Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа Снежненского сельского поселения
«Рассмотрено» «Согласовано»
«Утверждаю»
на заседании ШМО зам. директора по
УМР Директор школы
______________
___________________ ________________
«__»_________ «__»_________
«___» _________
Рабочая программа
по
внеурочной деятельности «Театр пяти пальцев» для 2 класса
начального
образования (ФГОС)
Составитель:
Крузина
Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ Снежненского с/п,
с/п
Снежный
2014/2015
г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Модифицированная
программа внеурочной деятельности «Театр пяти пальцев» составлена на основе
практического пособия «Театр пяти пальцев» (авторы-составления: О.Л. Кубанова,
В.Б. Юлдашева, 2011 г.) и соответствует
Федеральному государственному стандарту общего образования второго поколения
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897).
Отличительной
особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ
по всеобщему и специальному театральному образованию и современных
образовательных технологий.
«Театр
пяти пальцев» - синтез пальчикового и кистевого театра, в результате которого
повышается работоспособность, тонус коры головного мозга. Данная театральная
деятельность обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом.
Подобный театр не требует значительных материальных затрат: изготовления
костюмов, больших декораций, подготовки сцены.
Целью
программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного
развития учащихся; воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие
интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной
программы:
- знакомство детей с
различными видами театра (пальчиковый, кистевой, а также драматический,
оперный, театр балета, музыкальной комедии);
- поэтапное освоение детьми различных видов
творчества;
- совершенствование артистических навыков детей в
плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального
поведения в заданных условиях;
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса;
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в
себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к
творчеству других.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 2 класса, на 1 год
обучения.
На реализацию
театрального курса «Театр пяти пальцев» во 2 классе отводится 34 ч в год
(1 час в неделю). Занятия проводятся по 30 минут в соответствии с нормами
СанПина. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную
деятельность учащихся. Это: репетиции, показ театральных постановок, изготовление
кукол и декораций. Остальное время распределено на проведение тематических
бесед, просмотр электронных презентаций, сказок и пьес, заучивание текстов,
репетиции.
Длительность
«театрального действа» составляет в пьесах 3-7 минут. В качестве текстов для
пьес используются народные сказки, спектакли для кукольных театров, стихи
отечественных и зарубежных писателей (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).
Для
успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы.
Работа
над пьесами построены по следующему алгоритму:
- Выбор
пьесы, обсуждение её с детьми (сюжетные линии, поступки героев);
- Распределение
ролей, определение актеров;
- Создание
совместно с детьми эскизов декораций и кукол;
- Тренировки
для пальцев (упражнения с куклой);
- Репетиция пьесы
в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условно), с
музыкальным оформлением.
- Репетиция
всей пьесы целиком.
- Премьера.
Применительно к занятиям в рамках «Театра
пяти пальцев» можно трактовать следующие УУД:
Личностные:
·
действие
смыслообразования, которое определяется как целеполагание при организации
занятия, через моделирование ситуации достижения;
·
действие
нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из
социальных и личностных ценностей: речевой материал занятий подбирается в соответствии с прямым и непрямым воспитательным
эффектом;
·
прогнозирование
адекватного эмоционального отклика на рассматриваемые на занятии нравственные категории.
Регулятивные:
·
постановка
конкретных целей работы;
·
обсуждение
плана работы; включение упражнений по:
ü обучению правильному дыханию:
ü оптимизации мышечного тонуса;
ü развитию чувства ритма;
ü формированию пространственных представлений;
ü формированию межполушарных взаимодействий.
Познавательные:
·
развитие понимания речи,
·
расширение и актуализация
словарного запаса,
·
усвоение различных форм речи
(диалогическая - монологическая, ситуативная - контекстная);
·
усвоение моделей общения (взрослый -
ребёнок, ребёнок - ребёнок, ребёнок - дети);
·
включение креативных речемыслительных
заданий, направленных на развитие речемыслительной деятельности, способствующих
совершенствованию наблюдательности, устойчивости и распределения внимания.
Коммуникативные:
·
умения вступать в контакт, прерывать
контакт, поддерживать контакт;
·
совершенствование паралингвистических и
экстралингвистических средств общения: просодики, жестов, мимики.
Учебно-тематический
план:
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
1.
|
Вводное занятие
|
1
|
2.
|
Театральная игра
|
3
|
3.
|
Основы театральной культуры
|
8
|
4.
|
Работа
над спектаклем, показ спектакля
|
21
|
5.
|
Заключительное занятие
|
1
|
|
Итого:
|
34
|
Содержание
программы (34 часа)
Занятия в
кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. (1 час) Вводное
занятие.
На первом
вводном занятии знакомство с понятием «театр» и театрами России (презентация).
Руководитель кружка также знакомит ребят с программой кружка, правилами
поведения на кружке, с инструкциями по охране труда.
2 раздел. (3 часа) Театральная
игра
– исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид
деятельности, свойственный человеку.
Задачи
учителя.
Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке
(за ширмой, на столе), строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать
слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память,
наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к
сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать
дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. (8 часов)
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями,
профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального
искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура
зрителя).
Задачи
учителя. Познакомить
детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства;
воспитывать культуру поведения в театре.
4 раздел. (21 час) Работа
над спектаклем (пьесой, сказкой, басней, рассказом) базируется на
авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над
спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи
учителя.
Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их
голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные
эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно,
жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный
запас, образный строй речи.
5 раздел. (1 час) Заключительное
занятие.
Подведение
итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт,
показ любимых инсценировок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.