ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
г.
Раменское
2013г.
Программа учебной дисциплины Химия разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее – ФГОС) для профессии начального профессионального
образования (далее НПО) 190631.01 «Автомеханик».
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального
профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской области.
Разработчик:
Капин А.В., преподаватель химии Государственного бюджетного
образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального
лицея №13 Московской области.
Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного
бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования
профессионального лицея №13 Московской области.
«___»____________20_______
Эксперт (ы)
от работодателя ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
«____»____________201______
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4
|
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
|
6
|
3. условия реализации программы учебной
дисциплины
|
14
|
4. Контроль и оценка результатов
Освоения учебной дисциплины
|
16
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины Химия является
частью основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС для
профессии НПО 190631.01 «Автомеханик».
Программа учебной дисциплины
может быть использована для профессий технического и естественнонаучного
профилей профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к
результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
·
называть: изученные вещества по
тривиальной или международной номенклатуре;
·
определять: валентность и степень
окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона,
характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений,
окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам
неорганических и органических соединений;
·
характеризовать: элементы малых периодов по их
положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства
металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических
соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и
органических соединений;
·
объяснять: зависимость свойств веществ
от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной,
металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и
положение химического равновесия от различных факторов;
·
выполнять химический
эксперимент: по распознаванию
важнейших неорганических и органических соединений;
·
проводить: самостоятельный поиск химической информации с
использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных
баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для
обработки и передачи химической информации и ее представления в различных
формах;
·
связывать: изученный материал со своей профессиональной
деятельностью;
·
решать: расчетные задачи по химическим формулам и
уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни:
·
для объяснения химических
явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
·
определения возможности
протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
·
экологически грамотного
поведения в окружающей среде;
·
оценки влияния химического
загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
·
безопасного обращения с
горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
·
приготовления растворов
заданной концентрации в быту и на производстве;
·
критической оценки
достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
·
важнейшие
химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и
молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса,
молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного
строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация,
окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект
реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие,
углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
·
основные
законы химии:
сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И.
Менделеева;
·
основные
теории химии;
химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и
неорганических соединений;
·
важнейшие
вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и
уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные
металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи,
углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан,
этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия,
карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла,
моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и
целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна,
каучуки, пластмассы;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение
программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 79
часов;
самостоятельной работы обучающегося 23 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной
работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
102
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
(всего)
|
79
|
в том числе:
|
|
лабораторные и практические работы
|
5
|
контрольные работы
|
2
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
23
|
в том числе:
|
|
доклады
|
2
|
решение задач
|
6
|
решение цепочек химических превращений
|
8
|
составление
электронных и электрографических формул
|
7
|
|
|
Итоговая аттестация в
форме 1 курс - зачёт
2 курс - дифференцированный зачёт
|
Перечень лабораторных и практических работ
№
|
Наименование лабораторных и практических работ
|
Количество часов
|
1
|
Практическая работа №1. Моделирование Периодической
таблицы элементов.
|
1
|
2
|
Практическая работа
№2. Ознакомление с кристаллическими решетками.
|
1
|
3
|
Лабораторная работа №1. Исследование признаков химических
реакций.
|
1
|
4
|
Лабораторная работа №2.
Распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций.
|
1
|
5
|
Лабораторная работа №3.
Исследование свойств металлов.
|
1
|
|
Всего:
|
5
|
3. условия реализации программы дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Химия.
3.1. Требования к минимальному
материально-техническому обеспечению:
3.1.1.
Оборудование
учебного кабинета:
-
посадочные места по
количеству обучающихся;
-
рабочее место
преподавателя;
-
демонстрационный стол;
-
шкаф для химической
посуды;
-
мойка универсальная;
-
лабораторная посуда;
-
реактивы;
-
макеты строения атомов;
-
периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева;
-
электрохимический ряд
напряжений металлов;
-
ряд электроотрицательности
неметаллов;
-
пробирки;
-
подносы лабораторные;
-
штативы лабораторные;
-
горелка;
-
наглядные пособия
(учебники, карточки, раздаточный материал).
3.1.2.
Технические
средства обучения:
-
мультимедийный проектор;
-
проекционный экран;
-
компьютерные программы (обучающие и контролирующие).
3.2. Информационное обеспечение обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Химия для
профессий и специальностей технического профиля: учебник / О.С. Габриелян, И.Г.
Остроумов. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 256
с.
Дополнительные источники:
Химия:
учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С. Габриелян, И.Г.
Остроумов. – 9-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 336
с.
Химия для
профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник / [О.С.
Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова, С.А. Сладков]; под ред. О.С.
Габриеляна.– М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 384 с.
Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб.
пособие - М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 128 с.
Габриелян
О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Химия: Практикум; под ред.
О.С. Габриеляна.– М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с.
Габриелян
О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия: Пособие для подготовки к ЕГЭ. – М. :
Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с.
Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения. – М. :
Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.
Литература для
учителя:
Химия.
Книга для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова.
– М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.
4. Контроль и оценка
результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
·
составлять электронные и
графические формулы строения электронных оболочек атомов;
·
прогнозировать
химические свойства элементов, исходя из их положения в периодической системе
и электронного строения;
·
составлять химические
формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов;
·
составлять уравнения
реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде;
·
решать задачи на
растворы;
·
уравнивать
окислительно–восстановительные реакции ионно-электронным методом;
·
составлять уравнения
гидролиза солей, определять кислотность среды;
·
составлять названия
соединений по систематической номенклатуре;
·
составлять схемы
реакции, характеризующие свойства органических соединений;
·
объяснять взаимное
влияние атомов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
·
периодический закон Д.И.
Менделеева в свете учения о строении атома, принципы построения периодической
системы элементов;
·
квантово-механические
представления о строении атомов;
·
общую характеристику s-, p-, d-элементов,
их биологическую роль и применение в медицине;
·
важнейшие виды
химической связи и механизм их образования;
·
основные положения
теории растворов и электролитической диссоциации;
·
протолитическую теорию
кислот и оснований;
·
коллигативные свойства
растворов;
·
способы выражения
концентрации растворов;
·
алгоритмы решения задач
на растворы;
·
буферные растворы и их
свойства;
·
теорию коллоидных
растворов;
·
сущность гидролиза
солей;
·
основные классы
органических соединений, их строение, свойства, получение и применение;
·
все виды изомерии.
|
Формы контроля знаний:
1.Индивидуальный
2.Групповой
3.Комбинированный
4.Самоконтроль
Методы контроля:
1.Письменный
2.Практический
3.Наблюдение и оценка практических действий
4.Поурочный бал (оценивается деятельность студентов на всех этапах
занятия и выводится итоговая оценка).
5.Тестовый контроль с применением информационных технологий.
Формы контроля знаний:
1.Индивидуальный
2.Комбинированный
3.Самоконтроль
4.Фронтальный
Методы контроля:
1.Устный
2.Письменный (химический диктант)
3.Поурочный бал (оценивается деятельность студентов на всех этапах
занятия и выводится итоговая оценка).
4.Тестовый контроль с применением информационных технологий.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.