муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 154
с углубленным
изучением отдельных предметов
городского округа
Самара
Программа
рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов
Протокол № ___от «___»__________2014 г.
Руководитель МО
___________/Каюкова
Н.А./
|
Согласовано
«___»___________2014 г.
Зам. директора по УВР
________/Бурнаева М.С./
|
|
|
Утверждаю
Директор _______/Корнилова
Н.Н./
«__»_____________2014г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Технология»
Программа
к учебнику:
«Технология.
Прекрасное рядом с тобой.»
(авторы О.А.
Куревина, Е.А. Лутцева)
Класс
3 «А»
Составитель программы
учитель начальных классов
Колесникова Г.Г.
Самара 2013 год
Пояснительная
записка
Рабочая программа по технологии
составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, программы начального общего образования и авторской программы О.А. Куревиной,
Е.А. Лутцевой (Образовательная система «Школа 2100».Федеральный
государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов(курсов) для
начальной школы / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. -
М.:Баласс, 2011.- 416 с.), а также учебного плана МБОУ СОШ №154 на 2013 - 2014
уч. г. и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
СОШ №154 г.о. Самара
Курс «Технология» является
составной частью образовательной модели «Школа 2100». Его основные положения
согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с
формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного
освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом
развивающей функции, интегрированный по своей сути.
Целью
курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в
процессе освоения мира через его собственную творческую предметную
деятельность.
Задачи
курса:
§ формирование
целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
§ формирование
мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации
предметно-преобразующей деятельности;
§ общее
знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического
идеала человека в материальных образах;
§ формирование
первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
§ развитие
знаково-символического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и
отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков,
планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных
и конструкторско-технологических задач);
§ развитие
регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование
(умение составлять план действий и применять его для решения практических
задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных
условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
§ формирование
внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий;
§ развитие
коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации
совместной продуктивной деятельности;
§ формирование
умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных
информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема;
информационно-коммуникативных);
§ ознакомление
с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
Общая
характеристика учебного предмета
Учебный
предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как
обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков
состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической
базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном
возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и
интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Задачи курса реализуются
через культурологические знания, являющиеся основой для последующей
художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают
саморазвитие и развитие личности ребёнка.
Курс состоит из ряда блоков.
Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические
понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок –
изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в
художественно-изобразительной деятельности.
Третий блок –
технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия
реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.
Описание
места учебного предмета в учебном плане
В связи
с тем, что ФГОС начального общего образования не содержит указаний на
распределение учебных часов по учебным предметам и по классам, а даёт только их
общее количество, школа вправе самостоятельно решать вопрос о том, сколько
часов отводить на каждый учебный предмет, в том числе и на технологию.
Содержание
курса содержит достаточно материала для его реализации с 1 по 4 класс в
следующих вариантах:
1.
В рамках предмета технологии – 1 час в неделю в каждом классе.
2.
Возможно использование материала учебника учителем в качестве
содержательного общеэстетического дополнения к урокам по изобразительному
искусству.
3.
Курс может быть использован в школах с углублённым изучением
художественно-эстетического цикла. В данном случае курс рассчитан на 3 часа: 1
час – урок технологии и 2 часа – уроки изобразительного искусства.
Общий объём учебного
времени уроков технологии составляет 135 часов.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
3
класс
Личностными
результатами изучения курса «Технология» в 3 классе является
формирование следующих умений:
§ оценивать
жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных
ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и
ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные
поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
§ описывать
свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий
декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда
мастеров;
§ принимать
другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
§ опираясь
на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения,
делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством
достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника,
нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру,
событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе
является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные
УУД:
§ самостоятельно
формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
§ уметь
с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и
неизвестное;
§ уметь
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
§ под
контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для
выявления оптимального решения проблемы (задачи);
§ выполнять
задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с
ним;
§ осуществлять
текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и
сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль
общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии,
вносить необходимые конструктивные доработки;
Средством формирования
этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой
деятельности.
§ в
диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования
этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные
УУД:
§ искать
и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в
учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта),
энциклопедиях, справочниках, Интернете;
§ добывать
новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов
учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
§ перерабатывать
полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления;
определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
§ делать
выводы на основе обобщения полученных знаний;
§ преобразовывать
информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в
информационных проектах).
Средством
формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника,
нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные
УУД:
§ донести
свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
§ донести
свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,
приводя аргументы;
§ слушать
других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Средством формирования этих
действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий
диалог).
§ уметь
сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы
(задачи);
§ уважительно
относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования
этих действий служит работа в малых группах.
Предметными
результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование
следующих умений
§ иметь
представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание,
игрушка, дисгармония.
По
художественно-творческой изобразительной деятельности:
§ иметь
представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и
пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;
§ знать
холодные и тёплые цвета;
§ уметь
выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.
По трудовой
(технико-технологической) деятельности:
§ знать
виды изучаемых материалов их свойства; способ получения объёмных форм – на
основе развёртки;
§ уметь
самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику,
циркулю;
§ под
контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и
контролировать выполняемую практическую работу.
§ Уметь
реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве
формы и содержания.
Содержание учебного предмета
3 класс – 34 часа
Общекультурные
и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Самообслуживание (6 ч)
Традиции
и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой
деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения
человека-художника.
Гармония
предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).
Знание
и уважение традиций архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства
народов России и мира, в том числе своего края.
Природа
как источник творческих идей мастера и художника.
Профессии
мастеров прикладного творчества.
Художественный
анализ средств выразительности конкретных заданий.
Элементарная
проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных
средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной
деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам
(социальный проект), макеты.
Распределение
ролей в проектной группе и их исполнение.
Самоконтроль
качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному
замыслу).
Самообслуживание
– пришивание пуговиц.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч)
Некоторые
виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и
др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.
Разметка
развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая).
Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).
Вырезывание
отверстий на деталях.
Выбор
способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований
конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной
работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).
Конструирование (6ч)
Полезность,
прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь
назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов
соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из
объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).
Конструирование
и моделирование изделий из разных материалов по заданных
декоративно-художественным условиям. Рицовка.
Художественно-творческая деятельность (8 ч)
Эстетические
понятия.
Эстетическое в жизни и искусстве. (Художественный образ.)
Основы композиции. (Форма и содержание. Игрушка. Дисгармония.)
Из истории развития искусства. (Искусство эпохи Средневековья и Возрождения.)
Эстетический
контекст.
Единство
субъективного и объективного, единичного и общего, эмоционального и
рационального в художественном образе. Прообраз в живописи, скульптуре, музыке,
театре. Воображение и образ в различных видах искусства.
Соответствие
формы и содержания в изо, литературе, музыке, театре, архитектуре.
Зависимость
формы от жанровых особенностей. Искусство как игра, подражание, переосмысление
жизни.
Народность,
утилитарное и эстетическое в игрушке. Экологическая сущность в игрушке.
Современное значение игрушки.
Нарушение
пропорций, разрушение целостности, какофония (шумовой эффект в музыке, театре),
асимметрия.
Театр
народов мира.
Использование информационных технологий (4 ч)
Современный
информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение, использование
в разных сферах жизнедеятельности человека. Правила пользования ПК для
сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода
и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы
(мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD).
Интегративные
связи изобразительной деятельности и технологии
|
Художественно-творческая
изобразительная деятельность
|
Трудовая
(технико-технологическая) деятельность
|
I
|
Природные материалы. Солёное
тесто, снег как материалы для изобразительной деятельности. Их свойства.
|
О материалах.
Происхождение и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Названия и свойства
материалов, самостоятельно выбираемых учащимися.
|
II
|
Основы композиции.
Воздушная перспектива,
пропорции.
Соответствие формы и
содержания художественного произведения.
Единство формы и содержания в
игрушке.
|
О конструкции.
Соединение деталей – виды
«замков».
Отделка (изделия и деталей)
кружевами, тесьмой, пуговицами и т.д.
Анализ замысла изделия в
единстве формы и содержания.
Изготовление игрушек.
|
III
|
Компоненты изобразительной
деятельности:
- изготовления
солёного теста,
- холодные и
тёплые цвета,
- смешивание
основных цветов красок для получения холодного и тёплого колорита,
- набросок,
графика.
|
Компоненты технологии.
Разметка объёмных
геометрических форм (развёрток) с помощью линейки и угольника.
|
IV
|
Представление о прообразе и
художественном образе живописного и скульптурного произведения в единстве
формы и содержания.
Образ эпохи.
|
Прообраз художественного
изделия. Материал и способ его обработки в выражении художественного замысла.
|
V
|
Архитектура как вид
искусства.
|
Проектирование как основа коллективной
деятельности (к архитектуре).
|
VI
|
О профессиях и ремёслах
региона.
|
Понятия:
§ Культурологические:
художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.
§ Художественно-изобразительные:
холодные и теплые цвета – воздушная перспектива, архитектура, архитектор,
набросок, графика, прообраз, пропорции.
§ Технологические:
эскиз развертки, развёртка, линии чертёжа (линии разрыва и невидимого контура).
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
§ Куревина
О.А., Лутцева Е.А. Технология («Прекрасное рядом с тобой»), 3-й класс.
Методические рекомендации для учителя. – Изд.2-е, перераб.. – М.: Баласс, 2010.
– 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
§ Куревина
О.А., Лутцева Е.А. Технология («Прекрасное рядом с тобой»). 3 класс: учебник
для общеобразвательных учреждений – 2-е изд., перераб. – М.:Баласс, 2012. – 64
с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору
дидактического материала, активизации учащихся, учёта их индивидуальных
особенностей, культурных запросов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.