Муниципальное
бюджетное общеобразовательное
учреждение
дополнительного образования детей
«Верховажский
Дом детского творчества»
«Утверждаю»
«___»_______________2013
г.
Директор МБОУ ДОД
«Верховажский
Дом детского творчества»__________
(С.В.Кузнецова)
Рабочая программа
учебного курса «Бумажные кружева» для детей 11-14 лет
Автор:
Андреева Анастасия
Владимировна,
педагог
дополнительного образования,
II квалификационная категория
с. Верховажье
2014 г.
Пояснительная
записка
Одной из главных
задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является
обогащение мировосприятия воспитанника, т.е развитие творческой культуры
ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания,
воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания
и открытия для себя чего-то нового).
Предлагаемая
программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является
важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для
детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью,
эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и
творческих способностей.
В настоящее время
искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности.
Бумага остается материалом, который доступен каждому.
Бумажная
филигрань-старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая
название «квиллинг». Эта техника открывает детям путь к творчеству, развивает
их фантазию и художественный вкус
Основной принцип
программы - «от простого - к сложному». Рассматриваются различные методики
выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных
техник (бумагокручение, конструирование).
Ведущая идея
данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого
потенциала каждого ребенка.
В процессе работы
по программе «Бумажные кружева» дети постоянно совмещают и объединяют в одно
целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое
решение, технологию изготовления и др.
Прохождение программы
предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих
в целом ее практическую реализацию.
Цель программы:
-интеллектуальное
и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами
техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Обучающие задачи:
-знакомить детей с
основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
-обучать различным
приемам работы с бумагой;
-формировать
умение следовать устным инструкциям;
-знакомить детей с
основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона,
вершина и т.д. Обогащать словарный запас ребенка специальными терминами.
-создавать
композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие
задачи:
-развивать внимание,
память, логическое и пространственное воображение
-развивать мелкую
моторику рук и глазомер;
-развивать
художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
Воспитательные
задачи:
-воспитывать
интерес к искусству квиллинга;
-формировать
культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
-расширять коммуникативные
способности детей.
Формы и методы
занятий:
В процессе
обучения используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, конкурсы
и др. А так же различные методы:
·
Методы,
в основе которых лежит способ организации занятия:
-словесный (устное
изложение, беседа и т.д.);
-практический (выполнение
работ по схемам и инструкционным картам);
-наглядный(показ
иллюстраций, работа по образцу и т.д.).
·
Методы,
в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно-иллюстративный
(дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
-репродуктивный (учащиеся
воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
-частично-поисковый
(участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с
педагогом).
·
Методы,
в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный (одновременная
работа со всеми учащимися);
Индивидуально-фронтальный
(чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
-групповой(организация
работы в группах);
-индивидуальный (индивидуальное
выполнение заданий).
Направления работы:
Изготовление
цветов в технике квиллинг.
Изготовление
сувениров и открыток к праздникам.
Конструирование.
Организационно-методическое
обеспечение программы:
Программа
«Бумажные кружева» рассчитана на 1 год обучения. Численность детей в группе
кружка не должна составлять более 12 человек. Группа формируется из детей в
возрасте от 8 до 11 лет.
Год
обучения количество часов количество детей
1
в год 144 12
Тип программы:
Программа является
модифицированной и основана на программе «Волшебный квиллинг» (автор Суханова
Татьяна Николаевна).
Формы работы:
-индивидуальная (каждый
ребенок должен сделать свою поделку);
-групповая (при
выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
-коллективная (в
процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все
вместе, не разделяя обязанностей).
Ожидаемые
результаты:
В результате
обучения по данной программе учащиеся:
-научатся различным
приемам работы с бумагой;
-будут знать
основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
-научатся
следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
-будут создавать
композиции с изделиями, сделанными в технике квиллинг;
-разовьют
внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и
глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
-познакомятся с
искусством бумагокручения;
-овладеют навыками
культуры труда;
-улучшат свои коммуникативные
способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения
итогов реализации программы:
Проведение
выставок работ учащихся и участие в конкурсах различного уровня.
Принципы, лежащие
в основе программы:
-доступности (простота,
соответствие возрасту и индивидуальным особенностям детей);
-наглядности (иллюстративность,
наличие дидактических материалов);
-демократичности и
гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных
творческих потребностей);
-научности
(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
-«от простого - к
сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои
знания в выполнении сложных творческих работ).
Техническое
оснащение занятий:
Для занятий в
кружке учащимся необходимо иметь:
-цветную
двухстороннюю бумагу;
-гофрированный, белый
и цветной картон;
-клей ПВА и
Момент;
-зубочистка;
Инструменты: ножницы
обычные и фигурные, простые карандаши, линейки, кисти для клея, клеенки.
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Тема
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1.
|
Вводное занятие
|
2
|
-
|
2
|
2.
|
Материал -
бумага
|
1,5
|
0,5
|
2
|
3.
|
Вырезание
полосок для квиллинга
|
0,5
|
9,5
|
10
|
4.
|
Основные формы: «капля»,
«треугольник», «долька»
|
0,5
|
3,5
|
4
|
5.
|
Основные формы: «квадрат»,
«прямоугольник»
|
0,5
|
1,5
|
2
|
6.
|
Основные формы: «завитки»
|
0,5
|
1,5
|
2
|
7.
|
Основные формы: «спирали»,
в виде стружки
|
0,5
|
1,5
|
2
|
8.
|
Основные формы: «глаз»,
«лист»
|
0,5
|
1,5
|
2
|
9.
|
Основные формы: «полукруг»,
«стрела». Композиция из основных форм
|
0,5
|
1,5
|
2
|
10.
|
Изготовление
цветов
|
2
|
8
|
10
|
11.
|
Композиция из
цветов
|
0,5
|
3,5
|
4
|
12.
|
Открытка для
учителя
|
0,5
|
1,5
|
2
|
13.
|
Открытка к
Новому году
|
0,5
|
3,5
|
4
|
14.
|
Декоративная
подвеска «Ангелок»
|
1
|
5
|
6
|
15.
|
Снежинка
|
1
|
5
|
6
|
16.
|
Коллективная
работа «Рождественское чудо»
|
0,5
|
3,5
|
4
|
17.
|
Открытка -
валентинка
|
0,5
|
1,5
|
2
|
18.
|
Изготовление
коробочек и украшение их букетами, выполненными в стиле квиллинга
|
1
|
9
|
10
|
19.
|
Гофрированный
картон
|
0,5
|
3,5
|
4
|
20.
|
Занимательные
игрушки
|
1
|
7
|
8
|
21.
|
Коллективная
работа «Композиция из гофрированного картона»
|
1
|
9
|
10
|
22.
|
Композиция
«Бабочки»
|
1
|
5
|
6
|
23.
|
Открытка «Букет
тюльпанов»
|
1
|
5
|
6
|
24.
|
Пасхальное яйцо
|
1
|
5
|
6
|
25.
|
Поделка «Зеленый
попугай»
|
1
|
7
|
8
|
26.
|
Изготовление
сувениров к празднику
|
1
|
9
|
10
|
27.
|
Участие в
тематических праздниках, выставках
|
1
|
9
|
10
|
Итого:
|
23
|
121
|
144
|
Содержание
программы
№п/п
|
Тема
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Вводное занятие.
2часа
|
(2часа) Педагог
знакомит кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы с
техникой безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.
|
Набор
кружковцев.
|
2.
|
Материал –
бумага.
2 часа
|
(1, 5 часа) Педагог
рассказывает, как родилась бумага, историю ее возникновения, о свойствах
бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники
квиллинга.
|
(0,5 часа)Дети
на практике знакомятся с видами бумаги(писчая, оберточная, обойная,
впитывающая, копировальная)и её свойствами (прочность, водопроницаемость).
|
3.
|
Вырезание
полосок для квиллинга.
10 часов
|
(0, 5 часа) Педагог
рассказывает об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа.
Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.
|
(9,5 часа) Дети
самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного
цвета.
|
4.
|
Основные формы:
“капля”, “треугольник”, “долька”.
4 часа
|
(0, 5 часа) Педагог
объясняет, как правильно накрутить рол, рассказывает о технологии
изготовления форм “капля”, “треугольник”, “долька”. Знакомит с
технологической картой и обозначением этих форм на схемах.
|
(3, 5 часа) Дети
с помощью учителя, а затем самостоятельно выполняют основные формы.
Конструируют из основных форм.
|
5.
|
Основные формы:
“квадрат”, “прямоугольник”.
2 часа
|
(0, 5 часа) Педагог
рассказывает о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”.
|
(1, 5 часа) Дети
с помощью учителя, а затем самостоятельно выполняют основные формы.
Конструируют из основных форм.
|
6.
|
Основные формы:
“завитки”.
2 часа
|
(0, 5 часа) Педагог
объясняет, как выполняется форма «завиток».
|
(1, 5 часа) Дети
самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы.
|
7.
|
Основные формы:
“спирали в виде стружки”.
2 часа
|
(0, 5 часа) Педагог
объясняет, как выполняется форма «спираль в виде стружки».
|
(1, 5 часа) Дети
самостоятельно выполняют форму «спираль в виде стружки». Конструируют из этой
формы.
|
8.
|
Основные формы:
«глаз», «лист».
2 часа
|
(0, 5 часа) Педагог
объясняет, как выполняется форма «глаз», «лист», показывает обозначение этих
форм на схеме.
|
(1, 5 часа) Дети
самостоятельно выполняют формы «глаз», «завиток». Конструируют из этих форм.
|
9.
|
Основные формы
«полукруг», «стрела».
2 часа
|
(0, 5 часа) Педагог
объясняет, как выполняется форма «полукруг», «стрела», показывает обозначение
этих форм на схеме.
|
(1, 5 часа) Дети
самостоятельно выполняют формы «полукруг», «стрела». Конструируют из этих
форм.
|
10.
|
Изготовление
цветов.
10 часов
|
(2 часа) Педагог
рассказывает о технологии изготовления простых и бахромчатых цветов. Как
сделать разметку на бумаге. Рассказывает о приемах работы и сборки цветов, о
подборе цветовой гаммы.
|
(8 часов)
Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Приемы изготовления
более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с
продольными жилками. Изготовление простых цветов из базовых форм (роза, ирис,
сирень). Изготовление бахромчатых цветов.
|
11.
|
Композиция из
цветов
4 часа
|
(0, 5 часа) Педагог
знакомит с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления.
Применение формы в композициях.
|
(3, 5 часа)
Композиция из основных форм. Составление композиции из форм.
|
12.
|
Открытка для
учителя
2 часа
|
(0, 5 часа) Педагог
знакомит с примерами оформления открыток.
|
(1, 5 часа) Работа
выполняется индивидуально. Дети делают заготовки к открытке. Затем собирают
открытку.
|
13.
|
Открытка к
Новому году
4 часа
|
(0, 5 часа) Педагог
знакомит с примерами оформления открыток.
|
(3, 5 часа) Дети
разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз. Выполняют необходимые заготовки.
Собирают открытку. Работа выполняется индивидуально.
|
14.
|
Декоративная
подвеска «Ангелок»
6 часов
|
(1 час) Педагог
знакомит с примерами декоративных подвесок
|
(5 часов) Дети
разрабатывают дизайн подвески. Делают эскиз. Выполняют необходимые заготовки.
Оформляют. Работа выполняется индивидуально.
|
15.
|
Снежинка
6 часов
|
(1 час)Педагог
знакомит с технологической картой изготовления поделки «Снежинка». Показывает
примеры работ - композиции снежинок из основных форм: «глаз»,
«завитки», «круг», «капля» и др.
|
(5 часов)Работа
выполняется индивидуально. Дети изготавливают основные элементы для
снежинки собственного дизайна. Выполняют заготовки из базовых форм.Собирают
снежинку.
|
16.
|
Коллективная
работа «Рождественское чудо»
4 часа
|
(0, 5 часа)Педагог
показывает примеры композиции различных форм в виде «сугроба», «дерева»,
«луны», «ангелов» и др.
|
(3, 5 часа)Дети
изготавливают основные элементы для коллективной работы. Собирают композицию.
|
17.
|
Открытка – валентинка
2 часа
|
(0, 5 часа) Педагог
знакомит с примерами оформления открытки-валентинки. Рассказывает о
технологии изготовления открыток с элементами плетения.
|
(1, 5 часа) Дети
самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки. Выполняют необходимые
заготовки. Собирают открытку.
|
18.
|
Изготовление
коробочек и украшение их букетами, выполненными в стиле квиллинга
10 часов
|
(1 час) Педагог
рассказывает о технологии выполнения коробочки. (квадратная, прямоугольная), показывает
способы изготовления коробок из бумаги, примеры оформления крышек коробочек.
|
(9 часов)
Подготовка
материала для выполнения коробочки (картон). Нанесение схемы на бумагу. Дети
создают коробку по шаблону, предложенному учителем. Изготовление
базовых форм для оформления. Дети украшают крышку коробки
самостоятельно.
|
19.
|
Гофрированный
картон
4 часа
|
(0, 5 часа) Педагог
знакомит детей с гофрированным картоном - гофрированным
видом бумаги. Свойства гофрированного картона.
|
(3, 5 часа) Выполнение
базовых форм из гофрированного картона. Составление простых композиций из
форм.
|
20.
|
Занимательные
игрушки
8 часов
|
(1 час) Педагог рассказывает
о технологии выполнения игрушек из гофрированного картона. Показывает примеры
игрушек.
|
(7 часов) Изготовление
игрушек «Дед Мороз», «Клоун», «Гном». Изготовление базовых форм. Сбор
игрушки. Оформление поделки.
|
21.
|
Коллективная
работа «Композиция из гофрированного картона»
10 часов
|
(1 час) Педагог
дает задание для выполнения коллективной работы.
|
(9 часов) Коллективная
работа. Композиция из гофрированного картона. Дети сами разбиваются на
группы, выбирают “ведущего” и выполняют композицию.
|
22.
|
Композиция
«Бабочки»
6 часов
|
(1 час) Педагог знакомит
с технологией выполнения поделки «Бабочка».
|
(5 часов) Изготовление
заготовок, базовых форм. Подбор цветовой гаммы. Сборка поделки. Оформление
композиции. Работа выполняется индивидуально.
|
23.
|
Открытка «Букет
тюльпанов»
6 часов
|
(1 час) Педагог
дает задание для выполнения коллективной работы.
|
(5 часов) Работа
выполняется индивидуально. Дети делают заготовку к открытке. Делают базовые
заготовки цветка «тюльпан». Затем собирают открытку. Работа выполняется
коллективно. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего” и выполняют
открытку.
|
24.
|
Пасхальное яйцо
6 часов
|
(1 час) Педагог
рассказывает о технологии выполнения поделки «Пасхальное яйцо».
|
(5 часов) Разработка
дизайна поделки «Пасхальное яйцо». Изготовление базовых форм. Сборка поделки.
|
25.
|
Поделка «Зеленый
попугай»
8 часов
|
(1 час) Педагог знакомит
с технологией изготовления поделки «Зеленый попугай», рассказывает, какие
базовые формы используются.
|
(7 часов) Изготовление
заготовок, базовых форм. Подбор цветовой гаммы. Сборка поделки. Оформление
композиции. Работа выполняется индивидуально. Задания дает детям педагог.
|
26.
|
Изготовление
сувениров к празднику
10 часов
|
(1 час) Педагог
дает задание для выполнения коллективной работы.
|
(9 часов)
Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Дети сами делятся на
группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с темой
выполняемой работы.
|
27.
|
Участие в
тематических праздниках, выставках
10 часов
|
(1 час) Учитель
рассказывает о традиционных и тематических праздниках. Как дарить подарки,
сделанные своими руками.
|
(9 часов)
Коллективные, групповые и индивидуальные работы с использованием техники
квиллинга.
|
Диагностика
результатов образовательной деятельности
Срез
творческих и эстетических знаний и умений
Фамилия,
имя обучаемого
|
Организация
рабочего места
|
Основы
квиллинга
|
Умение
пользоваться инструментами и приспособлениями
|
Знание
базовых форм и условных обозначений
|
Владение
разнообразными приемами
|
Овладение
основными навыками работы с различными видами бумаги
|
Умение
пользоваться чертежами и схемами
|
Моделирование
художественно-выразительных форм
|
Проявление
творчества и фантазии в создании работ
|
Стремление
к совершенству и законченности в работе
|
Система
оценок: «3»- уровень низкий, «4»- уровень средний, «5»- уровень высокий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета
проявления творческих способностей
Фамилия, имя
ребенка ____________________________________________
Возраст________________________________________________________
Вид и название
детского объединения________________________________
Ф.И.О. педагога_________________________________________________
Дата начала
наблюдения______________________________________________
Баллы:
Не умею (1).
Умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от
сложности материала (4).
Умею всегда (5).
Проявление творческих способностей
|
|
1.
Участие в проведении праздников, концертов
|
|
2.
Участие в конкурсах
|
|
3.Работа
по образцу.
|
|
4.Работа
с внесением изменений.
|
|
5.Работа
над своим вариантом.
|
|
6.Конструирование.
|
|
7. Владение
техникой.
|
|
8.
Придумывание композиций.
|
|
9.Работа
с внесением изменений в технологию или конструкцию.
|
|
ДИАГНОСТИКА
ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УРОВНЯМ
Оценка результатов
по уровням:
·
Низкий
уровень – 1б, 2б.
·
Средний
уровень – 3б, 4б.
·
Высокий
уровень – 5б.
уровни
показатели
|
год обучения
|
Н
|
С
|
В
|
1.
Участие в проведении праздников, концертов.
|
|
|
|
2.
Участие в конкурсах.
|
|
|
|
3.Работа
по образцу;
|
|
|
|
4.Работа
с внесением изменений;
|
|
|
|
5.Работа
над своим вариантом.
|
|
|
|
6.Работа
с внесением изменений в технологию или конструкцию;
|
|
|
|
7. Владение
техникой.
|
|
|
|
8.
Придумывание композиций.
|
|
|
|
9.Работа
с внесением изменений в технологию или конструкцию.
|
|
|
|
Средний
процент
|
|
|
|
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета
результатов интеллектуальных умений
(в баллах,
соответствующих степени выраженности измеряемого результата)
Фамилия, имя ребенка _____________________
Возраст__________________________________
Вид и название детского объединения________
Ф.И.О. педагога__________________________
Дата начала наблюдения___________________
Баллы: Не умею или умею иногда
(2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от
сложности материала (4).
Умею всегда (5).
№
п/п
|
Сроки диагностики
Показатели
|
1-й год обучения
|
|
1.
|
Сосредоточенно
работать над учебным материалом более или менее интересным
|
|
2.
|
Сосредоточенно
работать, даже если твоя работа не будет иметь успеха
|
|
3.
|
Ответственно
относиться к выполнению различных поручений на занятии
|
|
4.
|
Выполнять
индивидуальные задания на занятии
|
|
5.
|
Выполнять
задания вне занятий, т.е. дома.
|
|
6.
|
Организовывать
работу других на занятии
|
|
7.
|
Помогать
другим обучающимся по заданию педагога.
|
|
Список литературы.
Список литературы для детей:
1. А. Быстрицкая. Бумажная
филигрань. - М.: Просвещение, 1982.
2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные
цветы. - М.: Росмэн, 1996.
3. Хелен Уолтер. Узоры из бумажных
лент.- М.: Университет, 2000.
4. Д. Чиотти. Оригинальные поделки
из бумаги.-С.-Пб.: Полигон, 1998.
Список литературы для учителя:
1.Бич Р. Большая иллюстрированная
энциклопедия (Перевод с английского) - М: Эксмо, 2006 – 256 с.
2.Выготский Л.С. Воображение и
творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1991.
3. Джейн Дженкинс. Поделки и
сувениры из бумажных ленточек. - М.: Просвещение, 1982.
4.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.
Ступеньки к творчеству.- М.: Искусство в школе, 1995.
5. С. Соколова. Аппликация и
мозаика. – М.: Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
6. С. Соколова. Игрушки из бумаги.
М.: Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.