Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
Рассмотрено.
Согласовано. Утверждено.
на заседании
ШМО учителей Зам. Директора по УВР: Директор
школы № 2
_________________________ ____________________ __________________
Протокол № 1 С.Г.Грунтман С.В.Хрусталева
от 28 августа
2013 года 3 сентября 2013 года 10
сентября 2013 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Трудовому обучению
6в , 7в классов
на 2013-2014 учебный год
Разработал:
Федоров Владимир Валентинович
учитель технологии
Боровичи, 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по Трудовому обучению разработана на основе
федерального компонента государственного стандарта общего образования и
авторской программы основного общего образования «Технология. Технический
труд», под редакцией Хохлова М.В., Самородского П.С., Синица Н.В., Симоненко
В.Д..
Цель обучения технологии:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе
включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по
созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для
поиска и использования технологической информации, проектирования и создания
продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного
определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления
пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и
организаторских способностей;
- воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности,
целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей
деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам
их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и
умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований государственного образовательного стандарта в
содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,
деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-определение адекватных способов решения учебной задачи на основе
заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в
ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного их них;
- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно
отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное
выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.
Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- умение перефразировать мысль (объяснить иными словами), выбирать и
использовать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица,
схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной
задачей, сферой и ситуацией общения;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари,
интернет-ресурсы и другие базы данных;
- овладение умениями совместной деятельности: согласование и
координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание
своего вклада в решение общих задач коллектива;
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых
норм, эстетических ценностей.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого
раздела должен:
знать/понимать основные технологические
понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и
устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и
оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических
операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения
продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности,
связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением
продукции;
уметь рационально организовывать рабочее
место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять
конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность
выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения
продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения
работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов,
приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и
правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготовляемого изделия
(детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку
учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием
освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом
имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной
деятельности.
Программа ставит цель: формирование у учащихся
VII вида эстетического отражения
действительности, овладение техническими навыками и коррекция недостатков
развития обучающихся с ограниченными возможностями.
Задачи:
·
корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения
в пространстве, умения находить в сделанном существенные признаки,
устанавливать сходство и различие между предметами;
·
развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность
сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании
работы, последовательном выполнении объекта;
·
улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и
многократно повторяющихся действий с применением разнообразного строительного
материала;
·
развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое,
воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
·
расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики,
совершенствовать фразовую речь;
·
развивать у школьников аккуратность, настойчивость и самостоятельность в
работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.
Областной базисный учебный план для образовательных учреждений Новгородской
обл. отводит на предмет в 6 классе 70 часов, из расчета 2 часа в неделю. По
учебному плану МАОУ СОШ №2 в 6в классе выделено 3 часа на изучение предмета Трудовое
обучение. Из них, 2 часа из федерального компонента и 1 час за счёт часов
компонента образовательного учреждения. Увеличено
количество часов на практическую часть, что будет способствовать
развитию трудовых навыков учащихся, их дальнейшему профессиональному
самоопределению, социализации обучающихся.
Рабочая программа предполагает обучение в 7«В» классе в объеме 70 часов
(2 часа в неделю).
Раздел «Черчение и графика», состоящий из 4 часов, отнесен к разделу
«Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения», так как
темы раздела «Черчение и графика» напрямую соприкасаются с темами раздела
«Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения». А именно,
для правильного восприятия и осмысления изучаемого материала необходимо знать
элементы черчения и графики.
Программа состоит из четырех разделов и пяти тем.
Раздел I «Вводный урок».
Раздел II «Создание изделий из
конструкционных и поделочных материалов» включает в себя три темы
(«Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения»,
«Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения»,
«Декоративно-прикладное творчество»).
Раздел III «Технология ведения дома » включает
в себя две темы («Санитарно-технические работы», «Ремонтно-отделочные работы»).
Раздел IV «Проектирование и изготовление
изделий»
Тематический план
Разделы и темы программ
|
Количество
часов по классам
|
Дополни-тельные
часы
|
Увеличение
кол-ва часов на темы
|
Практиче-ские
занятия
|
Теорети-ческие
занятия
|
По
программе
|
По рабочей програм-ме
|
1.Вводный
урок
|
1
|
1
|
|
|
|
|
2.Создание
изделий из конструкционных и поделочных материалов
|
50
|
57
|
|
|
|
|
2.1 Технология
создания изделий из древесины. Элементы машиноведения
|
26
|
34
|
8
|
«Изготовление изделия с соединением брусков
врезкой»
|
3
|
|
-«Точение детали на станке»
|
5
|
|
2.2 Технология
создания изделий из металлов. Элементы машиноведения
|
18
|
23
|
5
|
«Разработка чертежей изделий из сортового
проката»
|
1
|
|
«Рубка заготовок из сортового проката»
|
3
|
|
«Резание и опиливание заготовок из сортового
проката»
|
1
|
|
2.3
Декоративно-прикладное творчество
|
6
|
15
|
9
|
«Виды резьбы»
|
|
1
|
«Декоративно-прикладные изделия»
|
|
1
|
«Упражнения на резьбу по древесине»
|
5
|
|
3. Технология
ведения дома
|
6
|
6
|
|
|
|
|
3.3
Санитарно-технические работы
|
2
|
2
|
|
|
|
|
3.4
Ремонтно-отделочные работы
|
4
|
4
|
|
|
|
|
5.
Проектирование и изготовление изделий
|
13
|
23
|
10
|
«Методы конструирования»
|
1
|
1
|
« Выбор модели проектного изделия»
|
1
|
|
« Графическая документация»
|
1
|
|
« Составление технологической карты»
|
1
|
|
«Изготовление проекта»
|
6
|
|
Итого
|
70
|
102
|
32
|
|
29
|
3
|
Так как учащиеся 6в,7в классов
обучаются по специальным (коррекционным) программам VII вида с ними
осуществляется коррекционная работа, включающая следующие направления:
1) Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-коррекция - развитие восприятия, представлений,
ощущений;
-коррекция - развитие памяти;
-коррекция - развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и
ориентации.
2) Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
3)Развитие основных мыслительных операций:
-развитие умения сравнивать, анализировать;
выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму;
планировать деятельность.
4)Коррекция нарушений в развитии
эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления
доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою
деятельность.
·
Коррекция - развитие речи:
- коррекция монологической речи;
диалогической речи; обогащение словаря.
·
Коррекция мелкой моторики.
Трудовое обучение школьников с особыми образовательными потребностями
осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступности, научности,
систематичности, сознательности, наглядности, связи теории с практикой,
прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место отводится принципу
коррекции недостатков развития познавательной
деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и
совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета
предметов, их положения в пространстве, умения находить в созданном
существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами.
Развивается у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность
сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании,
планировании работы, последовательном выполнении объекта; эстетические чувства,
умения видеть и понимать красивое, воспитывать активное
эмоционально-эстетическое отношение, аккуратность, настойчивость и
самостоятельность в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Учебно-методический комплект
Программа
|
Учебник
|
Авторская программа основного общего
образования «Технология. Технический труд».
в сб.Программы начального и основного
общего образования: Сборник. - М.: Вентана - Граф, 2007. Авторы: Хохлова
М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.
|
Самородский П.С., Тищенко А.Т., Симоненко В.Д
Технология. Технический труд: 6 класс:
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- 4-е изд., перераб. /
Под. Ред. В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф,2008.
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 В КЛАСС
(102 ЧАСА)
№ уро-ка
|
Раздел тема
урока
|
Кол-во
часов
|
Практичес-кие
работы
|
Д/З
|
Государственный
стандарт
|
РК
|
Коррекция
|
Дата
|
Знания
|
Умения
|
|
|
|
1
|
1. Вводный инструктаж по охране труда.
ИОТ-08-2010
Цели и задачи изучения предмета
«Технология» в 6 классе
|
1
|
|
Стр.3-4
|
|
|
|
Коррекция анализа, расширение кругозора.
|
|
|
Создание изделий из конструкционных и
поделочных материалов
|
57
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Технология создания изделий из
древесины. Элементы машиноведения
|
34
|
|
|
|
|
|
Коррекция самоконтроля, мыслительных
операций, памяти, внимания,
умения анализиро-вать, зрительного
восприятия, активизация умственной деятельности, наблюда-тельности, обобщения
|
|
2
|
2.1 Лесная и деревообрабатывающая
промышленность
|
1
|
|
|
Продукты обработки древесины
|
|
|
|
3
|
2.2 Виды продукции, получаемой из древесины.
Пороки древесины
|
1
|
|
Стр.6-14,
записи в тетради
|
Виды пороков древесины
|
Ознакомление с пороками древесины
|
|
|
4
|
2.3 Производство и применение пиломатериалов
|
1
|
|
Стр.14-17,
вопрос №1
|
Значение древесины в народном хозяйстве
|
|
|
|
5
|
2.4 Определение и изучение видов
пиломатериалов
|
1
|
Практическая
работа
|
|
|
|
|
|
6
|
2.5 Чертеж детали и сборочный чертеж
|
1
|
|
Стр.17-19,
вопросы: №3,№4, записи в тетради
|
Линии чертежа
|
Чтение чертежей
|
|
|
7
|
2.6 Спецификация к сборочному чертежу
|
1
|
|
Стр.21
|
Позиция
|
Сборочный чертеж
|
|
|
8
|
2.7 Чертеж детали призматической и
цилиндрической форм
|
1
|
|
|
|
|
|
|
9
|
2.8 Выполнение чертежа деталей
призматической и цилиндрической форм
|
1
|
Практическая
работа
|
|
|
|
|
|
10
|
2.9 Последовательность конструирования и
моделирования изделий из древесины
|
1
|
|
Стр.23-26,
вопросы: №1-3
|
Технологич-ность изделия
|
|
|
|
11
|
2.10 Конструирование и моделирование
простейших изделий из древесины
|
1
|
Практическая
работа
|
|
|
|
|
|
12
|
2.11 Способы соединения брусков. ИОТ-46-2010
|
1
|
|
Стр.26-31,
вопросы: №1,№4
|
Операции запиливания
|
|
|
|
13
|
2.12 Вычерчивание сборочного чертежа изделия
и составление спецификации
|
1
|
Практическая
работа
|
|
|
|
|
|
14
|
2.13 Разметка и последовательность
выполняемых операций
|
1
|
|
|
Размеры элементов соединения
|
|
|
|
15-18
|
2.14 Изготовление изделия с соединением
брусков врезкой
|
4
|
Практическая
работа
|
|
Технология выполнения зачистки
|
Проверка качества изделия
|
|
|
19
|
2.15 Способы и последовательность
изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом
|
1
|
|
Стр.32-33,
вопрос №3, записи в тетради
|
Подготовка и обработка поверхности деталей
|
Организация рабочего места
|
|
|
20
|
2.16 Маршрутная карта на изготовление детали
|
1
|
|
|
Виды инструментов
|
|
|
|
21
|
2.17 Приемы обработки изготовления
цилиндрических и конических деталей
|
1
|
|
Стр.32-35,
записи в тетради
|
|
|
|
|
22
|
2.18 Изготовления изделия цилиндрических и
конических форм. ИОТ-46-2010
|
1
|
Практическая
работа
|
|
|
Последовательность выполнения работ
|
|
|
23
|
2.19 Понятие о технологической машине.
Составные части машин
|
1
|
|
|
Составные части машин. Виды машин
|
|
|
|
24
|
2.20 Устройство токарного станка для точения
древесины. ИОТ-47- 2010
|
1
|
|
Стр.40-44,
вопрос №1
|
Устройство токарного станка
|
Уметь закреплять заготовки
|
|
|
25
|
2.21 Изучение устройства токарного станка
для точения изделий из древесины
|
1
|
Практическая
работа
|
|
|
|
|
|
26
|
2.22 Технология точения изделий из древесины
на токарном станке
|
1
|
|
|
Фасонное точение
|
|
|
|
27-32
|
2.23 Точение детали на станке
|
6
|
Практическая
работа
|
|
Реер, майзель
|
|
|
|
33
|
2.24 Окрашивание изделий из древесины
красками
|
1
|
Практическая
работа
|
|
Виды красок
|
Умение правильно пользоваться измеритель-ным
инструментом
|
|
|
34
|
2.25 Расчет стоимости и возможной прибыли от
изготовления изделия
|
1
|
Практическая
работа
|
|
Виды дефектов
|
|
|
|
35
|
2.26 Профессии, связанные с обработкой
древесины
|
1
|
|
|
Виды профессий
|
|
|
|
|
3 Технология создания изделий из
металлов. Элементы машиноведения
|
23
|
|
|
|
|
|
Коррекция
наглядных форм мышления,
сравнения, внимания, памяти,
воображения, активизация умственной
деятельности, наблюда-тельности, обобщения,
слуха мыслительных операций,
умения анализиро-вать,
|
|
36
|
3.1 Виды черных и цветных металлов и
сплавов, их характеристика
|
1
|
|
Стр.68-71,
вопросы: №1-3, записи в тетради
|
Черные и цветные металлы
|
|
|
|
37
|
3.2 Механические и технологические свойства металлов
и сплавов
|
1
|
|
Стр.68-71,
вопросы: №4,№5
|
Механические свойства
|
|
|
|
38
|
3.3. Понятие «сортовой прокат», «профиль
проката»
|
1
|
|
|
Виды сортового проката
|
|
|
|
39
|
3.4 Ознакомление с видами сортового проката
|
1
|
Практическая
работа
|
|
Виды прокатного профиля
|
|
|
|
40
|
3.5 Устройство и назначение штангенциркуля
|
1
|
|
Стр.77-79,
вопрос №1
|
Назначение штангенциркуля
|
Уметь пользоваться штангенциркулем
|
|
|
41
|
3.6 Правила обращения со штангенциркулем
|
1
|
|
|
Шкала штанги и нониуса
|
|
|
|
42
|
3.7 Измерение размеров деталей
штангенциркулем
|
1
|
Практическая
работа
|
|
|
|
|
|
43
|
3.8 Профессии, связанные с контролем
станочных и слесарных работ. ИОТ-41- 2010
|
1
|
|
записи
в тетради
|
Виды профессий
|
|
|
|
44
|
3.9 Сущность технологического процесса
создания изделий из сортового проката
|
1
|
|
|
Виды профилей
|
|
|
|
45,46
|
3.10 Разработка чертежей изделий из
сортового проката
|
2
|
Практическая
работа
|
|
|
|
|
|
47
|
3.11 Составление технологической карты на
изготовление изделий из сортового проката
|
1
|
|
|
Применение сортового проката
|
|
|
|
48
|
3.12 Разработка технологической карты на
изготовление изделий из сортового проката
|
1
|
Практическая
работа
|
|
|
|
|
|
49
|
3.13 Назначение резания, рубки, опиливания
заготовок из сортового проката
|
1
|
|
Стр.88-95,
записи в тетради
|
|
|
|
|
50-53
|
3.14 Рубка заготовок из сортового проката
|
4
|
Практическая
работа
|
|
Виды инструмента
|
|
|
|
54,55
|
3.15 Резание и опиливание заготовок из
сортового проката
|
2
|
Практическая
работа
|
|
|
|
|
|
56
|
3.16 Защитная и декоративная отделка
поверхности изделий из металлов
|
1
|
|
|
Способы зачистки и подгонки
|
Уметь подобрать нужный инструмент
|
|
|
57
|
3.17 Отделка поверхности металлических
изделий
|
1
|
Практическая
работа
|
|
|
Способы обработки металлов
|
|
|
58
|
3.18 Профессии, связанные с обработкой
металла
|
1
|
|
записи
в тетради Стр.57
|
Виды профессий
|
|
|
|
|
4. Декоративно-прикладное творчество
|
15
|
|
|
|
|
|
Коррекция, наблюда-тельности, обобщения
активизация умственной деятельности,
обобщения,
самоконтроля, мыслительных операций, памяти,
внимания,
умения анализировать
|
|
59
|
4.1 Народные промыслы России
|
1
|
|
|
Разновидности народных промыслов
|
|
|
|
60
|
4.2 Виды художественной обработки древесины.
ИОТ-46-2010
|
1
|
|
Стр.
57-65, вопросы: №1-3, записи в тетради
|
Виды художественной обработки
|
|
|
|
61
|
4.3 История художественной резьбы по дереву
|
1
|
|
записи
в тетради
|
Виды резьбы
|
|
|
|
62
|
4.4 Виды резьбы
|
1
|
|
|
Элементы резьбы
|
|
|
|
63
|
4.5 Декоративно-прикладные изделия
|
1
|
|
записи
в тетради
|
Назначение резьбы
|
|
|
|
64
|
4.6 Материалы, инструменты, приспособления
для резьбы
|
1
|
|
Стр.
57-65, вопрос: №5, записи в тетради
|
Виды резцов
|
|
|
|
65-67
|
4.7 Подготовка материала и инструмента к
работе
|
3
|
Практическая
работа
|
|
|
|
|
|
68-73
|
4.9 Упражнения на резьбу по древесине
|
6
|
Практическая
работа
|
|
Нож-косяк
|
|
|
|
|
5 Технология ведения дома
|
6
|
|
|
|
|
|
Коррекция
слуха мыслительных операций, памяти,
внимания,
умения анализиро-вать, зрительного
восприятия, активизация умственной деятельности, наблюда-тельности, обобщения
|
|
|
5.1 Санитарно-технические работы
|
2
|
|
|
|
|
|
|
74
|
5.1.1 Устройство и принцип действия
простейшего водопроводного крана
|
1
|
|
|
Устройство смесителя
|
|
|
|
75
|
5.1.2 Изучение и ремонт смесителя и
вентильной головки
|
1
|
Практическая
работа
|
|
|
|
|
|
|
5.2 Ремонтно-отделочные работы
|
4
|
|
|
|
|
|
|
76
|
5.2.1 Способы закрепления настенных
предметов
|
1
|
|
Стр.101-103,
вопрос №1
|
Пробойник. Шлямбур
|
Уметь пробивать отверстие в стене
|
|
|
77
|
5.2.2 Виды замков для дверей. Технология
установки накладного замка
|
1
|
|
|
Виды петель
|
|
|
|
78
|
5.2.3 Понятие штукатурка. Инструменты для
штукатурных работ
|
1
|
|
Стр.112-113,
вопрос №6
|
Вяжущие материалы
|
|
|
|
79
|
5.2.4 Выполнение штукатурных работ
|
1
|
Практическая
работа
|
|
Заполнители
|
|
|
|
|
6 Проектирование и изготовление изделий
|
23
|
|
|
|
|
|
Коррекция
развития логического мышления, речи,умения
обобщать, слуха, самоконтроля, памяти, внимания,
умения анализиро-вать, зрительного
восприятия, активизация умственной деятельности, наблюда-тельности, обобщения
|
|
80
|
6.1 Понятия «Техническая эстетика изделия»,
«золотое сечение»
|
1
|
|
|
Виды декоративной отделки изделий (деталей)
из различных материалов
|
|
|
|
81
|
6.2 Выдвижение идей для выполнения учебного
проекта
|
1
|
Практическая
работа
|
|
|
|
|
|
82
|
6.3 Анализ моделей – аналогов из банка идей
|
1
|
Практическая
работа
|
|
|
|
|
|
83,84
|
6.4 Методы конструирования
|
2
|
|
|
|
|
|
|
85,86
|
6.5 Выбор модели проектного изделия
|
2
|
Практическая
работа
|
|
|
|
|
|
87,88
|
6. 6 Графическая документация
|
2
|
Практическая
работа
|
Чертеж, эскиз, технический рисунок
|
Уметь выбирать способы отображения
графического объекта
|
Организация текущего контроля
|
|
|
89,90
|
6.7 Составление технологической карты
|
2
|
Практическая
работа
|
|
Уметь составлять учебные технологические
карты
|
Организация текущего контроля
|
|
|
91-98
|
6.8 Изготовление проекта
|
8
|
Практическая
работа
|
|
Умение обосновывать функциональные качества
изготовляемого изделия(детали)
|
Организация текущего контроля
|
|
|
99
|
Расчет расходов на электроэнергию при
изготовлении проектного изделия
|
1
|
|
|
|
|
|
|
100,
101
|
6.9 Защита проекта
|
2
|
|
|
Этапы проектирования
|
Экономичес-кое обоснование
|
|
|
102
|
6.11 Подведение итогов защиты проектов
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
102
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.