Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа по внеурочной деятельности "Любознайки".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Любознайки".

Скачать материал

«Согласовано»

Зам. по ВР

________Шаламова Е.П.

 «___» _________ 201  г.

 

«Утверждаю»

Директор школы

_________ Галстян Т.М.

Приказ №  ______ от

«___» _________ 201  года

 

 

 

           

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. СИКИЯЗ

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

по внеурочной деятельности

«Любознайки»

направление «Общентеллектуальное»

 

для 2  класса

 

 

 

 

Составитель:

Лысова А.А.

учитель начальных классов

                 1  категории

2014 - 2015 учебный год

 

 

 

 


1.    Пояснительная записка

 Программа внеурочной деятельности «Любознайки» относится к общеинтеллектуальному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения.

 Актуальность 

       Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы.  И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На  многие  вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности курса «Любознайки».

      Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа  курса «Любознайки» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов.     Программа «Любознайки» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

        Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиции  деятельностного подхода.

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия:

 7 – 10 лет.

Объём и продолжительность часов, отпущенных на занятия:

Дополнительная образовательная программа «Любознайки» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа(1 занятие в неделю по 35 минут).

 

Цель и задачи программы: 

Цель:  создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

      Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

      Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

      Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.

      Расширять опыт  общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Формы и  методы работы

Основными формами образовательного процесса являются:

      практико-ориентированные учебные занятия;

      творческие мастерские;

      тематические праздники, конкурсы, выставки;

      семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление тематических газет;
-участие в интернет -  олимпиадах, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой, окружающим миром, чтением;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах, творческие работы.

 

 

 

  2.Учебно – тематический план

 

№п/п

Содержание

 курса

 

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Аудитор

ных

Неауди

торных

1.

Введение

 

 

 

 

2

 

         

 

 

         Регулятивные УУД:

•        учиться отличать факты от домыслов;

•        овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

•        формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 

Познавательные УУД:

•        овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

•        перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

•        находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

 

Коммуникативные УУД:

•        учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

•        развивать доброжелательность и отзывчивость;

•        развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

 

2.

 

Знакомство с окружающим миром.

 

 

4

 

 

 

 

3

 

 

3.

 

Литературная страна.

6

 

 

1

4.

 

Математика – царица всех наук.

 

8

 

 

 

1

5.

Знакомство с историей.

 

 

 

 

1

 

 

1

6.

 

Занимательное азбуковедение

 

4

 

 

 

-

7.

Подведение итогов.

     2

       1

 

 

3. Учебно-тематическое планирование.

 

 

 

Тема занятия

Всего ча

сов

 

Описание примерного содержания занятий

 

 

 

дата

По

плану

По

факту

Введение

2

 

 

 

1. Вводное занятие «Все мы люди разные»

1

Определение интересов, склонностей учащихся.

03.09

 

2.В кругу нашей семьи.

1

выполнение заданий презентации «Любознайки»

10.09

 

Знакомство с окружающим миром.

7

 

 

 

3.Дело было в Лукоморье.

1

Знакомство с книгами, чтение книг.

17.09

 

4.Вода – источник жизни.

1

Экскурсия на речку, ключик.

24.09

 

5. О звёздах и планетах.

1

Знакомство с планетами и другими небесными телами.

01.10

 

6. Старичок – боровичок.

1

Отгадывание загадок о грибах, ягодах и растениях.

08.10

 

7. Лесные великаны.

1

Викторина о жизни деревьев.

15.10

 

8. В поисках цветка папоротника.

1

Игра на местности.

22.10

 

9. Экскурсия в природу. Моя малая родина.

1

Наблюдения за природой.

29.10

 

Литературная страна.

 

 

 

10. Литературная угадайка.

1

Викторина по книгам.

05.11

 

11. Поэтическая карусель.

1

Конкурс стихов.

12.11

 

12.Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

1

Работа с пословицами.

19.11

 

13. «Репка» на новый лад.

1

Инсценирование сказки.

26.11

 

14. Пять пушкинских сказок.

1

Экскурсия в библиотеку.

03.12

 

15.Пять пушкинских сказок.

1

Викторина по сказкам.

10.12

 

16. Сказа – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

1

проектная деятельность

17.12

 

Математика – царица всех наук.

 

 

 

17.Магазин головоломок.

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

24.12

 

18.Решение олимпиадных задач.

1

решение заданий повышенной трудности

21.01

 

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

решение заданий повышенной трудности

28.01

 

20. Геометрический калкйдоскоп.

1

решение заданий геометрического характера

04.02

 

21. Математическая тропинка.

1

Игра по станциям.

11.02

 

22.Математические горки.

1

решение задач на преобразование неравенств

18.02

 

23. Наглядная алгебра.

1

работа в группах: инсценирование

25.02

 

24.Решение логических задач.

1

схематическое изображение задач

04.03

 

25.Игра «У кого какая цифра»

1

творческая работа,

подвижные игры

11.03

 

Знакомство с историей.

 

 

 

26.Из истории предметов.

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой,

экскурсия в библиотеку

18.03

 

27.Как всё начиналось?

1

работа с информацией презентации: «Как всё начиналось?»

01.04

 

Занимательное азбуковедение.

 

 

 

28. Весёлый наборщик.

1

работа над созданием проблемных ситуаций

08.04

 

29.Игры с буквами и словами.

1

Решение головоломок с буквами

15.04

 

30. Игры деда Буквоеда.

1

составление заданий занимательного характера

22.04

 

31.Словокаты.

1

Конкурс «Лучший знаток русского языка».

29.04

 

Подведение итогов.

 

 

 

32. Игра «Поле чудес».

1

работа в группах, приглашение 1 класса

06.05

 

33 - 34. Круглый стол «Подведем итоги»

2

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

13.05

20.05

 

 

 

4. Информационно – методическое обеспечение.

     Дополнительная литература.

 1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.                                            

 

    Литература для обучающихся

1.      Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.

2.      Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.

3.      Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.

4.      Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.

5.      Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.

6.      Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.

7.      Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).

8.      Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.

9.      Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.

10.    Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.

11.    Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.

12.    Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.

13.    Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.

 

 

     Цифровые образовательные ресурсы.

http://www.nhm.ac.uk/interactive/sounds/main.html 

http://www.funbrain.com/kidscenter.html 

http://www.openworld.ru/school/m.cgi.

http://suhin.narod.ru/log1.htm заданий. Занимательная математика и шахматы для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 http://www.education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm

http://www.voron.boxmail.biz 

http://www.rsl.ru http://www.gnpbu.ruhttp://lib.

http://dic.academic.

 

 

http://ditionary.fio.ru

http://www.kinder.ru

http://www.pspu.as.ru

http://www.freepuzzles.com –

 

 

 5. Результативность курса.

 Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.    

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

     Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

 

 

 

 Преимущественные формы достижения  воспитательных

результатов во внеурочной деятельности.

 

Приобретение социальных знаний

(1 уровень

Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия

(3 уровень)

Беседы об окружающем мире , диспуты   

Участие в неделе математики в школе

Участие в интернет- олимпиаде

Турниры любознательных, конкурсы, викторины

Конкурсы среди учащихся начальных классов,

 

Проекты, исследования

Семейные праздники,  выступления на уровне школы      

                                    

 

                  

        

                  

          

Портфель достижений школьника

Ожидаемые результаты

Ведение портфеля достижений ученика предоставляет возможность:

•        формировать адекватную самооценку ученика;

•        публично представить свои достижения;

•        реализовать одну из базовых потребностей школьника - поддержку, одобрение, принятие результатов деятельности человека;

•        раскрывать индивидуальные возможности каждого ребенка;

•        развивать уверенность в себе, смелость;

•        развивать мотивацию дальнейшего творческого роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

-                    дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

-                    выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

-                    вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

-                    выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

-                    выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

-                    деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 

 

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

В конце каждого  занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный  характер. Проверка домашнего задания оценивается  с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Любознайки"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Электронный архивариус

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения.

     Одна из характерных и ярких черт детей - любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром - получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности курса "Любознайки".

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 290 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 451
    • DOCX 121 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лысова Антонида Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лысова Антонида Анатольевна
    Лысова Антонида Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 14847
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 954 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 675 человек

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе