Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия
№1» г.Курчатова
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
__________
Начальное краеведение
(НАИМЕНОВАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА)
________________2
б_________________
(КЛАСС)
____________2014-2015
учебный год_________
(СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ)
Педагог дополнительного образования
Дрёмова Инна Владимировна
(Ф.И.О.
учителя (преподавателя), составившего рабочую программу)
Программа
объединения
дополнительного
образования «Начальное краеведение»
Пояснительная
записка.
Чтобы
понять, по достоинству оценить и по-настоящему
полюбить
нашу землю, её людей, необходимы знания
(Ю.К.Ефремов)
Обоснование
необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Для современного человека стало актуальным восстановление
культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для
детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих
родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность
поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к
природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание
патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности
ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной
позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
I. Цель – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории
и культуре родного края.
II.
Задачи программы:
Ø Обучающие задачи: развитие
познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
Ø Воспитательные задачи:
формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры
общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
Ø Развивающие задачи: развитие
личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности,
аккуратности и т.д.
III. Особенности программы.
Данный
курс “Краеведения” рассчитан на 2 года преподавания в начальной школе (3 А.Б
классы), 34 часа в год (1 час в неделю) содержит пять разделов:
№ п/п (блока)
|
Тема
|
Кол – во часов
|
1
|
Курчатов - город мой (история
города, района)
|
7
|
2
|
Моя семья
|
5
|
3
|
Моя гимназия
|
6
|
4
|
Мой край Соловьиный
|
8
|
5
|
Знаменитости Курской области
|
6
|
Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно
расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями
учащихся начальной школы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий
музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места.
Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в
деятельности.
В процессе преподавания курса “Краеведения” рекомендуется
проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по
городу, в парки, музеи, походы.
В итоге, в конце учебного года обучающиеся должны получить знания
по краеведению и определить место и значение родного края в развитии России в
целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:
1)
самостоятельно подбирать
литературу по теме;
2)
работать в читальном зале
библиотеки;
3)
готовить и выступать с
докладами и сообщениями;
4)
работать в семейных архивах;
5)
сравнивать и обобщать факты;
6)
воспитывать бережное отношение
к своему городу.
7)
воспитывать чувство гордости
за свой город, за успехи своих земляков
Тематическое планирование на учебный год
1
ГОД ОБУЧЕНИЯ
блок
|
|
№
|
Тема занятий
|
Всего часов
|
Количество часов
|
теория
|
практика
|
|
|
1
|
Вводное занятие.
Техника БП. Что изучает краеведение?
|
1
|
1
|
-
|
I
блок
|
Курчатов - город мой (история города,
района)
|
7
|
5
|
1
|
|
2
|
История рождения города Курчатова
|
|
1
|
|
|
3
|
Улицы нашего города, карта города
|
|
1
|
|
|
4
|
Мой дом, моя улица, мой город
|
|
1
|
|
|
5
|
Памятные места города Курчатова
|
|
|
1
|
|
6
|
Предприятия нашего города
|
|
1
|
|
|
7
|
Православие в нашем городе (встречи)
|
|
|
1
|
|
8
|
Обобщающий урок по теме
|
|
1
|
|
II
блок
|
Моя гимназия
|
5
|
3
|
2
|
|
9
|
История гимназии
|
|
1
|
|
|
10
|
Школьная библиотека
|
|
|
1
|
|
11
|
Мои родители учились в моей школе
|
|
1
|
|
|
12
|
Учителя нашей гимназии (встречи)
|
|
|
1
|
|
13
|
Обобщающий урок по теме
|
|
1
|
|
III
блок
|
Моя семья
|
6
|
6
|
0
|
|
14
|
Имя, отчество, фамилия
|
|
1
|
|
|
15
|
Моя родословная
|
|
1
|
|
|
16
|
Режим дня
|
|
1
|
|
|
17
|
Спорт в моей семье
|
|
1
|
|
|
18
|
Увлечения моей семьи
|
|
1
|
|
|
19
|
Обобщающий урок по теме
|
|
1
|
|
IV
блок
|
Мой край Соловьиный
|
8
|
7
|
1
|
|
20
|
Край, в котором мы живем.
|
|
1
|
|
|
21
|
Пернатые Курского края (зимующие птицы)
|
|
1
|
|
|
22
|
Пернатые Курского края (зимующие птицы)
|
|
1
|
|
|
23
|
Животный мир Курского края.
|
|
1
|
|
|
|
24
|
Домашние животные (выставка)
|
|
1
|
|
|
25
|
Земноводные Курского края.
|
|
1
|
|
|
26
|
Красная книга
|
|
1
|
|
|
27
|
Обобщающий урок по теме
|
|
|
1
|
V
блок
|
Знаменитости Курской области
|
6
|
3
|
3
|
|
28
|
А.П.Гайдар
|
|
1
|
|
|
29
|
Е.Благинина
|
|
1
|
|
|
30
|
Г. Шелихов
|
|
|
1
|
|
31
|
И.Зиборов (встреча)
|
|
|
1
|
|
32
|
М.Малец (встреча)
|
|
|
1
|
|
33
|
Обобщающий урок по теме
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34
|
Итоговое занятие
|
|
1
|
|
|
|
|
Итого:
|
34
|
27
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прогнозируемые
результаты:
Каждый раздел поделен на темы
– модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с
возрастными особенностями учащихся начальной школы. Широко используются местные
ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия
города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет
учащимся усваивать материал в деятельности.
В процессе преподавания курса
“Краеведения” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи,
викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы.
в
итоге учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и
значение родного края в развитии России в целом, а также овладеть следующими
умениями и навыками:
1)
самостоятельно подбирать литературу по теме;
2)
работать в читальном зале библиотеки;
3)
готовить и выступать с докладами и сообщениями;
4)
работать в семейных архивах;
5)
сравнивать и обобщать факты;
6)
воспитывать бережное отношение к своему городу.
7)
воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих
земляков
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.