Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРабочая программа Русский язык 5 класс по ФГОС

Рабочая программа Русский язык 5 класс по ФГОС

Скачать материал

Приложение

к ООП ООО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа № 3»

 

Согласовано:

 

зам. директора по УВР

МБОУ ООШ № 3

ФИО________________________

 

«_____»_______________20___ г.

                                    Утверждаю:

 

               приказ № ______ от ____________

директор МБОУ ООШ № 3

             Шлыкова Т.Д. ________________

 

               «_____»______________20_____ г.

 

 

Русский язык

(5 класс – 5 часов в неделю, 170 часов в год)

Автор-составитель: Галле Наталья Фаритовна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

Ленинск-Кузнецкий

2014

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена для реализации курса «Русский язык. 5 класс», который является частью Примерной программы основного общего образования по русскому языку. При составлении программы учитывались Федеральный государственный образовательный стандарт основного общегообразования по русскому языку, Примерная программа основного общего образования по русскому языку (Стандарты второго поколения. 3-е издание,  доработанное.- Москва: «Просвещение», 2011), методические рекомендации кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин на 2013 – 2014 учебный год КРИПКиПРО«Разработка программ отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО» и «Особенности организации учебного процесса по русскому языку в образовательных учреждениях Кемеровской области в 2013 – 2014 учебном году».

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом  межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

Ключевая идея курса заключается в системно-деятельностном подходе. Системно-деятельностный  подход позволяет на каждой ступени общего образования представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. При этом деятельностный подход отражён не только в целевом блоке Стандарта, но и в требованиях, состоящих из трёх компонентов: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками по русскому языку, основными видами речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности обучающегося и в повседневной жизни.

Специфика курса русского языка требует особой организации учебной деятельности школьников в форме постановки и решения ими учебных задач.

Гуманитарное образование вносит свой вклад в формирование личности и развитие духовной составляющей человека, играет важную ролькак в практической, так и в духовной жизни общества.  Практическая сторона связана с формированием способов деятельности, духовная- с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

Без базовой подготовки невозможно стать образованным человеком, так как русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Новизнаданной программы определяется тем, что процесс обучения ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как  использование различных форм поиска информации и способов передачи ее в соответствии с речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.

Обучение русскому языку по данной программе дает возможность развивать у учащихся не только предметные умения, но и метапредметные универсальные учебные действия.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: организация самостоятельной работы и творческойдеятельности, развития критического мышления через чтение и письмо, использование элементов личностно-развивающего диалога, организация группового взаимодействия, самоконтроля, самообразовательной деятельности.

Внеурочная деятельностьпо предмету предусматривается в следующем: участие в предметной неделе, в дистанционных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах,  внешкольные акции познавательной направленности.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольных и тестовых работ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова–М.: Дрофа, 2012.
  2. Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

3.    Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2012.

 

Общая характеристика учебного предмета

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе, а также отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она, конкретизируя содержание тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение по разделам курса.

Содержание курса «Русский язык» в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоение основных норм русского литературного языка, владение необходимым словарным запасом и грамматическим строем речи; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

 

            Изучение русского языка в 5 классе, согласно требованиям Федерального государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, направлено на достижение следующих целей:

1.Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов.

2.Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.

3.Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию., сотрудничество, позитивному диалогу, содержательным компромиссом; потребности в  речевомсамосовершенствовании.

4.Овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими  общеучебнымиумениями и универсальными учебными действиями ( умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста).

5.Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать,  анализировать, сопоставлять , классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств: совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт.

Поставленные цели способствует решению следующихзадач на ступени основного образования:

·                    формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

·                    способствовать формированию мотивации образовательной деятельности учащихся на основе личностно ориентированного подхода; 

·                    обеспечить ус­воение определенного круга знаний из области фо­нетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, син­таксиса, пунктуации, стилистики, а также фор­мирование умений применять эти знания на прак­тике;

·                    развивать речь учащихся: обогащать их актив­ный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литера­турного языка, формированию и совершенствова­нию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основ­ных видах речевой деятельности;

·                    формировать умение анализировать  тексты разных жанров и стилей, создавать собственные тексты.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 170 часов, в том числе для проведения:

Контрольных диктантов – 9 часов;

Зачётов – 1 час;

Самостоятельных работ – 1 час;

Уроков развития речи – 30 часов; из них на:

Изложение – 6 часов;

Сочинение – 4 часа.

 

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета

       Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

      Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребёнка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребёнка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса

Личностными результатами освоения пятиклассниками программы по русскому языку являются:

1)  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

2) уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
            3)  достаточный объем словарного запаса  для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения пятиклассниками программы по русскому  языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

·         аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
            • владение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

·         говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативное   взаимодействие с окружающимилюдьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметными результатами освоения пятиклассниками программы по русскому  языку являются:

1)  представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
            6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,  уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование  их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону  речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

          Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой)  и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре Примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

·         содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.

        Данная содержательная линия представлена в рабочей программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка»;

·         содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций: разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Фонетика, графика и орфоэпия», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация»;

·         содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

       Содержательная линия представлена в рабочей программе разделом «Общие сведения о русском языке», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

       В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определённых ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

 

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение

  1. Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова–М.: Дрофа, 2012.
  2. Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

3.    Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2012.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Бабайцева, В. В. Русский язык. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику В. В. Бабайцевой«Русский язык. Теория. 5-9 классы» для углубл. изучения русского языка / В. В. Бабайцева,Л. Д. Беднарская, А. В. Глазков. - М. : Дрофа, 2010.

2.      Бабайцева, В. В, Русский язык. Сборник заданий. 5 кл. : учеб, пособие к учебнику В. В.
Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы» для школ и классов с углубл. изучением русского языка / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, Н. В. Дрозд. - М. : Дрофа, 2010.

3.      Блинов, Г. И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-9 классы / Г. И. БлиновВ. А. Антохина. — М. : Просвещение, 2001.

4.      Костяева, Т. А. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов / Т. А. Костяева. - М. : Просвещение, 1992.

5.      Купалова, А. Ю. Русский язык. 5 класс : учебно-методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной / А. Ю. Купалова. - М. : Дрофа,2010.

6.      Никитина, Е. И. Уроки развития речи : к учебному пособию «Русская речь. 5-7 кл.» : 5 класс/Е. И. Никитина. - М. : Дрофа, 2008.

7.  Русский язык в школе : журнал

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

-    электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);

-    репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);

-    репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);

-    программа «Домашний репетитор»;

-    орфотренажер «Грамотей».

Образовательные электронные ресурсы:

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp Новый словарь русского язык

http://yamal.org/ook/ Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии)

http://www.sokr.ru/ Самый полный словарь сокращений русского языка

http://www.megakm.ru/ojigov/ Толковый словарь русского языка

http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен")

http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html Основные правила грамматики русского языка

http://urok.hut.ru/ Урок. Русский язык для школьников и преподавателей

http://www.slova.ru/ Толковый словарь В.И. Даля 

http://www.slovari.ru/lang/ru/ Русские словари. Служба русского языка

http://slovar.boom.ru/ Словарь-справочник русского языка

http://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM Русский язык. Тест-экзамены, 9-11 классы

http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html Говорим по-русски!

http://slovesnik-oka.narod.ru/ Словесник

http://character.webzone.ru Русское письмо

http://www.slovesnik.ru Словесник

http://likbez.spb.ru/tests/ Тесты по русскому языку

http://likbez.h1.ru/ Культура письменной речи

http://www.rusword.com.ua Русское слово

http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm Правила русской орфографии и пунктуации

http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2 Тесты по пунктуации

 

Планируемые результаты изучения  курса «Русский язык» в 5 классе

Предметным результатом изучением курса Русский язык в 5 классе является сформированность следующих умений:

–по фонетике и графике: производить фонетический разбор
слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;

– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;

– по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;

– по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов,  с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;

– по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;

– по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;

– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

– по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;

– по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки проведения

Характеристика видов деятельности

обучающихся

 

 

1.    Введение

 

1

 

 

 

 

1

Роль языка в жизни общества.

1

 

Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка

 

ВВОДНЫЙ КУРС

2. Орфография

78

10

 

 

2

Орфография . Орфограмма

1

 

Иметь  представление об орфографии как системе правил.

Обладать орфографической зоркостью.

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.

3

Правописание безударных гласных в корне слова

1

 

4

Правописание безударных гласных в приставках

1

 

5

Р/р. Устная и письменная формы речи

1

 

6

Правописание гласных и, а, у после шипящих

1

 

7

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

1

 

8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

 

9

Правописание удвоенных согласных в корне слова

1

 

10

Закрепление изученного в разделе «Орфография». Тест

1

 

11

Р/р. Речь диалогическая и монологическая

1

 

 

3. Морфология и орфография

24

 

 

12

Морфология и орфография

1

 

Овладевать основными понятиями морфологии. Знать существенные признаки следующих частей речи: имени существительного, глагола, имени прилагательного, местоимения, наречия, предлога, союза, частиц.

Распознавать самостоятельные части речи и их формы; служебные части речи.

13

Самостоятельные части речи. Имя существительное

1

 

14

Имя существительное

1

 

15

Склонение имён существительных

1

 

16

Закрепление изученного по теме «Имя существительное». Тест

1

 

17

Имя прилагательное

1

 

18

Р/р. Понятие о связном тексте

1

 

19

Глагол. Понятие о глаголе

1

 

20

Прошедшее время

1

 

21

Настоящее и будущее время

1

 

22

Закрепление изученного по теме «Самостоятельные части речи. Глагол ». Тест

1

 

23

Р/р. Тема

1

 

24

Диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

1

 

25

Анализ диктанта и работа над ошибками

1

 

26

Наречие. Различение наречий по вопросу. Правописание наречий

1

 

27

Местоимение. Личные местоимения

1

 

28

Местоимения притяжательные, вопросительные, неопределённые

1

 

29

Служебные части речи. Предлог

1

 

30

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложном предложениях

1

 

31

Частицы. Значения частиц. Самостоятельная работа «Служебные части речи»

1

 

32

Повторение изученного в разделе «Морфология и орфография»

1

 

33

Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Морфология и орфография»

1

 

34

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1

 

35

Р/р. Основная мысль текста

1

 

 

4. Синтаксис и пунктуация

44

 

 

36

Понятие о синтаксисе и пунктуации

1

 

Овладевать основными понятиями синтаксиса.

Осознавать различие словосочетания и предложения.

Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.

Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Опознавать грамматическую основу предложения.

Разграничивать предложения распространённые и нераспространённые.

Понимать основные функции обращения и вводных слов.

Обладать пунктуационной зоркостью.

Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные пунктуационные  нормы в письменной речи.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем.

37

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

1

 

38

Р/р. Простой план

1

 

39

Невосклицательные и восклицательные предложения.

1

 

40

Члены предложения. Главные члены предложения

1

 

41

Тире между подлежащим и сказуемым

1

 

42

Синтаксический разбор предложений. Пунктуационный разбор

1

 

43

Р/р. Изложение, близкое к тексту

1

 

44

Р/р. Изложение, близкое к тексту

1

 

45

Второстепенные члены предложения

1

 

46

Определение

1

 

47

Дополнение

1

 

48

Обстоятельство

1

 

49

Обобщение по теме «Члены предложения». Тест

1

 

50

Диктант с грамматическим заданием по теме «Члены предложения»

1

 

51

Анализ диктанта и работа над ошибками

1

 

52

Словосочетание. Сочинительные словосочетания

1

 

53

Обобщение по теме «Словосочетание»

1

 

54

Предложения с однородными членами

1

 

55

Обобщающие слова при однородных членах

1

 

56

Р/р. Понятие о последовательной связи предложений в тексте

1

 

57

Однородные члены предложения. Закрепление

1

 

58

Диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения»

1

 

59

Анализ диктанта и работа над ошибками

1

 

60

61

Предложения с обращениями

2

 

62

Р/р. Понятие о параллельной связи предложений в тексте

1

 

63

64

Предложения с вводными словами

1

 

65

Сложное предложение

1

 

66

Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения

1

 

67

Союзы в сложном предложении

1

 

68

Простые и сложные предложения

1

 

69

Р/р. Выразительные средства связи устной речи

1

 

70

Контрольный диктант по теме «Сложное предложение»

1

 

71

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1

 

72

Предложения с прямой речью

1

 

 

73

Р/р. Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного стиля

1

 

74

Предложения с прямой речью

1

 

75

Диалог

1

 

76

Повторение по разделу «Синтаксис и пунктуация»

1

 

77

Закрепление изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация». Тест

1

 

78

Зачёт по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

 

79

Р/р. Книжные стили. Характеристика научного стиля

1

 

 

ОСНОВНОЙ КУРС

85

 

 

80

5. Понятие о литературном языке

1

 

Иметь представление о литературном языке: нормах произношения и ударения

 

6. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия

20

 

 

81

Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит

1

 

Овладевать основными понятиями фонетики.

Понимать смыслоразличительную функцию языка.

Распознавать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные по мягкости/твёрдости, звонкости/глухости звуки.

Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую.

Проводить фонетический анализ слова.

Членить слова на слоги. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами.

Осознавать важность нормативного произношения.

Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь.

Использовать словарь орфоэпический.

Использовать знание алфавита при поиске информации в различных источниках.

82

Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса

1

 

83

Р/р. Характеристика художественного стиля

1

 

84

Ударение

1

 

85

Орфография. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция

1

 

86

Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные

1

 

87

Правописание безударных гласных в корне слова

1

 

88

Гласные буквы после шипящих

1

 

89

Гласные буквы и-ы после ц

1

 

90

91

Р/р. Изложение, близкое к тексту

2

 

92

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

1

 

93

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных с помощью ь

1

 

94

Значение букв я, ю, е, ё. Разделительные ь и ъ.

1

 

95

Непроизносимые согласные звуки. Их обозначение на письме

1

 

96

Удвоенные согласные. Их обозначение на письме

1

 

97

Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.»

1

 

98

Закрепление изученного по разделу«Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». Тест

1

 

99

Самостоятельная работа по теме «Фонетика. Орфография. Орфоэпия.»

1

 

100

Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь

1

 

 

7. Морфемика. Орфография

45

 

 

101

Понятие о морфемике

1

 

Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования.

Осознавать морфему как значимую единицу языка.

Опознавать морфемы и членить слова на морфемы; характеризовать морфемный состав слова.

Различать изученные способы словообразования слов.

Использовать морфемный, словообразовательный словари.

Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.

102

 

Основа слова и окончание

1

 

103

Р/р. Типы речи

1

 

104

 

Корень слова. Исторические изменения в составе слова

1

 

105

Приставки. Суффиксы

1

 

106

Чередование гласных звуков в корне слова

1

 

107

Р/р. Повествовать – значит рассказывать

1

 

108

Чередование согласных звуков в корне слова

1

 

109

Полногласные и неполногласные сочетания

1

 

110

Чередование звуков

1

 

111

Морфемный разбор слова

1

 

112

113

Р/р. Сочинение на грамматическую тему о слове

2

 

114

Правописание корней с чередованием гласных а – о

1

 

115

Правописание корней с чередованием гласных а – о

1

 

116

Правописание корней с чередованием гласных а – о

1

 

117

Р/р. Описание

1

 

118

Правописание корней с чередованием а(я)-им, а(я)-ин.

1

 

119

120

Правописание корней с чередованием гласных е - и

2

 

121

Правописание корней с чередованием гласных е - и

1

 

122

123

Р/р. Как описать животное? Изложение, близкое к тексту

2

 

124

Правописание корней с чередованием гласных е – и

1

 

125

Закрепление изученного по теме «Чередование гласных звуков в корне слова». Тест

1

 

126

Контрольный диктант по теме «Чередование гласных звуков в корне слова»

1

 

127

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1

 

128

129

Правописание согласных и гласных в приставках

2

 

130

Приставка с-

1

 

131

Правописание приставок, оканчивающихся на з (с)

1

 

132

Правописание приставок роз-(рос-) – раз-(рас-)

1

 

133

Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный

1

 

134

135

Р/р. Подготовка к сочинению о любимом животном

2

 

136

Правописание приставок при- и пре-

1

 

137

Правописание приставок при- и пре-

1

 

 

138

Правописание приставок при- и пре-

1

 

139

Контрольный диктант по теме «Правописание приставок»

1

 

140

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1

 

141

Словообразование. Основные способы образования слов

1

 

142

Правописание сложных и сложносокращённых слов

1

 

143

Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». Тест

1

 

144

Контрольный диктант по разделу «Морфемика. Орфография»

1

 

145

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1

 

 

8. Лексика

19

 

 

146

Словарное богатство русского языка

1

 

Овладеть основными понятиями лексикологии. Понимать отличие слова от других единиц языка; находить основания для переноса наименования; знать общие принципы классификации словарного состава русского языка.

Объяснять лексическое значение слова различными способами.

Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова;

Опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов.

Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов.

Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов.

Группировать слова по тематическим группам.

Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сфере употребления и стилистической окраски.

Проводить лексический анализ слова.

Использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т.д.

Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать её в различных видах деятельности.

Осознавать основные понятия фразеологии.

Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи.

147

Р/р. Типы речи. Рассуждение

1

 

148

Лексическое значение слова

1

 

149

Однозначные и многозначные слова

1

 

150

Прямое и переносное значения слова

1

 

151

Р/р. Типы речи. Рассуждение

1

 

152

Омонимы

1

 

153

Синонимы

1

 

154

Паронимы

 

1

 

155

Антонимы

1

 

156

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении

1

 

157

Р/р. Расширяйте свой словарь!

1

 

158

Историзмы, архаизмы и неологизмы

1

 

159

Заимствованные слова. Старославянизмы

1

 

160

Фразеологизмы.

1

 

161

Фразеологизмы.

1

 

162

 

Повторение изученного  в разделе «Лексикология и фразеология»

1

 

 

163

Р/р. Текст. Лексические средства связи предложений в тексте

1

 

164

Р/р. Текст. Киносценарий

1

 

 

9.Повторение

6

 

 

165

Систематизация и обобщение изученного по орфографии

1

 

Применять полученные знания при работе с упражнениями, тестами.

Аргументировать свою точку зрения.

166

Систематизация и обобщение изученного по орфографии

1

 

167

Систематизация и обобщение изученного по пунктуации

1

 

168

Систематизация и обобщение изученного по культуре речи

1

 

169

Итоговый контрольный диктант

1

 

170

 

Анализ диктанта и работа над ошибками

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

Диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

Белка

       В тёмном еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные белки. Поднимутся белки на вершину высокой ели, перемахнут с ветки на ветку, а потом спускаются на землю за орехами. В развилке елового сучка белочка развесила сушить подосиновик, маленькие опёнки. В лесных кладовых спрятала отборные орехи.

       Поздней осенью переменит белка своё красное платье на серую зимнюю шубку. В вершине густой ели устроила белочка тёплое гнездо. Там она воспитывает бельчат, зимой спасается от лютых морозов и холодных ветров. Самый весёлый зверёк в наших лесах – это шустрая белка.

 

Грамматическое задание:

 

      Объясните ваш выбор написания слов, выписав их и графически обозначив в них орфограммы глагола.

1 вариант

Развес..ла, подниму(т, ть)ся, хлопоч..т.

2 вариант

Устро..ла, спасае(т, ть)ся, перемен..т.

 

 

 

 

 

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по разделу «Морфология и орфография»

 

Сентябрь

       Пришёл сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут подосиновики, душистые рыжики. На болотном старом пне3 жмутся друг к дружке опенки.

       По высокому синему небу бегут облака. Уже улетели ласточки, стрижи. К дальнему пути готовятся6 дикие гуси, покидают родные болота журавли.

       Вот вышел из леса старый лось, поднял голову и заревел2. Ранним утром далеко слышно грозный рёв могучего богатыря. Прошли лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в осенние прозрачные дни. Кругом всё жёлтое, золотое7, а он в белой шубке.

 

Грамматическое задание:

 

1. Выпишите 2-3 слова с безударными гласными в корне слова.

2. Произведите виды разбора, обозначенные в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

Диктант с грамматическим заданием

по теме «Члены предложения»

 

В зимнем лесу

       Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег одел пушистым нарядом лес, и наступила зима.

       Гуляет вьюга. В лесу всё тонет под белым покровом. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаёшь2 знакомых мест. Густо покрывают ветви елей пушистые хлопья снега4. Перешёптываются на ветру длинные косы берёз.

       Прячутся в норку ежи, укрываются от мороза белки в зимние гнёзда.

       Плохо зимой птицам. Они часто погибают6 от холода и голода. Как им помочь?

       Запасите с осени корм для птиц. Сделайте для них кормушки. Птицы – наши друзья7. Помогайте им!

 

Грамматическое задание:

 

1. Начертите схему предложения, достаточную для объяснения постановки тире в нём.

2. Произведите виды разбора, обозначенные в тексте.

 

 

 

 

 

 

Диктант с грамматическим заданием

 по теме «Однородные члены предложения»

 

Устное народное творчество

       Мы с удовольствием читаем и слушаем произведения устного народного творчества: песни, сказки, былины, и пословицы, и поговорки, и загадки7. Эти произведения сочиняли талантливые люди из народа. Но их имён мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались. Они передавались устно от одного поколения к другому, и каждый рассказчик что-то изменял, добавлял, пропускал. Вот поэтому мы и говорим, что автор былин, сказок, пословиц, загадок – народ7.

       И в наши дни сочиняются новые пословицы, поговорки, загадки, частушки.

 

Грамматическое задание:

 

1.   Объясните пунктограммы в указанных предложениях, составив схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный диктант

по теме «Сложное предложение»

Начало пути в страну невыученных уроков

     За окном у подъезда кричали мальчишки. Светило солнце. Пахло сиренью. Меня тянуло выпрыгнуть в окно и побежать к друзьям. Но на столе лежали учебники. Книжки были грязные и скучные, но и очень сильные. Они держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу про каменщиков, вставлять буквы и делать многое другое.

     Я вдруг возненавидел свои учебники, схватил их со стола и швырнул на пол.

     И вдруг раздался такой грохот, как будто с высокого дома на мостовую упали сорок тысяч железных бочек. Стало темно. Комната осветилась зеленоватым светом, и я заметил маленьких человечков. Они стояли вокруг стола и сердито на меня смотрели. (100 слов)

Грамматическое задание:

1.   Синтаксический разбор предложения «Они стояли вокруг стола и сердито на меня смотрели».

2.   Морфологический разбор слова  «зеленоватым».

3.   Разобрать слова по составу «осветилась», «каменщиков»,  «маленьких».

4.   Фонетический разбор слов  «подъезда», «вокруг».

5.   Найдите сложное предложение  и докажите графически. Укажите вид сложного предложения.

 

 

 

Зачёт

по теме «Синтаксис и пунктуация»

 

I.              Теоретическая часть

Вопросы:

1.     Что изучает синтаксис?

2.     Что такое пунктуация?

3.     Каковы основные признаки любого предложения?

4.     Какие предложения бывают по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по числу грамматических основ, по наличию второстепенных членов?

5.     Какие члены предложения называются главными, а какие – второстепенными?

6.     Какое основное правило пунктуации при однородных членах вы знаете? Какое правило является исключением из него?

7.     Какие члены предложения называются однородными?

8.     Когда при однородных членах предложения ставится двоеточие?

9.     Что общего в пунктуации вводных слов и обращений?

10.  Как отличить сложное предложение от простого?

11.  Какие типы сложного предложения вы знаете?

12.  Зачем нужно изучать синтаксис и пунктуацию?

II.             Практическая часть

Задание: Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания; начертите схемы, достаточные для объяснения пунктограмм.

Вариант 1

Ласточки пропали а вчера с зарёй всё грачи летали… (А. Фет)

Вариант 2

Солнце уже пряталось на цветущей ржи растянулись вечерние тени.

(А. Чехов)

Вариант 3

Когда наступает весна молодеют краснеют цветы. (С. Маршак)

III.           Задание по развитию речи

Задание: Выберите подходящий по смыслу союз для продолжения высказывания, запишите сложное предложение и произведите его синтаксический разбор.

      Вьющийся цветок обрамляет окно…

 

 

Самостоятельная работа

по теме «Фонетика. Орфография. Орфоэпия»

 

     1.Сделайте фонетическую запись слов

Рад, лён, быть, весна, солнце, съезд.

     2.Запишите предложение под диктовку, подчёркивая известные вам орфограммы-буквы в словах и расставляя в них ударения.

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые осинки.

     3.Восстановите орфографический «облик» слов.

,й,у], [в,исна], [зуп], [аб,й,ат], [жыв,ом], [жыв,й,ом].

     4.Выпишите слова, в которых произношение не совпадает с написанием.

Вариант 1: жизнь, грач, весна, дуб, солнце, дом, ножки, столб, разъяснять.

Вариант 2: цирк, нож, стена, луг, сердце, дым, дорожка, ров, объём.

     5.Запишите слова, расставив в них ударение.

Звонит, инструмент, документ, квартал, баловать, диспансер, километр, диалог, библиотека.

     6.Творческий диктант.

Запишите отгадки, обозначая буквы-орфограммы в словах.

     Вариант 1

1)Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

2)На носу сидим, на мир глядим, за уши держимся. (Очки)

3)Высоких деревьев длиннее, травиночки маленькой ниже. С ней дали становятся ближе, и мир открывается с ней. (Антенна)

 

     Вариант 2

1)Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)

2)На большой цветной ковёр села эскадрилья, то раскроет, то закроет расписные крылья. (Бабочки)

3)Я по воздуху летаю, с облаков людей спускаю. (Парашют)

 

 

 

 

 

 

Контрольный диктант

по теме «Чередование гласных звуков в корне слова»

 

Встреча в тайге

      Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.

     На краю поляны сохранились заросли малины.

     Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

     Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

     Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

     В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком? (99 слов)

 

Грамматическое задание:

1.   Выписать слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова».

2.   Выписать  2 слова с орфограммой «Буквы О - Ё после шипящих в корне слова».

3.   Найдите сложное предложение  и докажите графически. Составьте схему предложения.

4.   Разобрать слова по составу «показались», «малинник», «поиграть».

5.   Морфологический разбор слова  «срывал».

 

 

Контрольный диктант

по теме «Правописание приставок»

 

Признаки приближения весны

       Всё ещё из распахнутой сини неба улыбалось солнце. Природа пробуждалась от зимнего сна. Снег в лесу присел и почернел. Сначала на снегу выступила облетевшая коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев, и зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины.

       Грачи давно расхаживали по двору и начали вить гнёзда в роще. Скворцы и жаворонки тоже располагались на новых квартирах. Отец с восхищением рассказывал, что видел прибывающих лебедей. Прекрасные белые птицы летели высоко, и отец едва мог рассмотреть их ранний прилёт.

       Река разлилась, а вода ещё прибывала. Над озером беспрестанно проносились большие стаи разной перелётной птицы. Они тоже возвратились из мест зимнего пребывания.

 

Грамматическое задание:

 

1.Произведите морфемный разбор слов пробуждалась, зимнего, выступила.

2.Обозначьте орфограммы приставок в словах располагались, прекрасные, беспрестанно.

3.Подберите родственные слова к словам расхаживать, проталина. 

 

 

 

 

 

 

Контрольный диктант

по разделу «Морфемика. Орфография»

Ольха

     Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

     Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи4. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

     Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.

Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».

     Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней. (99слов)

 

Грамматическое задание:

 

1.Выпишите 3-4 слова с орфограммами-гласными (1 вариант) и орфограммами-согласными (2 вариант).

2.Найдите в тексте слова с чередованием гласных в корне и выпишите их.

3.Произведите синтаксический разбор отмеченного предложения.

 

 

Итоговый контрольный диктант

 

       Я родился в Москве у Никитских ворот. Мои детские годы прошли в пригороде столицы, в большом доме, хозяйкой которого была бабушка.

       Дом стоял поблизости от железнодорожной станции3. По утрам нас будили гудки пассажирских и товарных поездов4.

       Я рос в полных света, солнца и буйной зелени местах, и у меня большой интерес вызывало каждое живое существо: собака, курица, кролик или кошка7.

       Я стал наблюдать их повадки, мимику, угадывать настроение. Если, например, Буран вилял хвостом, прыгал на лавку, это означало, что пёс пребывал в превосходном расположении2 духа.

       Человек должен стремиться понять живое существо, распознать его нрав. Для этого людям нужны любовь, терпение и милосердие к «братьям нашим меньшим».

      

Грамматическое задание:

 

Произведите указанные в тексте виды разбора.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа Русский язык 5 класс по ФГОС"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Техник-конструктор

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа по русскому языку составлена для реализации курса «Русский язык. 5 класс», который является частью Примерной программы основного общего образования по русскому языку. При составлении программы учитывались Федеральный государственный образовательный стандарт основного общегообразования по русскому языку, Примерная программа основного общего образования по русскому языку (Стандарты второго поколения. 3-е издание,  доработанное.- Москва: «Просвещение», 2011), методические рекомендации кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин на 2013 – 2014 учебный год КРИПКиПРО«Разработка программ отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО» и «Особенности организации учебного процесса по русскому языку в образовательных учреждениях Кемеровской области в 2013 – 2014 учебном году».

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом  межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

Ключевая идея курса заключается в системно-деятельностном подходе. Системно-деятельностный  подход позволяет на каждой ступени общего образования представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. При этом деятельностный подход отражён не только в целевом блоке Стандарта, но и в требованиях, состоящих из трёх компонентов: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками по русскому языку, основными видами речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности обучающегося и в повседневной жизни.

Специфика курса русского языка требует особой организации учебной деятельности школьников в форме постановки и решения ими учебных задач.

Гуманитарное образование вносит свой вклад в формирование личности и развитие духовной составляющей человека, играет важную ролькак в практической, так и в духовной жизни общества.  Практическая сторона связана с формированием способов деятельности, духовная- с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

Без базовой подготовки невозможно стать образованным человеком, так как русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Новизнаданной программы определяется тем, что процесс обучения ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как  использование различных форм поиска информации и способов передачи ее в соответствии с речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.

Обучение русскому языку по данной программе дает возможность развивать у учащихся не только предметные умения, но и метапредметные универсальные учебные действия.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: организация самостоятельной работы и творческойдеятельности, развития критического мышления через чтение и письмо, использование элементов личностно-развивающего диалога, организация группового взаимодействия, самоконтроля, самообразовательной деятельности.

Внеурочная деятельностьпо предмету предусматривается в следующем: участие в предметной неделе, в дистанционных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах,  внешкольные акции познавательной направленности.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольных и тестовых работ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова–М.: Дрофа, 2012.
  2. Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.
  1. Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2012.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 320 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2469
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3170
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 783
    • DOCX 86.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Галле Наталья Фаритовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Галле Наталья Фаритовна
    Галле Наталья Фаритовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2441
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 634 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Продажи и самопрезентация в социальных сетях

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 113 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 27 регионов

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе