Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа Снежненского сельского поселения
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО зам. директора по УМР Директор школы
______________ ___________________ ________________
«__»_________ «__»_________ «___» _________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Театр пяти пальцев» для 2 класса
начального образования (ФГОС)
Составитель:
Крузина Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ Снежненского с/п,
с/п Снежный
2014/2015 г.
Модифицированная программа внеурочной деятельности «Театр пяти пальцев» составлена на основе практического пособия «Театр пяти пальцев» (авторы-составления: О.Л. Кубанова, В.Б. Юлдашева, 2011 г.) и соответствует Федеральному государственному стандарту общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.
«Театр пяти пальцев» - синтез пальчикового и кистевого театра, в результате которого повышается работоспособность, тонус коры головного мозга. Данная театральная деятельность обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом. Подобный театр не требует значительных материальных затрат: изготовления костюмов, больших декораций, подготовки сцены.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития учащихся; воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, кистевой, а также драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии);
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества;
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса;
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 2 класса, на 1 год обучения.
На реализацию театрального курса «Театр пяти пальцев» во 2 классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 30 минут в соответствии с нормами СанПина. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ театральных постановок, изготовление кукол и декораций. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций, сказок и пьес, заучивание текстов, репетиции.
Длительность «театрального действа» составляет в пьесах 3-7 минут. В качестве текстов для пьес используются народные сказки, спектакли для кукольных театров, стихи отечественных и зарубежных писателей (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).
Для успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы.
Работа над пьесами построены по следующему алгоритму:
Выбор пьесы, обсуждение её с детьми (сюжетные линии, поступки героев);
Распределение ролей, определение актеров;
Создание совместно с детьми эскизов декораций и кукол;
Тренировки для пальцев (упражнения с куклой);
Репетиция пьесы в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условно), с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком.
Премьера.
Применительно к занятиям в рамках «Театра пяти пальцев» можно трактовать следующие УУД:
Личностные:
действие смыслообразования, которое определяется как целеполагание при организации занятия, через моделирование ситуации достижения;
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей: речевой материал занятий подбирается в соответствии с прямым и непрямым воспитательным эффектом;
прогнозирование адекватного эмоционального отклика на рассматриваемые на занятии нравственные категории.
Регулятивные:
постановка конкретных целей работы;
обсуждение плана работы; включение упражнений по:
обучению правильному дыханию:
оптимизации мышечного тонуса;
развитию чувства ритма;
формированию пространственных представлений;
формированию межполушарных взаимодействий.
Познавательные:
развитие понимания речи,
расширение и актуализация словарного запаса,
усвоение различных форм речи (диалогическая - монологическая, ситуативная - контекстная);
усвоение моделей общения (взрослый - ребёнок, ребёнок - ребёнок, ребёнок - дети);
включение креативных речемыслительных заданий, направленных на развитие речемыслительной деятельности, способствующих совершенствованию наблюдательности, устойчивости и распределения внимания.
Коммуникативные:
умения вступать в контакт, прерывать контакт, поддерживать контакт;
совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств общения: просодики, жестов, мимики.
Учебно-тематический план:
№ п/п
Тема
Количество часов
1.
Вводное занятие
1
2.
Театральная игра
3
3.
Основы театральной культуры
8
4.
Работа над спектаклем, показ спектакля
21
5.
Заключительное занятие
1
Итого:
34
Содержание программы (34 часа)
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. (1 час) Вводное занятие.
На первом вводном занятии знакомство с понятием «театр» и театрами России (презентация). Руководитель кружка также знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда.
2 раздел. (3 часа) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке (за ширмой, на столе), строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. (8 часов) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
4 раздел. (21 час) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой, басней, рассказом) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
5 раздел. (1 час) Заключительное занятие.
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
КТП Внеурочная деятельность «Театр пяти пальцев»
№ п/п
Дата
Кол-во часов
Тема
Основное содержание занятия
Вид деятельности
Теория курса
1
1
Вводное занятие. Здравствуй, театр!
Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами России (презентация)
Просмотр презентаций
Возможно использование Интернет-ресурсов
2
1
Театр «топотушек».
Знакомство с театром «топотушек», куклой «топотушкой».
Просмотр презентации; куклы «топотушки».
Кукла «топотушка»
3
1
Чтение в лицах сказки «Прыг, шмыг и голосистое горлышко».
Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев.
Конкурс на лучшего чтеца
4
5
6
7*
4
Репетиция сказки «Прыг, шмыг и голосистое горлышко».
Работа над изготовлением декораций, кукол, дикции, постановкой спектакля.
Распределение ролей, изготовление кукол «топотушек».
8
9
2
Репетиция басни Л.Н. Толстого «Два товарища».
10
1
Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».
Викторина по сказкам
Отгадывание заданий викторины
Электронная презентация
11
1
Перчаточный театр.
Знакомство с перчаточным театром, перчаточной куклой.
Просмотр презентации; перчаточной куклы.
Перчаточная кукла.
12
1
Чтение в лицах сказки «Волк и семеро козлят».
Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев.
Конкурс на лучшего чтеца
13
14
15
16*
4
Репетиция сказки «Волк и семеро козлят».
Работа над изготовлением декораций, кукол, дикции, постановкой спектакля.
Распределение ролей, изготовление перчаточной куклы.
17
1
Театральная игра «Что за прелесть эти сказки!».
Викторина по сказкам
Отгадывание заданий викторины
Электронная презентация
18
1
Пальчиковый театр.
Знакомство с пальчиковым театром, пальчиковой куклой.
Просмотр презентации; пальчиковой куклы.
Пальчиковая кукла.
19
1
Чтение в лицах сказки «Теремок».
Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев.
Конкурс на лучшего чтеца
20
21
22
23*
4
Репетиция сказки «Теремок».
Работа над изготовлением декораций, кукол, дикции, постановкой спектакля.
Распределение ролей, изготовление пальчиковой куклы.
24
25
2
Репетиция рассказа К.Д. Ушинского «Спор животных».
Работа над изготовлением декораций, кукол, дикции, постановкой спектакля.
Распределение ролей, изготовление пальчиковой куклы.
26
1
Театральная игра
Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.
Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.
Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах
Диалог, монолог.
27
1
Кистевой театр.
Знакомство с кистевым театром.
Просмотр презентации.
Кистевой театр.
28
1
Чтение в лицах стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев.
Конкурс на лучшего чтеца
29
30
31
32
33*
5
Репетиция пьесы «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Работа над изготовлением декораций, кукол, дикции, постановкой спектакля.
Распределение ролей, изготовление кистевой куклы.
34
1
Заключительное занятие.
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
«Капустник» - показ любимых инсценировок
Просмотр фото и видеозаписи выступлений детей за год.
Материально-техническое обеспечение:
персональный компьютер, проектор;
музыкальная фонотека;
DVD и CD– диски;
декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
куклы («топотушки», пальчиковые, перчаточные);
видеокамера для съёмок и анализа выступлений;
электронные презентации «Театры России», «Пальчиковый театр», «Перчаточный театр», «Театр «топотушек», «Кистевой театр»;
«Виды театрального искусства»
сценарии басен, сказок, рассказов, пьес.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
В соответствии с новыми ФГОС, педагог обязан обучать ребёнка, играя. А где применить игру, как не в театре?Данная рабочая программа направлена на воспитание творческой индивидуальности ученика, привитие интереса к работе театра в целом, развитие таких качеств, как нравственность и эстетика. Почему именно пальчиковый театр? Синтез пальчикового и кистевого театров способен повысить работоспособность детей, тонизировать кору головного мозга и развить мелкую моторику. В ходе занятий по курсу "Театр пяти пальцев", учащиеся не только знакомятся с театром, его видами, историей и деятельностью, а сами примеряют на себя роли, такие как костюмер и декоратор. Не говоря уже об актерском мастерстве! В процессе изготовления кукол или репетиции очередной театральной постановки, ребята, сами того не замечая, сплочаются, начинают друг другу помогать, поддерживать в случае неудачи. А это немаловажно для дальнейшего обучения в едином коллективе.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 19.11.2014 |
Раздел | Начальные классы |
Подраздел | Планирования |
Просмотров | 2020 |
Номер материала | 3422 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: