«Согласовано»
Зам.
по ВР
________Шаламова
Е.П.
«___»
_________ 201 г.
|
«Утверждаю»
Директор
школы
_________
Галстян Т.М.
Приказ
№ ______ от
«___»
_________ 201 года
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. СИКИЯЗ
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по внеурочной
деятельности
«Любознайки»
направление
«Общентеллектуальное»
для 2 класса
Составитель:
Лысова А.А.
учитель начальных классов
1 категории
2014
- 2015 учебный год
1. Пояснительная
записка
Программа внеурочной деятельности
«Любознайки» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации
внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Данная программа внеурочной деятельности
разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта
второго поколения.
Актуальность
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают
вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят
объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому
единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на
вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной
деятельности курса «Любознайки».
Программа данного кружка
введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в
рамках общеинтеллектуального направления. Программа курса «Любознайки» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов.
Программа «Любознайки» является
интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего
мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие
организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося
(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение
форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие
познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является
младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение,
сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую
область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие
ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее
деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиции
деятельностного подхода.
Возрастная группа
обучающихся, на которых ориентированы занятия:
7 – 10 лет.
Объём и
продолжительность часов, отпущенных на занятия:
Дополнительная образовательная программа «Любознайки» рассчитана на один
год обучения, 34 учебных часа(1 занятие в неделю по 35 минут).
Цель и задачи
программы:
Цель: создание условий для расширения
творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной
деятельности.
Задачи:
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся
к различным видам деятельности.
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в
избранной сфере внеурочной деятельности.
Формировать систему метапредметных умений, расширять общий
кругозор.
Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми.
Формы и методы
работы
Основными формами
образовательного процесса являются:
практико-ориентированные
учебные занятия;
творческие
мастерские;
тематические
праздники, конкурсы, выставки;
семейные
гостиные.
На занятиях
предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная
(воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная
(работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной
темы);
- групповая
(разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная
(выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные
виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление тематических газет;
-участие в интернет - олимпиадах, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой,
окружающим миром, чтением;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах, творческие работы.
2.Учебно
– тематический план
№п/п
|
Содержание
курса
|
Количество часов
|
Перечень универсальных действий обучающихся
|
Аудитор
ных
|
Неауди
торных
|
1.
|
Введение
|
2
|
|
Регулятивные УУД:
• учиться отличать факты от домыслов;
• овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности.
• формировать умение оценивать свои действия в соответствии с
поставленной задачей.
Познавательные
УУД:
• овладевать логическими операциями сравнения, анализа,
отнесения к известным понятиям;
• перерабатывать полученную информацию: группировать числа,
числовые выражения, геометрические фигуры;
• находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные
УУД:
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя);
• развивать доброжелательность и отзывчивость;
• развивать способность вступать в общение с целью быть
понятым.
|
2.
|
Знакомство с окружающим миром.
|
4
|
3
|
3.
|
Литературная
страна.
|
6
|
1
|
4.
|
Математика – царица всех наук.
|
8
|
1
|
5.
|
Знакомство с историей.
|
1
|
1
|
6.
|
Занимательное азбуковедение
|
4
|
-
|
7.
|
Подведение итогов.
|
2
|
1
|
3.
Учебно-тематическое планирование.
Тема занятия
|
Всего ча
сов
|
Описание
примерного содержания занятий
|
дата
|
По
плану
|
По
факту
|
Введение
|
2
|
|
|
|
1. Вводное
занятие «Все мы люди разные»
|
1
|
Определение
интересов, склонностей учащихся.
|
03.09
|
|
2.В
кругу нашей семьи.
|
1
|
выполнение
заданий презентации «Любознайки»
|
10.09
|
|
Знакомство
с окружающим миром.
|
7
|
|
|
|
3.Дело
было в Лукоморье.
|
1
|
Знакомство
с книгами, чтение книг.
|
17.09
|
|
4.Вода –
источник жизни.
|
1
|
Экскурсия
на речку, ключик.
|
24.09
|
|
5. О
звёздах и планетах.
|
1
|
Знакомство
с планетами и другими небесными телами.
|
01.10
|
|
6.
Старичок – боровичок.
|
1
|
Отгадывание
загадок о грибах, ягодах и растениях.
|
08.10
|
|
7. Лесные
великаны.
|
1
|
Викторина
о жизни деревьев.
|
15.10
|
|
8. В
поисках цветка папоротника.
|
1
|
Игра на
местности.
|
22.10
|
|
9.
Экскурсия в природу. Моя малая родина.
|
1
|
Наблюдения
за природой.
|
29.10
|
|
Литературная
страна.
|
7ч
|
|
|
|
10.
Литературная угадайка.
|
1
|
Викторина
по книгам.
|
05.11
|
|
11.
Поэтическая карусель.
|
1
|
Конкурс
стихов.
|
12.11
|
|
12.Поговорка
– цветочек, пословица – ягодка.
|
1
|
Работа с
пословицами.
|
19.11
|
|
13.
«Репка» на новый лад.
|
1
|
Инсценирование
сказки.
|
26.11
|
|
14. Пять
пушкинских сказок.
|
1
|
Экскурсия
в библиотеку.
|
03.12
|
|
15.Пять
пушкинских сказок.
|
1
|
Викторина
по сказкам.
|
10.12
|
|
16.
Сказа – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
|
1
|
проектная
деятельность
|
17.12
|
|
Математика
– царица всех наук.
|
9ч
|
|
|
|
17.Магазин
головоломок.
|
1
|
решение
задач на установление причинно-следственных отношений
|
24.12
|
|
18.Решение
олимпиадных задач.
|
1
|
решение
заданий повышенной трудности
|
21.01
|
|
19.Решение
задач международной игры «Кенгуру»
|
1
|
решение
заданий повышенной трудности
|
28.01
|
|
20.
Геометрический калкйдоскоп.
|
1
|
решение
заданий геометрического характера
|
04.02
|
|
21.
Математическая тропинка.
|
1
|
Игра по
станциям.
|
11.02
|
|
22.Математические
горки.
|
1
|
решение
задач на преобразование неравенств
|
18.02
|
|
23.
Наглядная алгебра.
|
1
|
работа в
группах: инсценирование
|
25.02
|
|
24.Решение
логических задач.
|
1
|
схематическое
изображение задач
|
04.03
|
|
25.Игра
«У кого какая цифра»
|
1
|
творческая
работа,
подвижные
игры
|
11.03
|
|
Знакомство
с историей.
|
2ч
|
|
|
|
26.Из
истории предметов.
|
1
|
работа с
энциклопедиями и справочной литературой,
экскурсия
в библиотеку
|
18.03
|
|
27.Как
всё начиналось?
|
1
|
работа с
информацией презентации: «Как всё начиналось?»
|
01.04
|
|
Занимательное
азбуковедение.
|
4ч
|
|
|
|
28. Весёлый
наборщик.
|
1
|
работа
над созданием проблемных ситуаций
|
08.04
|
|
29.Игры
с буквами и словами.
|
1
|
Решение
головоломок с буквами
|
15.04
|
|
30. Игры
деда Буквоеда.
|
1
|
составление
заданий занимательного характера
|
22.04
|
|
31.Словокаты.
|
1
|
Конкурс
«Лучший знаток русского языка».
|
29.04
|
|
Подведение
итогов.
|
3ч
|
|
|
|
32. Игра
«Поле чудес».
|
1
|
работа в
группах, приглашение 1 класса
|
06.05
|
|
33 - 34.
Круглый стол «Подведем итоги»
|
2
|
коллективная
работа по составлению отчёта о проделанной работе
|
13.05
20.05
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Информационно –
методическое обеспечение.
Дополнительная
литература.
1.Агаркова
Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград:
«Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать.
Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. –
Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты
квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия
математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания
развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие
творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные
материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего
ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н.
Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А.
«Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 –
4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами
повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный
научно-методический журнал.
Литература для
обучающихся
1. Большая детская
энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
2. Владимиров А.В. Что на чем
держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.
3. Все обо всем: Популярная
энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество
«Слово», 1995.- 512 с.
4. Все обо всем: Популярная
энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество
«Слово», 1994.- 512 с.
5. Все обо всем: Популярная
энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество
«Слово», 1994.- 448с.
6. Дитрих А., Юрмин Г.,
Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
7. Золотов А.В., Кудишин И.В.,
Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.-
287 с.- (Детская энциклопедия техники).
8. Клэйборн А. Изобретения,
изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. –
96 с.
9. Крутогоров Ю.А. Сто
профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. –
87 с.
10. Кублицкий Г.И. Письмо шло
пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.
11. Лев Ф.Г. Из чего все:
Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.
12. Техника вокруг нас: Научно-художественная
литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.
13. Что такое. Кто такой: В 3 т.
Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.
Цифровые
образовательные ресурсы.
http://www.nhm.ac.uk/interactive/sounds/main.html
http://www.funbrain.com/kidscenter.html
http://www.openworld.ru/school/m.cgi.
http://suhin.narod.ru/log1.htm
заданий. Занимательная математика и шахматы для детей дошкольного и младшего
школьного возраста.
http://www.education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm
http://www.voron.boxmail.biz
http://www.rsl.ru
http://www.gnpbu.ruhttp://lib.
http://dic.academic.
http://ditionary.fio.ru
http://www.kinder.ru
http://www.pspu.as.ru
http://www.freepuzzles.com –
5.
Результативность курса.
Воспитательные результаты
внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень
результатов
— приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и
т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со
своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для
него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень
результатов
— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников
между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной
социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или
не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень
результатов
— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в
самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за
пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей,
которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек
действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным
деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного
общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без
которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что
для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной
среде.
Преимущественные
формы достижения воспитательных
результатов во
внеурочной деятельности.
Приобретение
социальных знаний
(1 уровень
|
Формирование
ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень)
|
Получение опыта
самостоятельного общественного действия
(3 уровень)
|
Беседы об
окружающем мире , диспуты
|
Участие в неделе
математики в школе
|
Участие в
интернет- олимпиаде
|
Турниры
любознательных, конкурсы, викторины
|
Конкурсы среди
учащихся начальных классов,
|
|
Проекты,
исследования
|
Семейные
праздники, выступления на уровне школы
|
|
Портфель достижений
школьника
Ожидаемые
результаты
Ведение портфеля
достижений ученика предоставляет возможность:
• формировать
адекватную самооценку ученика;
• публично
представить свои достижения;
• реализовать
одну из базовых потребностей школьника - поддержку, одобрение, принятие
результатов деятельности человека;
• раскрывать
индивидуальные возможности каждого ребенка;
• развивать
уверенность в себе, смелость;
• развивать
мотивацию дальнейшего творческого роста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задания на развитие внимания
К заданиям этой
группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного
внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа
способствует формированию таких жизненно важных умений, как
умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути,
оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад,
находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти.
Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В
результате таких занятий учащиеся
осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и
определения. Вместе с тем у детей увеличивается
объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память,
восприятие и наблюдательность, закладывается
основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения
построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера;
-
дорисовывание
несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего
конкретного, до какого-либо изображения;
-
выбор
фигуры нужной формы для восстановления целого;
-
вычерчивание
уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не
проводя одну и ту же линию дважды);
-
выбор
пары идентичных фигур сложной конфигурации;
-
выделение
из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
-
деление
фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей,
выбираемых из множества данных;
- складывание
и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию
воображения способствует работа с изографами
(слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение
того предмета, о котором идет речь) и числограммы
(предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в
начальной школе является развитие мышления. С этой целью в
рабочих тетрадях приведены задания, которые
позволяют на доступном детям материале
и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного
теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе
выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять
простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение
задания).
В
конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от
сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный характер.
Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей
каждого ученика.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.