Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская
средняя общеобразовательная школа №1»
села
Ключи Ключевского района Алтайского края
«ПРИНЯТО»
Руководитель
ШМО учителей начальных классов
_______________И.П.Моисеева
Протокол
№ ___
от
«___» августа 2014 г.
|
«СОГЛАСОВАНО»
Замдиректора
по УВР
________Н.В.
Мандрыкина
«___»
августа 2014 г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Ключевская СОШ
№1» _____________Н.Г.
Жихарева
Приказ
№_____
от
«___» сентября 2014 г.
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по
общеинтеллектуальному направлению для учащихся 1 – 4 классов
«Клуб юных
математиков»
Построена
на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика»
Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011. — 168 с.
Срок
реализации:2013 – 2017 учебный год
Составитель:
Сидоренко И.К.,
учитель начальных классов.
Ключи 2014
Пояснительная
записка.
Рабочая
программа для учащихся 1-4 классов рассчитана на 135 часов ( 1 час в неделю, 1
класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 34 учебные недели) и разработана в
соответствии:
-
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее Стандарты);
-
с авторской программой Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика»
Сборник программ внеурочной деятельности : 1– 4 классы / под ред. Н.Ф.Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011. — 168 с.
-
с положением Основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ «Ключевская СОШ № 1» (далее Образовательной программой);
-
с образовательными потребностями и запросами учащихся и их родителей.
Актуальность
программы
«Клуб веселых математиков» определена тем, что младшие школьники должны иметь
мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные
возможности.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической
грамотности, коммуникативных умений
младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание
на занятиях ситуаций ак- тивного поиска,
предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса
к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся
возможностей применения тех знаний и умений, которыми
они овладевают на уроках математики.
Цель:
расширение математического кругозора и эрудиции
учащихся.
Задачи:
- расширять
кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
сосредоточивая
внимание на
количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
1.
Актуальность:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2. Научность:
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную
сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3. Системность:
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров)
к общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность:
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии,
которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые
впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах
и других математических играх и конкурсах.
5. Обеспечение мотивации:
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического
направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и
выступление на олимпиадах по математике.
6. Курс ориентационный:
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики,
удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной
науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и методы:
- практико-ориентированные
учебные занятия;
- творческие
мастерские;
- тематические
праздники, конкурсы, выставки;
- семейные
гостиные;
- эвристическая
беседа;
- интеллектуальная
игра;
- викторина;
- интегрированные
занятия;
- практикум по
решению задач повышенной сложности;
- творческая
работа ( участие детей в выпуске математической стенгазеты);
- самостоятельная
работа;
- турниры, олимпиада.
Формы организации
учебной деятельности:
- индивидуальная
(воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная
(работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной
темы);
- групповая
(разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная
(выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Формы оценивания:
Проверка
результатов проходит в форме:
-
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы,
викторины,
составление кроссвордов и др.),
-
собеседования (индивидуальное и групповое),
-
опросников,
-
тестирования,
-
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Итоговый контроль
осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические
работы;
- творческие работы
учащихся;
- контрольные
задания;
- соревнования;
- классные и
школьные олимпиады;
- рефлексия.
Самооценка и
самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих
потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё
предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Планируемые
результаты.
Личностные:
-
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
-
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
-
воспитание чувства справедливости, ответственности;
-
овладение способами исследовательской деятельности;
-
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
-
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные.
Регулятивные:
-
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки;
-
выполнять пробное учебное
действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном
действии;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
-
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи;
-
осуществлять развёрнутые действия
контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
Познавательные:
-
сравнивать разные приёмы действий, выбирать
удобные способы для выполнения
конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда, использовать его в ходе самостоятельной работы;
-
моделировать ситуацию, описанную
в тексте задачи,
использовать соответствующие
знаково-символические средства
для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные,
выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
-
объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при
заданном условии;
анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-
анализировать правила
игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
воспроизводить способ решения
задачи.
Коммуникативные:
- включаться в групповую
работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать
разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
Предметные:
-
анализировать текст задачи:
ориентироваться в тексте,
выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины);
-
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,
на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-
конструировать несложные задачи;
-
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения;
-
проводить линии по заданному маршруту
(алгоритму);
-
выделять фигуру заданной
формы на сложном
чертеже;
- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, угол- ков, спичек) в
исходной конструкции;
-
составлять фигуры из частей, определять
место заданной детали в конструкции;
-
выявлять закономерности в расположении деталей;
составлять де- тали в соответствии
с заданным контуром конструкции;
- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и
из развёрток;
-
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми
головоломками.
Условия
реализации:
1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами: 1)0, 1,2, 3,4, ...,9(10);
2) 10, 20, 30, 40, ...,90;
3) 100, 200, 300,400, ...,900.
3. «Математический веер» с цифрами и знаками.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
5. Электронные издания для младших школьников: «Математика и
конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.
6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
7. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для
закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние на одной стороне
— задание, на другой - ответ. 8. Часовой циферблат с
подвижными стрелками.
9. Набор «Геометрические тела».
10. Математические настольные игры: математические пирамиды
«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100»,«Умножение»,
«Деление» и др.
11. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к
палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и
деление» и др.
12. Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»:
запись стираемым фломастером результатов действий на прозрачной плёнке.
13. Кочуроеа
Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 4 класса
общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф,
2008.
14. Плакат «Говорящая таблица умножения» / Л.А. Бахметьев и
др. - М.: Знаток,
2009.
15. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях.
Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочуроеа, А.С. Анютина, СИ.
Разуваева, К.М. Тихомирова. - М.: ВАРСОН, 2010.
16. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика
вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочуроеа, А.С. Анютина, СИ.
Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН 2010.
Список литературы.
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство
развития логического мышления младших школьников // Начальная школа.
2009.
- № 7.
2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и
развлечений. СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл,
2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т.
Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной
трудности. — М., 2006.
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических
головоломок. - СПб.: Союз, 2001.
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках
для детей. - М.: ACT, 2006.
Н. Труднее В.П. Внеклассная работа по
математике в начальной школе : пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.
Тематический
поурочный план.
1 класс
№ урока
|
Тема
|
Количество часов
|
1
|
Математика – это интересно
|
1
|
2
|
Танграм: древняя китайская головоломка.
|
1
|
3
|
Путешествие точки.
|
1
|
4
|
«Спичечный» конструктор
|
1
|
5
|
Танграм: древняя китайская головоломка.
|
1
|
6
|
Волшебная линейка
|
1
|
7
|
Праздник числа 10
|
1
|
8
|
Конструирование многоугольников из деталей танграма.
|
1
|
9
|
Игра-соревнование «Веселый счёт»
|
1
|
10
|
Конструирование многоугольников из деталей танграма.
|
1
|
11
|
«Спичечный» конструктор
|
1
|
12
|
Весёлая геометрия
|
1
|
13
|
Весёлая геометрия
|
1
|
14
|
Математические игры
|
1
|
15
|
«Спичечный» конструктор
|
1
|
16
|
Задачи-смекалки.
|
1
|
17
|
Прятки с фигурами
|
1
|
18
|
Математические игры
|
1
|
19
|
Математические игры
|
1
|
20
|
Числовые головоломки
|
1
|
21
|
Числовые головоломки
|
1
|
22
|
Математическая карусель.
|
1
|
23
|
Уголки
|
1
|
24
|
Игра в магазин. Монеты.
|
1
|
25
|
Конструирование многоугольников из деталей танграма.
|
1
|
26
|
Игры с шахматными фигурами
|
1
|
27
|
Математическое путешествие.
|
1
|
28
|
Математические игры
|
1
|
29
|
Игры с шахматными фигурами
|
1
|
30
|
Секреты задач
|
1
|
31
|
Числовые головоломки
|
1
|
32
|
Математические игры
|
1
|
33
|
Математическая карусель.
|
1
|
|
Всего
|
33
|
Тематический
поурочный план.
2 класс
№ урока
|
Тема
|
Количество часов
|
1
|
«Удивительная снежинка».
|
1
|
2
|
Крестики-нолики.
|
1
|
3
|
Математические игры
|
1
|
4
|
Прятки с фигурами.
|
1
|
5
|
Секреты задач.
|
1
|
6
|
«Спичечный» конструктор.
|
1
|
7
|
«Спичечный» конструктор.
|
1
|
8
|
Геометрический калейдоскоп.
|
1
|
9
|
Числовые головоломки.
|
1
|
10
|
«Шаг в будущее»
|
1
|
11
|
Геометрия вокруг нас.
|
1
|
12
|
Путешествие точки.
|
1
|
13
|
«Шаг в
будущее».
|
1
|
14
|
Тайны окружности
|
1
|
15
|
Математическое путешествие.
|
1
|
16
|
«Новогодний серпантин».
|
1
|
17
|
«Новогодний серпантин».
|
1
|
18
|
Математические игры.
|
1
|
19
|
«Часы нас будят по утрам...»
|
1
|
20
|
Геометрический калейдоскоп.
|
1
|
21
|
Головоломки.
|
1
|
22
|
Секреты задач
|
1
|
23
|
«Что скрывает сорока?».
|
1
|
24
|
Интеллектуальная разминка
|
1
|
25
|
Дважды два — четыре.
|
1
|
26
|
Дважды два — четыре.
|
1
|
27
|
Дважды два — четыре.
|
1
|
28
|
В царстве смекалки.
|
1
|
29
|
Интеллектуальная разминка.
|
1
|
30
|
Составь квадрат.
|
1
|
31
|
Мир занимательных задач.
|
1
|
32
|
Мир занимательных задач.
|
1
|
33
|
Математические фокусы.
|
1
|
34
|
Математическая эстафета.
|
1
|
|
Всего
|
34
|
Тематический
поурочный план.
3 класс
№ урока
|
Тема
|
Количество часов
|
1
|
Интеллектуальная разминка.
|
1
|
2
|
«Числовой» конструктор.
|
1
|
3
|
Геометрия вокруг нас.
|
1
|
4
|
Волшебные переливания.
|
1
|
5
|
В царстве смекалки.
|
1
|
6
|
В царстве смекалки.
|
1
|
7
|
«Шаг в будущее».
|
1
|
8
|
Спичечный»
конструктор.
|
1
|
9
|
Спичечный»
конструктор.
|
1
|
10
|
Числовые головоломки.
|
1
|
11
|
Интеллектуальная разминка.
|
1
|
12
|
Интеллектуальная разминка.
|
1
|
13
|
Математические фокусы.
|
1
|
14
|
Математические игры
|
1
|
15
|
Секреты чисел.
|
1
|
16
|
Математическая копилка
|
1
|
17
|
Математическое путешествие.
|
1
|
18
|
Выбери маршрут.
|
1
|
19
|
Числовые головоломки.
|
1
|
20
|
В
царстве смекалки.
|
1
|
21
|
В
царстве смекалки.
|
1
|
22
|
Мир занимательных задач.
|
1
|
23
|
Геометрический калейдоскоп.
|
1
|
24
|
Интеллектуальная разминка
|
1
|
25
|
Разверни листок.
|
1
|
26
|
От секунды до столетия.
|
1
|
27
|
От секунды до столетия.
|
1
|
28
|
Числовые головоломки.
|
1
|
29
|
Конкурс смекалки.
|
1
|
30
|
Это было в старину.
|
1
|
31
|
Математические фокусы.
|
1
|
32
|
Энциклопедия математических развлечений.
|
1
|
33
|
Энциклопедия математических развлечений.
|
1
|
34
|
Математический лабиринт.
|
1
|
|
Всего
|
34
|
Тематический
поурочный план.
4 класс
№ урока
|
Тема
|
Количество часов
|
1
|
Интеллектуальная разминка.
|
1
|
2
|
Числа-великаны.
|
1
|
3
|
Мир занимательных задач.
|
1
|
4
|
Кто что увидит? Римские цифры
|
1
|
5
|
Римские цифры.
|
1
|
6
|
Числовые головоломки.
|
1
|
7
|
Секреты задач.
|
1
|
8
|
В царстве смекалки.
|
1
|
9
|
Математический марафон.
|
1
|
10
|
«Спичечный» конструктор.
|
1
|
11
|
«Спичечный» конструктор.
|
1
|
12
|
Выбери маршрут.
|
1
|
13
|
Интеллектуальная разминка.
|
1
|
14
|
Математические фокусы
|
1
|
15
|
Занимательное моделирование.
|
1
|
16
|
Занимательное моделирование.
|
1
|
17
|
Занимательное моделирование.
|
1
|
18
|
Математическая копилка..
|
1
|
19
|
Какие слова спрятаны в таблице?
|
1
|
20
|
«Математика — наш друг!»
|
1
|
21
|
Решай, отгадывай, считай.
|
1
|
22
|
В царстве смекалки.
|
1
|
23
|
В царстве смекалки.
|
1
|
24
|
Числовые головоломки.
|
1
|
25
|
Мир занимательных
задач.
|
1
|
26
|
Мир
занимательных задач.
|
1
|
27
|
Математические фокусы.
|
1
|
28
|
Интеллектуальная
разминка.
|
1
|
29
|
Интеллектуальная
разминка.
|
1
|
30
|
Блиц-турнир по решению задач.
|
1
|
31
|
Математическая копилка.
|
1
|
32
|
Геометрические фигуры вокруг нас.
|
1
|
33
|
Математический лабиринт.
|
1
|
34
|
Математический праздник.
|
1
|
|
Всего
|
34
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.