Растворение. Вода как
растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные
растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от
различных факторов.
Массовая доля растворенного вещества.
Электролитическая диссоциация. Электролиты
и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической
диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и
негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые
электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты,
основания и соли как электролиты.
Демонстрации. Растворимость веществ в
воде. Собирание газов методом вытеснения воды. Растворение в воде серной
кислоты и солей аммония. Образцы кристаллогидратов. Изготовление гипсовой повязки.
Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации.
Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от
разбавления раствора. Движение окрашенных ионов в электрическом поле.
Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости. Иониты. Образцы минеральных
вод различного назначения.
Практическая работа.
Приготовление раствора заданной концентрации.
Тема
1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства (8 часов)
Кислоты и их свойства. Кислоты как
электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот
в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия
концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы
получения кислоты.
Основания и их свойства. Основания
как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства
оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение
нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.
Соли и их свойства. Соли как
электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете
теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.
Гидролиз
солей.
Оксиды и их свойства. Солеобразующие
и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость
характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические
свойства оксидов. Получение оксидов.
Демонстрации.
Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами. Горение
фосфора и растворение продукта горения в воде. Получение и свойства амфотерного
гидроксида. Необратимый гидролиз карбида кальция. Обратимый гидролиз солей
различного типа.
Лабораторные опыты.
Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами.
Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями.
Взаимодействие кислот с солями.
Испытание
растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение
нерастворимых оснований.
Взаимодействие
солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей
различного типа.
Тема 1.6. Химические реакции (7
часов)
Классификация химических реакций.
Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции.
Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции.
Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций.
Термохимические уравнения.
Окислительно-восстановительные
реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и
окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений
окислительно-восстановительных реакций.
Скорость химических реакций. Понятие
о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от
различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры,
поверхности соприкосновения и использования катализаторов.
Обратимость химических реакций.
Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
Демонстрации.
Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды.
Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ. Взаимодействие
растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации
и температуры. Модель кипящего слоя. Зависимость
скорости химической реакции от присутствия катализатора на примере разложения
пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы. Модель
электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия. Модель
колонны синтеза аммиака.
Лабораторные опыты.
Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с
образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной
кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с
соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида
меди(II)
с серной кислотой от температуры.
Тема
1.7. Металлы и неметаллы (7 часов)
Металлы. Особенности строения атомов
и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным
признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений
металлов. Металлотермия.
Общие способы получения металлов.
Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия.
Сплавы черные и цветные.
Неметаллы. Особенности строения
атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их
положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства
неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
Демонстрации. Коллекция металлов.
Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и алюминия с серой,
алюминия с иодом, сурьмы с хлором, горение железа в хлоре). Горение металлов.
Алюминотермия.
Коллекция неметаллов. Горение
неметаллов (серы, фосфора, угля). Вытеснение менее активных галогенов из
растворов их солей более активными галогенами.
Модель промышленной установки для
производства серной кислоты. Модель печи для обжига известняка. Коллекции
продукций силикатной промышленности (стекла, фарфора, фаянса, цемента различных
марок и др.)
Лабораторные опыты. Закалка
и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна.
Распознавание руд железа.
Практические работы.
Получение,
собирание и распознавание газов.
Решение
экспериментальных задач.
Раздел 2.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 2.1. Основные понятия
органической химии и теория строения органических соединений.(6 часов)
Предмет органической химии. Природные,
искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических
веществ с неорганическими.
Валентность. Химическое строение как
порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
Теория строения органических
соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения.
Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Классификация органических веществ.
Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных
групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.
Классификация реакций в органической
химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования,
гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования,
дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.
Демонстрации.
Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Качественное
обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений.
Лабораторные опыты.
Изготовление моделей молекул органических веществ.
Тема 2.2. Углеводороды и их природные
источники.(10 часов)
Алканы. Алканы: гомологический ряд,
изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана,
этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на
основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение
(дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический
ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение,
качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата
калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.
Диены и каучуки. Понятие о диенах как
углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства
бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в
каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен. Химические
свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение
хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.
Межклассовая изомерия с алкадиенами.
Арены. Бензол. Химические
свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование).
Применение бензола на основе свойств.
Природные источники углеводородов.
Природный газ: состав, применение в качестве топлива.
Нефть. Состав и
переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.
Демонстрации.
Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и
бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена
реакцией дегидратации этанола, ацетилена – гидролизом карбида кальция.
Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на
непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Коллекция «Каменный
уголь и продукция коксохимического производства».
Лабораторные опыты.
Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.
Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.
Тема 2.3. Кислородсодержащие
органические соединения.(14 часов)
Спирты. Получение этанола брожением
глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие
о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с
натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение
этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Глицерин как представитель
многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение
глицерина.
Фенол. Физические и химические
свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола:
взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение
фенола на основе свойств.
Альдегиды. Понятие об альдегидах.
Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в
соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение
альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе
его свойств.
Карбоновые кислоты. Понятие о
карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический
ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот
окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с
минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной
кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и
стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение
сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение.
Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Классификация
жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров.
Применение жиров на основе свойств. Мыла.
Углеводы. Углеводы, их классификация:
моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал
и целлюлоза).
Глюкоза – вещество с
двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы:
окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение
глюкозы на основе свойств.
Значение углеводов в живой природе и
жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере
взаимопревращений: глюкоза ¾® полисахарид.
Демонстрации.
Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты.
Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.
Качественные реакции на фенол. Реакция серебряного зеркала альдегидов и
глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди(II).
Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел.
Лабораторные опыты.
Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II).
Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.
Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и
сахарозы с гидроксидом меди(II).
Качественная реакция на крахмал.
Тема 2.4. Азотсодержащие
органические соединения. Полимеры(6 часов)
Амины. Понятие об аминах.
Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое
основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе
свойств.
Аминокислоты. Аминокислоты как
амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства
аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом
(реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение
аминокислот на основе свойств.
Белки. Первичная, вторичная,
третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация,
гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.
Полимеры. Белки и полисахариды как
биополимеры.
Пластмассы. Получение полимеров
реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные
пластмассы. Представители пластмасс.
Волокна, их классификация. Получение
волокон. Отдельные представители химических волокон.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.
Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в
растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков.
Горение птичьего пера и шерстяной нити.
Лабораторные опыты.
Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне.
Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых
металлов и при нагревании.
Практические работы.
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.
Распознавание пластмасс и волокон.
Учебно-методическое
и материально-техническое
обеспечение
образовательного процесса
Основная
учебная литература для обучающихся:
Основные
источники:
Рудзитис
Г.Е. "Химия" 10 кл "Просвещение", 2011
Рудзитис
Г.Е. "Химия" 11 кл "Просвещение", 2011
Габриелян О.С. Химия для профессий и
специальностей технического профиля: / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.,
2010.
Габриелян О.С. Химия для профессий и
специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: / О.С.
Габриелян, И.Г. Остроумова. - М.,2010.
Дополнительная литература для
обучающихся:
Бабков А.Б., Попков В.А.- Общая и неорганическая
химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.Просвещение, 2010 – 384
с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб.
пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2010. – 324 с.
ЕГЭ-2008: Химия: реальные задания: / авт.-сост.
Корощенко А.С., Снастина М.Г.- М.: АСТ:Астрель, 2011.-94с. – (Федеральный институт
педагогических измерений).
Основная литература для преподавателя:
Габриелян О.С, Лысова Г.Г., Введенская А.Г.
Химия. 11 класс: В 2ч. Ч.I: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2011. -
320с.
Габриелян О.С, Лысова Г.Г., Введенская А.Г.
Химия. 11 класс: В 2ч. Ч. II: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2010. -
320с.
Дополнительная литература для
преподавателя:
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в
тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учеб. пособие для общеобразоват.
учреждений. - М.: Дрофа, 2011.- 304с.
Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н.
Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя. –
М.:Просвещение, 2010. – 79 с.
Цифровые образовательные ресурсы:
Универсальная энциклопедия
«Кругосвет». Форма доступа: www.krugosvet.ru
Интернет-ресурс. Библиотека института
«Открытое общество». Форма
доступа: www.auditorium.ru
http://59428s016.edusite.ru/p16aa1.html
http://www.akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny
http://www.2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm.
Эл. Носитель. Виртуальная школа
Кирилла и Мефодия - www.km.ru/education
Эл. Носитель. Мультимедийный учебный
курс общая и неорганическая химия 10-11 кл.
Эл. Носитель. Органическая химия
10-11 кл.
Материально-техническое
обеспечение
Технические
средства обучения:
Реализация учебной дисциплины требует
наличия учебного кабинета «Химия» и лаборатории.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству
обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- демонстрационный стол;
- вытяжной шкаф;
- сейф для хранения хим. реактивов
- комплект учебно-методических
пособий по химии;
- набор химических реактивов;
- оборудование для лабораторных
опытов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным
программным обеспечением и мультимедиапроектор, экран, цифровая лаборатория
«Архимед» (Методический материал, программное обеспечение, регистратор данных).
Учебно-практическое
и учебно-лабораторное оборудование:
Печатная
периодическая таблица Д.И. Менделеева (113х160)
Таблица растворимости
кислот, солей и оснований (86х121)
Электрохимический
ряд напряжений Ме (45х160)
Портреты
химиков (всего 16 шт.) формат А3
Таблицы
демонстрационные «Белки и нуклеиновые кислоты» (68х98)
Таблицы
демонстрационные « Номенклатура»
Таблицы
демонстрационные « Строение вещества»
Таблицы
демонстрационные « Химические реакции»
Таблицы
справочно-инструктивные по химии
Комплект
таблиц по химии «Классификация и номенклатура органических соединений. Виды
изомерий»,
Натуральные объекты:
Набор моделей атомов для составления
моделей молекул со стержнями, Коллекции (Металлы, Чугун и сталь),
Карты – инструкции для практических
занятий по химии,
Раздаточный материал по темам:
«Строение атома», «периодический закон», «Типы химической связи», «Степень
окисления», «Классы органических и неорганических соединений», «Азотосодержащие
органические соединения», «Таблица углеводородов», «Номенклатура органических
соединений».
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
Контроль
и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты
обучения
|
Формы
и методы контроля и оценки результатов обучения
|
ЛК - сформированность
основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
МР - умение
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
-
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
ПР - владение
основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение,
описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты
проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы
познания при решении практических задач;
- сформированность
умения давать количественные оценки и проводить расчёты по химическим
формулам и уравнениям;
- владение
правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
|
Практическое
занятие № 3.
Генетическая связь неорганических соединений.
Практическое
занятие № 4.
Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной форме
Практическая
работа № 5.
Решение задач. Выполнение упражнений на составление структурных формул
изомеров
Лабораторная
работа№8
Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их
природы.
Лабораторная
работа №14.
Изучение свойств спиртов и фенолов.
Лабораторная
работа №15. Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных
кислот.
Лабораторная
работа №16.
Изучение свойств спиртов и фенолов.
Лабораторная
работа №17.
Свойства
уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.
Лабораторная
работа № 18
Взаимодействие
глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на
крахмал.
Дифференцированный
зачёт
Контрольные
работы
№1»Генетическая
связь неорганических веществ»
№2.«Генетическая
связь органических веществ».
|
Разработчики:
___________________
__________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность)
(инициалы, фамилия)
___________________
_________________ _____________________
(место
работы) (занимаемая должность) (инициалы,
фамилия)
Эксперты:
____________________
___________________ __________________
(место работы) (занимаемая должность)
(инициалы, фамилия)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.