Муниципальное Казённое общеобразовательное учреждение
Пуштулимская средняя общеобразовательная школа.
«Принято»
на
«Утверждаю»
заседании РМО директор
МКОУ ПСОШ
_____________________
_____________________
Протокол № ____ от
приказ № _______ от
«___» ___________ 20 __
г. «___» _____________ 20
___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «ИЗО»
5 класс
Уровень базовый
Рабочая программа по изобразительному
искусству для 5 класса создана на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования и программы
общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд»,
под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2010. Неменский Б.
М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 5-8 классы.:
методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Данная
рабочая программа рассчитана на 34 часа в год,(1 час в неделю).
Составитель: Гусельников Игорь Петрович,
учитель первой квалификационной категории
2014 – 2015 учебный год
Раздел I. Пояснительная
записка.
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана
на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное
искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание,
М. Просвещение 2010. Срок реализации программы 2014 – 2015 учебный
год.
Программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения черчения, которые определены стандартом.
Рабочая программа по изобразительному
искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов:
пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса;
требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического
обеспечения, календарно-тематическое планирование.
«Изобразительное искусство и художественный труд»
является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные
виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн,
народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства.
Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в
контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трёх
основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных
искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности
являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на
следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура;
конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные
искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при
создании любого произведения искусства и поэтому является основой для
интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу
перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только
на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его
связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство и художественный
труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот
фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие
потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Приоритетной целью художественного образования в школе
является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него
качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и
культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы
состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в
коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу
программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в
повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого
ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы
дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из
окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми
программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства
становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека,
способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это
является залогом развития способности сопереживания.
Систематическое освоение художественного наследия
помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение
отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего
курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры,
скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают
классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет
познание художественной культуры своего народа.
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в
художественную культуру
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Принцип целостности и неспешности освоения материала
каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения
художественного опыта условие постижения искусства.
Развитие художественно – образного мышления,
художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по
схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в
общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как
неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной
поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации,
накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.
Программа является интегрированным курсом, включающим
в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и
оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то
же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1
учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю.
При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без
сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного
восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.
Формой проведения занятий по программе является урок.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться
к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный
труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического
творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к
уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с
учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является
необходимым условием формированием личности ребёнка.
Раздел II. Учебно-тематический
план.
Рабочая программа
рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание
|
Кол-во часов
|
Язык
изобразительного искусства
|
8
|
Изобразительное
искусство и мир природы
|
7
|
Изображение
человека и предметного мира
|
10
|
Вглядываясь
в человека. Жанр портрет
|
9
|
Всего
|
34
|
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Язык
изобразительного искусства (9 часов)
Виды изобразительного искусства и основы их образного
языка(1 час).
Беседа с показом репродукций и фото. Беседа об искусстве и его видах.
Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы:
изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное
назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика,
скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном
искусстве.
Входная контрольная работа за курс начальной школы
«Жанры изобразительного искусства» (1 час)
Рисунок – основа языка всех видов изобразительного
искусства (1 час).
Рисунок – основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над
произведением любого вида пластических искусств. зарисовка. Набросок с натуры.
Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Графические материалы и их выразительные возможности.
Упражнения в выполнении различных линий, штрихов.
Выполнение композиций: «Травы и ветер», «Водоросли»
Объем - основа языка скульптуры(2 часа).
Выразительные
возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и
освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл,
дерево и др. – и их выразительные свойства.
Лепка из
пластилина человека, с передачей различного состояния.
Черное и белое – основа языка графики (2 часа).
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Ритм линий,
ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа.
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его
выразительные возможности. Тональная шкала. Ритм пятен. Линия и пятно.
Изображение пейзажа с передачей настроения (линия
светотень).
Цвет – основа языка живописи (2 часа).
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые
и холодные цвета. Цветовой контраст. Цветовые отношения. Живое смешение красок.
Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи.
Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость,
грусть, нежность и т. д.
Составить гармонию теплых пятен «В солнечном городе»,
«В зеркале солнце».
Составить гармонию холодных пятен «В царстве Снежной
Королевы», «В зеркале Снегурочка».
Изобразительное
искусство и мир природы (7 часов)
Понимание окружающей действительности – основа
изобразительной деятельности человека (1 час).
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в
пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж
Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя.
Беседа с рассказом и показом. Мелкие зарисовки в ходе
беседы.
Отношение художника к миру природы. Анималистический
жанр(1 час).
Жанры
изобразительного искусства, возникшие в ответ на потребность человека осмыслить
свое отношение к миру природы. Анималистический жанр и жанр пейзажа.
История
возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Виды изобразительного
искусства, в которых он прослеживается. Различное отношение к природе у разных
народов и его изменения на протяжении веков.
Лепка животных.
Жанр пейзажа. Пейзаж в графике (2 часа).
Основные средства
пространственного изображения. Плановость. Законы линейной перспективы и их
применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Техники эстампа:
офорт, литография, линогравюра, монотипия. Характер языка. Значение линии,
пятна. Черно-белые эстампы пейзажного искусства.
Изображение
городского пейзажа: «Ночь в городе», «Таинственный город» и т.п.
Художник выражает свое понимание красоты природы (1
час).
Понимание красоты природы художниками разных исторических периодов.
Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о
прекрасном в окружающей их действительности.
Знакомство с разновидностями пейзажного жанра(романтический,
реалистический) с целью раскрытия содержательного многообразия пейзажа,
возможности разного понимания красоты.
Важнейшие средства художественной выразительности пейзажной живописи:
воздушная перспектива, колорит, линия горизонта, пространство.
Эскиз: «Дорога, по которой мне хотелось бы протии»
(прошлое, настоящее, будущее)
Построение пространства в пейзаже (1 час).
Построение
пространства как средство решения образа пейзажа. При изменении понимания
прекрасного в природе изменяется построение пространства.
Выразительность
высокого и низкого горизонта. Роль тона и цвета в изображении пространства
(воздушная перспектива)
Эскиз:
«Архитектурный пейзаж» (прошлое, настоящее, будущее).
Колорит в пейзаже (1 час).
Колорит как
средство решения образа пейзажа, как одно из ведущих средств выразительности (гамма
мажорная, минорная)
Значение колорита
в разные исторические периоды развития жанра пейзажа (классицизм, романтизм,
импрессионизм)
Значение колорита
в произведениях русских художников.
Выполнить два
эскиза пейзажей с разными колористическими решениями.
Изображение
человека и предметного мира (10 часов)
Отношение художника к миру вещей. Жанр натюрморта.
Натюрморт в живописи (3 часа).
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем
рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории
искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный
цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая
организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание
цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в
натюрморте настроений и переживаний художника.
Изображение натюрморта из 2-4-х предметов.
Натюрморт в графике (3 часа).
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в
натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок.
Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об
окружающем его мире.
Выполнение натюрморта в графике из геометрических тел.
Вглядываясь в человека. Жанр портрета (1 час).
Беседа о портрете. Изображение человека в искусстве разных эпох.
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального
человека. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете.
Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Беседа по произведениям искусства.
Портрет в скульптуре(3 часа).
Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный
портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал
скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Лепка головы
литературного персонажа из пластилина.
Вглядываясь
в человека. Жанр портрет (9 часов)
Портрет в графике (2 часа).
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в
истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом
портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения.
Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Выполнение портрета в графике «Мой друг»
Портрет в живописи (3 часа).
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Композиция в
парадном и лирическом портрете.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет
кА выражение настроения и характера героя портрета цвет и живописная фактура.
Выполнение портрета в живописи.
Обобщение темы: «Жанр портрета» (1 час).
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им
портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и
творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в
произведениях великих художников.
Беседа. Обобщение. Отчеты поисковых групп. Ответы на
вопросы, кроссворды.
Контроль знаний –тестирование (1 час.)
Музеи мира(1 час)
Музеи – хранилища духовного опыта человечества. Как нужно смотреть
произведение станкового искусства в музее. Известнейшие музеи мира: Лувр,
Прадо, Дрезденская галерея, Эрмитаж, Третьяковская галерея.
Беседа о музеях. Выступления учащихся с сообщениями о
музеях.
Третьяковская галерея выставочные залы (1 час).
Рассказ о Третьяковской галерее, истории формирования коллекции и ее
создателе. О ее роли в развитии русского искусства.
Отличие музея от выставочного зала.
Музеи или галереи, выставочные залы родного города.
Беседа. Показ репродукций. Просмотр «Альбомов по
искусству» Оформление выставки детских работ.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Этапы оценивания детского рисунка:
Ø как
решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между
собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
Ø характер
формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной
действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее
характерное;
Ø качество
конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как
связаны детали предмета между собой и с общей формой;
Ø владение
техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок
в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
Ø общее
впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии
оценивания знаний и умений
Оценка «5»
- поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа
выразительна интересна.
Оценка «4»-
поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не
имеет грубых ошибок.
Оценка «3»-
поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно
обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»-
поставленные задачи не выполнены
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в
неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 28; уроков-бесед
– 3; Обобщающий урок -1, контрольных работ - 2.
РАЗДЕЛ VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
|
Дата
|
Кол. часов
|
Тема урока
Воспитательные,
образовательные и практические задачи урока
|
Материалы
Зрительный ряд
|
задание
|
I
четверть «Язык изобразительного искусства» (9 часов)
|
1.
|
|
1.
1 час
|
Виды
изобразительного искусства и основы их образного языка.
-
Упорядочить представления учащихся об изобразительном
искусстве и изобразительной деятельности. Три сферы художественного
творчества (изобразительная, декоративная, конструктивная).
-Ознакомить с видами изобразительного
искусства – живопись, графика, скульптура. Формирование знаний о языке их
художественной выразительности – цвет, линия, пятно, объем и др.
-Развитие эстетического вкуса, чувства
уважения к собственному творчеству.
|
Фото, репродукции с различными видами и
жанрами изобразительного искусства, образцы скульптур.
|
Беседа с показом репродукций и фото.
|
2.
|
|
2.
1час
|
Входная контрольная работа за курс начальной школы
«Жанры изобразительного искусства» (1 час)
- Упорядочить представления учащихся об
изобразительном искусстве и изобразительной деятельности.
|
Фото, репродукции с различными видами и
жанрами изобразительного искусства, образцы скульптур.
|
Выполнение К/Р
|
3.
|
|
3.
1 час
|
Рисунок – основа
языка всех видов изобразительного искусства.
-Познакомить детей со значением рисунка в
работе художников графиков, живописцев, скульпторов, архитекторов.
-Изучить возможности линии, знакомство с
работами художников – мастеров рисунка.-Изучить возможности линии, знакомство
с работами художников – мастеров рисунка.
-Освоение практических навыков владения
линией, штрихом, тоном – основой языка рисунка.
|
Бумага, простые карандаши разной твердости,
резинка.
Рисунки старых и современных мастеров
(Леонардо да Винчи, Шишкин, Серов, Репин и др.).
|
Выполнение композиций: «Травы и ветер»,
«Водоросли»
|
4.
|
|
4.
1час
|
Объем - основа
языка скульптуры.
-Знакомство со скульптурой, ее средствами
художественной выразительности.
-Закрепление понимания отличия скульптуры от
других видов изобразительного искусства.
-Формирование навыков в технике лепки и
создание образа в материале.
-Развитие в детях внимания к человеку, его
состоянию.
|
Пластилин, стеки, проволочный каркас,
подставка.
Пособия с демонстрацией пропорций фигуры
человека.
Фото с изображениями работ известных
скульпторов (Мухина В., Роден О., Мирон, Микеланджело), мелкая пластика.
|
Лепка из пластилина человека, с передачей
различного состояния. (Сидит)
|
5.
|
|
5.
1 час
|
Объем - основа
языка скульптуры.
.
-Закрепление понимания отличия скульптуры от
других видов изобразительного искусства.
-Формирование навыков в технике лепки и
создание образа в материале.
-Развитие в детях внимания к человеку, его
состоянию.
|
Пластилин, стеки, проволочный каркас,
подставка.
Пособия с демонстрацией пропорций фигуры
человека.
Фото с изображениями работ известных
скульпторов (Мухина В., Роден О., Мирон, Микеланджело), мелкая пластика.
|
Лепка из пластилина человека, с передачей
различного состояния. (Бежит)
|
6.
|
|
6.
1час
|
Черное и белое –
основа языка графики.
-Изучить язык художественной выразительности
графики – линию, точку, пятно, тон.
-Показать взаимоотношения черных и белых
пятен, их ритм, размер, композиционное расположение на плоскости в решении
графической работы.
-Формирование практических навыков работы
разными материалами.
|
Бумага, тушь, перо (кисть, палочка).
Бумага, уголь, резинка.
Графические работы художников Левитан И.,
Рембрандт, Фаворский и др.
|
Изображение пейзажа с передачей настроения
(линия светотень).
|
7.
|
|
7.
1 час
|
Черное и белое –
основа языка графики.
-Изучить язык художественной выразительности
графики – линию, точку, пятно, тон.
-Показать взаимоотношения черных и белых
пятен, их ритм, размер, композиционное расположение на плоскости в решении
графической работы.
-Формирование практических навыков работы
разными материалами.
|
Бумага, тушь, перо (кисть, палочка).
Бумага, уголь, резинка.
Графические работы художников Левитан И.,
Рембрандт, Фаворский и др.
|
Изображение пейзажа с передачей настроения
(линия светотень).
|
8.
|
|
8.
1час.
|
Цвет – основа
языка живописи.
-Познакомить учащихся со свойствами цвета.
-Сформировать умения составлять сближенную
цветовую гамму.
-Совершенствование техники живописи,
использование её в практической работе.
|
Бумага, краски, кисти.
Репродукции с картин художников живописцев
К. Моне, М. В. Врубель, Рембрандт и др.
|
Составить гармонию теплых пятен «Солнечный
день в моей школе».
|
9.
|
|
9.
1 час.
|
Цвет – основа
языка живописи.
-Познакомить учащихся со свойствами цвета.
-Сформировать умения составлять сближенную
цветовую гамму.
-Совершенствование техники живописи,
использование её в практической работе.
|
Бумага, краски, кисти.
Репродукции с картин художников живописцев К.
Моне, М. В. Врубель, Рембрандт и др.
|
Составить гармонию холодных пятен «В зимний,
холодный день».
|
II четверть
Изобразительное искусство и мир природы (7 часов)
|
1.
|
|
10.
1 час
|
Понимание
окружающей действительности – основа изобразительной деятельности человека
-Дать понятие о
единстве природы и человека.
-Познакомить с изображением животных и
природы древними людьми их отношением ко всему их окружающему.
-Дать понятие фотографии, репродукции,
подлинника, копии.
-Воспитывать бережное отношение к природе,
понимание её красоты, её вечности.
|
Альбом, карандаш, гуашь.
Фото уголков природы, животных. Репродукции
картин художников (живопись, графика, скульптура). Детские работы
|
Беседа с рассказом и показом
Мелкие зарисовки животных в ходе беседы.
(кошка, собака)
|
2.
|
|
11.
1 час
|
Отношение
художника к миру природы. Анималистический жанр.
-Знакомство с
понятием – анималистический жанр.
-Рассмотреть отношение художника к миру
природы, образное ее восприятие, эмоциональный отклик на ее красоту.
-Научить анализировать произведения
искусства, самостоятельно размышлять, уметь вести беседу.
|
Пластилин, стеки, подставка.
Изображения животных, древние наскальные
рисунки животных. Фото со скульптурами. Рисунки В. Ватагина, Чарушиной и др.
|
Лепка животных. (кошка, собака)
|
3.
|
|
12.
1час
|
Жанр пейзажа.
Пейзаж в графике.
-Знакомство с понятием – пейзаж.
Эстетическое восприятие природы.
-Познакомить с видами тиражной графики:
офорт, монотипия, линогравюра, гравюра, ксилография.
|
Тушь, перо (палочка), бумага.
(Тушь + гуашь – грунт).
Офорты – Рембрандта, Захарова, Фаворского.
Таблицы по перспективе.
Детские работы.
|
Изображение городского пейзажа: «Ночной
город»,
|
4.
|
|
13.
1 час
|
Жанр пейзажа.
Пейзаж в графике.
-Изучить плановость в пейзаже, линейную
перспективу. Характер языка тиражной графики, значение линии, пятна.
|
Тушь, перо (палочка), бумага.
(Тушь + гуашь – грунт).
Офорты – Рембрандта, Захарова, Фаворского.
Таблицы по перспективе.
Детские работы.
|
Изображение городского пейзажа:
«Таинственный город» и т.п.
|
5.
|
|
14.
1 час
|
Художник
выражает свое понимание красоты природы.
-Знакомство с разновидностями пейзажного
жанра – пейзаж героический, романтический, реалистический.
-Научить понимать природу, как ее понимают
художники.
-Воспитывать самостоятельность, усидчивость,
наблюдательность.
|
Бумага, мягкий графический материал (уголь).
Репродукции картин художников с пейзажами,
архитектурными пейзажами.
|
Эскиз: «Дорога, по которой мне хотелось бы
протии» (прошлое, настоящее, будущее)
|
6.
|
|
15.
1 час
|
Построение
пространства в пейзаже.
-Научить построению пространства в пейзаже.
Пространство как средство решения образа пейзажа.
-Изучить законы перспективы – линейная,
воздушная.
-Работа над построением пространства в
пейзаже.
|
Белая бумага, карандаш, резинка
Репродукции картин художников прошлого урока
Таблицы по перспективе.
|
Эскиз: «Архитектурный пейзаж» (прошлое,
настоящее, будущее).
|
7.
|
|
16.
1 час
|
Колорит в
пейзаже.
-Знакомство с понятием – колорит. Колорит
как средство решения образа пейзажа.
-Изучить значение колорита в разные
исторические периоды (классицизм, романтизм, импрессионизм)
-Индивидуальные работы над колоритом в
пейзаже.
|
Бумага, краски, кисти.
Произведения живописи с разными
колористическими решениями пейзажей.
|
Выполнить два эскиза пейзажей с разными
колористическими решениями.
|
IIIчетверть
«Изображение человека и предметного мира» (10 часов)
|
1.
|
|
17.
1 час
|
Отношение
художника к миру вещей. Жанр натюрморта. Натюрморт в живописи.
-Познакомить с возникновением жанра.
Натюрморт как самостоятельный жанр.
-Познакомить с этапами построения
натюрморта. Композиция, характер формы, освещенность.
-Выполнение натюрмортов в разных
колористических решениях.
|
Бумага, карандаш, краски, кисти.
Произведения живописи с изображением
натюрмортов.
|
Изображение натюрморта из 2-4-х предметов.
|
2.
|
|
18.
1 час
|
Отношение
художника к миру вещей. Жанр натюрморта. Натюрморт в живописи.
-Познакомить с этапами построения
натюрморта. Композиция, характер формы, освещенность.
-Выполнение натюрмортов в разных
колористических решениях.
|
Бумага, карандаш, краски, кисти.
Произведения живописи с изображением
натюрмортов.
|
Изображение натюрморта из 2-4-х предметов.
|
3.
|
|
19.
1 час
|
Отношение
художника к миру вещей. Жанр натюрморта. Натюрморт в живописи.
-Познакомить с этапами построения натюрморта.
Композиция, характер формы, освещенность.
-Выполнение натюрмортов в разных
колористических решениях.
|
Бумага, карандаш, краски, кисти.
Произведения живописи с изображением
натюрмортов.
|
Изображение натюрморта из 2-4-х предметов.
|
4.
|
|
20.
1 час
|
Натюрморт в
графике.
-Продолжение знакомства с понятием тиражная
графика.
-Знакомство с выразительностью скупого
языка черного и белого.
-Построение натюрморта, композиция,
пропорции, свет, тень.
|
Бумага, карандаш.
Графические работы с изображением
натюрмортов, работы художников и детские работы.
Постановка натюрморта.
|
Выполнение натюрморта в графике из
геометрических тел.
|
5.
|
|
21.
1 час
|
Натюрморт в
графике.
-Продолжение знакомства с понятием тиражная
графика.
-Знакомство с выразительностью скупого
языка черного и белого.
-Построение натюрморта, композиция,
пропорции, свет, тень.
|
Бумага, карандаш.
Графические работы с изображением
натюрмортов, работы художников и детские работы.
Постановка натюрморта.
|
Выполнение натюрморта в графике из
геометрических тел.
|
6.
|
|
22.
1 час
|
Натюрморт в
графике.
-Продолжение знакомства с понятием тиражная
графика.
-Знакомство с выразительностью скупого
языка черного и белого.
-Построение натюрморта, композиция,
пропорции, свет, тень.
|
Бумага, карандаш.
Графические работы с изображением
натюрмортов, работы художников и детские работы.
Постановка натюрморта.
|
Выполнение натюрморта в графике из
геометрических тел.
|
7.
|
|
23.
1 час
|
Вглядываясь в
человека. Жанр портрета.
-Познание художником окружающего мира.
Отношение художника к изображаемому человеку.
-Познакомить с историей возникновения
портрета во всех видах изобразительного искусства.
-Изучить различные виды портретов:
характерный, парадный, психологический, автопортрет.
|
Репродукции картин художников с изображением
портретов (И. Е. Репин, В. Серов, Рафаэль, Рембрандт). Автопортреты
художников.
|
Беседа по произведениям искусства.
|
8.
|
|
24.
1 час.
|
Портрет в
скульптуре.
-Закрепление знаний. Рассказ о портрете:
особенности характера, формы и пропорции головы.
-Знакомство с работой скульптора.
-Лепка головы литературного персонажа.
|
Пластилин, стеки, готовая форма, подставка.
Фото с изображением портретов в скульптуре.
Детские работы, работа учителя.
|
Лепка головы литературного персонажа из
пластилина.
«Гадкий утенок»
|
9.
|
|
25.
1 час.
|
Портрет в
скульптуре.
-Закрепление знаний.
-Знакомство с работой скульптора.
-Лепка головы литературного персонажа.
|
Пластилин, стеки, готовая форма, подставка.
Фото с изображением портретов в скульптуре.
Детские работы, работа учителя.
|
Лепка головы литературного персонажа из
пластилина.
«Снегурочка»
|
10.
|
|
26.
1 час
|
Портрет в
скульптуре.
-Закрепление знаний.
-Знакомство с работой скульптора.
-Лепка головы литературного персонажа.
|
Пластилин, стеки, готовая форма, подставка.
Фото с изображением портретов в скульптуре.
Детские работы, работа учителя.
|
Лепка головы литературного персонажа из
пластилина.
«Три толстяка»
|
IV
четверть «Вглядываясь в человека. Жанр портрета» (9 часов).
|
1.
|
|
27.
1час
|
Портрет в
графике.
-Знакомство с рисунками мастеров искусства.
Рисунок – произведение искусства.
-Привлечение внимания к труду художника.
Умение художника всматриваться в человека. Портрет – характер.
-Закрепление знаний о пропорциях лица.
Характерные черты каждого человека.
|
Белая бумага, карандаш.
Репродукции картин художников с изображением
графических портретов
|
Беседа о портрете.
Выполнение портрета в графике «Мой друг»
|
2.
|
|
28.
1 час.
|
Портрет в
графике.
-Знакомство с рисунками мастеров искусства.
Рисунок – произведение искусства.
-Привлечение внимания к труду художника.
Умение художника всматриваться в человека. Портрет – характер.
-Закрепление знаний о пропорциях лица.
Характерные черты каждого человека.
|
Белая бумага, карандаш.
Репродукции картин художников с изображением
графических портретов
|
Беседа о портрете.
Выполнение портрета в графике «Моя бабушка»
|
3.
|
|
29.
1 час
|
Портрет в
живописи.
-Знакомство с разновидностями портрета
(характерный, парадный, психологический).
-Закрепление знаний о пропорциях лица
человека его головы.
-Изучить важнейшие средства выразительности
в живописи – цвет, колорит.
|
Белая бумага, краски, кисти.
Портреты художников: Крамской, Серов,
Врубель, Репин; детские работы прошлых лет.
|
Выполнение портрета в живописи. «Моя семья»
|
4.
|
|
30.
1 час
|
Портрет в
живописи.
-Знакомство с разновидностями портрета
(характерный, парадный, психологический).
-Закрепление знаний о пропорциях лица
человека его головы.
-Изучить важнейшие средства выразительности
в живописи – цвет, колорит.
|
Белая бумага, краски, кисти.
Портреты художников: Крамской, Серов, Врубель,
Репин; детские работы прошлых лет.
|
Выполнение портрета в живописи. «Мой
дедушка»
|
5.
|
|
31.
1 час
|
Портрет в
живописи.
-Знакомство с разновидностями портрета
(характерный, парадный, психологический).
-Закрепление знаний о пропорциях лица
человека его головы.
-Изучить важнейшие средства выразительности
в живописи – цвет, колорит.
|
Белая бумага, краски, кисти.
Портреты художников: Крамской, Серов,
Врубель, Репин; детские работы прошлых лет.
|
Выполнение портрета в живописи. «Моя
учительница»
|
6.
|
|
32.
1 час
|
Обобщение темы:
«Жанр портрета».
-Научить всматриваться в портретные образы.
-Отчеты поисковых групп.
-Просмотр «Альбомов по искусству».
|
Детские работы прошлых уроков по теме: «Жанр
портрета».
|
Беседа.
Обобщение.
Отчеты поисковых групп.
Ответы на вопросы, кроссворды.
|
7.
|
|
33.
1 час.
|
Контрольная
работа по темам четверти
- Упорядочить представления учащихся об
изобразительном искусстве и изобразительной деятельности.
|
|
Выполнение к/р
|
8.
|
|
34.
1 час
|
Музеи мира.
-Знакомство с музеями мира. Историческая и
общественная значимость музеев.
-Музеи – хранилища духовного опыта
человечества.
-Поведение в музеях. Как смотреть
произведения искусств.
|
Фото с изображениями фасадов и интерьеров
различных музеев.
Доклады учащихся о «Музеях мира».
|
Беседа о музеях.
Выступления учащихся с сообщениями о музеях.
|
9.
|
|
35.
1 час
|
Третьяковская
галерея выставочные залы.
-Рассказать о Третьяковской галерее. История
создания, роль, значение.
-Дать отличие музея от выставочного зала.
-Анализ и оценка поисковой работы по
группам. Просмотр и оценка «Альбомов по искусству»
|
Фото с изображением музеев, выставочных
залов.
«Альбомы по искусству».
Детские работы.
|
Беседа.
Показ репродукций.
Просмотр «Альбомов по искусству»
Оформление выставки детских работ.
|
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за
курс изобразительного искусства 5 класса.
Учащиеся должны
знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни
общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны
иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях
видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного
изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление
об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета,
пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих
русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных
возможностей;
- о разных художественных материала, художественных техниках и их
значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны
уметь:
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими
материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь
использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками
плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие
правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами
линейной и воздушной перспективы;
- видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения
пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по
представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с
натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано
анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные
метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Раздел V.
Литература
Учебно-методическое обеспечение
Федеральный компонент государственного
стандарта общего образования
Примерные программы по учебным предметам
федерального базисного учебного плана
Программы общеобразовательных учреждений.
Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 6-е
издание, М. Просвещение 2010.
а) основная литература:
Программно-методические
материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством
Б.М. Неменского, 1-9 классы, 6-е издание, М. Просвещение 2010. –140с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство 5
класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, -Волгоград: Учитель, 2008.
-286 с.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е.
И. Изобразительное искусство: 5-8 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2008. – 191 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в 5-8
классах: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Просвещение,
2008. – 139 с.
б) дополнительная литература для
учителя
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное
творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании
детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в
детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. –
СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. –
СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись.
Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические
рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.:
Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8
классы: проверочные и контрольные тесты. – Просвещение, 2008. – 93 с.
в) дополнительная литература для
учащихся:
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр.
Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер.
с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер.
с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с
фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник
школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.