- Учебник: «Биология», Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. / Под ред. Пономарёвой И.Н.
- 04.10.2020
- 707
- 2
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Смотреть ещё
2 347
методических разработок по географии
Перейти в каталогМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя истории и обществознания Митрофановой Ксении Николаевны
Наименование предмета: Всеобщая история. История Древнего мира.
Класс:5 Б, Г, Д
Общее количество часов по учебному плану: 70
Базовая учебная программа: Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2014.
Учебник и другие учебные пособия: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А.А. Искендерова. М.: Просвещение, 2013.
План рассмотрен и утверждён
На заседании кафедры общественных наук и экономики
«_______»_________________________2014 г.
Протокол № _______________________
Зав. кафедрой Загайнова Е.Г.
Новосибирск, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Истории Древнего мира» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения и авторской программой (Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2014).
Учебно-методический комплект:
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А.А. Искендерова. М.: Просвещение, 2013.
Годер Г.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь.5 класс. В 2 частях. Часть 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток. Часть 2. Древняя Греция. Древний Рим. М.: Просвещение, 2014.
Шевченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс. М.: Просвещение, 2012.
Количество часов по учебному плану – 70 часов (2 часа в неделю).
Цель изучения курса «История Древнего мира» – осознание значимости периода древности, Античности в мировой истории.
Задачи изучения курса:
v воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
v освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
v овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
v формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
v применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Ресурсное обеспечение составляют материалы УМК (см. выше) и дополнительная литература к курсу:
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А.А. Искендерова. М.: Просвещение, 2013.
Годер Г.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь.5 класс. В 2 частях. Часть 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток. Часть 2. Древняя Греция. Древний Рим. М.: Просвещение, 2014.
Шевченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс. М.: Просвещение, 2012.
Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс / Сост. К.В. Волкова. М.: ВАКО, 2014.
Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.
История Древнего мира. 5 класс: атлас. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013.
История Древнего мира. 5 класс: контурные карты. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014.
Федосик В.А., Прохоров А.А., Евтухов И.О. Материалы по истории Древнего мира и Средних веков: Справ. пособие. Минск: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004.
Средства обучения: Учебник, рабочие тетради, атлас, контурные карты по истории Древнего мира для 5 класса, компьютер, проектор.
Карты:
Древний Восток (Др. Египет. IV-I тысячелетия до н.э. Междуречье и восточное средиземноморье»
Египет и передняя Азия в древности
Древняя Италия (до сер. III в. до н.э.
Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.
Древняя Греция.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная работа. Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, составление и решение кроссвордов и исторических задач, подготовка презентации учениками продвинутого уровня, изготовление аппликаций, макетов.
Для контроля качества обучения применяются контрольные работы, тестирование, индивидуальные карточки с заданиями, фронтальные и групповые опросы, словарные диктанты.
Специфика реализации данной программы в условиях МБОУ «Экономический лицей» заключается в необходимости углубленного изучения тем, связанных с экономикой и хозяйством древних цивилизаций.
Требования к уровню подготовки выпускников:
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
— овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории;
— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
— овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 — 9 классов по всеобщей истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
/. Знание хронологии, работа с хронологией:
— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет- ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления;
— различать причину и следствие исторических событий, явлений;
— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
— сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия;
— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
— определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
— использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в пол и культурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п/п |
№ урока |
Тема урока |
Базовое содержание урока |
Виды деятельности |
Информационно-методическое обеспечение |
Планируемые результаты и компетенции |
Домашнее задание |
Сроки проведения |
|
Планируемые |
Фактические |
||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) |
|||||||||
1 |
1 |
Вводный урок |
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении ИДМ. |
Групповая, работа с контурной картой. |
Карта «Древнейшие люди на Земле», учебник, презентация учителя. |
Знать основные понятия: - исторический источник; - исторические факты: Что изучает история Древнего мира. Уметь определять роль археологических раскопок и значение письменных источников в изучении истории Древнего Мира. |
Написать рассказ об известных источниках древности на территории нашего края. Рисунки о родном крае. |
|
|
Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 часов) |
|||||||||
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч) |
|||||||||
2 |
2 |
Древнейшие люди |
Древнейшие люди – наши далекие предки. Прародина человека. Орудия труда и опыт их изготовления. Собирательство и охота. Овладение огнем. |
Групповая, работа с контурной картой. |
Раб. Тетрадь, карта «Древнейшие люди на Земле». Презентация учителя |
Знать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе, основные занятия. |
§ 1., р.т. №4, 5 с.4 |
|
|
3 |
3 |
Родовые общины охотников и собирателей |
Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты, охота сообща, новые орудия охоты. Родовые общины, сообщества сородичей. Совместное ведение хозяйства и распределение обязанностей в родовой общине. |
Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой. |
Раб. Тетрадь, карта «Древнейшие люди на Земле». Презентация учителя |
Знать географию расселения первобытных людей. Называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты и новые способы охоты. Разрабатывать сценарий охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. |
§ 2, р.т. №7, 8 |
|
|
4 |
4 |
Возникновение искусства и религиозных верований |
Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя перед охотой. Зарождение веры в душу. Религиозные верования первобытных охотников и собирателей. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная. |
Раб. Тетрадь, карта «Древнейшие люди на Земле». Презентация учителя |
Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Объяснять, как ученые разгадывают тайны наскальной живописи. Работать с текстом учебника по заданию учителя. Характеризовать верования первобытных людей. |
§ 3, пересказ. Р.т. №11, 12. |
|
|
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч) |
|||||||||
5 |
5 |
Возникновение земледелия и скотоводства |
Возникновение земледелия. Мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство. Освоение ремесел, гончарное ремесло, появление одежды из ткани. Родовые общины и племя. Племя. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования скотоводов и земледельцев, зарождение культа. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, исследовательская. |
Раб. Тетрадь, карта «Древнейшие люди на Земле». Презентация учителя |
Знать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Обозначать последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни первобытного человека. Характеризовать религиозные представления древнего человека. |
§4. Нарисовать бога урожая., р.т. №13, 14, 15 |
|
|
6 |
6 |
Появление неравенства и знати |
Развитие ремесел и выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Обработка металлов, изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города. |
Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой. |
Рабочая тетрадь, презентация учителя |
Знать понятия: гончарный круг, металлургия, ремесло, ремесленник, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, рабы, город, святилище, государство. Находить на карте районы первичной металлургии. Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменение отношений в общине после выделения в ней знати. |
§5, .Рабочая тетрадь № 14, 15, 16. |
|
|
7 |
7 |
Повторительно-обобщающий урок. |
Значение эпохи первобытности для человечества. Какой опыт дала нам первобытность. Переход от первобытности к цивилизации, выделения ремесла, неравенство, появление городов, государств, письменности. |
Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой, частично-поисковая. |
Кроссворд, карточки с заданиями, рабочая тетрадь, презентация учителя, карта «Древнейшие люди на Земле». |
Уметь работать с картой, составлять и решать кроссворды, решать проблемные и развивающие задачи. |
Составить кроссворд (темы на выбор), р.т. стр. 16 «Проверьте себя». |
|
|
Тема 3. Счет лет в истории (1 ч) |
|||||||||
8 |
8 |
Счет лет в истории |
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Летоисчисление о РХ, наша эра. Линия времени как схема ориентировки в историческом времени |
Групповая, индивидуальная, частично-поисковая. |
Учебник, рабочая тетрадь, презентация учителя |
Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет лет. Знать понятия: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период, хронология. |
Задания в рабочей тетради: №18, 19, 20. |
|
|
Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 ч) |
|||||||||
Тема 4. Древний Египет (8 ч) |
|||||||||
9 |
9 |
Государство на берегах Нила. |
Страна Египет, местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте, система орошения. Объединение Древнего Египта. Управление единым государством. |
Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой, частично-поисковая. |
Карта «Древний Восток», учебник, рабочая тетрадь, презентация учителя. |
Характеризовать местоположение и природно-географические условия страны с помощью карты и и мультимедийных ресурсов. Устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и занятиями древних египтян. Знать понятия: речные пороги, речной ил, оазис в пустыне, рельеф, фараон, столица. |
§6, задания в рабочей тетради (№ 22, 26) и на контурной карте. |
|
|
10 |
10 |
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. |
Жители Египта: от фараона до простого земледельца. труд земледельца. Система оросительных каналов. В гостях у египтянина, жилище. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая. |
Учебник, презентация учителя |
Знать и самостоятельно формулировать понятия: вельможа, писец, налог, орошение, шадуф, роспись, амулет. |
§7, пересказ, задания в рабочей тетради (.№24). |
|
|
11 |
11 |
Жизнь египетского вельможи |
О чем могут рассказать гробницы вельмож. Усадьба вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, исследовательская. |
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь. |
Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Знать ключевые понятия урока. |
§8, прочитать повесть о Синухете и выполнить задания к ней. |
|
|
12 |
12 |
Военные походы фараонов |
Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев, боевые колесницы египтян. Направления военных походов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта – Мемфис и Фивы. Участь военнопленных. Появление наемного войска. |
Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической картой, частично-поисковая. |
Учебник, карта, презентация учителя |
Знать понятия: бронза, пехотинец, боевая колесница, дышло, возница, колесничий, дротик, наемное войско. Уметь работать с картой и датами. Делать сообщение в военных походах Тутмоса III. |
§9, задание в рабочей тетради (№28, 29). |
|
|
13 |
13 |
Религия древних египтян |
Боги и жрецы. Храмы – святилища богов. Могущество жрецов. Египтяне о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, исследовательская. |
Учебник, рабочая тетрадь, презентация учителя |
Знать основные особенности религии древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Знать понятия: храм, жрец, саркофаг, статуя, мумия. |
§10, рабочая тетрадь (№ 31,32). |
|
|
14 |
14 |
Искусство Древнего Египта |
Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс, пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры. Экспозиции древнеегипетского искусства в музеях мира. |
Групповая, проектная деятельность, элементы исследовательской деятельности. |
Учебник, презентация учителя. |
Знать понятия: египетские пирамиды, сфинкс, чудеса света, обелиск, колонна. Уметь искать в Интернете информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов; рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.
|
§11. Подготовить презентации Power Point (совместно с родителями) на тему «Произведения Древнеегипетского искусства»; 1 ученик – рабочая тетрадь №34 (2).. |
|
|
15 |
15 |
Письменность и знания древних египтян |
Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материалов для письма, египетские папирусы. Свиток папируса – книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретение инструментов отсчета времени. Жрецы – хранители знаний. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая. |
Учебник, презентация учителя и учеников. |
Знать понятия: иероглиф, папирусный свиток, календарь, астрономия, водяные часы. Уметь находить и представлять информацию в виде сообщений. |
§12, задания в рабочей тетради №35, 36. |
|
|
16 |
16 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет |
Достижения Древнего Египта (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, зарождение письменности, появление основ наук). Неограниченная власть фараонов, представления о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего). |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, проектная деятельность. |
Учебник, презентация учителя, карточки с заданиями, кроссворды, шарады. |
Знать ключевые понятия изученной темы. Уметь работать с картой, составлять и решать кроссворды, решать проблемные и развивающие задачи. |
Составить кроссворд из изученных понятий, Задания в рабочей тетради (№ 39 и «Проверьте себя»). |
|
|
Тема 5. Западная Азия в древности (7 часов) |
|||||||||
17 |
17 |
Древнее Двуречье |
Страна двух рек: местоположение, природно-географические условия, ирригационное земледелие. Города из глиняных кирпичей. Ур и Урук. Башни от земли до неба. Боги шумеров. Письмена на глиняных табличках. Писцовые школы. Клинопись – особое письмо Двуречья. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической и контурной картой. |
Учебник, карта «Древний Восток», презентация учителя |
Знать понятия: шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы». Характеризовать природно-географические условия Древнего Двуречья. Описывать и выделять главные особенности письменности Древнего Двуречья. |
§13, задания в рабочей тетради (№ 45 и 46, 57). |
|
|
18 |
18 |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. |
Город Вавилон становится главным. Власть Хаммурапи – от богов. Царские законы. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Принцип талиона. Закон о ростовщиках. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой. |
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь |
Выделять основные понятия урока (не более пяти) Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены законами богов. |
§14, задания в рабочей тетради (№ 52, 53). |
|
|
19 |
19 |
Финикия. |
Города финикийцев. Природно-климатические условия Финикии. Финикийские мореплаватели, Средиземное море и финикийцы. Ремесла. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Алфавит. Легенды о финикийцах. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Египет и передняя Азия в древности», презентация учителя |
Знать основные понятия урока. Характеризовать финикийский алфавит. Описывать основные занятия финикийцев. Использовать историческую карту для объяснения выгодного положения Финикии. |
§15, задания в рабочей тетради и контурной карте (№ 59, 60, 61). |
|
|
20 |
20 |
Библейские сказания. |
Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Занятия, быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Моисей выводит евреев из Египта. Бог дает законы народу. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Египет и передняя Азия в древности», презентация |
Знать территорию расселения древнееврейских племен. Объяснять значение принятия единобожия. Знать и уметь формулировать самостоятельно основные понятия урока. |
§16, задания в рабочей тетради и на контурной карте (№63, 67). |
|
|
21 |
21 |
Древнееврейское царство. |
Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство. Первые цари – Саул, Давид, Соломон. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой. |
Учебник, рабочая тетрадь, карта «Древний Восток», презентация учителя. |
Решать развивающие и проблемные задачи. Знать основные понятия урока. Укреплять навыки работы с картой. |
§17, задания в рабочей тетради (№ 69) |
|
|
22 |
22 |
Ассирийская держава. |
Освоение железа, железные орудия труда. Ассирийское войско и конница. Вооружение. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Произведения ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Египет и передняя Азия в древности», презентация учителя, рабочая тетрадь. |
Работать в малых группах над заданием учителя. Характеризовать достижения ассирийцев в обработке железа, искусстве, военном деле. Знать и называть основные причины гибели Ассирийской державы. |
§18. Задания в рабочей тетради и на контурной карте (№ 72, 73, 74). |
|
|
23 |
23 |
Персидская держава |
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Кир Великий. Образование Персидской державы. Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Войско персидского царя. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Египет и передняя Азия в древности», презентация, рабочая тетрадь. |
Работать с исторической картой. Систематизировать информацию о достижениях персидских царей. Знать и формулировать самостоятельно ключевые понятия темы. Знать и кратко рассказывать легенды о персидских царях. |
§19. Задания в рабочей тетради и контурной карте (№ 77, 78). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 6. Индия и Китай в древности (5 часов) |
|||||||||
24 |
24 |
Природа и люди Древней Индии |
Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли и деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Египет и передняя Азия в древности», презентация учителя, рабочая тетрадь. |
Уметь рассказывать о местоположении Индии, природно-климатических условиях. Показывать на карте основные географические объекты Индии. Знать и формулировать основные понятия темы. |
§20, задания в контурной карте (№ 80, 81). |
|
|
25 |
25 |
Устройство общества в Древней Индии |
Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. "Неприкасаемые". Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царём Ашокой |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность. |
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь. |
Составлять простой план пунктов параграфа (по выбору). Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы - хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Готовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев |
§21, прочитать легенду о Будде. Подумайте, какие выводы можно сделать из этого документа. Задания в рабочей тетради (82, 83).. |
|
|
26 |
26 |
Природа и люди Древнего Китая. Конфуций и его учение. |
Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Египет и передняя Азия в древности», презентация учителя, рабочая тетрадь. |
Находить на карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости |
§22, задания в рабочей тетради и на контурной карте (№ 86, 88). |
|
|
27 |
27 |
Первый властелин единого Китая. |
Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой. |
Учебник, карта, презентация учителя, рабочая тетрадь. |
Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока |
§23, задания в рабочей тетради (№ 87), повторить термины к повторительно-обобщающему уроку. |
|
|
28 |
28 |
Повторительно-обобщающий урок |
Повторение изученного материала. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой, частично-поисковая деятельность.. |
Учебник, карта «Египет и передняя Азия в древности», презентация учителя, рабочая тетрадь. |
Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии |
Составить словарь понятий по теме, «Проверь себя» № 1, 2, 4). |
|
|
Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 час) |
|||||||||
Тема 7. Древнейшая Греция (5 часов) |
|||||||||
29 |
29 |
Древнейшая Греция |
Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой, исследовательская деятельность. |
Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой заданиями рабочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст |
§24, задания на контурной карте и в рабочей тетради ЧАСТЬ 2: №1,2,3. |
|
|
30 |
30 |
Микены и Троя. |
В крепостных Микенах. Местонахождение. "Архитектура великанов". Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими. |
§25, задания на контурной карте. |
|
|
31 |
31 |
Поэма Гомера «Илиада» |
Миф о Троянской войне и поэмы "Илиада" и "Одиссея". Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, исследовательская деятельность. |
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь |
Рассказывать легенду о жизни Гомера. Кратко раскрывать суть поэмы Гомера "Иллиада". Характеризовать образы основных героев "Илиады". Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока |
§26, задания в рабочей тетради № 9. |
|
|
32 |
32 |
Поэма Гомера «Одиссея» |
География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. |
|
Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь |
В группах соотносить путь Одиссея домой, на Итаку, с картой. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: "понятно", "непонятно", "известно", "неизвестно" |
§27 задания в рабочей тетради № 14, 15. |
|
|
33 |
33 |
Религия древних греков |
Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских погов. Мифы о Деметре и Персифоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. |
|
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь |
Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. |
§28, рабочая тетрадь № 10, 13. Какие подвиги совершил Геракл? (1 ученик). |
|
|
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием |
|||||||||
34 |
34 |
Два великих полиса: Афины и Спарта |
География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Находить на карте и устно комментировать местоположение Аттики, занятия её населения. Объяснять значение понятий: полис, демос. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским алфавитом. |
§29, задания в рабочей тетради № 16, 17. |
|
|
35 |
35 |
Зарождение демократии в Афинах |
Демос встаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность. |
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь. |
Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия». Сравнивать законы Драконта и Солона. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам. |
§30, задания в рабочей тетради № 18, 19,20.. |
|
|
36 |
36 |
Древняя Спарта |
География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. "Детский" способ голосования. |
Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой. |
Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Показывать на карте местоположение Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение. Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев. |
§31, задания в рабочей тетради №24 |
|
|
37 |
37 |
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей |
Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона |
Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой. |
Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Объяснять причины греческой колонизации, её географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Описывать одежду грека |
§32, задания в рабочей тетради №25, 26 |
|
|
38 |
38 |
Олимпийские игры в древности |
Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим Играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль Олимпийских игр |
Групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность. |
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь |
Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени |
§33, подготовить сообщение об олимпийских видах спорта в Древней Греции (2-3 ученика), остальные – задание № 29 в р.т. |
|
|
39 |
39 |
Победа греков над персами в Марафонской битве |
Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность. |
Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве |
§34, р.т. № 33 |
|
|
40 |
40 |
Нашествие персидских войск на Элладу |
Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Зашита Фермопил. Под¬виг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата». |
Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой. |
Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа: о создании военного флота; о Фермопильском сражении; о Саламинской битве. |
§35, р.т. №34. |
|
|
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч) |
|||||||||
41 |
41 |
В гаванях афинского порта Пирей |
В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли |
Групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность. |
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь |
Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. |
§36, р.т. № 36 |
|
|
42 |
42 |
В городе богини Афины |
Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность. |
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь |
Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в Power Point об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками; кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока) |
§37, на выбор составить короткую презентацию в Power Point об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками, ИЛИ № 37 в р.т. |
|
|
43 |
43 |
В афинских школах и гимнасиях |
Воспитание детей педагогами. Рабы- педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность. |
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь |
Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. |
§38 |
|
|
44 |
44 |
В афинском театре |
Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений. |
Групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность. |
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь |
Объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества. |
§39, р.т. № 40 |
|
|
45 |
45 |
Афинская демократия при Перикле |
Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания» Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
|
Групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность. |
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь |
Самостоятельно подготавливать тематические сообщения (по выбору). Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Проводить поиск информации в Интернете о единомышленниках, друзьях Перикла. Систематизировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла.
|
§40, р.т. № 41 |
|
|
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч) |
|||||||||
46 |
46 |
Города Эллады подчиняются Македонии. |
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции. |
Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой. |
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь |
Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции. |
§41, р.т. №44. |
|
|
47 |
47 |
Поход Александра Македонского на Восток |
Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском. |
Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой. |
Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам Александра Македонского. Оценивать поступки Александра Македонского, его противников. |
§42, задания на контурной карте. |
|
|
48 |
48 |
В Александрии Египетской |
Распад державы Александра Македонского после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. |
Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Называть причины распада державы Александра Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии — центре эллинистического мира. Сравнивать Александрию и Афины. |
§43, №46 в р.т. |
|
|
49 |
49 |
Вклад древних эллинов в мировую культуру |
Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии. |
Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателя Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии. |
РТ: Проверь себя: № 1-2. |
|
|
Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ (17 ч) |
|||||||||
Тема 11: Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) |
|||||||||
50 |
50 |
Древнейший Рим |
Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти. |
Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима с событиями, происходившими в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, ресурсы мультимедиа, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме |
§44, р.т. №47-48 |
|
|
51 |
51 |
Завоевание Римом Италии |
Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев. |
Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Исследовать по карте и мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима в III и II вв. до н. э. |
§45, задание на контурной карте |
|
|
52 |
52 |
Устройство Римской республики |
Плебеи — полноправные граждане Рима. Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме. |
Групповая, индивидуальная работа, частично-поисковая деятельность. |
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь |
Сравнивать устройство Римской республики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона по сравнению с фалангой. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента. |
§46, р.т. № 51, 54 |
|
|
Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) |
|||||||||
53 |
53 |
Вторая война Рима с Карфагеном |
Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье. |
Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. |
§47, р.т № 56. |
|
|
54 |
54 |
Установление господства Рима во всём Средиземноморье |
Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима. |
Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Характеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, Рима. Составлять простой план параграфа. |
§48, РТ №55. |
|
|
55 |
55 |
Рабство в Древнем Риме |
Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах. |
Групповая, индивидуальная работа, частично-поисковая деятельность. |
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь |
Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян. |
§49, № 58 рт. |
|
|
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч) |
|||||||||
56 |
56 |
Земельный закон братьев Гракхов |
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая |
Групповая, индивидуальная работа, частично-поисковая деятельность. |
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь |
Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Тиберия Гракха выступить в защиту бедняков. Работать в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян. |
§50, РТ № 60. |
|
|
57 |
57 |
Восстание Спартака |
Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. |
Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки восставших. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать краткосрочные проекты на темы «Поход Спартака в Альпы»; «Красе против Спартака». |
§51, РТ № 59 |
|
|
58 |
58 |
Единовластие Цезаря |
Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. |
Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Юлия Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и сената в отношении Юлия Цезаря. |
§52, РТ № 61. |
|
|
59 |
59 |
Установление империи |
Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида». |
Групповая, индивидуальная работа, частично-поисковая деятельность. |
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь |
Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых римлян. |
§53, рт № 62. |
|
|
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч) |
|||||||||
60 |
60 |
Соседи Римской империи |
Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, об их занятиях, образе жизни и о верованиях. Дороги Римской империи. |
Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах — соседях Римской империи и их взаимоотношениях. |
§54, РТ № 63 |
|
|
61 |
61 |
В Риме при императоре Нероне |
Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне, Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона. |
Групповая, индивидуальная работа, частично-поисковая деятельность. |
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь |
Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона. |
§55 |
|
|
62 |
62 |
Первые христиане и их учение |
Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан. |
Групповая, индивидуальная работа, частично-поисковая деятельность. |
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь |
Рассказывать об условиях появления христианского учения. Давать объяснение причинам распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни. |
§56, РТ № 64 |
|
|
63 |
63 |
Расцвет Римской империи во II в. н. э. |
Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи. |
Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во II в. н. э. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века. |
§57, подготовить презентацию о новых постройках в Риме и в провинциях. |
|
|
64 |
64 |
Вечный город и его жители |
Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме. |
Групповая, индивидуальная работа, частично-поисковая деятельность. |
Учебник, презентация учителя и учеников, рабочая тетрадь |
Проводить виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца. сенатора об одном дне в Риме. |
§58, РТ № 68. |
|
|
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч) |
|||||||||
65 |
65 |
Римская империя при Константине |
Рим и варвары. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ад и рай в книгах христиан. |
Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в 1 в. н. э. и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу. |
§59, РТ № 71, 72. |
|
|
66 |
66 |
Взятие Рима варварами |
Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары-наёмники в римской армии. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи Античности |
Групповая, индивидуальная работа, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой. |
Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь |
Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю. |
§60, РТ № 73. |
|
|
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (4 ч) |
|||||||||
67 |
67-70 |
Признаки цивилизации Греции и Рима |
Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. |
Групповая, индивидуальная работа, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой. |
Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь, карта «Древний Рим». |
Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни. Решать кроссворды, выполнять проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты античной истории. |
|
|
|
В нашем каталоге доступно 76 124 рабочих листа
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя истории и обществознания Митрофановой Ксении Николаевны
Наименование предмета: Всеобщая история. История Древнего мира.
Класс:5 Б, Г, Д
Общее количество часов по учебному плану: 70
Базовая учебная программа: Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2014.
Учебник и другие учебные пособия: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А.А. Искендерова. М.: Просвещение,2013.
6 677 907 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Шелестюк Ксения Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.