Муниципальное
бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Гимназия №3»
Согласовано
Руководитель
МО
Кудрявцева
Е.А.________
Протокол
№ __1____
от
«_27_»августа__2014 г.
|
Согласовано
Заместитель директора
по УВР
_____________ ФИО
Протокол № ______
«_28_»_августа_2014 г.
|
Утверждаю:
Директор
МБОУ
«Гимназия №3»
______
Приказ №
_______
от
«_29» августа_2014г.
|
Рабочая программа
по учебному предмету «Биология»
для обучающихся 5-а,б,в,г классов
Сроки
реализации программы: 2014-2015 учебный год
Разработчик: Кудрявцева Елена
Александровна,
учитель биологии,
высшей квалификационной категории
г. Рубцовск, 2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010
г. №1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года,
регистрационный номер 19644),ООП ООО МБОУ «Гимназия №3», Федерального перечня
учебников, авторской программы линии Н. И. Сонина. http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/programs/
по биологии к учебному комплексу для 5-9 классов Н. И. Сонина, методических материалов
авторского УМК, учебного плана МБОУ «Гимназия №3», положения о рабочей
программе МБОУ «Гимназия №3», годового календарного графика.
Рабочая программа составлена для возраста (10-11
лет).
УМК «Сфера
жизни». Рабочая программа ориентирована
на использование учебника:
Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А.
Плешаков 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014.; 285 стр.
Биология. Введение в
биологию. 5 класс. Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина, А. А.
Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс»
Автор: В. Н. Кириленкова, В. И. Сивоглазов.
Биология. Введение в
биологию. 5 класс. Рабочая тетрадь. Автор Н.И.Сонин.
Биология. Введение в
биологию. 5 класс. Тетрадь для оценки качества знаний. Автор:
В. Н. Кириленкова, О.В.Павлова, В. И. Сивоглазов. Москва «Дрофа»,2014г.
Тесты
по биологии. К учебникам А.А.Плешакова, Н.И. Сонина «Биология. Введение в
биологию. 5 класс» линии «Живой организм» и «Сфера жизни». Автор Г.А.Воронина.
Издательствр «Экзамен» Москва, 2013 г
Курс
для учащихся 5 класса реализуют следующие цели:
— систематизация знаний об объектах живой и неживой
природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий
мир. 1—4 классы».
Задачи:
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с
выполнением практических и лабораторных работ;
— воспитание ответственного и бережного отношения к
окружающей природе,
—
формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков.
Программа курса «Биология. Введение в биологию». 5
класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков, 35 ч, 1 ч в неделю. Для повышения
образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию
полученных знаний программой предусматривается выполнение лабораторных работ,
которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с
установленными правилами техники безопасности. Все лабораторные
и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут
оцениваться по усмотрению учителя. Это позволяет вовлечь учащихся
в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ
предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их
проведения с учётом материального обеспечения школы, особенностей класса и
резерва времени.
Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные
связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных
знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен
системно-деятельностный подход. В 5 классе происходит
становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется
понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на
примерах живых организмов различных групп.
Формы занятий
Программа предусматривает
проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ.
Приемы и методы преподавания
Формы
обучения:
индивидуальная, групповая
Методы
обучения: объяснительно-иллюстративные,
репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские
Технологии
обучения:
Проектные технология обучения.
Информационно-коммуникационные технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Средства проверки и оценки результатов обучения по данной
программе.
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов
образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп
результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение
личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является
предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности
образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.
Общее максимальное и фактическое число баллов по любой
проверочной работе определяется исходя из 100- бальной шкалы. Соотношение между
100-бальной шкалой и школьной отметкой устанавливается по следующей схеме:
80-100 баллов – «5» (отлично), 60-80 баллов – «4» (хорошо) и т.д. Учитель
переводит баллы в школьную оценку. При самопроверке число баллов и оценку
выставляет сам ученик, а учитель только вносит коррективы в результаты. (Биология. Введение в биологию. 5 класс.
Тетрадь для оценки качества знаний. Автор:
В. Н. Кириленкова, О.В.Павлова, В. И. Сивоглазов. Москва «Дрофа»,2014г.)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Введение в биологию. 5 класс
(Концентрический курс)
(35 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и
изучение (8 ч)
Многообразие живых организмов. Основные
свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен
веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость,
движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие
биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт),
измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование,
увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная
лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и
ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы,
их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание
химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль
в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы,
нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире.
Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных
исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений
с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового
микроскопа*.
Строение клеток живых организмов (на
готовых микропрепаратах).
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков,
жиров, углеводов.
Курсивом указан материал, необязательный
для изучения.
Раздел 2. Многообразие живых организмов
(14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем
океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и
звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид.
Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные
признаки представителей основных царств, их характеристика, строение,
особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни
человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов
(6 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная
среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями
живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные
и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни,
влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и
толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное
сообщество.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространённых
растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий,
атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).
Исследование особенностей строения растений и
животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и
доступными путями их решения.
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)
Научные
представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и
австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный
(неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе,
вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый
эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути
сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие
экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с
уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные
привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения
человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы
оказания первой помощи.
Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания
первой доврачебной помощи.
Резервное
время — 2ч.
Лабораторные работы:
Знакомство с оборудованием для научных
исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с
целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового
микроскопа*.
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков,
жиров, углеводов.
Определение (узнавание) наиболее
распространённых растений и животных с использованием различных источников
информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания
первой доврачебной помощи.
Практическая работа
Исследование особенностей строения
растений и животных, связанных со средой обитания.
Практическая работа
Знакомство с экологическими проблемами
местности и доступными путями их решения.
Результаты изучения биологии в 5 классе. Результаты
изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и
личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Обучение биологии в 5 классе должно быть
направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
·
знание
основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа
жизни;
·
реализация
установок здорового образа жизни;
·
сформированность
познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым
объектам.
Метапредметными результатами освоения
учениками 5 класса программы по биологии являются:
·
овладение
составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть
проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы.
·
умение
работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника,
биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
·
способность
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью.
·
умение
использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения
учениками 5 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной)
сфере:
·
выделение
существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых
организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания,
выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция
жизнедеятельности организмов).
·
приведение
доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты
окружающей среды;
·
объяснение
роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в
жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
·
различие
на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов
цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых
грибов; опасных для человека растения и животных;
·
сравнение
биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
·
выявление
взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой
органов и их функциями;
·
овладение
методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов;
постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
·
знание
основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
3.
В
сфере трудовой деятельности:
·
знание
и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
·
соблюдение
правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы,
скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
·
освоение
приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
·
выявление
эстетических достоинств объектов живой природы.
Рабочая программа по биологии в 5 классе
состоит из четырех разделов:
1. Живой
организм: строение и изучение
2. Многообразие
живых организмов
3. Среда
обитания живых организмов
4. Человек на
Земле
Учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса
Список дополнительной литературы по
биологии
Для
ученика:
1.
Биология:
Бактерии. Грибы. Лишайники. Растения. Атлас. Пособие для учащихся./ И.В.
Черепанов. М.: Мнемозина, 2011.
2.
Занимательная
биология./ И.И. Акимушкин. – М.: Мнемозина, 2011.
3.
Природа
и человек. Атлас / С.М. Говорушко. – М.: Дрофа, 2011.
4.
Популярный
атлас – определитель. Грибы./ Л.В. Гарибова. – М.: Дрофа, 2011
5.
Популярный
атлас – определитель. Дикорастущие растения. / С. Новиков, И.А. Губанов. – М.:
Дрофа, 2010.
6.
Растения
из красной книги России. / В.И. Сивоглазов, Т.А. Козлова. – М.: Дрофа, 2010.
7.
Твой
первый атлас-определитель растений леса./ Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. – М.:
Дрофа, 2010.
8.
Твой
первый атлас-определитель. Цветы садов и парков./ Т.А. Козлова, В.И.
Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2010.
9.
Твой
первый атлас-определитель. Растения водоема./ А. Козлова, В.И. Сивоглазов. –
М.: Дрофа, 2010.
10. Твой
первый атлас-определитель. Растения./ Е.В. Овсянникова, В.И. Сивоглазов. – М.:
Дрофа, 2010.
Для
учителя:
1.
Биология растений, грибов, лишайников. Методическое
пособие/ И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2012
2.
«Комнатные
растения в школе: наблюдения и эксперименты». Методическое пособие / А.В.
Анфицеров. – М.: Дрофа, 2012
3.
Экскурсии
в природу: пособие для учителя/ Т. Б. Державина. - М.: Мнемозина, 2010.
Материально- техническое обеспечение
образовательного процесса
В школе имеется кабинет биологии, оснащенный, с учетом
современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Он является
той информационной средой, в которой проходят не только уроки биологии, но и
внеурочные и внеклассные занятия.
Оснащение кабинета биологии включает
оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, мультимедийнные средства
обучения, ноутбук.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.