«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждено »
Руководитель
МО
Заместитель
Директор МБОУ
_______/ Сисина
Г.А. / директора
по УВР СОШ №4 г. Агрыз
Протокол № _____
от МБОУ СОШ
№4 г. Агрыз ______/ Тимирашева Н.В. /
«___» _________
2014 г. _______/
Сорокина В.П./ Приказ № ____ от
«___» _________2014г.
«___» _________2014 г.
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
г. Агрыз
Агрызского
муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
10
КЛАСС
Учитель:
Серебрянникова Наталья Фаритовна
Рассмотрено на заседании
педагогического
совета
протокол
№ _______ от
«___» __________2014г.
2014-2015
учебный год
Пояснительная
записка
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 10-го класса
общеобразовательной школы. Она разработана на основе авторской программы
Е.Ф.Купецковой, Г.Н.Редя, И.Ф.Смирнова «Семьеведение», Пенза 2012. Изучение
курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников.
Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических
основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний
школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них
более адекватное представление о психологической природе и истоках многих
проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни. Курс
занятий «Семьеведение» предлагается учащимся с целью подготовки к семейной
жизни, формирования у них адекватного представления об индивидуальных
особенностях представителей разных полов и взаимодействии в различных жизненных
ситуациях, а также чтобы вызвать интерес к изучению традиций, семейных ценностей
и устоев своей собственной семьи и семьи одноклассников. В результате
ознакомления с содержанием курса школьники должны:
-
знать основные этапы динамики семейных отношений и типичные для каждого этапа
проблемы, с которыми сталкивается семья;
-
знать основные психологические характеристики, связанные с половыми различиями,
и характер их влияния на супружескую и семейную жизнь;
-
знать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие
личности ребенка;
-
владеть приемами саморегуляции и конструктивного решения возникающих в семейной
жизни проблем.
Программой
запланировано 35часов из расчета 1 час в неделю в течение учебного года. Занятия
целесообразно проводить в форме дискуссий, игровых тренингов. Такая форма может
помочь решить еще одну острую проблему -умение вести диалог и договариваться,
что особенно ценно в семейной жизни. Разумеется, школа не сможет без участия
семьи полноценно формировать родительские установки у детей, но наличие таких
занятий в школьной программе поможет детям задуматься о своем будущем и принимать
ответственные решения во взрослой жизни.
Требования
к уровню подготовки учащихся.
Обучаемые
должны знать/понимать:
-
основные понятия, изучаемые семьеведением;
-
семейные традиции, реликвии, ценности;
-
родственное поле своей семьи;
-
правовые основы функционирования институтов брака и семьи;
-
экономические особенности ведения домохозяйства;
-
гендерные аспекты семейных ролей и статусов.
Программа
формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного
взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации
здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения,
мужественности и женственности.
Учебно
– тематический план занятий элективного курса «Семьеведение»
Срок
обучения-1 год
Педагог-психолог-Серебрянникова
Наталья Фаритовна
Всего
35 часов; в неделю 1 час.
Плановых
контрольных работ нет.
Зачет
– 1.
Планирование
составлено по Программе курса «Семьеведение» для учащихся 1 – 11
классов
общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Е.Ф. Купецкова;
Г.П.
Редя; И.Ф. Смирнова. Под общей редакцией С.К. Копешкиной, Пенза 2012 с.224.
Календарно
- тематический план по элективному курсу- «Семьеведение» 10 класс
№
|
Тема урока
|
Количество
уроков
|
Элементы обязательного минимума образования
|
Дата проведения
|
план
|
факт
|
1.
|
Введение. Роль семьи в жизни человека.
|
1
|
Значение,
роль семьи в жизни человека.
|
05.09.2014
|
|
2.
|
Тренинг
"Моя семья"
|
1
|
Тренинговое
занятие «Моя семья»
|
12.09.2014
|
|
3.
|
"Семья с детьми- счастливая семья"
|
1
|
Роль
детей в жизни человека.
|
19.09.2014
|
|
4.
|
Функции
семьи.
|
1
|
Рассмотреть
функции семьи.
|
26.09.2014
|
|
5.
|
Типология
семьи.
|
1
|
Типология
семей: моногамия, полигамия, экзогамия, эндогамия, патриархальная семья ,матриархальная семья ,
детоцентристская семья, супружеская семья.
|
03.10.2014
|
|
6.
|
Жизненный
цикл семьи.
|
1
|
Стадии жизненного цикла семьи связанные с созданием семьи, с появлением новых
членов семьи.
|
10.10.2014
|
|
7.
|
Семья и
законы.
|
1
|
Семейный
кодекс РФ.
|
17.10.2014
|
|
8.
|
Бабушки
и дедушки
|
1
|
Бабушки и дедушки, их роль в социальном развитии детей.
|
24.10.2014
|
|
9.
|
Братья и
сестры.
|
1
|
Братья и
сестры в семье.
|
31.10.2014
|
|
10.
|
Наши
имена.
|
1
|
Значение
имен.
|
14.11.2014
|
|
11.
|
Семейный
бюджет.
|
1
|
Семейный бюджет - это план регулирования денежных доходов
и расходов семьи.
|
21.11.2014
|
|
12.
|
Наш дом.
|
1
|
Семейный
очаг, значение «дома» в жизни человека.
|
28.11.2014
|
|
13.
|
Урок-практикум.
Презентация- «Моя семья»
|
1
|
Урок-практикум.
Презентация- «Моя семья»
|
05.12.2014
|
|
14.
|
Семейные
традиции.
|
1
|
Традиции
семьи.
|
12.12.2014
|
|
15.
|
Ведение
домашнего хозяйства.
|
1
|
Принципы
рационального ведения домашнего хозяйства.
|
19.12.2014
|
|
16.
|
«Отдыхаем
вместе»
|
1
|
Семейный
отдых.
|
26.12.2014
|
|
17.
|
Семья и
ЗОЖ.
|
1
|
Семья и
ЗОЖ.
|
16.01.2015
|
|
18.
|
Урок-практикум.
Презентация-«Традиции моей семьи»
|
1
|
Урок-практикум.
Презентация-«Традиции моей семьи»
|
23.01.2015
|
|
19.
|
Особенности
современной российской семьи.
|
1
|
Характеристика
современной семьи, ее особенности.
|
30.01.2015
|
|
20.
|
Изменение
отношений в семье.
|
1
|
Причины семейного неблагополучия. Кризисные
периоды брака. Конфликт в современной семье.
|
06.02.2015
|
|
21.
|
Конфликтные
семейные ситуации и меры профилактики.
|
1
|
Методы профилактики конфликтных ситуаций в семье.
|
13.02.2015
|
|
22.
|
Гендерные
характеристики личности.
|
1
|
Гендерные
характеристики личности.
|
20.02.2015
|
|
23.
|
Перемены
в жизни человека.
|
1
|
Как
правильно относится к переменам в жизни.
|
27.02.2015
|
|
24.
|
Права и
обязанности родителей и детей.
|
1
|
Права и
обязанности родителей и детей.
|
06.03.2015
|
|
25.
|
Стили
семейного воспитания. Родительские директивы.
|
1
|
Стили
семейного воспитания. Родительские директивы.
|
13.03.2015
|
|
26.
|
Отцовская
и материнская любовь.
|
1
|
Отцовская
и материнская любовь. Роль обеих родителей в воспитании детей.
|
20.03.2015
|
|
27.
|
Гендерный
подход к воспитанию детей.
|
1
|
Гендерный
подход к воспитанию детей.
|
03.04.2015
|
|
28.
|
Проблемная
семья: специфика воспитания.
|
1
|
Особенности
семейного воспитания в семье с различным достатком..
|
10.04.2015
|
|
29.
|
Православие
о браке и семье.
|
1
|
Православие
о браке и семье.
|
17.04.2015
|
|
30.
|
Мусульманский
брак: традиционное и современное.
|
1
|
Мусульманский
брак: традиционное и современное.
|
24.04.2015
|
|
31.
|
Проблемы
родительства в депопулирующей России.
|
1
|
Проблемы
родительства в депопулирующей России.
|
08.05.2015
|
|
32.
|
Воспитательный
потенциал современной семьи.
|
1
|
Воспитательный
потенциал современной семьи.
|
15.05.2015
|
|
33.
|
Семейное
право.
|
1
|
Права и
обязанности родителей и детей.
|
22.05.2015
|
|
34.
|
Зачет по
курсу «Семьеведение» группа №1.
|
1
|
Зачет по
курсу «Семьеведение» группа №1.
|
29.05.2015
|
|
35.
|
Зачет по
курсу «Семьеведение» группа №2.
|
1
|
Зачет по
курсу «Семьеведение» группа №2.
|
29.05.2015
|
|
В
связи с тем, что 1 урок приходится на 1 мая, выходной день, то объединены
уроки- Зачет по курсу «Семьеведение» группа №1 и
Зачет по курсу «Семьеведение» группа №2.
Список
используемой литературы.
1. Азаров Ю.П.
Семейная педагогика. М., 1985.
2. Вершинин В.Н.
Домашнее воспитание. Чебоксары, 1998.
3. Зверева О.Л.,
Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
4. Куликова Т.А.
Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
5. Миньковский
Г.М. О воспитательном потенциале семьи. М., 2000.
6. Панкова Л.М. У
порога семейной жизни. М., 1991.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.