Согласовано.
Утверждаю.
Заместитель директора
по УВР Директор
«МБОУ ООШ №7»
МБОУ
«ООШ№7»
____________Т.Л. Гузеева
______________М. Л.
Лунегова
«___»______________2014г.
«___»____________2014г.
Рабочая программа
по
Внеурочной
деятельности в начальной школе
«ПОДВИЖНЫЕ
ИГРЫ»
На 2014-2015 учебный год
Учитель:
Лоскутова Людмила Васильевна, учитель физической культуры
Содержание
1.
Пояснительная записка
2.
Содержание программы
3.
Описание места кружка в учебном плане
4.
Описание ценностных ориентиров содержания
5.
Тематическое планирование
6.
Методические рекомендации
7.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
8.
Планируемый результат
9.
Список литературы
10.
Календарно – тематическое планирование
Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и
примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
Образовательный
процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения.
Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо
других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей,
что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние
центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень
сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает
возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки,
связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень
здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый
класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня
серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается
низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в
развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой,
эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский
организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к
неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних
условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных
влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического
развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная
оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного
процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она
располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра
способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей
и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем
физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может
происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные
особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной
технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим
жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов
использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного
потенциала.
Содержание программы
Программа
предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных,
двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению
желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами
деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности.
В
процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых
ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение
алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять
действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное
средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой
национальной культуры. В «Подвижные
игры» вошли: народные игры, распространенные в
России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических
процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они
помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию
физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота
реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память,
смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания
могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место кружка в учебном плане.
Программа
рассчитана на 33-1 кл, 34-2-4кл часа в год с проведением занятий 1 раз внеделю,
продолжительность занятия 40-45 минут. Содержание кружка отвечает требованию к
организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную
физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную
информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными
ориентирами содержания данного
кружка являются:
–
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
–
формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма
действия,
–
развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
–
привлечение обучающихся
к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Цель
программы: удовлетворить
потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить
владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности,
нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
ü
укрепление
здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
ü
развитие
двигательных реакций, точности движения, ловкости;
ü
развитие
сообразительности, творческого воображения;
ü
развитие коммуникативных
умений;
ü
воспитание
внимания, культуры поведения;
ü создание
проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
ü обучить
умению работать индивидуально и в группе,
ü развить
природные задатки и способности детей;
ü развитие
доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
ü развитие
коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации
совместной продуктивной деятельности;
Тематическое планирование 1
класса
№
|
Разделы
|
Кол-во
часов
|
1
|
Русские народные игры
|
8
|
2
|
Подвижные игры
|
17
|
3
|
Эстафеты
|
8
|
|
итого
|
33
|
№
|
Разделы
|
Кол-во
часов
|
1
|
Русские народные игры
|
11
|
2
|
Подвижные игры
|
8
|
3
|
Эстафеты
|
8
|
4
|
Игры народов России
|
7
|
|
итого
|
34
|
Тематическое планирование 2
класса
Тематическое
планирование 3 класса
№
|
Разделы
|
Кол-во
часов
|
1
|
Русские народные игры
|
11
|
2
|
Эстафеты
|
6
|
3
|
Игры народов России
|
17
|
|
итого
|
34
|
Тематическое
планирование 4 класс
№
|
Разделы
|
Кол-во
часов
|
1
|
Русские народные игры
|
19
|
2
|
Эстафеты
|
8
|
3
|
Игры народов России
|
7
|
|
итого
|
34
|
Методические
рекомендации
1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих.
Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая
сложными салками, разные условия и разные правила.
2.
Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения,
умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху
участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку
в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у
томленные центры.
3. Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу
разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое
или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность,
вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
1.
раздел - «Русские народные
игры», изучается с 1-го по 4-й
класс.
2.
раздел - «Игры народов
России», изучается со 2 по 4-й класс.
3.
раздел - «Подвижные игры»,
изучается в 1-х и 2-х классах.
4.
раздел - «Эстафеты», изучается
в 1-4-х классах.
Такое распределение
изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям -
знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям
6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в
этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить
их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения,
нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми
различных народов, они не только развиваются физически,
но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов,
акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и
нравственно людей.
цели изучения по каждому разделу
«Русские народные игры»
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать
физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость.
Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
«Игры народов России»
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов,
проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности.
Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту
реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе.
Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели:
познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки
передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности
Личностными результатами кружка «Подвижные игры»
являются следующие умения:
оценивать поступки людей,
жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки
как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами кружка «Подвижные игры»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Ø
Регулятивные УУД:
·
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
·
проговаривать последовательность действий
во время занятия;
·
учиться работать
по определенному алгоритму
Ø
Познавательные УУД:
·
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Ø
Коммуникативные УУД:
·
планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов
взаимодействия;
·
постановка вопросов — инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;
·
разрешение конфликтов — выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его реализация;
·
управление поведением партнёра — контроль,
коррекция, оценка его действий;
·
умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств
коммуникации.
·
сформировать навыки позитивного
коммуникативного общения;
Формы занятий:
Занятия
полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного
инвентаря и без него.
Режим
занятий:
В 1-4 классах
начальной школы занятия продолжительностью 40-45 минут проводятся 1 раз в
неделю в группах не более 15-ти детей, но и не менее 8-ми.
Планируемый
результат:
-у выпускника
начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими
упражнениями и подвижными играми;
- сформировано
начальное представление о культуре движении;
- младший обучающийся
сознательно применяет физические упражнения для повышения
работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и
углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать
в коллективе.
Список литературы.
1.
«Образовательная система
«Школа 2100» федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная
основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга2. Программа отдельных
предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна- изд. 2-е, испр.-
М.: Баласс, 2011.- 432с.
2.
Подвижные
игры и физминутки в начальной школе.
Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128.
Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя
начальной школы».
3. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая
культура. 1-4 классы: проект. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. –
Стандарты второго поколения.
4.
Спортивно-оздоровительные
мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост.
О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.
5. Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А.
Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
6. Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для
учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. , Цандыков В.Э. – М.: Баласс, 2012.-128с.
7. Физическая культура: учебное пособие /В.Л. Мустаев; под научной
редакцией Н.А. Заруба, консультант по методике Л.А. Коровина. – Кемерово:
изд-во КРИПКиПРО, 2008.- 140с.
8.
Физическая культура. Учебник
для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс,
2012.-80с.
9.
Физическая культура. Учебник
для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс,
2011.-80с.
10.
Физическая культура. Входные
и итоговые проверочные работы: 1-4 классы / Авт.- сост. В.Н. Верхлин, К.А.
Воронцов.- М.:ВАКО, 2011.- 48с.-Контрольно -измерительные материалы
Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры»
1-й класс (33 часа)
№
п/п
|
Тема занятия
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
1
|
Гуси-лебеди
|
1
|
|
2
|
У медведя во бору
|
1
|
|
3
|
Филин и пташки
|
1
|
|
4
|
Палочка- выручалочка
|
1
|
|
5
|
Блуждающий мяч
|
1
|
|
6
|
Классики
|
1
|
|
7
|
Ловишка в кругу
|
1
|
|
8
|
Пчелки и ласточки
|
1
|
|
9
|
К своим флажкам
|
1
|
|
10
|
Кот идет
|
1
|
|
11
|
Северный и южный ветер
|
1
|
|
12
|
Соревнования скороходов
|
1
|
|
13
|
Колдунчики
|
1
|
|
14
|
Аисты
|
1
|
|
15
|
Пчелы и медведи
|
1
|
|
16
|
Хитрая лиса
|
1
|
|
17
|
Ловишки с приседаниями
|
1
|
|
18
|
Переправа с досками
|
1
|
|
19
|
Туннель
|
1
|
|
20
|
Собери урожай
|
1
|
|
21
|
На погрузке арбузов
|
1
|
|
22
|
Принеси мяч
|
1
|
|
23
|
Успей перебежать
|
1
|
|
24
|
С мячом
|
1
|
|
25
|
Весёлые старты
|
1
|
|
26
|
Совушка
|
1
|
|
27
|
Мышеловка
|
1
|
|
28
|
Пустое место
|
1
|
|
29
|
Карусель
|
1
|
|
30
|
Кто быстрее?
|
1
|
|
31
|
Конники-спортсмены
|
1
|
|
32
|
Лягушата и цыплята
|
1
|
|
33
|
Карлики и великаны
|
1
|
|
Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры»
2-й класс (34 часа)
№
п/п
|
Тема занятия
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
1
|
Русская народная игра «Жмурки»
|
1
|
|
2
|
Русская народная игра «Кот и мышь»
|
1
|
|
3
|
Русская народная игра «Горелки»
|
1
|
|
4
|
Русская народная игра «Салки»
|
1
|
|
5
|
Русская народная игра «Пятнашки»
|
1
|
|
6
|
Русская народная игра «Охотники и зайцы»
|
1
|
|
7
|
Русская народная игра «Фанты»
|
1
|
|
8
|
Русская народная игра «Ловушки с
приседаниями»
|
1
|
|
9
|
Русская народная игра «Волк»
|
1
|
|
10
|
Русская народная игра «Птицелов»
|
1
|
|
11
|
Подвижная игра «Совушка»
|
1
|
|
12
|
Подвижная игра «Мышеловка»
|
1
|
|
13
|
Подвижная игра «Пустое место»
|
1
|
|
14
|
Подвижная игра «Карусель»
|
1
|
|
15
|
Подвижная игра «Кто быстрее?»
|
1
|
|
16
|
Подвижная игра «Конники-спортсмены»
|
1
|
|
17
|
Подвижная игра «Лягушата и цыплята»
|
1
|
|
18
|
Подвижная игра «Карлики и великаны»
|
1
|
|
19
|
Эстафета «Передача мяча»
|
1
|
|
20
|
Эстафета «С мячом»
|
1
|
|
21
|
Эстафета зверей
|
1
|
|
22
|
Эстафета «Быстрые и ловкие»
|
1
|
|
23
|
Эстафета «Вызов номеров»
|
1
|
|
24
|
Эстафета по кругу
|
1
|
|
25
|
Эстафета с обручем
|
1
|
|
26
|
Эстафета со скакалкой
|
1
|
|
27
|
Русская народная игра «Гори, гори ясно!»
|
1
|
|
28
|
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный
пень»
|
1
|
|
29
|
Бурятская народная игра «Ищем палочку»
|
1
|
|
30
|
Дагестанские народные игры «Выбей из
круга», «Подними платок»
|
1
|
|
31
|
Марийская народная игра «Катание мяча»
|
1
|
|
32
|
Татарская народная игра «Серый волк»
|
1
|
|
33
|
Якутские народные игры «Сокол и лиса»,
«Пятнашки»
|
1
|
|
34
|
Чувашская игра «Рыбки
|
1
|
|
Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры»
3-й класс (34 часа)
№
п/п
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Дата
|
1
|
Русская народная игра «Краски»
|
1
|
|
2
|
Русская народная игра «Гори, гори ясно»
|
1
|
|
3
|
Русская народная игра «Ляпка»
|
1
|
|
4
|
Башкирские
народные игры «Юрта», «Медный пень»
|
1
|
|
5
|
Бурятская
народная игра «Ищем палочку»
|
1
|
|
6
|
Дагестанские
народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»
|
1
|
|
7
|
Кабардино-балкарская
народная игра «Под буркой»
|
1
|
|
8
|
Калмыцкие
народные игры «Прятки», «Альчик!»
|
1
|
|
9
|
Карельские
народные игры «Мяч», «Я есть!»
|
1
|
|
10
|
Игры
народов Коми «Невод»,»Стой, олень!»
|
1
|
|
11
|
Марийская
народная игра «Катание мяча»
|
1
|
|
12
|
Татарская
народная игра «Серый волк»
|
1
|
|
13
|
Якутские
народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»
|
1
|
|
14
|
Удмуртские
народные игры «Водяной», «Серый зайка»
|
1
|
|
15
|
Чечено-ингушская
игра «Чиж»
|
1
|
|
16
|
Тувинские
народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба»
|
1
|
|
17
|
Мордовские
народные игры «Котел», «Круговой»
|
1
|
|
18
|
Северо-осетинская
игра «Борьба за флажки»
|
1
|
|
19
|
Чувашская
игра «Рыбки»
|
1
|
|
20
|
Игра
народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз»
|
1
|
|
21
|
Эстафета
«Вызов номеров»
|
1
|
|
22
|
Эстафета
по кругу
|
1
|
|
23
|
Эстафета
с обручем
|
1
|
|
24
|
Эстафета с мячом
|
1
|
|
25
|
Эстафета «Быстрые и ловкие»
|
1
|
|
26
|
Эстафета
«Встречная»
|
1
|
|
27
|
Русская
народная игра «Салки»
|
1
|
|
28
|
Русская
народная игра «Пятнашки»
|
1
|
|
29
|
Русская
народная игра «Охотники и зайцы»
|
1
|
|
30
|
Русская
народная игра «Фанты»
|
1
|
|
31
|
Русская
народная игра «Ловушки с приседаниями»
|
1
|
|
32
|
Русская народная
игра «Волк»
|
1
|
|
33
|
Русская
народная игра «Птицелов»
|
1
|
|
34
|
Русская
народная игра «Горелки»
|
1
|
|
Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры» 4-й класс (34часа)
№
п/п
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Дата
|
1
|
Русская народная игра «Жмурки»
|
1
|
|
2
|
Русская народная игра «Кот и мышь»
|
1
|
|
3
|
Русская народная игра «Горелки»
|
1
|
|
4
|
Русская народная игра «Салки»
|
1
|
|
5
|
Русская народная игра «Пятнашки»
|
1
|
|
6
|
Русская народная игра «Охотники и зайцы»
|
1
|
|
7
|
Русская народная игра «Фанты»
|
1
|
|
8
|
Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»
|
1
|
|
9
|
Русская народная игра «Волк»
|
1
|
|
10
|
Русская народная игра «Птицелов»
|
1
|
|
11
|
Русская народная игра «Гори, гори ясно!»
|
1
|
|
12
|
Башкирские
народные игры «Юрта», «Медный пень»
|
1
|
|
13
|
Бурятская
народная игра «Ищем палочку»
|
1
|
|
14
|
Дагестанские
народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»
|
1
|
|
15
|
Марийская
народная игра «Катание мяча»
|
1
|
|
16
|
Татарская
народная игра «Серый волк»
|
1
|
|
17
|
Якутские
народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»
|
1
|
|
18
|
Чувашская
игра «Рыбки
|
1
|
|
19
|
Эстафета «Передача мяча»
|
1
|
|
20
|
Эстафета со скакалкой
|
1
|
|
21
|
Эстафета «С мячом»
|
1
|
|
22
|
Эстафета зверей
|
1
|
|
23
|
Эстафета «Быстрые и ловкие»
|
1
|
|
24
|
Эстафета «Вызов номеров»
|
1
|
|
25
|
Эстафета по кругу
|
1
|
|
26
|
Эстафета с обручем
|
1
|
|
27
|
Русская народная игра
«Салки»
|
1
|
|
28
|
Русская народная игра
«Пятнашки»
|
1
|
|
29
|
Русская народная игра
«Охотники и зайцы»
|
1
|
|
30
|
Русская
народная игра «Краски»
|
1
|
|
31
|
Русская
народная игра «Гори, гори ясно»
|
1
|
|
32
|
Русская
народная игра «Третий лишний»
|
1
|
|
33
|
Русская народная игра
«Пятнашки»
|
1
|
|
34
|
Русская народная игра
«Охотники и зайцы»
|
1
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.