Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города
Абакана «Средняя общеобразовательная школа №11»
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по
предмету «Информатика» для 2-3 классов
Страница 1
из 12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета
«Информатика» для 2-3 классов разработана на основе ООП НОО МБОУ «СОШ № 11».
Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
1) пояснительная
записка;
2) общая характеристика
учебного предмета;
3) описание места
учебного предмета в учебном плане;
4) личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета; 5)
содержание учебного предмета;
6) тематическое
планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического
и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8)
планируемые результаты изучения учебного предмета.
Сегодня человеческая деятельность
в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим
технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые,
которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль
фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность
человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе
информационных. Поэтому в содержании предмета информатики начальной школы
целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики,
выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный
потенциал этого курса. Пропедевтический курс информатики начальной школы
является частью непрерывного курса информатики.
Информатика имеет очень большое и
всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне
понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения,
развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с
математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы
естественно-научного мировоззрения.
Цели, на достижение которых
направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего
образования, сформулированных в концепции ФГОС. Они учитывают необходимость
всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения
необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих
способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в
целом.
В рабочей программе предмета
«Информатика» учитываются основные идеи и положения программы развития
универсальных учебных действий НОО.
В настоящей программе учтено, что
сегодня в соответствии с ФГОС НОО учащиеся к концу начальной школы приобретают
ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной
школе, начиная с 5 класса они закрепляют полученные технические навыки и
развивают их в рамках применения при изучении всех предметов.
Цели изучения информатики в начальной школе:
•
формирование универсальных учебных действий, отражающих
потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности;
•
формирование начальных предметных компетентностей в части базовых
теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных
навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении
других дисциплин;
•
целенаправленное обучение детей работать с информацией, в том
числе с помощью компьютера;
•
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения
соблюдать нормы информационной этики и права.
Задачи изучения информатики в начальной школе:
•
формирование системного, объектно-ориентированного теоретического
мышления;
•
формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной
действительности на основе различных способов представления информации;
•
овладение приемами и способами информационной деятельности;
•
формирование начальных навыков использования компьютерной техники
и современных информационных технологий для решения практических задач.
С целью предоставления равных
возможностей всем ученикам обучение построено на дифференцированном и
индивидуальном подходе в изучении предмета. Индивидуальные особенности каждого
ученика учитываются при планировании урока.
Основные сквозные линии в начальной
школе изучения предмета «Информатика»: информация, виды информации (по
способу восприятия, по способу представления, по способу организации);
информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
источники информации (живая и неживая природа, творения человека); работа с
информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование); средства
информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение,
мультимедийные устройства); организация информации и данных (оглавление,
указатели, каталоги, записные книжки и др.).
С целью предоставления равных
возможностей всем ученикам обучение построено на дифференцированном и
индивидуальном подходе в изучении предмета. Индивидуальные особенности каждого
ученика учитываются при планировании урока.
Текущий контроль и промежуточная аттестация
проводятся в соответствии с Положением «О форме, периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Основополагающими принципами
построения учебного предмета «Информатика» являются: целостность и
непрерывность; научность в сочетании с доступностью;
практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность; концентричность
в структуризации материала.
Информатика — это научная
дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных
средах, а также о методах и средствах их автоматизации. Информационные процессы
— фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент
современной информационной цивилизации. Информатика дает ключ к пониманию
многочисленных явлений и процессов в естественно-научных областях, социологии,
экономике, истории и др. Информатика закладывает основу создания и
использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из
наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. На
сегодняшний день ИКТ — необходимый инструмент практически любой деятельности.
Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в
истории. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают
существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека.
Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства
информации, информационные и коммуникационные технологии, — реальность
настоящего времени.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
По учебному плану МБОУ «СОШ №11»
на изучение курса учебного предмета «Информатика» отводится 1час в неделю (34
часа в год) со 2 по 3 класс, всего 68 часов в начальной школе.
В программе предусмотрен резерв
(2 часа, по 1 часу в каждом классе со 2 по 3), который планируется использовать
для систематизации и обобщения изученного материала по дисциплине за год.
К концу начального общего
образования на уроках информатики школьники:
1) научатся
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями предмета информатика; в том числе
умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой
форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
2) овладеют
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
3) научатся
работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в
том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета
информатика;
4) овладеют
основами логического и алгоритмического мышления;
5) научатся
действовать в соответствии с алгоритмом, строят простейшие алгоритмы;
6) приобретут
первоначальные представления о компьютерной грамотности;
7) освоят
доступные способы изучения природы и общества (сравнение, классификация и др.,
с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);
8) овладеют
элементарными практическими умениями и навыками в компьютерном растровом и
вектором рисунке, художественном конструировании, а также в специфических
формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ
(цифровая фотография, видеозапись, элементы
мультипликации и пр.);
9) приобретут
первоначальные знания о правилах создания предметной и информационной среды и
умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных
художественно-конструкторских задач.
Место предмета «Информатика» в
системе других учебных дисциплин определяется его целью и содержанием. Цель
уникальна (в отличие от других дисциплин начального образования) –
целенаправленно научить детей работать с информацией, в том числе с
помощью компьютера. Для этого необходимо уже в начальной школе
сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с
информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами,
таблицами, базами данных), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и
научить осуществлять с информационными объектами необходимые действия с помощью
компьютера. Это необходимо для того, чтобы научить детей применять современные
информационные технологии для решения учебных и практических задач до того, как
они придут в старшие классы, подобно тому, как учат читать и писать – чтобы в
старших классах эти умения служили уже инструментом в многотрудной учебной
деятельности. Информатика в начальной школе изучается школьниками легко и
охотно. Не рекомендуется допускать ситуацию, когда вместо того, чтобы
пользоваться компьютером в старших классах, дети только начинают его познавать,
удовлетворяя свой интерес к этому мощному современному инструменту для работы с
информацией в компьютерных играх. В результате использования компьютера «не по
назначению» (для компьютерных игр вместо инструмента поиска и обработки
информации), школьники не только проигрывают в производительности учебного
труда, но получают много негативных последствий для своего физического и
духовного здоровья.
Начиная обучение информатике со
второго класса, следует во втором классе научить детей видеть окружающую
действительность с точки зрения информационного подхода, постепенно вводить в
их мышление и речь термины информатики (источник/приемник информации, канал
связи и пр.) наряду с обучением работать на компьютере.
В третьем классе вводится
понятие модели, в том числе компьютерной, и школьники целенаправленно изучают
современные инструменты работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга,
фотоаппарат, компьютер и другие), параллельно учатся использовать их в своей
учебной деятельности. Во второй половине учебного года дети конкретно осваивают
различные информационные технологии: технологию создания электронного
документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в
сети Интернет. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог
рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он
делает, различая и называя элементарные технологические операции своими
именами. Дети осваивают понятие управления: собой, другими людьми, техническими
устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с
управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и
средства управления. Учатся понимать, что средства управления влияют на
ожидаемый результат и почему часто результат не соответствует цели и ожиданиям.
В процессе практического осознанного управления своей учебной деятельностью и
компьютером, школьники осваивают специфические термины управления, учатся
определять, осуществляется управление с обратной или без обратной связи, учатся
видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты,
но и их связи и отношения между собой. То есть они учатся «видеть» системы, что
приводит к развитию системного мышления, столь необходимого в современной жизни
наряду с логическим и алгоритмическим. Последние также являются предметом
целенаправленного развития в четвертом классе на уроках информатики с помощью соответствующих
заданий и упражнений.
Современный ребенок погружен в
некую новую предметную и новую информационную среду. В отличие от
прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена
бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе
компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры,
плейеры, декодеры и так далее. Как угодно подробно изучая окружающий мир, но,
не изучая информатики, ребенок не узнает про эти везде и всюду встречающиеся в
жизни предметы. Ни о том, как они устроены, ни о том, когда и зачем появились.
Информатика выполняет интегрирующую
функцию, формируя на своих уроках знания и умения по курсу информатики и
мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных
умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде
школы.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
С учетом специфики интеграции
учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса
«Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения
личностных, метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований:
личностные результаты. Эти требования достигаются под воздействием
применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»: готовность
и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их
индивидуальноличностные позиции; социальные компетенции; личностные качества
2-я группа требований:
метапредметные результаты. Эти требования достигаются при освоении
теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и
на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:
познавательных; регулятивных; коммуникативных; овладение межпредметными понятиями
(объект, система, действие, алгоритм и др.)
3-я группа требований:
предметные результаты. Эти требования достигаются при освоении
теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и
на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время,
С точки зрения достижения
планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции,
отраженные в содержании курса:
•
наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения,
происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по
результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
•
соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить
результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли
достичь поставленной цели? »;
•
устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте,
т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью
компьютера с использованием текстового или графического редактора;
•
понимать, что освоение собственно информационных технологий
(текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом
деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием
понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
•
выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых
объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов
анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не
похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний,
такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание
информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений
разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов
осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых
предметных, знаковых и графических моделей;
•
решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования,
анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных
проектов;
•
самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять
оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать
творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы),
разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и
презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...»,
«если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование
высказанного суждения;
•
овладевать первоначальными умениями передачи, поиска,
преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении
интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском
(проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре,
электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными
способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения
информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
•
получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально
разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие
выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам,
самостоятельное установление последовательности действий при выполнении
интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой
последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;
•
получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс
упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов
контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен
результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения
упражнения и их исправлении;
•
приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных
проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы,
оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
В результате всего
вышеперечисленного происходит развитие системы УУД, которые, согласно ФГОС,
являются основой создания учебных курсов.
Все компоненты УМК представляют
собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном
объеме. Эта системность достигается:
1. Опорой на сквозные содержательные линии:
• информация,
виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу
организации);
• информационные
объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
• источники
информации (живая и неживая природа, творения человека);
• работа
с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
• средства
информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение,
мультимедийные устройства);
• организация
информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.).
2. Использованием общей смысловой
структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность.
Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами
познавательной деятельности:
•
раздел «Повторить» — актуализация знаний. Содержит интересную и
значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе,
способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее
мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть
знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по
поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных
интересов;
•
содержание параграфа представлено через компоненты
деятельностного ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь»
— новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность
действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике,
в том числе развивается творческая деятельность;
•
разделы «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия. Организация
повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств
стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к
контрольной работе);
•
«Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение
и классификация;
•
практические задания, включая задания в электронных тетрадях и
ЭОР. Формирование и развитие умений использовать полученные теоретические
знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс
постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач,
культура проектной и исследовательской деятельности); формирование и развитие
умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ
собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать
свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и
самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и
использованию информации для решения учебных задач, а также умений по
организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации
совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.
Таким образом, сама структура
изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих
учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и
развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности.
Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности,
которые включают: учебную мотивацию; учебную цель; учебную задачу; учебные
действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и
оценка); метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся,
направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Информация, её отбор, анализ и
систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение
основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации.
Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура,
общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью,
использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска
информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда
при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа
с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на
электронных носителях (СО). Работа с простыми информационными объектами (текст,
таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на
принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ текстового
редактора и создания презентаций.
2
класс.
Знакомство с информатикой. Человек
и информация. Знакомство с компьютером. Устройства ввода: мышь и клавиатура;
работа с ними.
Понятие информации. В мире
звуков. Источники и приемники информации. Носители информации. Кодирование и
декодирование информации. Алфавит и кодирование информации. Письменные
источники информации. Текстовая и графическая информация. Оценка результатов по
теме «Понятие информации».
Технология создания и
обработки текстовой информации. Текстовый редактор Блокнот. Правила
клавиатурного письма. Организация системы файлов и папок. Создание и сохранение
текста. Инструменты оформления текста. Итоговая работа в текстовом редакторе.
Технология создания и
обработки графической информации. Графический редактор. Инструменты для
рисования. Создание и сохранение компьютерного рисунка. Создание плана
территории. Итоговая работа в графическом редакторе.
Числовая информация и
компьютер. Числовая информация. Время и числовая информация. Число и
кодирование информации. Код из двух знаков. Помощники человека при счете. Память
компьютера. Оценка результатов по теме «Числовая информация и компьютер».
Данные. Данные. Передача данных. Компьютер и
обработка данных. Повторение.
3
класс.
Действия с информацией.
Представление информации. Кодирование и декодирование информации. Хранение
и обработка информации.
Технология создания и
обработки графической информации. Создание, редактирование и
сохранение графического файла в папке. Сохранение компьютерного рисунка на
сменные носители.
Коммуникационные технологии.
Поиск информации в сети Интернет. Поиск информации в сети Интернет и ее
сохранение. Источники информации и способы ее поиска: словари, энциклопедии,
библиотеки.
Технология создания и
обработки текстовой информации. Microsoft Word: первое знакомство.
Правила оформления текста. Вставка изображений в текстовый документ; его
сохранение в папке. Работа с автофигурами. Итоговая работа в текстовом
редакторе.
Объект и его характеристика. Объект: понятие, имя, свойства. Существенные свойства
и принятие решения. Отношения между объектами.
Технология создания и
обработки мультимедийной информации. Презентации как письменное и
устное сообщение. Этапы создания презентации. Добавление текста и изображений
на слайды. Добавление звука и видео в презентацию. Подготовка мини-проекта
презентации по выбранной теме. Защита проекта презентации.
Технология создания и
обработки числовой информации. Электронные таблицы. Ввод данных.
Графическое представление числовых данных в виде диаграмм. Графическое
представление числовых данных в виде графиков.
Информационный объект и
компьютер. Документ как информационный объект. Электронный документ
и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор. Схема и
карта. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные таблицы. Повторение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В приведенном ниже тематическом
плане представлено содержание тем предмета и характеристика деятельности
учащегося в рамках данной темы. Вся деятельность условно делится на
аналитическую и практическую. В результате практической деятельности появляется
некоторый информационный продукт (рисунок, таблица, текст и пр.). В
аналитической деятельности подчёркивается необходимость сформированности
умственных действий, возникающих в ходе создания этого продукта. 2
класс.
№
п/п
|
Тема раздела
|
Кол-во часов
|
Характеристика основных видов учебной деятельности
учащихся
|
1.
|
Знакомство с информатикой.
|
2
|
Аналитическая деятельность:
•
пояснять смысл употребления слова «информация» в обыденной
речи;
•
анализировать устройства ввода информации с точки зрения их
возможностей. Практическая деятельность:
•
приводить примеры информации, обрабатываемой компьютером и человеком;
•
знать основные правила клавиатурного письма и применять их на
практике.
|
2.
|
Понятие информации.
|
8
|
Аналитическая деятельность:
•
пояснять смысл употребления слова «информация» в обыденной
речи;
•
различать виды информации по способу восприятия;
•
приводить примеры источников и приемников информации;
анализировать устройства компьютера с точки зрения их
возможностей;
•
приводить примеры кодирования с использованием различных
алфавитов, которые встречаются в электронных тетрадях;
•
зашифровывать информацию с помощью своих кодов;
•
анализировать возможности стандартных редакторов (графического,
текстового) для создания простейших текстов и изображений.
Практическая деятельность:
•
приводить примеры различных видов информации;
•
определять для конкретной информации ее источники и приемники;
•
находить устройства компьютера по их назначению и наоборот;
•
кодировать и декодировать информацию при заданной кодовой
таблице;
•
работать с клавиатурой в простейшем текстовом редакторе;
•
выполнять простейшие рисунки в стандартном графическом редакторе.
|
3.
|
Технология создания и обработки текстовой информации.
|
8
|
Аналитическая деятельность:
•
анализировать интерфейс текстового редактора с позиции
исполнителя;
•
анализировать возможности применения программного
средства для выполнения типовых задач.
Практическая деятельность:
|
|
|
|
•
выбирать и загружать нужную программу;
•
работать с клавиатурой в текстовом редакторе;
•
использовать тестовый редактор для создания и редактирования
простейших текстовых документов;
•
создавать, форматировать и сохранять простейшие текстовые
документы в текстовом редакторе;
•
создавать систему папок на компьютере.
|
4.
|
Технология создания и обработки графической информации.
|
5
|
Аналитическая деятельность:
•
анализировать интерфейс растрового редактора с позиции
исполнителя;
•
оценивать графическую информацию с точки зрения ее вида;
•
анализировать возможности человека и компьютера при работе с
графической информацией;
•
анализировать информацию с точки зрения вида данных в ней;
•
правильно использовать графические примитивы для создания
графических изображений в графическом редакторе.
Практическая деятельность:
•
выбирать и загружать нужную программу;
•
создавать простейшие графические изображения в стандартном
графическом редакторе;
•
сохранять и редактировать созданные графические изображения.
|
5.
|
Числовая информация и компьютер.
|
6
|
Аналитическая деятельность:
•
анализировать возможности человека и компьютера при работе с
числовой информацией;
•
иметь представление о двоичном кодировании, двоичном числе; • знать алгоритм работы с
Калькулятором; • уметь
объяснить о памяти компьютера.
Практическая деятельность:
•
кодировать и декодировать количественную информацию;
•
приводить примеры обработки информации человеком и компьютером;
•
производить арифметические операции в компьютерном
Калькуляторе.
|
6.
|
Данные.
|
3
|
Аналитическая деятельность:
•
анализировать информацию с точки зрения вида данных в ней;
•
знать инструменты форматирования абзаца и шрифта;
•
знать основные приемы для создания графических изображений в
простейшем графическом редакторе;
•
знать основные приемы поиска информации в дневнике, учебнике,
словаре, интернете.
Практическая деятельность:
•
осуществлять поиск заданной информации в учебнике, словаре,
интернете;
•
создавать и форматировать простейшие текстовые документы в
текстовом редакторе;
•
создавать простейшие графические изображения в стандартном
графическом редакторе.
|
|
Повторение.
|
1
|
|
|
Резерв.
|
1
|
|
|
ИТОГО
|
34
|
|
3 класс.
№
п/п
|
Тема раздела
|
Кол-во часов
|
Характеристика основных видов учебной деятельности
учащихся
|
1.
|
Действия с информацией.
|
3
|
Аналитическая деятельность:
•
пояснять смысл употребления слова «информация»;
•
различать виды информации по способу восприятия, по форме
представления;
•
приводить примеры источников и приемников информации;
•
анализировать устройства компьютера с точки зрения их
возможностей.
Практическая деятельность:
•
приводить примеры различных видов информации;
•
выполнять возможные операции с информацией (сбор, поиск,
хранение и
другое);
•
определять для конкретной информации ее источники и приемники;
•
находить устройства компьютера по их назначению и наоборот.
|
2.
|
Технология создания и обработки графической информации.
|
4
|
Аналитическая деятельность:
•
определять инструменты графического редактора для выполнения
базовых операций по созданию изображений;
•
оценивать графическую информацию с точки зрения ее вида;
•
анализировать информацию с точки зрения вида данных в ней.
Практическая деятельность:
|
|
|
|
•
выбирать и загружать нужную программу;
•
создавать простейшие графические изображения в стандартном
графическом редакторе;
•
редактировать созданные графические изображения;
•
сохранять созданные графические изображения в папки компьютера
и на сменные носители.
|
3.
|
Коммуникационные технологии.
|
3
|
Аналитическая деятельность:
•
анализ информации с целью определения ключевых слов для поиска
материала в сети Интернет. Практическая деятельность:
•
загружать браузер;
•
поиск данных в сети Интернет (по ключевым словам), анализ и
отбор документов, поиск нужной информации в них.
•
сохранение найденной информации;
•
осуществлять поиск заданной информации в словарях, интернете,
библиотеках, энциклопедиях.
|
4.
|
Технология создания и обработки текстовой информации.
|
6
|
Аналитическая деятельность:
•
анализировать интерфейс текстового редактора с позиции
исполнителя;
•
анализировать условия и возможности применения программного
средства для выполнения учебных задач.
Практическая деятельность:
•
выбирать и загружать нужную программу;
•
использовать тестовый редактор для создания, редактирования и
сохранения текстовых документов;
•
добавлять графические изображения в текстовый документ;
•
оформлять текстовые документы в соответствие с правилами
форматирования.
|
5.
|
Объект и его характеристика.
|
3
|
Аналитическая деятельность:
•
выделение и называние объекта окружающей действительности, в
том числе в терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи,
носитель информации, управляющий объект, объект управления, средство
управления, управляющий сигнал, цель управления и др.);
•
анализировать объект с точки зрения вида информации в нем;
•
знать основные приемы для создания объектов в простейших
редакторах;
•
знать основные приемы поиска информации в дневнике, учебнике,
словаре, интернете.
Практическая деятельность:
•
осуществлять поиск заданной информации в учебнике, словаре,
интернете;
•
создавать и форматировать простейшие текстовые документы в
текстовом редакторе;
•
создавать простейшие графические изображения в стандартном
графическом редакторе.
|
6.
|
Технология создания и обработки мультимедийной
информации.
|
4
|
Аналитическая деятельность:
•
выделять в сложных графических объектах простые (графические
примитивы);
•
планировать работу по конструированию объектов слайда;
•
определять инструменты программы для создания презентаций для
выполнения базовых операций по созданию слайдов;
•
планировать последовательность событий на заданную тему;
•
подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу
создаваемого мультимедийного объекта. Практическая деятельность:
•
выбирать и загружать нужную программу;
•
использовать возможности программы для создания презентаций;
•
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию, слайды
которой содержат тексты, графические изображения, звуковые файлы,
видеоматериалы.
|
7.
|
Технология создания и обработки числовой информации.
|
3
|
Аналитическая деятельность:
•
анализировать интерфейс программы электронных
таблиц с позиции исполнителя;
•
анализировать возможности преобразования одного вида информации
в другой
(текста в таблицу, чисел в диаграмму и т.п.);
•
заполнять и форматировать таблицы данных; Практическая
деятельность:
•
выбирать и загружать нужную программу;
•
преобразование одной формы представления информации в другую
(текста в таблицу, чисел в график или диаграмму);
•
создание электронной версии числовых данных в таблице,
построение диаграмм и графикам по данным таблицы с ее сохранением на
электронном носителе.
|
8.
|
Информационный объект и компьютер
|
6
|
Аналитическая деятельность:
•
анализировать возможности человека и компьютера
при работе с информацией;
•
анализировать возможности графического, текстового редакторов
для создания простейших текстов и изображений;
•
выделение и называние объекта окружающей действительности, в том
числе в терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи,
носитель информации, управляющий объект, объект управления, средство
управления, управляющий сигнал, цель управления и др.);
•
называние свойств и отношений, функций и действий, анализ
элементного состава объекта (системы), называние свойств текста, рисунка,
модели, алгоритма, исполнителя алгоритма и других объектов информатики;
•
выделение и называние свойств объекта (системы), которые
отражены в той или иной его модели.
Практическая деятельность:
•
создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее
сохранением на электронном носителе;
•
осуществлять поиск заданной информации в учебнике, словаре,
интернете;
•
создавать и форматировать простейшие текстовые документы в
текстовом редакторе;
•
создавать простейшие графические изображения в стандартном
графическом редакторе.
|
|
Повторение.
|
1
|
|
|
Резерв.
|
1
|
|
|
ИТОГО
|
34
|
|
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Характеристика кабинета информатики.
Кабинет информатики оснащен
оборудованием ИКТ и специализированной учебной мебелью. В кабинете имеется
одного рабочее место преподавателя и 10 компьютерных мест учащихся,
снабженных стандартным комплектом:
системным блоком, монитором,
клавиатурой и мышью. Кроме того:
•
на всех компьютерах кабинета
информатики установлено лицензионное программное обеспечение, позволяющее:
отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и
форматировать тексты, таблицы, графику, презентации, создавать интерактивные
анимации и т.п.;
•
в состав операционной системы входят:
антивирусная программа; программа-архиватор; офисное приложение, включающее
текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу
разработки презентаций, динамические (электронные) таблицы, система управления
базами данных; система оптического распознавания текста; звуковой редактор;
мультимедиа проигрыватель.
•
имеется локальная вычислительная
сеть, формирующая информационное пространство образовательного учреждения и
имеющая выход в Интернет.
Каждый кабинет, в котором проводятся компьютерные уроки,
имеет точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подключение к сети
всех компьютеров учащихся и компьютера учителя.
В кабинете установлен принтер, имеется
интерактивный комплекс. Технические
средства обучения.
Специализированный
программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК): персональный компьютер;
интерактивная доска; мультимедийный проектор; сканер; колонки; принтер;
уставлено лицензионное программное обеспечение для освоения всех разделов курса
и/или свободно распространяемое программное обеспечение .
Специализированный
программно-аппаратный комплекс обучающихся (СПАК): персональный компьютер;
уставлено лицензионное программное обеспечение для освоения всех разделов курса
и/или свободно распространяемое программное обеспечение
Наглядные пособия по предмету.
• видеоуроки
по темам предмета;
• ЭОРы
по всем темам предмета;
• графический
материал для выполнения всех практических заданий курса;
• раздаточный
теоретический материал для освоения всех разделов курса.
Информационно-справочные материалы по предмету.
1. ЭОР
Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 2 класс (http://school-
collection.edu.ru/
)
2.
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469da53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19
)
3.
Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/
)
4. Лекторий
«ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
5. ЭОР
на CD-диске к методическому пособию для учителя Н.В. Матвеева и др. «Обучение
информатике во втором классе».
6. ЭОР
на CD-диске к методическому пособию для учителя Н.В. Матвеева и др. «Обучение
информатике в третьем классе».
7. ЭОР
на CD-диске к методическому пособию для учителя Н.В. Матвеева и др. «Обучение
информатике в четвертом классе».
Литература для учителя.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. «Информатика и
ИКТ» – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Учебник
«Информатика и ИКТ», 2 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Рабочая тетрадь
(ч. 1, ч. 2), 2 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Методическое
пособие для учителя «Обучение информатике во втором классе» – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Учебник
«Информатика и ИКТ», 3 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Рабочая тетрадь
(ч. 1, ч. 2), 3 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Тетрадь
контрольных работ, 3 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Методическое
пособие для учителя, 3 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Учебник
«Информатика и ИКТ», 4 класс– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Рабочая тетрадь
(ч. 1, ч. 2), 4 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Тетрадь
контрольных работ, 4 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Методическое
пособие для учителя, 4 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. «Введение в
информатику», комплект плакатов (12 плакатов) – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Методическое
пособие к комплекту плакатов «Введение в информатику» – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2012 г.
•
Программа курса информатики и ИКТ для 2-4 классов начальной общеобразовательной
школы (Н.В. Матвеева, Е.Н.
Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова) // Программы
для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н.
Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
Литература для учащихся.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Учебник
«Информатика и ИКТ», 2 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Рабочая тетрадь
(ч. 1, ч. 2), 2 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Учебник
«Информатика и ИКТ», 3 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Рабочая тетрадь
(ч. 1, ч. 2), 3 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Тетрадь
контрольных работ, 3 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Учебник
«Информатика и ИКТ», 4 класс– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Рабочая тетрадь
(ч. 1, ч. 2), 4 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
•
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Тетрадь
контрольных работ, 4 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
К концу 2 класса учащиеся научатся:
•
пояснять смысл употребления слова «информация» в обыденной речи;
•
приводить примеры обработки информации человеком и компьютером;
•
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы,
опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и
другими средствами ИКТ;
•
выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
•
организовывать систему папок для хранения собственной информации
в компьютере;
•
различать виды информации по способу восприятия;
•
приводить примеры источников и приемников информации;
•
приводить примеры различных видов информации;
•
определять для конкретной информации ее источники и приемники;
•
кодировать и декодировать информацию при заданной кодовой
таблице;
•
производить арифметические операции в компьютерном Калькуляторе;
•
владеть компьютерным письмом на русском языке;
•
работать с клавиатурой в текстовом редакторе;
•
создавать и форматировать простейшие текстовые документы в
текстовом редакторе;
•
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать,
оформлять и сохранять их; • создавать простейшие рисунки в
стандартном графическом редакторе;
•
создавать планы территории.
получат возможность научиться:
•
представлять, анализировать и интерпретировать данные;
•
анализировать устройства компьютера с точки зрения их
возможностей;
•
анализировать возможности стандартных редакторов
(графического, текстового) для создания простейших текстов и изображений.
•
анализировать возможности человека и компьютера при работе с
числовой информацией;
•
иметь представление о двоичном кодировании, двоичном числе;
•
знать алгоритм работы с Калькулятором;
•
анализировать информацию с точки зрения вида данных в ней;
•
использовать первоначальные представления о компьютерной
грамотности;
•
использовать программу распознавания сканированного текста на
русском языке;
•
набирать текст на иностранном языке, использовать экранный
перевод отдельных слов;
•
использовать знаково-символических средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач; •
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки.
К концу 3 класса учащиеся научатся:
•
наблюдать, записывать, измерять, сравнивать, классифицировать и
др. действия с информацией в открытом информационном пространстве;
•
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;
•
создавать простейшие запросы для поиска информации в
контролируемом Интернете;
•
пользоваться основными функциями текстового редактора, следовать
основным правилам оформления текста;
•
использовать полуавтоматический орфографический контроль;
•
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ:
редактировать, оформлять и сохранять их; •
определять виды информации;
•
приводить примеры естественных и искусственных видов информации;
•
определять действия с информацией;
•
работать с текстовой информацией в текстовом редакторе ПК;
•
давать имя реальному объекту;
•
давать характеристику объекта;
•
называть элементный состав объекта;
•
работать с табличной и графической информацией в редакторах ПК;
распознавать информационные объекты;
•
выполнять простейшие операции с папками и файлами;
•
распознавать различные виды электронной информации;
•
работать с разными видами информации в компьютерных программах;
•
выполнять простейшие операции с папками и файлами;
•
читать и создавать несложные круговые и столбчатые диаграммы;
•
вводить данные, в том числе числовые, в электронных таблицах;
•
создавать мультимедийные слайды с использованием иллюстраций,
видеоизображения, звука, текста;
•
готовить свое выступление и выступать с аудио- и видео- и
графическим сопровождением перед небольшой аудиторией;
•
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; •
осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
•
изменять и создавать простые информационные объекты на
компьютере.
получат возможность научиться:
•
овладеть основами пространственного воображения;
•
составлять список используемых информационных источников (в
том числе с использованием ссылок);
•
грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах
данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
•
критически относиться к информации и к выбору источника информации.
•
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
•
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и
столбцах несложных таблиц и диаграмм;
•
распознавать одну и ту же информацию в разной форме (таблицы и
диаграммы);
•
планировать несложные исследования, собирать и представлять
полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
•
овладеть элементарными практическими умениями и навыками в
специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
•
готовить свое выступление и выступать с аудио- и видео- и
графическим сопровождением;
•
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета;
•
овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
•
приобретения первоначальных знаний о правилах создания
предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения
учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
•
интерпретировать информацию, полученную при проведении
несложных исследований (объяснять, сравнивать и
обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Цель – это ожидаемый результат. В результате
выпускник начальной школы становится:
•
исследователем, использующим свое естественное любопытство для
приобретения навыков, необходимых в целенаправленном исследовании;
•
мыслителем, умеющим использовать навыки критического и
творческого мышления для принятия решений и нахождения выхода из сложных
ситуаций;
•
общительным человеком, прекрасно умеющими общаться, получать
информацию и обмениваться идеями, владеющими родным языком и языком науки в
рамках содержания учебных предметов;
•
уверенно и решительно осваивающим новые жизненные роли, идеи и
стратегии и понимающими, что функции – это
«как это работает, что оно может», что причинность –
это «почему это такое», что форма – это «на что оно похоже»;
•
обладающим знаниями в необходимом объеме по всем разделам и темам
начального образования.
•
принципиальным, искренним, честным, справедливым и открытым для
общения и получения новых знаний, то есть со стремлением к учебе и любовью к
знаниям;
•
заботливым и глубоко чувствующими нужды других людей, готовыми
придти на помощь, уважающими свое и чужое мнение, прислушивающимися к мнению
старших и уважающих учителей и школу;
•
с широким кругозором, готовых воспринимать различные точки зрения
и с уважением относиться к ценностям и традициям своей культуры и других
культур;
•
размышляющим о том, откуда мы «это» знаем и какова наша
ответственность за все, что происходит вокруг и с нами;
•
гармоничной личностью, понимающим важность физического и
душевного развития, понимающих непосредственную их зависимость одно от другого,
а также их влияние на личное благополучие;
•
способным размышлять и конструктивно анализировать свои сильные и
слабые стороны, работать над собой;
•
помнящими, что безграмотным считается не тот, кто не умеет читать
и писать, а тот, кто не умеет учиться;
•
умеющим определять свою цель, эмоционально не зависеть от
проверок, воспринимать новое и не бояться идти вперед; • умеющим учиться, работать с
информацией и данными с помощью компьютера и современных информационных
технологий.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.