Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРабочая программа по спецкурсу "Секреты орфографии" для учащихся 7 класса

Рабочая программа по спецкурсу "Секреты орфографии" для учащихся 7 класса

Скачать материал

Согласовано

Зам. директора МБОУ  «_____________»

_________________________________

__________/____________/

 

Утверждаю

Директор МБОУ «________________»    ________________________________

__________/______________/

Приказ № ____  от ________________г.

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая учебная программа

по спецкурсу «Секреты орфографии»

для обучающихся 7_ класса МБОУ «______________»

______________________________________________

                (базовый уровень)

                                

          на 2014/2015 учебный год

 

                                                                                        

Составитель:

Блинова Светлана Николаевна, учитель  высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Спецкурс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.

Данный спецкурс позволит им не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Спецкурс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.

На спецкурсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.

Цель спецкурса: формирование орфографической грамотности учащихся,  развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.

Задачи:

 - повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,

-  расширить и углубить полученные ранее знания;

- систематизировать и обобщить полученные знания;

- заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Содержание программы.

Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова.

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

Второй круг вопросов отличается от первого  своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

Программа состоит из 4 разделов:

1. Дорога к письменности - 1час.

2. Фонетика. Орфография. - 13 часов.

3. Словообразование. Морфемы. Орфография. – 13 часов.

4. Морфология -7 часов.

Основные методы и приёмы работы:

- лекция;

- беседа;

- объяснение учителя;

- создание проблемной ситуации;

- анализ текстов различных стилей и типов;

- работа с тестами;

- различные виды грамматического разбора; 

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами; 

- создание таблиц, схем, алгоритмов; 

- обсуждение, диалог; 

- работа по карточкам;

- написание и редактирование орфографических диктантов;

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

- находить в словах изученные орфограммы,

- обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,

- находить и исправлять орфографические ошибки;

- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Тема

Кол-во часов

Содержание занятия

Дата

Корректировка

1.       

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

1

Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что обозначается в русском языке буквами. Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

06.09

 

2.       

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

1

«Ошибкоопасные» места. Тайна фонемы. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Правило о непроизносимых согласных — «фонемное»! «Нефонемное» правило.

12.09

 

3.       

Тайна фонемы.

1

Смыслоразличительная  роль звуков.

Образование звуков, определение позиции в слове  (сильная и слабая).

20.09

 

4.       

Ударение под гласной может сделать букву ясной.

2

Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.     

Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.

27.09

 

5.       

Коварные словарные слова.

2

 Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным  словом. Составление предложений с данным словом. Нахождение данного  слова  в тексте.

Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного  слова  в тексте).

04.10

 

6.       

Орфографический словарь – наш главный помощник.

1

Работа со словарем.

11.10

 

7.       

Проверь себя. Тест №1.

1

 

18.10

 

8.       

Опасные согласные.

1

Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме.

25.10

 

9.       

Звонкие и глухие  «двойняшки»

1

Различение звонких/глухих. Тренировочные упражнения.

15.11

 

10.   

Старые знакомые Ъ и Ь

1

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

22.11

 

11.   

Большие и маленькие (правописание имен собственных)

1

Работа по карточкам.

29.11

 

12.   

Слитно, раздельно, через дефис.

3

Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.

Правописание НЕ с разными частями речи.

Слитное написание приставки НЕДО-  со словами.

06.12

 

13.   

Сколько писать: одну или две?

2

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О (-Е).

13.12

 

14.   

Как справиться со сложными словами?

1

Способы образования сложных слов.

20.12

 

15.   

Решение орфографических задач.

1

 

27.12

 

16.   

Проверь себя. Тест №2.

1

 

17.01

 

17.   

История образования и написания числительных

1

Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин».

24.01

 

18.   

Что вместо имени у нас? (о правописании  местоимений)

1

Сравнение  существительного и местоимения. Работа с текстом

31.01

 

19.   

Орфографические головоломки.

1

 

07.02

 

20.   

Приставки труженицы  (классификация приставок)

2

Классификация приставок: смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова.

14.02

 

21.   

 Приставки-труженицы (классификация приставок)

1

Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.

28.02

 

22.   

Кто командует корнями?

1

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-,

-плов-, -мок-).

14.03

 

23.   

Проверь себя. Тест №3.

1

 

21.03

 

24.   

Суффиксы - большие молодцы.

1

Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

04.04

 

25.   

Волшебный клубок орфограмм.

1

 

11.04

 

26.   

Путешествие в страну русского языка.

1

Работа с текстом.

18.04

 

27.   

Проверь себя. Тест №4.

1

Систематизировать, обобщить, углубить  знания в игровой форме (конкурсы)

25.04

 

28.   

Значение орфографии.

1

Обобщение принципов орфографии.

16.05

 

29.   

Итоговый урок

1

 

23.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.

2.     Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. – СПб, 2000.

3.     Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. -  М., 1987.

4.     Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.

5.     Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.

6.     Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004.

7.     Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.

8.     Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.

9.     Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.

10. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.

11. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.

12. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.

13. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.

14. Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.

15. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2003.

16. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. – М., 1982.

17. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по спецкурсу "Секреты орфографии" для учащихся 7 класса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Спецкурс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса. Данный спецкурс позволит учащимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Спецкурс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 063 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

“Морфемика. Словообразование”. (Сборник упражнений для самостоятельной работы студентов педагогического колледжа).
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Морфемика и словообразование
  • 01.10.2020
  • 10689
  • 218
«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 449
    • DOCX 88.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Блинова Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Блинова Светлана Николаевна
    Блинова Светлана Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2224
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 229 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 481 человек

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе