Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__ от_______
приказ № ___ от _________
директор школы ___________А.Н.Тарасов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
«Школа юного географа» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых
знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в
свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным
дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и
формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии
развития личности ученика.
Программа строится
на основе принципов:
-
целостности окружающей среды, направленный на
формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов
окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
-
междисциплинарности, который предполагает
логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии,
географии;
-
взаимосвязи краеведческого, регионального и
глобального подходов к отражению экологических проблем;
-
соответствия содержания, форм и методов,
психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа
«Школа юного географа» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему
миру и экологии в начальной школе, географии и биологии в 5 классе.
Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания,
полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения.
Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет
связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития
нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный
интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
За
пределами круга знаний, определенного школьной программой, остается немало
увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является
источником духовного обогащения учащихся, дает наиболее полное представление о
мире, в котором они живут. А познание окружающего мира требует использования
таких методов, как наблюдения, работа на местности, умение использовать
различные источники информации. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития
умений наблюдать, анализировать и обобщать. Все практические работы имеют четко
выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия
для принятия конкретных решений.
Цель: Формирование
географической культуры мышления, воспитание чувства патриотизма граждан
России.
Задачи:
Образовательные:
1.
Создать условия для формирования целостного
научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической
направленности личности школьников.
2.
Теоретически и практически обучить школьников
основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
3.
Познакомить с основами экологических знаний и
понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными
дисциплинами.
4.
Формировать у учащихся навыки информационной
культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края.
5.
Обогатить ребят знаниями, отражающими различные
стороны жизни, природы.
Развивающие:
1.
Развивать познавательный интерес и мотивацию к обучению
и творчеству, опираясь на способности и дарования детей.
2.
Развивать у школьников самостоятельность,
целеустремленность, умение организовывать свою деятельность.
Воспитательные:
1.
Совершенствовать нравственные основы культуры
учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного
определения.
2.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе и
историческому наследию родного края.
3.
Воспитывать чувство ответственности за слова, дела,
поступки.
Программа «Школа юного географа» рассчитана на 1 год обучения в объеме
35 часов. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от 15
человек.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
№ п/п
|
Название темы
|
Вид
деятельности
|
Количество
часов
|
1.
|
Вводное занятие
|
Беседы
|
1 1 0
|
2.
|
География – наука комплексная
|
Беседа, работа с
дополнительными источниками информации, подготов-ка
сообщений, презентаций, оформ-ление календаря погоды, составле-ние памяток
|
4 2 2
|
3.
|
Первая карта – план местности
|
Беседа, работа с дополнительными источниками информации, составле-ние плана
местности
|
3 1 2
|
4.
|
Географическая карта
|
Беседа, отработка
практических уме-ний определять расстояния, направ-ления, географические
координаты по карте
|
3 0 3
|
5.
|
Оболочки Земли. Литосфера
|
Беседа, работа с дополнительными источниками информации, подготов-ка
презентаций, изучении коллекции полезных ископаемых, просмотр фильма,
составление синквейнов, ра-бота с картами атласа
|
7 3 4
|
6.
|
Гидросфера
|
Беседа, работа с дополнительными источниками информации, подготов-ка
презентаций, просмотр фильма, составление синквейнов, работа с картами атласа
|
5 2 3
|
7.
|
Атмосфера
|
Практические занятия, решение задач,
составление графиков.
|
5 0 5
|
8.
|
Биосфера. Географи-ческая
оболочка
|
Беседа, работа с дополнительными источниками информации, подготов-ка
презентаций, экскурсии
|
3 2 1
|
9.
|
Человек на Земле
|
Беседа, работа с дополнительными источниками информации, подготов-ка
презентаций, экскурсии
|
4 3
1
|
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение.
- знакомство с деятельностью кружка,
планирование.
Тема 2. География – наука комплексная
- представление людей
о Земле с древности до наших дней: «Их позвала терра инкогнита», российские
исследователи и землепроходцы, фенологические наблюдения, как наблюдать за
погодой, приборы для наблюдения.
Тема 3. Первая карта – план местности.
- план местности, условные знаки,
ориентирование по плану местности, способы ориентирования на местности.
Тема 4. Географическая карта
- легенда карты, градусная сетка, определение
географических координат по карте и глобусу.
Тема 5. Оболочки Земли. Литосфера
- происхождение
горных пород и минералов, горные породы и минералы нашей местности, движение
земной коры, вулканизм, горы и равнины, рельеф нашей местности.
Тема 6. Гидросфера.
- моря и океаны,
описание внутренних вод нашей местности
Тема 7. Атмосфера.
- построение
графиков изменения температуры воздуха, анализ графиков хода температур за
месяц, год, решение задач на определение влажности воздуха при определенной
температуре, составление диаграмм влажности воздуха, описание погоды и климата
нашей местности
Тема 8. Биосфера.
Географическая оболочка.
- биосфера, ноосфера, разнообразие природных комплексов, природные
комплексы нашей местности.
Тема 9. Человек
на Земле.
- земля людей, расы,
почему мы разные, теория аббата Мальтуса, идеи Н.Н.Миклухо-Маклая,
Д.Ливингстона, типы населенных пунктов, природа и человек, стихийные природные
явления, природные и техногенные катастрофы.
Прогнозируемые результаты.
- ознакомиться с
основными географическими понятиями, географическими особенностями природы
России и родного края;
- применять
географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов;
- применять географические знания и
умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и
социально-ответственного поведения в ней;
- повысить свой
кругозор;
- применять
компьютерные технологии в обучении;
- знать
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем
своей местности; особо охраняемые природные территории своей республики;
- использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни.
Учащиеся
должны знать
- основы
географических знаний,
- правила ведения
наблюдений,
- приборы для
ведения наблюдений.
Должны уметь
- оценивать влияние
природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое
здоровье);
- работать с картой
и планом местности;
- работать с
литературой;
- применять
имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране
природной среды малой родины.
Календарно-тематическое планирование.
№
п/п
|
Тема
занятия
|
Вид
деятельности
|
Дата
проведения
|
план
|
факт
|
Тема
1. Введение (1ч)
|
1.
|
Знакомство с деятельностью кружка,
планирование.
|
беседа
|
1
неделя сентяб-ря
|
|
Тема
2. География – наука комплексная (4ч)
|
2.
|
Представление о Земле с древности до наших
дней: «Их позвала терра инкогнита».
|
Работа с географической литературой, энцикло-педиями, тематическими
картами.
|
2
неделя сентяб-ря
|
|
3.
|
Российские исследователи и землепроходцы:
«Виа ест вита»
|
Работа с географической литературой, энциклопе-диями, тематическими
картами, подготовка презентаций
|
3
неделя сентяб-ря
|
|
4.
|
Фенологические наблюдения. Как наблюдать за
погодой. Приборы для наблюдения.
|
Практическое занятие, со-ставление
плакатов-памя-ток: «Правила поведения в природе».
|
4
неделя сентяб-ря
|
|
5.
|
Знакомство со школьной метеостанцией,
приборами для наблюдения за погодой.
|
Практическое занятие, оформление календаря
погоды, анализ данных погоды
|
1
неделя октяб-ря
|
|
Тема:
Первая карта – план местности (3ч)
|
6.
|
План местности. Условные знаки.
Ориенти-рование на местности
|
Беседа, работа с планом местности, источниками географической
информа-ции
|
2
неделя октяб-ря
|
|
7.
|
Способы ориентирования на местности.
|
Практическое занятие, определение расстояний и азимутов на местности
|
3
неделя октяб-ря
|
|
8.
|
Наш пришкольный участок
|
Составление плана мест-ности пришкольного участка
|
4
неделя октяб-ря
|
|
Тема:
Географическая карта (3ч)
|
9.
|
Географическая карта. Градусная сетка.
|
Практическое занятие, чтение карт по легенде,
определение расстояний по градусной сетке.
|
5
неделя октяб-ря
|
|
10.
|
Игра «Мы – спасатели».
|
Практическое занятие, определение географи-ческих
координат.
|
2
неделя ноября
|
|
11.
|
Конкурс « Знатоки географической карты».
|
Игра-практикум по тематическим картам.
|
3
неделя ноября
|
|
Тема:
Оболочки Земли. Литосфера (7ч)
|
12.
|
Происхождение
горных пород и минералов. Горные породы и минералы нашей местности.
|
Практическое
занятие, изучение коллекции об-разцов минералов и гор-ных пород.
|
4
неделя ноября
|
|
13.
|
Движения земной коры и вулканизм.
|
Просмотр фильма «Ги-бель Помпеи»
|
1
неделя декабря
|
|
14.
|
Горы суши.
|
Подготовка
презентаций, работа на контурных кар-тах
|
2
неделя декабря
|
|
15.
|
Равнины суши.
|
Подготовка
презентаций, работа на контурных кар-тах
|
3
неделя декабря
|
|
16.
|
Рельеф нашей местности.
|
Работа по картам
Туль-ской области, Новомос-ковского района.
|
4
неделя декабря
|
|
17.
|
Викторина «Литосфера».
|
Игра-викторина в
стихах.
|
2
неделя января
|
|
18.
|
Заседание школы «Юный географ»
|
Командный конкурс по изученным темам по
географии
|
3
неделя января
|
|
Тема:
Гидросфера (5 ч)
|
19.
|
Мировой океан и его части.
|
Характеристика
океана и моря по картам. Работа на контурных картах по теме.
|
4 неделя
января
|
|
20.
|
Течения в Океане. Путешествие по морям и
океанам.
|
Работа на
контурных кар-тах. Игра по карте: «Пу-тешествие по морям и океанам».
|
1
неделя февраля
|
|
21.
|
Реки, озёра, болота и искусственные водоёмы
нашей местности.
|
Работа с
источниками ге-ографической информа-ции, подготовка презен-таций-сообщений
|
2
неделя февраля
|
|
22.
|
Описание местных гидрологических объектов.
|
Конкурс рассказов о во-доёмах нашей местнос-ти.
|
3
неделя февраля
|
|
23.
|
Игра «Морской бой» по теме «Гидросфера».
|
Командная
игра-конкурс
|
4
неделя февраля
|
|
Тема:
Атмосфера (5ч)
|
24.
|
Суточный и годовой ход температуры.
|
Составление
таблиц, оп-ределение суточных и годовых амплитуд.
|
1
неделя марта
|
|
25.
|
Анализ графиков хода температур за месяц,
год.
|
Составление и
анализ графика температур за месяц по данным своих наблюдений.
|
2
неделя марта
|
|
26.
|
Атмосферное давление. Ветер.
|
Решение задач на
опре-деление атмосферного давления. Вычерчивание розы ветров по месяцам по
данным своих наблю-дений.
|
3
неделя марта
|
|
27.
|
Влажность. Облачность. Осадки.
|
Решение задач по
опре-делению абсолютной и относительной влажнос-ти. Составление диаг-раммы
осадков по своим календарям.
|
1
неделя апреля
|
|
28.
|
Погода во все времена года. Типы погоды.
Климат нашей местности.
|
Описание погоды
нашей местности, составление характеристики климата нашей местности по дан-ным
календаря, анализ климатограмм
|
2
неделя апреля
|
|
Тема:
Биосфера. Географическая оболочка (3ч)
|
29.
|
Биосфера. Ноосфера.
|
Знакомство с
учением В.И.Вернадского.
|
3
неделя апреля
|
|
30.
|
Почвы, растения
и животные нашей местнос-ти. Возможно ли автономное выживание в природе нашей
местности
|
Работа с
различными ис-точниками информации, составление презентаций
|
4
неделя апреля
|
|
31.
|
Разнообразие природных комплексов.
|
Описание разных
ПК нашей местности.
|
1 неделя
мая
|
|
Тема:
Человек на Земле (4ч)
|
32.
|
Земля людей.
Расы. Почему мы разные. Тео-рия аббата Мальтуса. Идеи Н.Н.Миклухо-Маклая,
Д.Ливингстона.
|
Дискуссия по идеям Мальтуса и учёных
гуманистов.
|
2
неделя мая
|
|
33.
|
Типы населённых пунктов.
|
Описание населенного
пункта г.Новомосковск
|
3
неделя мая
|
|
34.
|
Стихийные природные явления в нашей
местности, меры защиты
|
Беседа. Работа с
допол-нительной литературой по географии и ОБЖ
|
4
неделя мая
|
|
35.
|
Итоговое занятие
|
|
|
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Средства обучения
- Видеозаписи
- Презентации
- Электронные учебные пособия
Дидактическое
обеспечение
- Коллекция гербария
- Коллекция горных пород и минералов
- Карты (настенные, атласы)
- Схемы и таблицы
- Энциклопедии
- Наборы фотографий животного мира
Наглядные
пособия
- натуральные
живые пособия :растения, животные,
- коллекции горных
пород, минералов, полезных ископаемых;
- гербарии;
коллекции насекомых
Технические
средства обучения.
- компьютер,
- медиапроектор
- экран
Список литературы
1.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная
деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.:
Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
2.
Горные породы и минералы. Занимательная география
на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.-
Москва, «Глобус», 2009г.
3.
Игры в походе, на местности. Занимательная
география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г.
Зубанова. Москва, «Глобус», 2009г.
4.
Интегрированный урок «В гостях у хозяйки медной
горы», География. Уроки-игры в средней школе. Составитель Н.В. Болотникова.
Волгоград, 2009г.
5.
Низовцев В.А.школьные олимпиады. География. 6-10
классы, М.: АЙРИС - ПРЕСС, 2010
6.
Петрова Н.Н.. Учебное электронное издание.
Мультимедиа учебник «География. Начальный курс». Республиканский мультимедиа
центр
7.
http://www.pelikanschool.org/
8.
http://3.olimpiada.ru/index.php
9.
http://www.ug.ru/
10.
http://teacher.org.ru/
11.
http://www.rgo.ru/
12.
http://planetashkol.ru/uchitel/Default
13.
http://ourtravels.ru/index.php
14.
http://kray.ucoz.ru/
15.
http://www.ecosystema.ru/
16.
http://yuzhnyj-ural.ru/glavnaya.html
17.
http://www.geonature.ru/geoslov/index.htm
18.
http://dlya-vas.narod.ru/szenarei/szenarei_svistati_na_verh.html
19.
http://zanimatika.narod.ru/Nachalka.htm
20.
И.И.Баринова, Л.И.Елховская, В.В.Николина
«Внеурочная работа по географии», Москва, «Просвещение», 2005г.
21.
Н.А.Максимов «Методическое пособие по физической
географии», Москва, «Просвещение»,
2001г.
22.
Т.П.Герасимова, О.В.Крылова «Методическое пособие
по физической географии. 6 класс», М., «Просвещение»,
2006г.
23.
О.В.Крылова «Интересный урок географии», М.,
«Просвещение», 2003г.
24.
«Географический энциклопедический словарь» под
ред. А.Ф. Трёшникова, М., «Сов. Энциклопедия»,
1988г.
25.
«Энциклопедический словарь юного
географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов, М., «Просвещение», 2004г.
26.
«География. Уроки учительского мастерства. 6-11
классы», сост. Н.В.Яковлева и др., Волгоград, «Учитель», 2009г.
27.
И.Д.Агеева «Весёлая география на уроках и
праздниках», М., «Творческий центр Сфера», 2007г.
28.
«Олимпиады по географии. 6 класс», сост.
Н.М.Клюшникова, Волгоград, «Корифей», 2006 год.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.