РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
8 класс
основное
общее образование
на 2014
- 2015 учебный год
Паспорт рабочей программы
Тип курса: курс основного
общего образования
Статус документа: рабочая
программа учебного предмета «Технология»
Назначение:
· для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их
прав на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных
услуг, права на гарантию качества получаемых услуг;
Сроки
освоения программы: 1 год.
Объем
учебного времени: 35 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 часа в неделю
Формы контроля: текущий контроль
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 8 классов составлена на
основе Федерального компонента государственного стандарта среднего
(основного) общего образования и программы начального и основного общего
образования (Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.А., Симоненко В.Д.).
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит
для обязательного изучения технологии в 8 классе (35 часов, из расчета 1 часа в
неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает
распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения
тем и разделов. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
· Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования
(приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений
РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
· Законом РФ «Об образовании» ст.7, 9, 32
· Программой начального и основного общего образования (Хохлова М.В., Самородский
П.С., Синица Н.А., Симоненко В.Д.).
Рабочая программа позволяет получить представление о целях,
содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами
данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и
рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся.
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и
технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной
школе.
Основным предназначением образовательной области
«Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и
технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений,
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их
профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование
гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область
«Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников,
предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения
конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии,
информации, объектов природной и социальной среды. Содержанием программы по
направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала
по следующим сквозным образовательным линиям:
• культура и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование
информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики,
предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор жизненных,
профессиональных планов учащимися;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и
здоровье человека;
• творческая, проектная деятельность;
• история, перспективы и социальные последствия развития
технологии и техники.
Каждый раздел программы включает в себя основные
теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в
обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы,
связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом
теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих
или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в
конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной
деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском
назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Цели:
Изучение технологии в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
• освоение технологических знаний, основ культуры
созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе
включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию
личностно или общественно значимых изделий;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями,
необходимыми для поиска и использования технологической информации,
проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства,
самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных
планов; безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического
мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих,
коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности,
целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей
деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам
их труда;
• получение опыта применения политехнических и
технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Учебно-тематическое
планирование
№
п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов
|
Всего к/р, л/р, и т.д.
|
|
Раздел 1. Вводный
урок
|
1
|
|
|
Раздел 2. Технологии
ведения дома.
|
17
|
|
|
2.1. Ремонтно-отделочные
работы
|
9
|
|
|
2.2. Семейная экономика
|
8
|
|
|
Раздел 3. Электротехнические работы
|
10
|
|
|
Раздел 4. Проектирование и
изготовление изделий
|
7
|
|
|
Итого:
|
35
|
|
Содержание тем учебного курса
1. Вводный урок
Теоретические
сведения. Цель и задачи изучения
предмета «Технология» в 8 классе. Содержание предмета. Организация учебного
процесса в текущем году. Санитарно-гигиенические требования при работе в
школьных мастерских.
Практические
работы. Знакомство с содержанием и
последовательностью изучения предмета «Технология» в 8 классе. Знакомство с
библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.
Варианты объектов
труда. Учебник «Технология» для 8
класса, библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.
2. Технологии
ведения дома
2.1. Ремонтно-отделочные работы
Теоретические
сведения. Классификация
инструментов по назначению. Характеристика инструментов. Правила безопасной
работы с ручными инструментами.
Классификация домов.
Строительные материалы. Этапы строительства дома. Понятия «макетирование», «масштабная
модель», «опытный образец».
Устройство оконного
блока. Виды ремонтных работ. Инструменты для ремонта оконного блока. Технология
ремонта оконного блока. Устройство дверного блока. Виды ремонтных работ.
Технология ремонта дверного блока. Понятие «дверная коробка». Виды
неисправностей. Технология ремонта дверной коробки. Конструкции петель.
Технология установки и укрепления петель.
Технология установки
врезного замка. Разметка и выборка гнезда под врезной замок. Разметка и
установка запорной планки. Назначение обивки двери. Теплоизоляционные, облицовочные
материалы для обивки двери. Технология обивки двери. Материалы и способы утепления
окна. Укрепление и герметизация стекол. Технология установки дополнительной
рамы.
Практические
работы. Знакомство с ручными
инструментами, определение их назначения. Выполнение расчетов площади класса,
оконного остекления класса и др. Выполнение элемента ремонта оконного блока:
укрепление угловых соединений. Анализ устройства и неисправностей дверного
блока кабинета, выявление причин дефектов. Выполнение элемента ремонта дверного
блока: укрепление петель. Выполнение ремонта двери. Установка врезного замка.
Обивка двери. Утепление окна.
Варианты объектов
труда. Классная комната. Оконный
блок, дверной блок, дверь, окно. Врезной замок.
2.2. Семейная
экономика
Теоретические
сведения. Понятие «семья». Роль
семьи в.государстве. Основные функции семьи. Семейная Экономика как наука, ее
задачи. Виды доходов и расходов семьи. Источники доходов школьников.
Понятия «предпринимательская
деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия, «патент».
Формы семейного предпринимательства, факторы, влияющие на них.
Понятие «потребность».
Потребности функциональные, ложные, материальные, духовные, физиологические,
социальные. Потребности в безопасности и самореализации. Пирамида
потребностей. Уровень благосостояния семьи. Классификация покупок. Анализ
необходимости покупки. Потребительский портрет вещи. Правила покупки.
Понятие «информация о
товарах». Источники информации о товарах или услугах. Понятие «сертификация».
Задачи сертификации. Виды сертификатов.
Понятия «маркировка»,
«этикетка», «вкладыш». Виды торговых знаков. Штриховое кодирование и его функции.
Информация, заложенная в штрихкоде.
Понятия «бюджет
семьи», «доход», «расход». Бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный.
Структура семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и
расходов семьи.
Понятие «культура
питания»; Сбалансированное, рациональное питание. Правила покупки продуктов
питания. Учет потребления продуктов питания в семье, домашняя расходная книга,
Способы сбережения
денежных средств. Личный бюджет школьника. Учетная книга школьника.
Приусадебный участок.
Его влияние на семейный бюджет. Варианты использования приусадебного участка в
целях предпринимательства. Правила расчета стоимости продукции садового
участка.
Практические
работы. Определение видов расходов
семьи. Составление перечня товаров и услуг — источников доходов школьников.
Расчет затрат на
приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей. Определение
положительных и отрицательных потребительских качеств вещей.
Анализ сертификата
соответствия на купленный товар. Разработка этикетки на предполагаемый товар.
Определение по штрихкоду страны-изготовителя. Сравнение предметов по различным
признакам.
Составление списка
расходов семьи. Разработка проекта снижения затрат на оплату коммунальных
услуг.
Оценка затрат на
питание семьи на неделю. Определение пути снижения затрат на питание.
Составление бухгалтерской
книги расходов школьника. Расчет площади для выращивания садово-огородных культур,
необходимых семье. Расчет прибыли от реализации урожая. Расчет стоимости продукции
садового участка.
Варианты объектов
труда. Сертификат соответствия на
товар. Этикетка на товар. Список расходов семьи. Проект снижения затрат на
оплату коммунальных услуг. Бухгалтерская книга расходов школьника.
3.
Электротехнические работы
Теоретические
сведения. Виды энергии. Правила
электро-безопасности. Источники электроэнергии. Электрический ток, Проводники
тока и изоляторы. Приемники (потребители) электроэнергии. Электрическая цепь,
ее элементы, их условное Обозначение. Принципиальная и монтажная схемы. Понятие
«комплектующая арматура».
Параметры потребителей
и источников электроэнергии. Типы электроизмерительных приборов. Организация
рабочего места для электротехнических работ. Электромонтажные инструменты.
Правила безопасного труда на уроках электротехнологии.
Назначение и
устройство электрических проводов. Электроизоляционные материалы. Виды
соединения проводов. Операции сращивания проводов. Устройство электрического паяльника.
Организация рабочего места при паянии. Правила безопасной работы с
электромонтажными инструментами и электропаяльником. Операции монтажа электрической
цепи. Способы оконцевания проводов. Правила безопасной работы при монтаже
электроцепи.
Устройство и
применение электромагнитов в технике. Намотка провода электромагнита на
катушку. Электромагнитное реле, его устройство. Принцип действия электрического
звонка.
Виды
электроосветительных приборов. История их изобретения, принцип действия.
Устройство современной лампы накаливания, ее мощность, срок службы. Регулировка
освещенности. Люминесцентное и неоновое освещение. Конструкция
люминесцентной и
неоновой ламп. Достоинства и недостатки люминесцентных ламп и ламп накаливания.
Классы и типы
электронагревательных приборов. Устройство и требования к нагревательным
элементам. Принцип работы биметаллического терморегулятора. Правила
безопасного пользования бытовыми электроприборами.
Назначение
электрических двигателей. Устройство и принцип действия коллекторного
электродвигателя постоянного тока.
Развитие
электроэнергетики. Возобновляемые виды топлива. Термоядерное горючее.
Использование водорода. Электромобиль. Энергия солнца и ветра. Энергосбережение.
Практические
работы. Изучение элементов
электрической цепи, их условного обозначения, комплектующей арматуры.
Определение по
параметрам электросчетчика максимально допустимой мощности квартирной
электросети. Вычисление суточного расхода электроэнергии квартиры и расчет ее
стоимости.
Сборка электрической
цепи с элементами управления и защиты. Изготовление «пробника». Проверка
исправности проводов и элементов электрической цепи. Сборка разветвленной
электрической цепи.
Выполнение неразъемных
соединений проводов и их изоляция. Оконцевание проводов. Зарядка электроарматуры.
Сборка электромагнита
из деталей конструктора. Исследование зависимости силы притяжения
электромагнита от величины сердечника и величины магнитного поля электромагнита
— от числа витков обмотки. Ознакомление с разными конструкциями электромагнитов.
Изготовление электромагнита.
Энергетический аудит
школы.
Изучение устройства и
принципа действия электроутюга с терморегулятором. Изготовление биметаллической
пластины. Сборка и испытание термореле — модели пожарной сигнализации.
Изучение устройства
двигателя постоянного тока. Сборка простейшей схемы двигателя постоянного тока.
Сборка установки для демонстрации принципа действия электродвигателя.
Варианты объектов
труда. Комплектующая арматура.
Электросчетчик. Электроконструктор. Электропровода. Изоляционные материалы.
Электромагнит. Электроутюг. Биметаллическая пластина. Термореле.
Электродвигатель.
4. Проектирование и
изготовление изделий
Теоретические
сведения. Составляющие
проектирования. Выбор темы проекта. Проектирование образцов будущего изделия.
Выбор материалов по соответствующим критериям. Дизайн-спецификация и
дизайн-анализ проектируемого изделия. Разработка чертежа изделия. Планирование
процесса создания изделия. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии
с проведенным анализом правильности выбранных решений. Оценка стоимости
готового изделия. Выполнение проекта. Защита проекта.
Практические
работы. Выдвижение идей для
выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор
модели проектного изделия. Выполнение творческого проекта.
Варианты объектов
труда. Творческие проекты,
например: разработка плаката по электробезопасности; панно в технике вышивки
гладью; теплица на подоконнике; набор игрушек «Магнитные чудеса» и др.
Календарно-тематическое
планирование
Количество
часов всего 35 , в неделю 1 час
Планирование составлено на основе Авторской программы
основного общего образования по Технологии: Технология. Программы начального и
основного общего образования / М.В. Хохлова, П.С. Самородский,
Н.А. Синица, В.Д. Симоненко -М.:Вентана-Граф, 2011.
№
урока
|
Содержание, наименование тем программы
|
|
|
|
Раздел 1. Вводный
урок
|
|
1
|
Вводный урок
|
|
|
Раздел 2. Технологии
ведения дома.
|
|
|
2.1.
Ремонтно-отделочные работы
|
|
2
|
Классификация инструментов
по назначению. Характеристика инструментов.
|
|
3
|
Правила безопасной работы с ручными инструментами.
|
|
4
|
Классификация домов. Строительные материалы.
Этапы строительства дома.
|
|
5
|
Понятия «макетирование»,
«масштабная модель», «опытный образец».
|
|
6
|
Технология ремонта
оконного блока.
|
|
7
|
Материалы и способы
утепления окна. Укрепление и герметизация стекол.
|
|
8
|
Технология ремонта
дверного блока.
|
|
9
|
Технология установки дополнительной
рамы.
|
|
10
|
Технология установки и
укрепления петель. Технология установки врезного замка.
|
|
|
2.2. Семейная
экономика
|
|
11
|
Семейная Экономика как наука, ее задачи.
|
|
12
|
Понятия «предпринимательская
деятельность», «личное предпринимательство».
|
|
13
|
Понятие «потребность».
|
|
14
|
Понятие «информация о товарах». Понятие «сертификация».
|
|
15
|
Понятия «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Виды торговых знаков.
|
|
16
|
Понятия «бюджет семьи», «доход», «расход».
|
|
17
|
Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника.
|
|
18
|
Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет.
|
|
|
Раздел 3. Электротехнические работы
|
|
19
|
Правила электро-безопасности. Источники электроэнергии.
|
|
20
|
Электрический ток, Проводники тока и изоляторы. Приемники электроэнергии.
|
|
21
|
Электрическая цепь, ее элементы, их условное
Обозначение.
|
|
22
|
Параметры потребителей и источников электроэнергии. Типы
электроизмерительных приборов.
|
|
23
|
Организация рабочего места для электротехнических
работ.
|
|
24
|
Назначение и устройство и соединение электрических
проводов.
|
|
25
|
Устройство и применение электромагнитов
в технике.
|
|
26
|
Виды электроосветительных приборов.
История их изобретения, принцип действия.
|
|
27
|
Классы и типы электронагревательных
приборов.
|
|
28
|
Назначение и устройство электрических
двигателей.
|
|
|
Раздел 4. Проектирование и изготовление
изделий
|
|
29
|
Составляющие проектирования. Выбор темы
проекта.
|
|
30
|
Выбор материалов по соответствующим
критериям.
|
|
31
|
Дизайн-спецификация и дизайн-анализ
проектируемого изделия
|
|
32
|
Оценка стоимости готового изделия.
|
|
33
|
Выполнение проекта.
|
|
34
|
Выполнение проекта.
|
|
35
|
Защита проекта.
|
|
Требования к уровню
подготовки обучающихся
В результате изучения программы основного общего
образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:
знать/понимать основные
технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин
и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических
операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции
на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с
обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь рационально
организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных
источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и
оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с
использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными
инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами
контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять
допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия
или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных
материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни: для получения
технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления
или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения
продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и
разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат,
необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов
профессионального образования и трудоустройства.
Учебно-методическое
обеспечение программы
1.
Технология. Программы начального и основного общего
образования / М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.А. Синица,
В.Д. Симоненко -М.: Вентана-Граф, 2011.
2.
Круглшов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. —
М., 2004.
3.
Бешенков А.К., Казакевич В.М.
Технология: Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских
технического труда. — М., 2002.
4.
Коджаспирова Г.М., Петров К.В.
Технические средства обучения и методика их использования. — М., 2005.
5.
Бешенков А.К. Технология
(технический труд). Технические и проектные задания для учащихся. 5-9 классы:
Пособие для учителя. — М., 2004.
6.
Грицак Е.Н., Ткач М.И. История
вещей от древности до наших дней. — М., 2003.
7.
Диагностика достижений учащихся
по образователь¬ной области «Технология» / Под ред. П.А. Петрякова. Ц / Великий
Новгород, 2001.
8.
Бешенков А.К. Раздаточные
материалы по технологии (технический труд). 5-8 классы. — М., 2003.
9.
Гальперин ПЛ. Методы обучения и
умственное разви¬тие ребенка. — М., 1985.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.