«СТРАНА МАСТЕРОВ».
(1-а, 1-б, 1-в классы, 1 год обучения)
классы, срок реализации
: Саляхова Гузалия Хамитовна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Камышла
Самарской области»,
Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества.
Истоки способностей и дарования
детей на кончиках их пальцев.
В.А. Сухомлинский
Мир,
в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры,
преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в
результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к
истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим,
но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение
непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее,
никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих
предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по
народному декоративно – прикладному искусству.
Декоративно — прикладное искусство, служащее
украшением предметов быта, в художественно — техническом отношении является
результатом творчества не одного лица, а целого ряда поколений отдельной
народности.
Естественное стремление любого народа украсить
свой быт содействовало развитию производственного искусства, разнообразию
вариантов и орнаментов, их тонкости художественного выполнения. Это стремление
сделать свой дом уютнее сохранилось и в наши дни: появились картины, вышитые
бисером, аппликации из ткани, посуда из глины и многое другое.
Данная программа создана с опорой на типовую
программу, адаптированную под местные условия. Содержание программы
представлено различными видами трудовой деятельности: работа с бумагой, тканью,
глиной природным материалом, соленым тестом, пластилином, различным бросовым
материалом.
Программа кружка «Страна мастеров» направлена на
овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы
с различными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов
для школы и дома.
Программа рассчитана на детей младшего школьного
возраста. Работа кружка рассчитана на годичное обучение. Программой
предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а
также участие в выставках, конкурсах.
Народное декоративно – прикладное искусство
воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию
гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях,
народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека
будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в
быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно -
прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не
важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей
природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним
открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и
игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку,
фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу
ребенка».
На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс
декоративно-прикладного искусства.
Новизна программы. Образовательной областью данной программы является культурная
антропология, систематизирующим началом в которой выступает культурологическое
знание жизненного уклада, быта и традиций своего народа, его
духовно-нравственных ориентиров и их проявление в творчестве, в художественных
народных промыслах, в традиционных ремеслах и рукоделии. Художественное
творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями.
Никогда не ленились русские мастера украшать самые обычные бытовые предметы,
которыми каждодневно пользуется человек у себя дома. Настоящее
декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда
живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души.
Актуальность программы. Образовательная программа внеурочной деятельности
детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный
образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной
художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно
осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной
художественно-творческой активности.
Декоративно-прикладное искусство, служащее
украшением предметов быта, в художественно- техническом отношении является
результатом творчества не одного лица, а целого ряда поколений отдельной
народности. Естественное стремление любого народа украсить свой быт
содействовало развитию производственного искусства, разнообразию вариантов и
орнаментов, их тонкости художественного выполнения и даже изощренности.
Направленность программы. Программа
вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя,
в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных,
художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой
индивидуальности.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и
характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в
жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного
искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности,
пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению
обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных
средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе
взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики,
и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Цель программы декоративно- прикладного искусства - формирование у
обучающихся художественной культуры как составной части материальной и духовной
культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным
языком. Дать возможность учащимся проявить себя, творчески раскрыться в области
декоративно-прикладного искусства. Занятия развивают у учащихся усидчивость,
аккуратность, фантазию, творческое мышление, эстетический вкус,
наглядно-образную память.
Цель может быть достигнута при
решении ряда задач:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно –
прикладного искусства.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на
основе с декоративно – прикладным искусством.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые
практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- Приобщать школьников к народному искусству;
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности
воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие,
аккуратность.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно
значимыми.
Программа строится на
основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей
детей младшего школьного возраста.
Программа
«Декоративное творчество» разработана на четыре года занятий с детьми младшего
школьного и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во
внеурочной деятельности.
Организация деятельности
кружка.
Программа кружка «Страна мастеров» рассчитана на учащихся начальной
школы, увлекающихся художественно-творческой деятельностью. Программа
рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7- 8
лет, 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки
детских работ, как местные (на базе школы), так и районные. Использование
поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников,
ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных
утренников.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми
программы «Декоративное творчество» направлено на достижение комплекса
результатов в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта.
В сфере
личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к
декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного
искусства;
- чувство прекрасного и
эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного
мира;
- навык самостоятельной
работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание
причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на
основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально
ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность,
добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность
помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному
наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного
интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых
эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу
человеческой жизни;
- возможности реализовывать
творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности,
осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения
к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных
действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы,
средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать
художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных
способах действий;
- учитывать выделенные
ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и
пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать
оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с
разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных
технологий;
- вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере
сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий
и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный
контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно
оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение
действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами
выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного
конструирования в собственной художественно - творческой;
- моделировать новые формы, различные
ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами
декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием
литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую
последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных
действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного
искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и
умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных
средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном
творчестве.
- развивать художественный вкус как способность
чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу
мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную
интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности
аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям
изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для
решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций,
отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла,
и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных
действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной
продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь,
доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность
научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные
от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и
регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным
творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как
умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Содержание программы
Программа кружка «СТРАНА МАСТЕРОВ» основана на принципах природосообразности,
последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с
жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала
по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам
на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям
определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением
изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются
практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме
занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной
творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
- Работа с бумагой
- Ниточная страна
- Остров ненужных вещей
- Роспись
- Лепка
- Работа с тканью
- Работа с бисером
- Работа с природным материалом.
- Вязание крючком.
- Творческий проект
- Выставки, экскурсии, праздники.
Порядок раскрытия тем.
Содержание всех разделов построено по следующему
алгоритму:
- Исторический аспект
- Связь с современностью
- Освоение основных технологических приемов,
выполнение учебных заданий
- Выполнение творческих проектных работ
(индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания,
обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему,
интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время
работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить
назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по
плану:
- эскиз
- воплощение в материале
- выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на
самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов
приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по
теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в
конкурсах и на выставках.
Формы и методы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы,
практикумы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков,
моделей, образцов;
- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс,
выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие;
Сочетание индивидуальных, групповых и
коллективных форм работы.
Условия реализации программы
Есть дети, желающие получить дополнительные
знания по рукоделию.
Занятия будут проходить во внеурочное время в
кабинете начальных классов.
Есть возможность регулярно организовывать
выставки работ учащихся на специальном стенде.
Есть специальные подборки методического и
иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы
Дидактический материал:
журналы, статьи, публикации с описанием
техники изготовления изделия из лоскутов и техник вышивания, чертежи, схемы,
эскизы будущих изделий.
реализации
программы – выставки, проекты.
Учебно-тематический
план
№
п/п
|
Содержание
|
Количество часов
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1
|
Вводное занятие.
|
1
|
1
|
2
|
2
|
Работа с природными материалами.
|
1
|
2
|
3
|
3
|
Бумажная пластика. Оригами.
|
1
|
11
|
12
|
4
|
Работа с различными тканями.
|
1
|
3
|
4
|
5
|
Работа с пластилином
|
1
|
7
|
8
|
6
|
Остров ненужных вещей.
|
1
|
2
|
3
|
7
|
Отчетная выставка работ учащихся.
|
1
|
1
|
2
|
|
Итого
|
7
|
27
|
34
|
№п/п
|
Содержание
|
Форма
проведения
|
Педагогическая
технология
|
Приём
|
Формы
подведения результатов
|
УУД
|
1-2
|
Вводное занятие
Техника безопасности
Рисование Страны Мастеров
|
Беседа о декоративно-прикладном искусстве
Тренинг
Рисование Страны Мастеров
|
Здоровьесберегаю-щая
Игровая
Коммуникативная
Рефлексивная
|
Беседа
Игры
|
Выставка рисунков «Страна Мастеров»
|
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая
саморегуляция;
|
|
«В
чудесном лесу»
|
|
|
|
|
|
3
|
«Подарки Матушки Природы»
|
Изучение материалов, приспособлений, т/б при работе с ними
Экскурсия в парк
Сбор различных природных материалов
|
Здоровьесберегающая
Игровая
Коммуникативная
Рефлексивная
Проектная деятельность
Уровневая дифференциация
|
Экскурсия
|
Подготовка
Собранного материала к работе
|
Познавательные
- знаково-символические;
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
Личностные
- самоопределение;
|
4
|
«Осенний узор из листьев»
|
Эстафета творческих дел
|
|
Индивидуальная работа
|
Выставка работ
|
|
5
|
«От ягодки до листочка»
|
Работа по собственному замыслу
|
|
Групповая работа
|
Выставка работ
|
|
|
«Бумажный
город»
|
|
|
|
|
|
6
|
«Смешные ладошки»
|
Изучение материалов, приспособлений, т/б при работе с ними
Беседа о бумаге
Импровизация
|
Здоровьесберегающая
Игровая
Коммуникативная
Рефлексивная
Проектная деятельность
Уровневая дифференциация
Технология мастерских
|
Беседа
Игры
|
|
Познавательные
- поиск и выделение
информации;
-
знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
-
смыслообразование;
|
7
|
«Геометрическая аппликация»
|
Творческая мастерская
|
|
Групповая и коллективная работа
|
|
|
8
|
Закладка для книг
|
Работа по образцу
|
|
Индивидуальная работа
|
|
|
9
|
Оригами «Лисичка»
|
Беседа о возникновении оригами.
Работа по эскизу
|
|
Индивидуальная работа
|
|
|
10
|
Оригами «Фотоппарат»
|
Работа по эскизу
|
|
Работа в парах
|
|
|
11
|
Оригами «Тюльпан»
|
Поэтапное изготовление изделия
|
|
Индивидуальная работа
|
|
|
12
|
Цветы из салфеток
|
Просмотр видеофильма
Изготовление по образцу
|
|
Индивидуальная работа
|
|
|
13
|
Разноцветная
поляна
|
Творческая мастерская
|
|
Коллективная работа
|
|
|
14
|
Что такое квиллинг
|
Беседа о бумажных лентах
Просмотр видеофильма
|
|
Работа в группах
|
|
|
15
|
«Снеговик»
|
Поэтапное изготовление изделия
|
|
Коллективная работа
|
|
|
16
|
«Новогодняя открытка»
|
История праздника, главные герои, выбор эскиза.
|
|
Индивидуальная работа
|
|
|
17
|
«Снежинки из фольги»
|
Работа по собственному замыслу
|
|
Коллективная работа
|
|
|
|
«Башня
принцессы Иголочки»
|
|
|
|
|
|
18
|
«Дед Мороз»
|
Изучение материалов, приспособлений, т/б при работе с ними
Беседа об истории вышивки, видах швов.
Изготовление изделия по шаблону
|
Здоровьесберега-ющая
Игровая
Коммуникативная
Рефлексивная
Проектная деятельность
Уровневая дифференциация
Технология мастерских
|
Беседа
Индивидуальная работа
|
|
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
- поиск и выделение
информации;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно-
этическое оценивание;
|
19
|
«Игольница»
|
Поэтапное изготовление изделия
|
|
Индивидуальная работа
|
|
|
20
|
«Цветочки и пуговицы»
|
Творческая мастерская
Работа по собственному замыслу
|
|
Коллективная работа
|
|
|
21
|
«Вышивка крестом»
|
Работа по собственному замыслу
|
|
Индивидуальная работа
|
|
|
|
«Солёное
тесто»
|
|
|
|
|
|
22
|
«Чудо тесто»
|
Изучение материалов, приспособлений, т/б при работе с ними Беседа о соленом
тесте, легенда о хлебосолках, правилах работы
|
Здоровьесберегающая
Игровая
Коммуникативная
Рефлексивная
Проектная деятельность
Уровневая дифференциация
Технология мастерских
|
Беседа
|
|
Познавательные
- формулирование
познавательной цели;
- построение
логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- оценка действий партнера;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
- контроль и коррекция;
Личностные
- нравственно-
этическое оценивание;
|
23
|
«Птицы»
|
Творческая мастерская:
изготовление фигурки в технике соленого теста.
|
|
Коллективная работа
|
|
|
24
|
«Лепка игрушек»
|
Беседа о дымковской игрушке и городецкой росписи
Творческая мастерская
|
|
Коллективная работа
|
|
|
|
«Пластилиновая гора»
|
|
|
|
|
|
25
|
«Букет из роз»
|
Беседа Свойства и характеристика пластилина. Изучение материалов,
приспособлений, т/б при работе с ними Творческая мастерская
|
Здоровьесберегающая
Игровая
Коммуникативная
Рефлексивная
Проектная деятельность
Уровневая дифференциация
Технология мастерских
|
Беседа
|
|
Познавательные
- формулирование
познавательной цели;
- построение
логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- оценка;
Личностные
- самоопределение;
|
26
|
«Райская птичка»
|
Импровизация
|
|
Индивидуальная работа
|
|
|
27
|
«В мире животных»
|
Изготовление поделки по выбору
|
|
Индивидуальная работа
|
|
|
28
|
«Сказка»
|
Работа по собственному замыслу
|
|
Работа в группах
|
|
|
29
|
«Гончарная мастерская»
|
Беседа о народных промыслах, о посуде из глины
|
|
Лепка по мотивам гончарных изделий
|
|
|
|
«Остров
ненужных вещей»
|
|
|
|
|
|
30
|
«Божья коровка»
Роспись на камнях
|
Изучение материалов, приспособлений, т/б при работе с ними
Беседа
Изготовление изделия по шаблону
|
Здоровьесберегающая
Игровая
Коммуникативная
Рефлексивная
Проектная деятельность
Уровневая дифференциация
Технология мастерских
|
Рисование на камнях
|
|
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера;
Личностные
- мотивация учения;
- смыслообразование;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- контроль, оценка;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;
- волевая
саморегуляция;
|
31
|
«Карандашница»
|
Импровизация
|
|
Индивидуальная работа
|
|
|
32
|
«Поделки» из упаковки от яиц
|
Работа по собственному замыслу
|
|
Коллектив-ная работа
|
|
|
33
|
Экскурсия в музей.
|
Поход в музей
|
|
Экскурсия
|
|
|
34
|
Итоговое занятие
КТД «Наш город Мастеров»
|
Организация выставки
|
|
Коллектив-ная работа
|
|
|
№
|
Тема раздела
|
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Вводное занятие.
|
Знакомство с произведениями народных художественных
промыслов, современного декоративного искусства. Техника безопасности при
работе. Экскурсия в парк. Сбор природных материалов (сосновые шишки, сосновые
иголки, листья, занятные веточки и т.д.). Просмотр видеоматериала изготовление
поделок, выставка работ прикладного искусства.
|
Сбор природных материалов.
|
2
|
Работа с природными материалами.
|
В качестве природных материалов используются листья
деревьев и кустарников, сосновые шишки, семена овощей и ягод. Работа
заключается в создании небольших объемных поделок, пейзажей, в которых
природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В
композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы
и формы, полученные из бумаги.
|
Сбор природного материала для выполнения поделок, панно.
Изготовление поделок «Осенний узор» и «От ягодки до листочка»
|
3
|
Работа
с бумагой.
|
Порядок создания занимательных поделок из бумаги: «Смешные
ладошки», геометрической аппликации, закладок для книг, игрушек в технике
оригами, знакомство с искусством скручивания бумаги – квиллинг, работа с
салфетками, фольгой. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его
возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание,
склеивание частей с целью получения заданного образа.
|
Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
|
4
|
Работа
с тканями.
|
Знакомство с различными образцами тканей. Знакомство с
разными техниками аппликации. В технике «вырезанная аппликация» дети
осваивают прием работы с ножницами различной величины, учатся получать
плавную линию. Знакомство с различными материалами, например нитки для
вязания, объемные аппликации, что будет способствовать развитию
художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности
фактуры. Соблюдение техники безопасности при работе с ножницами и т.д.
|
Ознакомление с возможным цветовым оформлением цветочных
горшков; развитие навыка работы с ножницами и получения симметричных форм.
Выполнение аппликаций из ткани «Натюрморт», «Букет».
|
5
|
Солёное
тесто.
|
Знакомство с различными материалами, приспособлениями
необходимыми для изготовления украшений из соленого теста. Изучение общих
этапов изготовления и обработки изделий. Соблюдение техники безопасности во
время работы с соленым тестом. Техника изготовления изделий, температурный
режим сушки изделий, правила окрашивания и лакирования изделий: мелких
орнаментальных деталей, панно и т.д.
|
Изготовление деталей для поделки «Птицы». Изготовление
животных: собака, медведь.
|
6
|
Работа
с пластилином.
|
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала
для лепки – пластилином. Развитие навыка использования основных приемов
работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными
материалами – пластилином. Работа с пластикой плоской формы, изучение приемов
передачи в объемной форме фактуры.
|
Лепка выпуклой картины «Букет из роз», «Райская птичка»,
лепка животных из пластилина, знакомство с работой гончарных мастерских.
Изучение материалов, приспособлений, т/б при работе с ними.
|
7
|
Работа с бросовыми материалами.
|
В качестве бросовых материалов используются камни, упаковка
от яиц, пустые консервные банки.
|
Изготовление поделок «Карандашница», поделок из упаковки от
яиц по выбору обучающихся.
|
8
|
Отчетная выставка работ учащихся.
|
Подведение итогов. Учащиеся вспоминают темы, изученные в
течение года, рассказывают и показывают свои работы, объясняют, чем они им
нравятся. Презентация работы: дети с преподавателем за обсуждением очередных
поделок, в процессе изготовления работ, конечный результат. Подготовка
итоговой выставки ребят. Организация и проведение школьной выставки поделок.
|
Проведение выставки. Защита работ. Награждение победителей.
|
№ п/п
|
Раздел
|
|
1
|
Вводное
занятие
|
Игры с элементами тренинга по сплочению детского коллектива: «Как
правильно дружить», «Откроем сердце друг другу», «Полслова», «Групповая
картина»
|
2
|
«В
чудесном лесу»
|
1.
Способ изготовления декорированного дерева.
2. Компьютерная презентация «Розы из кленовых листьев»
|
3
|
«Бумажный
город»
|
1.Компьютерная
презентация «Правила пользования ножницами, карандашом, и линейкой»
2. Компьютерная презентация «Квилинг»
3. Компьютерная презентация «Оригами»
4. Методическая разработка по технике оригами.
|
4
|
«Ниточная
страна»
|
1.«Беседа
о народной игрушке»
2. Техника выполнения наклеивание нитей в разных направлениях (мет. подборка)
3. Методическая подборка «Оригами»
|
5
|
Остров
ненужных вещей
|
1.
Компьютерная презентация «Нетрадиционные бросовые материалы в детском
творчестве»
|
6
|
Лепка.
|
Подборка
рисунков об игрушках из глины.
|
7
|
Проект
|
Папка-копилка
«Проектная деятельность»
|
Технические
средства обучения
|
|
Компьютер
|
1
|
|
Мультимедийный проектор
|
1
|
|
Экран
|
1
|
|
Оборудование класса
|
|
|
Столы ученические
|
11
|
|
Стулья
|
22
|
|
Доска
|
|
Материальное обеспечение
- Природный материал
- Глина
- Соломка
- Ткани разных цветов
- Перья птиц
- Нитки разных цветов
- Капрон, шёлк
- Опил
- Полиэтиленовые
мешки
- Картон
- Спичечные коробки
- Мочало
- Яичная скорлупа
- Стружки
- Газетная бумага
- Мука
- Бумага цветная
- Ножницы, клей
- Коряги-ветки
Литература (для учителя)
1. Декоративно-прикладное искусство в
школе. А.С. Хворостов», «Просвещение», Москва, 1988
г.
2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития»,
Ярославль, 2001
3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
4. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990
5. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе.
«Просвещение», Москва, 1985
6. Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков
7.Учим детей мастерить , Э.К. Гульянс, «Просвещение», Москва
8. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004
9. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов.»ЭКСМО»
Москва, 2005
10. Мягкая игрушка. Игрушки в подарок» ЭКСМО» Москва, 2005
11. Пластилиновые картины. «Феникс» Ростов-на-Дону, 2006
12.Журнал «Школа и
производство»
13. Газета «Делаем сами»
14. Газета «Мастак»
15. Узоры из бумажных лент./ Пер.с анг. – М.: Издательство «Ниола - Пресс»,
2007. – 112 с.: ил.
16. Роспись по дереву. – М.: Издательский Дом , 2007. – 96 С.
17. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. –М.6 Изд-во
ЭКСМО, 2005. – 64 С., ил.
18. Мягкие игрушки своими руками. Рукоделие в начальной школе.. – М.: тц Сфера,
2005 , 192
19. Технология организации кружковой в работе. Конспекты.
20. Перевертень Г. И. Самоделки из текстильных материалов. М. Просвещение. –
1990.
21. Лущик Л. И.Фантазийные цветы из ткани, бумаги, бисера. М.: «Эксмо».- 2006г.
22. Федотова М.В. Цветы из ткани. М.:«Культура и традиции», 2001
г.
Интернет ресурсы
Литература для обучающихся.
1. Детские журналы «Ксюша»,
«Коллекция идей»
2. О. Маракаев. «Первый букет»,-
Ярославль: Академия развития», 1999г.с.194.
3. Е.Стольная. «Цветы и деревья из
бисера».-М.: «Мартин», 2005г. - 124с, ил.
4. Мягкие игрушки своими руками.
Рукоделие в начальной школе.. – М. Сфера, 2005.
5. Учебник-тетрадь “Я все умею делать
сам” для 1-2 классов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.