Пояснительная записка
Рабочая
программа по технологии разработана Касмыниной Г.В. и Ждановой Е.Ф. на основе
авторской программы «Технология» (авторы Т.М. Рогозина, И.Б. Мылова). Данная
Программа соответствует ФГОС второго поколения 2009 года и базисному учебному
плану общеобразовательных учреждений 2011 года и является одним из структурных
компонентов образовательной системы «Перспективная начальная школа» под
редакцией Р.Г. Чураковой. В программу не внесено изменений. Программа
рассчитана на учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Общее
количество часов в год: 34 часа (1 час в неделю). Актуальность и педагогическая целесообразность рабочей
программы. Рабочая программа соответствует виду, целям и особенностям МОУ СОШ
№22. В соответствии с концептуальным положением
системы программа по технологии учитывает опыт ребёнка и тот образ мира,
который определяется его природно-предметной средой. Деятельностный подход к
процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о
взаимодействии человека с окружающим миром,
осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества,
формированием УУД, способствующих усвоению начальных технологических знаний,
простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной
деятельности.
Целью данного курса
является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в
процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе
педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение
предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных
технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в
проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной
деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании,
преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка
изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более
понятными для обучающихся. Программа по технологии в соответствии с
требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:
·
развитие сенсорики и моторики рук, пространственного
воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с
различными источниками информации;
- освоение содержания, раскрывающего роль трудовой
деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных
представлений о мире профессий; – овладение начальными
технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими
умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию
личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда,
способами планирования
и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную
технику для работы с информацией в
учебной деятельности и повседневной жизни;
·
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и
результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности,
формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой
вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
·
развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации
успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для
решения практических задач.
Основные
виды учебной деятельности обучающихся:
·
Простейшие наблюдения и исследования свойств материалов,
способов их обработки;
·
Анализ конструкций, их свойств, условий и приёмов их создания;
·
Моделирование, конструирование из различных материалов;
·
Решение доступных конструктивно-технологических задач,
простейшее проектирование, практика работы на компьютере.
В содержании обучения
большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности,
личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерная
особенность учебного предмета в связи с внедрением в учебно-образовательный
процесс требований Федерального стандарта второго поколения –
практико-ориентированная направленность предлагаемого содержания,
сформированность элементарных общетрудовых навыков, овладение универсальными
учебными действиями; приобретение опыта практической деятельности по
изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора.
С третьего класса в
программу включён раздел «Практика работы на компьютере». Он предусматривает
первичное использование информационных технологий.
Основные
содержательные линии
С учетом специфики
данного учебного предмета программный материал каждого года обучения
представлен следующими разделами: «Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда», «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
грамоты», «Конструирование и моделирование», «Практика работы на компьютере
(использование информационных технологий)».
Первый
раздел — «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры
труда» — состоит из четырех структурных единиц: «Трудовая деятельность в жизни
человека», «Содержание труда людей ближайшего окружения», «Процесс труда»,
«Первоначальные умения проектной деятельности». В них на основе знакомства с
особенностями труда, быта, ремесел родного края раскрывается роль трудовой
деятельности человека в преобразовании окружающей среды, формируются
первоначальные представления о мире профессий, эстетическая культура;
содержится информация о ручном, механизированном и автоматизированном труде;
раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников и роли в
ней учителя; дается общее представление о проектной деятельности.
Освоение
учащимися проектной деятельности по предметной области «Технология» следует
начинать со второго класса. Особенность ее содержания состоит в том, что
проекты носят наглядный, практический характер, ставят близкие и важные для
ребенка цели (изготовление моделей для уроков по окружающему миру, математики,
для внеурочной игровой деятельности и т. п). Организуя проектную деятельность,
важно активизировать детей на самостоятельное обоснование проекта, выбор
конструкции и ее улучшение, отбор материалов и экономное их расходование,
продумывание последовательности проведения работ.
Второй
раздел — «Технология изготовления изделий из различных материалов
(опыт практической деятельности)» — состоит из следующих структурных единиц:
«Природные материалы», «Искусственные материалы», «Полуфабрикаты», «Поиск и
применение информации для решения технических и технологических задач».
Распределение материалов по классам осуществляется на основе принципа
доступности с постепенным увеличением степени технологической сложности
изготавливаемых изделий, учитывая при этом возможности проявления учащимися
творческой инициативы и самостоятельности.
Структурные
единицы содержат информацию по применению материалов, наблюдения и опытное
исследование некоторых их свойств как отдельно, так и в сравнении друг с
другом, краткую характеристику технологических операций, описание практических
работ, перечень объектов труда и творческие задания. В этом разделе учащиеся
знакомятся информацией, необходимой для решения технических, технологических и
практических задач, что обеспечивает самостоятельную деятельность детей при
конструировании изделий из различных материалов.
Учитель
вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиций, возможностей
школы вносить коррективы в перечень практических работ и объектов труда. На
изготовление рекомендуемых изделий может быть затрачено от одного до четырех
уроков.
Третий
раздел – «Конструирование и моделирование» - представлен следующими
структурными единицами: «Конструирование. Сборка моделей из деталей
конструктора», «Использование измерений для конструирования и решения
практических задач», «Моделирование пособий для различных уроков».
В
них на основе происходит знакомство с понятиями «конструкция изделие»,
«модель»; формируются первоначальные представления о видах конструкций и
различных способах их сборки. В разделе «Конструирование и моделирование»
представлены конструкции изделий (пособий), выполнение которых необходимо для
других предметных областей. Естественным результатом изготовления этих пособий
является проверка их в действии на других уроках (функциональной составляющей
изделия).
Четвертый
раздел – «Практика работы на компьютере», предусматривает
обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств
учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников, работе с
которыми целенаправленно обучаются дети, за счет включения электронных информационных
источников.
Учебные
материалы для четвертого класса позволяют организовывать практическую работу
детей с электронным справочником для формирования первоначальных умений
использовать электронные справочники и энциклопедии для поиска информации.
Программа
предполагает обучение младших школьников умению организовать работу по
самообразованию с использованием программных средств. В частности, дети учатся
работать с тренажерами.
Особое
внимание при изучении вышеуказанных разделов программы уделяется культуре
труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы,
бережно относиться к инструментам, приспособлениям.
Программа
предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы с работой в малых
группах и с коллективной работой, что особенно актуально для малокомплектных
или разновозрастных классов сельской школы. Готовые работы желательно
использовать на уроках по другим предметам, при организации школьных выставок,
конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков.
Программа
позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой
— формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной
деятельности. Для решения этой и других задач рекомендуется проводить экскурсии
на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать
местные музеи декоративно-прикладного творчества, выставки, производственные
предприятия.
Для успешной реализации программного материала следует
проводить эвристические беседы в сочетании с поисковой исследовательской
деятельностью детей для получения новых знаний при обсуждении конструктивных
особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиске
возможных и рациональных способов их обработки, правильного или наиболее
рационального выполнения технологического приема, операции, конструкции.
Содержание
учебного предмета «Технология» (34 часа)
Общекультурные и
общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая
деятельность в жизни человека
Трудовая деятельность человека осенью и
весной в родном крае.
Бережное отношение к природе как к
источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество
мастеров в создании предметной среды (общее представление).
Распространённые виды профессий,
связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным
транспортом.
Общее
представление о технологическом процессе
Подбор материалов и инструментов,
рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем месте, анализ
информации из словаря учебника при выполнении задания, соотнесение результатов
деятельности с образцом, работа в малых группах.
Элементарная
творческая и проектная деятельность
Проектирование изделий: составление
плана деятельности, определение последовательности изготовления изделия.
Результат проектной деятельности – изделия «Бумажный змей» и «Модель
парусника».
Самообслуживание
Несложный ремонт одежды (пришивание
пуговиц с четырьмя отверстиями).
Технология ручной обработки
материалов. Элементы графической грамоты (30 ч)
Природные материалы (15 ч)
Практическое применение природного
материала в жизни. Бережное отношение к природе как источнику сырья.
Растительные природные материалы: листья,
веточки, семена и плоды растений, солома. Минеральные материалы: яичная
скорлупа.
Подготовка растительных материалов к
работе: сбор цветущих растений в сухую погоду, сортировка материалов по цвету,
размеру, форме; хранение. Подготовка яичной скорлупы для работы.
Инструменты и приспособления для обработки
природного материала: ножницы, кисточка для клея, карандаш, подкладная дощечка.
Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной
обработки природного материала: разметка деталей на глаз, резание ножницами,
капельное склеивание деталей и по всей поверхности, окрашивание, отделка
аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление
аппликаций по рисункам.
Искусственные материалы
Пластичные материалы (2 ч)
Пластилин и его свойства: пластичность,
способность сохранять форму. Инструменты и приспособления для обработки
пластилина: стеки, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной
обработки пластилина: сплющивание (расплющивание), прижимание.
Практические работы: лепка моделей
предметов живой природы (грибов), декоративных композиций по рисункам.
Бумага (8 ч)
Практическое применение бумаги в жизни.
Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций, для принтера,
копирка, альбомная. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина.
Выбор материала для изготовления изделия
с учётом свойств по его внешним признакам. Экономное расходование бумаги при
разметке: на глаз, складыванием, сгибанием, по шаблону, по клеткам, по
линейке. Использование измерений для решения практических задач: виды условных
графических изображений – простейший чертёж, схема. Назначение линий чертежа
(контурная, размерная, линии надреза и сгиба). Чтение условных графических
изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж. Изготовление
изделий по рисунку, простейшему чертежу, схеме.
Инструменты и приспособления для
обработки бумаги: карандаш простой, ножницы, фальцовка, линейка, кисточка для
клея, шаблон, подкладной лист. Приёмы рационального и безопасного использования
ножниц.
Основные технологические операции ручной
обработки бумаги и картона: разметка, надрезание, вырезание, гофрирование,
сгибание, сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, кнопкой), отделка
аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление
конвертов, новогодних игрушек, этикеток, гофрированных подвесок-кукол, рамок.
Текстильные материалы (5 ч)
Практическое применение текстильных
материалов в жизни. Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного
происхождения (хлопчатобумажные и льняные). Лицевая и изнаночная сторона
тканей. Экономное расходование ткани при раскрое от сгиба по выкройке
прямоугольных деталей.
Нитки и их назначение. Свойства ниток:
цвет, прозрачность, толщина..
Инструменты и приспособления для
обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с
колечком, ножницы, портновский мел, выкройка. Приёмы рационального и
безопасного использования игл и булавок.
Основные технологические операции ручной
обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки
узелком, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, сшивание деталей из
ткани и украшение изделий ручным швом «вперёд иголку», обработка края ткани
швом «через край», вышивание швом «вперёд иголку с перевивом», наматывание
ниток на кольца, связывание ниток в пучок.
Практические работы: изготовление
мешочков для хранения предметов, одежды для соломенных кукол, игрушек из
помпонов.
Конструирование и
моделирование (4 ч)
Общее представление о современном
транспорте, используемом человеком в воздухе и на воде (назначение,
исторические аналоги, общее представление о конструкции).
Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование
несложных технических объектов по схеме и простейшему чертежу.
Практические работы: создание вертушек и
моделей самолётов, динамической модели.
Планируемые
результаты изучения курса «Технология»
2-й класс
Личностными результатами
изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих
умений:
-
объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с
одноклассниками;
-
объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных ценностей;
-
самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения,
возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения
наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-
мастера;
-
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое,
высказанное в ходе обсуждения).
Средством достижения
этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю
линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам
людей.
Метапредметными результатами
изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих
универсальных учебных действий.
Регулятивные
УУД
-
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и
самостоятельно;
-
учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную
проблему
(в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
-
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
-
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения
задания материалы и инструменты;
-
учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы
и
способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе
продуктивных заданий в учебнике);
-
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые
средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и
инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций с
помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов
(средством формирования этих действий служит технология продуктивно
художественно-творческой деятельности);
-
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
(средством формирования этих действий служит технология оценки
учебных успехов).
Познавательные
УУД
-
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно
использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия
нового знания и умения;
-
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в
учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в
учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
-
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно
делать простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий
служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития –
чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные
УУД
-
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-
слушать и понимать речь других;
-
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни (средством
формирования этих действий служит технология продуктивной
художественно-творческой деятельности);
-
договариваться сообща;
- учиться
выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек
(средством формирования этих действий
служит работа в малых группах).
Предметные результаты освоения
учебной программы по предмету «Технология» к концу 2-го года обучения
Обучающиеся научатся:
·
составлять сообщения о трудовой деятельности человека осенью и
весной и описывать её особенности;
·
рассказывать о наиболее распространённых в своём регионе
традиционных народных промыслах, современных профессиях (в том числе профессиях
своих родителей), связанных с использованием текстильных материалов, с
воздушным и водным транспортом;
·
подбирать материалы и инструменты для работы, рационально
размещать их на рабочем месте;
·
использовать информацию из словаря учебника при выполнении
заданий;
·
работать в малых группах;
·
выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный
ремонт одежды);
·
рассказывать о практическом применении природных материалов и
бумаги в жизни, бережно относится к природе, как к источнику сырья;
·
отбирать природные и пластичные материалы, бумагу, нитки с
учётом их свойств и технологии изготовления поделок;
·
применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными
инструментами: режущими (ножницы), колющими (швейные иглы);
·
экономно размечать материалы на глаз, складыванием, по клеткам,
по шаблону, по линейке;
·
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов
(бумаги, природных, пластичных, текстильных материалов) оптимальные и доступные
технологические приёмы их ручной обработки;
·
анализировать устройство изделия: выделять детали и их форму;
·
выполнять практическое задание с опорой на простейший чертёж,
схему.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в
предметном мире, как своего региона, так и страны, уважать их;
·
понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её
под руководством учителя: составлять план, определять последовательность
изготовления изделия;
·
работать в малых группах.
Учебно-тематическое
планирование по технологии
Класс:
2 «В»
Учитель:
Жданова Е.Ф.
На
изучение предмета технологии отводится 34 часа в год (1 час в неделю)
Планирование
составлено на основе авторской программы «Технология» (авторы Т.М. Рогозина,
И.Б. Мылова), которая является одним из структурных компонентов
образовательной системы «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой.
(см. Приложение № 1).
Программно-методическое обеспечение учебного процесса.
Учебно – метадический комплекс
Программа и учебник
|
Методическое и дидактическое
обеспечение
|
учителя
|
ученика
|
Программа по технологии. / Т.Н.Проснякова, / Программы
четырехлетней начальной школы: Проект «Перспекивная начальная школа» / Сост.
Р.Г.Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Рагозина Т.М., Гринева А.А., Кузнецова И.Л. Технология. 2
класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2012
|
1. Рагозина Т.М. Технология. 2 класс: Методическое пособие для
учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2012
2. Приложение 1. Календарно-тематическое
планирование.
|
Рагозина Т.М., Гринева А.А., Кузнецова И.Л. Технология. 2
класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2012
|
Материально-техническое обеспечение:
1.
Диск. Делаем игрушки своими
руками
Технические средства обучения:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.