муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 154
с углубленным
изучением отдельных предметов
городского округа
Самара
Программа
рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов
Протокол
№ ___от «___»__________2014 г.
Руководитель
МО
___________/Каюкова
Н.А./
|
Согласовано
«___»___________2014
г.
Зам.
директора по УВР
________/Бурнаева
М.С./
|
Утверждаю
Директор _________/Корнилова Н.Н./
«__»_____________2014г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Технология»
Программа
к учебнику:
Технология.
«Прекрасное рядом с тобой»
(авторы О.А.
Куревина, Е.А. Лутцева)
Класс
4 «А»
Составитель программы
учитель начальных классов
Колесникова Г.Г.
Самара 2014 год
Пояснительная
записка
Рабочая программа по технологии составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, программы начального общего образования и авторской программы О.А. Куревиной,
Е.А. Лутцевой (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный
государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа). В 2-х книгах. Книга 2.
Программы отдельных предметов
(курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. Изд. 2-е, испр.
- М.:Баласс, 2011.- 416 с.), а также учебного плана МБОУ СОШ №154 на 2014 -
2015 уч. г. и основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ СОШ №154 г.о. Самара
Курс
«Технология» является составной частью образовательной модели «Школа 2100». Его
основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач,
связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе
деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с
приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути.
Целью
курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в
процессе освоения мира через его собственную творческую предметную
деятельность.
Задачи
курса:
- формирование
целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование
мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе
организации предметно-преобразующей деятельности;
- общее
знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического
идеала человека в материальных образах;
- формирование
первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие
знаково-символического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и
отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей:
рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения
художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие
регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание,
планирование (умение составлять план действий и применять его для решения
практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата
при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование
внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий;
- развитие
коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации
совместной продуктивной деятельности;
- формирование
умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных
информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема;
информационно-коммуникативных);
- ознакомление
с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и
развития.
Общая
характеристика учебного предмета
Учебный
предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как
обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков
состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической
базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном
возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и
интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Задачи
курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для
последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности
обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.
Курс
состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок,
объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные
понятия раскрываются.
Второй
блок – изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в
художественно-изобразительной деятельности.
Третий
блок – технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и
понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.
Описание
места учебного предмета
в учебном плане
В связи с
тем, что ФГОС начального общего образования не содержит указаний на
распределение учебных часов по учебным предметам и по классам, а даёт только их
общее количество, школа вправе самостоятельно решать вопрос о том, сколько
часов отводить на каждый учебный предмет, в том числе и на технологию.
Содержание курса содержит достаточно материала для его реализации с 1 по 4
класс в следующих вариантах:
1.
В рамках предмета технологии – 1 час в неделю в каждом классе.
2.
Возможно использование материала учебника учителем в качестве
содержательного общеэстетического дополнения к урокам по изобразительному
искусству.
3.
Курс может быть использован в школах с углублённым изучением
художественно-эстетического цикла. В данном случае курс рассчитан на 3 часа: 1
час – урок технологии и 2 часа – уроки изобразительного искусства.
Общий
объём учебного времени уроков технологии составляет 135 часов.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты
освоения учебного предмета
4 класс
Личностными
результатами изучения курса «Технология» в 4 классе является
формирование следующих умений:
- оценивать
жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных
ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и
ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать
конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать
свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий
декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам
труда мастеров;
- принимать
другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь
на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и
умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного
замысла.
Средством
достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника,
нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру,
событиям, поступкам людей.
Метапредметными
результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является
формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные
УУД:
- самостоятельно
формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- уметь
с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и
неизвестное;
- уметь
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под
контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для
выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять
задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия
с ним;
- осуществлять
текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых
и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый
контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в
действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
Средством
формирования этих действий служит технология продуктивной
художественно-творческой деятельности.
- в
диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Средством
формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные
УУД:
- искать
и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в
учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта),
энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать
новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов
учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать
полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления;
определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать
выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать
информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в
информационных проектах).
Средством
формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника,
нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные
УУД:
- донести
свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести
свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
- слушать
других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения;
Средством
формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и
подводящий диалог).
- уметь
сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении
проблемы (задачи);
- уважительно
относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством
формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе
является формирование следующих умений:
- знать
о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия
некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;
- уметь
под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от
замысла или анализа готового образца до практической его реализации или
исполнения), находить и выбирать рациональные технико-технологические
решения и приёмы;
- уметь
под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании
целостного образа в единстве формы и содержания.
Содержание
учебного предмета
4 класс – 34 часа
1.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Самообслуживание (4 ч.).
Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике
(машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода).
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и
художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении
проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми
приборами.
2.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
грамоты (10 ч.).
Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом.
3. Конструирование
(12 ч.).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по
заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям.
4. Использование
информационных технологий (8 ч.).
Программы Word, Power Point. Работа с текстом – создание,
преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Создание изделий
(календари, листовки и другая печатная продукция). Создание презентаций на
основе готовых шаблонов, распечатка подготовленных материалов.
Технико-технологические понятия: конструктивные особенности, технологический процесс, технологические
операции.
Учебно-методическое
обеспечение
образовательного процесса
·
Лутцева Е.А. Технология.
3-4-й классы. Методические
рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012. – 96 с. (Образовательная система
«Школа 2100»)
·
Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология (Прекрасное рядом с
тобой).
4 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений –
2-е изд., перераб. – М.:Баласс;
Издательство Школьный дом, 2012. – 64 с., ил. (Образовательная система «Школа
2100»)
Реализация программы требует от
учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации
учащихся, учёта их индивидуальных особенностей, культурных запросов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.