Рабочая
программа по внеурочной деятельности в 3 классе
Организация
проектной деятельности «Кукольный театр»
3
класс (34 ч.)
Пояснительная
записка
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности
для начального общего образования в начальной школе (1-4 классы) составлена в
соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта.
В силу того, что каждый ребенок является неповторимой
индивидуальной личностью со своими психофизиологическими особенностями и
эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставлять ему как можно более
полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических
приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для
свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности
и способности.
Занятия художественной практической деятельностью
решают не только частичные задачи художественного воспитания, но и более
глобальные -развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.При этом
важное значение имеет организация проектной деятельности младших школьников,
которая реализуется в процессе создания творческих работ. Процесс выполнения
проекта, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его
изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез;
поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения
действий; сравнение результатов работы с оригиналом или замыслом; их
корректировку.
Занятия проектной деятельностью вырабатывают такие
волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и
энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении
работы.
Цель:
Раскрытие творческого потенциала ребенка средствами
художественного труда через проектную деятельность.
Задачи:
- совершенствование практических умений;
- развитие мелкой моторики рук в процессе освоения
различных технологических приемов;
- развитие мышления, воображения, фантазии,
художественного вкуса;
- расширение методов познания окружающей
действительности;
-формирование умений ориентироваться в заданиях
разного типа: от точного повтора образца до воплощения собственного замысла;
-формирование умения планирования последовательности
выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения
работы;
- ознакомление с происхождением материалов, ручного
ремесла, видов художественного творчества.
Программа данного курса рассчитана на 34 часа в 3
классе. Программа имеет несколько разделов, каждый из которых предполагает
проектную деятельность, направленную на изготовление кукол и декораций для
школьного кукольного театра в технике оригами, аппликации из бумаги и картона,
тряпичных кукол, так как этот материал более доступен детям этого школьного
возраста.
Работы носят различный характер: работа по
шаблону-образцу, представленного в виде рисунка, схемы, чертежа, выполнение
работы по собственному замыслу, выполнение работы по заданному учителем
условию.
Программа предусматривает тематические пересечения с
такими дисциплинами как литературное чтение (изготовление декораций для постановок
сказок и сочинение сказок самими детьми), математика (расчет необходимых
размеров, построение геометрических фигур), окружающий мир (создание образов
животного и растительного мира). Углубляются знания детей в области истории
возникновения ремесел, материалов и инструментов, в области экономики (работа в
группах с распределением обязанностей, реклама изделий собственного
производства).
Развитие художественного вкуса и технического
мастерства проводится при соединении технологии и художественного образа. Дети
учатся создавать свои проекты, идя от материала к образцу и наоборот, от
образца к материалу.
Занятия проектной деятельностью предполагают
применение индивидуальной, групповой и коллективной формы работы, организацию
выставок и показов.
Срок реализации программы: 1 год.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Формы деятельности: кружковые занятия.
Методы:
- проектная деятельность,
Формы организации работы учащихся,
-индивидуальная работа,
- групповая работа,
- коллективная работа.
Средства:
- иллюстрации и литература;
- аудио и видеозаписи (использование технических
средств);
Планируемые результаты:
Предметные :
Иметь представление:
- об истории возникновения материалов и инструментов;
- о возможности выполнения работ в технике аппликаций
и оригами.
Знать:
- термины, обозначающие технику изготовления объектов
и их значение;
- свойства материалов, из которых можно сделать
аппликацию, оригами;- название инструментов, приспособлений и правила работы;
- разные приемы разметки деталей из бумаги;
- различные способы выполнения рисунка гуашью,
акварелью.
Уметь:
- вырезать из бумаги детали прямоугольной формы, в
форме круга, овала, вырезать симметричные фигуры;
- работать с гуашью, акварелью;
- самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться
в задании на точное повторение образца;
Метапредметные:
-умение работать в группе: договариваться друг с
другом, распределять обязанности, нести ответственность за порученное дело,
доводить начатое до конца;
- самостоятельно выполнять творческое задание;
- самостоятельно или с помощью учителя планировать
последовательность выполнения действий при работе над проектом;
- контролировать свои действия в процессе выполнения
работы и после ее завершения.
Содержание программы
Введение. Наши волшебные помощники. (7 ч.)
Изготовление тряпичных и бумажных кукол для разных
образов.
Проект 1. Изготовление декораций к кукольному
спектаклю по пьесе О.Емельяновой «Замарашки». (5 ч.)
Проект 2. Изготовление декораций к настольному
кукольному театру «Колобок». (5 ч.)
Проект 3. Изготовление декораций к спектаклю по пьесе
собственного сочинения . (8 ч.)
Проект 4. Изготовление декораций к спектаклю
«Теремок». (8ч.)
Подведение итогов (1ч.)
Учебно-тематическое планирование.
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Дата
|
1.
|
Введение 7 ч
|
|
|
|
.
Бумага и картон. Современные виды бумаги и картона, их свойства и способы
обработки.
|
1
|
|
|
Как
появились ножницы и иголка. История появления ножниц и иглы.
Техника
вырезания ножницами (непрерывное и по
частям).
Техника шва. Виды швов. Правила безопасного труда при работе с ножницами и
иглой.
|
2
|
|
|
Бумага
и картон. Традиции современного искусства
оригами.
Детали кукол в технике оригами.
|
1
|
|
|
.
Творческая мастерская. Обучение детей поэтапному
выполнению
работы. Сшивание деталей.
|
2
|
|
|
Творческая
мастерская. Правила чтения схемы, эскиза,
чертежа.
Оформление изделия.
|
2
|
|
2.
|
Проект 1. Изготовление декораций к
кукольному спектаклю по пьесе О.Емельяновой «Замарашки». 5 ч.
|
|
|
|
Подготовка кукол к спектаклю согласно действующих в
пьесе лиц, распределение ролей.
|
1
|
|
|
Создание декораций к спектаклю.
|
1
|
|
|
Репетиция спектакля.
|
2
|
|
|
Защита проекта
|
1
|
|
3.
|
Проект 2. Изготовление декораций к
настольному кукольному театру «Колобок». 5 ч.
|
|
|
|
Подготовка кукол к спектаклю согласно действующих в
пьесе лиц, распределение ролей, создание декораций.
|
2
|
|
|
Репетиция спектакля.
|
2
|
|
|
Защита проекта.
|
1
|
|
4.
|
Проект 3. Изготовление декораций к
спектаклю по пьесе собственного сочинения . 8 ч.
|
|
|
|
Сочинение пьесы.
|
2
|
|
|
Подготовка кукол к спектаклю согласно действующих в
пьесе лиц, распределение ролей, создание декораций.
|
2
|
|
|
Репетиция спектакля.
|
3
|
|
|
Защита проекта.
|
1
|
|
5.
|
Проект 4. Изготовление декораций к
спектаклю «Теремок». 8ч.
|
|
|
|
Подготовка кукол к спектаклю согласно действующих в
пьесе лиц, распределение ролей, создание декораций.
|
3
|
|
|
Репетиция спектакля.
|
4
|
|
|
Защита проекта.
|
1
|
|
6.
|
Подведение итогов 1ч.
|
1
|
|
Формы
занятий: практические выполнение изделия из бумаги и ткани, беседа и объяснение
учителя, творческая работа.
Материально
- техническое оснащение занятий:
Мультимедийное
оборудование, программное обеспечение, видеофильмы
со
сказками, книги сказок, «Кукольный театр в школе».
Ножницы,
клей, бумага, картон , ткань, нитки, иголки и т.д.
Формы
подведения итогов: правильное выполнение проекта –
изготовление
декораций к спектаклю, выставки работ уч-ся; показ спектакля.
Литература.
1.
Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технологического творчества:
Книга для учителя. - М.: Народное образование, 1996.
2.
Леонтьев А.В., Капустин В.С., Шайхелисламов Р.Ф. Опыт внедрения образовательной
области «Технология» в V-IX классах// Школа и производство 1997 №1.
3.
Тихонов А.С Творческий потенциал учебного проектирования// Школа и
производство. 1995 №1.
4.
Хотунцев Ю.Л. и др. Проекты в школьном курсе «Технология»// Школа и производство.
1994 №4.
5.
Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками
начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения
изобретательских задач в работе с детьми. – Фрунзе, 1990.
6.
Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. –
Магнитогорск, 1991.
4.
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в начальной
школе (система Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова) // Первое сентября, №19, 2004.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.