Календарно-тематическое
планирование учебного материала
курса Биология в 8 классе
на 2013-2014 учебный год
68 часов (2 часа в неделю)
Учебник: Биология «Человек» 8 кл. Н.И.Сонин, М.Р. Сапин
Общеобразовательных школ-М. Дрофа,2012г.
№
п./
п
Тема
Практическая
Работа + Т/Р
ЗУН
Коли
чество
часов
Дата
1
Место человека в
системе органичес -
кого
мира.
Т/Р №1,2 стр. 6
Работать с учебником, совершать мыслительные операции и оформлять
их результаты в устной и письменной
форме. Определить место человека в
системе орг. Мира; черты сходства
человека с животными, сущность
понятий «рудименты» «атавизмы».
1
2
Особенности
человека.
Т/Р №3 – 5,стр. 7
Формировать умения: анализировать, сравнивать, обобщать, оформлять
рез-ты логических операций
в форме таблицы. Определить
характерные для человека
особенности.
1
3
Происхождение
человека.
Т/Р №6, стр. 7
Объяснять причины совершенствования строения и поведения человека
в процессе эволюции, работать с дополнительной литературой.
Углубление знаний уч-ся о
происхождении человека, этапах его эволюции.
2
4
Происхождение
человека.
Т/Р №6, стр. 8
5
Расы человека, их
происхождение и
единства.
Т/Р №8 – 10,
стр. 9
Понятие «раса», виды нас и их характеристики, самостоятельно
работать с источниками знаний и
извлекать из них нужную информацию, осуществлять мыслительные операции,
оформлять результаты в виде
таблицы, док-ть несостоятельность расизма. Сформировать понятие
«Человек разумный как единый биологический вид», доказать
единство происхождения всех рас и их равноценность; показать антинаучный характер расистских теорий; раскрыть сущность понятий «раса» «народность» «нация» «народ»
1
6
История развития
знаний о
строении и функциях организма человека.
Т/Р № 11 – 15,
Стр. 10 - 12
Самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию, совершать мыслительные операции и оформлять их результаты.
Познакомить уч-ся с краткой историей развития знаний о строении и функциях
организма человека.
1
7
Клеточное строение
организма.
Т/Р № 16 – 20,
стр. 16 – 18
Раскрывать особенности строения и
функций отдельных частей, органоидов клетки, распознавать на рисунках,
таблицах, муляжах, микропрепаратах
части и органоиды клетки, работать с микроскопом, готовыми препаратами, выделять главное, мыслить.
Распознавать ткани и органы, самостоятельно работать с учебником, микроскопом и микропрепаратами.
Самостоятельно работать с учебником и др. источниками знаний, извлекая из них нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в письменной или устной форме. Закрепить знания о клеточном строении организма. Строении животной клетки, функциях частей и органоидов клетки.
Определить сущность понятий «ткань» «орган», основные типы и виды тканей, их локализацию и функции в организме человека. Определить сущность понятий «система органов» «организм», функции основных физиологических систем и органов, функционирование органов, систем, аппаратов организма как единого целого.
1
8
Ткани.
Лабораторная
Работа № 1
«Изучение
Микроскопи –
ческого строе -
ния тканей»
Т/Р №21 – 25,
Стр. 18 - 20
1
9
Ткани.
Т/Р №26 – 29,
Стр. 20 – 22
1
10 10
Ораны.
Системы органов.
Организм.
Практическая
Работа № 1
«Распознавание
В таблицах орга –
нов и систем орга
нов»
Т/Р № 30 – 35,
Стр. 22 - 25
1
11
Гуморальная регуля -
ция.
Эндокринный аппарат человека.
Т/Р № 36 – 37,
Стр. 29
Работать с различными источниками
знаний, извлекая нужную информацию, логически мыслить и оформлять
результаты логических операций
в устной или письменной форме.
Работать с дополнительной литер-ой, составлять небольшие сообщения,
свободно излагать их содержание и формулировать вопросы, логически
мыслить и четко отвечать на
поставленные вопросы.
Определить сущность гуморальной
регуляции, особенности работ желез внутренней секреции, отличие желез
внутр. секреции от желез внешней
секреции, роль гормонов.
Уяснить, что такое гормоны и нервно-гуморальная регуляция, характерные особенности гормонов и их роль в
обменных процессах, нарушения
нервно-гуморальной регуляции,
их признаки и профилактику.
1
12
Роль гормонов в обменных
процессах человека.
Т/Р № 38 – 41,
стр. 30 - 31
1
13
Нервная регуляция.
Строение и значение
нервной системы.
Т/Р №42 – 50,
Стр. 32 - 35
Самостоятельно работать с текстом
учебника, извлекать из него нужную информацию, мыслить и оформлять
рез-ты мыслительных операций в
устной и письменной форме.
Работать с текстом учебника,
логически мыслить.
Строение осн. отделов головного мозга, выполняемые функции. Сравнивать
строение и функции больших
полушарий мозга человека и животных.
Усвоить строение и классификацию н.с., строение нервной ткани, нейрона, серого и белого вещества, нервов, нервных узлов, понятия «рефлекс» «рефлекторная дуга»
Определить место спинного мозга в организме человека, форму, длину, массу его. Внешнее и внутреннее строение, функции.
Изучить строение основных отделов головного мозга, функции, особенности микроскопического строения мозга.
1
14
Спинной мозг.
Т/Р №51 – 54,
Стр. 35 - 37
1
15
Строение и функции
головного мозга.
Лабораторная
работа № 2
«Изучение голов
ного мозга чело
века»
Т/Р № 55 – 58,
Стр. 37 - 39
1
16
Полушария большого
мозга.
Т/Р № 59 -61,
Стр. 39 - 40
1
17
Полушария большого
мозга.
Лабораторная
Работа № 3
«Выяснения
Объёма внима -
ния, эффектив -
ности запомина
ния».
1
18
Анализаторы, их стро
ение и функции.
Т/Р №62 – 63,
Стр. 45
Выделять главное, сравнивать,
самостоятельно работать с учебником.
Строение и функции анализаторов
слуха и равновесия, гигиену органа
слуха. Показывать связующую роль анализаторов между организмом и
внешней средой, работать с текстом
учебника и рисунками учебника,
правила гигиены, логически мыслить.
Самостоятельно работать с текстом
учебника, мыслить, оформлять устно
и письменно. Определить, что такое зрительный анализатор, особенности
строения анализатора на примере
зрительного, строение, функции глаза,
его частей, гигиена зрения.
Сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового анализатора, причины
заболеваний слуха, гигиена.
Изучить различные виды анализаторов, их локализацию в организме,
строение и функции.
1
19
Зрительный
анализатор.
Т/Р №64 – 71,
Стр. 45 - 49
1
20
Анализаторы слуха
и равновесия.
Т/Р №72 – 77,
Стр. 50 - 53
1
21
Кожно-мышечная
чувствительность.
Обоняние. Вкус.
Т/Р №78 – 89,
Стр. 53 - 56
1
22
Чувствительность
анализаторов.
1
23
Аппарат опоры и
движения, его
функции.
Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, распознавать
части опорно-двигательного аппарата, показывать на своем теле, модели,
скелете основные кости скелета.
Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, анализировать
текст, сравнивать, обобщать и
оформлять в письменной или устной
форме результаты логических
мышлений. Оказывать первую
доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов,
переломах костей.
1
24
Строение и свойства
костей. Типы
соединения костей.
Лабораторная
работа № 4
«Изучение
внешнего стро –
ения костей».
Т/Р №90 – 99,
Стр. 61 – 65
1
25
Строение скелета.
Т/Р №100 – 104,
стр. 65 - 68
1
26
Первая помощь при растяжении связок,
вывихах суставов
переломах костей.
1
27
Мышцы, их
строение и функции.
Т/Р №105 – 106,
Стр. 68 - 69
Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, анализировать
текст, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций.
Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, анализировать
текст, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций
Внимательно слушать и слышать
устную речь; коротко записывать суть излагаемого; логически мыслить.
Познакомить уч-ся с особенностями
строения и свойствами мышечной
ткани, особенностями строения и
функции скелетных мышц, основными группами мышц и их предназначение.
Определить условия функционирования мышц; что такое система, управляющая сокращением мышц; условия,
повышающие работоспособность
мышц.
Выявить условия развития костей и
мышц; причины возникновения
искривления позвоночника и
плоскостопия.
1
28
Работа мышц.
Практическая
Работа № 2
«Выявление
влияния ста –
тической и ди –
намической
работы на
утомление
мышц»
Т/Р №107 – 109,
Стр.69 - 70
1
29
Значение физических
упражнений, для
формирования
аппарата опоры и
движения.
Практическая
Работа № 3
«Измерение
массы тела роста
своего
организма».
1
30
Взаимосвязь строения и
функций опорно-двигательного аппарата.(Обобщающий урок)
1
31
Внутренняя среда организма, ее
значение.
Т/Р №110 – 111,
Стр. 74
Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять
результаты мыслительных операций
в устной и письменной форме.
Формировать знания уч-ся о составе внутренней среды организма;
особенностях и значениях тканевой
жидкости, крови и лимфы.
Познакомить уч-ся с составом, строением, продолжительностью жизни, местом образования и значением плазмы и
форменных элементов крови.
Углубить знания уч-ся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета,
инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина,
предупредительные прививки,
аллергия. Расширить знания уч-ся о
группах крови и их отличительных
признаках, совместимости крови по
группам; значение переливания крови
и роли доноров в сохранении жизни и здоровья людей.
1
32
Плазма крови, ее
состав.
Форменные
элементы крови,
их строение и
функции.
Лабораторная
Работа № 5
«Строение
клеток
крови».
Т/Р № 112 – 115,
Стр. 74 - 77
1
33
Иммунитет.
Т/Р №116 – 118,
Стр. 77 - 78
1
34
Группы крови.
Переливание
крови. Донорство.
Резус-фактор.
Т/Р №119 – 122,
Стр. 78 - 79
1
35
Движение крови и
лимфы в организме.
Органы
кровообращения.
Т/Р №123 – 127,
Стр. 82 - 84
Работать с текстом учебника,
рисунками.
Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять
результаты мыслительных операций в
устной и письменной форме. Закрепить знания уч-ся о строении и функциях крови;
проследить как происходит движение
крови и лимфы в организме и каково
значение этого процесса; рассмотреть особенности строение органов кровообращения.
Углубить и обобщить знания уч-ся о
причине неутомимости сердца, стадиях сердечного цикла и их характеристиках, особенности регуляции работы сердца: автоматизме, нервной и гуморальной регуляции. Определить
что такое кровяное давление, в каких отделах кровеносной системы оно больше, а где наименьшее, причины изменения кровяного давления и движения крови
по организму, что такое пульс, скорость движения крови в отделах к.с. особенности движения крови по венам, особенности работы лимфатической системы. Обобщить знания уч-ся о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечнососудистую систему, роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечнососудистых
заболеваний.
1
36
Работа сердца.
Т/Р №128 – 130,
Стр. 84 - 85
1
37
Движение крови
по сосудам.
Лабораторная
работа № 6
«Определение
пульса и подсчёт
числа сердечных
сокращений».
Т/Р №131 – 137,
Стр. 85 - 87
1
38
Заболевания
сердечнососудистой системы,
их предупреждения.
Лабораторная
работа № 7
« Первая помощь
при заболеваниях
органов кро –
вообращения
и кровотечениях».
1
39
Потребность
организма человека в кислороде.
Строение органов
дыхания.
Лабораторная
работа № 8
«Гигиеническая
оценка
микроклимата
помещения».
Т/Р №138 – 141,
Стр. 91 - 93
Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, выполнять несложные
Практические задания. Определить сущность процесса дыхания, роль кислорода в
организме человека. Особенности строения и функционирования органов дыхания, их взаимосвязь; меры профилактики заболевания голосовых связок. Ознакомить уч-ся с
особенностями строения легких, механизмом газообмена в легких и
тканях, дать понятие о жизненной емкости легких, сущности дыхательных движений, регулировании вдоха и выдоха.
Расширить знания уч-ся о возможных заболеваниях и нарушениях органов
дыхания, их причинах и профилактических мерах; гигиенических требованиях к
воздушной среде; правилах дыхания.
1
40
Строение легких.
Газообмен в
легких и тканях.
Т/Р №142 – 143,
Стр. 93 - 94
1
41
Дыхательные
движения.
Жизненная
ёмкость легких.
Т/Р №144 – 148,
Стр. 94 - 95
1
42
Регуляция дыхания.
Лабораторная
работа № 9
« Определение
частоты
дыхания»
1
43
Заболевания органов дыхания,
их предупреждение.
Лабораторная
работа № 10
«Первая помощь
при нарушениях
дыхания и
кровообращения»
1
44
Пищевые продукты,
Питательные
вещества, их
превращения в
организме.
Т/Р №150 – 152,
Стр. 99 - 100
Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником;
логически мыслить и оформлять
результаты мыслительных операций
в устной и письменной форме.
Определить понятия «пищеварение», «питательные в-ва», «пищевые
продукты»; рассмотреть функции пищеварительной системы; роль
питательных в-в.
Познакомить уч-ся с процессом
пищеварения в ротовой полости.
Познакомить уч-ся с особенностями
строения желудка и кишечника;
процессами, происходящими в них;
св-ми ферментов желудочного сока, условиями их активности; рассмотреть
роль соляной кислоты в пищеварении; особенности всасывания питательных
веществ в пищеварительном канале,
нервную и гуморальную регуляцию
отделения желудочного сока.
Обобщить знания уч-ся о значении кулинарной обработки пищи; режиме
питания; мерах по предупреждению желудочно-кишечных и глистных заболеваний; о первой помощи при ЖК заболеваниях.
1
45
Пищеварение в
Ротовой полости.
Т/Р №153 – 159,
Стр. 100 - 103
1
46
Пищеварение
в желудке и
кишечнике.
Лабораторная
работа № 11
«Воздействие
Желудочного
сока на белки,
слюны на
крахмал».
Т/Р №160 – 168,
Стр. 104 - 105
1
47
Всасывание.
Т/Р №169,
Стр. 106
1
48
Рациональное
питание.
Лабораторная
работа № 12
«Определение
Норм
рационального питания»
1
49
Обмен веществ и
энергии.
Т/Р №170 – 174,
Стр. 110 - 112
Объяснять биол. роль обмена в-в. Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в
устной и письменной форме.
Познакомить уч-ся с энергетическим и пластическим обменом; ролью органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене в-в. Углубить и обобщить знания о значении витаминов, содержании их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роль витаминов в обмене в-в.
Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов.
1
50
Витамины.
Т/Р №175 – 176,
Стр. 112 - 113
1
51
Выделение.
Строение и работа
почек.
Т/Р №117 – 181,
Стр. 116 - 117
Значение и строение выделительной
системы. Особенности внешнего
строения и локализации почек в
организме, взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией.
Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником;
распознавать органы выделительной системы по таблицам.
Заболевания почек. Гигиена питания. Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными в учебнике. Сформировать у уч-ся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрыть значение выделения из организма
конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма
человека.
Рассмотреть влияние заболеваний почек на здоровье человека, роль
гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек на
функционирование органов выделения и организма в целом.
Определить роль кожи в терморегуляции; условия сохранения постоянной температуры тела человека. Рассмотреть физиологическую роль повышения температуры при
заболеваниях, причины нарушения терморегуляции и правила оказания
первой помощи.
Обобщить знания уч-ся о роли закаливания организма, формах, условиях и
физиологических механизмах закаливания, гигиенических требованиях к одежде
и обуви.
1
52
Заболевание почек.
Их предупреждение.
1
53
Строение и функции
кожи.
Гигиена кожи.
Лабораторная
работа № 13
« Строение кожи,
волос и ногтей»
Т/Р №182 – 184,
Стр. 120 – 122,
1
54
Роль кожи в
терморегуляции
кожи.
Лабораторная
работа № 14
« Приёмы нало –
жения повязок
на условно
повреждённые
места».
Т/Р №185 – 186.
Стр. 121 - 123
1
55
Закаливание
организма.
Уход за одеждой и
обувью.
1
56
Половая система
человека.
Т/Р №187 – 193,
Стр. 124 - 126
Использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека.
Находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша
млекопитающих животных и плода человека.
Строение половой системы.
Гигиенические требования к режиму будущей матери. Сущность процесса
оплодотворения и его значение.
Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебнике, дополнительной литературой.
Продолжить развитие общебиологических понятий о самовоспроизведении
организмов, познакомить с особенностями полового размножения у человека.
Рассмотреть преимущества полового размножения перед бесполым, строение и
функции половой системы, роль половых желез в жизнедеятельности организмов.
Рассмотреть особенности роста и развития ребенка первого года жизни; периоды формирования организма, их особенности.
1
57
Возрастные
процессы.
Т/Р №193,
Стр. 126 - 127
1
58
Поведение человека.
Рефлекс-основа
Нервной
деятельности.
Т/Р №195 – 200,
Стр. 131 - 133
Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебнике, дополнительной литературой,
оформлять результаты в устной и письменной форме.
Познакомить уч-ся с особенностями высшей нервной деятельности человека, ее значением в восприятии окружающей среды. Рассмотреть заслуги Сеченова И.М. и Павлова И.П. в изучении ВНД, рефлекс, раскрыть суть рефлекторной теории поведения.
Рассмотреть роль и физиологическую природу возбуждения и торможения.
Раскрыть биологическое значение чередования сна и бодрствования; проследить расстройства, возникающие у человека, фазы сна и их характеристики. Рассмотреть особенности ВНД человека, значение речи, сознания и мышления.
1
59
Торможение,
его виды и значение.
Т/Р №201 – 204,
Стр.
133 - 134
1
60
Биологические
ритмы. Сон,
его значение.
Гигиена сна.
Т/Р №205 – 207,
Стр. 134
1
61
Особенности высшей нервной
деятельности.
Т/Р №208 – 217,
Стр. 135 - 137
1
62
Типы нервной
деятельности.
Т/Р №218 – 222,
Стр. 137 - 139
1
63
Здоровый образ
жизни.
Т/Р №223 – 224,
Стр. 142
Повторить пройденный материал.
Познакомить учащихся с основами здорового образа жизни, основными вредными привычками и их пагубным воздействием на организм человека;
Прививать Основы ОЗЖ как правило жизни.
Познакомить учащихся с основами первой медицинской помощи при различных травмах, ушибах, ожогах, отравлениях и т. д.
Привить основы взаимопомощи в сложных жизненных ситуациях;
Дать знания о правильном поведении человека в природе;
Развивать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.
1
64
Вредные привычки.
Т/Р №236 – 238,
Стр. 145 - 146
1
65
Первая доврачебная
помощь при:
кровотечениях,
отравлении угарным
глазом, травмах,
ожогах и
обморожениях.
Лабораторная
работа № 15
«Изучение
приёмов оста –
новки капилляр –
ного, артериаль –
ного и венозного
кровотечений»
Т/Р №225 – 235,
Стр. 142 - 145
1
66
Человек и
окружающая среда.
Правила поведения
человека в
окружающей среде.
Лабораторная
работа № 16
«Анализ и
оценка
влияния
факторов
окружающей
среды, факторов
риска и
здоровья»
Т/Р №239 – 261,
Стр. 146 - 153
67
Повторение
изученного.
Повторить пройденный материал.
1
68
Повторение
изученного.
1
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Данная программа "Биологи. Человек" для учащихся 8 классов разработана на основе примерной программы "Биология. Человек".Н.И.Сонин, М.Р.Сапин Дрофа 2012, рекомендованнной Министерством образования РФ и является адаптивной.
Программа расчитана на 68 часов в год (2 раза в неделю).
Цель обучения биологии в 8 классе:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска;
В программе рассматриваются также нормы оценок, требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 08.01.2015 |
Раздел | Биология |
Подраздел | |
Просмотров | 552 |
Номер материала | 44813 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: