Рабочая программа кружка « Самоделкин»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта начального общего образования.
В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную
работу всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному
курсу по технологии. Внеурочная работа по технологии – органичная часть
учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются
условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся,
да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника,
стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального
подхода в обучении.
В программу заложены
темы, которые в будущем будут необходимы детям для успешной ориентации школьной
программы по математике и другим предметам. Темы программы ориентированы на
приобретение необходимых знаний и умений на протяжение всей жизни современного
человека. Темы, воспитывающие культуру, быт, обычаи родного края и русского
человека в целом. Учитывая региональный компонент общего образования, темы
направлены на приобретения компетентностей:
- технологической -
освоение необходимых знаний и умений, закладывающих основу для успешной
созидательной и преобразующей деятельности, обеспечение обучающимися
возможности для самореализации, самоутверждения и социализации;
- культурологической
- через овладения необходимыми технологическими знаниями и навыками, создать
культурные и духовные предпосылки для сохранения региональных культур,
проживающих народов на территории Нижегордской области, России; способствовать
этической и эстетической культурой обучающихся.
В программу заложены
три основных направления: технологии изготовления изделий из пластилина,
оригами - технологии изготовления игрушек и украшений из бумаги, первая мягкая
игрушка.
Цель:
Воспитание и формирование у учащихся качеств творчески думающей,
активно действующей и легко адаптирующей личности, проявляющей интерес к
техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи:
- формирование представлений о необходимости труда в
жизни людей и потребности трудиться;
- развитие образно-ассоциативного восприятия
окружающего мира и увлечение детей элементарными формами творческой
деятельности.
- воспитание уважения к младшим и старшим.
Программа помогает
ребенку испытывать радость от трудового процесса; развивает логическую мысль;
раскрывает в ребенке творческую одаренность и потенциал, помогает стать
успешным и востребованным в любой отрасли
Подведение итогов
работы проводится в форме выставок и конкурсов по декоративно-прикладному
искусству, участникам вручаются похвальные грамоты.
Место курса внеурочной
деятельности «Самоделкин» в учебном плане
и структура курса
Согласно базисному
учебному плану общеобразовательного учреждения в 1-4 -ых классах на изучение
курса внеурочной деятельности «Самоделкин» выделяется 68 часов (2 часа в
неделю).
Программа состоит из
трех частей:
·
изделия из
пластилина - любимое творчество ребят;
·
оригами -
игрушки и украшения из бумаги;
·
первая мягкая
игрушка.
На каждом этапе
создаются условия для получения знаний и практических навыков выполнения
изделий, реализующие детскую фантазию и творческого решения.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Изделие из пластилина - любимое творчество ребят (20 часов)
Учащиеся узнают о
ярких расцветках пластилина, правилах его хранения и изготовления изделий
используя различные сочетания пластилина не только по цветовой гамме, но и
использование обычного и воскового пластилина. Учатся пользоваться инструментом
для резания и раскатывания, сборки не сложных, но интересных изделий. Основная
цель в этом разделе: изготовление картинки - панно «Цветочная полянка», куда
входят ромашки и незабудки, а так же бабочки. Ребята не только осваивают
технологии работы с пластилином, но и учатся подбирать цветовые решения и
узнают о растениях и бабочках.
Оригами - игрушки и украшения из бумаги (28 часов)
В этом разделе
приобретают знания и умения складывать, вырезать и склеивать детали, создавая
подарочные изделия для близких людей, елочные украшения к Новому году и другим
праздникам. В стиле аппликации предлагаются две картинки: «Мое солнышко» и
«Подарок маме», учащиеся осваивают технологию вырезания и наклеивания различных
деталей, создавая картинки. Новый год один из самых любимых праздников и
особенно приятно всем, если гирлянды и цепочки, снежинки выполнены своими
руками, долго будут вспоминать и елочные игрушки, и китайский фонарик,
украшающий красавицу елку. Оригами целая наука по созданию изделий из бумаги и
подаренный букет из колокольчиков, нарциссов понравятся каждой маме или учителю
который сделал своими руками и подарил ребенок. Создавая игрушки - животных:
коней, собачек и кошек не заметно дети создадут домашних животных, которые
живут в казачьем дворе и узнают каких животных выращивают дома. Учащиеся
овладеют навыками и знаниями не только оригами, но и как правильно и безопасно
пользоваться ножницами и клеем, карандашом, пользоваться линейкой и вырезать
геометрические фигурки.
ПЕРВАЯ МЯГКАЯ
ИГРУШКА (20 ЧАСОВ)
В этом разделе учащиеся осваивают технологию
изготовления первой мягкой игрушки МЕДВЕЖЕНКА, учатся изготавливать выкройки и
работать с тканью, ватой, иглами и ножницами. Приобретают знания безопасной
работы с острыми инструментами, способами сборки мягкой игрушки, изготавливают
одежду медвежонку и делают первые шаги в моделировании и конструировании.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
№
|
Содержание материала
|
К-во часов теории
|
К-во часов практики
|
|
Изделия из пластилина - любимое
занятие ребят. (20 часов)
|
4
|
16
|
1.
|
Какой бывает пластилин, подбор цветовых
сочетаний, как пользоваться инструментом
|
1
|
2
|
2.
|
Технология изготовления цветов: ромашек,
незабудок, розочек, колокольчиков, колосков
|
1
|
6
|
3.
|
Технология изготовления бабочек
|
1
|
4
|
4.
|
Технология изготовления фона и сборка
панно
|
1
|
4
|
|
Оригами – игрушки и украшения их
бумаги (28 часов)
|
7
|
21
|
5.
|
Как безопасно пользоваться ножницами,
как убрать свое рабочее место
|
2
|
1
|
6
|
Технология изготовления деталей цветов и
насекомых
|
1
|
4
|
7.
|
Новогодние украшения для елки:
изготовление гирлянды «ромбики», игрушек фонарики, гирлянды «цветная цепочка»
|
1
|
6
|
8
|
Технология изготовления домашних
животных: бык, лошадка, собака, кошка.
|
1
|
4
|
9
|
Технология изготовления « Кто живет у
нас во дворе»
|
1
|
3
|
10.
|
Создание композиции « Кто живет у нас во
дворе»
|
1
|
3
|
|
Первая мягкая игрушка (20 часов)
|
6
|
14
|
11.
|
Мы учимся правилам безопасного труда с
ножницами и иглой, как убрать свое место после работы
|
1
|
1
|
12.
|
Технология изготовления лекал или
выкройки МИШУТКИ (или другой игрушки)
|
1
|
3
|
13.
|
Раскрой деталей игрушки
|
1
|
2
|
14.
|
Порядок сборки мишки: сборка туловища,
пришивание глазок, носа, язычка.
|
1
|
4
|
15
|
«Мы одеваем мишку, кто как хочет» -
изготовление бантика, шляпы, юбки,
|
1
|
4
|
Ожидаемые
результаты
В качестве результата изучения данного
предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов:
личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
·
положительное отношение и
интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
·
осознание своих достижений
в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
способность к самооценке;
·
представления об общности
нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном,
достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
·
понимание необходимости
гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
·
чувство прекрасного,
способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
·
устойчивое стремление к
творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
·
установка на дальнейшее
расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой
предметно-практической деятельности;
·
привычка к
организованности, порядку, аккуратности;
·
адекватная самооценка,
личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной
цели, изобретательность;
·
уважительное отношение к труду, понимание значения
и ценности труда;
Предметные
Учащиеся научатся:
·
использовать в работе
приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными
(линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (швейная игла);
·
правильно (рационально,
технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и
операции разметки с использованием соответствующих инструментов и
приспособлений: линейки, угольника, шаблона др.,
отбирать в
зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные
технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении,
формообразовании, сборки и отделки изделия;
·
выбирать в зависимости от свойств материалов и
поставленных целей оптимальные
и доступные
технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении,
формообразовании, сборке и отделке изделия;
·
работать с простейшей технической документацией:
распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с
опорой на них;
·
изготавливать плоскостные
и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам,
по заданным условиям;
·
решать простые задачи
конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей
(достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
Учащиеся получат возможность научиться:
·
определять
утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных
материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером
и задачами предметно-практической творческой деятельности;
·
творчески использовать
освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы,
материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных
задач;
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
·
самостоятельно
организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой
работы, сохранять порядок на рабочем месте;
·
планировать предстоящую
практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
·
следовать при выполнении
работы инструкциям учителя или представленным в других информационных
источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
·
руководствоваться
правилами при выполнении работы;
·
устанавливать
причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и
прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
·
осуществлять самоконтроль
выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
·
самостоятельно определять
творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для
реализации замысла;
·
прогнозировать конечный
результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его
получения;
Познавательные
Учащиеся научатся:
·
находить необходимую для выполнения работы
информацию в материалах
учебника, рабочей
тетради;
·
анализировать предлагаемую информацию (образцы
изделий, простейшие чертежи,
эскизы, рисунки,
схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её
использования в собственной деятельности;
·
анализировать устройство
изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное
расположение, определять способы соединения деталей;
·
выполнять
учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить
для их объяснения соответствующую речевую форму;
Учащиеся получат возможность научиться:
·
осуществлять поиск и
отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников
(справочников, детских энциклопедий и пр.);
·
самостоятельно
комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной
или декоративно-художественной задачей;
·
понимать особенности
проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с
поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор
средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать
продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
·
организовывать под
руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли,
сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
·
формулировать собственные
мнения и идеи, аргументированно их излагать;
·
выслушать мнения и идеи
товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной
работы;
·
в доброжелательной форме
комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои
предложения и пожелания;
·
проявлять заинтересованное
отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую
деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации,
воплощение, защита.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.