Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»
села Ключи Ключевского района Алтайского края
«ПРИНЯТО»
Руководитель ШМО учителей
начальных классов
_______________И.П.Моисеева
Протокол № ___
от «___» августа 2014 г.
|
«СОГЛАСОВАНО»
Замдиректора поУВР
________Н.В. Мандрыкина
«___» августа 2014 г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ
«Ключевская СОШ
№1»
_________Н.Г. Жихарева
Приказ №_________
от «___» сентября 2014 г.
|
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению для учащихся 1 -4
классов
клуб «Веселый этикет»
Построена на основе авторской программы факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших
школьников
(1 - 4 классы) Хомяковой И.С., Петровой В.И. Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011. — 168 с.
Срок реализации: 2013 – 2017 учебный год
Составитель: Сидоренко И.К.,
учитель начальных классов
Ключи 2014
Пояснительная
записка
Рабочая программа для учащихся 1-4 классов
рассчитана на 135 часов ( 1 час в неделю, 1 класс – 33 учебные недели, 2-4
классы – 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее Стандарты);
- с положением Основной образовательной
программы начального общего образования МБОУ «Ключевская СОШ № 1» (далее
Образовательной программой);
- авторской программы факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших
школьников
(1 - 4 классы) Хомяковой И.С., Петровой В.И.
Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011. — 168 с.
- с образовательными потребностями и запросами
учащихся и их родителей.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов,
основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной
следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную
ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших
школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости,
проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Актуальность.
Содержание
программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм,
который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе
понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание,
стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).
Развитие
нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей
логике:
1
класс. Развитие способности
увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира
поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка
нравственных поступков.
2
класс: Внутреннее принятие правил
и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от
социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у
детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным
качествам на основе правил.
3
класс. Ознакомление с внутренней
сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию
ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами
человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4
класс. Систематизация, обобщение
работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора.
Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных
(безнравственных) действий.
Цель:
формирование
у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и
взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- развитие
личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью,
бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
- расширение
знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и
просто окружающими людьми;
- воспитание
уважения к людям, традициям;
- усвоение норм и
правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
Принципы:
- гуманизма лежит в основе отбора содержания
нравственного
образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.
- актуальности (создание условий для повышения мотивации к культурному
общению, стремление развивать культурное поведение учащихся при общении
со сверстниками и взрослыми);
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
- наглядности
(иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности
и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация
собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность,
наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к
сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок
применяет
свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Формы,
методы организации внеурочной деятельности:
Используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание
становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через
диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности,
пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
развивающие нравственное сознание; активизирующие,
пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную
деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет
в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире
человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся
двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а
использование
художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную
форму народных произведений и художественной детской литературы в целях
развития личностно значимого поведения.
Формы
оценивания:
Мероприятия по
подведению итогов реализации программы:
Театрализация
«Театр вежливых ребят»;
Устный журнал «О
невежах и вежливости»;
Дискуссия «Семь
наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;
Творческое
занятие «Я в различных жизненных ролях».
Планируемые результаты.
Личностные.
-
развитие способности увидеть нравственную ситуацию, осознание
нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от
правила – к поведению.
- понимание ответственности за выбор поведения,
ознакомление с нравственными качествами человека, формирующимися на основе
поведения по нравственным нормам.
- воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности,
формирования нравственного сознания.
Метапредметные.
Регулятивные:
- оценка нравственных поступков;
- переход от социального контроля (учитель, родители,
дети) к самоконтролю. - учитывать
выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве
с учителем;
- умение самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;
- оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда,
дежурств;
-
оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в
общественных
местах.
Познавательные:
-
сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам,
установление аналогий и причинно-следственных связей;
-
умение устанавливать соответствие поступков нравственным правилам;
-
умение сопоставить, сравнить героев, их поведение, классифицировать материал по
разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии,
отношении к учёбе), сравнить иллюстрации с текстом для определения
эмоционального
состояния героев;
-
овладение различными способами поиска информации в библиотеке, интернете;
Коммуникативные:
- умение вести диалог, признание возможности
существования различных точек зрения и
права каждого иметь
свою точку зрения;
- выражение своего
мнения и аргументация своей точки зрения;
- уважительное
восприятие других точек зрения;
- умение работать
коллективно или в группах, парах;
- использовать
доброжелательный тон в общении, оценивать адекватно ситуацию и
предотвращать
конфликты.
Условия
реализации:
1.
Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель
АСТ», 2004г.
2.
Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако»,
2009г.
3.
Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011. — 168 с.
4.
Компьютер, мультимедийный проектор.
Тематический
поурочный план.
1
класс
№ урока
|
Наименование
разделов и тем.
|
Всего
часов
|
|
|
|
Жили - были первоклашки
|
1
|
|
1
|
Жили-были
первоклашки
|
|
|
|
Правила гостеприимства
|
9
|
|
2
|
Учимся
представляться
|
|
|
3
|
Правила
поведения за столом
Хорошие манеры
|
|
|
4
|
Правила
гостеприимства
|
|
|
5
|
Прощание с
гостем
|
|
|
6
|
Ролевая игра «Мы
в гостях»
|
|
|
7
|
Правила
поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания
|
|
|
8
|
Правила
поведения при торжественных событиях
|
|
|
9
|
Правила
расставания.
Прощание с
близкими перед отъездом
|
|
|
10
|
Правила
расставания
|
|
|
|
Пора ложиться спать
|
2
|
|
11
|
Пора ложиться
спать.
Прощание перед
сном
|
|
|
12
|
Традиционные
приветствия в момент пробуждения. Утреннее приветствие
|
|
|
|
О том, как быть уступчивым
|
1
|
|
13
|
О
том, как быть уступчивым
|
|
|
|
Вежливая просьба
|
2
|
|
14
|
Вежливая просьба
|
|
|
15
|
Вежливая
просьба.
Ролевая игра
«Вежливый слон»
|
|
|
|
Поведение в общественных местах
|
7
|
|
16
|
Общественный
транспорт.
Правила
поведения
|
|
|
17
|
Сюжетно –
ролевая игра «Мы идем в театр»
|
|
|
18
|
В театре (кино,
цирке, на концерте, на стадионе)
|
|
|
19
|
Вы заболели.
Правила поведения в поликлинике
|
|
|
20
|
Экскурсия в
детскую библиотеку. Правила поведения
|
|
|
21
|
Посещение мест
общепита.
Поведение в кафе
|
|
|
22
|
Правила
поведения в парикмахерской
|
|
|
|
Милосердие и забота
|
4
|
|
23
|
Сострадание.
Утешение.
Милосердие.
Забота
|
|
|
24
|
Милосердие.
Забота
|
|
|
25
|
В доме больной.
Правила поведения
у постели больного
|
|
|
26
|
Разговор с
младшим, как разговор сильного со слабым
|
|
|
|
Как построить вежливый диалог
|
4
|
|
27
|
Обращение к
взрослому знакомому
|
|
|
28
|
Разговор с
незнакомым на улице
|
|
|
29
|
Правила общения
по телефону
|
|
|
30
|
Вежливый
разговор по телефону.
|
|
|
|
Братья наши меньшие
|
2
|
|
31
|
Правила
поведения с животными. Разговор о животных и с животными
|
|
|
32
|
Правила
поведения с животными
|
|
|
|
Итоговое
занятие.
|
1
|
|
33
|
Театрализация «Театр вежливых ребят»
|
|
|
|
Всего
|
33
|
|
Тематический
поурочный план.
2
класс
№ урока
|
Наименование
разделов и тем.
|
Всего
часов
|
|
|
|
Школьный этикет
|
7
|
|
1
|
Мы пришли на урок.
|
|
|
2
|
Правила поведения на уроке
|
|
|
3
|
Зачем нужны перемены?
|
|
|
4
|
Правила поведения на перемене
|
|
|
5
|
Мы – в школьной столовой.
|
|
|
6
|
Правила поведения в столовой
|
|
|
7
|
Как быть прилежным и старательным.
|
|
|
|
Правила общения
|
11
|
|
8
|
Зачем нужны «вежливые» слова
|
|
|
9
|
Доброжелательность
|
|
|
10
|
Мои товарищи: вежливое обращение к
сверстникам.
|
|
|
11
|
Общение по телефону
|
|
|
12
|
Мой учитель.
|
|
|
13
|
Общение со взрослыми
|
|
|
14
|
Добро и зло.
|
|
|
15
|
Думай о других: сочувствие – как его
выразить?
|
|
|
16
|
Эмоции.
|
|
|
17
|
Наши имена.
|
|
|
18
|
Моя семья.
|
|
|
|
О трудолюбии
|
6
|
|
19
|
Старательность - помощник в учебе
|
|
|
20
|
Старательность - помощник в учебе
|
|
|
21
|
Как мы трудимся: в школе и дома.
|
|
|
22
|
Как мы трудимся: в школе и дома.
|
|
|
23
|
Бережливость: каждой вещи своё место
|
|
|
24
|
Бережливость: каждой вещи своё место
|
|
|
|
Культура внешнего вида 4ч
|
4
|
|
25
|
Основные правила Мойдодыра.
|
|
|
26
|
Основные правила Мойдодыра.
|
|
|
27
|
Учимся не болеть.
|
|
|
28
|
Каждой вещи свое место.
|
|
|
|
Внешкольный этикет
|
6
|
|
29
|
Правила поведения на улице.
|
|
|
30
|
Правила поведения в транспорте.
|
|
|
31
|
Правила поведения в гостях.
|
|
|
32
|
«Спасибо» и «пожалуйста».
|
|
|
33
|
« Чтобы радость людям дарить, надо добрым
и вежливым быть.
|
|
|
34
|
Бережное отношение к природе.
|
|
|
|
Всего
|
34
|
|
Тематический
поурочный план.
3
класс
№
п/п
|
Наименование
разделов и тем.
|
Всего
часов
|
|
|
|
Школьный этикет
|
4
|
|
1
|
Введение Этика – наука о
морали
|
|
|
2
|
Взаимопомощь: учёба и
труд
|
|
|
3
|
Школьное имущество надо беречь.
|
|
|
4
|
Забота о младших
|
|
|
|
Правила общения
|
6
|
|
5
|
Время надо беречь.
|
|
|
6
|
Делу- время, потехе- час.
|
|
|
7
|
Слово лечит.
|
|
|
8
|
Слово ранит.
|
|
|
9
|
Я и мои друзья.
Справедливость.
|
|
|
10
|
Я и мои друзья.
Коллективизм.
|
|
|
|
О трудолюбии 9 часов
|
9
|
|
11
|
Труд кормит, а лень
портит.
|
|
|
12
|
Элементы культуры труда.
|
|
|
13
|
Способы преодоления лени.
|
|
|
14
|
Способы преодоления лени.
|
|
|
15
|
Способы преодоления лени.
|
|
|
16
|
Мои действия.
|
|
|
17
|
Как организовать свой труд.
|
|
|
18
|
Как организовать свой труд.
|
|
|
19
|
Отношение к другим.
|
|
|
|
Культура внешнего
вида.
|
6
|
|
20
|
Уход за своими вещами.
|
|
|
21
|
Уход за своими вещами.
|
|
|
22
|
Одежда будничная и праздничная.
|
|
|
23
|
Одежда будничная и праздничная.
|
|
|
24
|
Мои вещи.
|
|
|
25
|
Мои вещи.
|
|
|
|
Внешкольный этикет
|
9
|
|
26
|
Готовимся к празднику.
|
|
|
27
|
Готовимся к празднику.
|
|
|
28
|
Поведение в гостях.
|
|
|
29
|
Встречаем гостей.
|
|
|
30
|
Встречаем гостей.
|
|
|
31
|
Пишем приглашение.
|
|
|
32
|
Я пишу письмо.
|
|
|
33
|
Поведение на природе.
|
|
|
34
|
Поведение на природе.
|
|
|
|
Всего
|
34
|
|
Тематический
поурочный план.
4
класс
№ урока
|
Наименование
разделов и тем.
|
Всего
часов
|
|
|
|
Школьный этикет
|
10
|
|
1
|
Отношение к учителю.
|
|
|
2
|
Отношение к одноклассникам.
|
|
|
3
|
Отношение к одноклассникам.
|
|
|
4
|
Отношение к окружающим.
|
|
|
5
|
Отношение к окружающим.
|
|
|
6
|
Забота о младших.
|
|
|
7
|
Забота о младших.
|
|
|
8
|
Самоконтроль: оценка.
|
|
|
9
|
Самоконтроль:
самооценка.
|
|
|
10
|
Самоконтроль.
|
|
|
|
Правила общения
|
7
|
|
11
|
Игра
«Город вежливости»
|
|
|
12
|
Игра «Город
вежливости»
|
|
|
13
|
Вежливый ли я с
родителями?
|
|
|
14
|
Как я отношусь к
бабушке и дедушке?
|
|
|
15
|
Вежливый ли я с
друзьями?
|
|
|
16
|
Давайте говорить
друг другу комплименты.
|
|
|
17
|
Давайте говорить
друг другу комплименты.
|
|
|
|
О трудолюбии
|
4
|
|
18
|
Культура
физического труда.
|
|
|
19
|
Культура
умственного труда.
|
|
|
20
|
Золотые руки.
|
|
|
21
|
Герои труда.
|
|
|
|
Культура внешнего
вида.
|
4
|
|
22
|
Что такое
культура внешнего вида?
|
|
|
23
|
Что такое культура внешнего вида?
|
|
|
24
|
Одежда и осанка.
|
|
|
25
|
Вежливость и
внешний вид.
|
|
|
|
Внешкольный
этикет.
|
9
|
|
26
|
Моя семья: традиции и
праздники.
|
|
|
27
|
Моя семья: традиции и праздники.
|
|
|
28
|
Герои Великой Отечественной войны.
|
|
|
29
|
Готовимся к празднику.
|
|
|
30
|
Угощаем национальными
блюдами.
|
|
|
31
|
Сказка в нашей жизни.
|
|
|
32
|
Сказка в нашей жизни.
|
|
|
33
|
Осваиваем правило
«так нельзя»
|
|
|
34
|
Осваиваем правило
«так нельзя»
|
|
|
|
Всего
|
34
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.