Рабочая
программа по технологии
для
1 класса
на
2014-2015 учебный год
Пояснительная
записка
Программа разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.
ХХI век — век высоких
технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о
технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций
приобретают все большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо
в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета
«Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся
картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при
соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может
стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём
все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование,
оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в
контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения,
умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит,
более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет
школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении
изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое
создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного
выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во
внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология»
имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт
ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых
при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований,
предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти
знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске
информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на
уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления
социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных
технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения
технологии в начальной школе:
приобретение
личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение
первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе
овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и
проектной деятельностью;
формирование
позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Общая
характеристика курса
Теоретической основой
данной программы являются:
• системно-деятельностный
подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории
деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние
умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних,
материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией
(П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.):
• теория развития
личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности —
понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и
навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как
процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
• духовно-нравственное
развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социачьно-исторического
опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие
эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через
формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с
современными профессиями;
• формирование
идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на
основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к
равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека;
воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
• формирование целостной
картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление
духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром
природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии
процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
• развитие
познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе
связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей
ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых
условиях и нестандартных ситуациях;
• формирование на основе
овладения культурой проектной деятельности:
— внутреннего плана
деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план
действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование
(предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия),
контроль, коррекцию и оценку:
— умений переносить
усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом
процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать
технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других
школьных дисциплин;
— коммуникативных умений
в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать
разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности,
приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться,
аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и
т. д.);
— первоначальных
конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на
основе обучения работе с технологической документацией (технологической
картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов
и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного
соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации
рабочего места:
— первоначальных умений
поиска необходимой информации в различных источниках, проверки,
преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков
использования компьютера;
— творческого потенциала
личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Особенность программы
заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии
через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в
воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как
создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания
предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности.
Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в
процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы
отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек
и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый
элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и
средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта
помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и
приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от
деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в
программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
• знакомятся с рабочими
технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия,
учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
• овладевают отдельными
технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой,
отделкой и др.;
• знакомятся со
свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при
обработке сырья и создании предметного мира;
• знакомятся с законами
природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
• учатся экономно
расходовать материалы;
• осваивают проектную
деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать
средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе,
оценивать результаты, корректировать деятельность);
• учатся преимущественно
конструкторской деятельности;
• знакомятся с природой
и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется
и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и
конструкций используются средства художественной выразительности, изделия
изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов
дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа
предусматривает использование математических знаний: это и работа с
именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при
конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами,
и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил
работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной
областью «Математика и информатика».
При изучении предмета
«Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология»
(русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми
реализуемых в изделии технических образов рассматривается
культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах
разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные
суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа
«Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует
целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве.
Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти
знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт
условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность
и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и
принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать
необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление
продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в
ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат
и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности
к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт
преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная
деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника,
предоставляет уникачьные возможности для его духовно-нравственного развития. В
программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания
человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни
в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными
традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов,
которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют
воспитанию духовности.
Программа
ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в
процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного
искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении
содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении
курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами.
Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и
воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с
производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов.
Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего
мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что
способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных
традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета
«Окружающий мир».
Содержание программы
обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных
структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического,
духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для
гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического
здоровья учащихся.
Место курса
«Технология» в учебном плане
На изучение технологии
в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1
классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2—4 классах (34 учебные недели в
каждом классе).
Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета «Технология»
• формирование основ гражданской идентичности личности
на базе:
-
чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю,
осознания ответственности человека заблагосостояние общества;
-
восприятия
мира как единого и целостного при разнообразии
культур,
национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения
истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития
общения, кооперации сотрудничества на основе:
-
доброжелательности,
доверия и внимательности к людям,
готовности
к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
-
уважения
к окружающим — умения слушать и слышать партнера,
признавать
право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех
участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на
основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
-
принятия
и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать
им;
-
ориентации
в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков,
так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины,
совести) как регуляторов морального поведения;
-
формирования
чувства прекрасного и эстетических чувств
благодаря
знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию
и самовоспитанию:
-
развитие
широких познавательных интересов, инициативы и
любознательности,
мотивов познания и творчества;
-
формирование
способности к организации своей учебной
деятельности
(планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и
ответственности личности как условия ее самоактуализации:
-
формирование
самоуважения и эмоционально-положительного
отношения
к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к
своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
-
развитие
готовности к самостоятельным поступкам и действиям,
ответственности
за их результаты;
-
формирование
целеустремленности и настойчивости в достижении
целей,
готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
-
формирование
нетерпимости и умения противостоять действиям и
влияниям,
представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в
пределах своих возможностей.
Результаты
изучения курса
Усвоение данной
программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
1. Воспитание
патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России.
2. Формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение
социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения.
5. Развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
6. Формирование
эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки
на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью
принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска
средств её осуществления.
2. Освоение способов
решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
4. Использование
знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование
различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета,
в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета.
6. Овладение навыками
смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать
собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми
предметными и межпредметны.ми понятиями, отражающими существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
Предметные
результаты
1. Получение
первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора
профессии.
2. Формирование
первоначальных предстаапений о материальной культуре как продукте
предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков
самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки
материалов, освоение правил техники безопасности.
4. Использование
приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических
и организационных задач.
5. Приобретение
первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и
умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных
художественно-конструкторских задач.
Содержание
курса
Общекультурные и общетрудовые компетенции
(знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда,
самообслуживания
Трудовая деятельность
и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека;
разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и
декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности
тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных
народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов.
Элементарные общие
правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая
выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное
отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии;
традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее
представление).
Анализ задания,
организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование
трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и
инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из
учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы.
Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление
сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная
творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и
воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации
(целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система
коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных
отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности —
изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной
деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом,
комнатными растениями.
Выполнение
элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах,
их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и
технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических
работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов
к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в
соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами,
использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и
приспособления для обработки материалов (знание названий используемых
инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о
технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта,
чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание
последовательности практических действий и технологических операций; подбор и
замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью
получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии,
внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных
технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на
глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки,
угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная,
проволочная, винтовая и др.). отделка изделия или его деталей (окрашивание,
вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение
отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов
России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и
построений для решения практических задач. Виды условных графических
изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их
узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная,
осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка
деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку,
простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о
конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь
изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций
и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к
изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению
изделия).
Конструирование и
моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему
чертежу или эскизу.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор,
анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных
устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и
выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее
представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью,
использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы
поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных
приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим
устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми
материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными
объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание,
сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике.
Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ
Word.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Роговцева Н.И. Технология.
Рабочие программыю Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4
классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Н.И.Роговцева,
С.В.Анащенкова.
Учебники
Роговцева Н.И., Богданова Н.В.
и др. Технология. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.И.Роговцева
и др., Рос.акад. наук, Рос. акад. образования.
Рабочие тетради
Роговцева. Технология. 1
класс. Рабочая тетрадь.
Методические пособия
Технология: Поурочные
разработки: Технологические карты уроков: 1 класс: Пособие для учителей
общеобр. учрежд. /Н.С.Чернышова, В.М.Данилова, Л.С.Илюшина, Т.Г.Галактионова,
Н.И.Роговцева.
Максимова Т.Н. Поурочные
разработки по технологии. 1 класс.
Печатные пособия
Комплекты тематических
таблиц
Комплект таблиц для нач. шк.
«Технология. Обработка ткани».
Комплект таблиц для нач. шк.
«Технология. Организация рабочего места».
Демонстрационный и
раздаточный материал
Коллекция «Бумага и картон»
(дем.)
Коллекция «Бумага и картон»
(разд.)
Коллекция «Лён»
Коллекция «Хлопок»
Коллекция «Шерсть»
Информационно-коммуникативные средства
Электронное приложение к
учебнику «Технология». 1 класс.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места
учителя
Классная доска
Магнитная доска
Персональный компьютер с
принтером.
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Набор инструментов для работы
с различными материалами в соответствии с программой обучения
Набор демонстрационных
материалов, коллекций (в соответствии с программой)
Объёмные модели геометрических
фигур
Наборы цветной бумаги, картона
Оборудование класса
Ученические столы двуместные с
комплектом стульев
Стол учительский
Шкафы для хранения учебников,
дидактических материалов, пособий, учебного оборудованияи пр.
Настенные доски для
вывешивания иллюстративного материала
Прохождение программного материала по технологии
№
|
|
I четверть
|
II четверть
|
III четверть
|
IV четверть
|
Итого за
год
|
1
|
количество
тем
|
1
|
0
|
1
|
3
|
5
|
2
|
количество
нетрадиционных уроков
|
5
|
0
|
0
|
0
|
5
|
3
|
количество
проектов
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
Календарно-тематическое
планирование по технологии для 1 класса
№
|
Тема
урока
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
Характеристика
деятельности учащихся
|
Iчетверть
(9 часов)
|
Давайте познакомимся - 3 ч
|
Сравнивать
учебник, рабочую тетрадь, объяснять значение каждого пособия. Осваивать
критерии выполнения изделия и навигационную систему учебника (систему
условных знаков) Осуществлять поиск необходимой информации (задавать
и отвечать на вопросы о круге интересов). Анализировать, отбирать,
обобщать полученную информацию и переводить ее в
знаково-символическую систему (рисунок - пиктограмму).
|
1
|
Как работать с учебником. Я и
мои друзья.
(урок-игра)
|
1
ч
|
|
2
|
Материалы
и инструменты. Организация рабочего места.
|
1
ч
|
|
Находить и различать
инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и
используемыми материалами и инструментами.
Организовывать свою
деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать
инструменты и материалы, убирать рабочее место.
|
3
|
Что
такое технология.
(урок-игра)
|
1
ч
|
|
Объяснять
значение слово «технология», осуществлять поиск
информации в словаре из учебника.
Называть виды
деятельности, которыми школьники овладеют на уроках «Технологии», соотносить
их с освоенными умениями. Прогнозировать результат своей деятельности.
(чему научатся).
|
Человек и земля
21 ч
|
Исследовать, наблюдать, сравнивать,
сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет,
фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных
материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить
природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять
практическую работу из природных материалов: собрать листья высушить
под прессом и создавать аппликацию из сухих листьев по заданному
образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец.
Выполнять
работу
с опорой на слайдовый или текстовый план. Соотносить план с
собственными действиями.
|
4
|
Природный
материал.
(экскурсия)
|
1 ч
|
|
5-6
|
Пластилин.
(урок-игра)
|
2 ч
|
|
Исследовать (наблюдать, сравнивать,
сопоставлять) свойства пластичных материалов.
Осваивать способы и
правила работы с пластичными материалами. Анализировать изделие, планировать
последовательность его выполнения под руководством учителя. Корректировать
выполнение изделия. Оценивать выполняемое изделие на основе
«Вопросов юного технолога».
Планировать и осуществлять
работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять
эти виды планов.
Сравнивать свойства
различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток,
желудей, каштанов. Соотносить форму и цвет природных материалов с
реальными объектами, отбирать необходимые материалы для выполнения
изделия. Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи
пластилина. Составлять композицию их природных материалов. Составлять
план работы над изделием при помощи «Вопросов юного технолога». Осмысливать
значение бережного отношения к природе.
|
7-8
|
Растения.
Проект
«Осенний урожай».
(экскурсия)
|
2 ч
|
|
Актуализировать знания об
овощах. Осмысливать значение растений для человека.
Выполнять практическую
работу по получению и сушке семян, оформлять пакетик для семян.
Осваивать приемы работы с
пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание). Подбирать
материал для выполнения изделия. Осваивать первичные навыки работы
над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять
план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать
собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую
деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать
план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять
недостающие этапы выполнения изделия.
|
9
|
Бумага.
|
1 ч
|
|
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять
свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды
бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой,
правила работы
с ножницами, разметки деталей по шаблону и
сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Выполнять
на основе шаблона симметричные фигуры из цветной бумаги, создавать
полуобъёмную аппликацию. Планировать и осуществлять работу, на
основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять
эти виды планов.
Выполнять симметричную
аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу.
|
II
четверть (7 часов)
|
10
|
Бумага.
|
1ч
|
|
11
|
Насекомые.
|
1 ч
|
|
Использовать различные виды
материалов при выполнении изделий (природные, бытовые и пластичные
материалы). Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными
объектами и находить общее. Осваивать приемы
соединения природных материалов при помощи пластилина. Самостоятельно планировать,
контролировать и корректировать свою деятельность при
выполнении изделия по слайдовому плану. Оценивать качество выполнения
работы, используя рубрику «Вопросы юного технолога».
|
12
|
Дикие
животные.
|
1 ч
|
|
Осваивать приемы
создания изделия в технике коллажа. Осваивать первичные навыки работы
над проектом под руководством учителя: распределять роли, составлять
план на основе рубрики «Вопросы юного технолога», обсуждать план в
паре; корректировать свою деятельность и деятельность партнера при
выполнении изделия; проводить оценки и самооценку. Слушать
собеседника, излагать свое мнение. Отбирать материал для
выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, самостоятельно составлять
композицию. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и
клеем. Оформлять изделие.
|
13
|
Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году».
Украшение на елку. Украшение на окно.
|
1 ч
|
|
Использовать умения
работать над проектом под руководством учителя: составлять план с
помощью рубрики «Вопросы юного технолога»; распределять роли, оценивать
свою работу. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять
совместную практическую деятельность, анализировать свою
деятельность.
Выбирать необходимые
инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с
бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой
бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру.
Создавать собственное изделие на
основе заданной технологии и приведенных образцов.
Оформлять класс.
|
14
|
Домашние животные.
|
1 ч
|
|
Использовать приемы работы с
пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание. Анализировать
форму и цвет реальных объектов (домашних животных), соблюдать их при
выполнении изделий.
Планировать и осуществлять
работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять
эти виды планов.
Определять по слайдовому плану последовательность выполнения
изделия. Определять и использовать приемы работы с пластилином,
необходимые для выполнения изделия.
|
15
|
Такие разные дома.
|
1 ч
|
|
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять
различные виды домов. По иллюстрации учебника и собственным
наблюдениям составлять рассказ о материалах, используемых при
строительстве домов. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять
свойства гофрированного картона. Проводить эксперимент по определению
способа сгибания гофрированного картона (вдоль линий). Создавать
макет дома из разных материалов (гофрированный картон и природные материалы).
Осваивать способы работы с шаблоном и соединение деталей при помощи
пластилина.
Планировать и осуществлять работу,
на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять
эти виды планов. Контролировать и корректировать выполнение
работы на основе сайдового плана.
|
16-
|
Посуда.
Проект
«Чайный сервиз».
|
1 ч
|
|
Использовать умения
работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы
юного технолога»: ставить цель, составлять и обсуждать план
выполнения изделия, распределять роли, проводить оценку
качества выполнения изделия. Слушать собеседника, излагать свое
мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать
свою деятельность. Создавать разные изделия на основе одной
технологии, самостоятельно составляя план их выполнения. Использовать
приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание,
скручивание, вдавливание. Анализировать форму, цвет и размер реальных
объектов, соблюдать их при изготовлении изделий.
Использовать правила
сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз». Осваивать
правила поведения за столом.
|
III
четверть (9 часов)
|
17
|
Посуда.
Проект
«Чайный сервиз».
|
1ч
|
|
18
|
Свет в доме.
|
1
ч
|
|
Исследовать, наблюдать, сравнивать,
сопоставлять различные виды осветительных приборов. На основе
иллюстраций учебника составлять рассказ о старинных и современных
способах освещения жилищ, находить элементарные причинно-следственные
связи. Анализировать конструктивные особенности торшера. Планировать
и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и
текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осваивать правила
работы с шилом и подготавливать рабочее место. Выполнять
раскрой деталей изделия с использованием шаблона и соединение деталей при
помощи клея и пластилина.
|
19
|
Мебель.
|
1
ч
|
|
Планировать и осуществлять работу,
на основе представленных в учебнике слайдовых и текстовых планов,
сопоставлять эти виды планов. Использовать способы работы с бумагой, выполнять
раскрой деталей по шаблону, выбирать необходимые материалы и приёмы работы
для украшения изделия, оформлять изделие по собственному эскизу. Осваивать
правила ухода за мебелью и уборки квартиры. Составлять рассказ об
инструментах, приспособлениях и материалах, необходимых для уборки квартиры,
основываясь на своём опыте.
|
20
|
Одежда, ткань, нитки.
|
1
ч
|
|
Исследовать (наблюдать, сравнивать,
сопоставлять)
текстильные и волокнистые материалы. Определять
под руководством учителя виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение
и применение в быту и на производстве.
Осуществлять подбор тканей и ниток в
зависимости от назначения изделий. Определять инструменты и
приспособления необходимые для работы. Осваивать умение наматывать
нитки, связывать их и разрезать.
Планировать и осуществлять работу, на основе
представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять
эти виды планов. Осмысливать способы изготовления одежды и ее
назначение.
|
21-23
|
Учимся шить.
|
3
ч
|
|
Осваивать правила
безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. Осваивать
виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для
оформления изделий. Сравнивать различные виды пуговицы (пуговицы с
ушком, пуговицы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания; способы
выполнения стежков на основе прямых стежков. Осуществлять выбор ниток
и пуговиц для выполнения изделия по контрасту. Организовывать рабочее
место.
Осваивать правила
экономного расходования тканей и нитей при выполнении изделия. Планировать
и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и
текстовых планов, сопоставлять эти виды планов
|
24
|
Передвижение по земле.
|
1
ч
|
|
Осваивать приемы работы с
конструктором: знакомство с видами деталей и способами их соединения. Конструировать
изделие на основе предложенного плана, искать и заменять детали
конструкции, выбирать способы сборки. Применять приёмы работы с
конструктором – завинчивание и отвинчивание гайки – при сборке и
разборке моделей (завинчивать по часовой стрелке, отвинчивать против
часовой стрелки). Осваивать разные виды соединений деталей (подвижное
и неподвижное). Моделировать и собирать изделие из конструктора, проектировать
конструкцию простого бытового механизма - тачки.
Планировать и осуществлять
работу, на основе представленных в учебнике слайдов.
|
Человек
и вода - 3 ч
|
Исследовать значение воды в
жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск необходимой
информации о воде, ее значение для развития жизни на земле, использовании
воды человеком (способом добывания питьевой воды из-под земли; значением воды
для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с
использованием водного транспорта. Сравнивать с информацию, полученную
из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и
опыта.). На основе сравнения информации делать выводы и обобщения.
Проращивать семена. Проводить
эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать
наблюдения. Определять и использовать инструменты и
приспособления необходимые для ухода за комнатными растениями. В практической
деятельности осваивать правила ухода за комнатными растениями.
|
25
|
Вода
в жизни человека. Вода в жизни растений.
|
1
ч
|
|
IV
четверть (8 часов)
|
26
|
Питьевая
вода.
|
1
ч
|
|
Отбирать материалы,
инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике. Осваивать
последовательность создания модели параллелепипеда из бумаги при помощи
шаблона развертки и природного материала (палочек.).
Самостоятельно анализировать образец. Конструировать
макет колодца. Использовать известные свойства материалов при
определении приемов выполнения изделия. Сравнивать способы и приемы
выполнения изделия. Составлять и оформлять композицию по образцу или
собственному замыслу. Использовать различные виды материалов для
создания композиции и ее оформления.
|
27
|
Передвижение
по воде.
Проект
«Речной флот».
|
1
ч
|
|
Составлять и оформлять композиции
по образцу. Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие
этапы его изготовления.
Исследовать различные
материалы на плавучесть. Использовать известные свойства материалов
при определении приемов выполнения изделия.
Определять используемые
материалы и инструменты по слайдам готовых изделий. Осваивать приемы
техники оригами. Сравнивать модели одного изделия, выполненные из
разных материалов (в том числе из природных и бросовых).
Использовать умения работать
над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного
технолога»: ставить цель, составлять план, распределять
роли, проводить самооценку, обсуждать план. Слушать
собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную
практическую деятельность, анализировать свою деятельность.
|
Человек и воздух - 3 ч
|
Осуществлять поиск
необходимой информации об использовании ветра, о птицах, о полетах человека,
летательных аппаратах. Сопоставлять данную информацию со знаниями,
полученными на других предметах, из собственных наблюдений и прочитанных
книг. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения,
аргументировать свои ответы.
Осваивать технологию
моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки. Чертить
диагональ по линейке. Осваивать соединение деталей с помощью кнопки. Использовать
приемы работы с бумагой. Выполнять украшение изделия по
собственному замыслу
|
28
|
Использование
ветра.
|
1
ч
|
|
29
|
Полёты
птиц.
|
1
ч
|
|
Осваивать новый способ
изготовления мозаики, применяя технику «рваной бумаги». Подготавливать своё
рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать
технику безопасной работы инструментами, закреплять навыки работы
с бумагой и клеем. Осваивать и использовать способы экономного
расходования бумаги при выполнении техники «равной бумаги».
Изготавливать по образцу в
соответствии с планом аппликацию из бумаги, корректировать и
контролировать последовательность выполнения. Выполнять заготовки
для мозаики в группе.
|
30
|
Полёты
человека.
|
1
ч
|
|
Сравнивать современные и
старинные виды летательных аппаратов. Подготавливать своё рабочее
место, размещать материалы и инструменты, соблюдать технику
безопасности, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности.
Использовать навыки работы с
бумагой, правила работы с ножницами и клеем. Самостоятельно создавать изделие
по слайдовому плану, использовать технику оригами.
Проводить эксперимент, определять
прямую зависимость (чем тяжелее груз, тем скорость падения парашюта
выше.)
|
Человек и информация - 3 ч
|
Осуществлять поиск информации.
Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации и в
разных средах (животный мир, человек), на основании полученного материала
самостоятельно делать простые выводы и обосновывать их.
Осваивать способы работы с
новым материалом (глиной), в том числе нанесение на него рисунка с помощью
стеки. Переводить информацию в разные знаково-символические системы
(анаграммы, пиктограммы)
Самостоятельно анализировать образец, определять
недостающие элементы. Определять приём работы с пластилином при
изготовлении изделия.
Определять необходимые для
выполнения изделия материалы и инструменты по слайдовому плану.
|
31
|
Способы
общения.
|
1
ч
|
|
32
|
Важные
телефонные номера. Правила движения.
|
1
ч
|
|
Осуществлять поиск
информации о способах передачи информации. Анализировать, сравнивать,
соотносить информацию в текстовой и знаково-символической форме. Ориентироваться
в дорожных знаках. Объяснять их значение.
Составлять таблицу важных телефонных
номеров, маршрута передвижения от дома до школы, использовать для этого
информацию из учебника и собственный опыт. Рисовать простой план
местности, размечать на нём дорожные знаки, определять маршрут.
|
33
|
Компьютер.
|
1
ч
|
|
Осуществлять поиск информации о
компьютере, его составных частях, сферах применения. Осваивать правила
использования компьютера.
Осваивать работу на
компьютере: включать и выключать его; называть и показывать
части компьютера; находить информацию в Интернете с помощью взрослого.
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.