Инфоурок Другое Другие методич. материалыРАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЭЛЕКТРОТЕХНИКА и ЭЛЕКТРОНИКА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЭЛЕКТРОТЕХНИКА и ЭЛЕКТРОНИКА"

Скачать материал

Департамент образования и науки  Брянской области

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники»

 

ОДОБРЕНО

на заседании МО «Электромонтер»

_________  /О.М. Семерюк /
«___» __________ 2013 г.

Протокол №__

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебно – производственной работе  ГБОУ СПО «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники»

_________  /М.В. Кузин /
«___» __________ 2013 г.

 

 

Рабочая программа

по учебной дисциплине

Электротехника и электроника

 

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальности СПО 

140408Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) профессии (профессиям) среднего профессионального образования (далее СПО) 140448 Техническая эксплуатация и  обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

 

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

«Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники»

 

Разработчики:

 

Семерюк Ольга Михайловна, преподаватель ГБОУ СПО БТЭ и Р

 

 

Рекомендована экспертным советом БИПК работников образования.

Заключение экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                                   

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3.      условия реализации программы учебной дисциплины

 

8

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

8

 

 


1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Электротехника и электроника

 

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и  обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

 

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности: 140448 техническая эксплуатация и  обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

правильно эксплуатировать электрооборудование механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов; рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей; снимать показания электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими; собирать электрические схемы; читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

классификацию электронных приборов, их устройство и область применения; методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей; основные законы электротехники; основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин; основы теории электрических машин, принцип. работы типовых электрических устройств; основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках; параметры электрических схем и единицы их измерения; принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов; принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов; свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов; способы получения, передачи и использования электрической энергии; устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов; характеристики и параметры электрических и магнитных полей.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 107 часов;

самостоятельной работы обучающегося 57 часов.

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

171

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

107

в том числе:

 

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

56

     контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

57

в том числе:

 

подготовка к лабораторным и практическим работам,

оформление отчетов по практическим работам,

подготовка рефератов, докладов,

домашняя работа, выполнение конспектов.

57

Итоговая аттестация в форме (экзамен)                                                                

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  электротехника и электроника

                                                            

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Электрические цепи постоянного тока

27

 

Тема 1.1.

Введение

 

Содержание учебного материала

1

1

Задачи и содержание предмета «Электротехника». Связи с другими предметами и профессиями.

2

2

Основные этапы  и перспективы развития электротехники. Основные направления развития энергетики.

3

Роль электротехники для НТП.

4

Электрический заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Основные характеристики электрического поля: напряженность, электрический потенциал, электрическое напряжение.

5

Проводники в электрическом поле.  Классификация электротехнических материалов. Проводниковые и электроизоляционные материалы, свойства и виды

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: составить конспекты, выучить формулы.

Подготовить доклад: «Электротехнические устройства и их применение в промышленности и быту»

«Великие открытия в электротехники», «Мир электричества». Системная проработка конспектов занятий и учебной литературы.

1

Тема 1.2.

Постоянный электрический ток.

Содержание учебного материала

2

1

Электрический ток в различных средах.  Физические процессы в электрических цепях постоянного тока.

2

2

Электрическая цепь, ее элементы. Условные обозначения на электрических схемах.

3

Элементы электрических цепей и их классификация.

4

Источники электрического тока.

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия № 1:  «Электрическая цепь и ее элементы».

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Морозова Н.Ю. с. 6-8, составить конспекты, выучить формулы.

Оформление и подготовка к защите практических работ. Подготовить доклад или презентацию: «Виды конденсаторов», «Источники тока»

2

Тема 1.3.

Закон Ома.

 

Содержание учебного материала

-

1

Электродвижущая сила (ЭДС). Законы Ома. 

2

2

Расчет величин общего сопротивления, напряжения, силы тока.

3

Зависимость сопротивления от геометрических размеров проводника.

Лабораторные работы

 

Практические занятия № 2:  «Проверка закона Ома»

№ 3 «Измерение потери напряжения в проводах»

2

2

Контрольные работы

 

Самостоятельная работа обучающихся: : Морозова Н.Ю. с. 8-10, составить конспекты, выучить формулы.

Индивидуальное задание:

- составить и рассчитать электрическую цепь, пользуясь законом Ома;

- составить комбинированную схему соединения потребителей и рассчитать величину ее общего сопротивления;

- определить длину мотка медной проволоки, не разматывая ее.

1

Тема 1.4.

Работа и мощность электрического тока

Содержание учебного материала

1

1

Тепловое действие тока. Работа и мощность электрической цепи: определения; обозначения; единицы измерения; формулы для расчета. Закон Джоуля – Ленца.

2

Химическое действие тока

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: : Морозова Н.Ю. с. 8-10, составить конспекты, выучить формулы.

Индивидуальное задание: рассчитать работу и мощность электрической цепи.

1

Тема 1.5.

Способы соединения элементов электрической цепи

Содержание учебного материала

-

1

Резисторы. Способы их соединения.

2

2

Конденсаторы. Электрическая емкость. Способы их соединения.

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия № 4:  «Последовательное соединение резисторов»

№ 5 «Параллельное соединение резисторов»

№ 6 «Изучение особенностей электрической цепи со смешанным соединением приемников электрической энергии»

2

2

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: : Морозова Н.Ю. с. 11-19, составить конспекты, выучить формулы. Изучение материала, необходимого для выполнения практических и лабораторных работ.

Подготовить доклад или презентацию: «Два закона студента Кирхгофа»

1

Тема 1.6.

Методы расчета электрических цепей.

 Законы Кирхгофа.

Содержание учебного материала

2

1

Законы Кирхгофа (закон контура и узла)

2

2

Основные понятия сложной цепи: контур, ветвь, узел

3

Нелинейные электрические цепи постоянного тока: эквивалентные схемы простейших нелинейных цепей; упрощение схем нелинейных цепей с двумя узлами; упрощение схем нелинейных цепей с одним нелинейным сопротивлением; упрощение схем нелинейных цепей с двумя  нелинейными сопротивлениями; вольтамперные характеристики.

4

Методы расчета сложных электрических цепей: метод эквивалентного генератора, метод контурных токов, метод наложения

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия № 7 «Неразветвленная электрическая цепь с одним переменным сопротивлением»

№ 8 «Опытная проверка принципа наложения»

№ 9 «Опытное изучение нелинейных цепей»

№ 10 «Исследование режимов работы источника электрической энергии»

№ 11 «Исследование электростатических цепей при последовательном и параллельном соединениях конденсаторов»

2

2

2

2

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: : Морозова Н.Ю. с. 11-19, составить конспекты, выучить формулы. Изучение материала, необходимого для выполнения практических и лабораторных работ.

Подготовить доклад или презентацию: «Два закона студента Кирхгофа»

2

Раздел 2.

Магнитные цепи

8

Тема 2.1.

Магнитное поле и его характеристики.

Содержание учебного материала

2

1

Основные магнитные величины.

2

2

Постоянные магниты.

3

Магнитное поле вокруг прямолинейного проводника с током.

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: классификация магнитных материалов (заполнить таблицу); изучение принципа построения петли гистерезиса. Подготовка к лабораторным и практическим работам

2

Тема 2.2.

Действие магнитного поля на проводник с током

Содержание учебного материала

2

1

Магнитная цепь, ее назначение.

2

2

Примеры магнитных цепей.

3

Методы расчета магнитных цепей: закон Ома для магнитных цепей; закон полного тока; неразветвленных однородных; неразветвленных неоднородных;  разветвленных цепей.

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Практическая работа № 12: «Расчет магнитной цепи»

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: составить конспекты, выучить формулы.  изучить основные параметры магнитной цепи и единицы измерения. Решить задачи на расчет магнитных цепей.

Индивидуальное задание: - составить и рассчитать  реальную неразветвленную и разветвленную магнитную  цепь. Подготовка к лабораторным и практическим работам

3

Тема 2.3.

Электромагнитная индукция.

Содержание учебного материала

2

1

Электромагнитная индукция. Правило правой руки.

2

2

Вихревые токи.

3

Самоиндукция. Индуктивность. Взаимоиндукция

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольная работа по теме

-

Самостоятельная работа обучающихся (доклад):

- опишите способы усиления магнитных полей;

- придумайте и зарисуйте бытовую или промышленную магнитную цепь;

- начертите схему полного тока любого электромагнитного реле;

- объясните положительное и отрицательное влияние вихревых токов на электротехнические устройства.

3

Раздел 3.

Электрические цепи переменного тока

32

2

Тема 3.1.

Переменный ток: получение и основные параметры.

Содержание учебного материала

-

1

Получение переменного тока. Основные параметры переменного тока: частота, период, мгновенное значение, действующее значение, амплитуда.

2

Фазы переменного тока. Сдвиг фаз

3

График и векторная диаграмма переменного тока

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия № 13:  «Расчет основных параметров переменного тока»

3

Контрольные работы

 

Самостоятельная работа обучающихся: Морозова Н.Ю. с. 20-26. Вопросы с.43 (1-3) Ответить на вопросы: какие физические явления приводят к сдвигу фаз между током и напряжением в цепях переменного тока?

Индивидуальное задание:  начертите кривую переменного тока и определите ее основные параметры.

Подготовка к практическим и лабораторным работам

2

Тема 3.2.

Сопротивление в цепи переменного тока

Содержание учебного материала

2

1

Виды сопротивлений: активное; индуктивное; емкостное; полное.

2

2

Схемы соединения элементов цепи переменного тока.

3

График и векторная диаграмма токов и напряжений переменного тока

4

Треугольник сопротивлений

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия № 14:  «Неразветвленная цепь переменного тока с активным сопротивлением и индуктивностью»

№ 15 «Неразветвленная цепь переменного тока с активным сопротивлением и емкостью»

№ 16 «Расчет неразветвленных цепей переменного тока»

3

2

1

Контрольные работы

 

Самостоятельная работа обучающихся: Морозова Н.Ю. с. 27-36. Вопросы с.43 (4-6)  Индивидуальное задание:

- рассчитать и построить векторную диаграмму смешанного соединения активных и реактивных элементов цепи;

- какие параметры определяют полное сопротивление электрической цепи  при переменном токе?

3

Тема 3.3.

Резонанс токов и

 напряжений

Содержание учебного материала

1

1

Резонанс токов: явление, применение, схема соединения

2

2

Резонанс  напряжений: явление, применение, схема соединения

3

Колебательный контур

Лабораторные работы № 17:  «Резонанс напряжений»

№ 18 «Резонанс токов»

2

2

 

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся Морозова Н.Ю. с. 37-41. Вопросы с.43 (7)Составить конспект, выучить формулы. Доклад «Применение явления резонанса»

1

Тема 3.4.

Мощность переменного тока

Содержание учебного материала

1

1

Мощность однофазного переменного тока. Треугольник мощностей

2

2

Коэффициент мощности («косинус фи»).  Необходимость увеличения «косинуса фи» потребителей

3

Причины, влияющие на величину «косинуса фи» потребителя, и меры, применяемые для его увеличения .

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия № 19 «Измерение мощности потерь энергии в ферромагнитном сердечнике катушки»

№ 20 «Расчет разветвленных цепей переменного тока»

2

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Морозова Н.Ю. с. 41-43, вопросы с.43 (1-8)

Индивидуальное задание:

- изобразите графики мгновенной мощности для каждого из элементов резонансного RLC контура;

- найти в технической литературе или в сети Internet схемы  и описание схем по увеличению коэффициента мощности электрических сетей.

3

Тема 3.5.

Трёхфазный ток: соединения обмоток генератора

 

Содержание учебного материала

1

 

1

Соединение 3-х фазной системы звездой и треугольником.

2

2

Фазный ток и напряжение, линейный ток и напряжения при  соединение обмоток генератора «звездой» и «треугольником»

3

Мощность трехфазного переменного тока

4

Создание вращающегося магнитного поля при помощи трехфазного тока

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия № 21:  «Трехфазная цепь при соединении потребителей энергии звездой»

№ 22 «Трехфазная цепь при соединении потребителей энергии треугольником»

№ 23 «Расчет трехфазных цепей»

2

2

2

Контрольная работа по теме: «Электрические цепи постоянного и переменного тока»

1

Самостоятельная работа обучающихся: Морозова Н.Ю. с. 44-57, вопросы с.57 (1-4)

Индивидуальное задание (ответить на вопросы письменно):

- опишите способы повышения коэффициента мощности;

- какими преимуществами обладают трехфазные цепи по сравнению с однофазными?

- каково значение нейтрального провода?

- при каких условиях можно соединять приемники по схеме «звезда без нулевого провода»?

- как могут включаться в сеть трехфазного тока электрические лампы и трехфазные электродвигатели?

2

Раздел 4.

Электрические измерения и измерительные приборы

6

Тема 4.1.

Электрические измерения: методы, виды, погрешности.

Содержание учебного материала

1

1

Сущность и назначение электрических измерений.

2

2

Методы и  виды измерений электрических величин. Погрешности измерительных приборов.

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия № 24: «Расчет погрешностей электроизмерительного прибора »

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: Морозова Н.Ю. с. 58-60, вопросы с.74 (1-2)

Основные термины и определения электрических измерений, погрешности измерения. Изучение материала, необходимого для выполнения практической работы

3

Тема 4.2.

Классификация электроизмерительных приборов

Содержание учебного материала

2

1

Электроизмерительные приборы: магнитоэлектрической системы; электромагнитной системы; электродинамической системы; термоэлектрической системы; индукционной системы.

2

2

Приборы термоэлектрической системы

3

Приборы вибрационной системы

4

Условные обозначения на шкале электроизмерительных приборов

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: Морозова Н.Ю. с. 61-66, вопросы с.74 (1-3). Письменно ответить на вопросы: придумайте самостоятельно или найдите в технической литературе или в сети Internet примеры практического применения электроизмерительных приборов  в промышленности и в быту.

2

Тема 4.3.

Электрические измерения в цепях постоянного и переменного тока

Содержание учебного материала

1

1

Измерение электрических величин и параметров: напряжения;  силы электрического тока; сопротивления (мостовым методом и методом «амперметр-вольтметр»); мощности.

2

2

Расширение пределов измерения приборов: применение шунтов, добавочных сопротивлений

3

Измерение неэлектрических величин электрическими методами

Лабораторные работы

-

 

Лабораторные работы

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: Морозова Н.Ю. с. 66-74, вопросы с.74 (1-11)

Индивидуальное задание:  найти в технической литературе или в сети Internet схемы  и описание схем измерения активной и реактивной мощности трехфазного тока; составить электрическую схему для измерения электрического тока и (или) напряжения и рассчитать  шунт и (или) дополнительное сопротивление, включенные в схемы; составить электрическую схему для измерения сопротивления неизвестного резистора и рассчитать  его по методу «электрического моста»; найти в технической литературе или в сети Internet описание схемы работы любого прибора,   предназначенного для измерения неэлектрической величины электрическими методами.

3

Раздел 5.

Двигатели постоянного и переменного тока. Трансформаторы

17

Тема 5.1.

Трансформаторы: устройство, принцип действия, назначение

Содержание учебного материала

2

1

Назначение, типы трансформаторов. Принцип действия трансформатора. Коэффициент трансформации

2

2

Трехфазные трансформаторы.

3

Автотрансформаторы

4

Внешние характеристики  и КПД трансформатора

 

 

5

Режимы работы трансформатора. Параллельная работа трансформаторов

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия № 25: «Расчет коэффициента трансформации»

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: Морозова Н.Ю. с. 76-97, вопросы с.97 (1-11)

Индивидуальное задание:

- рассчитать параметры однофазного трансформатора; 

- по ранее рассчитанным параметрам трансформатора рассчитать и построить схему замещения трансформатора;

- придумайте самостоятельно или найдите в технической литературе или в сети Internet примеры практического применения трансформаторов  в промышленности и в быту?

- в чем преимущество автотрансформатора по сравнению с двухобмоточным трансформатором?

- какие следует соблюдать условия при параллельной работе трансформаторов?

2

Тема 5.2

Измерительные трансформаторы тока и напряжения

Содержание учебного материала

2

1

Измерительные трансформаторы тока и напряжения: назначение, устройство и принцип работы

2

2

Схемы включения измерительных трансформаторов тока и напряжения.

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: выучить конспект, формулы, начертить схемы включения трансформатора. Индивидуальное задание: найти в технической литературе или в сети Internet  схемы включения электроизмерительных приборов через трансформаторы тока и (или) трансформаторы напряжения.

3

Тема 5.3.

Электрические

машины постоянного тока

Содержание учебного материала

2

1

Общие сведения об электрических машинах: назначение и принцип действия, классификация электрических машин. 

2

2

Электрические машины постоянного тока: устройство, принцип работы, электродвижущая сила и электромагнитный момент, реакция якоря, регулирование частоты вращения двигателей постоянного тока и механические и рабочие характеристики двигателей постоянного тока  независимого и параллельного возбуждения.

3

Электрические генераторы постоянного тока: устройство и принцип действия; уравнения электромеханического состояния; внешние характеристики.

4

Электродвигатели постоянного тока: устройство и принцип действия; режимы работы; основные характеристики; пуск в ход; регулирование частоты вращения.

Лабораторные работы

 

 

Практические занятия № 26: «Расчет параметров электрических машин постоянного тока»

3

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: Морозова Н.Ю. с. 98-103, вопросы с.103 (1-3), с. 122-137 вопросы 137(1-8). Индивидуальное задание:

- рассчитать параметры электрической машины постоянного тока  и построить  механическую, рабочую и нагрузочную характеристики.

- в чем заключается принцип обратимости?

- что такое скольжение и принцип подбора двигателя по величине скольжения;

- объясните, почему в момент пуска двигателя через его обмотку протекает ток, близкий к току короткого замыкания?

2

Тема 5.4.

Электрические машины переменного тока

Содержание учебного материала

2

1

Асинхронные электрические машины: устройство и принцип действия; режимы работы; основные характеристики; пуск в ход; регулирование частоты вращения. КПД и коэффициент мощности асинхронного двигателя. Асинхронные двигатели серии А4

2

2

Синхронные электрические машины: устройство и принцип действия; режимы работы; основные характеристики; пуск в ход; регулирование частоты вращения.

3

Коммутация тока. Электрические машины малой мощности.

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия № 27: «Расчет основных параметров электрических машин переменного тока»

2

Контрольная работа по теме: «Двигатели постоянного и переменного тока. Трансформаторы»

1

Самостоятельная работа обучающихся: Морозова Н.Ю. с. 104-121, вопросы с.121 (1-10). Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Индивидуальное задание (письменно ответить на вопросы):

- начертите эквивалентную электрическую схему синхронного двигателя и (или) синхронного генератора;

- начертите схему переключения обмоток статора асинхронного двигателя со схемы «звезда» на схему «треугольник»;

- начертите схему включения трехфазного  асинхронного двигателя  в однофазную цепь при соединении обмотки статора «звездой»;

- объясните, почему не рекомендуется применять слабонагруженные асинхронные двигатели?

- как достигают изменения направления вращения асинхронных двигателей?

- каковы преимущества и недостатки синхронных двигателей перед асинхронными?

- почему коллекторные двигатели переменного тока широко используются в ручном электроинструменте, в бытовой технике?

2

Раздел 6.

Аппаратура защиты и управления

3

Тема 6.1.

Электрические и электронные аппараты: назначение, классификация, основные элементы

Содержание учебного материала

1

2

1

Электрические и электронные аппараты. Назначение и классификация электрических аппаратов

2

Основные элементы и особенности работы электрических аппаратов: электрические контакты; электрическая дуга и устройства отключения; приводные устройства аппаратов

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольная работа по учебной дисциплине

-

Самостоятельная работа обучающихся: системная проработка конспектов занятий и учебной литературы. Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Письменно ответить на вопросы:

- придумайте самостоятельно или найдите в технической литературе или в сети Internet примеры практического применения  электрических аппаратов в промышленности и в быту?

- какие виды защиты электрических цепей вы знаете? 

2

Тема 6.2.

Аппараты управления и защиты электроустановок

Содержание учебного материала

2

1

Коммутирующие аппараты распределительных устройств и передающих линий: разъединители; выключатели высокого напряжения; предохранители

2

2

Аппараты управления режимом работы различных электротехнических устройств: аппараты ручного управления; контакторы; устройства защиты; автоматические воздушные выключатели (автоматы); пускатели. Реле: электромагнитные; электронные

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольная работа по учебной дисциплине

-

Самостоятельная работа обучающихся: выучить конспект, начертить электрические схемы.

Тематика самостоятельной работы:

- опишите роль электрических контактов в электротехнике.

- расчет токов расцепителя автомата и плавкой вставки  предохранителя с выбором выбрать типа автомата и предохранителя

1

Раздел 7.

Электроснабжение и электрические сети. Электробезопасность при эксплуатации и обслуживании электрооборудования

5

Тема 7.1.

Производство, передача,  распределение и потребление электроэнергии

Содержание учебного материала

2

1

Электрическая система, электростанции, принцип производства электроэнергии и ее качество.

2

2

Электроснабжение производственных предприятий и населенных пунктов.

3

Снижение потерь электроэнергии. Расчет сечения проводов.

4

Основные потребители электроэнергии. Электроосвещение и источники света.

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: Морозова Н.Ю. с. 221-246, вопросы с.245 (1-5), с 237 (1-10).

1

Тема 7.2.

Электропривод

Содержание учебного материала

2

1

Понятие об электроприводе. Основные режимы работы электроприводов. Механические характеристики нагрузочных устройств. Расчет мощности и выбор двигателя при продолжительном, кратковременном режимах. Аппаратура для управления электроприводом.

2

2

Выбор электродвигателя

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: Морозова Н.Ю. с. 146-161, вопросы с.161 (1-7). Выучить конспект, составить спецификацию электрических схем.

1

Тема 7.3.

Охрана труда при

эксплуатации и обслуживании электрооборудования

Содержание учебного материала

1

1

Основные правила техники безопасности при работе с электроустановками

2

2

Поражение электрическим током

3

Правила оказания первой помощи при поражении электрическим током

4

Индивидуальные средства защиты при работе с электрическим током. Заземление и  зануление

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: Морозова Н.Ю. с. 266-279, вопросы с.279 (1-8). Выучить конспект. Расчет заземляющего устройства. Изучение ПТЭ и ПТБ электрооборудования. Начертить схему оказания первой помощи при поражении электрическим током.

2

Раздел 8.

Электроника

1 2

Тема 8.1

Полупроводниковые приборы

Содержание учебного материала

3

1

Особенности полупроводниковых приборов. Электронно – дырочный переход (р-п переход).

2

2

Полупроводниковые диоды. Их характеристики,  свойства, маркировка  и классификация. 

3

Полупроводниковые диоды: прямое и обратное падение напряжения на диоде; типы p-n переходов; конструкция.

4

Биполярные транзисторы: устройство, принцип работы, схемы включения

5

Полевые транзисторы: устройство, принцип работы, схемы включения.  Полевые транзисторы с изолированным затвором обедненного и обогащенного типа

6

Тиристоры. Полупроводниковые резисторы

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольная работа по учебной дисциплине

-

Самостоятельная работа обучающихся: Морозова Н.Ю. с. 162-181, вопросы с.181 (1-4). Выучить конспект.  повторение по лекционному курсу   и  подготовка к аттестации, работа со справочной литературой (определение  параметров электронных и ионных приборов по их маркировке), конспектирование отдельных тем по электронному учебнику, расчеты частотных характеристик  с использованием ПК. Основные свойства и характеристики полупроводников.  Принцип действия, вольт-амперные  характеристики  и маркировка диодов. Классификация полупроводниковых диодов.  - составьте простейшую схему стабилизации постоянного напряжения; - рассчитайте и постройте ВАХ транзистора с общей базой;- с помощью логических элементов опишите принципиальную электрическую схему триггера

- опишите схемы включения биполярного транзистора. Какой из них отдается предпочтение и почему?

- объясните, какими параметрами характеризуются полевые транзисторы?

- объясните, каким преимуществом обладает тринистор по сравнению с динистором?

- объясните, чем отличаются полупроводниковые интегральные схемы от гибридных?

- какие виды межкаскадной связи могут быть использованы в электронных усилителях, и каковы их характерные особенности?

1

Тема 8.2.

Фотоэлектрические приборы

Содержание учебного материала

3

1

Общие сведения о фотоэлектрических приборах. Фоторезисторы. Фотодиоды. Фототранзистор. Фототиристор

2

2

Светодиоды. Фотоэлемент. Фотоэлектронный умножитель

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольная работа по учебной дисциплине

-

Самостоятельная работа обучающихся: Морозова Н.Ю. с. 183-193, вопросы с.193 (1-8). Выучить конспект.  повторение по лекционному курсу   и  подготовка к аттестации, работа со справочной литературой (определение  параметров электронных и ионных приборов по их маркировке), конспектирование отдельных тем по электронному учебнику.

1

Тема 8.3.

Усилители электрических сигналов

Содержание учебного материала

3

1

Основные показатели усилителей. Обратная связь в усилителях.

2

2

Принцип работы усилителя низкой частоты на транзисторах. Рабочая точка.

3

Режимы работы усилительных каскадов. Многокаскадные усилители.

4

Усилители постоянного тока. Импульсные усилители.

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольная работа по учебной дисциплине

-

Самостоятельная работа обучающихся: Морозова Н.Ю. с. 194-209, вопросы с.209 (1-9). Выучить конспект.  повторение по лекционному курсу   и  подготовка к аттестации, работа со справочной литературой (определение  параметров электронных и ионных приборов по их маркировке), конспектирование отдельных тем по электронному учебнику.

2

Тема 8.4.

Электронные выпрямители

Содержание учебного материала

2

1

Структурная схема выпрямителя. Принцип работы однополупериодного  выпрямителя.

2

2

Основные параметры выпрямителя. Достоинства и недостатки.

3

Классификация выпрямителей. Принцип работы двухполупериодного выпрямителя.

4

Мостовая схема выпрямителя. Особенность мостовой схемы.  Достоинства мостового выпрямителя

5

Трехфазная схема выпрямителя  тока с нейтральной точкой. Мостовая трехфазная схема выпрямления. Их характеристики.

6

Сущность работы сглаживающего фильтра. Характеристики  емкостных, индуктивных, П-образных и Г- образных  сглаживающих фильтров.

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольная работа по учебной дисциплине

1

Самостоятельная работа обучающихся: Морозова Н.Ю. с. 210-220, вопросы с.220 (1-7).

Повторение по лекционному курсу   и  подготовка к итоговой аттестации, работа со справочной литературой (определение  параметров электронных и ионных приборов по их маркировке),  конспектирование отдельных тем по электронному учебнику.

2

 

Итого:

107

 

 

 

 

 

 

 

 


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

«Электротехника».

 

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места - 28;

- рабочее место преподавателя - 1;

- комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника»: пускорегулирующая аппаратура: магнитные пускатели, тепловое реле, промежуточное реле, трехфазный короткозамкнутый двигатель, модель получения электромагнитной индукции: зеркальный гальванометр и набор постоянных магнитов, электроизмерительные приборы: электродинамической, магнитоэлектрической, электромагнитной, индукционной системы, схема запуска двигателя с применением магнитного пускателя, материнская плата, резисторы переменного тока (потенциометры), набор трансформаторов: броневой, стержневой;

- демонстрационные стенды: тема: «Электрические цепи постоянного тока»: гальванические элементы и батареи, электрическое сопротивление, таблица единиц электрических величин, приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц;

тема: «Магнитная цепь»: самоиндукция, таблица единиц электрических величин; магнитная цепь;

тема: «Электрические цепи переменного тока»: емкость в цепи переменного тока, осциллограф, электрические измерения;

тема: «Электроизмерительные приборы и электрические измерения» измерение мощности в цепи переменного тока»: электродинамический прибор, магнитоэлектрический прибор;

тема: «Трансформаторы»: схема устройства атомной электростанции, способы сборки магнитопроводов трансформаторов, испытание трансформаторов, укладка трехфазных концентрической двухплоскостной обмотки, ремонт магнитопроводов трансформаторов, трансформаторы малой мощности, передача электроэнергии на расстояние;

тема: «Электрические машины»: укладка трехфазной и двухфазной обмотки статора, установка полюсов машины постоянного и переменного тока, асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, общая сборка машин постоянного тока, обработка коллектора, схема управления асинхронными двигателями, соединение обмотки генератора и приемников энергии звездой, электрические машины для автоматических устройств, ремонт обмоток якоря, ротор гидрогенератора, асинхронный двигатель на напряжение 6кв с короткозамкнутым ротором, коротко замкнутые роторы асинхронных двигателей, статор асинхронного электродвигателя, индуктор машины постоянного тока, изготовления асинхронных обмоток двигателей, фазный ротор асинхронного двигателя, ремонт коллектора, якорь машины постоянного тока, ремонт контактных колец и щеточных устройств;

тема: «Электронные приборы и устройства»: резонансные усилители высокой частоты, фотоэлементы, однофазная мостовая схема выпрямления, трехфазная схема выпрямления, трехфазные схемы выпрямления, принцип действия и схемы включения транзистора, полупроводниковый диод, полосовые усилители высокой частоты, преобразователи частоты на транзисторах, автоматическая регулировка усиления на транзисторах, конструкция транзисторов, усилители низкой частоты на трансформаторах, транзисторы и тиристоры, принцип действия диода, симметричные и несимметричные триггеры, логические элементы, многофазные схемы выпрямления, инвертор на тиристорах, характеристики полупроводниковых приборов;

тема: «Электробезопасность»: охрана труда;

- электроизмерительные приборы: амперметры, вольтметры, мультиметры, магазин сопротивлений;

- объемные модели, макеты: модель работы трансформатора, модель работы электрической машины постоянного тока;

- натуральные образцы электрических машин всех типов, однофазных трансформаторов, электромагнитных реле, резисторов, конденсаторов, катушек индуктивности, электросчетчиков, полупроводниковых приборов, электрических аппаратов;

- образцы проводов и кабелей.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением - 3 и мультимедиапроектор -1, столы ученические компьютерные - 2.

    

Лабораторное оборудование:

-   технологическая оснастка;

-   наборы инструментов:

-   измерительные  приборы.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1.   Бессонов, Л.А. Теоретические основы электротехники: учеб./ Л.А.Бессонов.-М.: Высшая школа, 2002.-396 с.

2.   Бутырин, П.А. Элетротехника: учеб./ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.И. Шакирзянов.- 2-е изд. стер.-М. Academia:,  2006.– 272с.

3.   Евдокимов, Ф.Е. Теоретические основы электротехники: учеб./Ф.Е. Евдокимов.- М.: Academia,  2004.– 560с.    

4.  Электротехника и электроника: учеб./ Ю.М. Иньков, А.В. Крашенников, Р.В. Меркулов и др.; под ред. Б.И. Петленко.- М. Academia:, 2003.– 320с.

5.   Климов, В.И. Задачник по электротехнике и электронике: учеб. пособие / В.И. Климов.– М.: Academia, 2005.– 223с.

6.   Задачник по электротехнике: учеб. пособие / П.Н. Новиков, В.Я.Кауфман, О.В.Толчеев и др. – М.: Academia, 2002.–384 с

7.   Прошин, В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике: учеб. пособие / В.М. Прошин.- М: Academia, 2004.– 192с.

Дополнительные источники:

 1. Сибикин, Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: учеб, книга 1 и 2/ Ю.Д.Сибикин.-М. АСАДЕМiА:, 2009.- 208 и 256с.

2.Макаров Е.Ф., Обслуживание и ремонт электрооборудования электростанций и сетей., М., АСАДЕМА,2003.- 448с.

INTERNET-РЕСУРСЫ.

- http://ktf.krk.ru/courses/foet/

(Сайт содержит информацию по разделу «Электроника»)

- http://www.college.ru/enportal/physics/content/chapter4/section/paragraph8/the

ory.html

(Сайт содержит информацию по теме «Электрические цепи постоянного тока»)

- http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm

(Сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая Электротехника»)

- http://ftemk.mpei.ac.ru/elpro/

(Сайт содержит электронный справочник по направлению "Электротехника, электромеханика и электротехнологии").

- http://www.toe.stf.mrsu.ru/demoversia/book/index.htm

 (Сайт содержит электронный учебник по курсу «Электроника и схемотехника»).

-    http://www.eltray.com. (Мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз»).

-   http://www.edu.ru.

-   http://www.experiment.edu.ru.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

1

2

правильно эксплуатировать электрооборудование механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;

тестирование;

защита лабораторных работ,

решение задач;

рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

защита лабораторной  и практической работы, решение задач;

 

снимать показания электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими;

защита лабораторных работ

собирать электрические схемы;

тестирование;

защита лабораторных работ,

решение задач;

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

тестирование, индивидуальные таблицы, решение задач;

 

классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;

письменный опрос;

 

методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей; основные законы электротехники;

решение задач, устный опрос;

 

 

основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин; основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

тестирование, решение задач, устный опрос;

 

 

основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;

письменный опрос;

параметры электрических схем и единицы их измерения; принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;

тестирование, индивидуальная работа по карточкам, устный опрос;

принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

письменный опрос, работа с плакатами;

работа с плакатами, раздаточным

свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов; способы получения, передачи и использования электрической энергии;

материалом, устный опрос;

устный опрос;

устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;

решение задач, устный опрос.

характеристики и параметры электрических и магнитных полей.

решение задач, устный опрос.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЭЛЕКТРОТЕХНИКА и ЭЛЕКТРОНИКА""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный дизайнер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и  обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 107 часов;

самостоятельной работы обучающегося 57 часов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 350 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 554
    • DOCX 541.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Семерюк Ольга Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Семерюк Ольга Михайловна
    Семерюк Ольга Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 15342
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 14 регионов

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе