Муниципальное
казённое общеобразовательное учреждение
«Колыванская
средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО:
ПРИНЯТО: РАССМОТРЕНО:
приказом директора методическим
советом методическим объединением
№ _____ от _______ протокол № ____ от
____ протокол № _____от _______
_________ Медведева И.А. _________ Ольшанских Л.П. (рук. МО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Чтение»
5 класс
VIII вид
Рабочая программа курса «Чтение.
5 класс» в 5 классе
VIII вида составлена в соответствии с программой специальных
(коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.
Воронковой.
2часа
в неделю, всего 68 час
на
2014-2015 учебный год
Составитель
Антонова
Ирина Александровна
учитель
математики
высшая
квалификационная категория
2.Пояснительная
записка
Рабочая программа курса «Чтение. 5 класс» в 5 классе VIII вида
составлена в соответствии с программой специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под
ред. В.В. Воронковой и учебником 5 класса VIII вида
авторы : И.М. БГАЖНОКОВА, Г.В. САВЕЛЬЕВА.
Программа рассчитана
на 68 ч в год, 2 ч – в неделю.
В том числе:
развитие речи – 10 ч, внеклассное чтение – 3 ч
На уроках чтения в 5
классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности,
беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано
с тем, что изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения
при его чтении и понимании содержания. А так как рекомендуемые произведения
разножанровые, то при работе с ними требуется большая методическая
вариативность.
Умственно отсталые
школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их
творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя
они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В
исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события,
не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того
или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения,
кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного
произведения, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и
последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать
основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных
героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки;
устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать
выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует
серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному
произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся,
понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В начале учебного года учащиеся умеют и знают:
I уровень:
- правильно и осознанно читать;
- владеют навыками беглого чтения, целыми
словами;
- с помощью учителя умеют выделять главного
героя и главную мысль текста;
- отвечать на несложные вопросы по тексту, и
на сложные с помощью учителя;
- давать характеристику главному герою;
- заучивать стихотворения.
II уровень:
- читать
правильно вслух целыми словами или по слогам;
- с помощью учителя давать характеристику
главному герою;
- с помощью наводящих вопросов пересказывать
текст;
- с помощью наглядности способны передать свои
мысли;
- заучивать несложные стихотворения.
III уровень:
- читать вслух по
слогам;
- с помощью учителя и наводящих вопросов
понимают смысл произведения;
- с помощью учителя отвечают на вопросы.
IV уровень:
- читают вслух по слогам или по буквам;
- с помощью учителя понимают основной смысл
произведения;
- с помощью учителя отвечают на легкие
вопросы;
Внеклассное чтение в коррекционной школе в 5
классе носит рекомендательный характер. Проводится с постепенным увеличением
доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы. Творческие
работы по освоению литературных текстов должны проводиться коллективно.
Работа
с текстом
Разбор
текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям
текста и поступкам героев.
Выделение темы и идеи произведения,
соотнесение того или другого с заглавием текста.
Прогнозирование событий с опорой на
заглавие и иллюстрации.
Выделение частей текста в соответствии с
данным планом.
Озаглавливание частей текста (с помощью
учителя) после их коллективного выделения.
Полный и частичный пересказ произведения по
данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых
средств связи предложений и частей текста на основе прочитанного произведения.
Чтение по ролям и драматизация диалогов.
Оценка характера героя, подбор фактов,
подтверждающих эту оценку (с помощью учителя).
Формирование внимания к авторскому слову:
выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и
предложений, характеризующих события, героев. Выбор и объяснение образных слов
и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение
отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).
Практическое знакомство с жанрами устного
народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.
Самостоятельное чтение доступных по
содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения.
Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.
Тематика произведений
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом
нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических
событиях и жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о
родной природе и бережном к ней отношении о жизни животных.
Устное народное творчество — коллективное творчество народа
Жанры
устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы. Сказки.
Представления о добре и зле.
Люблю природу русскую Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные
времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях
наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в
разные времена года. Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.
Животные в
доме Рассказы и стихи о
повадках животных, об отношении к ним человека.
Они прославили Россию
Рассказы,
стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об
именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).
Спешите делать добро Рассказы, стихи, народные и
литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в
обществе людей.
Весело всем Рассказы,
стихи, сказки, помогающие увидеть смешное в событиях, поступках людей и
поведении животных.
Вечный свет подвига
Рассказы,
стихи, научно-популярные статьи о подвигах защитников Отечества.
Писатели мира детям Детские рассказы, стихи, сказки о
жизни в разных странах.
тема
|
Кол.час. по прог
|
Кол. час.
по ПР
|
Формы
контроля результата
|
Листья падают
|
6 час
|
6 час
|
|
По славу
Отечества
|
13 час
|
13 час
|
|
Зимой
|
19 час
|
19 час
|
|
Весной
|
14 час
|
14 час
|
|
Летом
|
6час
|
6час
|
|
Сказки
|
10 час
|
10 час
|
|
|
|
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
На I уровне учащиеся должны уметь:
- читать осознанно,
правильно, выразительно, целыми словами вслух;
- читать «про себя»,
выполняя задания учителя;
- отвечать на
вопросы учителя;
- пересказывать
текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты –
самостоятельно;
- знать наизусть 6-8
стихотворений.
На II уровне учащиеся
должны уметь:
- правильно читать
доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях – по слогам;
- находить, читая
про себя, отрывки проанализированного текста, связанные с определенными
событиями;
- отвечать на
вопросы по предметному содержанию текста с помощью учителя;
- заучивать
стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося);
На III уровне учащиеся
должны уметь:
- читать текст по
слогам;
- отвечать на
вопросы по тексту;
- заучивать
мини-стихи наизусть;
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
|
Кол.час
|
По программ
|
По факту
|
примеч
|
|
Осень 6 час
|
|
1
|
Листья падают с
клёнов. По В, Пескову .Наша родина. По С Соловейчику .
|
|
|
|
|
2
|
Народное
творчество: заклички, песенки, считалочки загадки, пословицы
|
|
|
|
|
3
|
Одолень-трава. По
С. Романовскому
|
|
|
|
|
4
|
Праздники и приметы
народного календаря .Август .Сентябрь
|
|
|
|
|
5
|
Барсучий нос. По
К.Паустовскому ..
|
|
|
|
|
6
|
Лесные бусы. М.
Садовский .
|
|
|
|
|
По славу Отечества 13 час
|
|
1
|
Не посрамим землю Русскую! По С.Романовскому ....
|
|
|
|
|
2
|
Куликовская битва. (В сокращении). По С.
Романовскому
|
|
|
|
|
3
|
Лес осенью. А. Твардовский.
|
|
|
|
|
4
|
Танины дела. Л. Воронкова
|
|
|
|
|
5
|
Счастливые часы. По Р.. Пермяку.
|
|
|
|
|
6
|
Бревно. С. Баруздин.
|
|
|
|
|
7
|
Упрямый Козлёнок. С. Михалков .
|
|
|
|
|
8
|
Кем быть и кем не быть. Я. Пинясов
............................
|
|
|
|
|
9
|
Над рекой над Окой. О. Высотская
..............................
|
|
|
|
|
10
|
Цветик-семицветик. По В. Катаеву
................................
|
|
|
|
|
11
|
Что красивей всего? В. Заходер .Повторяем! Осеннее
утро. О. Высотская Праздники и приметы народного календари .Октябрь —
ноябрь..
|
|
|
|
|
12
|
Во славу Отечества .Освобождение Чернигова. (Былина)
|
|
|
|
|
13
|
Илья Муромец и Идолище. (Былина) .
|
|
|
|
|
|
Зимой 19 час
|
|
1
|
«Ты, Мороз, Мороз, Мороз...» Отгадайте
загадки.Солнечный Луч в ноябре. (Сказка). По З.Топелиус .
|
|
|
|
|
2
|
Два приятеля. А. Бехлерова .Не умею быть один. В.
Коркин .
|
|
|
|
|
3
|
Друг детства. (В сокращении). В. Драгунский
..........
|
|
|
|
|
4
|
Три очка за старичка. А. Барто .
|
|
|
|
|
5
|
Пожар по флигеле, или Подвиг во льдах...
По В. Драгунскому
|
|
|
|
|
6
|
Клякса. И. Носов
|
|
|
|
|
7
|
Заяц Коська и Родничок. И. Грибачёв
.........................
|
|
|
|
|
8
|
Морозно. (Русская сказка)
|
|
|
|
|
9
|
Проказы старухи зимы. По К. Ушинскому .Праздники и
приметы народною календаря .Декабрь .Старик Годовик. В. Даль
|
|
|
|
|
10
|
Волк. С. Чёрный
|
|
|
|
|
11
|
Зимний праздник. (Песня).Н. Саконская Повторяем!
|
|
|
|
|
12
|
Рождество. Новый год.Коляда. (Народная игровая
песня) «Коляда, коляда...» Праздники и приметы народного календаря
|
|
|
|
|
13
|
Январь .Зимний дуб. По К. Нагибину .Мороз. Е.
Благинина .
|
|
|
|
|
14
|
Юркины друзья. И. Снегова
.............................................
Как обманули хитрую лису. Г. Харлампьев
..............
|
|
|
|
|
15
|
Лиса и дрозд. (Русская сказка) .Праздники и приметы
народною календаря .Февраль .Домовой. (Шутка) Отгадайте загадки
|
|
|
|
|
16
|
Госпожа Метелица. (Сказка. В сокращении). Братья
Гримм .
|
|
|
|
|
17
|
Во славу Отечества.Измаил. По С. Алексееву, В. Лосину .Штык. С. Алексеев
|
|
|
|
|
18
|
Домик с трубой. АО. Мориц .Теплый хлеб. (В
сокращении). По С. Паустовскому
|
|
|
|
|
19
|
Дорогая гостья Масленица. По Н. Колпаковой .Масленица.
(Народные припевки) .Повторяем!
|
|
|
|
|
Весной 14 час
|
|
|
|
|
1
|
Весной. А Чехов .Мамин праздник. Б. Орлов .Если был
бы я девчонкой. Э. Успенский .
|
|
|
|
|
2
|
Праздники и приметы народного календаря Март. Ночь и
день. И Соловьева
|
|
|
|
|
3
|
Снеговик. (Сказка. В сокращении). Х.-К. Андерсен ..
|
|
|
|
|
4
|
Весенние заклички. Праздники и приметы народного
календаря .Апрель .Приметы .Отгадайте загадки Поговорки .Апрель. Я. Аким
|
|
|
|
|
5
|
Счастливый жучок. По Г. Скребицкому.Варька.Н.
Сладков.Скворец. В. Лифшиц Чужое яичко. С. Ушинский
|
|
|
|
|
6
|
Лети! И. Берестов .Ржаной колос. (Русская сказка)
Золотые руки. (Башкирская сказка)
|
|
|
|
|
7
|
Черёмуха. Е. Благинина .Праздники п приметы
народного календаря .Май .Поговорки Приметы.Отгадайте загадки .
|
|
|
|
|
8
|
У тебя у самого свой ум. По В. Далю.Очки. А. Барто .Необычные
похождения Севы Котлова. (Отрывок из повести). По А. Алексину
|
|
|
|
|
9
|
Во славу Отечества .Наташка. С. Алексеев
|
|
|
|
|
10
|
Злая фамилия. С. Алексеев Кто что оставляет. О. Дриз
|
|
|
|
|
11
|
Почтальон и поросёнок. По Д. Биссету .Ромашка.
(Сказка). По Х.-К. Андерсену .Дети и птичка. А. Плещеев .Повторяем!На пороге
лета
|
|
|
|
|
12
|
Золотой луг. М. Пришвин .Праздники и приметы
народного календаря .Июнь. Июль .Поговорки. Приметы.Отгадайте загадки .
|
|
|
|
|
13
|
Крестьянские дети. Я. Некрасов .
|
|
|
|
|
14
|
Ягодные адреса. По Я. Надеждиной .Ворчливые
мухоморы. И. Мазнин .
|
|
|
|
|
Летом 7 час
|
|
|
|
|
1
|
Воинственный Жако. По С. Воронину.Лето. В. Степанов
|
|
|
|
|
2
|
Рисуй, художник солнечный. Кушак
|
|
|
|
|
3
|
Тексты для дополнительного чтенияю.Товарищам детям.
Б. Заходер .Не надо врать. М. Зощенко Как я ловил человечков. Б. Житков
.Учёный Петя. А. Введенский .Телефон. Я. Носов
|
|
|
|
|
4
|
Тайное становится явным. По В. Драгунскому .А что у
вас? С. Михалков .
|
|
|
|
|
5
|
Волшебное слово. В. Осеева
|
|
|
|
|
6
|
Песенка в лесу. Я Ах им.Поспешишь — людей насмешишь.
(Польская сказка).Приходите в гости. (Венгерская песенка). Перевод.Э. Котляр
Воробьиная песенка. (Венгерская песенка). Перевод Э. Котляр
|
|
|
|
|
Сказки 10 час
|
|
|
|
|
1
|
Бременские музыканты. (Немецкая сказка). Братья Гримм.
|
|
|
|
|
2
|
Счастливого пути. (Голландская цесенка). ПереводИ.
Токмаковой
|
|
|
|
|
3
|
Три поросёнка. (Английская сказка). Перевод С. Михалкова
.
|
|
|
|
|
4
|
Дуйте, дуйте, ветры. (Английская песенка). Перевод
С. Маршака .Перчатки. (Английская песенка). Перевод С. Маршашака
|
|
|
|
|
5
|
Златовласка. (Чешская сказка). Перевод С.
Паустовского
|
|
|
|
|
6
|
Форель. (Шотландская песенка). Перевод И. Токмаковой
|
|
|
|
|
7
|
Золушка. (Фраицузская сказка). Шарль Перро .
|
|
|
|
|
8
|
Который час? (Французская песенка). Перевод
И. Пернет и С. Гиппиус
|
|
|
|
|
9
|
Литературные сказки .Федорино горе. К. Чуковский .
|
|
|
|
|
10
|
Сказка о потерянном времени. По Е. Шварцу ....
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9
кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС,
2011. – Сб. 1. – 224с.
2. З.Ф.
Малышева. Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида: М., «Просвещение», 2012
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.