Главная / Начальные классы / рабочая программа по внеурочной деятельности

рабочая программа по внеурочной деятельности

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Главной задачей программы курса по ОПД “Росток» является представить учащимся целостную широкую картину мира средствами изучения окружающего мира, непосредственного познания и изменения его.

Данная программа  учитывает психологические  закономерности  формирования  общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные  особенности  учащихся младшего школьного  возраста.

Общественно полезный труд - составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство всестороннего развития младшего школьника.

Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

Главным направлением общественно полезного труда является трудовая деятельность, имеющая общественно полезную значимость для школы, класса, охраны природы, самообслуживания.

Общественно полезный труд младших школьников организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.

Общественно полезный труд должен решать общеобразовательные задачи способствовать трудовому и нравственному воспитанию. Младшие школьники должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим обществу.

Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности, стремления сделать работу как можно лучше и своевременно. Труд детей должен быть строго дозированным, разнообразным как по характеру, так и по объёму, посильным для детей данной возрастной группы, требовать от них известного напряжения в достижении цели.

Цель программы состоит в формировании у детей первоначальных навыков трудового воспитания, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умения организовать своё рабочее место, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию; удовлетворении потребностей детей в познании природы, воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной практике своей местности и родного края; способствовать формированию экологического сознания, заложить основы природоохранного поведения.

Задачи курса:

  • воспитание любви к своей школе, к своему селу, к своей Родине;

  • формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;

  • развитие творческого мышления внимания, воображения, памяти;

  • экологизация быта и семейных традиций.

Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни людей. При реализации программы предусматривается тесное взаимодействие педагога с родителями детей.

В конце учебного года с целью проверки усвоения детьми программного материала проводится тестирование на итоговом занятии.

Общественно полезная трудовая деятельность организуется во внеурочное время, но должна быть тесно связана с уроками трудового обучения и другими предметами.

Программа рассчитана на 33 часа, с проведением занятий один час в неделю.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Росток» включает в себя разнообразный набор содержания и форм подготовки младших школьников к труду и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интегра­ция различных видов деятельности, необходимых для достиже­ния учащимися целей обучения.

Модуль — это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе.

Каждый из предложенных моду­лей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логиче­ским единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели.

Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание.

(8 ч.)

Модуль 2. Работа с природным материалом (7 ч.)

Модуль 3. Обработка бумаги и картона (8 ч.)

Модуль 4. Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (10 ч.)


Календарно - тематическое планирование составлено с учётом сезонных изменений и практические занятия идут соответственно им.


Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание.

(8 ч.)


Данный модуль направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить первоклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива. Необходимо прививать навыки поведения за столом. Соблюдение личной гигиены.

Занятия в этом модуле проходят первыми, поэтому к ним необходимо готовиться очень тщательно.

Модуль очень важен в период адаптации первоклассников к школе


Модуль 2. Работа с природным материалом (7 ч.)


В изучение этого модуля вводятся сведения о природном материале, способов его хранения и обработки. Основной задачей модуля является развитие творческих способностей учащихся, фантазии. Необходимо дать теоретические и практические умения и навыки, которые помогут выполнить изделия из природного материала. В рам­ках этого модуля предполагается изучение приемов вырезания, склеивания, закрепление материала при помощи ниток, пластилина. Модуль развивает внимание учащихся, наблюдательность и аккуратность в работе.


Модуль 3. Обработка бумаги и картона (8 ч.)


Модуль направлен на развитие у детей таких качеств как аккуратность, внимательность, умение чётко следовать инструкции при выполнению работы. Также модуль призван развивать у учащихся творческие качества. В изучение этого модуля вводятся сведения о бумаге и картоне, приёмы их разметки по шаблону. Необходимо дать учащимся теоретические знания, практические умения и навыки, которые помогут выполнить изделия из бумаги и картона. В рам­ках этого модуля предполагается изучение приемов вырезания, склеивания, закрепление материала при помощи ниток, пластилина.








Модуль 4. Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (10 ч.)


Основная задача модуля «Растения в доме» состоит в том, чтобы ученикам 1-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах (2-4 кл.) расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растений растениях.

В первом классе основной задачей этого модуля является привитие интереса к выращиванию растений, и дать для этого необходимые знания. Модуль также направлен на развитие чувств учащихся: чувства прекрасного, любви к живому растению, к своей школе, к своей малой Родине. В рамках модуля необходимо дать учащимся теоретические и практические навыки о частях растений, их размножении путём черенкования, листом, делением куста и т. д. Данный модуль также даёт практические умения в данной области.























































Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание. (8 ч.)


ДАТА

Тема

Теоретические сведения

Практические

Умения

Работы


1. Вводное занятие.

Режим дня школьника.

Значение здорового образа жизни. Необходимость соблюдать ре­жим дня.

Соблюдение режима труда и отдыха. Выполнение распорядка дня.

Составление распорядка дня.


2. Личная гигиена.


Чистота тела — основное тре­бование гигиены. Правила личной гигиены. Влияние за­каливания на здоровье чело­века. Виды закаливания.

Соблюдение правил личной гигиены. Закаливание (хожде­ние босиком, игры на воздухе).

Выполнение приемов личной гигиены.

Игры на воздухе.



3. Гигиена классной комнаты. Организация дежурства в классе.


Санитарно-гигиенические тре­бования к классу. Особенно­сти строения классной комнаты.

Распределение обязанностей дежурных в классе.

Необходимость проветривания помещения.

Содержание в чистоте и по­рядке класса, рабочего места. Сухая уборка.

Работа дежурных по классу .


Сухая уборка классной комнаты.

Проветривания помещения. Подготовка класса к уроку.





4. Правила пове­дения за столом.


Правила поведения за столом. Пользование салфеткой. (Ролевые игры).




Приготовление к приему пи­ши. Пользование салфеткой.

Общение за столом.

Прием пищи.

Окончание приема пищи.

Упражнения в выполнении правил поведения за столом.



5. Гигиена одежды и обуви.


О необходимости

бережного отношения и ухода за одеж­дой. Чистка одежды, обуви.


Чистка одежды и обуви.

Стирка мелких предметов одежды. Общие и сезонные требования к одежде.


Чистка одежды, обуви.

Упражнение в соблюдении правил гигиены труда.


6. Гигиена труда.


Организация рабочего места. Влияние освещения на зрение.


Содержание в чистоте и по­рядке рабочего места. Пра­вильное освещение.




Сухая уборка рабочего места.



7. Уборка территории школьного двора.


О необходимости содержать в чистоте прилегающую к школе территорию.

Правила поведения в школьном дворе.




Пользование необходимым инвентарем


Уборка территории



8. Содержание в порядке своих книг и тетрадок.





Мелкий ремонт книг в классной библиотеке.

О необходимости

бережного отношения и ухода за своими тетрадями и учебниками.


Свойства бумаги. Приемы работы по шабло­ну, резание ножни­цами.






Общие требования к ведению ученических тетрадей, содержание в чистоте учебников.



Вклеивание выпав­ших листов в кни­гу.

Оборачивание ученических тетрадей и учебников. Подклеивание.



Мелкий ремонт книг





Модуль 4. Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (10 ч.)



ДАТА

Тема

Теоретические сведения

Практические

Умения

Работы


1. Комнатные растения в доме.


Значение комнатных растений для здоровья человека, украшения жилища. Многообра­зие комнатных растений.

Распознавание комнатных растений.


Определение названия комнат­ных растений.



2. Строение рас­тений.

Условия жизнедеятельно­сти.




Части растения (наземные, подземные). Влиянии света, тепла и влаги на жизнедеятельность расте­ний. Правила ухода.

Уход за комнатными растени­ями: полив, опрыскивание во­дой, рыхление почвы, удале­ние засохших листьев.

Наблюдение за влиянием све­та, тепла и влаги на жизнедея­тельность растений.



3-4. Выращивание растения из его подземных час­тей.

Высадка корневищ лука в подготовленную почву.

Понятие о размножении рас­тений корневыми отпрысками и делением куста.




Деление куста, выкапывание корневых отпрысков.




Размножение растений делени­ем куста. Наблюдение за их ростом.





5. Выращивание растения из его подземных час­тей.

Высадка корневищ лука в подготовленную почву.

Понятие о размножении рас­тений корневыми отпрысками и делением куста.




Деление куста, выкапывание корневых отпрысков.




Размножение растений делени­ем куста. Наблюдение за их ростом.





6-7. Выращивание растений луковицами (тюльпаны) и клубнями (гергины).

Выгонки зелёных культур (лук, чеснок).


Приемы посадки луковиц и клубней. Уход за растениями.


Выполнение приемов посадки луковиц и клубней. Уход за растениями.




Выращивание растений из лу­ковиц и клубней.



8-9 Пересадка комнатных рас­тений.


Понятие о пересадке, о ее влиянии на рост и развитие растений. Приемы пересадки.


Осуществление пересадки.

Пересадка комнатных расте­ний.

Наблюдение за растениями.







10.Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора.

Представление о раз­множении растений се­менами. Правила и основные приемы ухода за растениями. Назва­ния растений.

Посев семян. Уход за растениями. Засушивание цветков, расте­ний. Составление букетов и композиций.

Посев семян. Уход за растениями (полив, рыхление).
































Модуль 2. Работа с природным материалом (7 ч.)

ДАТА

Тема

Теоретические сведения

Практические

Умения

Работы


1-3. Аппликационные работы (листья, цветы)

Составление панно, картины.


Композиция, соче­тание цветов. Прие­мы работы ножни­цами, клеем. Спо­собы подготовки материала к работе.

Свободное вырезывание и размет­ка по шаблону. Составление композиции Ре­зание ножницами. При­клеивание деталей.


Работа по шаблону, вырезание, приклеивание.





4-5. Аппликационные и мозаичные работы (сережки клена, ясеня, семена растений, листья и цветы, солома и яичная скорлупа)

Приемы обработки.

Способы крепления материала

на бумажной осно­ве

Составление композиции. Закрепление материала на основе с помощью ниток и

клея. Высушивание растений


Составление букетов и композиций. Закрепление материала.





6-7. Изделия из шишек, желудей каштанов, скорлупы орехов, корней, веток, мха, ракушек камешков

Инструменты. Спо­собы соединения деталей


Составление композиций. Соединение деталей пластилином, клеем.




Выполнение изделия.






Модуль 3. Обработка бумаги и картона (8 ч.)



ДАТА

Тема

Теоретические сведения

Практические

Умения

Работы


1. Изготовление изде­лий из заготовок прямоугольной формы сги­банием.

Изготовление коробочек для семян по группам.


Виды бумаги: Писчая бумага (белая), тетрад­ная ее использование.

Свойства бумаги; плас­тичность, упругость, проч­ность. Приемы сгибания бумаги.

Сгибание прямоугольника в разных направлениях.

Разрыв бумаги. Резание бумаги ножница­ми.






Деление прямоугольника на равные и неравные части.

Получение одинаковых дета­лей сгибанием. Изготовление коробочек.





2-3. Изготовление аппли­каций из деталей раз­ной формы. Украшение коробочек для семян аппликаций.


Бумага цветная, бар­хатная, ее использова­ние. Свойство бумагиотношение к влаге. Прие­мы разметки по шабло­ну, резание бумаги нож­ницами, склеивание.




Разметка деталей по шабло­ну. Резание бумаги ножница­ми. Склеивание деталей


Деление геометрических форм па части. Экономное расходо­вание материала. Оформле­ние изделий (по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям).





4-8 Изготовление плоских изделий из деталей пра­вильной геометрической формы

Изготовление игрушек


Бумага рисовальная, чертежнаяее использование. Свойства бумаги: плотность, прочность.

Картон, его свойства: ломкость, плотность, от­ношение к влаге.

Приемы резания тонкого картона ножницами.

Разметка деталей по шабло­ну. Реза­ние бумаги и картона ножницами. Склеи­вание.




Изготовление игрушек, кормушек для птиц.

Экономное расходо­вание материала. Оформле­ние изделий (по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям).






МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Модуль I Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание.

Формы занятий: практическое выполнение изделий, беседа, ролевая игра, подвижная игра, экскурсии в библиотеку, по школе;

Основные методы - по источникам получения знаний: практические, словесные,наглядные; в зависимости от основных дидактических задач - методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, по организации учебно-воспитательного про­цесса: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.

Им соответствуют такие приемы, как поэтапный показ выполнения работ учителем, рассказ, объяснение.

Одним из видов деятельности учащихся также является поисково-исследовательский.

Большое внимание в этом модуле уделяется практическим работам.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Раздаточный материал на занятия: салфетки, столовые приборы, цветная бумага, книги и т.д.

Форм подведения итогов: конкурс рисунков, тестирование по теме.

Модуль 2 Работа с природным материалом

Формы занятий: практические работы, конкурсы, рассказ учителя, экскурсия по школьному двору.

Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса: методы демонстрации и иллюстрации сочетаются с практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, составление букетов;

Задача учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Природный материал, ножницы, клей, бумага и т.д.

Формы подведения итогов: правильное выполнение заданий по образцу, выставки работ уч-ся.

Модуль 3 Обработка бумаги и картона

Формы занятий: практические выполнение изделия из бумаги, беседа и объяснение учителя.

Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса связаны с практическими методами обучения. Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, составление композиций;

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Ножницы, клей, бумага, картон и т.д.

Формы подведения итогов: правильное выполнение заданий по образцу, инструкционной карте, выставка работ учащихся.

Модуль 4 Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений.

Формы занятий: практические работы, объяснения учителя, экскурсии по школьному двору.

Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса демонстрация и иллюстрация, в этом блоке удачно сочетаются с практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: уход за комнатными растениями, черенкование, посадка луковиц и т.д.

Задача учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Комнатные растения, черенки растений, луковицы тюльпанов и т.д., цветочные горшки, садовый инвентарь;

Формы подведения итогов: выращивание растений из черенков, семян, луковиц, выставки работ учащихся, проверка знаний учащихся по теме, соревнования.







































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

  1. Программа по Технологии 1—4 классы Науч. рук. Ю. Л. Хотунцев докт. физ. - мат. наук, проф. МПГУ; В. Д. Симоменко член-корр. РАО, докт. пед. наук, проф. Брянского ГПИ, 2006.



2. Методика ознакомления детей с природой в детском саду под ред.

П.Г. Саморуковой, М.: Просвещение, 1998.

3. С. Стейнберг Смастерим из бумаги – Таллин: «Валгус», 1998.

4. Энциклопедия комнатных растений авт. сост. С.Л. Быховец – М.:

АСТ,2000.

5. Комнатные растения мини-энциклопедия: пер. с итал. - М.: АСТ,

2006.

























Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данному спецкурсу:

  1. От осени до лета (стихи, загадки, пословицы, православные

праздники, народные обычаи и поверья для д. /садов) - М.: Просвещение, 1998.

2. В гости праздник к нам пришел - М.: Просвещение, 2000.











6


  • Начальные классы
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

         Главной задачей программы курса по ОПД “Росток» является представить учащимся целостную широкую картину мира средствами изучения окружающего мира, непосредственного познания и изменения его.

Данная  программа  учитывает психологические  закономерности  формирования  общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные  особенности  учащихся младшего школьного  возраста.

        Общественно  полезный  труд -  составная  часть  учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство всестороннего развития младшего школьника.

         Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

Главным направлением общественно полезного труда является трудовая деятельность, имеющая общественно полезную значимость для школы, класса, охраны природы, самообслуживания.

Общественно полезный труд младших школьников организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.

Общественно полезный труд должен решать общеобразовательные задачи способствовать трудовому и нравственному воспитанию. Младшие школьники должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим обществу.

Особое внимание  следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности, стремления сделать работу как можно лучше и своевременно. Труд детей должен быть строго дозированным,  разнообразным как по характеру, так и по объёму, посильным для детей данной возрастной группы,   требовать от них известного напряжения в достижении цели.

Цель программы состоит в формировании у детей первоначальных навыков трудового воспитания, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умения организовать своё рабочее место, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию; удовлетворении потребностей детей в познании природы, воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной практике своей местности и родного края; способствовать формированию экологического сознания,  заложить основы природоохранного поведения.

Задачи курса:

-       воспитание любви к своей школе, к своему селу, к своей Родине;

-       формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

-       формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

-       развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;

-       развитие творческого мышления внимания, воображения, памяти;

 

-       экологизация быта и семейных традиций.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 8 ноября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Вяльцева Наталья Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 792
Номер материала 45844
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓