Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб юных математиков"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб юных математиков"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»

села Ключи Ключевского района Алтайского края

 

 

 

 

«ПРИНЯТО»

Руководитель ШМО учителей начальных классов

_______________И.П.Моисеева

Протокол № ___

 от «___» августа 2014 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Замдиректора по УВР

________Н.В. Мандрыкина

 «___» августа 2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                                                       Директор МБОУ «Ключевская СОШ №1»                                                                           _____________Н.Г. Жихарева

Приказ №_____

от «___» сентября 2014 г.

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному  направлению для учащихся 1 – 4 классов

«Клуб юных математиков»

Построена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика» Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М. : Вентана- Граф, 2011. 168 с.

Срок реализации:2013 – 2017  учебный год

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                   

 

 

 

                                                                                                         Составитель: Сидоренко И.К.,

                                                               учитель начальных классов.

                                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключи 2014

 

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа для учащихся 1-4 классов рассчитана на 135 часов ( 1 час в неделю, 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарты);

- с авторской программой Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика»

Сборник программ внеурочной деятельности : 1– 4 классы / под ред. Н.Ф.Виноградовой. М. : Вентана- Граф, 2011. 168 с.

- с положением Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ключевская СОШ № 1» (далее Образовательной программой);

- с образовательными потребностями и  запросами учащихся и их родителей.

Актуальность

программы «Клуб веселых математиков» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Программа  предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической  грамотности,  коммуникативных  умений  младших  школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций ак- тивного  поиска,  предоставление  возможности  сделать  собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цель:

 расширение математического кругозора  и эрудиции учащихся.

Задачи:

- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая

  внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:
1. Актуальность:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2. Научность:
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3. Системность:
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность:
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5. Обеспечение мотивации:
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6. Курс ориентационный:
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.
                                                            Формы и  методы:

- практико-ориентированные учебные занятия;

- творческие мастерские;

- тематические праздники, конкурсы, выставки;

- семейные гостиные;

- эвристическая беседа;

- интеллектуальная игра;

- викторина;

- интегрированные занятия;

- практикум по решению задач повышенной сложности;

- творческая работа ( участие детей в выпуске математической  стенгазеты);

- самостоятельная работа;

- турниры, олимпиада.

Формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Формы оценивания:

Проверка результатов проходит в форме:

-  игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины,

   составление кроссвордов и др.),

- собеседования (индивидуальное и групповое),

- опросников,

- тестирования,

- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания;

- соревнования;

- классные и школьные олимпиады;

- рефлексия.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

 

 

 

Планируемые результаты.

Личностные:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- овладение способами исследовательской деятельности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

- формирование устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения.

Метапредметные.

Регулятивные:

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в

   пробном действии;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать

   построенную конструкцию с образцом.

Познавательные:

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения

  конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового

   кроссворда, использовать его в ходе самостоятельной работы;

- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие

  знаково-символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные,

   выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

  анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

  воспроизводить способ решения задачи.

Коммуникативные:

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,  

  высказывать собственное мнение и аргументировать его;

-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

  использовать критерии для обоснования своего суждения;

Предметные:

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,

  данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на

   рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- конструировать несложные задачи;

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 1 и др.,  

    указывающие направление движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, угол- ков, спичек) в

  исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять де- тали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и

  из развёрток;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с

  числовыми головоломками.

Условия реализации:

1.  Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2.  Комплекты карточек с числами: 1)0, 1,2, 3,4, ...,9(10);

2)  10, 20, 30, 40, ...,90;

3)  100, 200, 300,400, ...,900.

3.  «Математический веер» с цифрами и знаками.

4.  Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5.  Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.

6.  Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умноже­ния).

7.  Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для  закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние на одной стороне — задание, на другой - ответ.                                             8.  Часовой циферблат с подвижными стрелками.                              

9.  Набор «Геометрические тела».                                                                 

10.  Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100»,«Умножение», «Деление» и др.                                                                            

11.  Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.                                                                                   

12.  Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»: запись стираемым фломастером результатов действий на прозрачной плёнке.                                                                                                                     13.  Кочуроеа Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф,  2008.                                                                                                                                

14.  Плакат «Говорящая таблица умножения» / Л.А. Бахметьев и др. - М.: Знаток, 2009.                                                                                              

15.  Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочуроеа, А.С. Анютина, СИ. Разуваева, К.М. Тихомирова. - М.: ВАРСОН, 2010.

16. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочуроеа, А.С. Анютина, СИ. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН 2010.

 Список литературы.

1.  Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви­тия логического мышления младших школьников // Начальная школа. 2009. - № 7.

2.  Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

3.  Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.

4.  Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5.  Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. - СПб.: Союз, 2001.

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. - М.: ACT, 2006.

Н. Труднее В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.

 

 

 

 

 

 

 

Тематический поурочный план.

1 класс

№ урока

Тема

Количество часов

1

Математика – это интересно

1

2

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

3

Путешествие точки.

1

4

«Спичечный» конструктор

1

5

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

6

Волшебная линейка

1

7

Праздник числа 10

1

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

9

Игра-соревнование «Веселый счёт»

1

10

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

11

«Спичечный» конструктор

1

12

Весёлая геометрия

1

13

Весёлая геометрия

1

14

Математические игры

1

15

«Спичечный» конструктор

1

16

Задачи-смекалки.

1

17

Прятки с фигурами

1

18

Математические игры

1

19

Математические игры

1

20

Числовые головоломки

1

21

Числовые головоломки

1

22

Математическая карусель.

1

23

Уголки

1

24

Игра в магазин. Монеты.

1

25

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

26

Игры с шахматными фигурами

1

27

Математическое путешествие.

1

28

Математические игры

1

29

Игры с шахматными фигурами

1

30

Секреты задач

1

31

Числовые головоломки

1

32

Математические игры

1

33

Математическая карусель.

1

 

Всего

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический поурочный план.

2 класс

№ урока

Тема

Количество часов

1

«Удивительная снежинка».

1

2

Крестики-нолики.

1

3

Математические игры

1

4

Прятки с фигурами.

1

5

Секреты задач.

1

6

«Спичечный» конструктор.

1

7

«Спичечный» конструктор.

1

8

Геометрический калейдоскоп.

1

9

Числовые головоломки.

1

10

«Шаг в будущее»

1

11

Геометрия вокруг нас.

1

12

Путешествие точки.

1

13

«Шаг в будущее».                                                                     

1

14

Тайны окружности

1

15

Математическое путешествие.          

1

16

«Новогодний серпантин».

1

17

«Новогодний серпантин».

1

18

Математические игры.

1

19

«Часы нас будят по утрам...»

1

20

Геометрический калейдоскоп.

1

21

Головоломки.

1

22

Секреты задач

1

23

«Что скрывает сорока?».

1

24

Интеллектуальная разминка

1

25

Дважды два — четыре. 

1

26

Дважды два — четыре.

1

27

Дважды два — четыре.

1

28

В царстве смекалки.

1

29

Интеллектуальная разминка.

1

30

Составь квадрат.

1

31

Мир занимательных задач.

1

32

Мир занимательных задач.

1

33

Математические фокусы.

1

34

Математическая эстафета.

1

 

Всего

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический поурочный план.

3 класс

 

№ урока

Тема

Количество часов

1

Интеллектуальная разминка.

1

2

«Числовой» конструктор.

1

3

Геометрия вокруг нас.

1

4

Волшебные переливания.

1

5

В царстве смекалки.

1

6

В царстве смекалки.

1

7

«Шаг в будущее».

1

8

Спичечный» конструктор.

1

9

Спичечный» конструктор.

1

10

Числовые головоломки.

1

11

Интеллектуальная разминка.

1

12

Интеллектуальная разминка.

1

13

Математические фокусы.

1

14

Математические игры

1

15

Секреты чисел.

1

16

Математическая копилка

1

17

Математическое путешествие.

1

18

Выбери маршрут.

1

19

Числовые головоломки.

1

20

В царстве смекалки.

1

21

В царстве смекалки.

1

22

Мир занимательных задач.

1

23

Геометрический калейдоскоп.

1

24

Интеллектуальная разминка

1

25

Разверни листок.

1

26

От секунды до столетия.

1

27

От секунды до столетия.

1

28

Числовые головоломки.

1

29

Конкурс смекалки.

1

30

Это было в старину.

1

31

Математические фокусы.

1

32

Энциклопедия математических развлечений.

1

33

Энциклопедия математических развлечений.

1

34

Математический лабиринт.

1

 

Всего

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический поурочный план.

4 класс

 

№ урока

Тема

Количество часов

1

Интеллектуальная разминка.

1

2

Числа-великаны.

1

3

Мир занимательных задач.

1

4

Кто что увидит? Римские цифры

1

5

Римские цифры.

1

6

Числовые головоломки.

1

7

Секреты задач.

1

8

В царстве смекалки.

1

9

Математический марафон.

1

10

«Спичечный» конструктор.

1

11

«Спичечный» конструктор.

1

12

Выбери маршрут.

1

13

Интеллектуальная разминка.

1

14

Математические фокусы

1

15

Занимательное моделирование.

1

16

Занимательное моделирование.

1

17

Занимательное моделирование.

1

18

Математическая копилка..

1

19

Какие слова спрятаны в таблице?

1

20

«Математика — наш друг!»

1

21

Решай, отгадывай, считай.

1

22

В царстве смекалки.

1

23

В царстве смекалки.

1

24

Числовые головоломки.

1

25

Мир занимательных задач.

1

26

Мир занимательных задач.

1

27

Математические фокусы.

1

28

Интеллектуальная разминка.

1

29

Интеллектуальная разминка.

1

30

Блиц-турнир по решению задач.

1

31

Математическая копилка.

1

32

Геометрические фигуры вокруг нас.

1

33

Математический лабиринт. 

1

34

Математический праздник.

1

 

Всего

34

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб юных математиков""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по переработке нефти и газа

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа для учащихся 1-4 классов рассчитана на 135 часов ( 1 час в неделю, 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарты);

- с авторской программой Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика»

Сборникпрограммвнеурочнойдеятельности:1–4классы/подред.Н.Ф.Виноградовой.М.:Вентана-Граф,2011.—168с.

- с положением Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ключевская СОШ № 1» (далее Образовательной программой);

 

- с образовательными потребностями и  запросами учащихся и их родителей.

- с положением Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ключевская СОШ № 1» (далее Образовательной программой);

 

- с образовательными потребностями и  запросами учащихся и их родителей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 262 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 556
    • DOCX 57.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сидоренко Ирина Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 27350
    • Всего материалов: 57

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 288 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 098 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Мини-курс

Основы гештальт-терапии: история и теория

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе