Комитет
по образованию и делам молодёжи Косихинского района
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Налобихинская средняя
общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
На
заседании методического
объединения
учителей
Протокол
№ ___ от «__»
____________20___г.
Руководитель
методического
объединения____________
|
«Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
________________________
«__»____________20___г.
|
«Утверждено»
Директор
школы
________________________
«__»________________20___г.
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА учебного курса
основной
школы
«
Черчение »
для
7-класса
Срок
реализации 1 го
Составитель:
Бочарова Ирина.Васильевна
первая
квалификационная категория
2014
– 2015 учебный год
Пояснительная
записка
Настоящая
программа по черчению для 7 класса создана на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д.
Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.:
Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены
стандартом.
Реализация
рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического
комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение:
Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008 г. Программа рассчитана для
общеобразовательных школ.
Приоритетной
целью школьного курса черчения является общая система развития мышления,
пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный
курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания
окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического
образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических
знаний в области техники и технологии современного производства; содействует
развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме
того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников
самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе,
являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно
воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует
разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная
задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления,
пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с
помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса
следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника,
как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения
интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь
к себе внимание ученика.
В
число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами
производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в
современном производстве, установление логической связи черчения с другими
предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении
требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики,
физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая
графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также
подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной
литературой для решения возникающих проблем.
Современное
графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области
изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и
других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики.
Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке,
технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и
технологическую информацию.
Огромную
роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления,
которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на
уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует
полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть
усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной
форме.
Изучение
графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на
предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов
в ВУЗах и ССУЗах для освоения графических дисциплин которых должна
предшествовать первоначальная подготовка в школах.
Предлагаемый
курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических
дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и
современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную
вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.
Новизна
данной программы состоит в том, чтобы с целью помочь учащимся лучше освоиться в
системе высшего образования и современного производства в программу по черчению
вводятся элементы начертательной геометрии, позволяющие более корректно подойти
к изучению черчения на теоретической основе. Знание методов построения и
преобразования изображений имеет большое значение для развития
пространственного мышления.
Преподавание
курса ориентировано на использовании учебного и программно-методического
комплекса, в который входят:
Программы общеобразовательных учреждений: Черчение 7-8 класс Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.
Ботвинников
А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.:
АСТ: Астрель, 2008 г
- Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование
используется в данной рабочей программе без изменений
Преподавание
черчения в школе направлено на формирование и развитие графической культуры
учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных
графических задач, направленных на формирование технического, логического,
абстрактного и образно-пространственного мышления.
В
процессе обучения черчению должны быть соблюдены все этапы формирования,
развития и применения полученных знаний на практике по правилам решения
графических задач как репродуктивного, так и творческого характера. Работа по
решению творческих задач (требующих применения знаний в нестандартных заданиях)
должна быть во всех разделах курса.
Для
реализации принципа связи с жизнью в преподавании черчения,
во-первых,необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их
содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных
единиц, которые существуют в технике, во-вторых, осуществлять межпредметные
связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через
интегрированные уроки.
Пространственное
мышление у разных учащихся находится на разном уровне развития в силу
индивидуальных психологических особенностей, поэтому необходимо учитывать эти
особенности при обучении черчению.
Для
преподавания данного предмета в современных общеобразовательных учреждений,
учителю необходимо владеть ИКТ и использовать данные технологии на уроках.
Основная
часть учебного времени отводится на освоение учащимися практического материала.
4.Учебно-тематический
план
по
изобразительному искусству в 5- классах на 2014 – 15 учебный год
№
п/п
|
Название модуля
|
Кол-во
часов всего
|
В том числе
|
|
|
|
Теория
|
Практика
|
Контроль ЗУНов
|
5 класс
|
1
|
Правила оформления чертежей (5 ч.)
|
6
|
|
|
|
2
|
Способы проецирования 8 часов
|
8
|
|
|
|
3
|
Чтение и выполнение чертежей предметов (15 ч.)
|
15
|
|
|
|
4
|
Обобщение знаний
|
5
|
|
|
|
Итого:
|
34
|
|
|
|
Календарно -
тематическое планирование
7 класс
№
|
Номер в
теме
|
Наименование
разделов и тем
|
Количество
часов
|
дата
|
Примечания
|
I.
|
|
Правила
оформления чертежей (6 ч.)
|
|
-
|
Введение.
Учебный предмет черчение.
|
1
|
|
|
|
-
|
Правила
оформления чертежей.
|
1
|
|
|
|
-
|
Графическая
работа №1 «Линии чертежа»
|
1
|
|
|
|
-
|
Сведения
о чертёжном шрифте
|
1
|
|
|
|
-
|
Сведения
о нанесении размеров
|
1
|
|
|
|
-
|
Графическаяработа№2
Нанесение
размеров
|
1
|
|
|
II
|
|
Способы
проецирования 8 часов
|
|
-
|
Способы
проецирования
|
1
|
|
|
|
-
|
Проецирование
детали на три плоскости проекций
|
1
|
|
|
|
-
|
Расположение
видов на чертеже. Местные виды.
|
1
|
|
|
|
-
|
Графическая
работа №3 «Построение трёх проекций предмета».
|
1
|
|
|
|
-
|
Получение
и построение аксонометрических проекций.
|
1
|
|
|
|
-
|
Аксонометрические
проекции плоскогранных предметов.
|
1
|
|
|
|
-
|
Аксонометрические
проекции предметов имеющих круглые поверхности.
|
1
|
|
|
|
-
|
Технический
рисунок.
|
1
|
|
|
III
|
Чтение и
выполнение чертежей предметов (15 ч.)
|
|
-
|
Анализ
геометрической формы предмета. Проекции геометрических тел. Проекции вершин,
ребер и граней предмета
|
3
|
|
|
|
-
|
Чертежи
развёрток поверхностей геометрических тел.
|
1
|
|
|
|
-
|
Графическая
работа №4 «Построение третьей проекции по двум данным».
|
1
|
|
|
|
-
|
Нанесение
размеров с учётом формы предмета.
|
1
|
|
|
|
-
|
Графическая
работа №5 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».
|
1
|
|
|
|
-
|
Порядок
чтения чертежей деталей.
|
1
|
|
|
|
-
|
Практическая
работа «Устное чтение чертежей».
|
1
|
|
|
|
-
|
Графическая
работа №6 «Выполнение чертежа предмета в 3-х видах с преобразованием его
формы».
|
1
|
|
|
|
-
|
Эскизы
деталей.
|
1
|
|
|
|
-
|
Графическая
работа №7 «Эскиз и технический рисунок предмета».
|
2
|
|
|
|
-
|
Графическая
работа №8 «Выполнение чертежа предмета»
|
2
|
|
|
|
-
|
Обобщение
знаний
|
1
|
|
|
|
-
|
Графический диктант «Чертеж и технический
рисунок детали по словесному описанию»
|
1
|
|
|
|
-
|
Графическая работа №9(контрольная) «Чертеж детали»
|
2
|
|
|
|
-
|
Анализ контрольной работы. Обобщение знаний по
теме «Чтение и выполнение чертежей»
|
1
|
|
|
Итого
|
34
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.Материально-техническое
обеспечение
- -Банк
разработок Черчение.
- Графические
и контрольные работы учащихся.
- Пособия
к уроку (модели, таблицы)
·
Учебник «Черчение»;
·
Тетрадь в клетку формата А4 без
полей;
·
Чертежная бумага плотная
нелинованная - формат А4 ;
·
Миллиметровая бумага;
·
Калька;
·
Готовальня школьная (циркуль
круговой, циркуль разметочный);
·
Линейка деревянная 30 см;
·
Чертежные угольники с углами:
o
90, 45, 45 -градусов;
o
90, 30, 60 - градусов.
·
Рейсшина;
·
Транспортир;
·
Трафареты для вычерчивания
окружностей и эллипсов;
·
Простые карандаши – «Т» («Н»),
«ТМ» («НВ»), «М» («В»);
·
Ластик для карандаша (мягкий);
·
Инструмент для заточки
карандаша.
7.Литература
1.
Ботвинников А.Д., Виноградов
В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель,
2008.-224с.
2.
Василенко Е. А., Жукова Е. Т.
Карточки-задания по черчению для 7 класса. – М.: Просвещение, 2004.-413с.
3.
Василенко Е. А., Жукова Е. Т.
Карточки-задания по черчению для 8 класса. – М.: Просвещение, 2004.-239с.
4.
Воротников И.А. «Занимательное
черчение» - М., Просвещение, 2004.-192с.
5.
Вышнепольский И.С. Техническое
черчение: Учебник для профессиональных учебных заведений.-4-е изд., перераб. и
доп.-М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2005.-224с
6.
Гервер В.А. Творчество на
уроках черчения: Кн.для учителя.-М.: Владос, 2004.
7.
Занимательное черчение на
уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.-Волгоград: Учитель,
2006.-210с.
8.
Левицкий В.С.
Машиностроительное черчение: Учеб. для студентов высших технических учебных
заведений. – М.: Высшая школа.: 2005. – 351 с.
9. Методика обучения черчению и графике. Учебно-методическое
пособие для учителей. / Павлова А. А. Жуков С. В. - М.: Владос 2004 - 96 с.
10.
Методическое пособие по
черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7-8 классы»/ А. Д.
Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство
Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2006.-159 с.
8.
Лист корректировки рабочей программы
Класс
|
Название раздела, темы
|
Дата проведения по плану
|
Причина корректировки
|
Корректирующие мероприятия
|
Дата проведения по факту
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.