Инфоурок Музыка Другие методич. материалыРабочая программа "Музыка" 6 класс

Рабочая программа "Музыка" 6 класс

Скачать материал

 

 

 

Муниципальное Казённое общеобразовательное учреждение

 Пуштулимская средняя общеобразовательная школа.

 

 

 

 

             «Принято» на                                                                             «Утверждаю»

               заседании РМО                                                                    директор  МКОУ ПСОШ

           _____________________                                                         _____________________

            Протокол № ____ от                                                             приказ № _______ от

           «___» ___________ 20 __ г.                                                       «___» _____________ 20 ___ г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «ИЗО»

  6  класс

Уровень базовый

         Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2010. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. Искусство вокруг нас: учебник для 6 класса. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.  .

 Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год,(1 час в неделю).

 

 

 

 

 

 

Составитель: Гусельников Игорь Петрович,

учитель первой квалификационной категории

 

 

 

                                              

 

 

2014– 2015 учебный год 

 

 

 

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2010 г. Срок реализации программы 2014 – 2015 учебный год.

 Рабочая  программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств  на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика,  скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического  переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску  истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного  переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд,  и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных  тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.

 

                            Учебно-тематический план.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

Понимание красоты человека

8

Ценности повседневной жизни

7

Великие темы жизни

10

Искусство борьбы за общественный идеал

10

Всего

35

 

 

Содержание тем учебного курса.

 

Понимание красоты человека (8 часов)

Человек в живописи, графике, скульптуре(1 час)

Человек – главная тема в искусстве. искусство в художественных образах отражает представления людей о красоте человека в разные исторические эпохи.

Беседа с показом репродукций и фото.

Выбор тем для изучения. Создание поисковых групп.

Красота фигуры человека в движении (2 часа).

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца 19 – начала 20 века.

Лепка фигуры человека в движении.

Красота согласованности движения людей(1 час).

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.

Схема движения фигуры человека.

Вырезание из цветной бумаги силуэтов фигур людей, создание композиции: «Цирк – гимнасты», «Балет», «Фигуристы».

Учимся рисовать человека с натуры (наброски). (1 час)

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Наброски фигуры человека с натуры (товарищ по классу).

Тематическая композиция: «Моя будущая профессия» (2 часа).

Человек и его профессия. Человек и окружающая среда. Композиция, колорит, аксессуары, характер позы как средства раскрытия задуманного образа. 

Эскиз к композиции: «Моя будущая профессия».

Обобщение темы четверти(1 час).

Представления школьников о красоте современного человека. Выявление того, что из представлений прошлых веков входит в наше видение красоты человека сегодня.

Беседа. Обобщение, итоги четверти.

 

Ценности повседневной жизни (7 часов)

Процесс создания картины(1 час).

Каждый день, прожитый человеком, оставляет в его душе след. Из обычных дней складывается жизненный опыт людей, поэтому даже незаметные будни представляют для каждого человека ценность. В чем же красота этой жизни? Картина – взгляд художника на мир, она отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Процесс создания картины.

Беседа с показом репродукций.

Процесс работы над станковой картиной: «Мой дом», «Моя семья», «Моя школа» (2 часа).

Роль сюжета а решении образа. Его отличие от темы и содержания. Картина – итог длительных размышлений и наблюдений художника. Эскиз и сбор материала – две стороны процесса поиска образа картины. Роль живописно - пластических средств в решении образа ( композиция, ритм, свет, форма, цвет и т. д.)

Роль зарисовок с натуры (человек, животные, пейзаж, предметы быта и др.) в решении художественного замысла картины.

Выполнение композиции. Тема: «Ужин», «Завтрак», «Утро (вечер) в моем доме», «Чтении письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и др.

Сюжетная композиция: «К звездам», «В походе». (2 часа).

Роль колорита в раскрытии художественного образа. Значение цвета в выделении смыслового центра. Передача цветом пространства. Последовательность работы над композицией. Приемы переноса эскиза на большой лист.

Изображение сюжетной композиции: «К звездам», «В походе» и др.

Творчество Я. Вермеера(1 час).

Голландия 17 века, расцвет бытового жанра. Изображение бытовых сцен выделилось в самостоятельный жанр искусства. Вермеер Дельфтский (1632 – 1678) – голландский живописец, творчество которого раскрывает поэзию и красоту повседневного быта.

Беседа с показом репродукций.

Творчество А. А. Пластова, И. Е. Репина, П. А. Федотова(1 час).

Биографии художников. Их творчество. Профессия художника – огромный труд, полностью поглощающий его. Ценности личного видения бытовых сцен.

Беседа о творчестве художников с показом репродукций картин.

 

Великие темы жизни (10 часов)

Художник -  выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени(1 час).

В искусстве отражается борьба разных представлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Станковое искусство – раздумье художника, поиск ответа на поставленные жизнью проблемы. В любом произведении искусства главное – чувства, мысли, переживания и отношения художника к разным явлениям жизни.

Беседа с показом репродукций картин.

Графические серии на тему: «Нет войне», «Память», «Жди меня» (3 часа).

История возникновения графических серий. Графические серии – форма активного вхождения художника в жизнь, его протест против несправедливости, насилия, угнетения.

Выполнение отпечатков с клише по теме: «Нет войне», «Память» и др.

Творчество В. И. Сурикова(1 час).

Личность художника, его отношение к жизни, круг его интересов, основные проблемы его творчества. Биография художника.

Ценности личного видения исторических событий. Художник – выразитель чувств и мыслей своего времени. Труд художника тяжелый, труд и физический, и интеллектуальный.

Беседа с показом репродукций.

Историческая тема в живописи. Былины(3 часа).

Отличительные признаки исторического жанра от других. Портрет, натюрморт, пейзаж - элементы исторического жанра. Знакомство с понятием «былина», собирательный образ героев. Выражение идеи, замысел, эскизов. Обсуждение идеи замысла, эскизов, развитие идеи.

Выполнение иллюстраций былин.

Библейские сюжеты(1 час).

Вечные темы в искусстве. Познакомить с понятием – библейский сюжет, библия. Библейские темы в период Возрождения, XVIII-XIX века.Одна тема библии у разных художников.

Эскиз на библейский сюжет «Святое семейство», «Поклонение волхвов», «Рождество» и др.

Подведение итогов III четверти(1 час).

Выставка и обсуждение лучших работ за 3 четверть. Доклады поисковых групп.

Выставка детских работ за четверть. Игра «Кто вперед».

 

Искусство борьбы за общественный идеал (10 часов)

Плакат(1 час):

Рисунок в плакате(1 час).

Шрифт в плакате(1 час).

Плакат как особый вид графики. Его специфика и отличие от станковой и книжной графики. Специфика образного языка плаката: ясность, лаконичность образа, броскость, декоративность (смысл плаката должен быть понятен с первого взгляда). Роль текста в плакате, его взаимосвязь с рисунком. Ведущие мастера плаката.

Выполнение плаката на определенную тему («Нет курению, наркотикам, алкоголизму», «Берегите природу, памятники архитектуры», «С праздником!»).

Книга по искусству(2часа):

Отличие книжной графики от других видов графики. Выдающиеся мастера книжной графики. Отличие книг и альбомов по искусству от других изданий.

Обложка(1 час).

Особая смысловая нагрузка обложки и суперобложки. Средства выразительности обложки: лаконичность, декоративность. Обложка и иллюстрация, обложка и плакат. Роль шрифта на обложке и его взаимосвязь с изображением.

Титул(1 час).

Титул книги – ее визитная карточка. Отличие титула от обложки и других компонентов книги. Виды титулов (контртитул, разворотный титул, шмуцтитул), где, в каких книгах они встречаются; средства выразительности титула, стилевое единство всех компонентов книги.

Шрифт(1 час).

Шрифт и буквица. Место шрифта и буквицы в оформлении книги. Размер буквицы, промежутки и соединения букв. Взаимосвязь шрифта с общим решением листа (с иллюстрацией) в макете. Буквица, ее роль, расположение на листе, связь с общим замыслом оформления.

Изготовление из бумаги книги по искусству.

Экслибрис (1 час).

Экслибрис – из книги. Знакомство с экслибрисом, назначение экслибриса. Экслибрис – знак владельца книги, выражение своего – Я. Развитие навыков работы в различных техниках. Выражение своих интересов через рисунок.

Изготовление экслибриса для книги по искусству.

Обобщение знаний за два года (5-6 классы) (1 час).

Беседа. Выставка лучших работ за 2 года. Доклады поисковых групп. Экскурсии по выставке детских работ. Вопросы для проверки полученных знаний по станковым видам изобразительного искусства.

Оформление выставки детских работ.

 

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Этапы оценивания детского рисунка:

Ø  как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

Ø  характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

Ø  качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

Ø  владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

Ø  общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

 

Практические занятия

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает  чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 27; уроков-бесед – 3; обобщающих работ  - 4.

 

 

          Требования к уровню подготовки учащихся за курс

                      изобразительного искусства 6 класса.

 

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

- о процессе  работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытии и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий.

 

Учащиеся должны уметь:

-связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

- передавать  в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

- изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы;

- выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству;

- отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;

- вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.

 



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

п/п

 

 

 

 

Система уроков

 

 

 

 

Дидакти­ческая модель

обучения

 

 

 

 

Педагоги­ческие средства

 

 

 

 

Вид деятель­ности учащихся

 

 

 

 

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Информационно-методическое обеспечение

 

 

 

 

Компетенции

Учебно-познавательная

Информа-

ционно-

коммуни-

кативная

Базовый уровень

Продвинутый уровень

 

 

1

2

3

4

5

6

7

X

9

Раздел 1. ПОНИМАНИЕ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА (8 часов)

 

1

Представление о красоте человека в живописи, графике, скульптуре.Лепка фигуры человека

Цель: развивать эмоциональ­но-эстетическое восприятие действительности, познакомить с разнообразным представле­нием людей разных эпох о кра­соте человека

Продук­тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори­ентиро­ванная

Лекция, вхожде­ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви­дуаль­ная, парная

Знать представление людей разных эпох о красоте человека. Уметь определять людей разных эпох по изобра­жениям на иллюстрациях и репродукциях

Знать отличия произве­дений искусств разных жанров и времен, поня­тие канон.

Уметь отличать без по­мощи учителя канон Древнего Египта от ка­нона  Древней Греции

Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

Репродукции картин: Палеоли­тическая Венера, Мирон «Диско­бол», Джорджо­не «Юдифь», А. Пластов «Весна»

2

Красота фигуры человека в движении. «Цирк-гимнасты», (Вырезание из цветной бумаги)

Цель: развивать возможности к воображению, умение и на­выки лепки, помочь осмыслить понятия пропорции тела чело­века и его объем

Продук­тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори­ентиро­ванная

Упраж­нения, лекция, вхожде­ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви­дуаль­ная, парная, группо­вая

Знать схематическое строение человека. Уметь выполнять зада­ния с бумажными вари­антами по изменению поз человека(карточки с изображением частей тела человека)

Знать пропорции тела человека(отличие фи­гуры борца от фигуры фигуриста и т. п.). Уметь изготовить про­порциональную скульп­туру из пластилина

Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

Слайды,репро­дукции: Мартос «Надгробие кня­гини С. М. Вол­конской», Мике-ланджело «Скор­чившийся маль­чик»

3

Красота фигуры человека в движении. «Балет», «Фигуристы» (Работа с бумагой)

Цель: развивать возможности к воображению, умение и на­выки лепки, помочь осмыслить понятия пропорции тела чело­века и его объем

Продук­тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори­ентиро­ванная

Упраж­нения, лекция, вхожде­ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви­дуаль­ная, парная, группо­вая

Знать схематическое строение человека. Уметь выполнять зада­ния с бумажными вари­антами по изменению поз человека(карточки с изображением частей тела человека)

Знать пропорции тела человека(отличие фи­гуры борца от фигуры фигуриста и т. п.). Уметь изготовить про­порциональную скульп­туру из пластилина

Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

Слайды,репро­дукции: Мартос «Надгробие кня­гини С. М. Вол­конской», Мике-ланджело «Скор­чившийся маль­чик»

4

Изображение на плоскости фигуры человека. Наброски фигуры человека.

Цель: сформировать представ­ление о творчестве скульптора, подвести к осмыслению понятия красоты человеческого тела, его пластики, показать значение раз­ных точек зрения на скульптуру

Продук­тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори­ентиро­ванная

Упраж­нения, лекция, вхожде­ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви­дуаль­ная, парная, группо­вая

Знать, что такое точка зрения в скульптуре. Уметь выбирать наибо­лее интересную точку зрения

Знать возможности языка скульптуры. Уметь работать от «об­щего к частному»

Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

Репродукции картин

Э. Дега, А. Ват­то, Микеландже-ло, кн. 1, 5 ,6, ЭЭ

5

Великие скульпторы.

Цель: сформировать представ­ление о творчестве скульптора; закрепить у учащихся понима­ние эстетических категорий

Продук­тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори­ентиро­ванная педаго­гическая ситуация

Упраж­нения, лекция, вхожде­ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви­дуаль­ная, парная,

Знать творчество скульптора В. Мухиной. Уметь различать работы современных и древних скульпторов

Знать известные работы О. Родена, К. Менье, В. Мухиной, уметь раз­личать их без помощи учителя

Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

Репродукции скульптур О. Родена, К. Менье, В. Му­хиной, кн. 1,2

6

Моя будущая профессия (про­фессия сегодняшнего дня).

Цель: познакомить учащихся с разными профессиями и ха­рактеристикой человека как творца; формировать понима­ние учащимися характерных поз как средства развития заду­манного образа, вызвать чувст­во уважения к трудолюбию

 

 

трудолюбию

Продук­тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори­ентиро­ванная

Упраж­нения, лекция, вхожде­ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви­дуаль­ная, парная, группо­вая

Знать, что такое компо­зиция, колорит, аксессуа­ры.

Уметь анализировать данную композицию

Знать основы изобрази­тельной грамоты. Уметь применять худо­жественные материалы (гуашь, акварель)

Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

ЭЭ, кн. 1, 5, 6

7

Моя будущая профессия (создать рисунок).

Цель: познакомить учащихся с разными профессиями и ха­рактеристикой человека как творца; формировать понима­ние учащимися характерных поз как средства развития заду­манного образа, вызвать чувст­во уважения к трудолюбию

Продук­тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори­ентиро­ванная

Упраж­нения, лекция, вхожде­ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви­дуаль­ная, парная, группо­вая

Знать, что такое компо­зиция, колорит, аксессуа­ры.

Уметь анализировать данную композицию

Знать основы изобрази­тельной грамоты. Уметь применять худо­жественные материалы (гуашь, акварель)

Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

ЭЭ, кн. 1, 5, 6

8

Моя будущая профессия (Создать рисунок «Профессия моих родителей»).

Цель: познакомить учащихся с разными профессиями и ха­рактеристикой человека как творца; формировать понима­ние учащимися характерных поз как средства развития заду­манного образа, вызвать чувст­во уважения к трудолюбию

Продук­тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори­ентиро­ванная

Упраж­нения, лекция, вхожде­ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви­дуаль­ная, парная, группо­вая

Знать, что такое компо­зиция, колорит, аксессуа­ры.

Уметь анализировать данную композицию

Знать основы изобрази­тельной грамоты. Уметь применять худо­жественные материалы (гуашь, акварель)

Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

ЭЭ, кн. 1, 5, 6

Р а з д е л 2. ЦЕННОСТИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (7 часов)

1

(9)

 

 

Процесс создания картины. (Составить эскиз « Моя семья»)

Цель: сформировать пред­ставление о творчестве худож­ника; показать роль сюжета в решении образа, закрепить по­нимание учащимися нравствен­ных качеств (добро, красота)

Продук­тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

 

Упраж­нения, лекция, вхожде­ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви­дуаль­ная, парная, группо­вая

Знать что такое сюжет, его отличие от темы и содержания. Уметь создать эскиз на выбранную тему.

Знать средства вырази­тельного изображения: ритм, колорит, компо­зицию и т. п. Уметь составить эскиз, найти композиционное решение без помощи учителя

Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

Репродукции картин Леонардо да Винчи, «Ма­донна с цвет­ком», Ван Дейка «Семейный порт­рет», кн. 1, 2, 3, 4,5

2

(10)

Процесс создания картины.

«Мой дом» («Ужин», «Завтрак», «Прогулка в парке»)

Цель: сформировать пред­ставление о творчестве худож­ника; показать роль сюжета в решении образа, закрепить по­нимание учащимися нравствен­ных качеств (добро, красота)

Продук­тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

 

Упраж­нения, лекция, вхожде­ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви­дуаль­ная, парная, группо­вая

Знать что такое сюжет, его отличие от темы и содержания. Уметь создать эскиз на выбранную тему с помо­щью учителя

Знать средства вырази­тельного изображения: ритм, колорит, компо­зицию и т. п. Уметь составить эскиз, найти композиционное решение без помощи учителя

Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

Репродукции картин Леонардо да Винчи, «Ма­донна с цвет­ком», Ван Дейка «Семейный порт­рет», кн. 1, 2, 3, 4,5

3

(11)

Сюжетная композиция  «Наша школа»(«На уроке», «В библиотеке», «В спортзале»).

Цель: ввести учащихся в си­туацию переживания с исполь­зованием средств музыки и изобразительного искусства; развивать способности к вооб­ражению, помочь прийти к вы­воду о значении цвета в выде­лении смыслового центра; учить приемам переноса эскиза

Продук­тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная

Упраж­нения, лекция, вхожде­ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви­дуаль­ная, парная, группо­вая

Знать роль колорита, значение цвета в переда­че пространства. Уметь последовательно работать над композици­ей

Знать о возможностях раскрытия художест­венного образа с помо­щью колорита. Уметь выделять компо­зицией, цветом смысло­вой центр

Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

Репродукции картин А. Рублева, Ф. Гойи, П. Пи­кассо («Герни-ка»), кн. 1, 2, 3, 4,5

4

(12)

Сюжетная композиция «К звездам», «В походе».

Цель: ввести учащихся в си­туацию переживания с исполь­зованием средств музыки и изобразительного искусства; развивать способности к вооб­ражению, помочь прийти к вы­воду о значении цвета в выде­лении смыслового центра; учить приемам переноса эскиза

Продук­тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная

Упраж­нения, лекция, вхожде­ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви­дуаль­ная, парная, группо­вая

Знать роль колорита, значение цвета в переда­че пространства. Уметь последовательно работать над композици­ей

Знать о возможностях раскрытия художест­венного образа с помо­щью колорита. Уметь выделять компо­зицией, цветом смысло­вой центр

Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

Репродукции картин А. Рублева, Ф. Гойи, П. Пи­кассо («Герни-ка»), кн. 1, 2, 3, 4,5

5

(13)

Творчество Вермеера (Гол-

ландия).

Цель: познакомить с творче-

ством голландских художников

(бытовой жанр), ввести уча-

щихся в ситуацию историче-

ского действия

Продук-

тивная,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративная, личност-

но ори-

ентиро-

ванная

Упраж-

нения,

лекция,

вхожде-

ние в

контекстпроблем ученика,

диалог,

поступок

Индиви-

дуаль-

ная,

парная,

группо-

вая

Знать творчество Вер-

меера.

Уметь отличать полотна

Вермеера от картин дру-

гих художников с помо-

щью учителя

Знать творчество не-

скольких голландских

художников, уметь от-

личать их полотна от

картин художников

других стран без помо-

щи учителя

Уметь

находить

нужную

инфор-

мацию

и поль-

зоваться ею

 

 

Слайды: карти-

ны голландских

художников ЭЭ

 

6

(14)

Творчество Н. Рериха.(Работа творческих групп)

Цель: познакомить с творче-

ством художника, подвести

учащихся к осмыслению характера жанра пейзажа, развивать художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферу

Продук-

тивная,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративная, личност-

но ори-

ентиро-

ванная

Упраж-

нения,

лекция,

вхожде-

ние в

контекстпроблем ученика,

диалог,

поступок

Индиви-

дуаль-

ная,

парная,

группо-

вая

Знать биографию Н. Ре-

риха.

Уметь пользоваться под-

ручными материалами в

творческой деятельности

Знать основные карти-

ны Н. Рериха.

Уметь анализировать

содержание картины

Уметь

находить

нужную

инфор-

мацию

и поль-

зоваться ею

 

Слайды: карти-

ны Н. Рериха

 

7

(15)

Творчество Н. Рериха.(Сообщения творческих групп)

Цель: познакомить с творче-

ством художника, подвести

учащихся к осмыслению характера жанра пейзажа, развивать художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональнуюсферу

Продук-

тивная,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративная, личност-

но ори-

ентиро-

ванная

Упраж-

нения,

лекция,

вхожде-

ние в

контекстпроблем ученика,

диалог,

поступок

Индиви-

дуаль-

ная,

парная,

группо-

вая

Знать биографию Н. Ре-

риха.

Уметь пользоваться под-

ручными материалами в

творческой деятельности

Знать основные карти-

ны Н. Рериха.

Уметь анализировать

содержание картины

Уметь

находить

нужную

инфор-

мацию

и поль-

зоваться ею

 

Слайды: карти-

ны Н. Рериха

 

Р а з д е л 3. ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (11 часов)

 

1

(16)

Художник - выразитель идей,

мыслей, чувств людей своего

времени. ВОв в произведениях художников

Цель: развивать у учащихся

способность оценивать окру-

жающий мир по законам кра-

соты, дать представление об

эстетических категориях: добре

и зле, прекрасном и безобраз-

ном

Продуктивная,объясни-

Тельно иллюст-

ративная,

личностно ориентированная

педагогическая ситуация

Упраж-

нения,

лекция,

вхожде-

ние в

контекст

проблем

ученика,

диалог,

поступок

Индиви-

дуаль-

ная,

парная,

группо-

вая

Знать понятия цвет,

тон, колорит.

Уметь применять в рабо-

те различные материалы

для создания задуманно-

го творческого образца

Знать понятие активная

жизненная позиция.

Уметь отличать в кар-

тинах разные позиции

художников

Уметь

находить

нужную

инфор-

мацию

и поль-

зоваться

ею

 

 

Репродукции картин Рембрандта «Воз-

вращение блуд-

ного сына»,

Ф. Гойи «Графи-

ческие серии»,П. Пикассо«Герника»,А. Дейнеки «Оборона Сева

стополя»,А. Рублева «Тро

ица», И. Пророкова, Ф. Мазиреля; кн. 1, 4, 5

 

2

(17)

Графические серии. Гойя Сообщения торческих групп)

Цель: формировать активную жизненную позицию учащихся,

развивать способности к воображению, умение анализировать, выделять главное в рисунке

Продуктивная,объясни-

Тельно иллюст-

ративная,

личностно ориентированная

педагогическая ситуация

Упраж-

нения,

лекция,

вхожде-

ние в

контекст

проблем

ученика,

диалог,

поступок

Индиви-

дуаль-

ная,

парная,

группо-

вая

Знать историю возник-

новения графических се-

рий.

Уметь выполнять тень,

полутень

Знать графические се-

рии Гойи.

Уметь выполнять эски-

зы в единой технике

Уметь

находить

нужную

инфор-

мацию

и поль-

зоваться

ею

 

Репродукции картин Рембрандта «Воз-

вращение блуд-

ного сына»,

Ф. Гойи «Графи-

ческие серии»,П. Пикассо«Герника»,А. Дейнеки «Оборона Сева

стополя»,А. Рублева «Тро

ица», И. Пророкова, Ф. Мазиреля; кн. 1, 4, 5

 

3

(18)

Графические серии. Выполнение эскиза «Нет войне»

Цель: формировать активную

жизненную позицию учащихся,

развивать способности к воображению, умение анализировать, выделять главное в рисунке

Продуктивная, объяснительноиллюстративная,личност-но ориентиро-

ванная

педаго-гическая ситуация

 

Упраж-

нения,

лекция,

вхожде-

ние в

контекст

проблем

ученика,

диалог,

поступок

 

 

Индиви-

дуаль-

ная,

парная,

группо-

вая

Знать историю возник-

новения графических се-

рий.

Уметь выполнять тень,

полутень

Знать графические се-

рии Гойи.

Уметь выполнять эски-

зы в единой технике

Уметь

находить

нужную

инфор-

мацию

и поль-

зоваться

ею

 

 

Репродукции картин Рембрандта «Воз-

вращение блуд-

ного сына»,

Ф. Гойи «Графи-

ческие серии»,П. Пикассо«Герника»,А. Дейнеки «Оборона Сева

стополя»,А. Рублева «Тро

ица», И. Пророкова, Ф. Мазиреля; кн. 1, 4, 5

К. Брюллов «По-

следний день

Помпеи», И. Ре-

пин «Запорожцыпишут письмо турецкому сул­тану»

 

4

(19)

Графические серии. «Память»

Цель: формировать активную

жизненную позицию учащихся,

развивать способности к вооб-

ражению, умение анализиро-

вать, выделять главное в ри-

сунке

Продуктивная, объяснительноиллюстративная,личност-но ориентиро-

ванная

педаго-гическая ситуация

 

Упраж-

нения,

лекция,

вхожде-

ние в

контекст

проблем

ученика,

диалог,

поступок

 

 

Индиви-

дуаль-

ная,

парная,

группо-

вая

Знать историю возник-

новения графических се-

рий.

Уметь выполнять тень,

полутень

Знать графические се-

рии Гойи.

Уметь выполнять эски-

зы в единой технике

Уметь

находить

нужную

инфор-

мацию

и поль-

зоваться

ею

 

 

Репродукции картин Рембрандта «Воз-

вращение блуд-

ного сына»,

Ф. Гойи «Графи-

ческие серии»,П. Пикассо«Герника»,А. Дейнеки «Оборона Сева

стополя»,А. Рублева «Тро

ица», И. Пророкова, Ф. Мазиреля; кн. 1, 4, 5

К. Брюллов «По-

следний день

Помпеи», И. Репин «Запорожцыпишут письмо турецкому сул­тану»

 

5

(20)

Историческая тема в живописи. Эскиз «Библейские сюжеты (Святое семейство, Рождество, Масленица, Пасхальные яйца)»

Цель: развивать навыки

обобщения созданных образов,

реализовывать на практике ис-

торическую композицию

Продуктивная, объяснительноиллюстративная,личност-но ориентиро-

ванная

педаго-гическая ситуация

 

Упраж-

нения,

лекция,

вхожде-

ние в

контекст

проблем

ученика,

диалог,

поступок

 

 

Индиви дуаль-

ная,

парная,

группо-

вая

Знать отличие историче-

ской картины от быто-

вой.

Уметь составлять соби-

рательный образ героев

исторической картины

Знать этапы работы над

исторической картиной.

Уметь составить эскиз

(ритм, пространство,

композиция)

Уметь

находить

нужную

инфор-

мацию

и поль­зоваться ею

 

К. Брюллов «По-

следний день

Помпеи», И. Ре-

пин «Запорожцы

пишут письмо турецкому сул­тану»

 

6

(21)

Творчество В. И. Сурикова.

«Боярыня Морозова»

Цель: подвести учащихся к

осмыслению нравственных понятий - честь, долг, самопо-

жертвование

Продуктивная, объяснительноиллюстративная,личностно ориентированная

педаго-гическая ситуация

Упраж-

нения,

лекция,

вхожде-

ние в

контекст

проблем

ученика,

диалог,

поступок

 

 

Индиви-

дуаль-

ная,

парная,

группо­вая

Знать построение компо-

зиции.

Уметь создать компози-

цию эскиза

Знать известные карти-

ны В. И. Сурикова.

Уметь отличать карти-

ны В. Сурикова от кар-

тин других художников без помощи учителя

Уметь

находить

нужную

инфор-

мацию

и поль­зоваться ею

 

Кн. 4, 5, ЭЭ. Ре-

продукции кар-

тин В. И. Сури-

кова

 

7

(22)

Творчество В. И. Сурикова.

«Покорение Сибири Ермаком»

Цель: подвести учащихся к

осмыслению нравственных понятий - честь, долг, самопо-

жертвование

Продуктивная, объяснительноиллюстративная,личност-но ориентированная

педаго-гическая ситуация

Упраж-

нения,

лекция,

вхожде-

ние в

контекст

проблем

ученика,

диалог,

поступок

 

 

Индиви-

дуаль-

ная,

парная,

группо­вая

Знать построение компо-

зиции.

Уметь создать компози-

цию эскиза

Знать известные карти-

ны В. И. Сурикова.

Уметь отличать карти-

ны В. Сурикова от кар-

тин других художников без помощи учителя

Уметь

находить

нужную

инфор-

мацию

и поль­зоваться ею

 

Кн. 4, 5, ЭЭ. Ре-

продукции кар-

тин В. И. Сури-

кова

 

8

(23)

Творчество В. И. Сурикова.

«Утро Стрелецкой казни»

Цель: подвести учащихся к

осмыслению нравственных понятий - честь, долг, самопо-

жертвование

Продуктивная, объяснительноиллюстративная,личност-но ориентиро-

ванная

педаго-гическая ситуация

Упраж-

нения,

лекция,

вхожде-

ние в

контекст

проблем

ученика,

диалог,

поступок

 

Индиви-

дуаль-

ная,

парная,

группо­вая

Знать построение компо-

зиции.

Уметь создать компози-

цию эскиза

Знать известные карти-

ны В. И. Сурикова.

Уметь отличать карти-

ны В. Сурикова от кар-

тин других художников без помощи учителя

Уметь

находить

нужную

инфор-

мацию

и поль­зоваться ею

 

Кн. 4, 5, ЭЭ. Ре-

продукции кар-

тин В. И. Сури-

кова

 

 9

(24)

Творчество В. И. Сурикова.

«Переход Суворова через Альпы»

Цель: подвести учащихся к

осмыслению нравственных понятий - честь, долг, самопо-

жертвование

 

Продуктивная, объяснительноиллюстративная,личност-но ориентиро-

ванная

педаго-гическая ситуация

 

Упраж-

нения,

лекция,

вхожде-

ние в

контекст

проблем

ученика,

диалог,

поступок

 

 

Индиви-

дуаль-

ная,

парная,

группо­вая

Знать построение компо-

зиции.

Уметь создать компози-

цию эскиза

Знать известные карти-

ны В. И. Сурикова.

Уметь отличать карти-

ны В. Сурикова от кар-

тин других художников без помощи учителя

Уметь

находить

нужную

инфор-

мацию

и поль­зоваться ею

Кн. 4, 5, ЭЭ. Ре-

продукции кар-

тин В. И. Сури-

кова

 

10

(25)

Художественный совет (урок-

игра).

Цель: закрепить полученные знания об историческом жанре в изобразительном искусстве

Продуктивная, объяснительноиллюстративная,личност-но ориентиро-

ванная

педаго-гическая ситуация

 

Упраж-

нения,

лекция,

вхожде-

ние в

контекст

проблем

ученика,

диалог,

поступок

 

 

Индиви-

дуаль-

ная,

парная,

группо­вая

Знать сюжеты, особен-

ности исторического и бытового жанров. Уметь различать эти жанры

Знать картины разных

художников этих жан­ров.

Уметь различать карти­ны различных жанров

Уметь

находить

нужную

инфор-

мацию

и поль­зоваться ею

ЭЭ; репродук-

ции картин В. Сурикова, К. Брюллова, В. Васнецова

 

11

(26)

Контрольная работа по теме «исторический жанр».

Цель: закрепить полученные знания об историческом жанре в изобразительном искусстве

Продуктивная, объяснительноиллюстративная,личност-но ориентиро-

ванная

педаго-гическая ситуация

 

Упраж-

нения,

лекция,

вхожде-

ние в

контекст

проблем

ученика,

диалог,

поступок

 

 

Индиви-

дуаль-

ная,

парная,

группо­вая

Знать сюжеты, особен-

ности исторического и бытового жанров. Уметь различать эти жанры

Знать картины разных

художников этих жан­ров.

Уметь различать карти­ны различных жанров

Уметь

находить

нужную

инфор-

мацию

и поль­зоваться ею

ЭЭ; репродук-

ции картин В. Сурикова, К. Брюллова, В. Васнецова

 

P а з д e л 4. ИСКУССТВО БОРЬБЫ ЗА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ (9 часов)

1

(27)

Плакат. «Нет курению, алкоголю»

Цель: развивать художествен-

но-творческие способности

учащихся, эмоционально-эсте-

тическое восприятие, умения и

навыки по обобщению и выде-

лению главного в рассматри-

ваемом (анализируемом) худо-

жественном явлении

Продук-

тивная,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративная

Упраж-

нения,

лекция,

вхожде-

ние в

контекст

проблем

ученика,

диалог, поступок

Индиви-

дуаль-

ная,

парная,

группо-

вая

Знать различные виды

графики.

Уметь пользоваться од-

ним из видов графики

Знать особенности

книжной графики.

Уметь разрабатывать

плакат на определен-

ную тему

Уметь

находить

нужную

инфор-

мацию

и поль-

зоваться

ею

Образцы плака-

тов, ЭЭ, ПК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

(28)

Плакат.  Рисунок в плакате «Берегите природу»

Цель: развивать художествен-

но-творческие способности

учащихся, эмоционально-эсте-

тическое восприятие, умения и

навыки по обобщению и выде-

лению главного в рассматри-

ваемом (анализируемом) худо-

жественном явлении

Продук-

тивная,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративная

Упраж-

нения,

лекция,

вхожде-

ние в

контекст

проблем

ученика,

диалог, поступок

Индиви-

дуаль-

ная,

парная,

группо-

вая

Знать различные виды

графики.

Уметь пользоваться од-

ним из видов графики

Знать особенности

книжной графики.

Уметь разрабатывать

плакат на определен-

ную тему

Уметь

находить

нужную

инфор-

мацию

и поль-

зоваться

ею

Образцы плака-

тов, ЭЭ, ПК

3

(29)

Плакат. Шрифт в плакате «С праздником!»

Цель: развивать художествен-

но-творческие способности

учащихся, эмоционально-эсте-

тическое восприятие, умения и

навыки по обобщению и выде-

лению главного в рассматри-

ваемом (анализируемом) худо-

жественном явлении

Продук-

тивная,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративная

Упраж-

нения,

лекция,

вхожде-

ние в

контекст

проблем

ученика,

диалог, поступок

Индиви-

дуаль-

ная,

парная,

группо-

вая

Знать различные виды

графики.

Уметь пользоваться од-

ним из видов графики

Знать особенности

книжной графики.

Уметь разрабатывать

плакат на определен-

ную тему

Уметь

находить

нужную

инфор-

мацию

и поль-

зоваться

ею

Образцы плака-

тов, ЭЭ, ПК

4

(30)

Орнамент. Эскиз греческой вазы с орнаментом

Цель: расширить представле­ние об орнаменте, его видах, элементах, назначении, приме­нении; учить выполнять эскизы орнаментов, создавать по ним творческие работы

11родук-тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори­ентиро­ванная педаго­гическая ситуация

Упраж­нения, лекция, вхожде­ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви­дуаль­ная, парная, группо­вая

Знать, что такое орна­мент, его виды, назначе­ние.

Уметь определять виды орнаментов в разных ви­дах искусства

Знать, что такое орна­мент, его виды, назна­чение.

Уметь различать и соз­давать виды орнамен­тов

Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

Иллюстрации: греческие вазы, русские народ­ные костюмы, посуда. Дорофеев Ю. М.: Мозаика-Синтез, с. 17. СД «Орнамент», 2005

5

(31)

Орнамент. Создать эскиз народного костюма с орнаментом (белгородским)

Цель: расширить представле­ние об орнаменте, его видах, элементах, назначении, приме­нении; учить выполнять эскизы орнаментов, создавать по ним творческие работы

11родук-тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори­ентиро­ванная педаго­гическая ситуация

Упраж­нения, лекция, вхожде­ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви­дуаль­ная, парная, группо­вая

Знать, что такое орна­мент, его виды, назначе­ние.

Уметь определять виды орнаментов в разных ви­дах искусства

Знать, что такое орна­мент, его виды, назна­чение.

Уметь различать и соз­давать виды орнамен­тов

Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

Иллюстрации: греческие вазы, русские народ­ные костюмы, посуда. Дорофеев Ю. Русский празд­ничный народ­ный костюм.Белгородчины-М.: Мозаика-Синтез, с. 17. СД «Орнамент», 2005

6

(32)

Книга по искусству (обложка, титул). Изготовление книги

Цель: сформировать пред­ставление о порядке оформле­ния книги; познакомить с оформлением обложки, титула, шрифта

Продук­тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори­ентиро­ванная педаго­гическая ситуация

Упраж­нения, лекция, вхожде­ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви­дуаль­ная, парная, группо­вая

Знать отличие книжной

графики от других видов

графики.

Уметь оформить книгу

с помощью учителя

Знать выдающихся мастеров книжной гра­фики.

Уметь оформить обложку, титул самостоятельно

Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

Образцы оформ­ления книг В. Фаворским, Д. Шмариновым

7

(33)

Книга по искусству ( шрифт и буквица).

Цель: сформировать пред­ставление о порядке оформле­ния книги; познакомить с оформлением обложки, титула, шрифта

Продук­тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори­ентиро­ванная педаго­гическая ситуация

Упраж­нения, лекция, вхожде­ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви­дуаль­ная, парная, группо­вая

Знать отличие книжной

графики от других видов

графики.

Уметь оформить книгу

с помощью учителя

Знать выдающихся мастеров книжной гра­фики.

Уметь оформить обложку, титул самостоятельно

Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

Образцы оформ­ления книг В. Фаворским, Д. Шмариновым

8

(34)

Праздник искусства. Заочное посещение музеев мира.

Цель: закрепить у учащихся представление о видах и жан­рах ИЗО, развивать умение анализировать, продолжить формировать навыки овладения ИЗО, помогающие реализовать задуманные (воображаемые) исторические образы

Продук­тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори­ентиро­ванная педаго­гическая ситуация

Упраж­нения, лекция, вхожде­ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви­дуаль­ная, парная, группо­вая

Знать наиболее извест­ных русских и зарубеж­ных художников. Уметь различать карти­ны художников

Знать картины Леонар­до да Винчи, Мике-ланджело, Рафаэля. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений раз­ных видов и жанров изобразительного ис­кусства

Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

ЭЭ «Музеи ми­ра», ПК

9

(35)

Выставка работ учащихся. Обобщение по темам года

Цель: закрепить у учащихся представление о видах и жан­рах ИЗО, развивать умение анализировать, продолжить формировать навыки овладения ИЗО, помогающие реализовать задуманные (воображаемые) исторические образы

Продук­тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори­ентиро­ванная педаго­гическая ситуация

Упраж­нения, лекция, вхожде­ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви­дуаль­ная, парная, группо­вая

Знать наиболее извест­ных русских и зарубеж­ных художников. Уметь различать карти­ны художников

Знать картины Леонар­до да Винчи, Мике-ланджело, Рафаэля. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений раз­ных видов и жанров изобразительного ис­кусства

Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

ЭЭ «Музеи ми­ра», ПК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

 

                                                             Литература и средства обучения

                                           Учебно-методическое обеспечение

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана

Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.

Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. Искусство вокруг нас: учебник для 6 кл.. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 142 с.

Л.А. Неменская. Каждый народ художник: учебник для 6 кл., – М.: Просвещение, 2000. – 144 с.

а) основная литература:

О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .

Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.

Павлова О. В. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, - 2-е изд., Просвещение, 2008. -223 с.

Бесчастнов Н.П.    Графика пейзажа: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов 630200 "Художеств. проектирование изделий текстил. и лег. пром-сти". - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 302 с.: 32 с. ил. - (Изобразительное искусство).

Бесчастнов Н.П.    Портретная графика: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 368 с.: 32 л. ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 364-365.

Буткевич Л.М.    История орнамента: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 268 с.: 8 с. ил., ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 267.

Визер В.    Живописная грамота. Основы пейзажа . - СПБ.: Питер, 2006. - 192 с. Визер В.В.    Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. - СПб.: Питер, 2006. - 192 с.: ил.

Визер В.В.    Живописная грамота: Основы портрета. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.: ил. - Библиогр.: с. 185-187.

 Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с. - (Преемственность).

Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2006

Жемчугова П.П.    Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).

Изобразительное искусство в начальной школе: Обучение приемам художественно-творческой деятельности / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 140 с.: ил. - Библиогр.: с. 138.

Изобразительное искусство. 1-8 классы: Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков / Сост. З.А. Степанчук, О.А. Степанчук, Г.В. Погорелова и др. Просвещение, 2009. - 272 с.: ил. - Библиогр.: с. 269.

Изобразительное искусство. 5-8 классы: Проверочные и контрольные тесты / Авт.-сост. О.В. Свиридова. - Просвещение, 2008. - 94 с. - Библиогр.: с. 92.

 Изобразительное искусство. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.С. Кузина / Авт.-сост. С.Б. Дроздова. - 2-е изд., стереотип. - Просвещение, 2008. - 128 с. - Библиогр.: с. 125.

 Изобразительное искусство. 1-6 классы: Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта, конспекты уроков / Авт.-сост. С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 144 с.: ил. - Библиогр.: с. 142.

   Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 72 с.

Кульневич С.В.    Нетрадиционные уроки в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ч. 2 : Русский язык, чтение, ИЗО, музыка. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2004. - 176 с. - (Педагогика нового времени). - Библиогр.: с. 172-173.

Курочкина Н.А.    О портретной живописи - детям. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 112 с.: 24 цв. ил. - Библогр.: с. 104-105.

Логвиненко Г.М.    Декоративная композиция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 144 с.: ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 144.

Малевич и Матисс: Альбом для работы взрослых с детьми. Учебное пособие / Сост. Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2009. - 32 с.: ил. - (Предшкола нового поколения).

Мелик-Пашаев А.А.    Художник в каждом ребенке: Цели и методы художественного образования. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с. - (Психологическая наука - школе). - Библиогр.6 с. 173-174.

 Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П. Кабковой. - М.: Просвещение, 2009. - 174 с.

Пьянкова Н.И.    Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006

Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов / Авт.-сост. Е.В. Полозова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. - 138 с. - Библиогр.: с. 131-132. . - 176 с. - (Библиотека учителя). - Библиогр.: с. 172.

Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры X-XVII вв.-М.: Владос, 2003.

Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII вв.: хрестоматия.-М.: Владос, 2003.

Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII вв.: рабочая тетрадь.-М.: Владос, 2003.

Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры XVII-XIX вв.-М.: Владос, 2003.

Рябцев Ю.С. История русской культуры XVII-XIX вв.: хрестоматия.-М.: Владос, 2003.

Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры XX в.- М.: Владос, 2003.

Рябцев Ю.С. История русской культуры XX в.: хрестоматия.-М.: Владос, 2003.

 Изобразительное искусство. 5-7 классы: Обучение основам изобразительной грамоты. Конспекты уроков / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 132 с. - Библиогр.: с. 131.

Медкова Е.С.    Миф и культура. Язык и культура. От импрессионизма к абстрактной живописи: Программы. Методические рекомендации / Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Просвещение, 2009. - 96 с. - (Элективный курс).

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа "Музыка" 6 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Социальный работник

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

         Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2010. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. Искусство вокруг нас: учебник для 6 класса. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.  .

 Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год,(1 час в неделю).

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 515 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 357
    • DOCX 271 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гусельников Игорь Петрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гусельников Игорь Петрович
    Гусельников Игорь Петрович
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 33802
    • Всего материалов: 64

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Педагог музыки

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания вокала в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания музыки в общеобразовательной организации

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 133 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 240 человек

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе