ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
ЛИЦЕЙ №13
МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
« УТВЕРЖДАЮ» И.о. директора ГБОУ НПО ПЛ №13 МО
______________
/ Мельченко В.А./
«______»
_______________ 2014 г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ»
основной
профессиональной образовательной программы начального профессионального
образования
по
профессиям: 190631.01 «Автомеханик»,
150709.02
«Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы).
г.
Раменское 2014г.
Программа учебной дисциплины Биология разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 190631.01
«Автомеханик», 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы).
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской
области.
Разработчик:
Капин А.В., преподаватель общеобразовательных
дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения начального
профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области.
Рассмотрено на заседании Методической комиссии
Государственного бюджетного образовательного учреждения начального
профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области.
«___»____________20_______
Эксперт (ы) от работодателя
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
«____»____________201______
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ 9
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ 10
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
1.1.
Область применения программы
Программа учебной дисциплины Биология является
частью основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС по
профессиям НПО 190631.01 «Автомеханик», 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и
газосварочные работы).
Программа учебной дисциплины может быть
использована для профессий технического профиля профессионального
образования.
1.2.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
l
объяснять: роль биологии в формировании научного
мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной
естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство
живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических
веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека,
экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных
заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения
многообразия видов;
l
решать элементарные биологические задачи;
составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания);
l
описывать особей видов по морфологическому
критерию;
l
выявлять приспособления организмов к среде
обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные
изменения в экосистемах своей местности;
l
сравнивать: биологические объекты (тела живой и
неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других
млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы
(естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать
выводы на основе сравнения;
l
анализировать и оценивать различные гипотезы
сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические
проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей
среде;
l
изучать изменения в экосистемах на биологических
моделях;
l
находить информацию о биологических объектах в различных
источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных
базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
l
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других
заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
правил поведения в природной среде;
l
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях,
отравлении пищевыми продуктами;
l
оценки этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
•
основные положения биологических теорий (клеточная,
эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность
законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
•
строение биологических объектов: клетки; генов и
хромосом; вида и экосистем (структура);
•
сущность биологических процессов: размножение,
оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование
приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии
в экосистемах и биосфере;
•
вклад выдающихся ученых в развитие биологической
науки;
•
биологическую терминологию и символику;
1.4. Рекомендуемое количество часов на
освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 119 часа,
в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часа;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА
И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем
учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
119
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
80
|
в том числе:
|
|
лабораторные
и практические занятия
(проведение биологических исследований)
|
16
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
39
|
в том числе:
|
|
доклады
|
7
|
самостоятельная
проработка дополнительной литературы, интернет-источников с использованием
рекомендаций преподавателя
|
20
|
составление конспекта
|
12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая аттестация в
форме дифференцированный зачёт
|
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета
Биология
3.1.1.
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал).
3.1.2.
Технические средства обучения:
-
мультимедийный проектор;
-
проекционный экран;
-
биологические препараты;
-
микроскоп;
-
весы аналитические;
-
весы учебные с разновесами;
-
комплект для экологических исследований;
-
комплект посуды и принадлежностей для
проведения лабораторных работ;
-
лупа бинокулярная;
-
лупа ручная;
-
реактивы и материалы;
-
комплект реактивов для профильного уровня;
-
набор «Происхождение человека»;
-
модель «Дезоксирибонуклеиновая кислота»;
-
модели-аппликации (для работы на магнитной доске);
-
модель «Генетика человека»;
-
модель «Круговорот биогенных элементов»;
-
плакат «Митоз и мейоз клетки»;
-
плакат «Основные генетические законы»;
-
набор «Размножение различных групп растений»;
-
модель «Строение клеток растений и животных»;
-
Плакат «Типичные биоценозы»
-
Плакат «Эволюция растений и животных»
-
Муляжи
-
Результаты искусственного отбора на примере плодов культурных
растений
-
Натуральные объекты
-
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические
признаки растений, экологические особенности разных групп
-
Микропрепараты
-
Набор микропрепаратов по общей биологии (проф.)
-
Коллекция «Морфо-экологические адаптации организмов к среде
обитания (форма, окраска и пр.)»
-
Коллекция «Ископаемые растения и животные»
-
Портреты ученых биологов
-
Правила поведения в учебном кабинете
- Правила
поведения на экскурсии Печатные пособия Таблицы:
Биотехнология
Генетика
Единицы измерений, используемых в биологии
Основы экологии
Строение, размножение и разнообразие животных
Строение, размножение и разнообразие растений
Схема строения клеток живых организмов
Уровни организации живой природы
- Карты:
Биосферные заповедники и национальные парки мира
Заповедники и заказники России
Население и урбанизация мира
Природные зоны России
Центры происхождения культурных растений и домашних животных
3.2.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред.
проф. образования / В.М.Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред.
В.М.Константинова. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,
2012. – 256 с.
Дополнительные источники:
Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования / [Н.Б.Чебышев, Г.Г.Гринева, Г.С.Гузикова и др.]; под ред.
Н.Б.Чебышева. – 8е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия»,
2012. – 448 с. Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 классы: рабочая
тетрадь к учебнику А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, В.В. Пасечника «Биология.
Общая биология. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2011.
Интернет-ресурсы:
http://nrc.edu.ru/est/ http://www.livt.net/ http://bio.1september.ru/
http://evolution.powernet.ru/ http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm
http://www.sci.aha.ru/biodiv/index.htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения
дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты
обучения
(освоенные
умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
Обучающийся
должен знать:
*основные положения биологических
теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о
биосфере;
*сущность
законов Г.Менделя,
закономерностей
изменчивости;
*строение биологических объектов: клетки;
генов и хромосом; вида и
экосистем
(структура);
*сущность
биологических процессов:
|
пятибалльная
система оценки знаний
письменный фронтальный контроль
(тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль.
письменный фронтальный
контроль
(тестирование
открытого и закрытого типов)
письменный фронтальный контроль
(тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль.
практический
фронтальный контроль,
|
размножение, оплодотворение,
действие искусственного и естественного отбора, формирование
приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения
энергии в экосистемах и биосфере;
*вклад выдающихся ученых в развитие
биологической науки;
*биологическую
терминологию и символику;
Обучающийся
должен уметь:
*объяснять: роль биологии в
формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в
формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и
неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя,
никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние
мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости
видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
*решать элементарные
биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы
переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
*описывать особей
видов по морфологическому критерию;
*выявлять
приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей
среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
*сравнивать:
биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу,
зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный
отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
*анализировать и
оценивать различные гипотезы сущности жизни,
|
устный
индивидуальный контроль.
устный
индивидуальный контроль
письменный фронтальный
контроль, устный индивидуальный контроль.
устный
индивидуальный контроль
практический
фронтальный и
индивидуальный
контроль
устный
индивидуальный контроль
практический
фронтальный и
индивидуальный
контроль
практический
и письменный фронтальный и индивидуальный контроль
практический
и письменный фронтальный и индивидуальный контроль
|
происхождения жизни и человека,
глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной
деятельности в окружающей среде;
*изучать изменения в экосистемах на
биологических моделях;
*находить информацию о биологических объектах
в различных источниках
(учебных текстах, справочниках, научнопопулярных
изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее
оценивать;
*использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
*соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и
других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания); правил поведения в природной среде;
*оказания первой помощи при простудных и других
заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
*оценки этических аспектов некоторых исследований в
области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
|
практический
фронтальный и индивидуальный контроль самоконтроль
самоконтроль
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.