Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа по внеурочке "Я пешеход - и пассажир"

Рабочая программа по внеурочке "Я пешеход - и пассажир"

Скачать материал

Динской район, станица Динская

 

Автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4

муниципального образования Динской район»

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от «___»__________2014 года

Председатель педсовета

_____________        Л. И. Беловол

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип программы    конкретный вид внеурочной деятельности

 

 

Кружок    «Я – пешеход и пассажир».

 

 

Срок реализации программы    4 года

 

 

Возраст обучающихся    6,6 – 10 лет.

 

 

                                                          Составитель  Беловол Татьяна Федоровна

 

Пояснительная записка

Программа составлена  на основе сборника программ внеурочной  деятельности: 1-4 классы, автор  Н.Ф. Виноградова, -  М: Вентана – Граф,2011. (Начальная школа XXI века).

Актуальность программы в том, что одной из первоочередных задач школы, семьи является активная борьба с детским травматизмом и его предупреждением. На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данных занятий  во внеурочной деятельности в начальной школе.

Программа факультатива «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. В программу включены: темы, содержание работы, рекомендуемые формы и методы занятий.

Рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана на детей младшего школьного возраста 6,6-10лет.

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы:

-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;

-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

-обучение школьников ПДД;

-обеспечение гармоничного ,эстетического  и физического воспитания

- развитие творческих способностей;

-формирование общечеловеческих  нравственных ценностных ориентаций ;

-привитие первичных навыков оказания  первой медицинской помощи при ДТП;

- формировать  личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;

- развивать мотивацию к безопасному поведению;

- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.

 

Срок реализации программы

Продолжительность реализации программы – четыре года обучения. В программу внесены изменения. Программа  ««Я — пешеход и пассажир», автор  Н.Ф. Виноградова, рассчитана на 30часов, но в соответствии с  Уставом и Учебным планом  школы для учащихся 1 классов предусмотрено 33 учебных недели, а для  2-4 классов  34 учебных недели, поэтому рабочая программа составлена на 33 часа (1класс) и  на 34 часа (2-4 классы), 1 час  в неделю.

       Формы обучения:

- тематические занятия;

- игровые уроки;

- практические занятия;

- конкурсы, соревнования,  на лучшее знание правил дорожного  движения;

- подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;

- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

- просмотр видеоматериалов по ПДД;

- организация экскурсий на улицу.

 

Основные методы проведения занятий :

 

Словесные: устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;

Наглядные: показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;

Практические: практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.

 

Новизна. Содержание программы «Я — пешеход и пассажир» отличается своей  развернутостью, личностной ориентацией и экзоцентрическим подходом.

 

Учебно-тематический план

 

 № п/п

Наименование разделов,

 блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные

1 год обучения

 

 

Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять форму предметов окружающего мира (треугольник,

круг, квадрат);

— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-

дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных

пространственных положениях;

— объяснять свой путь от дома до школы;

— определять свое положение на местности по отношению к важным

объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, не-

далеко от…).

 Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять из многообразия объектов транспортное средство;

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного

движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

— различать цвет и форму запрещающих знаков;

— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

— различать сигналы светофора и объяснять их значение;

— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

 

 

 

 

 

 

 

Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— сравнивать предметы по их положению в пространстве;

— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее

(медленнее)?»;

— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);

— различать, сравнивать, группировать общественный и личный

транспорт.

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— определять геометрическую форму знаков дорожного движения,

группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие,

предписывающие знаки);

— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного

средства (быстро, медленно);

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного

движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на

дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно

определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты

(по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или

не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближен-

ном к установленному в ПДД);

— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы

поворота;

— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое

может быть затрачено на переход дороги;

— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

 

 

 

 

 

Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко,

рядом, несколько метров, несколько шагов);

— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно,

тормозит, останавливается, набирает скорость)

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко

характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую

модель дороги, означать ее части;

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в

игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от

дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

 

 

1

На чем люди ездят 

1

 

1

2

Близко – далеко, быстро - медленно

1

1

 

3

 Чему нас учат правила     дорожного движения.

1

 

1

4

Мы идем  по улице.

1

 

1

5-6

 Какие бывают дороги.

2

1

1

7

 Где мы будем играть?

1

 

1

8

Дорога за городом.

1

1

 

9-10

Светофоры

2

1

1

11-16

Дорожные знаки

6

3

3

17

 Нас увидят в сумерках

1

1

 

18-19

Мы переходим  улицу.

2

1

1

20-22

Перекресток

3*(2)

2

1

23

Сигналы машин.

1

1

 

24-25

Остановка транспорта.

2*(1)

1

1

26-27

Мы – пассажиры.

2

1

1

28

Мы едем на дачу.

1

1

 

29-31

Опасные ситуации.

3

 

3

32

Несчастный случай

1

 

1

33

Проверим себя.

1

1

 

 

                               Итого

33

16

17

2 год обучения

1-2

О транспорте.

2

 

2

3-5

Дорога.

3

1

2

6

Дорога за городом.

1

 

1

7-8

Части дороги.

2*(1)

1

1

9-11

Дорожные знаки.

 

3*(1)

2

1

12-15

Внимание! Опасность!

4

2

2

16-17

Мы здесь живем.

2*(1)

1

1

18

Будем уважать людей!

1

1

 

19-24

Мы – пешеходы.

6

3

3

25-26

Перекресток.

2*(1)

1

1

27

Регулировщик.

1

 

1

28-29

Мы – пассажиры.

2

 

2

30

Будем уважать водителей.

1

1

 

31

Мы едем на машине.

1

 

1

32-33

Мы покупаем велосипед.

2

1

1

34

Проверим себя.

1

1

 

 

                             Итого

34

15

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 год обучения

 

1-2

Будь осторожен.

2*(1)

1

1

3

Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?

1

1

 

4-5

Виды транспорта.

2

 

2

6-7

Какие бывают дороги.

2

 

2

8-9

Дорожное движение.

2*(1)

1

1

10-11

Перекресток и автомагистраль.

2*(1)

1

1

12-14

Дорожные знаки.

3

2

1

15

Регулировщик.

1

1

 

16-20

Правила для пешеходов.

5

2

3

21

Населенный пункт.

1

1

 

22

Движение по загородной дороге.

1

1

 

23

Внимание! Железнодорожный переезд.

1

 

1

24

Движение в трудных условиях.

1

1

 

25

Жилая зона.

1

 

1

26-27

Мы ориентируемся на местности.

2

1

1

28

Труд водителя.

1

1

 

29

Что такое тормозной путь.

1

 

1

30-31

Световые сигналы автомобиля.

2*(1)

 

2

32

Случай на дороге.

1

 

1

33

В метро.

1

1

 

34

Проверим себя.

1

1

 

 

                                Итого

34

16

18

 

 

 

 

 

Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— характеризовать слова «опасность», «опасный»;

— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,

— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, пред-

усматривать свои действия в них;

— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;

— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— объяснять значение правил дорожного движения;

— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;

— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на

дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;

— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного

пути транспорта при разных дорожных условиях;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в

игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить

игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать раз-

личные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их

поведения в зависимости от ситуации;

— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

 

4 год обучения

1-2

Будем себя беречь.

2

1

1

3-6

Транспорт.

4

1

3

7-8

Правила дорожного движения.

2*(1)

1

1

9

Дорожно-транспортное происшествие

1

1

 

10-12

Дорожные знаки.

3*(1)

1

2

13-14

Дорога.

2

1

1

15-17

Движение транспорта.

3*(1)

1

2

18-19

Как перевозят людей.

2

1

1

20

Рядом с железной дорогой.

1

1

 

21

Населенный пункт.

1

 

1

22-25

Сигналы водителей, светофора и регулировщика.

4

2

2

26-27

Опасный случай.

2

1

1

28-30

Необычные пешеходы и водители.

3*(1)

1

2

31-33

Мы изучаем свой район.

3

1

2

34

Проверим себя.

1

1

 

 

                            

 

 

 

 

 

 Итого

 

 

 

 

 

 

34

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

*Указаны часы, добавленные  в рабочую программу.

 

Содержание программы

1 класс (33часа)

Ориентировка в окружающем мире

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).

Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше). Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного

движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

Ты — пешеход

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса

(троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

Ты — пассажир

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя

разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно

и сдержанно, не высовываться из окна.

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять форму предметов окружающего мира (треугольник,

круг, квадрат);

— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-

дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных

пространственных положениях;

— объяснять свой путь от дома до школы;

— определять свое положение на местности по отношению к важным

объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, не-

далеко от…).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять из многообразия объектов транспортное средство;

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного

движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

— различать цвет и форму запрещающих знаков;

— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

— различать сигналы светофора и объяснять их значение;

— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

2 класс (34часа)

Ориентировка в окружающем мире (16часов)

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение,

объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при

разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам

дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках,

моделирование). Гужевой транспорт.

Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село,

поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).

Ты — пешеход (12 часов)

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети»,«движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака

(в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма

предупреждающих и запрещающих знаков.

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Ты – пассажир (6 часов)

В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На

первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно

только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— сравнивать предметы по их положению в пространстве;

— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее

(медленнее)?»;

— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);

— различать, сравнивать, группировать общественный и личный

транспорт.

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— определять геометрическую форму знаков дорожного движения,

группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие,

предписывающие знаки);

— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного

средства (быстро, медленно);

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного

движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на

дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно

определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты

(по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или

не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближен-

ном к установленному в ПДД);

— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы

поворота;

— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое

может быть затрачено на переход дороги;

— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

3 класс (34часа)

Ориентировка в окружающем мире (17 часов)

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транс-

порта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой

скоростью , небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении на-

правления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода

в соответствии с ними.

Ты — пешеход (10часов)

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение. Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток. Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы:

«дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Ты — пассажир (7часов)

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том

случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко,

рядом, несколько метров, несколько шагов);

— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно,

тормозит, останавливается, набирает скорость)

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко

характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую

модель дороги, означать ее части;

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в

игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от

дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

4 класс (34часа)

Ориентировка в окружающем мире

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории

создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.

Ты — пешеход (часов)

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. По-

ведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное

движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд

на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало

населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».

Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет». Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками. Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках). Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

Ты — пассажир (часов)

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть

на бортах или на грузе, который выше бортов.

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— характеризовать слова «опасность», «опасный»;

— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,

— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, пред-

усматривать свои действия в них;

— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;

— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— объяснять значение правил дорожного движения;

— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;

— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на

дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;

— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного

пути транспорта при разных дорожных условиях;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в

игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить

игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать раз-

личные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их

поведения в зависимости от ситуации;

— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

 

Предполагаемые результаты реализации программы

 

Изучение данного курса позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

-формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;    

-развитие самостоятельности суждений.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего образовательных задач:

-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

-расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;

-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

-понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека,

его образования, труда и творчества;

-расширение кругозора и культурного опыта школьника.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания  и конструировании курса особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов изучения. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере.

С этой целью планируется у учащихся формирование следующих универсальных  учебных действий:

-познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

-регулятивные как владение способами организации, планирования

различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

-коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Программа призвана способствовать формированию у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности.

 

Знать

Уметь

- правила дородного движения

- пользоваться правилами дорожного движения

- сигналы светофора и жесты регулировщика

- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения

- правила пользования общественным транспортом

- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта

- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части

- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой

- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части

- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части

- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- места предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках

 

- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения

- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице

 

 Выполнение программы имеет спортивно-оздоровительное направление.

 

Формы и виды контроля

- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;

- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;

- организация игр-тренингов на школьной площадке.

 

Методические рекомендации

Содержание курса направлено на развитие познавательной активности школьников. Дети должны усвоить, что транспортные средства могут представлять опасность для людей и участники дорожного движения и  соблюдать установленные правила.   Как научить ребенка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но необходимо все это соединить в единую целостную систему обучения непрерывного обучения детей.

Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания, начиная с раннего возраста.

Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.

  Комплексный  подход к решению проблемы может дать положительный результат - сокращением числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Система непрерывного обучения навыкам безопасного поведения детей на улицах складывается из следующих компонентов:

-         проведение различных видов внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях по проблематике безопасности дорожного движения и по изучению правил дорожного движения;

-         кружковая работа.  

Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения на улицах города является формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения.

   Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровые формы для улучшения и закрепления полученных знаний и навыков.

 

 

Описание материально –технического обеспечения образовательного процесса

 

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

 

1

2

 

 

 

3

 

 

 

4

Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных  учреждениях: кн. для учителя / — М.: Просвещение, 2008

Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 кл. под редакцией Виноградовой Н.Ф.Москва.  Вентана – Граф 2011.

«Азбука  дорожного движения», издательский дом «Ридерс Дайджест», 2009 г.

1

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

2. Печатные пособия

5

 

6

7

Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2007. 

Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. 

1

 

 

 

Д

3. Технические средства обучения

8

« Юный пешеход»- диск

 

Д

4. Экранно-звуковые пособия

9

10

11

Персональный компьютер-мультимедиа.

Лазерный принтер.

Универсальный (мультимедиа) видеопроектор с экраном.

 

Д

Д

Д

5. Игры и игрушки

 

 

 

6. Оборудование класса

6.1

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

К

6.2

Стол учительский с тумбой

Д

6.3

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

Д

6.4

Локальная сеть Интернет - сети

имеются

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                                      СОГЛАСОВАНО

Протокол  заседания                                                                  Заместитель директора во УВР

кафедры                                                                                      ___________    

учителей начальных классов                                                    «_____»_________2014 г.

от «___»________2014 г.  №______

__________     

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по внеурочке "Я пешеход - и пассажир""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по учету энергопотребления

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:


Программа факультатива «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. В программу включены: темы, содержание работы, рекомендуемые формы и методы занятий.

Содержание курсанаправлено на развитие познавательной активности школьников. Дети должны усвоить, что транспортные средства могут представлять опасность для людей и участники дорожного движения и  соблюдать установленные правила.  

   Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения


Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 248 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 648
    • DOCX 62.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Беловол Татьяна Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Беловол Татьяна Федоровна
    Беловол Татьяна Федоровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10151
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного продвижения бизнеса в интернете

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 32 человека