Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»
села Ключи Ключевского района Алтайского края
«ПРИНЯТО»
Руководитель ШМО учителей
начальных классов
_______________И.П.Моисеева
Протокол № ___
от «___» августа 2014 г.
|
«СОГЛАСОВАНО»
Замдиректора поУВР
________Н.В. Мандрыкина
«___» августа 2014 г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ
«Ключевская СОШ
№1»
_________Н.Г. Жихарева
Приказ №_________
от «___» сентября 2014 г.
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по
художественно-эстетическому направлению для учащихся 1 – 4 классов
Мастерская «Страна
мастеров»
Составлена на
основе авторской программы
«Художественное
творчество» Просняковой Т.Н.
Срок реализации
2013 – 2017 учебный год
Составитель:
Сидоренко И.К.,
учитель начальных
классов
Ключи 2014
Пояснительная
записка.
Рабочая
программа для учащихся 1-4 классов рассчитана на 135 часов (1 час в неделю, 1
класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 34 учебные недели) и разработана в
соответствии:
-
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее Стандарты);
-
с положением Основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ «Ключевская СОШ № 1» (далее Образовательной программой);
-
разработана на основе авторской программы «Художественное творчество»
Просняковой Т.Н.
-
с образовательными потребностями и запросами учащихся и их родителей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1-4
классов от 7 до 11 лет.
Сроки реализации программы — 4 года.
Актуальность.
Занятия
художественной практической деятельностью, по данной программе решают не
только задачи
художественного воспитания, но и более масштабные – развивают
интеллектуально-творческий
потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой
индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и
эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более
полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических
приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для
свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности
и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности,
гибкости мышления.
Цель:
- реализация системно-деятельностного подхода
в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной,
художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его
возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с
комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного
творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными
предпочтениями.
Задачи:
Занятия художественной практической
деятельностью, по данной программе решают не
только задачи художественного воспитания, но и
более масштабные
- развивают интеллектуально-творческий
потенциал ребенка;
- помогают детям познать и развить собственные
возможности и способности;
- создают условия для развития инициативности,
изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы
«Художественное творчество» уделяется
духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия
для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории
материальной культуры и традиций
своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению,
труду, жизни (привитие детям
уважительного отношения к труду, трудовых
навыков и умений самостоятельного
конструирования и моделирования изделий,
навыков творческого оформления
результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному,
формирования представлений об
эстетических ценностях (знакомство обучающихся
с художественно-ценными
примерами материального мира, восприятие
красоты природы, эстетическая
выразительность предметов рукотворного мира,
эстетика труда, эстетика трудовых
отношений в процессе выполнения коллективных
художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей
среде (создание из различного
материала образов картин природы, животных,
бережное отношение к окружающей
среде в процессе работы с природным материалом
и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение
приемов безопасной работы с
инструментами, понимание детьми необходимости
применения экологически чистых
материалов, организация здорового
созидательного досуга и т.д.).
- интеграция предметных областей в
формировании целостной картины мира и развитии
универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности
современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств
представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-
следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
- развитие
воображения и фантазии, внимания, памяти, терпения, трудолюбия;
- развитие умения изготавливать поделки и
сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона,
пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
- развитие умения выполнять работу
коллективно, развитие проектных способностей младших школьников,
- воспитание
эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Принципы.
-
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
-
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
-
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация собственных творческих потребностей);
-
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической
основы);
-
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок
применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы
занятий:
традиционные, комбинированные и практические
занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
-
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
-
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
-
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень
деятельности детей:
-
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
-
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
-
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом;
-
эвристический – проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы её
решения;
-
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма
организации деятельности учащихся на занятиях:
-
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
-
групповой – организация работы в группах;
-
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы оценивания:
-
составление альбома лучших работ;
-
проведение выставок работ учащихся:
-
в классе,
- в школе;
- участие в различных конкурсах.
Планируемые результаты.
Личностные:
-
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
-
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
-
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
-
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств в социальной жизни;
-
выраженной познавательной мотивации;
-
устойчивого интереса к новым способам познания;
-
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные:
-
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
-
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
-
планировать свои действия;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-
адекватно воспринимать оценку учителя;
-
различать способ и результат действия;
-
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
-
проявлять познавательную инициативу;
-
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
-
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные:
-
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой
задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;
-
высказываться в устной и письменной форме;
-
анализировать объекты, выделять главное;
-
осуществлять синтез (целое из частей);
-
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения об объекте;
-
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
-
подводить под понятие;
-
устанавливать аналогии;
-
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы.
Коммуникативные:
-
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
-
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных
работ;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться, приходить к общему решению;
-
соблюдать корректность в высказываниях;
-
задавать вопросы по существу;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
контролировать действия партнера;
-
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-
владеть монологической и диалогической формой речи;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
Предметные.
В
результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
-
развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое
мышление,
конструкторские
способности, сформировать познавательные интересы;
-
расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для
прикладного творчества;
-
познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и
областями применения;
-
познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных
материалов;
-
использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
-
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми
функциями
уже известных инструментов;
-
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
-
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со
сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные
роли,
оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
-
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
-
достичь оптимального для каждого уровня развития;
-
сформировать систему универсальных учебных действий;
-
сформировать навыки работы с информацией.
Условия
реализации программы.
Список литературы:
1. Авторская программа «Художественное
творчество» Автор: Проснякова Т.Н.
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки –
Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки
творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»,
2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори,
выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная
литература», 2004.
4. Г.И. Долженко. 100 поделок из
бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
Интернет-ресурсы.
Сайт Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru
Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
Оборудование для демонстрации
мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный
проектор.
Тематический
поурочный план.
1 класс
№ урока
|
Наименование
разделов и тем.
|
Всего
часов
|
|
|
|
Аппликация и моделирование
|
16
|
|
1
|
Аппликация из природных материалов на
картоне «Краски осени»
|
|
|
2
|
Аппликация из природных материалов на
картоне «Осенний букет»
|
|
|
3
|
Аппликация из природных материалов на
картоне
«В лесу»
|
|
|
4
|
Аппликация из природных материалов на
картоне «Осенняя фантазия»
|
|
|
5
|
Аппликация из геометрических фигур
«Волшебный лес»
|
|
|
6
|
Аппликация из геометрических фигур «В
зоопарке»
|
|
|
7
|
Аппликация из геометрических фигур «Осенняя
корзина»
|
|
|
8
|
Аппликация из геометрических фигур
«Транспорт»
|
|
|
9
|
Аппликация из пуговиц «Подводный мир»
|
|
|
10
|
Аппликация из пуговиц «Я фантазирую»
|
|
|
11
|
Аппликация из салфеток «Путешествуем»
|
|
|
12
|
Аппликация из салфеток «В мире цветов»
|
|
|
13
|
Объёмная аппликация «В зоопарке»
|
|
|
14
|
Объёмная аппликация «Мой дворик»
|
|
|
15
|
Объёмная аппликация «Волшебный лес»
|
|
|
16
|
Объёмная аппликация «В мире цветов»
|
|
|
|
Работа с пластическими материалами
|
11
|
|
1
|
Рисование пластилином «С Новым годом!»
|
|
|
2
|
Рисование пластилином «Снеговик»
|
|
|
3
|
Рисование пластилином. «Зимние забавы»
|
|
|
4
|
Рисование пластилином «В зимнем лесу»
|
|
|
5
|
Рисование пластилином «Зоопарк»
|
|
|
6
|
Обратная мозаика на прозрачной основе «Мой
любимый мультфильм»
|
|
|
7
|
Обратная мозаика на прозрачной основе
«Транспорт»
|
|
|
8
|
Обратная мозаика на прозрачной основе
«Волшебный цветок»
|
|
|
9
|
Лепка из солёного теста «Алфавит»
|
|
|
10
|
Лепка из солёного теста «Алфавит»
|
|
|
11
|
Лепка из солёного теста «Моя игрушка»
|
|
|
|
Аппликация из деталей оригами
|
6
|
|
1
|
Аппликация из одинаковых деталей оригами.
|
|
|
2
|
Аппликация из одинаковых деталей оригами «Подводный
мир»
|
|
|
3
|
Аппликация из одинаковых деталей оригами «В
путь»
|
|
|
4
|
Коллективные композиции в технике оригами
«Мой дворик»
|
|
|
5
|
Коллективные композиции в технике оригами
«Мое село»
|
|
|
6
|
Коллективные композиции в технике оригами
«Мое село»
|
|
|
|
Всего
|
33
|
|
Тематический
поурочный план.
2 класс
№ п/п
|
Наименование разделов и тем.
|
Всего часов
|
|
|
|
Аппликация
и моделирование
|
12
|
|
1
|
Аппликация
с элементами оригами «Вспомним лето»
|
|
|
2
|
Мозаика
из обрывных кусочков бумаги. Бабочки.
|
|
|
3
|
Обрывная
аппликация. Волшебные секреты.
|
|
|
4
|
Аппликация
из птичьих перьев. Бабочки.
|
|
|
5
|
Многослойное
торцевание. Садовые цветы
|
|
|
6
|
Аппликация
из кружев. Бабочки.
|
|
|
7
|
Аппликация
из ткани. Бабочки.
|
|
|
8
|
Моделирование
из полос. Волшебный коврик.
|
|
|
9
|
Мозаика
из ватных комочков. Собачки.
|
|
|
10
|
Плетение
из бумаги. Салфетка.
|
|
|
11
|
Моделирование
из картона Рамочка для фотографии
|
|
|
12
|
Выпуклая
мозаика из плотной бумаги. Цветы.
|
|
|
|
Модульное
оригами
|
10
|
|
1
|
Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из
этого модуля по своему замыслу (листья, животные, цветы)
|
|
|
2
|
Складывание гармошкой. Объёмные игрушки
|
|
|
3
|
Модульное оригами. Ёлочные игрушки
|
|
|
4
|
Мозаика из объемных деталей оригами.
Коллективная работа.
|
|
|
5
|
Модульное оригами. Художественные образы
объемной формы. Дед Мороз.
|
|
|
6
|
Сборка деталей из модулей на каркасе.
Коллективная работа. Новогодняя елочка.
|
|
|
7
|
Портреты кошек из деталей оригами.
|
|
|
8
|
Мозаика из плоских деталей оригами. Зоопарк.
|
|
|
9
|
Объемное изделие с использованием модуля
«Трилистник» и треугольного модуля оригами. Подснежники в вазе.
|
|
|
10
|
Оригами из кругов. Волшебные секреты.
|
|
|
|
Работа
с пластическими материалами
|
8
|
|
1
|
Разрезание
слоёного пластилина
|
|
|
2
|
Раскатывание
и обрубовка пластилина
|
|
|
3
|
Торцевание
на пластилине. Подготовка материала.
|
|
|
4
|
Торцевание на пластилине. Времена года
|
|
|
5
|
Торцевание на пластилине. Времена года
|
|
|
6
|
Торцевание на пластилине. «Цветок»
|
|
|
7
|
Выпуклая аппликация из пластилина. Кошки.
|
|
|
8
|
Выпуклая аппликация из пластилина. Кошки.
|
|
|
|
Поделки
из гофрированной бумаги
|
4
|
|
1
|
Скручивание в жгут. Аппликация из
гофрированной бумаги. Цветы.
|
|
|
2
|
Мозаика из комочков гофрированной бумаги.
Букет.
|
|
|
3
|
Гофрированный конструктор. В мире сказок.
|
|
|
4
|
Треугольный модуль оригами. Сказочные образы
на основе формы «чаша». Жар-птица
|
|
|
|
Всего
|
34
|
|
Тематический
поурочный план.
3 класс
№
урока
|
Тема
|
Всего
часов
|
|
Работа
с бумагой и картоном
|
7
|
1
|
Симметричное вырезание. Бабочки.
|
|
2
|
Игрушки из картона с подвижными деталями.
Собачки.
|
|
3
|
Моделирование из бумаги и салфеток.
|
|
4
|
Квиллинг из салфеток. Деревья.
|
|
5
|
Надрезание бахромой. Скручивание в жгут.
Цветы.
|
|
6
|
Рисование ватой по бархатной бумаге.
|
|
7
|
Украшение для костюма из бумаги.
|
|
|
Работа
с текстильными материалами.
|
15
|
1
|
Изонить на картонной основе. Золотая Рыбка
|
|
2
|
Изонить на картонных шаблонах. Бабочки.
|
|
3
|
Аппликация из резаных нитей. Фруктовый сад.
|
|
4
|
Аппликация из резаных нитей. Фруктовый сад.
|
|
5
|
Нитяная бахрома.
|
|
6
|
Мозаика из нитяных валиков. Бабочки.
|
|
7
|
Аппликация из нитяных валиков. В лесу.
|
|
8
|
Моделирование из проволоки и помпонов.
Бабочки.
|
|
9
|
Моделирование из проволоки и помпонов.
Собачки.
|
|
10
|
Моделирование из проволоки и помпонов.
Кошки.
|
|
11
|
Приклеивание ниток по спирали.
|
|
12
|
Аппликация из жатой ткани. Мой дворик.
|
|
13
|
Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу.
В мире животных.
|
|
14
|
Аппликация
из ткани, приклеенной на бумагу. Подводный мир
|
|
15
|
Вышивание Стебельчатый и тамбурный швы.
|
|
|
Работа
с пластическими материалами.
|
4
|
1
|
Обратная аппликация из пластилина на
прозрачной основе. В стране мультфильмов.
|
|
2
|
Обратная аппликация из пластилина на
прозрачной основе. В стране мультфильмов.
|
|
3
|
Пластилиновые нити. Продавливание через
сито.
|
|
4
|
Разрезание пластилина. Аппликация из
пластилина. Цветы.
|
|
|
Модульное
оригами
|
8
|
1
|
Моделирование из конусов. Кошки.
|
|
2
|
Художественные образы из треугольных
модулей. Зайчики.
|
|
3
|
Художественные образы из треугольных
модулей. Медвежата.
|
|
4
|
Художественные образы из треугольных
модулей. Жираф.
|
|
5
|
Модульное оригами. Объемные фигурки.
Забавные фигурки.
|
|
6
|
Модуль кусудамы «Супершар»
|
|
7
|
Соединение в изделии модуля «Супершар» и
треугольного модуля. Нарциссы.
|
|
8
|
Объемные изделия из треугольных модулей.
Тюльпаны.
|
|
|
Всего
|
34
|
Тематический
поурочный план.
4 класс
Количество
часов
|
Тема
|
Материалы
|
|
Работа
с бумагой и картоном
|
9
|
1
|
Аппликация с раздвижкой. Бабочки.
|
|
2
|
Веерное гофрирование, аппликация «Деревья»
|
|
3
|
Трубочки из гофрированной бумаги. Деревья.
|
|
4
|
Аппликация из рельефной бумаги. Кошки.
|
|
6
|
Транспарантное вырезание. Собачки.
|
|
7
|
Симметричное силуэтное вырезание. Кошки.
|
|
8
|
Конструирование игрушек с подвижными
деталями.
|
|
9
|
Объемные цветы в технике многослойного
торцевания.
|
|
|
Работа
с текстильными материалами.
|
6
|
1
|
Аппликация из ткани. Петельный шов.
|
|
2
|
Шитье мягкой игрушки. Пес Барбос.
|
|
3
|
Шитье мягкой игрушки. Пес Барбос.
|
|
4
|
Шитье мягкой игрушки. Пес Барбос.
|
|
5
|
Шитье мягкой игрушки. Пес Барбос.
|
|
6
|
Аппликация из синтепона со сдвижкой.
Домашние животные.
|
|
|
Работа
с пластическими материалами.
|
7
|
1
|
Разрезание пластилиновой заготовки сложной
формы. Бабочки.
|
|
2
|
Пластилиновые нити. Аппликация «В лесу»
|
|
3
|
Пластилиновые нити. Аппликация «Море зовет»
|
|
4
|
Лепка из пластилина на проволочном каркасе.
Животные.
|
|
5
|
Лепка из пластилина на проволочном каркасе.
Животные.
|
|
6
|
Пластилиновые цветы на проволочном каркасе.
|
|
7
|
Пластилиновые цветы на проволочном каркасе.
|
|
|
Модульное
оригами
|
12
|
1
|
Оригами из окрашенной бумаги.
|
|
2
|
Модульное оригами. Конструирование птиц
сложной формы.
|
|
3
|
Модульное оригами. Изделия с деталями
круглой формы. Забавные фигурки.
|
|
4
|
Моделирование из фольги. Цветы.
|
|
5
|
Модульное оригами. Соединение модулей
разного размера в одном изделии. Забавные фигурки.
|
|
6
|
Модульное оригами. Соединение модулей
разного размера в одном изделии. Забавные фигурки.
|
|
7
|
Модульное оригами. Транспортное средство.
|
|
8
|
Модульное оригами. Объемные цветы.
|
|
9
|
Модульное оригами. Объемные цветы.
|
|
10
|
Моделирование из гофрированной бумаги на
проволочном каркасе. Цветы.
|
|
11
|
Модульное оригами. Архитектурные сооружения.
Коллективный проект.
|
|
12
|
Модульное оригами. Архитектурные сооружения.
Коллективный проект.
|
|
|
Всего
|
34
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.