№ урока
|
Название раздела,
тема урока
|
Кол-во
часов
|
Тип урока
|
Требование к уровню
подготовки обучающихся.
|
Методы, приёмы и
формы работы
|
Дата
|
план
|
факт
|
1
|
Слушание и
разучивание песни «Листья желтые» музыка. Р. Паулса, слова. Я. Петерса,
1 куплет.
|
1
|
Изучение нового
материала.
|
Знать: характер и содержание музыкальных произведений;
Уметь: выполнять учебные действия в качестве слушателя
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
2
|
Разучивание песни
«Листья желтые» музыка. Р. Паулса, слова. Я. Петерса,
2 куплет.
|
1
|
Комбинированный
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно
начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь
дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
|
Репродуктивный.
Пение.
Групповая.
|
|
|
3
|
Песня «Листья
желтые» музыка. Р. Паулса, слова. Я. Петерса, наизусть.
|
1
|
Закрепление знаний
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно
и эмоционально исполнять изученную песню
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Групповая.
|
|
|
4
|
Слушание и
разучивание песни «Дорога добра», музыка. М. Минкова, слова Ю. Энтина, 1
куплет.
|
1
|
Изучение нового
материала.
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не
опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
5
|
Разучивание песни
«Дорога добра», музыка. М. Минкова, слова Ю. Энтина, 2 куплет.
|
1
|
Комбинированный
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно
начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь
дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
|
Репродуктивный.
Пение.
Групповая.
|
|
|
6
|
Песни «Дорога
добра», музыка. М. Минкова, слова Ю. Энтина, наизусть.
|
1
|
Закрепление знаний
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно
и эмоционально исполнять изученную песни
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Индивидуальная.
|
|
|
7
|
Слушание и
разучивание «Школьный корабль» музыка. Г. Струве, слова К. Ибряева, 1
куплет.
|
1
|
Изучение нового
материала.
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не
опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
8
|
Разучивание
«Школьный корабль» музыка. Г. Струве, слова К. Ибряева, 2 куплет.
|
1
|
Комбинированный.
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно
и эмоционально исполнять изученную песню
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
9
|
Песня «Школьный
корабль» музыка. Г. Струве, слова К. Ибряева, наизусть.
|
1
|
Закрепление знаний
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно
и эмоционально исполнять изученную песни
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Индивидуальная.
|
|
|
10
|
Слушание и
разучивание песни «Волшебник-недоучка», музыка. А. Зацепина, слова Л.
Дербенева, 1 куплет.
|
1
|
Изучение нового
материала.
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не
опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
11
|
Слушание и
разучивание песни «Волшебник-недоучка», музыка. А. Зацепина, слова Л.
Дербенева, 2 куплет.
|
1
|
Комбинированный.
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно
и эмоционально исполнять изученную песню
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
12
|
Песня
«Волшебник-недоучка», музыка. А. Зацепина, слова Л. Дербенева, наизусть.
|
1
|
Закрепление знаний
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно
начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь
дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
|
Репродуктивный.
Пение.
Групповая.
|
|
|
13
|
Слушание и
разучивание песни «Три белых коня»
музыка. Е.
Крылатова, слова Л. Дербенева, 1 куплет.
|
1
|
Изучение нового
материала.
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не
опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
14
|
Разучивание песни
«Три белых коня»
музыка. Е.
Крылатова, слова Л. Дербенева, 2 куплет.
|
1
|
Комбинированный.
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно
и эмоционально исполнять изученную песню
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
15
|
Песня «Три белых
коня»
музыка. Е.
Крылатова, слова Л. Дербенева, наизусть.
|
1
|
Закрепление знаний
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно
и эмоционально исполнять изученную песни
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Групповая.
|
|
|
16
|
Слушание и
разучивание песни «Куда уходит детство» – слова: Л. Дербенев, музыка: А.
Зацепин, 1 куплет.
|
1
|
Изучение нового
материала.
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не
опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
17
|
Разучивание песни
«Куда уходит детство» – слова: Л. Дербенев, музыка: А. Зацепин, 2 куплет.
|
1
|
Комбинированный.
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню.
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
18
|
Песня «Куда уходит
детство» – слова: Л. Дербенев, музыка: А. Зацепин, наизусть.
|
1
|
Закрепление знаний
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно
начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь
дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
|
Репродуктивный.
Пение.
Индивидуальная.
|
|
|
19
|
Слушание и
разучивание песни «Мамино сердце», музыка К. Брейтбурга, слова
Э. Мельник, 1 и 2
куплет.
|
1
|
Изучение нового
материала.
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не
опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
20
|
Разучивание песни
«Мамино сердце», музыка К. Брейтбурга, слова Э. Мельник, 3 куплет.
|
1
|
Комбинированный.
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
21
|
Песня «Мамино
сердце», музыка К. Брейтбурга, слова
Э. Мельник,
наизусть.
|
1
|
Закрепление знаний
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно
начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь
дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
|
Репродуктивный.
Пение.
Групповая.
|
|
|
22
|
Слушание «Вальс»
И. Штраус. Из оперетты «Летучая мышь».
|
1
|
Изучение нового
материала.
|
Знать: что такое вальс, симфонический оркестр.
Уметь: различать вальс, формировать понятие «выразительность
звучания музыкальной речи».
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
23
|
Слушание и
разучивание песни «Россия» музыка и слова Ю. Тарана, 1 куплет.
|
1
|
изучение нового
материала.
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не
опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
24
|
Разучивание песни
«Россия» музыка и слова Ю. Тарана, 2 куплет.
|
1
|
Комбинированный.
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно
и эмоционально исполнять изученную песню
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
25
|
Песня «Россия»
музыка и слова Ю. Тарана, наизусть.
|
1
|
Закрепление знаний
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно
начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь
дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
|
Репродуктивный.
Пение.
Коллективная.
|
|
|
26
|
Слушание и
разучивание песни
«Герои России»
музыка и слова Стаса Михайлова, 1 куплет.
|
1
|
Изучение нового
материала.
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не
опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
27
|
Разучивание «Герои
России» музыка и слова Стаса Михайлова, 2 куплет.
|
1
|
Комбинированный.
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно
и эмоционально исполнять изученную песню
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
28
|
Песня «Герои
России» музыка и слова Стаса Михайлова, наизусть.
|
1
|
Закрепление знаний
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно
начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь
дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
|
Репродуктивный.
Пение.
Групповая.
|
|
|
29
|
Слушание и
разучивание песни «Темная ночь». музыка. Н. Богословского, слова. В. Агатова,
1 куплет.
|
1
|
Изучение нового
материала.
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не
опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
30
|
Разучивание песни «Темная ночь». музыка. Н.
Богословского, слова. В. Агатова, 2 куплет.
|
1
|
Комбинированный.
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно
и эмоционально исполнять изученную песню
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
31
|
Песня «Темная
ночь». музыка. Н. Богословского, слова. В. Агатова, наизусть.
|
1
|
Закрепление знаний
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно
начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь
дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
|
Репродуктивный.
Пение.
Индивидуальная.
|
|
|
32
|
Слушание и
разучивание песни «Детство» слова Кузнецов С. Музыка
Шатунов Ю, 1 куплет
|
1
|
Изучение нового
материала.
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не
опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
33
|
Разучивание песни
«Детство» слова Кузнецов С. Музыка
Шатунов Ю, 2 куплет
|
1
|
Комбинированный.
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно
и эмоционально исполнять изученную песню
|
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
|
|
|
34
|
Песня
«Детство» слова Кузнецов С. Музыка
Шатунов Ю,
наизусть.
|
1
|
Закрепление знаний
|
Знать: характер и
содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно
начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь
дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
|
Репродуктивный.
Пение.
Индивидуальная.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта специальной (коррекционной)
образовательной школы VIII вида 5-9 классы/Под редакцией В.В. Воронковой.,
М.Н. Петрова/ сборник-1-м: ВЛАДОС 2001г.
Музыкально-эстетическая деятельность
занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей
с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы
музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для
умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка
стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства,
сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Музыка формирует вкусы,
воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию
действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным
средством преодоления невротических расстройств.
Согласно Федеральному базисному плану для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение музыки в 7
специальном (коррекционном) классе VIII вида отводится 1 час в неделю(34 часа).
Содержание рабочей программы 7 класс
Пение
Исполнение песенного материала в диапазоне си — ми2,
однако крайние звуки используются довольно редко.
Продолжение работы над формированием певческого
звучания в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного
диапазона для исполнения. Контроль учителя за индивидуальными изменениями
голоса каждого ученика (особенно мальчиков).
Развитие умения исполнять песни одновременно с
фонограммой, инструментальной и вокальной.
Вокально-хоровые упражнения, попевки, прибаутки.
Повторение песен, разученных в 6-м классе.
Слушание музыки
Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь. Лучшие
образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов; произведения
современных композиторов, лирические песни, танцевальные мелодии. Использование
народных песен, мелодий из классических сочинений в произведениях легкой
музыки.
Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и
слова. Программная музыка — инструментальная, оркестровая, имеющая в основе
литературный сюжет. Общее и специфическое в литературной и музыкальной
драматургии, в оперном искусстве.
Особенности творчества композиторов: М. Глинка, П.
Чайковский, Ы. Римский-Корсаков.
Элементарные сведения о жанрах музыкальных
произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс,
серенада Формирование представлений о составе и звучании групп современных
музыкальных инструментов. Знакомство с современными электронными музыкальными
инструментами: синтезаторы, гитары, ударные инструменты.
Повторное прослушивание произведений из программы 7-го
класса.
Музыкальная грамота
Интонация, как совокупность выразительных средств
музыки. Интонации в разговорной речи и в музыке. Явление переноса речевых
интонаций в музыке. Мелодия, как основное выразительное средство. Характер
мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. Мелодии декламационного
характера.
Формирование элементарных представлений о музыкальных
терминах: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка и т. д.
Цель программы: формирование музыкальной культуры
школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки с учётом
психофизических и интеллектуальных возможностей детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения
произведений различных жанров, а также в процессе собственной
музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной
выразительности;
совершенствовать певческие навыки;
развивать чувство ритма, речевую активность,
звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку,
музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
помочь самовыражению умственно отсталых школьников
через занятия
музыкальной деятельностью; способствовать преодолению
неадекватных форм поведения, снятию
эмоционального напряжения; содействовать приобретению
навыков искреннего, глубокого и
свободного общения с окружающими, развивать
эмоциональную
отзывчивость; активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Принципы обучения:
коррекционная направленность обучения
оптимистическая перспектива образования
индивидуализация и дифференциация процесса обучения
комплексное обучение на основе передовых
психолого-медико-педагогических технологий
Отличительные особенности программы:
интегрированный подход к изучению тем по слушанию
музыки;
обновление нотно-музыкального материала для
разучивания;
использование ИКТ для создания материальной базы урока
(дидактического, наглядного материала, создание музыкальной фонотеки);
включение в изучаемый материал произведений тамбовских
авторов и сведений по музыкальному краеведению.
Формы, методы, приёмы обучения
Основной формой музыкально-эстетического воспитания
являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются
необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и
выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве
композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся
воспринимать музыку. Содержание программного материала
уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных
упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной
(русской ) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская,
классическая, современная.
Программа по пению и музыке состоит из следующих
разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты».
В зависимости от использования различных видов
музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются
доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков, раздел
«Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и
умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения.
Классика, фольклор, современная(зарубежная и отечественная) песня - основа
формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен
внимание направляется на чистоту интонации, строя, ансамбля.
Пение без сопровождения способствует выработке
стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к
слуховому самоконтролю. Творческое раскрытие образа песни - главная причина
совершенствования вокально-технических приёмов исполнения. В формировании
устойчивого интереса к хоровому пению играет «концертное» исполнение песен.
Обращать внимание на режим исполнения песенного репертуара, связанный с
трудностями мутационного периода учащихся.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание
благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала,
доверительное общение со сверстниками и учителем.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит
элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, в процессе
слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях
музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о
жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества,
используя яркие примеры звучания музыки разных эпох, стилей, жанров,
особенностей творчества различных композиторов.
Характеристика ожидаемых результатов
уметь слушать музыку, беседовать о характере,
особенностях формы произведения;
пропевать главную тему инструментального произведения
голосом;
выполнять индивидуальные задания творческого характера:
рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;
исполнять ритмическое сопровождение к музыке на
музыкальных инструментах;
включать полученные знания в инсценировку сказок,
жизненных ситуаций.
Форма проверки результатов освоения программы
по каждому году обучения:
индивидуальный,
фронтальный опрос по разучиваемым песням,
по материалам слушания музыки и музыкальной грамоте;
музыкальные тесты
Программа составлена с учётом
возрастных и психологических особенностей учащихся в классах VIII вида среднего
звена.
Знать
наиболее известные классические и современные
произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их
и указывать автора;
основные жанры музыкальных произведений;
музыкальны инструменты;
средства музыкальной выразительности;
музыкальные профессии и специальности;
особенности творчества изученных композиторов;
особенности народного музыкального творчества.
Уметь
контролировать правильность самостоятельного исполнения
в сопровождении фонограммы;
самостоятельно исполнять несколько песен;
отвечать на вопросы о прослушанных музыкальных
произведениях;
определять характер, содержание произведения, ведущие
средства музыкальной выразительности;
давать адекватную оценку качеству исполнения
произведения.
Музыкальный материал
«Листья желтые» — муз. Р. Паулса, сл. Я. Петерса,
пер. с латышского И. Шаферана.
«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения
Маленького Мука» — муз. М. Минкова, сл Ю. Энтина.
«Школьный корабль» — муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева.
«Волшебник-недоучка» — муз. А. Зацепина, сл Л.
Дербенева.
«Три белых коня» музыка. Е. Крылатова, слова Л.
Дербенева
«Куда уходит детство» – слова: Л. Дербенев, музыка: А.
Зацепин,
«Мамино сердце», музыка К. Брейтбурга, слова Э.
Мельник
И. Штраус. «Вальс». Из оперетты «Летучая мышь».
«Россия» музыка и слова Ю. Тарана
«Герои России» музыка и слова Стаса Михайлова.
«Темная ночь». Из кинофильма «Два бойца» — музыка. Н.
Богословского, слова В. Агатова.
«Детство» слова Кузнецов С. Музыка Шатунов Ю.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.