МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
ШМО
Директор школы
Протокол №1
Н. Н. Селиванова
« 1 » сентября 2014 «
1 » сентября 2014
Рабочая программа по технологии
(сельскохозяйственный труд)
для 5-7 классов
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Бушуева К. О.
учитель СХТ
Частые, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Технологии» в 5-7
классах составлена с учетом государственного образовательного стандарта на
основе с
программой общеобразовательного учреждения «Технология. Трудовое обучение» 1-4,
5-11 классы» на основе федерального (регионального)
базисного учебного плана в соответствии с общеобразовательными стандартами
2004г.
Рабочая
программа является модифицированной, определяющей базовое содержание курса (федеральный
компонент общеобразовательных программ) и предназначена для
общеобразовательного учреждения.
Программа
по сельскохозяйственному труду в 5-7 классах рассчитана на 2 часа в неделю 16
часов в год, в каждом классе.
В
5-6 классах формируется знания по биологии культурных растений, умения по
выращиванию сельскохозяйственных растений. В 7 классе эти знания, умения
закрепляются и формируются агротехнические навыки ухода за культурными
растениями, учащие выполняя практические работы, учатся самостоятельно вести
домашний огород и выращивать сельскохозяйственные растения для питания в
школьной столовой.
Трудовая
деятельность – та форма проявления жизненной
активности человека; которая, оказывает решающее влияние на его развитие. Труд
играет большую роль в судьбе школьников. Трудовая деятельность служит
эффективным средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. В
процессе обучения сельскохозяйственному труду учащиеся должны овладеть
определённой системой первоначальных знаний и практических умений по общему
земледелию и важнейшим отраслям растениеводства. Школьники познакомятся с
составом почвы её обработкой и внесением удобрений; узнают о способах
предпосевной подготовки и посева семян. На учебно-опытном участке; учащиеся
осваивают технологические приёмы ухода за овощными культурами: выращивают
рассаду; плодовые и ягодные саженцы; ухаживают за садом, отбирают и высаживают
семенные растения для получения урожая семян.
В
процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества
школьников; целенаправленность; умение довести начатое дело до конца;
самостоятельность; самоконтроль; чувство коллективизма. При обучении
сельскохозяйственному труду развивает мышление и мелкую моторику; способность к
пространственному анализу; речи; внимание; памяти. Программа содержит
оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для
работы.
Учащиеся
знакомятся с уборкой урожая картофеля, столовых корнеплодов, хранением столовых
корнеплодов, посадкой плодовых деревьев в молодом саду, видами кормов,
выращиванием картофеля, цветами.
Цель:
Обеспечить усвоение знаний по
биологии и систематике сельскохозяйственных растений.
задачи:
·
Обеспечить усвоение знаний разнообразия
разновидностей и сортов культурных растений.
·
Формировать навыки агротехнических приемов
ухода за культурными растениями.
·
Сформировать представление о рациональном
ведении домашнего огорода.
·
Формирование эстетических представлений
размещения и выращивания культурных растений.
·
Обеспечить школьную столовую овощами на
зимний период.
К
концу обучения учащиеся:
- Должны
знать: сроки уборки картофеля, виды
хранилищ, способы выращивания плодовых деревьев, строение картофеля,
химический состав, биологические особенности, грибные и бактериальные
болезни, вредителей картофеля цветочных растений, ручной инвентарь.
- Должны
уметь: убирать картофель, столовые
корнеплоды и учитывать урожай, закладывать корнеплоды на хранение,
сортировать картофель, выращивать комнатные растения, вносить удобрения в
почву, вскапывать почву.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
основные способы заготовки, хранения кормов, сроки и
способы уборки картофеля, столовых корнеплодов, закладывать на хранение
корнеплоды, картофель.
Поурочное
планирование 5 класс
№п/п
|
Тема
урока
|
Оборудование
|
Кол-
во часов
|
Практическая
работа.
|
I
|
Осенние
работы на уоу. Почва - основное средство
сельскохозяйственного производства.
|
|
8
|
|
1-2
|
Инструктаж
по технике безопасности. Понятие о почве, почвоведение, земледелии.
|
|
2
|
|
3-4
|
Почва
как особое природное тело и экологическая среда. Характеристика почв. Состав
почвы и её свойства.
|
|
2
|
|
5-6
|
Необходимые
условия для роста и развития культурных растений.
|
|
2
|
|
7-8
|
Обработка
почвы. Виды обработки почвы.
|
|
2
|
Осенняя
обработка почвы
|
II
|
Весенние
работы на уоу
|
|
8
|
|
1-2
|
Инструктаж
по технике безопасности. Обработка почвы с почвы с помощью
сельскохозяйственной техники.
|
|
2
|
Ознакомление
с почвообрабатывающей техникой. Определение качества обработки почвы.
Весенняя обработка почвы.
|
3-4
|
Удобрение
почвы. Виды удобрений.
|
|
2
|
Закладка
компостной кучи. Распознавание главнейших видов минеральных удобрений
|
5-6
|
Севообороты.
|
|
2
|
Весенняя
обработка пришкольного участка.
|
7-8
|
Весенняя
подготовка участка и почвы
|
|
2
|
Вегетационные
поливы. Весенняя обработка почвы.
|
Поурочное
планирование 6 класс
№п/п
|
Тема
урока
|
Оборудование
|
Кол-
во часов
|
Практическая
работа.
|
I
|
Осенние
работы на уоу.
|
|
8
|
|
1.
|
Введение.
Инструктаж по технике безопасности при работе на участке.
|
-
|
1
|
-
|
2-3
|
Уборка
и учет урожая картофеля. Инструктаж по технике безопасности при работе с
лопатой.
|
Лопаты,
ведра.
|
2
|
Уборка
и учет урожая картофеля.
|
4-5
|
Уборка
и учет урожая моркови, свеклы, петрушки.
|
Лопаты,
ведра.
|
2
|
Уборка
и учет урожая моркови, свеклы, петрушки.
|
6-7
|
Сбор
и учет семян цветочно – декоративных растений
|
|
2
|
|
8
|
Значение
овощеводства. Краткая характеристика основных овощных культур.
|
|
1
|
|
II
|
Весенние
работы на уоу.
|
|
8
|
|
1
|
Понятие
о сорте, изучение сортов растений, высаживаемых на УОУ.
|
-
|
1
|
-
|
2
|
Рассада
и уход за ней.
|
|
1
|
|
3-4
|
Высадка
рассады в грунт.
|
|
2
|
|
5-6
|
Высадка
рассады в грунт.
|
|
2
|
|
7-8
|
Уход
за посадками растений на УОУ
|
|
2
|
|
Поурочное
планирование 7 класс
№п/п
|
Тема
урока
|
Оборудование
|
Кол-
во часов
|
Практическая
работа.
|
I
|
Осенние
работы на уоу.
|
|
8
|
|
1.
|
Введение.
Инструктаж по технике безопасности при работе на участке.
|
-
|
1
|
-
|
2-3
|
Уборка
и учет урожая картофеля. Инструктаж по технике безопасности при работе с
лопатой
|
Лопаты,
ведра.
|
2
|
Уборка
урожая картофеля
|
4-5
|
Уборка
и учет урожая моркови.
|
Лопаты,
ведра.
|
2
|
Уборка
урожая моркови
|
6-7
|
Уборка
и учет урожая свеклы и петрушки.
|
Лопаты,
ведра.
|
2
|
Уборка
урожая свеклы
|
8
|
Осенняя
обработка почвы
|
|
1
|
Осенняя
обработка почвы
|
II
|
Весенние
работы на уоу.
|
|
8
|
|
1
|
Рациональное
ведение домашнего огорода. Инструктаж по технике безопасности при работе на
участке.
|
-
|
1
|
-
|
2
|
Предпосевная
обработка почвы, подготовка к вспашке. Инструктаж по техникебезопасности при
работе с лопатой, граблями.
|
Лопаты,
грабли, перчатки
|
1
|
Предпосевная
обработка почвы
|
3
|
Подготовка
семян различных овощей и цветов к посеву.
|
-
|
1
|
-
|
4-5
|
Посев
рассады цветов.
|
перчатки
|
2
|
Посев
рассады цветов.
|
6-7
|
Посев
и посадка свеклы, петрушки, моркови и картофеля.
|
|
2
|
Посев
и посадка свеклы, петрушки, моркови и картофеля.
|
8
|
Изучение
правил ухода за овощными растениями.
|
-
|
1
|
-
|
Литература
- Трайтак
Д.И., Основы сельского хозяйства; Сельскохозяйственный труд: Учебник для
5-7 классов сельской школы, 1998 г.
- Сорокина
Н. В. Декоративное оформление пришкольного участка. 5 – 9 кл.:
методическое пособие / Н. В.Сорокина. – М.: Дрофа, 2007.
Инструкция по технике безопасности
для учащихся при работе на школьном учебно - опытном участке.
1.
Приходи на работу на пришкольном
участке в рабочей одежде и обуви, головном уборе и перчатках.
2.
Переноси заостренные с/х орудия
(лопаты, грабли, тяпки) только в вертикальном положении так, чтобы
рабочая их часть была направлена вниз.
3.
Вскапывая почву лопатой, работай
попеременно, то с правой, то с левой ноги. Это предупреждает искривление
позвоночника.
4.
При переносе земли соблюдай нормы,
указанные учителем.
5.
При переноске тяжестей равномерно
нагружай обе руки.
6.
Соблюдай указанный учителем ритм
работы.
7.
Во избежание переутомления делай в
работе 10 мин перерывы через 20 - 30 мин., по указанию учителя.
8.
Работая лопатой, следи за тем, чтобы
она не ранила твои ноги.
9.
Не перегружай лопату землей: нагружай
ее не более чем на 1/3 штыка.
10.
Во время работы граблями, вилами,
тяпкой не направляй их на окружающих.
11.
При прополке работай в перчатках.
12.
Не опрыскивай и не опыляй растения
ядохимикатами. Если это будет необходимо, такую работу выполнят взрослые.
13.
После обработки участка ядохимикатами
не заходи туда 3 суток.
14.
Не ешь немытые корнеплоды, овощи,
ягоды.
15.
Нельзя бросать корнеплоды, овощи в
окружающих, не обливайтесь водой.
16.
Нельзя оставлять с/х инвентарь
острием вверх.
17.
По окончании работы очисти инвентарь,
сними рабочую одежду и тщательно вымой руки.
18.
В случае, какой- либо травмы сейчас
же обратитесь к учителю.
Инструкция по технике безопасности
при работе с лопатой.
1.
Все работы на школьном участке
выполняются в рабочей одежде, обуви, головном уборе и перчатках.
2.
Переноси лопату в вертикальном
положении, острием вниз.
3.
Во время транспортировки острие
лопаты должно быть обернуто плотной тканью или бумагой.
4.
Вскапывая почву лопатой, работай
попеременно, то правой, то левой ногой (по5 мин) это предупредит
искривление позвоночника.
5.
Работая лопатой, следи за тем, чтобы
она не ранила твои ноги.
6.
Не перегружай лопату землей: нагружай
ее не более чем на 1/3 штыка.
7.
Во время работы лопатой не
направляй ее рабочую часть на окружающих.
8.
При работе с лопатой соблюдай ритм
работы, указанный учителем.
9.
Во избежание переутомления делай в
работе 10 мин перерывы через 20-30 мин.
10.
По окончании работы - очисти острие
лопаты, сними рабочую одежду и тщательно вымой руки.
11.
В случае какой-либо травмы -
немедленно обратись к учителю.
Инструкция по правилам техники
безопасности при работе с граблями.
1. Все
работы на школьном участке выполняются в рабочей одежде, обуви,
головном уборе и перчатках.
2. Переносить
грабли только в вертикальном положении так, чтобы рабочая их часть
была направлена вниз.
3. Во
время работы граблями - не направляй их рабочую часть на окружающих.
4. На
земле грабли оставлять только зубьями вниз.
5. Соблюдай
указанный учителем ритм работы.
6. Во
избежание переутомления делай в работе 10 мин перерывы через 20 – 30
мин, по указанию учителя.
7. По
окончании работы на участке очисти инвентарь , сними рабочую одежду и
вымой руки.
8. В
случае, какой – либо травмы сейчас же оповестить об этом учителя.
Инструкция по технике безопасности
для учащихся при уборке картофеля на школьном участке.
1.
Приходи на работу на участок в
рабочей одежде и обуви, головном уборе и перчатках.
2.
Переноси заостренные с/х орудия (лопаты)
только в вертикальном положении так, чтобы рабочая их часть была
направлена вниз.
3.
Вскапывая почву лопатой, работай
попеременно, то с правой, то с левой ноги. Это предупреждает
искривление позвоночника.
4.
Во время работы лопатой не
направляй ее рабочую часть на окружающих.
5.
При переноске тяжестей равномерно
нагружай обе руки.
6.
Соблюдай указанный учителем ритм
работы.
7.
Во избежание переутомления делай в
работе 10 мин перерывы через 20 - 30 мин., по указанию учителя.
8.
Работая лопатой, следи за тем, чтобы
она не ранила твои ноги.
9.
Не перегружай лопату землей: нагружай
ее не более чем на 1/3штыка.
10.
Не ешь немытые корнеплоды, овощи,
ягоды.
11.
Нельзя бросать корнеплоды, овощи в
окружающих.
12.
Нельзя оставлять с/х инвентарь
острием вверх.
13.
По окончании работы очисти
инвентарь, сними рабочую одежду и тщательно вымой руки.
14.
В случае, какой- либо травмы сейчас
же обратитесь к учителю.
:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.