Муниципальное
общеобразовательное учреждение-
средняя
общеобразовательная школа №1 имени 397-й Сарненской дивизии
города
Аткарска Саратовской области
«Рассмотрено»
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО
Заместитель директора по Директор МОУ-СОШ №1
_______/Е.А. Ещенко/ УВР МОУ-СОШ №1 _______
/И.Ю.Тарасова/
_________
/И.В. Салимзянова/
Протокол №1
от Приказ
№ ____от
«____» августа 2013 г.
«____» сентября 2013 г. «____»
сентября 2013 г.
Рабочая программа педагога
Салимзяновой Ирины Владимировны, I
квалификационная категория
по пропедевтическому курсу химии
для 7 класса
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
протокол
№1от
«30» августа 2013 г.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная
записка
С целью подготовки учащихся к изучению
нового учебного предмета «Химия» в 8 классе, создания познавательной мотивации,
формирования предметных знаний, умений и навыков, ознакомления со становлением
и развитием науки химии, интеграции знаний по предметам естественного цикла
основной школы на основе учебной дисциплины «Химия» введён пропедевтический
курс химии.
Рабочая программа пропедевтического курса химии для учащихся 7 класса средней
общеобразовательной школы №1 г. Аткарска составлена на основе авторской
программы вводного курса химии для учащихся 7-х классов общеобразовательных
учреждений автора Габриеляна О.С. (М.: Дрофа, 2006
г.). Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Предмет «химия» входит в образовательную
область естествознание.
Ведущая идея предлагаемого курса:
В данном курсе реализована идея раннего
систематического изучения химии не в качестве собственно пропедевтики, а как
составной части школьного курса химии, сформированного за счет перенесения
части учебного материала из курса 8-го класса в 7-й.
Начало системного изучения химии в 7-м классе
позволяет:
- уменьшить интенсивность прохождения учебного
материала в основной школе;
- получить возможность изучать, а не проходить
этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;
- формировать устойчивый познавательный
интерес к предмету;
- интегрировать химию в систему естественнонаучных
знаний для формирования химической картины мира как составной части
естественнонаучной картины.
Курс химии
7-го класса включает три главы:
Глава I. Химия в центре естествознания
Глава II. Математика в химии
Глава III. Явления, происходящие с веществами
Рубежный контроль знаний осуществляется
проведением двух контрольных работ по темам:
- «Математические расчеты
в химии».
- «Явления, происходящие
с веществами».
Курс построен на идее реализации
межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в
обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать
химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии,
географии, физики и других наук о природе.
В результате уменьшается психологическая
нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется
понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости
этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счёте такая
межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной
картины мира уже на начальном этапе изучения химии.
Значительное место в содержании курса отводится химическому
эксперименту.
Он открывает возможность формировать у
учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые
химические опыты, учит школьников
безопасному и экологически грамотному
обращению с веществами в быту и на производстве.
Практические работы служат не только средством
закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их
сформированности.
Практические работы:
№1. «Знакомство с лабораторным оборудованием.
Правила ТБ».
№2 «Наблюдения за горящей свечой. Приемы
обращения со спиртовкой, ее устройство»
№3 «Приготовление раствора с заданной массовой
долей растворенного вещества»
№4 «Выращивание кристаллов соли»
№5 «Очистка поваренной соли»
№6 «Изучение процесса коррозии железа»
Дополнительные работы:
«Чистые вещества и смеси. Способы разделения
неоднородных смесей»
«Определение состава почвы»
«Измерение массы тела и веществ с помощью
весов и разновесов»
«Измерение объема жидкости с помощью мерной
посуды»
Для реализации
пропедевтического курса использован следующий учебник:
- Габриелян О.С.,
Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К.
Химия. Вводный
курс. 7 класс.
М. Дрофа, 2007
г. (С.159).
В учебно-методический комплект пропедевтического
курса химии помимо учебника входят:
- методическое пособие для учителя;
- рабочая тетрадь для учащихся (выпущенные издательством
«Дрофа» в 2007 г.)
Изучение химии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической
символике;
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический экспе-
римент, производить расчеты на основе химических формул веществ;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов ес-
тествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ
и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место предмета в базисном учебном плане
Данная рабочая программа курса химии «Введение в химию» для 7 класса рассчитана на 34 учебных часа (34 учебные недели) – 1 учебный час в неделю, согласно образовательному плану школы.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного курса «Введение в химию» являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);
- проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
- использование для решения познавательных задач различных источников информации;
- соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Предполагаемые результаты обучения
Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Общая характеристика учебного процесса
Учебный процесс при изучении вводного курса химии в 7 классе строится мною с учетом следующих методов обучения:
- информационный;
- исследовательский (организация исследовательского лабораторного практикума, самостоятельных работ и т.д.);
- проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке);
- игровые методы (познавательные и ролевые игры);
- использование ИКТ;
- алгоритмизированное обучение (алгоритмы планирования научного исследования и обработки результатов эксперимента, алгоритмы описания химического объекта, алгоритм рассказа о строении и свойствах химического элемента и т.д.);
- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.
Организационные формы обучения химии, используемые на уроках:
- лекция;
- практическая и лабораторная работа;
- самостоятельная работа;
- внеаудиторная работа.
- контрольных работ: 2
- практических работ: 6
- рефератов: 10
Система оценки достижений учащихся
Основными условиями модернизации системы
контроля и оценки учебных достижений, обозначенных в Концепции модернизации
российского образования, являются:
• открытость требований к уровню подготовки
обучающихся и процедур контроля для всех участников образовательного процесса:
обучающихся, родителей, педагогов, специалистов, широкой общественности;
• создание системы оценки достижения
требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля,
адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование
системы образования; стандартизация и объективизация оценки качества подготовки
выпускников школ с помощью системы внешнего контроля;
• введение, дополнительно к традиционным,
новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в
учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а
также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.
В своей работе на уроках химии я оцениваю
прежде всего:
- предметную компетентность (способность
решать проблемы средствами предмета);
- ключевые компетентности (коммуникативные,
учебно-познавательные);
- общеучебные и интеллектуальные умения
(умения работать с различными источниками информации, текстами, таблицами,
схемами, Интернет - страницами и т.д.);
- умение работать в парах (в коллективе, в
группе), а также самостоятельно.
Использую классическую 5-ти балльную шкалу в
качестве основы.
Форма проверки
|
ОЦЕНКА
|
5
|
4
|
3
|
2
|
Устный ответ
|
Ответ полный и
правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным
языком;
ответ самостоятельный.
|
Ответ полный и
правильный, материал изложен в определенной логической последовательности,
при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию
учителя
|
Ответ полный, но
при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
|
Непонимание
основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки,
которые не исправлены при наводящих вопросах учителя.
|
Экспериментальная работа
|
Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения
и выводы;
эксперимент осуществлен по плану с учетом ТБ и правил работы с веществами и
оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (чистота и порядок на рабочем месте,
экономное использование реактивов)
|
Работа выполнена
правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент
проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с
веществами и оборудованием.
|
Работа выполнена
правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка в ходе
эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ,
исправленная по требованию.
|
Допущены 2- и
более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил ТБ, не исправленных по требованию.
|
Решение
экспериментальных задач
|
Правильно составлен
план решения и осуществлен подбор реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
|
Правильно составлен
план решения и осуществлен подбор реактивов и оборудования, но при этом допущено
не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
|
Правильно составлен
план решения и осуществлен подбор реактивов и оборудования, но при этом
допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
|
Допущены 2 – и
более ошибки в плане решения, в подборе реактивов и оборудования, в
объяснении и выводах.
|
Решение расчетных задач
|
В логическом
рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
|
В логическом
рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным
способом или допущено не более 2х несущественных ошибок.
|
В логическом
рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в
расчетах.
|
Имеются
существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
|
Письменная работа
|
Ответ полный и
правильный, возможна несущественная ошибка.
|
Ответ неполный или
допущено не более 2х несущественных ошибок.
|
Работа выполнена не
менее чем наполовину, допущена одна существенная и 2-3 несущественные ошибки.
|
Работа выполнена
менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
|
Учитываются требования единого орфографического
режима
|
Тестовая
работа
|
срезовая
|
90%
|
80%
|
65%
|
менее 65%
|
контрольная
|
90%
|
80%
|
70%
|
менее 70%
|
Инструментарий для оценивания достижений учащихся
Качество
учебно-воспитательного процесса отслеживаю
проводя:
-
тестирование,
-
самостоятельные и проверочные работы,
-
контрольные работы,
проверяя:
-
лабораторные и практические отчёты,
-
домашние общие и индивидуальные работы.
Система условных обозначений:
ИТБ –
инструктаж по технике безопасности
Д.О. –
демонстрационный опыт
Л.О. –
лабораторный опыт
П.Р. –
практическая работа
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Химия в центре естествознания.
(11часов).
Химия как часть естествознания. Предмет
химии. Вещества. Химия – наука о ве-вах, их строении, св-вах и превращениях. Методы изучения естествознания (наблюдение, гипотеза,
эксперимент, лаборатория. Эксперимент лабораторный, домашний. Способы
фиксации результатов).
Моделирование. Химическая символика
(химические знаки, химические формулы, индексы, коэффициенты).
Химия и физика (универсальный характер
молекул – кинетической теории).
Химия и география.
Химия и биология.
Качественные реакции.
П.Р. № 1. Знакомство с лабораторным
оборудованием. Правила ТБ при работе в химической лаборатории.
П.Р. №2 Наблюдение за горящей свечой.
Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами.
Учащиеся должны знать/ понимать:
определение важнейших понятий: простые и
сложные ве-ва, х.э., атом, молекула. Различать понятия «ве-во» и «тело»,
«простое ве-во» и «х.э.»; знаки первых 20 х.э.; определение хим. фомулы
ве-ва, понимать и записывать хим. формулы веществ.
Определять состав веществ по хим.
формуле, принадлежность к простым и сложным веществам; правила Т.Б. при
работе в хим. кабинете.
уметь:
отличать химические р-ции от физ-их
явлений. Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с ве-ми
и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки
влияния хим. загрязнения окр. среды на организм человека; определять
положение х.э. в ПСХЭ, называть х.э, обращаться с хим. посудой и лабораторным
оборудованием.
Тема 2. Математические расчеты в
химии. (10 часов)
Относительная атомная и молекулярная
массы. Массовая доля химических элементов в
сложном веществе. Чистые вещества и смеси. Смеси: газообразные, жидкие,
твердые; гомогенные, гетерогенные. Объемная доля компонента газовой смеси.
Массовая доля растворенного вещества в растворе. Массовая доля примесей.
П.Р. №.3 «Приготовление раствора с
заданной массовой долей растворенного вещества»
Учащиеся должны знать/ понимать:
определение важнейших понятий:
относительная атомная и молекулярная массы, массовая доля, объемная доля.
уметь:
отличать чистые вещества от смесей,
использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и
материалами, обращаться с хим. посудой и лабораторным
оборудованием. Вычислять
относительную молекулярную массу ве-ва, массовую долю х.э. в соединении.
Устанавливать простейшую формулу ве-ва по массовым долям х.э. Производить
математические расчеты по химическим формулам.
|
Тема 3. Явления, происходящие с
веществами. (11часов)
Физические явления в химии. Способы
разделения смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Адсорбция.
Дистилляция, кристаллизация, выпаривание.
Химические реакции. Признаки химических
реакций.
П.Р.№.4 (домашний эксперимент) «
Выращивание кристаллов соли».
П.Р. №5 «Очистка поваренной соли»
П.Р. №6 (домашний эксперимент) Коррозия
металлов.
Учащиеся должны знать/ понимать:
способы разделения смесей; определение
понятия «хим. реакция», признаки и условия течения хим. реакций.
|
уметь:
|
проводить опыты с использованием хим.
посуды и оборудования, наблюдать за ходом хим. реакций, делать выводы о том,
как прошла та или иная реакция.
|
Тема 4. Рассказы по химии. (2 часа)
Ученическая конференция «Выдающиеся русские
ученые химики».
Конкурс ученических проектов.
Учащиеся должны знать/ понимать:
выдающихся ученых-химиков, их главные работы
и достижения.
уметь:
сопровождать свои сообщения, рефераты,
исследования презентациями, работать с Интернет-ресурсами и отбирать
необходимый материал для составления отчетов.
|
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся
по данной программе
знать / понимать
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ;
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относи-
тельные атомная и молекулярная массы, ион, вещество, классификация
веществ, химическая реакция;
уметь
• называть: химические элементы, соединения изученных классов;
• характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их по-
ложения в периодической системе Д.И.Менделеева;
• определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к классам простых и сложных соединений;
• составлять: химические формулы неорганических соединений;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием
• вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массо-
вую долю вещества в растворе; объемную долю газа в смеси;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
• приготовления растворов заданной
концентрации.
Семиклассник должен обладать следующими компетенциями:
- знать собственные индивидуальные
особенности, природные задатки к приобретению различных знаний и умений и
эффективно их использовать для достижения позитивных результатов в учебной и
внеучебной деятельности;
- уметь планировать свое ближайшее
будущее, ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять волю и терпение в
преодолении собственных недостатков во всех видах деятельности;
- уметь соотносить свои
индивидуальные возможности с требованиями социального окружения;
- уметь проявлять ответственное
отношение к учебной и внеучебной деятельности, осмысливая варианты возможных
последствий своих действий.
Перечень учебно-методического
обеспечения
Методические и учебные пособия:
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г.
Химия. Вводный
курс. 7 класс. Методическое пособие для учителя.
М.: Дрофа, 2007
г.
-О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова,
А.В.Ящукова.
Настольная книга учителя. Химия. 8 класс.
М.: Дрофа, 2002
г.
-О.С.Габриелян, Т.В. Смирнова.
Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие
к учебнику О.С.Габриеляна « Химия. 8 класс».
Москва: «БЛИК и К». 2001
г.
-О.Г.Блохина.
Я иду на урок химии: 8-11 классы. Книга для
учителя.
М.: «Первое сентября»,2002 г.
-Л.И.Некрасова.
Химия. 8 класс. Карточки заданий к учебнику
Габриеляна О.С..
Саратов: Лицей, 2004
г.
-И.И.Новошинский.
Сборник самостоятельных работ по химии для
8-11 классов.Пособие для учителя.
М.: Просвещение, 2002
г.
- О.С.Габриелян,
Н.Н. Рунов, В.И. Толкунов «Химический эксперимент в школе 8 класс». – М.:
Дрофа, 2005 год;
Оформление
интерьера.
Постоянную экспозицию класса-аудитории
составляют учебные пособия, необходимые почти на каждом уроке:
- таблица «Периодическая система химических
элементов Д.И.Менделеева»;
- справочно-инструктивные материалы(таблицы),
разъясняющие, как выполнить отдельные химические операции;
- правила поведения учащихся в кабинете химии;
- портреты ученых-химиков.
В секционных шкафах размещена
учебно-методическая литература,
дидактический материал, дополнительная
учебно-познавательная литература для учащихся, а также материалы докладов и
рефератов учащихся.
Виды оборудования.
1.
Натуральные объекты (коллекции, реактивы,
материалы).
2.
Модели атомов и молекул (шаростержневые,
кристаллические решетки)
3.
Приборы, аппараты и установки различного назначения
для химического эксперимента.
4.
Химическая лабораторная посуда и принадлежности для
опытов, в том числе в виде наборов микролабораторий для ученического
эксперимента.
5.
Печатные пособия (таблицы, схемы, раздаточный
материал, дидактические материалы)
6.
Экранно-звуковые средства: электронные
образовательные средства на компакт-дисках, видеофильмы, диафильмы, серии
диапозитивов.
Современных технических средств кабинет химии
не имеет.
Качество ресурсного обеспечения
Для
проведения уроков химии в школе выделен отдельный кабинет. В нём имеются парты,
стулья, демонстрационный стол, наглядные пособия: таблица Периодической системы
химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости химических веществ,
таблица электроотрицательности химических элементов; ряд электронапряжения
металлов; основные формулы, применяемые в химии для решения задач; схемы
производственных процессов получения аммиака, серной кислоты; портреты великих
химиков.
Но
нет слива. Приходится пользоваться ведром во время проведения лабораторных
работ и демонстрационных опытов. Нет вытяжных шкафов, их заменяют открытые
форточки.
Имеется
лаборантская для хранения химической посуды и химических реактивов. Использую
на уроках коллекции металлов, бумаги, стекла, синтетических волокон и тканей,
строительных материалов, топлива, продуктов переработки нефти и газа, модели
органических молекул, кристаллических решёток.
Изучение
химии специфично по сравнению с другими дисциплинами, поскольку предполагает
проведение эксперимента. В связи с этим в кабинете, согласно современным
требованиям, имеется уголок безопасности: таблица, плакаты, аптечка, ящик с
песком, огнетушитель.
В начале учебного года, а также непосредственно перед проведением лабораторных
и практических занятий я повторяю со школьниками правила поведения в кабинете,
и инструктирую по проведению конкретной работы.
При организации практических работ компьютер мог бы стать эффективным помощником.
Виртуальный мир может дать возможность проводить химический эксперимент без
риска для здоровья учащихся. Потому я практикую применение компьютерной
технологии эпизодически. Для этих целей я использую учебные диски по химии. Я
организую просмотр конкретного химического опыта при помощи мультимедиа при
прохождении учебной программы (в кабинете географии). Мною разработан ряд уроков
с мультимедийной презентацией.
Список литературы
Литература, использованная при
подготовке рабочей программы:
- Авторская программа вводного курса химии для учащихся 7-х
классов общеобразовательных учреждений автора Габриеляна О.С. (М.: Дрофа, 2006
г.)
Литература, рекомендованная для учащихся:
Для реализации
пропедевтического курса используется учебник:
- Габриелян О.С.,
Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К.
Химия. Вводный
курс. 7 класс. М. Дрофа, 2007 г. (С.159).
- Габриелян О.С.,
Остроумов И.Г.
Рабочая тетрадь к
учебнику О.С. Габриеляна «Химия. Вводный курс. 7 класс»
М.: Дрофа, 2007
г.
Образовательные диски:
1. Учебное электронное издание. Химия (8-11 класс). Виртуальная
лаборатория. Лаборатория систем мультимедия, МарГТУ, 2004
г.
2. Школьный курс химии 2009. Электронные пособия, домашние задания,
коллекции рефератов, программы.
3. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 8 класс.
Просвещение МЕДИА, 2007 г. (диск 1,2,3).
4. Самоучитель. Химия для всех – 21 век. ООО «Хронобус»,2003 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.