4.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа по технологии для 2 класса составлена на основе:
·
федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009,
№ 373,
·
примерной программы по учебным предметам. Начальная
школа. Стандарты второго поколения. В 2-частях, Москва, «Просвещение», 2011,
·
образовательной программы начального общего
образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального
района Республики Татарстан,
·
учебного плана муниципального бюджетного
образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Нижний
Искубаш» Кукморского муниципального района Республики Татарстан и филиалов на
2014 – 2015 учебный год, утверждённого приказом от 25.08.2014, № 101/14
Учебник. Рагозина Т.М. Гринева А.А.
«Технология» 2 класс, Москва АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2012.
По
учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан и филиалов на 2014 –
2015 учебный год на изучение предмета
во 2 классе отводится 34 часа, в неделю 1 час.
Цель программы:
·
овладение начальными трудовыми
умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов
труда, полезных для человека и общества;
·
способами планирования и
организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
·
умениями использовать
компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и
повседневной жизни.
4.4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
|
Название
раздела
|
Количество
часов
|
1
|
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы
деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
|
Изучается
во 2-ом разделе
|
2
|
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Природные материалы
Искусственные материалы
Пластические материалы
Бумага и картон
Текстильные материалы
|
30
15
2
8
5
|
3
|
Конструирование и моделирование
|
4
|
ИТОГО
|
34
|
4.5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания,
умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Разнообразие предметов рукотворного мира из бумаги,
природных и текстильных материалов. Понятие «профессия». Трудовая деятельность
в жизни человека. Трудовая деятельность человека осенью и
весной в родном крае. Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых
ресурсов. Мастера и их профессии, связанные с обработкой природных материалов;
традиции и творчество мастеров в создании предметной среды (общее
представление). Распространённые виды профессий, связанных с использованием
текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом (с учётом региональных
особенностей).
Общее представление о технологическом процессе.
Подбор материалов и инструментов, рациональное размещение
материалов и инструментов на рабочем месте, анализ информации из словаря
учебника при выполнении задания, соотнесение результатов деятельности с
образцом, работа в малых группах.
Элементарная творческая и проектная деятельность.
Проектирование изделий: составление плана деятельности,
определение последовательности изготовления изделия, подбор инструментов и
материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла, проверка изделия в
действии. Результат проектной деятельности – изделия «Бумажный змей» и «Модель
парусника».
Самообслуживание: подбор материалов, инструментов и
приспособлений для работы по рисункам, выполнение мелкого ремонта. Несложный
ремонт одежды (пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями).
Технология ручной обработки
материалов.
Элементы графической
грамоты 30 часов.
Природные материалы 15 часов
Практическое применение природного материала в жизни.
Бережное отношение к природе как источнику сырья.
Растительные природные материалы: листья, веточки, семена и плоды растений, солома. Минеральные
материалы: яичная скорлупа.
Подготовка растительных материалов к работе: сбор цветущих
растений в сухую погоду, сортировка материалов по цвету, размеру, форме;
хранение. Подготовка яичной скорлупы для работы.
Инструменты и приспособления для обработки природного
материала: ножницы, кисточка для клея, карандаш, подкладная дощечка. Приёмы
рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки
природного материала: разметка деталей на глаз, резание ножницами, капельное
склеивание деталей и по всей поверхности, окрашивание, отделка аппликацией,
сушка.
Практические работы: изготовление аппликаций по рисункам,
декоративных панно, сувениров, композиций.
Искусственные материалы. Пластические материалы 2
часа
Пластилин и его свойства: пластичность, способность
сохранять форму. Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки,
подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки
пластилина: процарапывание бороздок стекой, сплющивание (расплющивание) шара,
прижимание.
Практические работы: лепка моделей предметов живой природы
(грибов), декоративных композиций по рисункам.
Бумага и картон 8 часов
Практическое применение бумаги в жизни. Виды бумаги,
используемые на уроках: цветная для аппликаций, для принтера, копирка,
альбомная. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина.
Выбор
материала для изготовления изделия с учётом свойств по его внешним признакам.
Экономное расходование бумаги при разметке: на глаз, складыванием, сгибанием,
по шаблону, по клеткам, по линейке. Использование измерений для решения
практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж,
схема. Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба).
Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на
простейший чертёж. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш
простой, ножницы, фальцовка, линейка, кисточка для клея, шаблон, подкладной
лист. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и
картона: разметка, надрезание, вырезание, гофрирование, сгибание, сборка и
соединение деталей (клеевое, ниточное, кнопкой), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление конвертов, новогодних
игрушек, этикеток, гофрированных подвесок-кукол, рамок для уроков литературного
чтения, мозаичных аппликаций по рисунку.
Текстильные материалы 5 часов
Практическое применение текстильных материалов в жизни.
Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного происхождения
(хлопчатобумажные и льняные). Лицевая и изнаночная сторона тканей. Экономное
расходование ткани при раскрое от сгиба по выкройке прямоугольных деталей.
Нитки и их назначение. Свойства ниток: цвет, прозрачность,
толщина.
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы
швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел,
выкройка. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.
Основные технологические операции ручной обработки
текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком,
раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, сшивание деталей из ткани и
украшение изделий ручным швом «вперёд иголку», обработка края ткани швом «через
край», вышивание швом «вперёд иголку с перевивом», наматывание ниток на кольца,
связывание ниток в пучок.
Практические работы: изготовление мешочков для хранения
предметов, одежды для соломенных кукол, игрушек из помпонов.
Конструирование и моделирование 4 часа
Виды
конструкций: однодетальные и многодетальные. Общее представление о современном
транспорте, используемом человеком в воздухе и на воде (назначение,
исторические аналоги, общее представление о конструкции).
Изделие, деталь
изделия.
Конструирование
и моделирование несложных технических объектов по схеме и простейшему чертежу.
Практические
работы: создание вертушек и моделей самолётов, динамической модели.
4.6
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
|
Тема урока
|
Дата
проведения
|
Приме-чание
|
Плани-руемая
|
Факти-ческая
|
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
30 часов
Природные материалы 15 часов
|
1
|
Приметы осени.
Осенние заботы. Правила сбора, хранения и обработки природного материала. Инструктаж.
Көз билгеләре. Көзге эшләр. Табигый материалларны җыйнау,
саклау, эшкәртү кагыйдәләре
|
04.09
|
|
|
2
|
Использование
природных материалов человеком. Правила закладки и хранения природного
материала.
Табигый
материалларны куллану
|
11.09
|
|
|
3
|
Инструменты и
приспособления при работе с природным материалом. Панно из листьев «Осенний
узор».
Табигый
материалларны кулланганда эш кораллары. «Көзге бизәк» панно
|
18.09
|
|
|
4
|
Работа с
природным материалом. Панно «Животный мир».
Табигый
материаллар белән эш. «Хайваннар
дөньясы» панно
|
25.09
|
|
|
5
|
Панно «Животный
мир» (завершение работы). «Хайваннар дөньясы» панно (эшне йомгаклау)
|
02.10
|
|
|
6
|
Аппликация
«Цветы» из осенних листьев.
Көзге яфраклардан
аппликация «Чәчәкләр»
|
09.10
|
|
|
7
|
Панно «Цветочный
хоровод».
«Чәчәкләр җыелмасы» панно
|
16.10
|
|
|
8
|
Технологические
свойства соломы. Масленичная кукла из соломы.
Саламның технологик
үзлеге. Саламнан курчак ясау
|
23.10
|
|
|
9
|
Одежда для
соломенной куклы.
Салам курчакка
күлмәк
|
30.10
|
|
|
10
|
Техника работы с
яичной скорлупой. Сувенир «Пасхальное яйцо».
Йомырка кабыгы
белән эшләү техникасы. Сувенир «Пасха
йомыркасы»
|
13.11
|
|
|
11
|
Поделка из яичной
скорлупы «Птенец в гнезде».
«Оядагы кош баласы» йомырка
кабыгыннан кул эше
|
20.11
|
|
|
12
|
Коллекция семян и
плодов. Композиция из семян «Коллекция насекомых».
Орлык һәм
җимештән коллекция. «Бөҗәкләр коллекциясе» композиция ясау
|
27.11
|
|
|
13
|
Композиция из
семян «Подводный мир».
«Су асты дөньясы» орлыклардан композиция
|
04.12
|
|
|
14
|
Композиция из
семян «Аквариумная рыбка».
«Аквариум балыгы»
орлыклардан композиция
|
11.12
|
|
|
15
|
Композиция из
семян «Аквариумная рыбка» (завершение работы).
«Аквариум балыгы» орлыклардан
композиция (эшне йомгаклау)
|
18.12
|
|
|
Искусственные материалы 2 часа
Пластичные материалы
|
16
|
Лепка грибов из
пластилина.
Пластилиннан
гөмбә әвәләү
|
25.12
|
|
|
17
|
Композиция из
пластилина «Грибная поляна». «Гөмбәле аланлык»
пластилиннан композиция ясау
|
15.01
|
|
|
Бумага и картон 8
часов
|
18
|
Рисунок для
этикетки.
Этикетка өчен
рәсем
|
22.01
|
|
|
19
|
Аппликация
«Этикетка».
«Этикетка” аппликация
|
29.01
|
|
|
20
|
Модель «Конверт».
«Конверт” моделе
|
05.02
|
|
|
21
|
Открытка
«Колоски».
«Башаклар» открытка
|
12.02
|
|
|
22
|
Рамка для работы
с картинами.
Картиналар белән
эшләү өчен рамка.
|
19.02
|
|
|
23
|
Модель «Вертушка».
Модель «Әйләнгеч»
|
26.02
|
|
|
24
|
Гофрированные
подвески «Куколка». Гофрированный асылма «Курчак»
|
05.03
|
|
|
25
|
Подвески
«Тюльпаны».
Асылмалы «Кыңгырау чәчәк»
|
12.03
|
|
|
Текстильные материалы 5 часов
|
26
|
Знакомство с
текстильным материалом. Инструменты и приспособления. Инструктаж.
Тукыма белән танышу. Куллану өчен инструментлар
|
19.03
|
|
|
27
|
Изделия «Мешочки
для всякой всячины».
«Вак-төяк салу өчен капчык»
тегү
|
02.04
|
|
|
28
|
Изделия «Мешочки для всякой всячины» (окончание работы)
«Вак-төяк салу өчен капчык» тегү (эшне йомгаклау)
|
09.04
|
|
|
29
|
Декоративное
оформление игрушек. Моделирование «Весёлый зверинец».
Уенчыкларны
декоратив бизәү. «Күңелле хайван» модельләштерү
|
16.04
|
|
|
30
|
Моделирование
«Весёлый зверинец» (завершение работы).
«Күңелле хайван»
модельләштерү. Эшне йомгаклау
|
23.04
|
|
|
Конструирование и моделирование 4 часа
|
31
|
Соединение
деталей кнопкой. Модель «Вертушка».
Детальләрне кнопка белән тоташтыру. «Очкыч» моделе
|
30.04
|
|
|
32
|
Воздушный
транспорт «Самолёт».
Һава транспорты «Самолёт»
|
07.05
|
|
|
33
|
Промежуточная
аттестация
Арадаш аттестация
|
14.05
|
|
|
34
|
Моделирование
«Бумажный змей». Конкурс проектов «Бумажный змей».
«Кәгазь елан» модельләштерү. Проектларга конкурс «Кәгазь елан»
|
21.05
|
|
|
ИТОГО 34 часа
|
|
|
|
|
|
|
|
4.7 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)
Личностные
результаты:
- объяснять свои
чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё
отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
- самостоятельно
определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов,
результатов трудовой деятельности человека - мастера;
- в предложенных ситуациях,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое
мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Метапредметные
результаты:
Регулятивные
УУД
- определять цель
деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе
анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться
планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью
учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и
инструменты;
- учиться
предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения
отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в
учебнике);
- работая по
совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки,
инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль
точности выполнения операций с помощью сложных по конфигурации шаблонов,
чертежных инструментов (средством формирования этих действий служит
технология продуктивно художественно-творческой деятельности);
- определять
успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем (средством формирования
этих действий служит технология оценки учебных успехов).
Познавательные
УУД
- добывать новые
знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в
предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для
этого предусмотрен словарь терминов);
- перерабатывать
полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие
обобщения и выводы.
Коммуникативные
УУД
- донести свою
позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и
понимать речь других;
- вступать в
беседу и обсуждение на уроке и в жизни (средством формирования этих
действий служит технология продуктивной художественно-творческой
деятельности);
- договариваться
сообща;
- учиться выполнять
предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек (средством формирования
этих действий служит работа в малых группах).
- составлять сообщения о трудовой деятельности человека осенью и
весной и описывать её особенности;
- рассказывать о наиболее распространённых в своём регионе
традиционных народных промыслах, современных профессиях (в том числе
профессиях своих родителей), связанных с использованием текстильных
материалов, с воздушным и водным транспортом;
- подбирать материалы и инструменты для работы, рационально
размещать их на рабочем месте;
- работать в малых группах;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт
одежды);
- рассказывать о практическом применении природных материалов и
бумаги в жизни, бережно относится к природе, как к источнику сырья;
- отбирать природные и пластичные материалы, бумагу, нитки с учётом
их свойств и технологии изготовления поделок;
- применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными
инструментами: режущими (ножницы), колющими (швейные иглы);
- экономно размечать материалы на глаз, складыванием, по клеткам, по
шаблону, по линейке;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов
(бумаги, природных, пластичных, текстильных материалов) оптимальные и
доступные технологические приёмы их ручной обработки;
- анализировать устройство изделия: выделять детали и их форму;
- выполнять практическое задание с опорой на простейший чертёж,
схему.
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в
предметном мире, как своего региона, так и страны, уважать их;
- понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её под
руководством учителя: составлять план, определять последовательность
изготовления изделия;
- работать в малых группах.
Предметные результаты:
- составлять
сообщения о трудовой деятельности человека осенью и весной и описывать её
особенности;
- рассказывать о
наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах,
современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных
с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом;
- подбирать
материалы и инструменты для работы, рационально размещать их на рабочем
месте;
- использовать
информацию из словаря учебника при выполнении заданий;
- работать в малых группах;
- выполнять
доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды);
- рассказывать о
практическом применении природных материалов и бумаги в жизни, бережно
относится к природе, как к источнику сырья;
- отбирать
природные и пластичные материалы, бумагу, нитки с учётом их свойств и
технологии изготовления поделок;
- применять приёмы
рациональной и безопасной работы ручными инструментами: режущими
(ножницы), колющими (швейные иглы);
- экономно
размечать материалы на глаз, складыванием, по клеткам, по шаблону, по
линейке;
- отбирать и
выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (бумаги,
природных, пластичных, текстильных материалов) оптимальные и доступные
технологические приёмы их ручной обработки;
- анализировать
устройство изделия: выделять детали и их форму;
- выполнять
практическое задание с опорой на простейший чертёж, схему.
- понимать
культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире,
как своего региона, так и страны, уважать их;
- понимать
особенность проектной деятельности и осуществлять её под руководством
учителя: составлять план, определять последовательность изготовления
изделия;
- работать в малых
группах.
4.8 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Технология: 2 класс: Методическое пособие/ Т.М.Рагозина. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. –
88 с.
2.
«Я всё умею делать сам» Т.М.Геронимус, 2 класс,
Москва, Аст-Пресс Школа, 2012 г
4.9 ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Примерный
тест
Ученик
________________________________ Класс ____________
1. Какие краски надо смешать, чтобы
получить зеленую?
2. Оригами — это:
- блюдо японской кухни
- техника складывания из бумаги
- японский национальный костюм
3. Отметьте ткани животного
происхождения
- хлопок
- шерсть
- шелк
- капрон
- лен
4.
Установи последовательность первичной обработки овощей:
- сортируют
- нарезают
- очищают
- промывают
- моют
5.
Блюдами для завтрака являются:
- суп
- каша
- студень
- яичница
- мясо
заливное
6.
Что служит сырьем для получения хлопчатобумажных тканей?
7.
Перечислите электробытовые приборы для кухни:
1
- ………….; 2 - ……………….; 3 -
...................; 4 - ……………
8.
Вспомните и запишите 2 пословицы о труде:
………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………..…………………………………………………………………………………………………….
4.10 ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ
Оценка “5” ставится за 100% правильно
выполненных заданий.
Оценка “4” ставится за 80% правильно выполненных
заданий.
Оценка “3” ставится за 60% правильно выполненных
заданий.
Оценка “2” ставится, если правильно выполнено
менее 60% заданий.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.