муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 22
«Утверждаю»
Директор МАОУСОШ№22
Приказ
от___________№____
______________ А.А.Ананьев
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ___________________технологии
________________________________
(указать
учебный предмет, курс)
Уровень
образования (класс) ____начальное общее, 1б класс _____________
(начальное
общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество
часов ___32 ______
Учитель ____Агальцова Е.В.________________________________________
Программа разработана на основе
- «Примерной образовательной программы «Планета Знаний» по
предмету «Технология» (сборник «Примерные программы начального общего
образовании». В двух частях. Москва. Просвещение, 2009 г.),
- программы по предмету «Технологии» О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова для 1 класса (сборник
«Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. Учебно-методический
комплект «Планета знаний». М. АСТ: Астрель, 2012 г.)
Пояснительная
записка
Рабочая программа по технологии
составлена на основе
- Закона Российской
Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 (с последующими
изменениями);
- Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 № 373;
- Приказов
Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 и от
22.09.2011 № 2357 « О внесении изменений в Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
- Санитарно-эпидемиологических
правил "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10", утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;
-рекомендаций
примерной основной образовательной программы образовательного учреждения;
- концептуальных
положений УМК «Планета знаний», реализующего фундаментальное ядро содержания
современного общего начального образования (базовые национальные ценности,
программные элементы научного знания, универсальные учебные действия);
- регионального
компонента общего образования;
- программно –
методических материалов по технологии для образовательных учреждений (МО РФ).
Рабочая программа по курсу «Технология»
обеспечена УМК «Планета знаний»: О.В. Узорова, ЕА.
Нефёдова. Учебник «Технология» для 1 кл., М.: АСТ,
Астрель; О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Технология.
1 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.
В
рамках этой программы для каждого ребенка создаются оптимальные условия для
формирования его личности как нравственной, активной, эмоционально и
эстетически развитой, творческой и самостоятельной.
Цели программы:
развитие
творческого потенциала личности ребенка, образного и ассоциативного мышления,
творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных
условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры
личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного
воображения, технического, логического и конструкторско-технологического
мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида.
формирование начальных
технологических знаний, трудовых умений и бытовых навыков, опыта практической
деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда;
способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки
своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной
деятельности и повседневной жизни. Формирование начальных форм познавательных
универсальных учебных действий – наблюдение, сравнение, анализ, классификация и
обобщение.
овладение знаниями о
роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о
правилах создания предметов рукотворного мира, о традициях и героическом
наследии русского народа, первоначальными представлениями о мире профессий.
воспитание
трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их
труда, и к Человеку в целом, к материальным и духовным ценностям; интереса к
информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического
применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и
уважения к культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном
мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи
старшим и младшим и помощи по хозяйству.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет
«Технология» в начальной школе выполняет
особенную роль,
так как обладает мощным развивающим потенциалом.
Важнейшая
особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на
уникальной
психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности,
которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного
процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и
абстрактного мышления).
Курс «Технология»
(О.В.Узорова, Е.А.Нефедова) является составной частью образовательной модели
«Планета знаний». Его основные положения
согласуются с
концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием
эстетической компоненты личности в процессе
деятельностного
освоения мира. Курс развивающее - обучающий по своему характеру с приоритетом
развивающей функции, интегрированный по
своей сути. В его
основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через
результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет
является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он
предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной
школы.
Программа делится
на инвариантную часть, которая обеспечивает обязательные требования к
знаниям, умениям и навыкам младших школьников и на вариативную часть,
позволяющую расширить тематику каждого направления образования по данному
предмету и добавить задания повышенной сложности, способствующие более полному
восприятию информативной и деятельностно-прикладной части процесса обучения.
.
Кроме того,
практическая художественно-творческая деятельность ученика (изготовление
поделок, декорирование и пр.) сочетается со зрительным и эмоциональным
восприятием произведений искусства, работами мастеров, что позволяет избежать
только одностороннего информативного изложения материала.
Для детского
творчества предлагаются красивые, яркие, оригинальные и эффектные поделки,
которые усложняются по мере приобретения детьми новых знаний, умений и навыков
по принципу от простого к сложному.
Виды работ на
уроках
Программа
предполагает в каждом разделе динамичную смену рода деятельности. Каждая
тема требует освещения учителем разнообразной информации. Это может быть:
объяснение, рассказ, предварительная, текущая и итоговая беседа.
Особое внимание
уделяется правилам безопасной работы с инструментами (ножницы, шило,
игла) и материалами (клей, пластилин, семена). В силу возрастных
особенностей, младшие школьники нуждаются в неукоснительном соблюдении техники
безопасности и формировании навыков правильного обращения с инструментами и
материалами в их практическом применении.
Лабораторные
работы позволят
детям освоить каждую тему в полном объеме, узнать основные свойства изучаемого
материала, продиктованные технологией его производства или природными
особенностями.
Нередко в ходе
урока учащиеся проводят такой вид работы, как эксперимент. Для ребенка
выполнение лабораторной работы – уже экспериментирование, но иногда для
заострения внимания на особо важных моментах применяется именно эта
терминология. проводя эксперимент, ребенок в таких случаях строит
предположение (гипотезу), которое затем. подтверждается или опровергается, и
делает
вывод.
Практические
работы помогут
пошагово отработать каждый новый прием и навык до изготовления поделок.
Оставшиеся в ходе лабораторной или практической работы материалы (пластилин,
бумага, листья) почти всегда используются в индивидуальных поделках,
коллективных работах, играх и фокусах.
Отдельного
внимания заслуживает рубрика «Школа ЮНОГО мастера». Это – сочетание
практической работы с изготовлением поделки и экспериментом. В отличие от
изготовления базовой поделки, для которой характерен пошаговый алгоритм
выполнения, подробно описанный в учебнике, в школе юного мастера даны
иллюстрации – результаты работ, к которым ребенок должен прийти самостоятельно,
продумывая этапы работы, способ изготовления, разработку плана и элементов
поделки.
Игра, как
ведущая деятельность младшего школьника – органичная часть запланированной работы
на уроке, позволяющая наиболее ярко подчеркнуть важные этапы работы. Чтобы не
превращать учебный процесс на уроке в неконтролируемую игру, учитель и придает
игре нужное направление.
Кроме индивидуальной,
используются такие виды работ, как работа в парах, и коллективные:
по бригадам, по рядам и всем классом. Благодаря этому, на каждом
уроке дети успевают сделать не только несколько индивидуальных поделок, но и
яркую коллективную поделку, которая является замечательным украшением
для праздника, интересным наглядным пособием для других предметов.
Кабинет каждую неделю будет оформлен руками детей, а к любому празднику не потребуется
покупных декораций.
Выполняя лишь
задания инвариантной части учебника, ученики смастерят около 100 ярких оригинальных
и эффектных поделок – индивидуальных и коллективных. Вариативная
часть
с творческими и дифференцированными заданиями, направленными на отработку
знаний и умений, предполагает добавление еще более 120 поделок. Все они
выполняются из доступных материалов, без помощи взрослых, не требуют
дополнительной подготовки для учителя и могут быть использованы для оформления
кабинета и в качестве подарков и сувениров.
После окончания
каждого раздела, проведения контрольного теста и подведения итогов, каждому
ребенку вручается красочный диплом, подтверждающий успешное завершение
нового этапа обучения. Все это позволит учащимся творить,
используя полученные знания и представления, создавать разнообразные, сложные,
нестандартные работы, поделки, придумывать и воплощать в жизнь собственные
проекты, не ограничиваясь рамками урока. Каждую поделку
ребенок также легко может смастерить дома самостоятельно. Дети учатся дарить
окружающим подарки, сделанные своими руками, ощущают их ценность, необычность
и оригинальность.
Изучение
технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
-духовно-нравственное
развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического
опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
-формирование идентичности
гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе
знакомства с ремеслами народов России;
- необходимо
проводить первичное ознакомление с законами природы, на которые при работе
опирается человек;
-формирование на
основе овладения культурной проектной деятельности (умение составлять план
действий, предсказание будущего результата; умение выслушивать и принимать
разные точки зрения и мнения; умение переносить усвоенные в проектной
деятельности теоретические знания о технологическом процессе на практику);
- пополнение
знаний детей осуществляется за счёт ознакомления со свойствами материалов,
инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании
предметного мира;
- изделия
предлагаются преимущественно объёмные, и их изготовление способствует развитию
пространственного мышления ребенка, но некоторые ученики могут, в связи с их
индивидуальным развитием, испытывать сложности с такими работами;
- творческие
задания базируются на вариативности общей конструкции изделия, выполненного под
руководством учителя;
- на одну тему
иногда предлагаются два-три варианта изделия, которые включены в учебник или
рабочую тетрадь (на выбор учителя);
- в процессе
анализа изделий дети знакомятся с рабочими технологическими операциями,
порядком их выполнения, подбором необходимых материалов и инструментов;
- в практической
работе ученики начинают осваивать чертежную разметку.
3. Описание места
учебного предмета в учебном плане
В
соответствии с базисным учебным планом и примерными программами начального
общего образования предмет «Технология» в 1 классе изучается 1 час в неделю
( часов в год).
Содержание курса
имеет широкие возможности для его реализации во внеурочное время. Программа
обеспечена учебно-методическими комплектами, состоящими из учебников
«Технология», рабочих тетрадей и методических рекомендаций к ним для каждого
класса. Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору
дидактического материала, активизации учащихся, учёта их индивидуальных
особенностей, культурных запросов.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного
предмета
Личностными результатами изучения курса «Технология» в
1-м классе
является формирование следующих умений:
• положительное
отношение к урокам технологии.
•
познавательного интереса к ручному
труду, к изучению свойств используемого материала;
•
уважительного отношения к людям
труда, к разным профессиям;
•
внимательного отношения к красоте
окружающего мира, к многообразию природного материала;
•
эмоционально-ценностного отношения
к результатам
труда.
Предметными результатами изучения курса «Технология»
является формирование следующих умений:
•
определять и называть виды
материалов (пластилин, бумага, ткань, нити, верёвки, природные материалы, крупы
и пр.) и их свойства;
•
определять детали и конструкции
(деталь — составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные
конструкции;
•
понимать назначение и методы
безопасного использования специальных ручных инструментов (стек, пластмассовый
нож, ножницы, шило, игла);
•
использовать заданную
последовательность изготовления простейших поделок из изученных материалов;
•
называть приёмы изготовления
несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка и т.
д.);
•
правильно работать ручными
инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило,
игла) с соблюдением техники безопасности;
•
различать материалы и инструменты
по их назначению;
•
выполнять изученные операции и
приёмы по изготовлению несложных изделий (экономную разметку, обрывание по
контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея, эстетично и
аккуратно выполнять декоративную отделку и пр.);
•
использовать в практической работе
шаблон, образец, рисунок;
•
сравнивать с образцом готовое
изделие по заданным качествам (точность, аккуратность).
Учащиеся
получат возможность научиться:
•
определять неподвижные соединения
деталей, различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей,
пластилина, в шип);
•
организовывать рабочее место и
поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым
материалом (в соответствии с требованиями учителя);
•
экономно использовать материалы при
изготовлении поделок;
•
выполнять различные виды отделки и
декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, шов
«вперёд-иголка» и пр.);
•
удобным для себя способом
изготавливать из изученных материалов поделки: по образцу, на заданную тему, по
своему желанию.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся
научатся:
•
адекватно воспринимать
содержательную оценку своей работы учителем;
•
выполнять работу по заданной
инструкции;
•
использовать изученные приёмы
работы с разными материалами и инструментами;
•
осуществлять пошаговый контроль
своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике
последовательностью;
• вносить
коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать
цель выполняемых действий;
•
с помощью учителя анализировать и
планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец,
рисунок;
•
осуществлять контроль качества
результатов собственной практической деятельности;
•
адекватно оценивать правильность
выполнения задания;
•
решать творческую задачу, используя
известные средства;
•
включаться в самостоятельную
практическую деятельность.
Познавательные
Учащиеся
научатся:
•
«читать» условные знаки, данные в
учебнике, простые чертежи;
•
различать материалы и инструменты
по их назначению, плоские и объёмные фигуры, виды работ и др.;
•
находить нужную информацию в
учебнике;
•
выявлять особенности оформления и
обработки;
•
наблюдать, сравнивать, делать
простейшие обобщения о свойствах материала.
Учащиеся
получат возможность научиться:
•
осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы
учебника;
•
характеризовать материалы по их
свойствам;
•
группировать профессии людей по
материалам, с которыми они связаны;
•
конструировать объёмные изделия из бумаги,
пластилина, природных материалов.
Коммуникативные
Учащиеся
научатся:
•
рассказывать о массовых профессиях
и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах;
•
отвечать на вопросы, задавать
вопросы для уточнения непонятного;
•
комментировать последовательность
действий;
•
выслушивать друг друга,
договариваться, работая в паре;
•
участвовать в коллективном
обсуждении;
•
выполнять совместные действия со
сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся
получат возможность научиться:
•
выражать собственное эмоциональное
отношение к результату труда;
•
быть терпимыми к другим мнениям,
учитывать их в совместной работе;
•
договариваться и приходить к общему
решению, работая в паре;
•
строить продуктивное взаимодействие
и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной
деятельности (под руководством учителя).
5.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (
32 ч.)
Работа с
пластилином (5 ч.)
Глина как
предшественник пластилина. Применение глины. Профессии людей, связанные с
применением пластических материалов. Пластилин как поделочный материал.
Инструменты для работы с пластилином. Правила безопасной работы с пластилином
и инструментами. Свойства пластилина. Подготовка к лепке.
Практическая
деятельность. Объёмная лепка.
Лепка на каркасе. Объёмное конструирование.
Работа с
бумагой (13 ч.)
Работа с
бумагой без помощи ножниц. Бумажная страна. (5
ч.)
История
возникновения письменности и бумаги. Изготовление бумаги в современном мире.
Применение бумаги. Профессии людей, связанные с применением бумаги. Макулатура
(спасение окружающей среды). Различные сорта бумаги. Свойства бумаги.
Практическая
деятельность. Обрывание.
Мозаичная обрывная аппликация. Обрывная аппликация по контуру.
Работа с
бумагой при помощи ножниц. Страна волшебных
Ножниц. (4
ч.)
История
возникновения ножниц. Профессии людей, связанные с применением ножниц.
Различные виды ножниц. Устройство ножниц. Правильное обращение с ножницами.
Правила безопасной работы с ножницами.
Практическая
деятельность. Вырезание по контуру.
Плоскостная аппликация. Объёмное конструирование. Гирлянды.
Работа с
бумагой в технике оригами. Страна оригами. (4
ч.)
История
развития искусства оригами. Профессии людей, связанные с применением бумаги и
изделий из нее. Линии сгиба — гора и долина. Базовые формы оригами. Технология
складывания бумаги для получения объёмных поделок из одной заготовки. Летающие
и плавающие модели. Развитие пространственного воображения, технического и
логического мышления, глазомера. Базовые приёмы техники оригами, деление
прямоугольного листа линиями складывания на нужные части. Самостоятельное
прочтение чертежей к первым этапам работы.
Практическая
деятельность. Складывание
бумаги. Объёмное конструирование. Подвижные модели.
Работа с
природными материалами. Кладовая природы. (5
ч.)
Многообразие
природного материала. Профессии людей, связанные с растениями и охраной
природы. Флористика. Правила безопасной работы с семенами и ягодами.
Практическая
деятельность. Плоскостная
аппликация. Объёмная аппликация. Объёмное конструирование.
Работа с
текстильными материалами. Страна ткачей. (5
ч.)
Профессии
людей, связанные с применением тканей и нитей. Ознакомление с технологическим
процессом изготовления различных нитей и верёвок и сырьём для них. Ознакомление
с тканями различного вида. Исследование свойств различных тканей, особенностей
их изготовления и обработки.
Практическая
деятельность. Нити, верёвки.
Прядение. Кручение. Свивание. Плетение. Аппликация. Ткань. Раскрой.
Аппликация. Вышивка на картонной основе. Пришивание пуговиц на картонной
основе.
Работа с
различными материалами с применением изученных технологий. Страна фантазии. (4
ч.)
Профессии
людей, связанные с применением различных умений и материалов. Первичное профориентирование.
Практическая
деятельность. Сочетание
изученных видов деятельности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.