Филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя
общеобразовательная школа с.Алкино-2 муниципального района Чишминский район
Республики Башкортостан –Основная общеобразовательная школа с.Аминево
муниципального
района Чишминский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО
И ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Заведующий
Филиалом Директор СОШ с.Алкино-2 Протокол
№1 СОШ
с.Алкино-2 – ООШ с.Аминево ______ / Кулешова М.Т от
«____» _________ 2014г. ______
/ Аминева Г.М. Приказ № _________ Руководитель
ШМО от
«____»______ 2014г. _________/Яхина З.А.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по технологии для
4 класса
УМК «Начальная
школа 21 века»
Составитель:
учитель начальных классов
высшей категории
Филиала СОШ с.Алкино-2-ООШ с.Аминево
Яхина Зульфира Асхатовна
2014-2015 учебный
год
РАЗДЕЛ I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по
технологии
для 4 класса разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов:
1. Федерального Государственного
образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред.
приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
2.Федерального перечня учебников,
рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на
2014/15 учебный год, утвержденного приказом от 31марта 2014 г. № 253
3.
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
4. Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-З «Об
образовании в Республике Башкортостан»
5. Образовательная программа Филиала СОШ с. Алкино-2- ООШ
с.Аминево ( с изменениями и дополнениями)
6. Учебного плана Филиала СОШ с.Алкино-2 – ООШ с.Аминево на
2014-2015 учебный год.
7.Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011.
8.Сборника
программ «Начальная школа XXI» Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана-Граф
2012
9. Программы:
Технология
1-4 классы автора Лутцева Е.А._ М.: Вентана-Граф, 2013.
Программа соответствует учебнику «Технология» : 4 класс: учебник
для общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 4-е издание. дораб.
– М: Вентана – Граф, 2014
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1час в
неделю).
Цели уроков технологии:
-дать
детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и
технико-технологической деятельности, основанной на образцах
духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники,
-создать условия для
самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через
активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством
освоения технологии преобразования доступных материалов и использования
современных информационных технологий.
Основные задачи уроков
технологии:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли,
любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного
и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ
творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского
мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и
руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов
удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического
прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человекас природой (как
источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для
реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности
правильного выбора профессии;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических и
организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной
обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение
навыков самообслуживания;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска,
преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка)
необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
- использование приобретенных знаний о правилах создания
предметной и информационной среды для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских),
технологических и организационных задач;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на
основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение
первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества,
взаимопомощи, планирования и организации;
- воспитание экологически разумного отношения к природным
ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического
прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой
деятельности предшествующих поколений.
РАЗДЕЛ II.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Технико-технологические
знания и умения,
основы
технологической культуры (26 ч)
Элементы материаловедения. Изобретение
и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами
в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырье. Материалы,
получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.).
Основы технико-технологических знаний и умений.
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических
проблем на основе элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Влияние современных технологий и
преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути
предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Агротехнические приемы выращивания
луковичных растений, размножения растений клубнями и луковицами. Деятельность
человека в поиске и открытии пищевых технологий. Влияние их результатов на
здоровье людей. Селекция и селекционирование как наука и технология, связанная
с выведением новых и улучшением существующих сортов сельскохозяйственных
растений и пород животных (общее знакомство).
Дизайн (в технике, интерьере, одежде и
др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия
дизайна — единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от
ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной
строчкой и ее вариантами (тамбур, петля вприкреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
Техника ХХ-ХХ1 веков. Ее современное
назначение (бытовые, профессиональные, личные потребности, исследование
опасных и труднодоступных мест на Земле и за ее пределами и др.). Современные
требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность,
эргономич-ность и др.).
Современный информационный мир и
информационные технологии. Персональный компьютер (ПК) и его назначение.
Правила пользования компьютером, которые помогут сохранить здоровье. Назначение
основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Знакомство
с основными программами. Поиск информации. Работа с простейшими инфомационными
объектами (тексты, рисунки). Создание,
преобразование, сохранение, удаление файлов, вывод на печать.
Энергия и современная
энергетика. Использование атомной энергии человеком.
Из истории технологии (8часов)
Преобразовательная деятельность человека в
XX веке, научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения,
прорывы в науке, современные технологии (промышленные, информационные и др.),
их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и
на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы, и роль разума
человека в ее предотвращении.
Сферы использования электричества,
природных энергоносителей (газ, нефть) в промышленности и быту.
Развитие авиации и космоса, ядерной
энергетики, информационно-компьютерных технологий.
Самые яркие изобретения начала XX
века (в обзорном порядке) — электрическая лампочка и фонограф Эдисона, телефон, радио, самолет; в середине XX века —
телевидение, ЭВМ, открытие атомной реакции, лазера и др. Рубеж ХХ-ХХ1 веков —
использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека.
Средства контроля:
·
Практические работы. Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: текстом, звуком,
графикой, таблицей, цифровым фото- и видеоизображением. Простейшие действия в текстовом редакторе (набрать, удалить, вставить часть
текста, изменить шрифт и др.). Набор небольших текстов,
конструирование простых изображений. Вывод на печать.
·
Создание небольшого текста по интересной
детям тематике с использованием изображений на
экране компьютера.
·
Безопасные приемы труда при
работе на компьютере.
РАЗДЕЛ III.ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ
К концу обучения в 4 классе учащиеся
должны:
иметь представление:
• о
современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире,
истории их зарождения;
• о
положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на
природную среду;
• о
глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды,
предотвращении экологических и техногенных катастроф;
• об
отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда,
производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.);
• о
понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.;
знать:
• современные
профессии, появившиеся в ХХ-ХХ1 веках и связанные с изученным содержанием;
• технические
изобретения конца XIX — начала XX века, вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио,
телевизор, компьютер и др.);
• названия основных
частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их
назначение;
• основные требования
дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);
• названия и свойства
материалов, используемых в работах учащихся;
• этапы
технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
• петельную, крестообразную
строчки и их варианты;
• луковичный и клубневый
способы размножения растений;
уметь:
• определять
конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления
изделий или выбранных самостоятельно;
• подбирать
и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы
изготовления изделий в каждом конкретном случае;
• эстетично
оформлять изделия;
• соединять
детали из ткани петельной и крестообразной строчками;
• выполнять
простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
• находить
и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе
из Интернета);
• выполнять
посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне
(личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в
быту и в общественных местах, грамотный уход за домашними животными,
выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения — речь, этикет и т.
д.);
самостоятельно:
• разрабатывать
несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять
обязанности в группе;
• организовывать
рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые
материалы, инструменты и приспособления;
• экономно,
рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах;
при
помощи учителя:
• выбирать
темы для практических и проектных работ;
• искать
оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и
эстетических проблем
РАЗДЕЛ IV.ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Оценка
деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество
выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
- степень
самостоятельности в выполнении работы;
- уровень
творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный),
найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение
следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его
творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Никакому
оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников,
своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия
и др.).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
- “5” ставится,
если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту
рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа
аккуратная);
- “4” ставится,
если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на
рабочем месте нет должного порядка;
- “3” ставится,
если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно
расходовал материал, не уложился в отведенное время.
Оценка результатов
предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной
(накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических
проверок . Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые
являются составной частью комплексных знаний и умений, например по
обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое
внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы
чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в
начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов
художественно-творческой деятельности.
Критерии оценки качественных
результатов выполнения заданий:
- полнота и правильность
ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным
характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия –
его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в
конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или
предусмотрено заданием).
- в заданиях проектного
характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать
и отбирать необходимую информацию находить решение возникающих (или специально
заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по
заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность,
инициативность,
- коммуникабельность учащихся,
умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для
выполнения практической части задания, защищать проект.
Итоговая оценка по
технологии проводится в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Для итоговой аттестации каждый ученик ведет свой «Портфель достижений»,
куда собирает зачтённые результаты текущего контроля, представленные в виде
изделий или их фотографий, краткие описания или отчёты о выполненных
проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п.
РАЗДЕЛ
V. Тематическое
планирование
№
п/п
|
Наименование раздела программы
|
Тема урока
|
Виды деятельности
|
Дата проведения
|
Примечание
|
По плану
|
Фактически
|
|
1.
|
Научно-технический прогресс.
Совершенствование технологий производства
|
Инструктаж по ТБ. Штучное и массовое.
Подставка для карандашей и ручек
|
Работать по инструкционной карте,
соединять объемные детали.
|
|
|
|
2.
|
От мастерской ремесленника –
к промышленному комбинату. Чеканка.
|
Применять приемы получения точек,
линий, выпуклостей, вогнутостей.
|
|
|
|
3-4
|
Что такое научно-технический прогресс.
Современное производство.
Как люди совершают открытия.
Электрическая цепь.
|
Различать элементы электрической цепи.
Собирать простую модель электрической цепи.
|
|
|
|
5-7
|
Как работает современный завод.
Какие бывают двигатели. Модель
телефона.
|
Изготовлять простейшую модель телефона.
|
|
|
|
8
|
Природа-кормилица. Добыча и переработка
сырья
|
Чёрное золото.
Как добывают нефть и газ. Свойства
материала.
|
Характеризовать организацию работы
предприятия.
Работать коллективно, распределять
роли, выполнять проекты.
|
|
|
|
9-10
|
Что изготавливают из нефти. Изделия из
пластиковой бутылки.
|
Изучать и сравнивать свойства материалов.
|
|
|
|
Проблемы экологии.
Что такое предприятия высокой
технологии. Живой подарок.
|
|
|
|
11-12
|
Новые технологии в земледелии и
животноводстве.
Природоохранные сельскохозяйственные
технологии.
|
Выполнять изделия из вторсырья.
|
|
|
|
Чудеса в саду и огороде.
Чем питаются космонавты.
|
|
|
|
13
|
Цветочная сказка
|
|
|
|
14
|
Жилище человека
|
О чем рассказывает дом. Коллективный
проект загородного дома.
|
Выявлять условия выращивания клубневых
или луковичных растений.
Вести дневник наблюдений за
выращиванием.
|
|
|
|
15-16
|
Дом для семьи. Проект сферы
обслуживающих предприятий.
|
Читать схематические рисунки.
Выполнять эскиз общего вида, изготавливать
макет дома.
|
|
|
|
17
|
Как дом стал небоскребом.
|
Разрабатывать схемы, эскизы,
изготавливать модель.
|
|
|
|
18-19
|
Какие бывают города.
Города будущего.
|
Реализовывать коллективный проект.
|
|
|
|
20
|
Дизайн.
Художественное конструирование
|
Что такое дизайн. Дизайн упаковки.
|
Работать по разверткам, выполнять
объемную аппликацию.
|
|
|
|
21-22
|
Дизайн в технике. Технологическая
документация для выполнения упаковки изделия.
|
Разрабатывать технологическую
документацию, оформлять инструкционную карту.
|
|
|
|
23
|
Дизайн рекламной продукции.
Дизайнерский коллективный проект в области техники
|
Разрабатывать новую модель
передвижения.
|
|
|
|
24-25
|
Дизайн интерьера и ландшафта. Макет
технического устройства
|
Использовать алгоритм
последовательности проектирования, соблюдать требования дизайна.
|
|
|
|
26
|
Дизайн одежды. Проект «Дизайн в
одежде»
|
Работать по инструктивной карте.
|
|
|
|
27
|
Компьютерный мир. Информационные технологи
|
Инструктаж по ТБ. Зачем человеку нужна
информация.
Что такое компьютер. От абака до ЭВМ.
Практикум овладения компьютером.
|
Знакомиться с основными частями
компьютера.
|
|
|
|
28
|
Как устроен компьютер. Включение
компьютера.
|
Различать рабочие элементы компьютера.
|
|
|
|
29
|
Как работают компьютерные программы.
Работа Windows.
|
Выполнять команды «Закрыть», «Сохранить
как…», «Выделить».
|
|
|
|
30-31
|
Что умеют компьютеры. Создание
документа.
|
Набирать текст в Windows.
|
|
|
|
32
|
|
Будущее начинается сегодня. Сохранение документа.
|
Различать шрифт и основные начертания.
|
|
|
|
33
|
Приложение (для тех, у кого нет
компьютера). Создание таблиц. Обобщение по теме.
|
Назначать шрифт, выравнивать текст,
добавлять рисунки. Самостоятельно выполнять задания.
|
|
|
|
34
|
Повторение
|
Обобщающий урок
|
Показать уровень знаний
|
|
|
|
РАЗДЕЛ VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Цифровые
образовательные ресурсы:
Самостоятельно
разработанные презентации ( CD- ROM )
Оборудование:
-
Учебные столы.
- Проектор.
-
Компьютер.
-
Экран.
Дидактические
материалы:
-
схемы;
-
дидактические игры;
-
карточки заданий;
Интернет-ресурсы
Российское образование: федеральный портал- http://www.edu.ru/index.php.
Наука и образование:
образовательный портал- http://edu.rin.ru.
Школы в Интернете.-http://schools.techno.ru
Российский
образовательный портал – http://www.school.edu.ru
Портал
«Российское образование» – http://www.edu.ru
Единая
коллекция ЦОР – http://school-collection.edu.ru
Информационно-коммуникационные технологии в
образовании. -http://www.ict.edu.ru
Региональная
коллекция ЦОР -http://ims.ocpi.ru
Хранилище
методических материалов – http://method.samara.rcde.ru
Московского
центра Федерации Интернет-образования – www.center.fio.ru
«Начальная
школа» Издательского дома «Первое сентября» - http://nsc.1september.ru
«Открытый мир»- http://www.openworld.ru
«Школа
2000...»- http://www.sch2000.ru/pages/news.html
«Школа 2100» -http://www.school2100.ru/regions/regions_main.html.
Федеральный научно-методический центр им. Л.В.
Занкова-http://www.zankov.ru.
Международной ассоциации
«Развивающее обучение» МАРО (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). -
http://maro.newmail.ru
Детский литературно-художественный
журнал «Мурзилка» - http://www.murzilka.km.ru.
Мир энциклопедий -http://www.encyclopedia.ru
Рубрикон - Река информации.-http://www.rubricon.com/
Энциклопедический
справочник- http://www.sci.aha.ru/ALL/index.htm
Словари, энциклопедии, справочники.-http://www.nlr.ru/res/inv/ic/sprav.htm
Термины и определения.- http://www.terms.ru/index.htm
Научная электронная библиотека РФФИ. -http://www.elibrary.ru
Открытая русская электронная библиотека “OREL”- http://orel.rsl.ru
Библиотека Максима Машкова. -http://www.lib.ru
Bookz.ru: электронная библиотека-. http://bookz.ru
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html - сайт «Детский
мир». Детские песни, мультфильмы, загадки и др.
http://www.cofe.ru/read-ka- детский сказочный журнал «Почитай-ка»;
http://www.km.ru – портал компании
«Кирилл и Мефодий».
РАЗДЕЛ VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для учителя:
. 1. Антошин,
М.К. Учимся работать на компьютере / М.К. Антошин. – 6-е изд., испр. И доп.-М.:
Айрис – пресс, 2007.
2.Бененсон Е.
Н., Паутова А. Г. Информатика и ИКТ, 4 класс, Академкнига/Учебник
3. Лутцева Е.А. Технология : 4 класс:
учебник для общеобразовательных учреждений /– 4-е издание. дораб. –
М: Вентана – Граф, 2014
для учащихся :
1.Лутцева Е.А. Технология : 4 класс:
учебник для общеобразовательных учреждений / – 4-е издание. дораб. –
М: Вентана – Граф, 2014
2.Лутцева Е.А. Технология: Учимся мастерству: Рабочая тетрадь для учащихся 4
класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана – Граф, 2014
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.