Спец.
курс по биологии для 8 класса «познай себя».
Пояснительная
записка
Актуальность
программы.
Программа способствует
социализации личности школьников, реализует практико-ориентированный подход, актуальна
в условиях подготовки к осознанному выбору естественнонаучного профиля
обучения.
Особенности
программы.
Данная
программа, объемом 34 часа по теме «познай себя» адресована обучающимся 8
класса.
В процессе
освоения программы создаются условия для актуализации биологических знаний и
умений. Акцентируется внимание здоровью как особому достоянию не только каждого
человека, но и всего общества. Обучающиеся овладевают знаниями необходимыми
для поддержания физического здоровья, психологического комфорта личности.
Преподавание
данного курса предполагает взаимодействие с психологической службой школы,
семьей, учреждениями здравоохранения. Пердусматривается использование
разнообразных форм и методов организационной деятельности обучающихся:
теоретические и практические занятия, анализ информации, подготовленной в процессе
поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приемы проектной
деятельности.
Цель
программы.
Расширение
курса биологии человека и создание ориентационной основы для осознанного выбора
естественнонаучного профиля обучения.
-овладение
начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и
измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
-воспитание
положительного эмоционально-целостного отношения к здоровому образу жизни;
-применение
полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни;
-развитие
коммуникативных способностей личности.
Реализацию
программы курса можно считать успешной в случае выраженного интереса
обучающихся к его содержанию, самостоятельному поиску информации, выбору и
завершению проектной деятельности.
Содержание программы
(34ч, из них 3ч-резервное время)
Введение 1ч
Знакомство с программой курса, планом
практических работ и теоретических занятий. Постановка целей и задач.
Обсуждение тем проектов и формирование групп для проектной деятельности.
Раздел I развитие
общества и здоровье 6ч
Многообразие наук о человеке и их краткая
характеристика. Анатомия,
Физиология, Медицина, Психология, Генетика, Социология..
Здоровье: традиции и история. Краткий экскурс в историю медицины, развитие
представлений о здоровом образе жизни.
Взгляд в прошлое и настоящее или уточним ваши представления о здоровье.
Как многогранно понятие «здоровье» и что об этом думает каждый.
Валеология. Возникновение термина. Предмет валеологии -
индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ
жизни.Составные части валеологии: морфология (анатомия) здоровья ,физиология
здоровья, психология здоровья, генетика здоровья,
экология здоровья.
Оценка здоровья населения. Данные ВОЗ. Здоровье жителей нашего города.
Раздел II красота и здоровье 7ч
Что есть на здоровье. Наиболее распространенные ошибки в питании людей.
Особенности связанные с питанием в подростковом возрасте.
Знакомство с разными видами диет, их
физиологическими особенностями, ошибками при их применении.
Как сохранить бодрость духа, научиться быть физически здоровым, сохранить
психологический комфорт в разное время и разной ситуации.
Значение гимнастики. Виды гимнастических комплексов и их влияние на разные
системы органов и организм в целом. Физическая нагрузка: вред или польза.
Закаливание. Виды. Правила закаливания. Значение для организма.
Внимание красоте. Можно ли изменить то, что дано природой. Внимание
коже, волосам, ногтям..
п/р Многообразие диет и их физиологическая оценка
Раздел III Возможности
самоконтроля 9ч
Лики скрытой депрессии. Понятие депрессии. Причины.Прогноз.
Возможности предупреждения.
Проблемы физического здоровья. Что значит здоровье физическое, основные
показатели и критерии оценки качества физического здоровья. Антропометрия.
Хронология, биоритмы. Хронобиология, хрономедицина, хронофармакология.
Физиологические закономерности влияния биоритмов на организм человека.
Наследственность и здоровье. Возможности современной медицины. Дерматоглифика.
Влияние вредных привычек на продолжительность жизни.
П/р. Показатели физ. состояния и их оценка.
п/р Показатели функционального состояния и их
оценка.
п/р оценка режима дня и биоритмический профиль.
Раздел IV Умей владеть
собой 6ч
Типологические и индивидуальные особенности
личности. Понятие здоровая
личность, зрелая личность, личностная тревожность. Резервы к совершенству. Типы
нервной системы.
Воля. Внимание. Память. Характеристика, возможности развития.
Понятие коммуникативности. Проблемы общения.
п/р Оценка типа нервной системы (Теппинг-тест)
п/р определение личностной зрелости по
результатам аутоаналитического опросника здоровой личности.
Заключение 2ч
Оценка степени освоения изученного материала.
Примерные темы проектов.
1.
Взгляд на кожный рисунок
руки.
2.
Мониторинг наследственных
заболеваний.
3.
Нетрадиционная медицина:
«за» и «против».
4.
Профессия психолог.
5.
Профессия косметолог.
Учебно-тематический план
№
|
Содержание
программы
|
Количество часов
|
Форма проведения
|
Образовательный
продукт
|
теория
|
практ.
|
Введение 1ч
|
1
|
Что нам предстоит
узнать. Выбор тем проектов.
|
1
|
|
Лекция, беседа.
|
Конспект, деление
на группы согласно выбранных тем проектов.
|
Раздел I Развитие общества и здоровье 6ч
|
2
|
Многообразие наук о
человеке
|
5
|
1
|
Лекция, беседа,
тестирование, семинар.
|
Конспект,
обсуждение результатов тестирования, презентации по темам проектов.
|
3
|
Здоровье:история и
традиции.
|
4
|
Взгляд в прошлое и
настоящее или уточним ваши представления о здоровье.
|
5
|
Валеология
|
6
|
Оценка здоровья
населения
|
7
|
Защита проектов
|
Раздел II
Красота и здоровье 7ч+1ч резервное время
|
8
|
Что есть «на
здоровье»?
|
5
|
2
|
Лекция, семинар,
практическое занятие, беседа с приглашенными специалистами.
|
Конспект,
обсуждение результатов практической работы, отчеты по проектной деятельности.
|
9
|
п/р Многообразие
диет и их физиологическая оценка
|
10
|
Как сохранить
бодрость духа. Советы психолога
|
11
|
Значение гимнастики
и что включить в свой гимнастический комплекс.
|
12
|
Поговорим о
закаливании.
|
13
|
Внимание красоте.
Советы косметолога.
|
14
|
Защита проектов
|
Раздел III Возможности самоконтроля 9ч+ 1ч резервное время
|
15
|
Лики скрытой
депрессии или как предупредить срыв
|
5
|
4
|
Лекции, беседа с
психологом,
практические работы, семинар.
|
Конспект,
обсуждение результатов практической работы, рефлексия по итогам беседы с
психологом, отчеты по проектной деятельности.
|
16
|
Проблемы физ.
здоровья.
|
17
|
П/р. Показатели
физ. состояния и их оценка.
|
18
|
п/р Показатели
функционального состояния и их оценка.
|
19
|
«Все врут
календари»..? – хронология, биоритмы, здоровье.
|
20
|
п/р оценка режима
дня и биоритмический профиль
|
21
|
Кожный рисунок
руки: наследственность и здоровье.
|
22
|
Вредные привычки.
|
23
|
Защита проектов
|
Раздел IV
Умей владеть собой 6ч+1ч резервное время
|
24
|
Типологические и
индивидуальные особенности личности.
|
3
|
3
|
Лекция,
практические занятия, тренинговые занятия, семинар.
|
Конспект, рефлексия
по итогам тренинга, обсуждение результатов практических занятий, презентации
по темам проектов.
|
25
|
п/р Оценка типа
нервной системы (Теппинг-тест)
|
26
|
п/р определение
личностной зрелости по результатам аутоаналитического опросника здоровой
личности.
|
27
|
Воля. Внимание.
Память. Всё в ваших руках.
|
28
|
Твои
коммуникативные способности. Психологический тренинг.
|
29
|
Защита проектов
|
Заключение
2ч.
|
30
|
п/р Составление
индивидуальной программы оздоровления.
|
|
2
|
Практическое
занятие, семинар.
|
Индивидуальная
программа оздоровления. Рефлексия по итогам года.
|
31
|
Чему мы научились. Рефлексия.
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса ученик должен
знать
·
Основные биологические
понятия, результаты выдающихся биологических открытий.
·
Сущность биологических
процессов и явлений, взаимосвязь функциональных изменений и здоровья человека.
·
особенности организма
человека, его жизнедеятельности,
высшей нервной деятельности и поведения;
·
как предупредить развитие
функциональных изменений, сохранить здоровый образ жизни.
уметь
·
изучать биологические процессы:
ставить биологические
эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
·
проведить наблюдения за
состоянием собственного организма.
·
сравнивать полученные результаты практических работ с
нормативными данными, делать выводы.
·
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды,
факторов риска на здоровье.
·
проводить самостоятельный
поиск биологической информации. использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Использованная литература
1)
Это
должен знать каждый // Здоровье. 1988. № 12, № 11.
2)
В.В. Спиричев, Т.В.
Рымаренко Гипервитаминоз нам не грозит // Здоровье. 1991. №6. с. 11.
3)
Ю.Федоров Кофе
без ... кофе // Здоровье. 1990. №7. с. 25.
4)
А.Ф. Синяков
Почему в боку колет // Здоровье. 1989. №3. с. 9.
5)
Н.Н.Ежова Коммуникативные тренинги «Феникс», 2009г
6)
Как самому восстановить
зрение: практические советы и упражнения. М.: 1997.
7)
В.С. Скрипалев И снова холод полюбить... М.: 1988.
8) Интернет-ресурсы: http://vsetesti.ru/369/-
методика теппинг-теста
http://www.neon-san.ru/ladoni.htm
- будущее написано на ладонях.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.