Пояснительная записка
I. Нормативные
документы, обеспечивающие реализацию программы.
№
|
Название
нормативного документа
|
1.
|
Закон РФ «Об
образовании»
|
2.
|
Федеральный
Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
(Приказ МО от 06.10.2009
года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»).
|
3.
|
Примерные
программы для образовательных школ. Начальная школа.
(Приказ МО от
06.10. 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»).
|
4.
|
СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от « 29 » декабря 2010г. № 189
|
5.
|
Учебный план МБОУ
Лицей № 88 на 2013-2014 учебный год.
(Приказ по МБОУ
Лицей № 88 от 28.08.2013 г. №688/1 «Об утверждении учебного плана и годового
календарного учебного графика на 2013-2014 учебный год»).
|
6.
|
Программа по
предмету «Технология». Автор Роговцева Н. И.,
|
Пояснительная записка
Трудовое
обучение в начальных классах – органическая составная часть единой системы
обучения. Воспитания и развития учащихся.
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на
достижение следующих целей:
- овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической
деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества;
способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки
своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией
в учебной деятельности и повседневной жизни;
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения,
технического и логического мышления, глазомера;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании
окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их
труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое
применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Решается средствами всех
учебных предметов.
Обязательный минимум содержания
основных образовательных программ
Общетрудовые знания, умения и способы деятельности
Трудовая деятельность в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда
человека. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и
здоровье (общее представление).
Содержание труда людей ближайшего окружения (профессии). РУЧНОЙ,
МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ТРУД.
Процесс труда: планирование, организация рабочего места, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО
ВРЕМЕНИ, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и
результатами деятельности. Осуществление сотрудничества при коллективной
работе. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными
инструментами, материалами, бытовой техникой.
Создание моделей несложных объектов (первоначальные умения проектной
деятельности).
Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической
деятельности)
Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные
материалы (называние, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их
свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и ЭКОНОМНОЕ
РАСХОДОВАНИЕ материалов.
Поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения технических
и технологических задач. Определение формы, размеров, последовательности
изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам. Разметка деталей
по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений
для решения практических задач.
Изготовление плоскостных и объемных изделий, ДЕКОРАТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ <*>
из различных материалов по образцам, рисункам, эскизам, чертежам. Овладение
основными приемами обработки бумаги, картона, природных, пластичных,
текстильных материалов, фольги, проволоки. Овладение основными способами
соединения деталей изделия. Последовательность и краткая характеристика
операций. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий и
декоративных композиций по собственному замыслу.
Связь с уроками
изобразительного искусства.
Сборка моделей и макетов несложных объектов из деталей конструктора по образцу,
рисунку, схеме; Создание моделей пособственному замыслу. Проверка модели в
действии. Демонтаж изделий.
Домашний труд
Мелкий ремонт одежды. Декоративное оформление предметов быта и жилища.
Несложный ремонт книг.
Ознакомление с видами бытовой техники. Соблюдение безопасных приемов труда при
использовании бытовой техники. Экономное расходование электроэнергии.
Практика работы на компьютере (использования информационных технологий).
При наличии материально-технических
средств.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки
информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, Общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование
мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы
поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов
труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Вывод текста на принтер.
СОЗДАНИЕ НЕБОЛЬШОГО ТЕКСТА ПО ИНТЕРЕСНОЙ ДЕТЯМ ТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИЗОБРАЖЕНИЙ НА ЭКРАНЕ КОМПЬЮТЕРА.
Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу
В результате изучения технологии ученик должен:
знать/понимать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение инструментов, различных машин, технических
устройств (в том числе компьютеров);
- основные источники информации;
- назначение основных устройств компьютера;
- правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами, бытовой
техникой (в том числе с компьютером);
уметь:
- выполнять инструкции при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности,
контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки,
схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной
схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним
признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и
сборке изделия;
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных
материалов;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и
предметов быта и др.);
- соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами,
инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных
технологий;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
- решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
- поиска информации с использованием простейших запросов;
- изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.
Особенность данной линии состоит в ориентации на понимание
детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является.
Ребенок должен осознать, что все вокруг создано природой и человеком, и через
это понимание осваивать трудовые навыки.
Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздушным и
информационным пространствами во всех четырёх классах, но в каждом присутствует
своя специфика:
1-й класс — основные базовые сведения о
материалах и инструментах, используемых людьми в различных областях
деятельности, усвоение правил работы с этими инструментами и материалами;
2-й класс — отработка навыков работы с уже
известными учащимся материалами и инструментами, расширение знаний в области
трудовой деятельности людей в различные исторические эпохи;
3—4-й классы — закрепление полученных
навыков, углубление знаний в области трудовой деятельности людей,
ориентированной на современность и
будущее.
В учебнике для 1 класса предлагаются задания с
использованием бумаги, тонкого и гофрированного картона, упаковочного
материала, пластилина, глины, природного материала, ткани и ниток.
В работе с данным учебно-методическим комплектом учитель
должен постоянно помнить о следующем:
• у ребенка должно быть как можно больше конструкторской деятельности и
как можно меньше изобразительной;
• необходимо расширять представления детей об окружающем мире
посредством знакомства с природой и о том, как используют ее богатства
люди;
• необходимо проводить первичное ознакомление с законами природы, на
которые при работе опирается человек;
• пополнение знаний детей осуществляется за счёт ознакомления со
свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в
обработке сырья и создании предметного мира;
• все предлагаемые для изготовления изделия — это объекты предметного
мира; учащиеся должны понимать, что природа дает людям сырье и диктует законы,
в соответствии с которыми мы должны осуществлять свою деятельность;
• изделия предлагаются преимущественно объёмные, и их изготовление
способствует развитию пространственного мышления ребенка, но некоторые ученики
могут, в связи с их индивидуальным развитием, испытывать сложности с такими
работами;
• творческие задания базируются на вариативности общей конструкции
изделия, выполненного под руководством учителя;
• на одну тему иногда предлагаются два-три варианта изделия, которые
включены в учебник или рабочую тетрадь (на выбор учителя);
• в процессе анализа изделий дети знакомятся с рабочими
технологическими операциями, порядком их выполнения, подбором необходимых
материалов и инструментов;
• в практической работе ученики начинают осваивать чертежную разметку.
В ходе работы с текстами учебника и выполнения практических
работ ученики узнают о том, как жили и работали люди в разные времена, как они
строили дома и различные хозяйственные постройки, как и из каких материалов
изготавливали одежду, посуду и орудия труда, как организовывали жизнь детей,
какие игрушки, куклы мастерили для них. Изучение изделий домашнего и сельского
ремесла поможет детям понять, как много мудрости в устройстве простых бытовых
вещей, как точно найдены и отработаны способы обработки разных природных
материалов (древесины, льна, металла и др.), как совершенно мастерство народных
умельцев.
Выполнение предлагаемых авторами изделий и макетов позволит
учащимся узнать, что в основе современных технологий лежат старые, проверенные
временем способы создания предметного мира. Технологические операции, которые
осваивают учащиеся: разметка (на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке,
с помощью копировальной бумаги); раскрой (бумага, ткань — разрезание
ножницами по прямой линии разметки, бумага — разрывание пальцами); сборка (на
клею, пластилине, конструктор); украшение (аппликация из ткани и
бумажных деталей, роспись красками, использование природного материала); лепка
(пальцами, рельефные работы).
Учебник разделен на пять основных частей, каждая из которых
для удобства ориентирования имеет свой цвет:
«Давай познакомимся!» — розовый;
«Человек и земля» — зеленый;
«Человек и вода» — синий;
«Человек и воздух» — сиреневый;
«Человек и информация» — желтый.
В каждой части материал рассматривается с трёх сторон: материя,
энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:
• название темы урока;
• краткая вводная беседа;
• основной материал, который включает упражнения, технологические
задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками
«Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт,
наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»;
• информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию»
(ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
• итоговый контроль, сопровождается значком «Проверяем себя» (вопросы на
закрепление материала, тестовые задания).
В начале каждого урока учитель проводит беседу с детьми по
теме урока, читает вместе с ними вводный текст и предлагает практическую работу
по изготовлению того или иного изделия. Перед каждой технологической картой
изготовления изделия или самостоятельным практическим заданием следует обратить
внимание на необходимые для работы материалы и инструменты. Подробные
инструкции по изготовлению того или иного изделия представлены в учебнике и
рабочей тетради.
Памятки по работе с различными материалами и инструментами
даны в соответствующих темах учебника. Дети четко должны знать их и уметь
применять на практике.
Необходимо помнить, что обучение ребенка на уроках
технологии происходит в ходе практической работы, в этой связи нужно
предоставлять ему максимум самостоятельности, лишь помогая при изготовлении
некоторых изделий. Нельзя полностью выполнять вместо ученика ту часть работы,
которая ему на данный момент по силам.
В 1 классе особенно важно, чтобы ребёнку понравился процесс
изготовления изделия и конечный результат. И здесь важна позиция учителя, его
устная корректная положительная оценка работы ребёнка. Это не значит, что не
следует говорить ребенку о недостатках его изделия, а наоборот, нужно на них
указывать, чтобы ребёнок знал, на что ему необходимо обратить внимание в
следующий раз. Для этого следует подобрать такие слова и обороты, чтобы ребёнок
вас понял, и у него не пропало желание создавать изделия своими руками.
Трудовая деятельность на уроках технологии должна вызывать
положительные эмоции у детей. В рабочей тетради для удобства даны развертки
деталей изделий, шаблоны, описания экспериментов и проектов, картинки, с
которыми ребенок должен работать, и задания, дополняющие тему учебника. В
учебнике есть значок «Работа с тетрадью», который показывает, в какой момент
урока необходимо
обратиться к рабочей тетради.
При переходе к практической работе с учениками следует
обсудить план работы. В учебнике на с. 21 даны «Вопросы юного технолога», на
которые дети должны отвечать каждый раз перед началом работы. После завершения
работы надо оценить выполненное ребёнком изделие. К каждому практическому
заданию в учебнике имеется сопроводительная символика, которая поможет ребенку
при подготовке и анализе работы.
1. Сложность:
• очень легко;
• легко;
• трудно.
2. Затраты по времени:
• менее одного урока;
• один урок;
• поделку необходимо доделать дома.
3. Оценка своего изделия:
• над поделкой надо еще потрудиться;
• поделка сделана хорошо;
• поделка сделана отлично.
Анализ готового изделия коллективно проводится по следующим критериям:
• название изделия;
• использование, назначение изделия;
• материалы, используемые для изготовления изделия;
• форма деталей изделия;
• количество и название деталей;
• способы соединения деталей в изделии.
Такой многоаспектный анализ поможет ребёнку осознать
важность своего труда, включиться в игру с изготовленным им самим изделием, а
главное, будет способствовать развитию его трудовых навыков, мелкой моторики
руки, речи и познавательных процессов. Необходимо ребёнка приучить к тому,
чтобы он рассказывал дома кому-нибудь из членов семьи (брату, маме, бабушке и
др.), как он сделал изделие, что для него было особенно трудно, по каким
причинам, что получилось хорошо, а над чем надо ещё поработать.
Отдельно следует отметить, что детей нужно учить
подготавливать, организовывать свое рабочее место, настраиваться на
продолжительную работу, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые
действия и доводить начатое до логического завершения. Все это поможет в
решении главной задачи начального обучения — научить ребенка учиться, что
позволит ему в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной
повседневной жизни и дальнейшем обучении.
Программа
и материал УМК рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
К концу учебного года учащиеся первого класса должны знать:
- название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их
значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила
планирования и организации труда;
- условные обозначения, применяемые при обработке бумаги: линии
отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
- правила техники безопасности при работе с режущими и колющими
инструментами: ножницами, иглой, шилом;
- способы и приёмы обработки различных материалов (бумага, глина,
пластилин, ткань, природные растительные материалы).
К концу учебного года учащиеся первого класса должны уметь:
· организовать своё рабочее место;
· пользоваться ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой,
иглой;
· составлять композицию с учётом замысла;
· решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги,
ткани, глины, природных материалов;
· выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке;
на ткани – с помощью выкройки;
· конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования,
сминания, сгибания;
· применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
· конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
· выполнять стежки швами «вперёд иголку» и «за иголку»;
· конструировать из природных материалов на основе приёмов скручивания,
скрепления, нанизывания;
· пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска,
примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность.
Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в
неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 34
ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Учебно-методическое
обеспечение
- Роговцева Н. И.,
Богданова Н. В., Фрейтаг И. П.. «Технология», учебник для 1 класса
начальной школы /М.: «Просвещение» , 2013 год.
- Роговцева Н. И.,
Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Рабочая тетрадь по технологии для 1 класса.
/М.: «Просвещение» , 2013 год.
- Роговцева Н. И.,
Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Методическое пособие «Уроки технологии»
/М.: «Просвещение» , 2013 год.
4. Электронное приложение к учебнику
Роговцевой Н. И., Богдановой Н. В., Фрейтаг И. П.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОСНАЩЕНИЕ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ
|
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
|
|
|
Библиотечный
фонд (книгопечатная продукция
|
1.
|
Стандарт начального образования по
технологии (труду)
Примерная программа по технологии (труду)
Учебно-методические комплекты (программа,
учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и пр.)
Методические пособия и книги для учителя
|
|
|
Печатные
пособия
|
2.
|
Таблицы в
соответствии с основными разделами программы обучения
Альбомы демонстрационного и раздаточного
материала
|
|
|
Информационно-коммуникативные
средства
|
3.
|
Мультимедийные (СД) инструменты и
образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие
программы по предмету (по возможности)
|
|
|
Экранно-звуковые
пособия
|
Технические
средства обучения
|
5.
|
Компьютер с программным обеспечением
Интерактивная доска
|
|
|
Учебно-практическое
и учебно-лабораторное оборудование
|
6.
|
Объемные модели геометрических фигур.
|
|
|
Оборудование
класса
|
7.
|
Ученические столы 2 местные с комплектом
стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических
материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
|
|
В соответствии с санитарно-гигиеническими
нормами
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.