Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Начальные классы / Рабочая программа по внеурочной деятельности "Любознайки".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Любознайки".

Скачать материал

«Согласовано»

Зам. по ВР

________Шаламова Е.П.

«___» _________ 201 г.


«Утверждаю»

Директор школы

_________ Галстян Т.М.

Приказ № ______ от

«___» _________ 201 года





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. СИКИЯЗ







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Любознайки»

направление «Общентеллектуальное»


для 2 класса









Составитель:

Лысова А.А.

учитель начальных классов

1 категории

2014 - 2015 учебный год









  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Любознайки» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения.

Актуальность

Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности курса «Любознайки».

Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа курса «Любознайки» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Программа «Любознайки» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиции деятельностного подхода.

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия:

7 – 10 лет.

Объём и продолжительность часов, отпущенных на занятия:

Дополнительная образовательная программа «Любознайки» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа(1 занятие в неделю по 35 минут).


Цель и задачи программы:

Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.

Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Формы и методы работы

Основными формами образовательного процесса являются:

практико-ориентированные учебные занятия;

творческие мастерские;

тематические праздники, конкурсы, выставки;

семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление тематических газет;
-участие в интернет - олимпиадах, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой, окружающим миром, чтением;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах, творческие работы.




2.Учебно – тематический план


п/п

Содержание

курса


Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Аудитор

ных

Неауди

торных

1.

Введение





2




Регулятивные УУД:

учиться отличать факты от домыслов;

овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.


Познавательные УУД:

овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).


Коммуникативные УУД:

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

развивать доброжелательность и отзывчивость;

развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.


2.


Знакомство с окружающим миром.



4





3



3.


Литературная страна.

6



1

4.


Математика – царица всех наук.


8




1

5.

Знакомство с историей.





1



1

6.


Занимательное азбуковедение


4




-

7.

Подведение итогов.

2

1



3. Учебно-тематическое планирование.




Тема занятия

Всего ча

сов


Описание примерного содержания занятий




дата

По

плану

По

факту

Введение

2



1. Вводное занятие «Все мы люди разные»

1

Определение интересов, склонностей учащихся.

03.09


2.В кругу нашей семьи.

1

выполнение заданий презентации «Любознайки»

10.09


Знакомство с окружающим миром.

7




3.Дело было в Лукоморье.

1

Знакомство с книгами, чтение книг.

17.09


4.Вода – источник жизни.

1

Экскурсия на речку, ключик.

24.09


5. О звёздах и планетах.

1

Знакомство с планетами и другими небесными телами.

01.10


6. Старичок – боровичок.

1

Отгадывание загадок о грибах, ягодах и растениях.

08.10


7. Лесные великаны.

1

Викторина о жизни деревьев.

15.10


8. В поисках цветка папоротника.

1

Игра на местности.

22.10


9. Экскурсия в природу. Моя малая родина.

1

Наблюдения за природой.

29.10


Литературная страна.




10. Литературная угадайка.

1

Викторина по книгам.

05.11


11. Поэтическая карусель.

1

Конкурс стихов.

12.11


12.Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

1

Работа с пословицами.

19.11


13. «Репка» на новый лад.

1

Инсценирование сказки.

26.11


14. Пять пушкинских сказок.

1

Экскурсия в библиотеку.

03.12


15.Пять пушкинских сказок.

1

Викторина по сказкам.

10.12


16. Сказа – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

1

проектная деятельность

17.12


Математика – царица всех наук.




17.Магазин головоломок.

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

24.12


18.Решение олимпиадных задач.

1

решение заданий повышенной трудности

21.01


19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

решение заданий повышенной трудности

28.01


20. Геометрический калкйдоскоп.

1

решение заданий геометрического характера

04.02


21. Математическая тропинка.

1

Игра по станциям.

11.02


22.Математические горки.

1

решение задач на преобразование неравенств

18.02


23. Наглядная алгебра.

1

работа в группах: инсценирование

25.02


24.Решение логических задач.

1

схематическое изображение задач

04.03


25.Игра «У кого какая цифра»

1

творческая работа,

подвижные игры

11.03


Знакомство с историей.




26.Из истории предметов.

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой,

экскурсия в библиотеку

18.03


27.Как всё начиналось?

1

работа с информацией презентации: «Как всё начиналось?»

01.04


Занимательное азбуковедение.




28. Весёлый наборщик.

1

работа над созданием проблемных ситуаций

08.04


29.Игры с буквами и словами.

1

Решение головоломок с буквами

15.04


30. Игры деда Буквоеда.

1

составление заданий занимательного характера

22.04


31.Словокаты.

1

Конкурс «Лучший знаток русского языка».

29.04


Подведение итогов.




32. Игра «Поле чудес».

1

работа в группах, приглашение 1 класса

06.05


33 - 34. Круглый стол «Подведем итоги»

2

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

13.05

20.05




4. Информационно – методическое обеспечение.

Дополнительная литература.

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.


Литература для обучающихся

1. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.

2. Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.

3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.

4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.

5. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.

6. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.

7. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).

8. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.

9. Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.

10. Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.

11. Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.

12. Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.

13. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.



Цифровые образовательные ресурсы.

http://www.nhm.ac.uk/interactive/sounds/main.html

http://www.funbrain.com/kidscenter.html

http://www.openworld.ru/school/m.cgi.

http://suhin.narod.ru/log1.htm заданий. Занимательная математика и шахматы для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

http://www.education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm

http://www.voron.boxmail.biz

http://www.rsl.ru http://www.gnpbu.ruhttp://lib.

http://dic.academic.




http://ditionary.fio.ru

http://www.kinder.ru

http://www.pspu.as.ru

http://www.freepuzzles.com –



5. Результативность курса.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.




Преимущественные формы достижения воспитательных

результатов во внеурочной деятельности.


Приобретение социальных знаний

(1 уровень

Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия

(3 уровень)

Беседы об окружающем мире , диспуты

Участие в неделе математики в школе

Участие в интернет- олимпиаде

Турниры любознательных, конкурсы, викторины

Конкурсы среди учащихся начальных классов,


Проекты, исследования

Семейные праздники, выступления на уровне школы


Портфель достижений школьника

Ожидаемые результаты

Ведение портфеля достижений ученика предоставляет возможность:

формировать адекватную самооценку ученика;

публично представить свои достижения;

реализовать одну из базовых потребностей школьника - поддержку, одобрение, принятие результатов деятельности человека;

раскрывать индивидуальные возможности каждого ребенка;

развивать уверенность в себе, смелость;

развивать мотивацию дальнейшего творческого роста.












ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).



Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

В конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный характер. Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.




Рабочая программа по внеурочной деятельности "Любознайки".
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения.

     Одна из характерных и ярких черт детей - любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром - получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности курса "Любознайки".



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 11 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Лысова Антонида Анатольевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1058
Номер материала 47391
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓