Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа
№96»
«Согласовано»
Руководитель МО
___________
Протокол № ___
от «____»____________2013 г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
__________________
«____»____________2013 г.
|
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №96
_________________
Приказ № ___
от «___»_________________2013 г.
|
Рабочая программа
учебного предмета
«Информатика и ИКТ»
7 класс
2013-2014учебный год
Разработчик:
Рощупкина
Л.И., учитель информатики
2013
ИНФОРМАТИКА и
ИКТ
7 класс
Программа по информатике для основной школы
составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
(личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и
формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего
образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования; учитываются
возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени
основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Рабочая
программа по информатике составлена на основе Примерной программы основного
общего образования по информатике и ИКТ, разработанной Министерством
образования, и соответствующего ей учебно-методического комплекта Н. Д.
Угриновича «Информатика и ИКТ 7-9 класс». Настоящая программа составлена на
основе авторской программы Н.Д. Угриновича по информатике и ИКТ для 7-9 классов.
Вклад
учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Методологической основой федеральных
государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный
подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения,
предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на
протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного
процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым
условием формирования информационной культуры современного школьника,
достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с
необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают
образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для
связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения
социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают
условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и
результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса
информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией
школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились
с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими
навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при
изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Термин «основная школа» относится к двум
различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10–12 лет и к школьникам
12–15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5–6
классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе
уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и
подростков.
Изучение информатики в 7–9 классах вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования,
способствуя:
· формированию
целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития
науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как
важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимания роли информационных процессов в современном мире;
· совершенствованию
общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых
знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию
навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного
проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
· воспитанию
ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию
стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением
средств ИКТ.
Информатика – это естественнонаучная
дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах
различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой,
рассматриваются как основа создания и использования информационных и
коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических
достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией,
биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного
мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее
число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так
и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности
(включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе
информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при
изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях,
становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на
формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего
периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования
образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть
современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является
всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль
фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность
человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе,
информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим
переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования
у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации
на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы
целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики,
формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления,
реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является
частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также
пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших
классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что
сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального
образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать
ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной
школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и
развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики
основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у
учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Программа
рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 7-9 классов в
течении 105 часов (в том числе в VII классе - 34 учебных часа из расчета 1 час
в неделю, в VIII классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в IX
классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю) в соответствии с Базисным
учебным планом школы.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных
отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной
деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
информатики в основной школе, являются:
·
наличие представлений об информации как важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
·
понимание роли информационных процессов в
современном мире;
·
владение первичными навыками анализа и критичной
оценки получаемой информации;
·
ответственное отношение к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения;
·
развитие чувства личной ответственности за качество
окружающей информационной среды;
·
способность увязать учебное содержание с
собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области
информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
·
готовность к повышению своего образовательного
уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и
ИКТ;
·
способность и готовность к общению и сотрудничеству
со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной,
учебно-исследовательской, творческой деятельности;
·
способность и готовность к принятию ценностей
здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных
предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного
процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными
результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
·
владение общепредметными понятиями «объект»,
«система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
·
владение информационно-логическими умениями:
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
·
владение умениями самостоятельно планировать пути
достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
·
владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
·
владение основными универсальными умениями
информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и
выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
·
владение информационным моделированием как основным
методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы
в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить
разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать»
таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать
информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму
представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять
адекватность модели объекту и цели моделирования;
·
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и
навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для
сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки
создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание
графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание,
восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное
взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности
по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях,
типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты
изучения информатики в основной школе отражают:
·
формирование информационной и алгоритмической
культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
·
формирование представления об основных изучаемых
понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
·
развитие алгоритмического мышления, необходимого
для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний
об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с
одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной,
условной и циклической;
·
формирование умений формализации и структурирования
информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием
соответствующих программных средств обработки данных;
·
формирование навыков и умений безопасного и
целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете,
умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Требования к уровню подготовки обучающихся
в области информатики и ИКТ
7 класс
Личностные
образовательные результаты:
·приобретение опыта использования электронных средств в учебной и
практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению
персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
·
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению
обучения с использованием ИКТ;
·
рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с
изобретением компьютера;
·
организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых
программных средств.
Метапредметные
образовательные результаты:
· получение опыта использования методов и средств информатики для
исследования и создания различных графических объектов;
·умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду,
обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
· владение
основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации,
планирования деятельности и др.;
· умение
осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении
учебных проектов;
· умение
решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов
информатики и средств ИКТ.
Предметные образовательные результаты:
в сфере познавательной
деятельности:
·
оценивание числовых параметров информационных
процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации, скорости
обработки и передачи информации и пр.);
·
построение простейших функциональных схем основных
устройств компьютера;
·
решение задач из разных сфер человеческой
деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной
деятельности:
·
оценка информации, в том числе получаемой из
средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью;
·
следование нормам жизни и труда в условиях
информационной цивилизации;
·
юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в
учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной
деятельности:
·
получение представления о возможностях получения и
передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших
характеристиках каналов связи;
·
соблюдение норм этикета, российских и международных
законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
в сфере трудовой деятельности:
·
понимание принципов действия различных средств
информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
·
рациональное использование технических средств
информационных технологий для решения задач учебного процесса (компьютер, сканер,
графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон и др.),
усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах
основной школы;
·
знакомство с основными программными средствами
персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых
задач, система команд, система отказов);
·
умение тестировать используемое оборудование и
программные средства;
·
использование диалоговой компьютерной программы
управления файлами для определения свойств, создания, копирования,
переименования, удаления файлов и каталогов;
·
приближенное определение пропускной способности
используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;
·
создание и редактирование рисунков, чертежей,
слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и
в младших классах основной школы;
·
использование инструментов презентационной графики
при подготовке и проведении устных сообщений.
в сфере эстетической
деятельности:
·
знакомство с эстетически-значимыми компьютерными
моделями из различных образовательных областей и средствами их создания.
в сфере охраны здоровья:
·
соблюдение требований безопасности и гигиены в
работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Используемые
технологии, методы и формы работы
При организации
занятий школьников 7 классов по информатике и информационным технологиям
необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с
одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой
стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На
уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с
применением средств ИКТ:
·
словесные методы обучения (рассказ, объяснение,
беседа, работа с учебником);
·
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация,
демонстрация наглядных пособий, презентаций);
·
практические методы (устные и письменные
упражнения, практические работы за ПК);
·
проблемное обучение;
·
метод проектов;
·
позиционный метод.
Основные
типы уроков:
·
урок изучения нового материала;
·
урок контроля знаний;
·
обобщающий урок;
·
комбинированный урок.
В 7 классе
наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена
методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о
распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке,
рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а конец урока
планировать практическую деятельность учащихся (оптимальная длительность работы
за компьютером для учащихся 7 классов не должна превышать 10-20 минут).
Формы, способы и средства проверки и оценки
результатов обучения
Виды контроля:
·
входной – осуществляется в начале каждого урока,
актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их
уровень подготовки к уроку;
·
промежуточный – осуществляется внутри каждого
урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения,
обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении
обучаемым порций материала;
·
проверочный – осуществляется в конце каждого урока;
позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся
усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
·
итоговый – осуществляется по завершении крупного
блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Формы итогового контроля:
·
контрольная работа;
·
тест;
·
творческая работа
УМК:
1.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 7 класс
2.
Угринович Н.Д. Методическое пособие для учителей
3.
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/
Авторская мастерская Н.Д.Угриновича.
Содержание
учебного материала:
1.
Информация и информационные процессы – 2 ч.
2.
Компьютер как универсальное устройство обработки
информации – 10 ч.
3.
Представление текстовой информации – 1 ч.
4.
Обработка текстовой информации – 2 ч.
5.
Алгоритмы и исполнители – 6 ч.
6.
Представление графической информации – 1 ч.
7.
Обработка графической информации – 4 ч.
8.
Обработка числовой информации – 1 ч.
9.
Формализация и моделирование – 2 ч.
10.
Мультимедийные технологии – 3 ч.
11.
Резерв – 2 ч.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
|
Наименование раздела программы
|
Тема урока
|
Количество часов
|
Цели и задачи
|
ЗУН
|
Тип урока
|
ОУУН
|
Вид контроля
|
ЦОР
|
Д/З
|
Дата
проведения
|
план
|
факт
|
1
|
Информация и информационные
процессы (2 ч)
|
Правила ТБ. Знакомство с
инструкциями ИОТ 014-2010, ИОТ 015-2010. Информация. Информационные объекты
различных видов.
Основные этапы развития средств информационных технологий
|
1
|
Повторить правила
ТБ в кабинете ВТ; инструкции. Ввести понятие информации. Рассмотреть этапы
развития средств информационных технологий
|
Знать:
технику безопасности;
правила поведения в кабинете ВТ;
понятие информации, различать инф.объекты различных видов;
этапы развития ВТ;
характеристики ВТ
|
Урок изложения новых знаний
|
Учебно-организационные
умения:
организовать свое
рабочее место,
планировать
текущую работу,
нацеливать себя
на выполнение
поставленной
задачи, осуществлять
самоанализ и
самоконтроль учебной
деятельности,
сотрудничать при
решении учебных
задач, вести
познавательную
деятельность в
коллективе
Учебно-информационные
умения: пользоваться печатными техническими
средствами
массовой информации,
словарями,
справочниками,
оглавлениями,
энциклопедиями.
Составлять
план-конспект
Учебно-
интеллектуальные умения:
Умение чисто и
быстро писать, выделять
главное,
существенное, устанавливать
причинно-следственные
связи
Учебно-коммуникативные
умения:
Умение слушать,
литературным языком
выражать свои
мысли, пользоваться
специальным
языком, задавать
уточняющие
вопросы, аргументировать,
доказывать,
выступать перед
аудиторией,
составлять план
выступлений,
умение слушать учителя,
одновременно
записывать содержание его рассказа
|
Фронтальный опрос,
беседа
|
Тест:
ПО:TestsTB-1004
ЦОР:
сайт «Компьютерный музей»
|
§1.1
|
|
|
2
|
Основные информационные процессы:
хранение, передача и обработка информации. Единицы измерения количества
информации. Тестирование по теме: «Информация и информационные процессы»
Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и
числовой информации с помощью клавиатурного тренажера»
|
1
|
Изучить основные
информационные процессы, единицы измерения количества информации
|
Знать основные единицы измерения
количества информации; виды информационных процессов
|
Комбинированный
урок
|
Тест, проверка результатов выполнения практической работы
|
Тест:
ПО:TestsTB-1004
|
Индивидуальные карточки, конспект
|
|
|
3
|
Компьютер как универсальное
устройство обработки информации (7 ч)
|
Основные компоненты компьютера и
их функции (процессор)
Практическая работа №2 «Получение информации о загрузке
процессора»
|
1
|
Рассмотреть
основной компонент компьютера – процессор и его функции
|
Иметь представление о компьютере как об универсальном
устройстве обработки информации, и о процессоре как центральном устройстве
компьютера.
Уметь
называть основные параметры процессора и характеризовать их, получать
сведения о процессоре средствами операционной системы, строить таблицу
результатов средствами текстового процессора.
|
Комбинированный
урок
|
Фронтальный, проверка результатов выполнения практической работы
|
Презентация
«Устройство компьютера»
|
§1.2.1
|
|
|
4
|
Основные компоненты компьютера и
их функции (устройства ввода, вывода информации)
Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и
числовой информации с помощью клавиатурного тренажера»
|
1
|
Рассмотреть
различные устройства ввода, вывода информации
|
Понимать
назначение устройств ввода и вывода информации в составе компьютера.
Приводить примеры устройств ввода и вывода информации. Различать устройства
ввода и устройства вывода информации, рассмотреть
назначение основных клавиш клавиатуры
|
Урок изложения новых знаний, и закрепления полученных
знаний.
|
Фронтальный, проверка результатов выполнения практической работы
|
презентация
«Устройства ввода и вывода», компьютеры с установленной операционной системой
|
§1.2.2 и 1.2.3
|
|
|
5
|
Основные компоненты компьютера и
их функции (оперативная и долговременная память)
Практическая работа №3 «Получение информации о занятости
оперативной памяти»
|
1
|
Рассмотреть виды
памяти компьютера
|
Понимать
назначение внутренней и долговременной памяти компьютера. Называть
отличительные особенности видов памяти. Знать основные правила эксплуатации
носителей. Приводить примеры современных носителей информации.
|
Урок изложения новых знаний, и закрепления полученных
знаний.
|
Фронтальный, проверка результатов выполнения практической работы
|
презентация
«Память компьютера»
|
§1.2.4
|
|
|
6
|
Магистрально-модульный принцип построения компьютера.
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие
операции по управлению (включение, выключение, понимание сигналов о
готовности и неполадке и т.д.). Гигиенические, эргономические и технические
условия безопасной эксплуатации компьютера
|
1
|
Рассмотреть
функциональную схему компьютера; изучить гигиенические, эргономические и
технические условия безопасной эксплуатации компьютера
|
Знать основные устройства компьютера и их назначение.
Уметь
указывать устройства компьютера на схеме, рисовать схему средствами
текстового процессора.
|
Урок изложения новых знаний и закрепления полученных знаний.
|
фронтальный
|
Презентация
«Магистрально-модульный принцып построения компьютера»
|
§1.2 (полностью)
|
|
|
7
|
Данные и программы. Файлы и
файловая система. Архивирование и разархивирование.
Практическая работа №4 «Работа с файлами
и папками с использованием файлового менеджера»
|
1
|
Ввести понятие данных, файла и файловой системы, программы;
рассмотреть алгоритм обработки данных по программе, назначение архивации и
форматирования.
|
Различать
понятия: данные, файл, файловая система и программа. Уметь описывать алгоритм
обработки данных программой. Понимать принцип
хранения информации в виде файлов. Знать правила составления имени файла.
Знать виды файловых систем. Называть основные элементы файловой системы.
Понимать назначение архивации файлов и дефрагментации дисков.
Уметь
выполнять операции над файлами с использованием файлового менеджера
|
Урок изложения новых знаний, и закрепления полученных
знаний.
|
Фронтальный, проверка результатов выполнения практической работы
|
Презентация
«Программа. Файл и файловая система»
|
§1.3, 1.4
|
|
|
8
|
Программный принцип работы компьютера. Программное
обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Практическая работа №5
«Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты»
|
1
|
Рассмотреть
программный принцип работы компьютера, виды ПО
|
Осознавать роль ПО в процессе обработки информации при
помощи компьютера. Называть группы программ. Понимать функции ОС.
Уметь называть разновидности ОС. Иметь представление о
прикладных программах и ПО общего назначения, знать их разновидности.
Знать
классификацию программного обеспечения по их юридическому статусу, осознавать
ответственность использования программных продуктов в соответствии с их
юридическим статусом.
|
Урок изложения новых знаний, и закрепления полученных
знаний.
|
Тест, проверка результатов выполнения практической работы
|
Презентация «ПО
компьютера»
|
§1.5
|
|
|
9
|
Командное взаимодействие пользователя с компьютером.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической
форме (графический пользовательский интерфейс: рабочий стол, окна, диалоговые
панели, меню, просмотр свойств объектов, создание ярлыков). Практическая
работа №6 «Знакомство с графическим интерфейсом Windows»
|
1
|
Познакомить обучающихся с
различными видами интерфейса; рассмотреть управляющие элементы операционной
системы Windows и основные действия с мышью, работу с
окнами.
|
Знать виды окон в операционной системе, знать элементы
окон и их назначение.
Уметь
определять элементы всех видов окон, работать с графическим интерфейсом
операционных систем.
|
Урок изложения новых знаний, и закрепления полученных
знаний.
|
Фронтальный, проверка результатов выполнения практической работы
|
Презентация
«Графический интерфейс»
|
§1.6
|
|
|
10-11
|
Практика к разделу «Компьютер
как универсальное устройство обработки информации» (3 ч)
|
Планирование собственного
информационного пространства, создание папок в соответствии с планом,
создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их
семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
Использование различных носителей информации
Практическая работа №6 «Знакомство с графическим интерфейсом
Windows» (2 часть)
|
2
|
Научить изменять внешний вид Рабочего стола, создавать
объекты, ярлыки и копии объектов, изменять вид окна, открывать стандартные
программы, использовать диалоговую панель Дата и время.
|
Уметь
работать с графическим интерфейсом операционных систем
|
Урок
комплексного применения знаний, умений, навыков
|
Учебно-организационные
умения:
организовать свое
рабочее место,
планировать
текущую работу,
нацеливать себя
на выполнение
поставленной
задачи, осуществлять
самоанализ и
самоконтроль учебной
деятельности,
сотрудничать при
решении учебных
задач, вести
познавательную
деятельность в
коллективе
Учебно-информационные
умения: пользоваться печатными техническими
средствами
массовой информации,
словарями,
справочниками,
оглавлениями,
энциклопедиями.
Составлять
план-конспект
Учебно-
интеллектуальные умения:
Умение чисто и
быстро писать, выделять
главное,
существенное, устанавливать
причинно-следственные
связи
Учебно-коммуникативные
умения:
Умение слушать,
литературным языком
выражать свои
мысли, пользоваться
специальным
языком, задавать
уточняющие
вопросы, аргументировать,
доказывать,
выступать перед
аудиторией,
составлять план
выступлений,
умение слушать учителя,
одновременно
записывать содержание его рассказа
|
Фронтальный, проверка результатов выполнения практической работы
|
Презентация
«Графический интерфейс»
|
§1.6
|
|
|
12
|
Оценка количественных параметров
информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения
объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных
продуктов, услуг связи
|
1
|
Научить
определять количественные параметры информационных объектов
|
Уметь
работать с графическим интерфейсом операционных систем
|
Урок
комплексного применения знаний, умений, навыков
|
Фронтальный
|
Презентация
«Графический интерфейс»
|
§1.6
|
|
|
13
|
Представление информации (1ч)
|
Компьютерное представление текстовой информации
|
1
|
Рассмотреть
принципы представления текстовой информации
|
Знать
принцип представления текстовой информации, виды кодовых таблиц для
кодирования русских букв
|
Урок изучения
нового материала
|
Фронтальный
|
http://fcior.edu.ru
|
конспект
|
|
|
14-15
|
Обработка текстовой информации
(2ч)
|
Текстовые редакторы Блокнот, WordPad.
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с
использованием базовых средств текстовых редакторов. Простейшее
редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с
фрагментами текстов). Сохранение документа
|
2
|
Научить создавать и редактировать текст посредством
квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств
текстовых редакторов Блокнот и WordPad
|
Уметь
создавать и редактировать текст посредством
квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств
текстовых редакторов Блокнот и WordPad
|
Урок изложения новых знаний, и закрепления полученных
знаний.
|
Индивидуальные задания по карточкам
|
Презентация
«Стандартные программы Windows»
|
конспект
|
|
|
16
|
Алгоритмы и исполнители (6ч)
|
Представление о программировании. Язык программирования
Бейсик, его возможности. Правила представления данных.
|
1
|
Ввести понятие:
язык программирования. Рассмотреть виды языков программирования, их
возможности. Изучить правила представления данных
|
Знать
понятие языка программирования, правила представления данных. Уметь загружать
ПО QBasic
|
Урок изложения новых знаний, и закрепления полученных
знаний.
|
Индивидуальные задания по карточкам
|
ПО: QBasic
|
Индивидуальная карточка
|
|
|
17
|
Правила записи основных операторов: ввода, вывода,
присваивания, ветвления, цикла.
|
1
|
Рассмотреть правила записи основных
операторов: input, print, if…then, for…next
|
Знать правила записи основных
операторов: input, print, if…then, for…next. Уметь решать простейшие задачи с
использованием изученных операторов
|
Урок изложения новых знаний, и закрепления полученных
знаний.
|
Индивидуальные задания по карточкам
|
ПО: QBasic
|
Индивидуальная карточка
|
|
|
18-20
|
Правила записи программы. Этапы разработки программы.
Разработка программ, содержащих операторы цикла, ветвления.
|
3
|
Рассмотреть
правила записи программы на языке программирования; основные этапы разработки
программы. Выработать навыки решения задач с помощью операторов цикла и
ветвления
|
Уметь
решать задачи линейной, разветвляющейся и циклической структуры средствами
языка программирования
|
Урок изложения новых знаний, и закрепления полученных
знаний.
|
Индивидуальные задания по карточкам
|
ПО: QBasic
|
Индивидуальная карточка
|
|
|
21
|
Контрольная работа №1 «Программирование задач линейной,
разветвляющейся, циклической структуры»
|
1
|
Проверить
качество знаний обучающихся
|
Уметь
решать задачи линейной, разветвляющейся и циклической структуры средствами
языка программирования
|
Урок контроля
знаний и умений
|
КР
|
ПО: QBasic
|
Индивидуальная карточка
|
|
|
22
|
Представление графической
информации (1ч)
|
Представление графической информации (пиксель, растр,
видеопамять). Аппаратные средства вывода графической информации Практическая
работа №7 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши»
|
1
|
Рассмотреть
основные понятия графики: пиксель, растр, графические примитивы, пространственное
разрешение, видеопамять
|
Знать
основные понятия: пиксель, растр, графические примитивы,
пространственное разрешение, видеопамять. Уметь определять пространственное
разрешение экрана монитора
|
Комбинированный
урок
|
Фронтальный, проверка результатов выполнения практической работы
|
Презентация
«Графика»
|
§2.1
|
|
|
23
|
Обработка графической
информации (4ч)
|
Растровая и векторная графика.
Ввод изображений с помощью сканера
Практическая работа №8 «Сохранение
графических файлов в различных форматах»
|
1
|
Сформировать представление о различных видах графики,
объяснить принцип создания растровых и векторных изображений, достоинства и
недостатки каждого вида графики.
|
Уметь приводить примеры использования программ
компьютерной графики. Знать принципы формирования изображения в растровом и
векторном виде.
Уметь
сохранять графические файлы в различных форматах, знать различия в форматах
графических файлов.
|
Урок изложения новых знаний и закрепления полученных знаний.
|
Фронтальный, проверка результатов выполнения практической работы
|
Презентация
«Растровая и векторная графика»
|
§2.2
|
|
|
24
|
Создание изображения с помощью
инструментов растрового графического редактора Paint.
Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования
Практическая работа №9 «Создание и
редактирование изображений в растровом графическом редакторе»
|
1
|
Познакомить обучающихся с интерфейсом графического редактора
Paint, научить создавать и редактировать графические
изображения, видоизменять и копировать графические изображения
|
Знать правила редактирование изображений в графическом
редакторе, правила работы с надписями.
Применять навыки создания и редактирования изображений в
растровом графическом редакторе.
Уметь
создавать и редактировать изображения в растровом графическом редакторе
|
Комбинированный урок
|
тест, проверка результатов выполнения практической работы
|
http://fcior.edu.ru
|
§2.3
|
|
|
25
|
Создание изображения с помощью
инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и
шаблонов. Геометрические преобразования
Практическая
работа №10 «Рисование в векторном редакторе StarOffice Draw»
Практическая работа №11 «Создание
рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word»
|
1
|
Рассмотреть возможности векторной графики, принцип создания
векторного рисунка и его преобразования; научить создавать векторные рисунки
в StarOffice
Draw и текстовом
редакторе Word
|
Знать основные приемы работы в векторном редакторе.
Уметь
применять навыки создания и редактирования графических изображений в
векторном редакторе
|
Комбинированный
урок
|
Фронтальный, проверка результатов выполнения практической работы
|
http://fcior.edu.ru
|
§2.3
|
|
|
26
|
Контрольная работа №2 по теме « Обработка графической
информации»
|
1
|
Проверить
качество знаний обучающихся
|
Уметь
применять навыки создания и редактирования графических изображений в
растровом и векторном редакторах
|
Урок контроля
знаний и умений обучающихся
|
Индивидуальные
карточки
|
|
Повторить §2.1-2.3
|
|
|
27
|
Обработка числовой информации
(1ч)
|
Калькулятор. Выполнение простейших вычислений. Память
калькулятора
|
1
|
Научить выполнять
простейшие вычисления с помощью стандартной программы Windows - Калькулятор
|
Уметь
выполнять простейшие вычисления с помощью программы Калькулятор, уметь
пользоваться памятью Калькулятора при подсчетах
|
Урок изложения новых знаний и закрепления полученных знаний.
|
|
Индивидуальные
карточки
|
Презентация
«Стандартные программы Windows»
|
конспект
|
|
|
28
|
Формализация и моделирование
(2ч)
|
Чертежи. Двумерная графика. Использование стандартных
графических объектов и конструирование графических объектов: выделение,
объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов в системе
компьютерного черчения КОМПАС. Практическая работа №12 «Черчение графических
примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС»
|
1
|
Сформировать представление чертежах, двумерной графики, о
системах компьютерного черчения, рассмотреть принципы их работы, интерфейс,
возможности; научить чертить основные геометрические примитивы.
|
Знать
основные приемы работы в системе компьютерного черчения КОМПАС. Уметь чертить
основные графические примитивы с использованием различных способов ввода их
координат (автоматического ввода, ручного ввода и геометрического
калькулятора).
|
Урок изложения новых знаний и закрепления полученных знаний.
|
Учебно-организационные
умения:
организовать свое
рабочее место,
планировать
текущую работу,
нацеливать себя
на выполнение
поставленной
задачи, осуществлять
самоанализ и
самоконтроль учебной
деятельности,
сотрудничать при
решении учебных
задач, вести
познавательную
деятельность в
коллективе
Учебно-
интеллектуальные умения:
Умение чисто и
быстро писать, выделять
главное,
существенное, устанавливать
причинно-следственные
связи
|
Индивидуальные
карточки
|
Презентация
«Компас»
|
§2.4
|
|
|
29
|
Планы. Карты.
Практическая работа №13 «Выполнение геометрических
построений в системе компьютерного черчения Компас»
|
1
|
Научить чертить
основные геометрические примитивы, планы, чертежи, карты
|
Знать
основные приемы работы в системе компьютерного черчения КОМПАС. Уметь чертить
основные графические примитивы с использованием различных способов ввода их
координат (автоматического ввода, ручного ввода и геометрического
калькулятора); выполнять геометрические построения, которые рекомендуется
проводить в курсе геометрии с помощью циркуля и линейки.
|
Урок применения
полученный знаний и умений
|
Индивидуальные
карточки
|
|
§2.4
|
|
|
30
|
Мультимедийные технологии (3ч)
|
Компьютерные презентации. Дизайн
презентации и макеты слайдов
Практическая работа №14 «Создание анимации, встроенной в
презентацию»
|
1
|
Сформировать представление о
мультимедиа технологиях, вести понятия презентация, мультимедиа,
интерактивность, слайд.
Научить создавать простейшие анимации для использования в
презентациях.
|
Иметь представление о компьютерных презентациях. Понимать
назначение программ подготовки презентаций. Называть основные информационные
объекты, которые можно поместить на слайд.
Уметь
добавлять слайды в презентацию, размещать на слайде надпись с текстом,
запускать презентацию. Понимать возможность автоматического создания дизайна
и разметки слайда.
|
Урок изложения новых знаний и закрепления полученных знаний.
|
Индивидуальное
задание
|
Презентация
«Работа в программе PowerPoint»
|
§2.5
|
|
|
31
|
Звуки и видеоизображения. Запись
звука с использованием различных устройств
Практическая работа №15 «Создание мультимедийных эффектов
при появлении объектов на слайдах»
|
1
|
Научить создавать мультимедийные эффекты, сопровождающие
появление объектов на слайдах презентации.
|
Уметь создавать мультимедийные эффекты, сопровождающие
появление объектов на слайдах презентации.
|
Комбинированный
урок
|
Индивидуальное
задание
|
Презентация
«Работа в программе PowerPoint»
|
§2.5
|
|
|
32
|
Композиция и монтаж. Практическая работа №16 «Разработка
мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»
|
1
|
Рассмотреть технологию создания
презентации в программе Microsoft PowerPoint; научить
создавать простейшие презентации, устанавливать анимационные и звуковые
эффекты, помещать на слайды мультимедийные объекты, применять шаблоны
оформления
|
Иметь
представление об интерактивных презентациях. Уметь оформлять гиперссылки,
задавать действия для управляющих кнопок. Иметь представление о понятии
анимации. Знать команды для анимации слайдов (смены слайдов) и анимации
объектов на слайде. Уметь применять данные команды и настраивать их свойства
в различных ситуациях. Уметь применять навыки создания, редактирования
презентации, уметь назначать эффекты анимации, создавать переходы со слайда
на слайд
|
Урок применения
полученный знаний и умений
|
Индивидуальное
задание
|
Презентация
«Работа в программе PowerPoint»
|
§2.5
|
|
|
33-34
|
|
Резерв
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список
дополнительной литературы для учителя, для обучающихся.
Для учителя:
·
Электронный диск «Мир информатики»
·
Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru
·
Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru
·
Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net
·
Сайт «Методическая копилка учителя информатики» http://www.metod-kopilka.ru/
·
Сайт Константин Полякова http://www.kpolyakov.narod.ru/
·
Олимпиады в области точных наук http://olymp.ifmo.ru/
·
Сайт учителя информатики г.Кемерово http://jgk.ucoz.ru/load/
(каталог презентаций)
·
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/collection/
Для обучающихся:
·
Сайт «Информатика. Учебный курс» http://infolike.narod.ru/index.html
·
Сайт по информатике http://gplinform.ucoz.ru/
·
Олимпиады в области точных наук http://olymp.ifmo.ru/
·
Сайт учителя информатики г.Кемерово http://jgk.ucoz.ru/load/
(каталог презентаций)
·
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/collection/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.