Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана Ждановой Е.Ф. на основе авторской
программы «Технология» (авторы Т.М. Рогозина, И.Б. Мылова). Данная Программа
соответствует ФГОС второго поколения 2010 года и базисному учебному плану общеобразовательных
учреждений 2012 года и является одним из структурных компонентов
образовательной системы «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г.
Чураковой.
В программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не
входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ,
отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Программа рассчитана на учащихся 1 класса общеобразовательной школы. Общее
количество часов в год: 33 часа (1 час в неделю).
Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого
потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на
основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение
предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных
технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании
универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности –
целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование,
прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. –
предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для
обучающихся.
Программа
по технологии в соответствии с требованиями стандартов предусматривает
решение следующих задач:
- развитие
сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, логического
мышления, глазомера;
- освоение
первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение
начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками,
опытом практической деятельности по созданию общественно и
личностно-значимых объектов труда, способами планирования и организации
трудовой деятельности;
- воспитание
трудолюбия, практическое применение правил сотрудничества в коллективной
деятельности.
Одной
из основных задач курса является формирование в сознании школьника целостной
научной картины мира на доступном восприятию первоклассников уровне с опорой на
интеграцию с другими образовательными предметами (окружающим миром,
математикой, литературным чтением).
Главная
задача уроков технологии в 1-м классе – освоение детьми алгоритма деятельности;
подготовка материалов и инструментов, необходимых для урока, организация
рабочего места в зависимости от характера предстоящей работы, определение
назначения изделия, анализ его конструкции, обсуждение технологии изготовления
изделия, самостоятельное выполнение практической работы с помощью учебника,
организованное завершение работы, обсуждение и анализ результатов.
Логика
изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям
федерального компонента государственного стандарта начального образования,
поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы,
которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных
программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Содержание тем учебного курса.
Изготовление изделий из
бумаги (13 ч)
Краткая характеристика
операций обработки бумаги: сминать —
делать мятой всю поверхность; размачивать — размягчить; скатывать — свернуть в
трубку или собрать в шарик; обрывать — делать край неровным; складывать —
делить на части; размечать по шаблону — обвести внешний контур предмета; резать
— отделить от целого.
Инструменты и приспособления: карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, фальцовка, шаблон,
подкладной лист. Основные способы соединения деталей изделия: склеить, переплести.
Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам,
рисункам: выбор заготовки с учетом размеров изделия; экономная разметка
заготовок; сминание заготовки; размачивание комка бумаги в воде; скатывание
мятой заготовки в трубку или шарик, обрывание заготовки по контуру; складывание
и сгибание заготовок; вырезание бумажных деталей; плетение из бумажных полос;
соединение деталей изделий склеиванием; декоративное оформление изделия
аппликацией, плетеным узором.
Создание изделий по
собственному замыслу.
Варианты объектов труда: пригласительные билеты, конверты, закладки для книг, снежинки,
игрушки, изделия в технике оригами, декоративные композиции.
Изготовление изделий из
природных материалов (8 ч)
Краткая характеристика
операций сбора, хранения и обработки природных материалов: собирать материал в сухую погоду, очищать от пыли, сортировать
по цвету, размеру, форме. Сушить листья под прессом. Хранить материалы в
конвертах и коробках, Наклеивать композиции из природного материала на картон.
Соединять объемные детали из природного материала пластилином, клеем, на
шпильках.
Инструменты и
приспособления: ножницы, кисточка для
клея, подкладная доска.
Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из природных материалов
по сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и
размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями
изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шпильках; сборка
изделия.
Создание изделий и
декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых природных форм, создание декоративных
композиций в технике аппликационных работ.
Варианты объектов труда: изготовление гербария, моделей объектов окружающего мира
(насекомые, паукообразные), сказочных персонажей (Баба Яга и т. п.),
декоративных композиций.
Изготовление изделий из
пластичных материалов (2 ч)
Краткая характеристика
операций подготовки и обработки пластичных материалов: делить брусок пластилина на глаз, разминать материал для
повышения пластичности, скатывать круглые формы, раскатывать до получения
удлиненных форм, вдавливать, соединять детали прижиманием.
Инструменты и
приспособления: стеки, подкладная доска.
Практические работы. Изготовление изделий из пластилина: подготовка материала к
работе, формообразование деталей изделия и их соединение, использование
природного материала для оформления изделия.
Создание изделий по
собственному замыслу: создание
моделей объектов живой природы.
Варианты объектов труда: изготовление моделей предметов живой природы (овощи, фрукты,
животные).
Изготовление изделий из
текстильных материалов (8 ч)
Краткая характеристика
операций обработки материалов: отмерять
нитку, вдевать нитку в ушко иголки, закреплять конец нитки узелком, размечать
по выкройке квадратную заготовку на ткани, резать ножницами на столе,
выдергивать долевые и поперечные нити по краям тканевой заготовки, образуя
бахрому. Способы выполнения ручных швов: «вперед иголку», «вперед иголку с
перевивом».
Инструменты и приспособления: иглы, булавки с колечком, ножницы, наперсток, пяльцы.
Практические работы. Изготовление плоских изделий из текстильных материалов: подбор
ткани с учетом размеров изделия; разметка ткани; резание ножницами по линиям
разметки, клеевое соединение. Декоративное оформление изделия вышивкой,
фурнитурой.
Создание изделий и
декоративных композиций. Варианты
объектов труда: закладки для книг, чехол для стакана, декоративные салфетки,
декоративные композиции.
Домашний труд (2 ч)
Уход за одеждой. Правила ухода за одеждой. Практические работы. Мелкий ремонт
одежды с использованием текстильных материалов: приемы пришивания пуговиц с
двумя отверстиями.
Декоративное оформление
предметов быта и жилища. Традиции
и характерные особенности культуры и быта народов России.
Практические работы. Декоративное оформление жилища изделиями из бумаги и ткани.
Оформление домашних праздников: разработка и изготовление пригласительных
билетов. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Технология» к концу
первого года обучения
Планируемые результаты изучения курса «Технология»
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование
следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки
зрения собственных ощущений
(явления, события), в предложенных
ситуациях отмечать конкретные
поступки, которые можно оценить как
хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от
созерцаемых
произведений искусства, объяснять
своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных
ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять
свои чувства и ощущения,
возникающие в результате созерцания,
рассуждения, обсуждения, самые
простые общие для всех людей правила
поведения (основы
общечеловеческих нравственных
ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь
на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор,
какой поступок совершить.
Средством
достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника,
нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру,
событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- определять и формулировать цель
деятельности на уроке с помощью
учителя;
- проговаривать последовательность
действий на уроке;
- учиться высказывать своё
предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор
наиболее подходящих для
выполнения задания материалов и
инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять
практическую работу по
предложенному учителем плану с
опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки
деталей с помощью
шаблона (средством для формирования
этих действий служит технология
продуктивной
художественно-творческой деятельности);
- учиться совместно с учителем и
другими учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке (средством
формирования этих действий служит
технология оценки учебных успехов).
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор
источников информации: ориентироваться
в учебнике (на развороте, в
оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке; пользоваться
памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и группировать
предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной
формы в другую – изделия,
художественные образы.
Средством формирования этих
действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию
развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других:
оформлять свою мысль в рисунках,
доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Средством
формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой
деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Предметные результаты
по курсу «Технология»
к концу первого года обучения
Должны знать/понимать:
- роль трудовой
деятельности в жизни человека;
- содержание
труда людей ближайшего окружения;
- область
применения и назначение инструментов: карандаша ТМ, ножниц, кисточки для
клея, фальцовки, стеки, швейной иглы, булавки с колечком;
- область
применения и назначения приспособлений: шаблона, подкладного листа и
доски, наперстка, пялец.
Уметь в процессе
самостоятельной и парной работы:
- осуществлять
организацию рабочего места под руководством учителя;
- составлять
словесный план собственной трудовой деятельности;
- получать
необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец, рисунки
(на бумажных носителях);
- изготавливать
изделия из доступных материалов (цветной , писчей бумаги, сухих листьев,
веточек, семян растений, шишек, желудей, скорлупы грецких орехов,
натуральной ткани, ниток, пластилина) по сборочной схеме; выбирать
материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
- соблюдать
последовательность технологических операций при изготовлении и сборке
изделия под контролем учителя;
- создавать
модели несложных объектов из природных материалов;
- осуществлять
декоративное оформление изделия аппликацией, мозаикой, вышивкой швом
«вперед иголку», плетеным узором, природными материалами.
Использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- применения
информации при решении различных задач;
- выполнения
домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды);
- соблюдение
правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с
материалами, инструментами;
- создания
различных предметов по собственному замыслу из бумаги, природных,
текстильных и пластичных материалов;
- осуществления
сотрудничества в совместной работе.
Учебно-тематическое
планирование по технологии
Класс:
1 «В»
Учитель:
Жданова Е.Ф.
На
изучение предмета технологии отводится 33 часа в год (1 час в неделю)
Планирование
составлено на авторской программы «Технология»
(авторы Т.М. Рогозина, И.Б. Мылова), которая
является одним из структурных компонентов образовательной системы «Перспективная
начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой. (см. Приложение № 1).
Программно-методическое обеспечение учебного процесса.
Учебно – метадический комплекс
Программа и учебник
|
Методическое и дидактическое
обеспечение
|
учителя
|
ученика
|
Программа по технологии. / Т.Н.Проснякова, / Программы
четырехлетней начальной школы: Проект «Перспекивная начальная школа» / Сост.
Р.Г.Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Проснякова, Т.Н. Азбука мастерства. 1 класс: учебник. - М.:
Академкнига / Учебник, 2011
|
1. Проснякова Т.Н. Азбука мастерства. 1 класс: методическое
пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2011
2.
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование.
|
Проснякова, Т.Н. Азбука мастерства. 1 класс: учебник. - М.:
Академкнига / Учебник, 2011
|
Материально-техническое обеспечение:
1.
Диск Делаем игрушки своими
руками
Технические средства обучения:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.