Программа
внеурочной деятельности духовно-нравственного направления
«МОЯ МАЛАЯ
РОДИНА»
Автор разработчик: Безгодова Оксана
Вячеславовна
Реализация
программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных
задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны,
осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре,
включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию
исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
Программа состоит
из пяти модулей. Каждый модуль включает теоретические и практические знания. У
каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль
«Флора и фауна края».
Цель –
знакомство с животным и растительным миром Вологодской области
Основные
задачи:
- знакомство
с растительным и животным миром области;
- выявление
благоприятных и вредных для изменений привычных сред обитания животных и
растений;
- знакомство
с растительным и животным миром области, занесенных в Красную книгу;
- оценка
состояния сред обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу.
Модуль
«Народы Вологодской области».
Цель –
знакомство с бытом народов области города Череповца
Основные
задачи:
- знакомство
с древней историей области;
- изучение
истории заселения и освоения Вологодской области;
Модуль
«Произведения писателей Вологодской области».
Цель –
знакомство с творчеством писателей Вологодской области
Основные
задачи:
- знакомство
с содержаниями произведений писателей;
- изучение
культурного наследия писателей;
- Знакомство
с творческими людьми родного края.
Модуль
«Уникальные памятники природы».
Цель –
знакомство с памятниками природы Вологодской области
Основные
задачи:
- ознакомление
с памятниками истории и культуры;
- определение
значения памятников истории и культуры: научное, художественное,
историческое;
- оценка
состояния памятников истории и культуры в аспекте современной
экологической ситуации.
Модуль
«Череповец - Родина моя».
Цель –
знакомство с историей и современной экономической ситуацией в городе
Основные
задачи:
- ознакомление
историей развития и становления города;
- определение
роли градообразующих предприятий в стабилизации экономической ситуации в
городе.
- Изучение
топонимики города
Модули настоящей
программы базируются на общеобразовательных дисциплинах, преподаваемых в школе:
география, биология, история, информатика и компьютерные технологии и др.
Настоящая
программа рассчитана на 1 год занятий, объем занятий -34 ч. Программа
предполагает как проведение внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю),
так и возможность организовать занятия крупными блоками.
Учебно-тематический
план
внеурочного курса
«Малая Родина» (5-й класс)
№
|
Тема
|
Количество
часов
|
Примечания
|
Дата
|
Всего
|
Теоретические
занятия
|
Практическое
занятие
|
1.
|
Организационное
вводное занятие.
|
1
|
1
|
-
|
Оформление
карты наблюдений.
|
|
2.
|
Модуль
«Флора и фауна области»
|
7
|
|
|
|
|
2.1.
|
Растительный
мир и животный мир
|
1
|
1
|
Территория
и границы растительного мира края.
|
Проект
«Растительный мир края»;
Экологическая
акция «Сохраним лес от пожаров»;
Разработка
листовок
|
|
2.2.
|
Животный
мир
|
1
|
1
|
Территория
и границы животного мира края.
|
Проект
«Животный мир края»;
Экологическая
акция «Частичка теплоты»
|
|
2.4.
|
Красная
книга области
|
1
|
1
|
Работа с
физической картой. Изучение расселения растительного и животного мира края,
занесенных в красную книгу
|
Проект
«Сохраним красную книгу»
|
|
2.5.
|
«Животные
и растения, занесенные в Красную книгу»
|
1
|
|
Экскурсия
в МОУ ДОД ЭБЦ
|
|
|
3.
|
Модуль «Народы
своей области»
|
6
|
|
|
|
|
3.1
|
Древняя
история края
|
1
|
1
|
-
|
Презентация
«История области города»
|
|
3.2
|
История
заселения и освоения Вологодской обл
|
1
|
1
|
Экскурсия
в краеведческий музей
|
Конкурс
«Родословие»;
«Старая
фотография рассказала…»
|
|
3.3
|
Быт
народа
|
1
|
1
|
Подготовка
сообщений о малочисленных народах
|
Конкурс
«Истории старины»
|
|
4.
|
Модуль
«Произведения писателей»
|
6
|
|
|
|
|
4.1
|
Знакомство
с содержаниями произведений писателей
|
2
|
-
|
Подготовка
сообщений о писателях края;
Краткое
изложение содержания произведений
|
|
|
4.2
|
Культурное
наследие
|
2
|
1
|
Встречи
с творческими людьми родного города
|
Викторина
«Путешествия»
|
|
4.3
|
«Произведения
писателей области»
|
2
|
-
|
Экскурсия
в МУК «Городскую центральную библиотеку»
|
|
|
5.
|
Модуль
«Уникальные памятники природы Череповецкого района»
|
8
|
|
|
|
|
5.1
|
Каменная
летопись города
|
3
|
2
|
Памятники
истории и культуры, их значение: научное, художественное, историческое.
|
Викторина
«Памятные места города»
|
Каменная
летопись города
|
5.2
|
Реки и
озера
|
2
|
1
|
Подготовка
сообщений
|
Работа с
физической картой;
Экологическая
акция «Чистый берег»
|
|
5.3
|
Памятники
природы
|
2
|
1
|
-родники
-реки
-горы
-пруды
|
Работа
с физической картой.
|
|
5.4
|
«Уникальные
памятники природы»
|
1
|
-
|
Экскурсия
по памятным местам города
|
IV этап
Городского конкурса «Я -череповчанин»
|
|
6.
|
Череповец
- родина моя»
|
5
|
|
|
|
|
6.1.
|
Градообразующие
предприятия, их роль в жизни города.
|
3
|
1
|
Подготовка
сообщений о предприятиях города
|
Викторина
«Предприятия города»
|
|
6.2.
|
Загадочный
мир названий
|
2
|
1
|
Сообщения
на тему «Первостроители Череповца»
|
Викторина
«Улицы
города»
|
|
7.
|
Итоговое
занятие
|
1
|
1
|
-
|
Демонстрация
игры«Моя Малая Родина»
|
|
|
Итого
|
34
|
|
|
|
|
Результаты
и эффекты внеурочной деятельности учащихся.
Воспитательный
результат внеурочной деятельности — непосредственное
духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином
виде деятельности.
Воспитательные результаты
внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый
уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний
(об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний о
правилах ведения экологического образа жизни; о принятых в обществе нормах
отношения к природе, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах
продуктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и
организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного
поиска, нахождения и обработки информации.
Второй
уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом: развитие ценностных отношений в общении с другими людьми,
стремление к коллективной творческой деятельности.
Третий
уровень результатов — получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия: приобретение опыта участия с крупных
социально-экономических проектах на муниципальном и городском уровнях, опыта самоорганизациии
и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта действий
«командой» в преодолении конкурсных испытаний, опыта управления другими людьми
и принятия на себя ответственности за других.
Достижение трёх
уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов
воспитания и социализации детей, влияний (последствий) того или иного
духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. У
учеников сформируются коммуникативная, этическая, социальная, гражданская
компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом,
гендерном и других аспектах.
Литература:
- Григорьев
Д.В., Куприянов Б.В. Работаем по программам «Программы внеурочной
деятельности»: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
- Москва
«Просвещение», 2011.- 87 с.
- Литературно-этнографический
курс «Мифы народов Древней Волги». (5-й класс) Автор: Зубрилина Т.
Н. http://yandex.ru/clck/redir
- Рабочие
программы внеурочной деятельности для 5 класса по
краеведению2011г. Автор: Понякина Е.Э. http://prosckolniy.jimdo.com/
- Авторская
программа курса внеурочной деятельности «Будь здоров!» по
спортивно-оздоровительному направлению (программа - победитель районного
конкурса программ по внеурочной деятельности). Автор: Аракелян В.А. http://rudocs.exdat.com/docs/index-175912.html
- Программа
курса «Краеведение» для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ
2011г. Автор:Сергеева У.Н. http://yaroslavskay-chkola.narod.ru/rabprog5mat.doc
- Рабочая
программа по краеведению в 5 классе. Автор: Максимовой С. В. http://www.40411s015.edusite.ru/DswMedia/obutverjdeniirabochixprogramm.docx
- Программа внеурочной
деятельности для учащихся начальной школы 2011 г. МОУ СОШ №1 п. Яблочное .
Автор: Поляркова Е.А. http://74214s006.edusite.ru/DswMedia/programma.doc
- Рабочая
программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 2011г. Автор:
Печерская И.С.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.