.
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
Воронцовская СОШ Павловского муниципального района
«Рассмотрено на
заседании МО»
Руководитель МО
______________ /Н.П.
Попова/
Протокол №____ от
«___» __________ 2014г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________/О.А.
Завьялова/
«__» _________________ 2014г.
|
Утверждаю
Директор школы
______________/Г.С.
Доронина/
Приказ №___ от
«___» __________ 2014г.
|
Рабочая программа
начального общего образования
по информатике и ИКТ
3 а, б класс.
Количество учебных часов 34 (1час в неделю) .
Срок реализации программы - 1 год.
Программа
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
НОО 2009г.
Составил учитель: Филяев
Денис Фёдорович
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета "Информатика и
ИКТ" разработана на основе учебно-методического комплекта
"Информатика" для 2-4 классов – Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К.
Конопатова, Л.П. Панкратова.
В
состав УМК входят:
·
Учебник «Информатика», 2 класс
·
Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 2
класс
·
Методическое пособие для
учителя, 2 класс
·
Учебник «Информатика», 3 класс
·
Рабочие тетради (ч. 1, ч. 2), 3
класс
·
Тетрадь контрольных работ, 3
класс
·
Методическое пособие для
учителя, 3 класс
·
Учебник «Информатика», 4 класс
·
Рабочие тетради (ч. 1, ч. 2), 4
класс
·
Тетрадь контрольных работ, 4
класс
·
Методическое пособие для
учителя, 4 класс
Электронное сопровождение УМК:
·
ЭОР Единой коллекции к учебнику
Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 2 класс(http://school-collection.edu.ru/)
·
ЭОР Единой коллекции
«Виртуальные лаборатории»(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
·
Авторская мастерская Н.В.
Матвеевой(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
·
Лекторий «ИКТ в начальной
школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
·
ЭОР на CD-диске к методическому
пособию для учителя, 2 класс, Н.В. Матвеева и др.
·
ЭОР на CD-диске к методическому
пособию для учителя, 3 класс, Н.В. Матвеева и др.
·
ЭОР на CD-диске к методическому
пособию для учителя, 4 класс Н.В. Матвеева и др.
Целью курса является формирование универсальных учебных действий,
отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной
деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части
базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных
мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том
числе при изучении других дисциплин.
Задачами курса являются:
·
формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
·
формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности
на основе различных способов представления информации;
·
овладение приемами и способами информационной деятельности;
·
формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных
информационных технологий для решения практических задач.
Предусматривается обучение по следующим содержательным
линиям:
·
информация, виды информации (по
способу восприятия, по способу представления);
·
информационные объекты (текст,
изображение, аудиозапись, видеозапись);
·
источники информации (живая и
неживая природа, творения человека);
·
работа с информацией (обмен,
поиск, преобразование, хранение, использование);
·
средства информационных
технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
·
организация информации и данных
(оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Авторский
коллектив под предметной компетентностью в области информатики понимает
«готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области
информатики и ИКТ для:
·
доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
·
обработки информации (использование заданных схем организации и классификации
информации);
·
интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая
резюмирование, сравнение, сопоставление);
·
оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности
информации);
·
создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».
Опора на требования ФГОС осуществляется посредством изложения содержания таким
образом, чтобы УМК «Информатика» для 2–4 классов полностью соответствовал
понятийному аппарату и функционально-деятельностным компонентам предмета.
Обучение
информатике в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что
в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные
учебные действия» (УУД).
Под универсальными учебными
действиями понимаются
обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации
учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной
деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и
операциональных характеристик.
Формирование
УУД происходит на любом уроке в начальной школе, но особенностью курса
«Информатика» является целенаправленность формирования именно этих умений. К
общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и
развиваются в рамках курса «Информатика», относятся познавательная,
организационная и рефлексивная деятельность.
Кроме
формирования и развития УУД, на
уроках «Информатика» школьники учатся:
- Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать
изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с
информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.
- Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения
опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь
поставленной цели?».
- Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е.
создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью
компьютера с использованием текстового или графического редактора.
- Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и
графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в
интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается
создание информационной
модели: текста, рисунка и пр.).
- В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные
для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на
вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие
же, как…, такой же, как…), различать целое
и часть. Создание информационной модели может сопровождаться
проведением простейших измерений разными способами. В процессе
познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная
деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и
графических моделей.
- При выполнении упражнений на компьютере и
компьютерных проектов решать
творческие задачи на
уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно
составлять план действий (замысел), проявлять
оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать
творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы),
разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные
объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…»,
«не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.
- При выполнении интерактивных компьютерных
заданий и развивающих упражнений овладевать
первоначальными умениями передачи,
поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге
библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами
представления информации, в том числе в табличном
виде, упорядочениеинформации по алфавиту и числовым
параметрам (возрастанию и убыванию).
- Получать опыт организации своей
деятельности, выполняя специально
разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания:
выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное
установление
- последовательности действий при выполнении
интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой
последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».
- Получать опыт рефлексивной
деятельности, выполняя особый класс
упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении
способов контроля и
оценки собственной деятельности (ответ
на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.
- Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение
договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой
личный вклад и общий результат деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы
Цель
– это ожидаемый результат: текстовая информационная модель выпускника
начальной школы.
Исследователями, использующими свое естественное любопытство для приобретения
навыков, необходимых в целенаправленном исследовании.
·
Мыслителями, умеющими использовать навыки критического и творческого мышления
для принятия решений и нахождения выхода из сложных ситуаций.
·
Общительными людьми, прекрасно умеющими общаться, получать информацию и
обмениваться идеями, владеющими родным языком и языком науки в рамках
содержания учебных предметов.
·
Уверенно и решительно осваивающими новые жизненные роли, идеи и стратегии и
понимающими, что функции – это «как это работает, что оно может», что
причинность – это «почему это такое», что форма – это «на что оно похоже».
·
Обладающими знаниями в необходимом объеме по всем разделам и темам начального
образования.
·
Принципиальными, искренними, честными, справедливыми и открытыми для общения и
получения новых знаний, то есть со стремлением к учебе и любовью к знаниям.
·
Заботливыми и глубоко чувствующими нужды других людей, готовыми придти на
помощь, уважающими свое и чужое мнение, прислушивающимися к мнению старших и
уважающих учителей и школу.
·
С широким кругозором, готовых воспринимать различные точки зрения и с уважением
относиться к ценностям и традициям своей культуры и других культур.
·
Размышляющими о том, откуда мы «это» знаем и какова наша ответственность за
все, что происходит вокруг и с нами.
·
Гармоничными личностями, понимающими важность физического и душевного развития,
понимающих непосредственную их зависимость одно от другого, а также их влияние
на личное благополучие.
·
Способными размышлять и конструктивно анализировать свои сильные и слабые
стороны, работать над собой.
·
Помнящими, что безграмотным считается не тот, кто не умеет читать и писать, а
тот, кто не умеет учиться.
·
Умеющими определять свою цель, эмоционально не зависеть от проверок,
воспринимать новое и не бояться идти вперед.
·
Умеющими учиться, работать с информацией и данными с помощью компьютера и
современных информационных технологий.
Использование
все компонентов УМК по курсу «Информатика» обеспечивает выполнение следующих
требований к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу:
знать/понимать
·
основные источники информации;
·
назначение основных устройств компьютера;
·
правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой
техникой (в том числе с компьютером);
уметь
·
кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую
модель;
·
составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе)
по образцу с помощью текстового редактора;
·
составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);
·
распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране
компьютера;
·
сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному
расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;
·
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые
графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;
·
различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
·
различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
·
выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
·
определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности,
осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом)
собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?»,
«Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
·
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки,
схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
·
создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных
материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и
повседневной жизни;
·
использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и
мультимедийные средства коммуникации;
·
работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том
числе на электронных носителях).
·
сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам:
длине, площади, массе, вместимости и пр.;
·
обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы,
осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране,
нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и
используя мультимедийные средства обучения;
·
самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы,
тренажеры;
·
осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными
проектами и презентациями;
·
решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
·
осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
·
изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.
Учебно-тематический
план 3 «А» класс.
|
Дата
|
Тема
|
Основные виды деятельности учащихся
(на уровне учебных действий)
|
По плану
|
фактически
|
Глава 1. Информация,
человек и компьютер – 6 ч.
|
1
|
|
|
Техника безопасности и правила поведения в
компьютерном классе. Человек и информация.
|
Знать: что информацию мы воспринимаем органами чувств; источником информации
может быть (м/б) любой предмет, явление природы, др.человек, животное;
Человек
– м/б источником и приемником информации; источник информации один,
приемников – много; ПК-помощник человека при работе с информацией; человек
использует ПК для хранения, обработки и передачи информации.
|
2
|
|
|
Источники и приемники информации.
|
3
|
|
|
Носители информации
|
4
|
|
|
Компьютер
|
5
|
|
|
Подготовка к контрольной работе №1 «Информация,
человек и компьютер»
|
6
|
|
|
Контрольная работа №1 по теме «Информация,
человек и компьютер»
|
Глава 2.
Действия с информацией – 9 ч..
|
7
|
|
|
Анализ контрольной работы №1. Получение
информации.
|
|
8
|
|
|
Представление информации.
|
9
|
|
|
Кодирование информации.
|
Знать: данные – это закодированная информация, в памяти ПК информация .хранится
в виде 0 и 1; сбор информации – это действие с информацией, человек собирает
информацию с помощью 5 органов чувств; человек представляет информацию на
носителях в виде текста, числа, схемы, рисунка;
Уметь: кодировать информацию. различными способами и декодировать ее,
пользуясь таблицей кодов; представлять в тетради и на ПК одну и ту же информацию.
об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами
|
10
|
|
|
Кодирование и
шифрование данных
|
11
|
|
|
Хранение информации.
|
12-13
|
|
|
Обработка информации
|
14
|
|
|
Подготовка к
контрольной работе №2 «Действия с информацией»
|
15
|
|
|
Контрольная работа №2
по теме «Действия с информацией
|
Глава 3. Мир объектов – 9 ч.
|
16
|
|
|
Объект и его имя
|
Знать: все объекты реальной действительности имеют имена; каждый объект имеет
множество свойств, узнать его можно по его свойствам; список частей объекта,
кот. можно выделить и наз. имя (элементный состав); объекты находятся в тех
или иных отношения.;
Уметь: работать с информационными объектами на ПК
|
17
|
|
|
Объект и его свойства
|
18-19
|
|
|
Функции объекта
|
20
|
|
|
Отношения между
объектами
|
21
|
|
|
Характеристика объекта
|
22
|
|
|
Документ и данные об объекте
|
23
|
|
|
Повторение. Подготовка
к контрольной работе №3
« Мир объектов»
|
24
|
|
|
Контрольная работа №3 «Мир
|
объектов»
|
|
Глава 4.
Компьютер, системы и сети – 7 ч.
|
25
|
|
|
Компьютер – это
система
|
Знать: какие части можно выделить в компьютере
;виды программ ; устройства в составе компьютера ; виды системных программ
; что такое операционная система ; что такое программа -вирус.
Знать: что такое
файл ; файловая система ; компьютерная сеть; локальная сеть;
Понять , что
такое информационная система , какие существуют информационные системы.
Научится
осуществлять поиск информации ( документов ) в информационной системе
(библиотеке , компьютерной сети).
Уметь: выполнять задание на компьютере поиск
информации в сети Интернет.
|
26
|
|
|
Системные программы и операционная система
|
27
|
|
|
Файловая система
|
28
|
|
|
Компьютерные сети
|
29
|
|
|
Информационные системы
|
30
|
|
|
Подготовка к контрольной работе №4
|
31
|
|
|
Контрольная работа №4
|
32
|
|
|
Годовое повторение
|
33-34
|
|
|
Резерв учебного времени
|
Учебно-тематический план 3 «Б» класс.
|
Дата
|
Тема
|
Основные виды деятельности учащихся
(на уровне учебных действий)
|
По плану
|
фактически
|
Глава 1. Информация,
человек и компьютер – 6 ч.
|
1
|
|
|
Техника безопасности и правила поведения в
компьютерном классе. Человек и информация.
|
Знать: что информацию мы воспринимаем органами чувств; источником информации
может быть (м/б) любой предмет, явление природы, др.человек, животное;
Человек
– м/б источником и приемником информации; источник информации один,
приемников – много; ПК-помощник человека при работе с информацией; человек
использует ПК для хранения, обработки и передачи информации.
|
2
|
|
|
Источники и приемники информации.
|
3
|
|
|
Носители информации
|
4
|
|
|
Компьютер
|
5
|
|
|
Подготовка к контрольной работе №1 «Информация,
человек и компьютер»
|
6
|
|
|
Контрольная работа №1 по теме «Информация,
человек и компьютер»
|
Глава 2.
Действия с информацией – 9 ч..
|
7
|
|
|
Анализ контрольной работы №1. Получение
информации.
|
|
8
|
|
|
Представление информации.
|
9
|
|
|
Кодирование информации.
|
Знать: данные – это закодированная информация, в памяти ПК информация .хранится
в виде 0 и 1; сбор информации – это действие с информацией, человек собирает
информацию с помощью 5 органов чувств; человек представляет информацию на
носителях в виде текста, числа, схемы, рисунка;
Уметь: кодировать информацию. различными способами и декодировать ее,
пользуясь таблицей кодов; представлять в тетради и на ПК одну и ту же информацию.
об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами
|
10
|
|
|
Кодирование и
шифрование данных
|
11
|
|
|
Хранение информации.
|
12-13
|
|
|
Обработка информации
|
14
|
|
|
Подготовка к
контрольной работе №2 «Действия с информацией»
|
15
|
|
|
Контрольная работа №2
по теме «Действия с информацией
|
Глава 3. Мир объектов – 9 ч.
|
16
|
|
|
Объект и его имя
|
Знать: все объекты реальной действительности имеют имена; каждый объект имеет
множество свойств, узнать его можно по его свойствам; список частей объекта,
кот. можно выделить и наз. имя (элементный состав); объекты находятся в тех
или иных отношения.;
Уметь: работать с информационными объектами на ПК
|
17
|
|
|
Объект и его свойства
|
18-19
|
|
|
Функции объекта
|
20
|
|
|
Отношения между
объектами
|
21
|
|
|
Характеристика объекта
|
22
|
|
|
Документ и данные об объекте
|
23
|
|
|
Повторение. Подготовка
к контрольной работе №3
« Мир объектов»
|
24
|
|
|
Контрольная работа №3 «Мир
|
объектов»
|
|
Глава 4.
Компьютер, системы и сети – 7 ч.
|
25
|
|
|
Компьютер – это
система
|
Знать: какие части можно выделить в компьютере
;виды программ ; устройства в составе компьютера ; виды системных программ
; что такое операционная система ; что такое программа -вирус.
Знать: что такое
файл ; файловая система ; компьютерная сеть; локальная сеть;
Понять , что
такое информационная система , какие существуют информационные системы.
Научится
осуществлять поиск информации ( документов ) в информационной системе
(библиотеке , компьютерной сети).
Уметь: выполнять задание на компьютере поиск
информации в сети Интернет.
|
26
|
|
|
Системные программы и операционная система
|
27
|
|
|
Файловая система
|
28
|
|
|
Компьютерные сети
|
29
|
|
|
Информационные системы
|
30
|
|
|
Подготовка к контрольной работе №4
|
31
|
|
|
Контрольная работа №4
|
32
|
|
|
Годовое повторение
|
33
|
|
|
Повторение
|
34
|
|
|
Повторение
|
35
|
|
|
Повторение
|
Литература
Учебник:
1.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика: Учебник для
второго класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 175 с.
2.
Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н.Информатика:
Рабочая тетрадь для второго класса: ч.1, 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2012.
3.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика:
Учебник для третьего класса ч1 .ч.2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
4.
Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Информатика:
Рабочая тетрадь для третьего класса: ч.1, ч.2 – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.
5.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика:
Контрольные работы для третьего класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
6.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А.
Информатика: Учебник для четвертого класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2012. – 239 с.
7.
Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н., Нурова Н.А.
Информатика: Рабочая тетрадь для четвертого класса: ч.1, 2 ч. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012
8.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А.
Информатика: Контрольные работы для четвертогоо класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012.
Методические пособия для учителя:
1.
Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Обучение
информатике во втором классе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2009 – 319 с.
2.
Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Обучение
информатике в третьем классе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2007. – 431 с.
3.
Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.