Муниципальное казенное учреждение
«Солонецкая средняя
общеобразовательная школа»
Рассмотрено:
Утверждено:
на
заседании методического
совета
приказом директора МКУ Солонецкая
СОШ
Протокол
№ 1 от №
от
.
Рабочая программа
по предмету «География.
Начальный курс. ФГОС»
для 5 класса
Составлена на основе авторской программы И.И.
Баринов География 5-9 классы. 3-е издание – М.: Просвещение, 2012.
Составитель:
М.И.Мартынова
учитель
химии и биологии
первая
категория
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа
разработана на основе Программы
основного общего образования. География 5-9 классы. 3-е издание – М.:
Просвещение, 2012. – 76 с. – (Стандарты второго поколения) реализуется в учебниках географии и
учебно-методических пособиях И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин.
В соответствии с ООП ООО МКУ Солонецкая СОШ, учебным планом МКУ Солонецкая СОШ, требований Федерального Государственного Образовательного
стандарта общего образования, Положения о рабочей программе при введении Федерального
Государственного Образовательного Стандарта общего образования МКУ Солонецкая
СОШ.
Основными целями курса являются:
Ø
знакомство с особенностями
природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества —
географической картой, с взаимодействием природы и человека;
Ø
пробуждение интереса к
естественным наукам и к географии в частности;
Ø
формирование умений
безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении данного курса решаются следующие задачи:
Ø
знакомство с одним из
интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к
этому предмету;
Ø
формирование умений
внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю)
Курс «Введение в географию. 5 класс» является
пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.
2.Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе —
учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных
знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы,
размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных
следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных
процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия
общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания,
о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
«Начальный курс географии» –
первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе
изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об
особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса
начинается формирование географической культуры и обучение географическому
языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также
приобретают умения использовать источники географической информации. Большое
внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических
процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний,
которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Программа «Начальный курс географии» полностью
соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО)
3.Место учебного предмета в
учебном плане
Предмет
"География. Начальный курс" рассчитан на общее число учебных часов за
год обучения 35
(1
час в неделю). В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на
ступени основного общего образования предшествует курс "Окружающий
мир", включающий определенные географические сведения. По отношению к
курсу географии данный курс является пропедевтическим.
4.Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения программы.
|
Планируемые результаты изучения географии
|
Тема
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
Что изучает
география (5 ч)
|
·
приводить примеры географических объектов;
·
описывать воздействие какого-либо процесса или
явления на географические объекты;
·
называть отличия в изучении Земли географией по
сравнению с другими науками
·
(астрономией, биологией, физикой, химией,
экологией);
·
объяснять, для чего изучают географию.
|
Коммуникативные:
- продолжить обучение в эвристической беседе
- уметь отображать информацию в графической
форме
- выделять главную мысль в тексте параграфа
(смысловое чтение)
- добывать недостающую информацию с помощью
карт атласа
- организовывать и планировать учебное
сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные:
-уметь самостоятельно выделять
познавательную цель
- искать и выделять необходимую информацию
- формировать и развивать компетентность в
области использования ИКТ
- применять методы информационного поиска
- уметь определять понятия, строить
умозаключения и делать выводы.
Познавательные:
- уметь объяснять особенности планеты Земля
- выделять сходство естественных наук
- уметь выявлять различия двух частей
географии
- показывать ценность географической
информации для человечества
- уметь объяснять роль географии в изучении
Земли.
|
- развитие
личностной рефлексии, толерантности
- формирование мотивации в изучении наук о
природе
- формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
- формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
|
Как люди открывали Землю (5 ч)
|
·
называть основные способы изучения Земли в
прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических
открытий и путешествий;
·
показывать по карте маршруты путешествий разного
времени и периодов;
·
приводить примеры собственных путешествий,
иллюстрировать их.
|
Коммуникативные:
Добывать недостающую информацию из карт
атласа и электронного приложения
- систематизировать полученные знания с
помощью заполнения таблицы
- устанавливать рабочие отношения и
эффективно сотрудничать
- формировать навыки учебного сотрудничества
в ходе групповой работы.
Регулятивные:
- правильно называть и показывать
географические объекты, упомянутые в тексте учебника
- самостоятельно анализировать презентацию
электронного приложения
- определять новый уровень отношения к
самому себе как субъекту деятельности
- осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных задач
- применять методы информационного поиска.
Познавательные:
- уметь объяснять роль Великих
географических открытий для человечества
- объяснять вклад путешественников в
открытие материков и новых земель
- объяснять роль русских землепроходцев в
изучении Сибири
- уметь объяснять подвиг первооткрывателей
Северного полюса.
|
формирование целостного мировоззрения
- устойчивой мотивации к обучению на основе
алгоритма выполнения задачи
- воспитание патриотизма и уважения к
Отечеству, к прошлому России.
|
Земля во Вселенной (9 ч)
|
·
описывать представления древних людей о
Вселенной;
·
называть и показывать планеты Солнечной системы;
·
приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
·
описывать уникальные особенности Земли как
планеты.
|
Коммуникативные:
- добывать недостающую информацию с помощью
вопросов
- формировать навыки учебного сотрудничества
в ходе индивидуальной и групповой работы
- организовывать и планировать учебное
сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные:
- применять методы информационного поиска, в
том числе с помощью информационных средств
- самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные:
- объяснять представление древних людей о
Вселенной
- уметь сравнивать систему мира Коперника и
современную модель Вселенной
- объяснять главное отличие Земли от других
планет
- установить, во сколько раз диаметр каждой
из планет-гигантов больше диаметра Земли
- объяснять особенности различных небесных
тел
- самостоятельно выделять созвездия на
определенных участках звездного неба
- выделять условия, необходимые для
возникновения жизни на Земле
- изучить важнейшие события в освоении космоса
- устанавливать "космический
адрес" и строение Солнечной системы по картам атласа.
|
формирование навыков работы по образцу с
помощью учителя
- формирование навыков организации своей
деятельности в группе
- формирование познавательного интереса к
предмету изучения
- формирование познавательного интереса к
предмету исследования
- воспитание патриотизма и уважения к
Отечеству, к прошлому России.
- формирование устойчивой мотивации к
обучению в группе
- устойчивой мотивации к обучению на основе
алгоритма выполнения задачи
|
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
|
·
объяснять значение понятий: «горизонт», «линия
горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности»,
«географическая карта»;
·
находить и называть сходства и различия в
изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
·
работать с компасом;
·
ориентироваться на местности при помощи компаса,
карты, местных признаков.
|
Коммуникативные:
- организовывать и планировать учебное
сотрудничество с учителем и одноклассниками
- добывать недостающую информацию с помощью
вопросов
- формировать навыки учебного сотрудничества
в ходе индивидуальной и групповой работы
Регулятивные:
-проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности
- применять методы информационного поиска, в
том числе с помощью информационных средств
- самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
- осознавать себя как движущую силу своего
научения, свою способность к преодолению препятствий
Познавательные:
- находить основные и промежуточные стороны
горизонта
- формулировать алгоритм работы с компасом
-сравнивать план местности и географическую
карту , делать описание местности с помощью условных знаков
- составлять план местности, определять
азимуты и расстояния на местности
|
формирование устойчивой мотивации к обучению
на основе алгоритма выполнения задачи
- формирование познавательного интереса к
предмету исследования
- формирование
навыков работы по образцу с помощью учителя
|
Природа Земли (12 ч)
|
·
объяснять
значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые»,
«рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
·
называть и показывать по карте основные
географические объекты;
·
наносить на контурную карту и правильно
подписывать географические объекты;
·
приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
·
объяснять особенности строения рельефа суши;
·
описывать погоду своей местности.
|
Коммуникативные:
- организовывать и планировать учебное
сотрудничество с учителем и одноклассниками
- устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
- полно и точно выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации
- формировать навыки учебного сотрудничества
в ходе индивидуальной и групповой работы
- добывать недостающую информацию с помощью
вопросов в ходе игры
Регулятивные:
- самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию
- проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы
сотрудничества
- применять методы информационного поиска,
в том числе с помощью информационных средств
Познавательные:
- выделять различия в гипотезах возникновения
Земли
- уметь характеризовать внутреннее строение
Земли, особенности ее оболочек
- устанавливать с помощью географических
карт районы землетрясений и вулканизма
- уметь характеризовать природу шести
материков Земли
- уметь показывать на карте и определять
географическое положение океанов
- уметь характеризовать воды суши
- делать выводы о значении атмосферы для
жизни на Земле, понимать смысл выражения " тропосфера - кухня
погоды"
- уметь характеризовать распределение живого
вещества в биосфере
- уметь объяснять, что почва - особое
природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды,
микроорганизмов, растений и животных
- уметь объяснять взаимосвязи в природном
комплексе
-определять новый уровень отношения к себе
как субъекту деятельности
|
Формирование устойчивой мотивации к обучению
на основе алгоритма выполнения задачи
-формирование устойчивой мотивации к
исследовательской деятельности, конструированию
- формирование навыков самоанализа и
самокоррекции учебной деятельности
-формирование навыков работы по образцу при
консультативной помощи учителя
- формирование навыков самокоррекции в
индивидуальной и коллективной учебной деятельности
- формирование навыков самокоррекции в
учебной деятельности при консультативной помощи учителя
|
5.Содержание учебного предмета
Что изучает
география (5 часов).
Мир, в
котором мы живем. Мир живой и неживой природы.
Явления природы. Человек на Земле.
Науки о
природе. Астрономия. Физика. Химия. География.
Биология. Экология.
География —
наука о Земле.
Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела
географии.
Методы
географических исследований. Географическое
описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод.
Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди
открывали Землю (5 часов)
Географические
открытия древности и Средневековья. Плавания
финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Практическая
работа № 1. Важнейшие
открытия древности и Средневековья.
Важнейшие
географические открытия. Открытие Америки. Первое
кругосветное путешествие. Открытие Австралии европейцами. Открытие Антарктиды
русскими.
Открытия
русских путешественников. Открытие и освоение
Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практическая
работа № 2. Важнейшие
географические открытия.
Земля во
Вселенной (9 часов)
Как древние
люди представляли себе Вселенную. Что такое
Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления
древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение
Вселенной: от Коперника до наших дней. Система
мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение
Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты
и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун.
Плутон.
Астероиды.
Кометы. Метеоры. Метеориты. Астероиды. Кометы.
Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная
планета — Земля. Земля — планета жизни:
благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные
исследования космоса. Вклад отечественных ученых
К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт
Земли— Ю.А. Гагарин.
Практическая
работа № 3. Ориентирование по плану и карте.
Чтение легенды карты.
Практическая
работа № 4. Самостоятельное построение простейшего
плана
Виды изображений
поверхности Земли (4 часа)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.
Ориентирование по местным признакам.
Практическая
работа № 3. Ориентирование по
компасу.
План
местности и географическая карта. Изображение
земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практическая
работа № 4. Составление
простейшего плана местности.
Природа Земли
(12 часов)
Как возникла
Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа,
Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и
планет.
Внутреннее
строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы
и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения
и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве
беспокойной земли и огнедышащих гор.
Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и
крупнейших вулканов.
Путешествие
по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка.
Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Практическая
работа №6. Описание океанов по каре полушарий и карте
океанов.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная
одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в
атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Практическая
работа №7. Составление карты стихийных природных
явлений.
Живая
оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на
Земле.
Почва —
особое природное тело. Почва, ее состав и
свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и
природа. Воздействие человека на природу. Как
сберечь природу?
6. Тематическое планирование с определением
основных видов деятельности
Тема
|
Характеристика видов деятельности учащихся
|
Что
изучает география (5 ч)
|
Мир,
в котором мы живем
|
Организация собственной деятельности. Знать
характерные черты методов исследований. Называть отличия в изучении Земли
географией. Составление конкретного вопроса и краткий ответ на него.
|
Науки
о природе
|
География-наука
о Земле
|
Методы
географических исследований
|
Контрольное
тестирование по разделу «Что изучает география»
|
Как
люди открывали Землю (5 ч)
|
Географические открытия древности и Средневековья.
|
Учить работать по картам: показывать
маршруты путешественников. Показывать по карте маршруты: А.Никитина, Ермака,
С.Дежнёва, В.В.Беринга, А.Чирикова.
|
Важнейшие географические открытия.
|
Открытие русских путешественников.
|
Обобщение по разделу «Как люди открывали Землю»
|
Земля
во Вселенной (9 ч)
|
Как древние люди
представляли себе Вселенную.
|
Развитие речи. С помощью
вопросов выяснить представления учащихся о Вселенной. Составление
плана рассказа. Работа с учебником :выписать
определения небесных тел и характерные черты. Работа с дополнительной
литературой. Подготовить минидоклад. Знать отличительные особенности Земли от
других планет. Объяснять следствие вращения Земли вокруг своей оси и Солнца.
|
Изучение
вселенной от Коперника до наших дней.
|
Соседи солнца.
|
Планеты гиганты и
маленький Плутон.
|
Астероиды,
кометы, метеоры, метеориты.
|
Мир звезд.
|
Уникальная
планета Земля.
|
Современные
исследования космоса.
|
Обобщение знаний
по разделу «Земля во Вселенной»
|
Виды
изображений поверхности Земли (4 ч)
|
Стороны
горизонта.
|
Знание сторон горизонта и умение
ориентироваться – это необходимо каждому человеку. Знать
способы ориентирования на местности, правила пользования компасом, как ориентироваться
по Солнцу, звездам. Находить и называть сходства и различия в изображении
элементов на карте и плане. Учиться сравнивать и анализировать. Формирование
ответственного отношения к учёбе и социально-ответственного поведения в
географической среде. Знать разнообразие карт: физическую, политическую,
экономическую. Уметь находить на них экватор, параллели и меридианы и нанести
их на к/к. Составление вопросов для обобщения и ответы на них.
|
Ориентирование.
|
План местности и
географическая карта.
|
Обобщение по
разделу «Виды изображений поверхности Земли»
|
Природа
Земли (12 ч)
|
Как возникла
земля.
|
Развивать письменную и
устную речь при формулировке вопросов и ответов. Выяснить, что значит
рациональное использование природных ресурсов. Выявлять причины
возникновения природных явлений.
Стихийные бедствия,
районы их распространения. Меры предосторожности. Умение находить и
показывать на карте изучаемые объекты. Описание материка с его
достопримечательностями.
|
Внутреннее
строение Земли.
|
Землетрясения и
вулканы.
Путешествие по
материкам.
|
Вода на Земле.
|
Воздушная одежда
Земли.
|
Живая оболочка
Земли.
|
Почва-особое
природное тело.
|
Человек и
природа.
|
Обобщение знаний
по разделу «Природа Земли»
|
7.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения курса:
-
воспитание российской гражданской идентичности;
осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
-
формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования;
-
формирование целостного мировоззрения;
-
формирования осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-
освоение социальных норм; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни;
-
развитие морального сознания и компетентности в
решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в
общении и других видах деятельности;
-
формирование ценности здорового и безопасного
образа жизни;
-
формирование основ экологической культуры в
жизненных ситуациях;
-
осознание значения семьи в жизни человека и
общества; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
развитие эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
-
Метапредметные
результаты:
Регулятивные
УУД:
- самостоятельно
обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать
версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать
средства достижения цели;
- составлять
(индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая
по плану, сверять свои действия с целью и корректировать план;
- в
диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
Познавательные
УУД:
- анализировать, сравнивать. Классифицировать факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии
для указанных логических операций;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность;
Коммуникативные
УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми
иных позиций;
Предметные результаты:
-
объяснять, для чего изучают географию;
-
использовать различные источники географической
информации;
-
анализировать, обобщать, интерпретировать
географическую информацию;
-
по результатам наблюдения находить и формулировать
зависимости и закономерности;
-
составлять описание географических объектов,
процессов и явлений;
-
строить простые планы местности;
-
моделировать географические объекты и явления при
помощи компьютерных программ;
-
создавать письменные тексты и устные сообщения о
географических явлениях;
-
описывать воздействие какого-либо процесса или
явления на географические объекты;
-
называть основные способы изучения Земли;
-
показывать по карте маршруты путешествий разного
времени и периодов;
-
описывать представления древних людей о Вселенной;
-
называть и показывать планеты Солнечной системы;
-
описывать уникальные особенности Земли как планеты;
-
находить и называть сходства и различия в
изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
-
работать с компасом;
-
ориентироваться на местности;
-
называть и показывать по карте основные
географические объекты;
-
наносить и правильно подписывать географические
объекты;
-
приводить примеры форм рельефа;
-
объяснять особенности строения рельефа суши;
-
описывать погоду своей местности;
-
объяснять значение ключевых понятий.
8.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
1.
Учебник География. Начальный курс. 5 кл.: учеб. Для
общеобразоват. учреждений / И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.:
Дрофа, 2013. – 140, (4) с.: ил., карт.
2. Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru
3. География. Начальный
курс. 5 кл.:рабочая тетрадь к учебнику И.И.
Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «География. Начальный курс, 5 класс» /
Н.И. Сонин, С.В.Курчина. – 2-е изд., стереотип. – М .: Дрофа, 2013. – 76, (4)
с.: ил.
Материально-техническое обеспечение учебного
процесса
1.
Лабораторный
инструментарий и оборудование для кабинета географии
2.
Проектор – 1
3.
Ноутбук – 1
4.
Коллекции.
5.
Микроскопы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.