«Земля – наш общий дом»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Воспитание
экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной
ситуации начала XXI века.
В условиях
разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического
образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии
личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих
регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного
всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и
разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ
теоретической и методической экологической литературы, а также состояния
практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о
необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими
школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление
экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с
окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной
программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического
образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения,
программы дополнительного образования с экологической направленностью для
младших школьников.
Цель
и задачи курса «Земля – наш дом»
Цель: формирование
и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит
перед собой следующие задачи:
1. Формирование
знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и
живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и
человека.
2. Формирование
осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и
привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование
экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание
ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие
способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых
суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие:
альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем,
восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от
поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие
потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем,
доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к
активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний
и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Особенности
программы.
Программа «Земля –
наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной
с практической ориентацией.
Теоретические
основы программы - исследования возрастной психологии, экологической
педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики
(В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В.
Сериков).
Представленная
целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из
четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов.
Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения –
«Знакомые незнакомцы» (34 часа):
2-й год обучения –
«Экология моего дома» (34 часа)
3-й год обучения –
«Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа)
4-й год обучения –
«Познавательная экология» (34 часа).
Занятия проводятся
1 раз в неделю по одному академическому часу.
Новизна
программы
Программа
составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для
начальной школы, утвержденным Министерством образования в 1998 г., соответствует
требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования
детей, построена с учетом преемственности экологического образования
дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается
на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при
изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Основные принципы
содержания программы:
• принцип единства
сознания и деятельности;
• принцип
наглядности;
• принцип личностной
ориентации;
• принцип системности
и целостности;
• принцип
экологического гуманизма;
• принцип
краеведческий;
• принцип
практической направленности.
Курс включает и
раскрывает основные содержательные линии:
• Земля - единая
экосистема.
• Человек – существо
биосоциальное, часть экологической системы.
• Уникальная
ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса
является подход к выбору педагогических средств реализации содержания
программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего
школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта
экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях
эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое
общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с
таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях
проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации
оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного
выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная
направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые
занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности
детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных
методов обучения являются систематические фенологические наблюдения,
раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы
экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает
систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный
эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного
эколога».
Средствами эффективного усвоения программы
курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания,
опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление
поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,
моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные
представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация,
составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к
совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние
задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной
Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат.
Описание
ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни
и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы
для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на
общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде
всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а
также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и
приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа,
стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость
соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом,
психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на
развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление
высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного
познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия,
мироздания.
Ценность семьи как первой и
самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды,
обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения
к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного
условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком
своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами,
правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути
является человек.
Ценность социальной солидарности как
признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости,
милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание
человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к
России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание
человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса
которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их
культур.
Место
факультативного курса в учебном плане
Программа
рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 34 часа, 2-4 классы по 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4
классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Содержание курса
2-й год обучения
«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» (34 часа)
«ВВЕДЕНИЕ» (1
час)
Тема 1. Что такое
экология? (1час)
Знакомство детей с
целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических
работ. Выясняем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный
дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома -
планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между
неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса
(между растениями и животными, между различными животными); связи между
природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров
Раздел
1. «МОЙ ДОМ ЗА ОКНОМ» (6 часов)
Тема
2. Мой дом (1час)
Внешний вид своего дома, из
чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе
Тема 3. Дом, где
мы живем (1час)
Соблюдение чистоты и порядка
на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по
наведению чистоты и порядка в своем доме.
Тема 4.
Практическое занятие «Уборка школьного двора» (1час)
Техника безопасности.
Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.
Тема 5.
Практическое занятие «Деревья твоего двора» (1 час)
Зеленые насаждения
перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали
осенью для здоровья деревьев?
Тема 6. Птицы
нашего двора (1час)
Знакомство детей с
многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда
обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы.
Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин,
индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие
кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.
Тема 7.
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» (1 час)
Техника
безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек
Раздел 2. « Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ» (9 часов)
Тема 8. Моя семья (1 час)
Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью
посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала
нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению
общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь:
«Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить
Тема 9. Соседи-жильцы (1 час)
Доброжелательные
отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов,
взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского
народа
Тема 10. Мой класс (1 час)
Свет,
тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать
для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу
Тема 11. Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой
комнатах» (1 час)
Распределение
обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе
Тема 12. Дом моей мечты (1 час)
Из
чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?
Тема 13. Рассказы, стихи о семье (1 час)
Чтение
стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде
Тема 14. Комнатные растения в
квартире, в классе (1 час)
Познавательное,
эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила
расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования.
Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста
растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями
Тема 15.
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» (1 час)
Пересадка
комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу
за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших
после проведенных работ.
Тема 16. Практическое занятие
«маленький огород на подоконнике» (1 час)
Подготовка
семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание
почек на срезанных веточках тополя, сирени
Раздел 3. «ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА» (7 часов)
Тема 17. Гигиена
класса (1 час)
Влажная
уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим
проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными
растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за
домашними животными
Тема 18. Практическое занятие «Гигиена класса» (1 час)
Распределение
обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе.
Необходимость в соблюдении правил гигиены
Тема 19. Бытовые приборы в квартире
(1 час)
Знакомство
с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в
квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и
электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими
пользуется, правила безопасности при их эксплуатации
Тема 20. Экскурсия в школьную кухню (1 час)
Знакомство
с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых
приборов
Тема 21. Наша одежда и обувь (1 час)
Знакомство с одеждой и обувью.
Их назначение, экологические, гигиенические требования, условия содержания,
уход.
Тема
22. Русская народная одежда (1 час)
История появления одежды.
Знакомство с русской народной одеждой
Тема 23.
Практическое занятие «Русская национальная одежда» (1 час)
Придумывание одежды. Как
зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю одежду?
Раздел
4. «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ» (4 часа)
Тема 24. Вода в
моем доме и в природе (1час)
Откуда
поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода,
которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода,
почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?
Тема 25. Стихи, рассказы о
воде в природе (1 час)
Чтение
рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового
океана
Тема 26. Вода в
жизни растений и животных. (1 час)
Как
вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как
животные заботятся о чистоте?
Тема 27. Теория и
практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена» (1час)
Зачем
человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется,
как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение
температуры воды. Градусник для измерения температуры воды
Раздел 5.
«СОЛНЦЕ И СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» (3 часа)
Тема 28. Солнце,
Луна, звезды – источники света (1 час)
Солнце
- естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время
суток
Тема 29.
Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1 час)
Влияние
тепла и света на комнатные растения
Тема 30. Практическое занятие по
размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света (1 час)
Провести
наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений.
Распределить! обязанности. Отчет о выполненной работе. Наблюдение после
произведённой работы
Раздел 6. «ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ» (2 часа)
Тема 31. Практическое занятие по
подготовке почвы к посеву (1 час)
Подготовка
почвы к посеву на пришкольном участке ( перекопка, внесение удобрений). Опыт
«Влияние сроков посева на цветение декоративных растений» Инструктаж по технике
безопасности.
Тема 32.
Практическое занятие по посадке растений и уход за ними (1 час)
Инструктаж по
технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства
членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение за всходами. Опыт «Влияние
удобрений на рост и развитие высаженных растений.
Раздел 7. «ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ» (2 часа)
Тема 33. Воздух
и здоровье человека (1 час)
Свойства
воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух которым мы дышим. Чистый и загрязненный
воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы
воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред
табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.
Тема 34. Практическое занятие «Уборка
в классе» (1 час)
Инструктаж
по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание.
Результаты
освоения учебного предмета
Личностными
результатами изучения курса «Земля-наш общий дом» во
2-м классе является формирование следующих умений:
-
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные
поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
-
Объяснять
с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые
поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-
Самостоятельно
определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения
(основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-
В
предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами
изучения курса «Земля-наш общий дом» во 2-м классе является формирование
следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
-
Определять
цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
-
Учиться
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с
учителем
-
Учиться
планировать учебную деятельность на уроке.
-
Высказывать
свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
-
Работая
по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие
приборы и инструменты).
Средством формирования этих
действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового
материала.
-
Определять
успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих
действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных
успехов).
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться
в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания)
для решения учебной задачи в один шаг.
-
Делать
предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
-
Добывать
новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.).
-
Перерабатывать
полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих
действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию
развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
-
Донести
свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Слушать
и понимать речь других.
-
Вступать
в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих
действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий
диалог) и технология продуктивного чтения.
-
Совместно
договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-
Учиться
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих
действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой
вариант проведения уроков).
Предметными результатами
изучения курса «Земля - наш общий дом» во 2-м классе является формирование
следующих умений.
– уметь объяснять мир:
– уметь определять своё отношение к миру:
-
оценивать
правильность поведения людей в природе;
-
уважительно
относиться к другим народам, живущим на Земле.
Оценка
достижения планируемых результатов освоения программы
Личностные универсальные учебные действия
– внутренняя
позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Земля
– наш общий дом», к школе;
– ориентация
на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание
причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников
на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание
нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические
чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и
собственных поступков;
– представление
о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
–
представление о своей этнической принадлежности.
– интереса к
познанию окружающего мира;
– ориентации
на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки
на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства
сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации
в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания
чувств одноклассников, учителей;
– представления
о красоте природы России и Башкортостана на основе знакомства с окружающим
миром.
Регулятивные универсальные учебные
действия
– принимать и
сохранять учебную задачу;
– учитывать
выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать
установленные правила в планировании и контроле способа решения;
–
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи,
представленной на наглядно-образном уровне;
–
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; –
вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно
воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать
роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять
учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
–
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным
(рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при
сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
в
сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной
задачи;
– на основе
результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах
изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и
одноклассниками;
–
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным
материалом.
Познавательные универсальные учебные
действия
–
пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами,
приведенными в литературе;
– строить
сообщения в устной форме;
– находить в
тексте ответ на заданный вопрос;
–
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
–
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
– смысловому
восприятию познавательного текста;
–
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в
коллективной организации деятельности);
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить
сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
–
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать
(выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить
анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа –
сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы
животных);
– проводить
аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
–
осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных
источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить
небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять
информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной
задачей;
–
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем
мире;
– проводить
сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать
структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте
(явлении);
– обобщать
(самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные
действия
– выбирать
адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
–
воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать
собственное мнение и позицию;
– умению
договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под
руководством учителя);
– строить
понятные для партнера высказывания;
– задавать
вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
– строить
монологическое высказывание;
– ориентироваться
на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать
другое мнение и позицию;
– умению
договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
–
контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий,
выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил
«я сам
– адекватно
использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
узнавать животных и птиц в
природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними
животными и птицами;
- выполнять
правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять
теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической
деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать
за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять
экологические модели, трофические цепи;
- доказывать,
уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться
о здоровом образе жизни;
- заботиться
об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть
последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей
среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять
экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать
предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять
результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний,
выводов;
- ставить
простейшие опыты с объектами живой и неживой природы
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.